Научная статья на тему 'МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕТЕРМИНАНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова С. А.

В работе анализируются вопросы детерминирования востребованности специалиста, его конкурентоспособности морально-нравственными качествами личности, стоящими над требованиями профессии. С психолого-педагогических и социально-экономических позиций на основе теоретического анализа и обобщения научных данных, а также на основе результатов эмпирических исследований обоснована правомерность постановки и обеспечено достижение цели исследования: определить спектр морально-нравственных качеств, выступающих детерминантами востребованности специалистов, и раскрыть причину указанно детерминационного значения этих качеств. Основным результатом, изложенным в работе, является констатация научного факта о том, что морально-нравственные качества правомерно рассматривать как стратегическое и пролонгированное конкурентное преимущество специалиста, в значительной степени детерминирующее его востребованность на рынке труда и в процессе профессиональной деятельности. Именно эти качества обусловливают добросовестность конкуренции, взаимное доверие в коллективах; они практически во все времена и практически во всех обществах, реально или номинально, но признаются положительными, являются социально одобряемыми и, вероятно, отвечают ментальным особенностям россиян, по-прежнему склонных оценивать личность вначале по ее общечеловеческим качествам, а потом уж по профессиональным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хазова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL PERSONAL QUALITIES AS DETERMINANTS OF PERSONALITY COMPETITIVENESS

The paper analyzes the issues of determining the demand for a specialist, his competitiveness by the moral qualities of a person, standing above the requirements of the profession. Proceeding from the psychological, pedagogical and socio-economic positions, basing on theoretical analysis and generalization of scientific data, and the results of empirical research, the legitimacy of the statement is substantiated and the achievement of the research goal is ensured, namely: to determine the range of moral qualities that act as determinants of the demand for specialists, and to reveal the reason for the specified deterministic value of these qualities. The main result presented in the work is a statement of the scientific fact that moral qualities can be legitimately considered as a strategic and prolonged competitive advantage of a specialist, which largely determines his demand in the labor market and in the process of professional activity. It is these qualities that determine the integrity of competition, and mutual trust in teams. They are practically at all times and in almost all societies, actually or nominally, are recognized as positive, they are socially approved and, probably, correspond to the mental characteristics of Russians, who are still inclined to evaluate a person, first by his general human qualities, and only then by professional ones.

Текст научной работы на тему «МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Научная статья

УДК 37.032.34:159.923

ББК 74.005:88.3

Х 15

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-99-109

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

(Рецензирована)

Снежана Александровна Хазова

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

snkhazova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5652-6269

Аннотация. В работе анализируются вопросы детерминирования востребованности специалиста, его конкурентоспособности морально-нравственными качествами личности, стоящими над требованиями профессии. С психолого-педагогических и социально-экономических позиций на основе теоретического анализа и обобщения научных данных, а также на основе результатов эмпирических исследований обоснована правомерность постановки и обеспечено достижение цели исследования: определить спектр морально-нравственных качеств, выступающих детерминантами востребованности специалистов, и раскрыть причину указанно детерминационного значения этих качеств. Основным результатом, изложенным в работе, является констатация научного факта о том, что морально-нравственные качества правомерно рассматривать как стратегическое и пролонгированное конкурентное преимущество специалиста, в значительной степени детерминирующее его востребованность на рынке труда и в процессе профессиональной деятельности. Именно эти качества обусловливают добросовестность конкуренции, взаимное доверие в коллективах; они практически во все времена и практически во всех обществах, реально или номинально, но признаются положительными, являются социально одобряемыми и, вероятно, отвечают ментальным особенностям россиян, по-прежнему склонных оценивать личность вначале по ее общечеловеческим качествам, а потом уж по профессиональным.

Ключевые слова: морально-нравственные качества, востребованность специалиста, конкурентоспособность, детерминант, социальные факторы, личностно-психологические факторы, конкурентные преимущества.

Для цитирования: Хазова С.А. Морально-нравственные личностные качества как детерминанты конкурентоспособности личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 4(308). С. 99-109. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-99-109.

Original Research Paper

MORAL PERSONAL QUALITIES AS DETERMINANTS OF PERSONALITY COMPETITIVENESS

Snezhana A. Khazova

Kuban State University, Krasnodar, Russia

snkhazova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5652-6269

Abstract. The paper analyzes the issues of determining the demand for a specialist, his competitiveness by the moral qualities of a person, standing above the requirements of the profession. Proceeding from the psychological, pedagogical and socio-economic positions, basing on theoretical analysis and generalization of scientific data, and the results of empirical research, the legitimacy of the statement is substantiated and the achievement of the research goal is ensured, namely: to determine the range of moral qualities that act as determinants of the demand for specialists, and to reveal the reason for the specified deterministic value of these qualities. The main result presented in the work is a statement of the scientific fact that moral qualities can be legitimately considered as a strategic and prolonged competitive advantage of a specialist, which largely determines his demand in the labor market and in the process of professional activity. It is these qualities that determine the integrity of competition, and mutual trust in teams. They are practically at all times and in almost all societies, actually or nominally, are recognized as positive, they are socially approved and, probably, correspond to the mental characteristics of Russians, who are still inclined to evaluate a person, first by his general human qualities, and only then by professional ones.

Keywords: moral qualities, demand for a specialist, competitiveness, determinant, social factors, personal and psychological factors, competitive advantages.

For citation: Khazova S.A. Moral personal qualities as determinants of personality competitiveness // Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 4 (308). P. 99-109. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-4-308-99-109.

Введение. Востребованность специалиста - исток и основа его успешности, карьерного роста, зримое, системное свидетельство конкурентоспособности [1, 2, 3 и др.]. Признаками высокой востребованности в контексте конкурентоспособности личности является возможность быстрого трудоустройства в случае поиска работы и наличие опережающих предложений о работе; и актуальные, и опережающие предложения о работе поступают не только из ближнего профессионального круга, но и из-за его пределов (в географическом, статусном, узко-профессиональном планах); это происходит постольку, поскольку специалист является позитивно-известным, имеет положительную репутацию и/или авторитетные рекомендации в его пользу и т.п.; в процессе трудовой деятельности специалисту адресно создаются возможности для карьерного роста

ввиду заинтересованности в этом руководства и/или коллег и пр. [2, 4, 5 и др.].

Востребованность описанной степени зависит от комплекса характеристик личности: внешних (физических), внутренних (психологических). И внешние, и в большей степени внутренние характеристики, детерминирующие востребованность человека как специалиста, могут быть связанными с содержанием и спецификой профессиональной деятельности, а могут выходить за рамки требований профессии к работнику [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8 и др.].

Возникает закономерный вопрос: «Какие характеристики человека обеспечивают ему более позитивную репутацию, обусловливают выбор заинтересованных лиц в его пользу при равных профессиональных достижениях, уровнях компетентности и т.д.?» Иначе говоря, какие внепрофессиональные каче-

ства, характеристики, способности и т.д. обусловливают востребованность специалиста, его устойчивую успешность, пролонгированную конкурентоспособность. Поиск ответа на данный вопрос составил цель исследования, результаты которого изложены в данной статье.

Методы исследования. Процесс исследования осуществлялся комплексом теоретических и практических методов. Теоретические выводы делались на основе анализа и обобщения материалов научной литературы, публикаций в периодической печати, статистических материалов и сведений о вакансиях рекрутинговых агентств и т.п. Эмпирические сведения получены в рамках проведения (2011-2022 гг., г. Краснодар, г. Майкоп, г. Ставрополь и др.):

- анкетирования выпускников вузов (в общей сложности 200 чел.), молодых (стаж работы в среднем 3,6 лет, в общей сложности 68 чел.) и опытных (стаж работы в среднем 14,8 лет, в общей сложности 102 чел.) специалистов, работодателей (в общей сложности 32 чел.);

- экспертной оценки силами работников и руководителей различных организаций (состав и численность отражены при описании субъектов анкетирования); оценивалась важность, необходимость, ценность разных личностных качеств (в контексте того, насколько эти качества определяют выбор в пользу кандидата, обусловливают возможность построение с человеком конструктивных отношений и пр.).

Результаты исследования. В современных исследованиях педагогической, психолого-педагогической, социально-педагогической ориентированности вопросы признаков и детерминантов востребованности специалиста рассматриваются в разных аспектах. Наиболее интересными, в контексте избранной проблематики, аспектами являются: востребован-

ность специалиста как свидетельство его конкурентоспособности (Дж. Равен [8], Г.А. Чередниченко [5] и др.), самопрезентация как механизм обеспечения востребованности (С.А. Карасева [7]; Е.Б. Перелыгина, Н.А. Савичева [9]; И.П. Шкуратова [10] и др.), социальные факторы формулирования требований к специалистам (К.Н. Калашников, В.В. Шаров [4]; И.П. Попова [11] и др.), личностные качества, обусловливающие востребованность специалиста (Н.Г. Брюхова, С.В. Агафонова [12]; Г.В. Лебедева [13]; О.Л. Осадчук [14]; М.Н. Шарафутдинова,

Н.А. Низовских [13] и др.), причины указанного обусловливания (Е.В. Демкина [6]; Е.В. Тараканова [1] и др.). В исследованиях указанных и других ученых, а также в предыдущих публикациях автора (в частности, [2]) представлены научные знания, имеющие значение для данной работы и позволяющие достигнуть поставленной цели.

При определении интересующего нас комплекса характеристик необходимо учитывать разнородные внешние факторы (социальные), относящиеся и не относящиеся к профессиональной сфере. Они в той или иной степени определяют требования к личности специалиста и могут быть дифференцированы на

- социокультурные: ментальные (культура общества, государства, этноса; общественная мораль, «культурный код»), исторические (специфические установки, стереотипы, оценочные суждения и предпочтения, нормы и т.д., относящиеся к «веяниям времени»), государственные (нормы, обязанности, права и т.д., заданные законодательно);

- профессионально-культурные: нормы, правила, установки, относящиеся к области профессиональной этики; представления о должном и допустимом, а также недопустимом и невозможном для представителя конкретной профессии (относитель-

но поведения, общения, внешнего вида и т.д.);

- организационно-культурные: корпоративная культура («включает: философию, доминирующие базовые ценности организации (цели и средства), разделяемые сотрудниками нормы взаимоотношений, правила поведения и взаимодействия, социальный климат и психологическую атмосферу организации, поведенческие ритуалы» [7]); индивидуальные культуры (установки, ценности, представления, стереотипы и т.д.) сотрудников, прежде всего, руководителей и др. [2, 6, 7, 11, 13 и др.].

Перейдем к спектру характеристик личности, являющихся факторами востребованности, и зависящих от официальных и неофициальных требований со стороны трех вышеназванных групп внешних факторов. В данном контексте выделяются нижеприведенные личностные факторы востребованности специалиста, обусловленные их положительной оценкой со стороны потенциальных и реальных работодателей, коллег, потребителей.

(1) По результатам теоретического анализа научных источников выделяют: коммуникативную адекватность; благоприятный (пристойный в контексте ситуации взаимодействия) внешний вид, хорошее физическое самочувствие, настроение; эмпатию и сочувствие, спокойствие и уверенность в себе, искренность и доброжелательность, аккуратность, заинтересованность; порядочность, честность и надежность, вежливость, отзывчивость и коллективизм, инициативность и активность, креативность и ответственность, лояльность и верность; нравственность в целом, терпимость, оптимизм [2, 7, 9, 10, 14 и др.].

(2) По результатам эмпирических исследований выделяются две группы качеств, положительно оцениваемых:

- при трудоустройстве - честность и адекватность самооценки; лояльность относительно прошлых мест работы; ситуационная адекватность внешнего вида и манеры общения; заинтересованность и искренность; осознанная целеустремленность; трудолюбие, инициативность и др.;

- в процессе трудовой деятельности - гражданская активность; коммуникативная гибкость; трудолюбие и готовность к взаимопомощи; оптимизм, эмоциональная позитивность; целеустремленность; надежность и ответственность; толерантность; справедливость и честность; приверженность правилам и нормам этики (включая профессиональную).

(3) Из данных теории и практики можно сделать вывод о наличии конкурентных качеств личности мотивационно-волевой этимологии. Это готовность к риску, соревновательная направленность, стремление к лидерству и к победе, мотивация достижения успеха и др. [2, 3, 5, 8 и др.].

Дальнейшее обобщение теоретических результатов исследования позволяет дифференцировать личностные качества - внепрофессио-нальные факторы востребованности специалиста (его конкурентоспособности, как итога) в зависимости от сфер или характеристик личности:

1) внешне презентуемые физические - физическая форма, физическое состояние, внешний вид, манера одеваться;

2) внутренние психологические - морально-нравственные качества, характерологические свойства, общие способности;

3) внешне презентуемые коммуникативно-поведенческие - особенности вербальной и невербальной коммуникации (включая мимические особенности, тембр голоса, используемую лексику, типичные жесты и пр.), манера и стиль общения, поступки, поведенческие реакции, пр.

В соответствии с целью исследования уточним содержание второй из приведенных групп: определим спектр морально-нравственных качеств личности и их детерминацион-ное значение для конкурентоспособности личности. В данный спектр входят: порядочность, честность, надежность, ответственность, справедливость, верность; доброта, доброжелательность, толерантность, отзывчивость. Указанные качества определены важными факторами востребованности и в целом конкурентоспособности специалистов подавляющим большинством экспертов: количество выборов каждого из качеств варьировалось от 77% до 92%. Детерминационное значение этих качеств для востребованности и конкурентоспособности специалистов сформулировано на основе обобщения и контекстной интерпретации высказываний экспертов. При этом обобщенные формулировки повторно предлагались для экспертной оценки на предмет согласия/не согласия с ними; подтверждающее мнение опрошенных было высоко согласованным (коэффициенты конкордации варьировались от 0,79 до 0,87).

Кратко охарактеризуем ключевые морально-нравственные личностные качества - факторы востребованности специалистов.

Порядочность определяется как неспособность человека к поступкам, противоречащим нормам морали, руководствование в жизни этическими принципами конкретного общества, внутреннее принятие социальных ценностей и т.п.; в группу характеристик, с помощью которых определятся порядочность, включают честность и верность, надежность и ответственность и др., однако само качество не сводится ни к отдельным указанным признакам, ни к их совокупности, представляя собой нечто большее.

Надежность характеризует человека с позиции его готовности и

способности постоянно, точно, правильно выполнять обязанности, не нарушать данное слово, обещание; базируется на ответственности и дисциплинированности, самоконтроле и самоорганизации и пр.

Верность - качество, которое описывает через показатели его постоянства в чувствах и отношениях, неизменности ценностных ориен-таций, готовности отстаивать свои принципы, выполнять обязательства и т.п.

Честность определяется как правдивость и принципиальность, искренность перед другими и перед самим собой в отношении руководящих им мотивов; включает несколько аспектов, среди которых нас интересует один - склонность и способность человека излагать истину, не скрывать ее ни от окружающих, ни от себя самого.

Ответственность - сознательное соблюдение норм и принципов морали, правил жизнедеятельности; внутренняя готовность выполнять те или иные требования и решать задачи без юридически закрепленных обязательств и т.п.; выполняет функции внутренней_само-регуляции поведения; тесно связано с дисциплинированностью.

Согласно мнениям экспертов, ценность описанных выше качеств определяется тем, что обладающие им личности по возможности объективны в своих оценках, последовательны и непредвзяты в своих мнениях и отношениях. При выстраивании взаимодействия они не склонны преследовать исключительно собственные, эгоистические интересы, а учитывают интересы, потребности и пр. других заинтересованных лиц; от них не исходит опасность предательства, обмана, они «не подставят», в том числе путем невыполнения своих функций и задач или искажения реального положения дел и т.д. При этом порядочность, как интегральное качество, можно отнести к ментально-

и индивидуально-обусловленным ценностям: его высокую значимость эксперты обосновывали в высказываниях: «в конечном счете, именно (только) порядочный человек достоин уважения»; «когда рядом с тобой человек порядочный, жить и работать спокойнее». Важность ответственности и надежности восходит к ментальным («взятые обязательства необходимо выполнять, нельзя подводить доверившихся тебе», пословица «давши слово - держись, ...») и корпоративно-культурным («работать рядом с человеком, который не подводит, не перекладывает обязанности на других, готов принимать решения и т.п., и эффективнее, и комфортнее») внешним факторам. Аналогично, значимость верности, прежде всего, объясняется ментальными особенностями опрошенных: в данном контексте предательство всеми названо как, условно говоря, «самый большой грех», точнее, как «проступок, который не подлежит прощению»; причем это говорилось и относительно межличностного общения, и относительно делового взаимодействия. А корпоративно обусловленной можно считать значимость лояльности как производной верности. Значимость честности преимущественно имеет организационно-культурную детерминированность: в деловом плане ее пользу для работы назвали 75% экспертов-руководителей и 64% экспертов-специалистов (молодых и опытных). В индивидуально-культурном понимании ценность данного качества в окружающих признали все эксперты (100%), но с достаточно четкой установкой относительно «неприятной правды»: «озвучивать в тех случаях, если правда имеет принципиальное или жизненно важное значение»; это, в свою очередь, можно отнести к ментальным особенностям россиян.

Справедливость не в юридическом, а в нравственно-психологическом понимании - это беспристраст-

ное, непредвзятое отношение к кому-либо, оценка чего-либо независимо от того, кем или чем является оцениваемое явление для субъекта. При этом, очевидно, справедливый человек, живущий по принципу «соответствия морали и закона», в определенных условиях руководствуется и юридическими, и социальными аспектами справедливости: в контексте соразмерности поступка и награды/наказания за него; с точки зрения равенства всех перед законом и т.п. Положительная оценка данного качества определяется, в числе прочего, тем, что оно гарантирует отсутствие необоснованных притязаний специалиста в области каких-либо поощрений. Кроме того, справедливый человек по возможности старается обеспечить вокруг себя «пространство справедливости», что становится немаловажным фактором установления конструктивного общения, взаимодействия в коллективе, обеспечивает профилактику протестных настроений и т.п. Главными внешними факторами, ввиду которых ценится справедливость, являются ментальные («запрос на справедливость» многие исследователи называют типической чертой российского менталитета, [6]), хотя в данном аспекте важны и корпоративно-культурные основания. Обобщенное мнение по этому поводу можно сформулировать примерно так: «чувствуешь безопасность, а также уважение к себе, свою ценность тогда, когда и руководители, и коллеги - люди справедливые».

Доброта - отзывчивость, доброжелательность, дружеское и душевное расположение к людям, желание и готовность делать добро окружающим, стремление помочь и т.д. Данное качество во всех своих проявлениях, ипостасях, «отвечает» за морально-психологический климат в коллективе, за чувство доверительности, ощущение спокойствия, возможности получить

помощь при необходимости и т.д. В результате производственный коллектив становится не только рабочей командой, но и дружественной группой, в которой преобладает позитивный настрой. На наш взгляд, подкрепленное мнением экспертов, данное качество как детерминант востребованности специалиста имеет сугубо ментальную этимологию: во-первых, более половины экспертов (58,7%) те или иные его составляющие (а именно, отзывчивость, готовность помочь) включили в содержание порядочности, во-вторых, «когда ты среди добрых (доброжелательных и пр.) людей, чувствуешь себя спокойнее», «доставляет радость и удовольствие возможность общаться, работать в коллективе, в котором царит доброта /доброжелательность и т.п./».

Толерантность характеризует человека с позиции доброжелательности и уважительного отношения к окружающим, независимо от наличия различий по каким-либо признакам (предпочтениям, взглядам, традициям и обычаям и пр., обусловленным национальной, религиозной иной культурной принадлежности; сегодня актуальна постановка вопроса о границах толерантности); опирается на понимание и доброжелательное принятие определенных отличительных особенностей, признание человека как основной ценности гуманистического общества, на уважение человеческого достоинства. Данное качество обеспечивает возможность каждому из окружающих почувствовать свою равнозначность остальным членам коллектива, ощутить уважительное отношение к своим мнениям, позициям, желаниям и т.д., то есть отвечает индивидуально-личностным потребностям («чувство собственной значительности»). Кроме того, толерантный человек изначально способен беспристрастно анализировать разные, порой противоречащие друг другу позиции, способы реше-

ния задач, мнения о факторах профессионального успеха и т.д., этим объясняется корпоративно-культурная ценность данного качества. Ментально обусловленная ценность толерантности, в понимании ее как уважительного и/или терпимого отношения к отличиям, подтверждается экспертными мнениями типа «все люди разные, и во многих случаях взаимодействия это нужно помнить, иначе общаться неприятно и дело может пострадать». Более того, для российского менталитета толерантность можно считать естественной, поскольку само существование различий между людьми осознается как закономерность, и учет своеобразия определяется как обязательная норма жизни. Это, в частности, зафиксировано в пословицах и поговорках («на вкус и цвет товарищей нет», «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» и т.п.).

Существующие научные теории и результаты собственных исследований позволяют объяснить механизм детерминирования востребованности специалиста (его конкурентоспособности в целом) внепрофессиональными личностными качествами с экономическо-управленческих позиций. Согласно классическим представлениям, более высокие социально-профессиональные рейтинговые позиции человека в трудовой сфере, возможности победы над соперниками в конкурентных условиях достигаются благодаря наличию конкурентных преимуществ, то есть выгодных (в конкретной ситуации) отличий субъекта от соперников [1, 2, 3, 9 и др.]. У человека, специалиста как субъекта экономических отношений, экономических рынков (в частности, рынка труда), основная масса таких преимуществ относится к сфере его личности, к области внутренних ресурсов и потенциалов - интеллектуальных, операциональных, морально-волевых, личностно-психологических и т.д.

Очевидно, что в разных конкурентных ситуациях значимыми, полезными и поэтому востребованными становятся различные качества.

В свою очередь, различаться конкурентные условия могут по субъектам и предметам конкуренции, ее целям, профессиональной и социальной среде, в которой происходят конкурентные взаимодействия и др. Детальное монографическое исследование, проведенное по данной проблематике в 2009-2011 гг. (в рамках докторской диссертации, [2]) и продолженное в частных исследованиях периода 2012-2022 гг., позволило констатировать следующее.

1. Морально-нравственные качества детерминируют востребованность специалиста в разных ситуациях конкурентного взаимодействия, являясь причиной положительной оценки его личности: при поиске работы (надежность, ответственность и др.), в отношениях с руководством (надежность, порядочность, верность и др.), в отношениях с коллегами (честность, порядочность, толерантность и др.), в отношениях с потребителями (доброта, честность, ответственность и др.).

2. Личностные факторы востребованности специалистов (качества личности - детерминанты конкурентоспособности) варьируются не только для представителей разных профессий, но и для работников, стоящих на разных ступенях карьерной лестницы, для субъектов труда с разным стажем профессиональной деятельности, в некоторых случаях - для жителей разных регионов страны.

3. Важно: (а) разные группы личностных качеств вариабельны в различной степени, это зависит от того, какую «пользу» в конкретных условиях они приносят имиджу и репутации человека; (б) в наименьшей степени варьирует значимость морально-нравственных качеств как факторов востребованности - и во

времени, и в «пространстве» разных видов труда.

Еще раз зафиксируем: морально-нравственные качества личности, будучи детерминантами востребованности специалиста (и его конкурентоспособности в целом), в наименьшей степени, по сравнению с другими группами личностных качеств, варьируются по своей значимости и составу для субъектов труда с разным стажем работы и содержанием профессиональной деятельности. Образно говоря, «хороший человек - это не профессия», однако наличие морально-нравственных качеств (как ведущего атрибута «хорошего человека») является весомым условием того, что человек окажется востребованным в своей профессиональной ипостаси. На этих качествах обязательно фиксируется внимание работодателей, руководителей, коллег, потребителей; благодаря их позитивной оценке человек может найти работу и, далее, повысить профессиональный статус, что в конечном итоге позволит ему совершенствоваться и стать высококвалифицированным специалистом, развивать конкурентоспособность. Можно сделать вывод, что морально-нравственные качества правомерно рассматривать как стратегическое и пролонгированное конкурентное преимущество специалиста, в значительной степени детерминирующее его востребованность на рынке труда и в процессе профессиональной деятельности.

Заключение. Востребованность специалиста неразрывно связана с феноменом конкуренции и конкурентоспособности. Конкуренция - это «борьба» за первенство, состязание за какой-либо ресурс. Конкурентоспособность - это способность человека одерживать победу в конкурентных взаимодействиях (в условиях состязательности, соревновательности, соперничества) благодаря наличию конкурентных качеств. Конкурентные качества -

это те качества специалиста, которые дают ему личностные преимущества перед соперником, либо в конкретной ситуации конкурентного взаимодействия, либо пролонги-рованно, либо постоянно, всегда [2, 3, 7, 13 и др.].

Традиционно, когда ведут речь о конкурентоспособности человека, его оценивают как специалиста, в связи с чем конкурентные качества определяют в профессиональном поле. Однако существуют научно обоснованные суждения относительно не связанных с профессией конкурентных качеств, исходящих из сущности самой конкуренции как явления, а также из сущности человека как субъекта социума и из общественного устройства жизни.

Первые, мотивационно-волевые, качества характеризуют, скорее, конкурентную ориентацию личности. Это: стремление к успеху, к победе, к лидерству; готовность к риску и соревновательный азарт; активность, инициативность и мобильность; целеустремленность и настойчивость; амбициозность и т.д. Указанные и подобные им (или сопряженные с ними) личностные качества проявляются непосредственно в конкурентных ситуациях. Кроме того, они необходимы для детерминирования стремления к участию в конкурентных взаимодействиях; в любом случае, это - качества-«спринтеры».

Вторые, морально-нравственные, качества обеспечивают пролонгированную востребованность специалиста; это - качества-«стайеры». Их детерминационное для востребованности (читай - конкурентоспособности) значение связано с тем, что они:

1) обусловливают добросовестность конкуренции, отвечают за соблюдение правил «честной борьбы», поскольку каждый предпочитает взаимодействовать (хоть конкурентно, хоть кооперативно) с человеком, со стороны которого не ожидают обмана, предательства, с

одной стороны, и рассчитывают на помощь при необходимости, на моральную поддержку и т.п., с другой стороны;

2) относятся к числу тех личностных характеристик, которые практически во все времена и практически во всех обществах, реально или номинально, но признаются положительными, являются социально одобряемыми, поскольку изначально, базово их ценность определяется социальной сущностью человека, общественным, коллективным устройством человеческой цивилизации;

3) вероятно, отвечают ментальным особенностям россиян, по-прежнему склонных оценивать личность вначале по ее общечеловеческим качествам, а потом уж по профессиональным.

Сделанные выводы открывают поле дальнейших исследований. В частности, планируется изучение вопросов относительно того, каким образом те или иные показатели внешних социальных факторов востребованности специалистов определяют детерминационное значение морально-нравственных качеств личности. Интерес представляет знание о том, какие конкретно морально-нравственные качества востребованы сегодня ввиду специфики ситуации исторического развития России, цивилизации в целом и насколько правомерно соответствующие выводы распространять на другие государства и общества. Целесообразно определение сходства и различия в рейтинге морально-нравственных качеств у представителей разных профессий и выяснение причин возможных различий. Наконец, возможно расширение предмета названных исследований за пределы морально-нравственных качеств и изучение остальных внутренне-психологических, а также внешне презентуемых физических и коммуникативно-поведенческих детерминантов востребованности специалистов.

Примечания:

1. Тараканова Е.В. Социальная детерминация компетентности: производственно-функциональный подход // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 3(47). С. 138-141.

2. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Майкоп, 2011. 695 с.

3. Шарафутдинова М.Н., Н.А. Низовских Психологическая готовность к управлению и саморегуляция поведения как компоненты потенциальной конкурентоспособности учащихся старших классов // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14, № 4. С. 72-80.

4. Калашников К.Н., Шаров В.В. Трудовые отношения в России: между партнёрством и конфронтацией // Социологические исследования. 2017. № 4(396). С. 73-81.

5. Чередниченко Г.А. Положение на рынке труда выпускников вузов (по данным опроса Росстата) // Социологические исследования. 2018. № 11(415). С. 95-105.

6. Демкина Е.В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2013. 520 с.

7. Карасева С.А. Формирование готовности будущих бакалавров-менеджеров к самопрезентационной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2013. 256 с.

8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.

9. Перелыгина Е.Б., Савичева Н.А. Развитие имиджа и личностной устойчивости руководителя // Человеческий капитал. 2015. № 1(73). С. 51-53.

10. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФу, 2009. 192 с.

11. Попова И.П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101-112.

12. Брюхова Н.Г., Агафонова С.В. Человечность и креативность в нравственном развитии молодежи // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 1. С. 39-61.

13. Лебедева Г.В. Воспитание культуры конкурентных взаимодействий у обучающихся колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2015. 188 с.

14. Осадчук О.Л. Психологические механизмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 3. С. 115-126.

References:

1. Tarakanova, E.V. Social impact on competence: production and functional approach // Bulletin of Saratov State Socio-Economic University. 2013. No. 3(47). P. 138-141.

2. Khazova S.A. Development of a competitive personality in the education system: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree: 13.00.01, 13.00.08. Maikop: Adyghe State University, 2011. 695 pp.

3. Sharafutdinova M.N. Nizovskikh N.A. Psychological readiness for management and self-control of behavior as components of the potential competitiveness of senior pupils // Education and self-development. 2019. Vol. 14. No. 4. P. 72-80.

4. Kalashnikov K.N., Sharov V.V. Labor relations in Russia: between partnership and confrontation // Sociological research. 2017. No. 4(396). P. 73-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Cherednichenko G.A. The situation on the labor market of university graduates (on the materials of the Russian Statistics Committee survey) // Sociological research. 2018. No. 11(415). P. 95-105.

6. Dyomkina E.V. Designing the educational process of the university based on the mental characteristics of modern Russian students: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree: 13.00.01. Maikop: Adyghe State University, 2013. 520 pp.

7. Karaseva S.A. Formation of the readiness of future bachelor-managers for self-presentation activity: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Makhachkala, 2013. 256 pp.

8. Raven J. Competence in modern society: identification, development and release. M.: Kogito-Centre, 2002. 396 pp.

9. Perelygina E.B., Savicheva N.A. Development of the image and personal sus-tainability of the leader // Human capital. 2015. No. 1(73). P. 51-53.

10. Shkuratova I.P. Self-presentation of personality in communication: a monograph. Rostov-on-Don: Publishing house of YuFU, 2009. 192 pp.

11. Popova I.P. Formation of a career start in sciences: the influence of family and social context // Sociological research. 2021. No. 12. P. 101-112.

12. Bryukhova N.G., Agafonova S.V. Humanity and creativity in the moral development of youth // Russian Journal of Psychology. 2017. Vol. 14. No.1. P. 39-61.

13. Lebedeva G.V. Education of culture of competitive interactions among college students: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. Maikop, 2015. 188 pp.

14. Osadchuk, O.L. Psychological mechanisms of formation of professional reliability of future teachers // Education and self-development. 2021. Vol. 16. No. 3. P. 115-126.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 02.10.2022; одобрена после рецензирования 16.10.2022; принята к публикации 30.10.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 02.10.2022; approved after reviewing 16.10.2022; accepted for publication 30.10.2022.

© Хазова С.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.