Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / STRATEGY / STRATEGIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунов А.В., Лабузова В.П.

В данной статье проведен теоретический анализ понятия «конкуренция» и дана характеристика конкурентоспособности. Рассмотрены подходы к определению этих понятий Б. А. Райзберга, А. С. Булатовой, М. А. Баташева и Э. А. Баташевой, С.Г. Светунького, Т.Н. Парамоновой. Определены задачи формирования и разработки стратегии повышения конкурентоспособности. Выявлены факторы создания стратегии повышения конкурентоспособности и основные положения конкурентоспособности как фактора стратегического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS A FACTOR OF STRATEGIC DEVELOPMENT

In this article, a theoretical analysis of the concept of "competition" is carried out and a characteristic of competitiveness is given. Approaches to the definition of these concepts are considered by B. A. Raizberg, A. S. Bulatova, M. A. Batashev, and E. A. Batasheva, S. G. Svetunky, T.N. Paramonova. The objectives of the formation and development of strategies to improve competitiveness. The factors of creating a strategy to improve competitiveness and the main provisions of competitiveness as a factor of strategic development are identified.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК. 304.5

Сапунов А.В., к.э.н.

доцент Лабузова В.П. студент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий-

ИМСИТ Россия, г. Краснодар

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация: В данной статье проведен теоретический анализ понятия «конкуренция» и дана характеристика конкурентоспособности. Рассмотрены подходы к определению этих понятий Б. А. Райзберга, А. С. Булатовой, М. А. Баташева и Э. А. Баташевой, С.Г. Светунького, Т.Н. Парамоновой. Определены задачи формирования и разработки стратегии повышения конкурентоспособности. Выявлены факторы создания стратегии повышения конкурентоспособности и основные положения конкурентоспособности как фактора стратегического развития.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, конкурентоспособность предприятия, стратегия, стратегическое развитие.

Sapunov A. V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Academy of Marketing and social information technology - IMSIT

Krasnodar, Russia Labuzova V.P. student

Academy of Marketing and social information technology - IMSIT

Krasnodar, Russia COMPETITIVENESS AS A FACTOR OF STRATEGIC DEVELOPMENT Annotation: In this article, a theoretical analysis of the concept of "competition" is carried out and a characteristic of competitiveness is given. Approaches to the definition of these concepts are considered by B. A. Raizberg, A. S. Bulatova, M. A. Batashev, and E. A. Batasheva, S. G. Svetunky, T.N. Paramonova. The objectives of the formation and development of strategies to improve competitiveness. The factors of creating a strategy to improve competitiveness and the main provisions of competitiveness as a factor of strategic development are identified.

Keywords: competition, competitiveness, enterprise competitiveness, strategy, strategic development.

Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты [5, с. 7].

Б. А. Райзберг в «Современном экономическом словаре» приводит следующее определение конкурентоспособности предприятия: «конкурентоспособность фирмы, компании - способность состязаться с рыночными конкурентами, производящими аналогичные товары и услуги, обычно отражается в рейтинговых оценках» [8, с. 157]. А. С. Булатов считает конкурентоспособность фирмы понятием относительным. По его мнению, она может быть «выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках)» [2].

М. А. Баташева и Э. А. Баташева в своей статье приводят множество определений «конкурентоспособности предприятия» [1]. Одно их них дано Светуньковым С. Г.: «Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов».

Т. Н. Парамонова считает, что конкурентоспособность является интегрирующим показателем, который определяется тремя факторами: конкуренцией, конкурентными преимуществами и конкурентными стратегиями. Она определяет конкуренцию как «процесс использования субъектами рынка своих отличительных преимуществ в борьбе между собой в условиях внешней среды за ограниченные ресурсы покупателя» [7, с. 6]. Таким образом, рассмотрев определения, данные в различных источниках, можно сделать вывод, что все они схожи между собой по смыслу.

Все компании в настоящее время осознают, что для получения перспектив развития и успешного функционирования необходимо не сиюминутное получение прибыли, а выработка стратегии, нацеленной на повышение конкурентоспособности предприятия с долгосрочной и прибыльной деятельностью предприятия [11].

Для успешной деятельности предприятий необходимо быстрое реагирование к стремительно изменяющимся факторам внешней и внутренней среды. Поэтому, именно задача формирования и разработки стратегии повышения конкурентоспособности особо остро стоит перед управленческим персоналом. Прежде чем создавать стратегию повышения конкурентоспособности необходимо четко определить какую цель хочет достигнуть руководство предприятия. При этом, самым важным будет

являться умение быстро и без промедлений определить и воспользоваться своими сильными сторонами. Именно на свои преимущества и сильные стороны должен делаться упор при разработке своей конкурентной стратегии.

В нынешнее время в России конкуренция набирает все большие обороты, поэтому каждый директор и управляющий предприятием пытается изыскать все новые способы и ухищрения по повышению своей конкурентоспособности и обеспечению стабильной и прибыльной работы компании.

С целью получения устойчивых конкурентных преимуществ компании вынуждены искать новые формы организации своего бизнеса. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность бизнеса, является активное использование инновационных технологий производства, что повлечет за собой становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды [10].

Конкурентоспособность как фактор стратегического развития должна начинать свое развитие с оценки своих возможностей, а также угроз и рисков, с которыми мы можем столкнуться [6, с. 221]. Множество факторов может повлиять на положение фирмы и выработку конкурентной стратегии, среди которых можно выделить несколько главных:

- особенности рынка, на котором предприятие осуществляет свою деятельность;

- политическое напряжение и ситуация, косвенно или прямо влияющая на вас, ваших поставщиков, потребителей или ваш рынок в целом;

- государственное регулирование и давление в вашем сегменте рынка;

- настроение и поведение негосударственных организаций, осуществляющих влияние и свою деятельность на целевом рынке;

- вместимость рынка по определенным целевым продуктам;

- возможности повышения конкурентоспособности нашей компании;

- количество и сила наших конкурентов.

При исследовании возможности повышения конкурентоспособности первым делом необходимо провести анализ нашего маркетинга (определить насколько эффективны наши способы и точки продаж, имеется ли доступ у клиентов к техническому обслуживанию и дополнительным услугам), вычислить процент новейших технологических и информационных разработок, внедренных в производство, уровень квалифицированности персонала, уровень организации производственного процесса, оценку каналов сбыта и надежности своих поставщиков [9, с. 199]. Повлиять на выбор стратегии также могут и компании, выпускающие товары -заменители. При анализе внешних угроз обязательно должно учитываться влияние таких компаний, могут ли они неблагоприятно воздействовать на ценовую

политику, разыгрываемую в отрасли, будут ли опережать нашу компанию в деле обновления ассортимента продукции.

Также, большой угрозой для компании может стать появление конкурирующих с нами предприятий. Однако, здесь все будет зависеть от барьеров, которые есть по пути входа в целевой сегмент рынка, потому как делиться или отдавать свою часть рынка своим новым конкурентам никто не будет. Кроме того, повлиять на предприятие могут и поставщики, так как они могут оказывать определенное давление, которое проявляется при появлении следующих фактов: если предприятию тяжело найти и сменить нового поставщика; если сырье, поставляемое поставщиком, имеет большое значение при производстве; если есть большая дифференциация продукции; если у поставщика нет конкуренции на своем рынке; если предприятие не является одним из приоритетных клиентов поставщика

Влиять на конкуренцию также могут и потребители рынка. Это происходит, если: продукция на рынке имеет малую дифференциацию или вообще ее не имеет и является однотипной; покупателями являются, в основном, небольшое количество оптовиков; продукция используется покупателями как производное своей продукции, но не имеет большой для них значимости; соотношение цена/качество продукции не соответствует ожиданиям покупателей. При анализе этих данных проводится исследование покупателей и выясняется следующее: их финансовое состояние; их расположение; уровень удовлетворенности ценами; объем и количество закупок и др. Потребители являются тем фактором, находящимся в постоянном движении, который заставляет фирмы безостановочно изучать и анализировать их настроения и желания для полного удовлетворения запросов [4, с. 278].

Одним из самых важных факторов при создании своей стратегии повышения конкурентоспособности является предсказание таких неприятных явлений, с чем они связаны и возможен ли быстрый выход из сложившейся ситуации. Если сложится такая ситуация, что конкуренты начинают покидать сегмент рынка, в котором происходила конкуренция, то у компании появляется возможность стать одной из немногих компаний, которая решила переждать кризис. Такое развитие ситуации может позволить в будущем, после выхода из спада, стать серьезным и крупным игроком в своей отрасли [3, с. 129].

Таким образом, в современной экономике существует множество стратегий повышения конкурентоспособности предприятия, а также бесчисленное количество критериев, которые, безусловно, будут влиять на выбор и формирование стратегии, которая в наибольшей степени будет подходить именно нашему предприятию.

Конкурентоспособность как фактор стратегического развития - это, прежде всего, системный подход работы, при котором учитываются такие факторы, как: наличие и сила конкуренции в целевой отрасли; анализ позиции предприятия на рынке; исследование поставщиков и потребителей

товаров; перспектива развития целевого рынка.

Использованные источники:

1. Баташева М. А., Баташева, Э. А. Конкурентоспособность предприятия: сущность и способы ее эффективного повышения // Молодой ученый. -2015. - №21. - С. 355-358.

2. Булатов А. С. Экономика [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uchebnik-online.com/122/353.html (дата обращения : 01.05.2017).

3. Кудрявцев Е.М. Организация, планирование и управление предприятием / Е.М. Кудрявцев. - М. : АСВ, 2011. - 416 c.

4. Лукичева Л.И. Управленческие решения : учебник / Л.И. Лукичева. - М. : Омега-Л, 2014. - 383 с.

5. Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал унта, 2014. - 194с.

6. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика : Учебное пособие / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Н.Д. Эриашвили. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 511 c.

7. Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли : учебное пособие / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк. - М. : КНОРУС, 2016. - 120 с.

8. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг и др. ; Под общ. ред. Б. А. Райзберга. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 512 с.

9. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 296 c.

10. Сапунов А.В., Захаржесвкая Д.А. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности экономики, Форум молодых ученых, https://forum-nauka.ru/ 5(21), 2018 г. с 131-135.

11. Сапунова Т.А., Журавлев А.В., Повышение конкурентоспособности продукции на основе средств и методов управления качеством. Форум молодых ученых, https://forum-nauka.ru/ 5(9), 2017 г. с 1885-1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.