Научная статья на тему 'Конкурентоспособность Хабаровского края и региональная политика'

Конкурентоспособность Хабаровского края и региональная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюйзен Е. Ю.

Для динамичного развития потенциала Хабаровского края необхо­дима четкая политика и стратегия, которые рассматривались бы в каче­стве концептуальной схемы, концентрирующейся на ключевых конку­рентных преимуществах края, а также на механизмах реализации этих преимуществ. Для эффективного управления конкурентоспособностью края необходимы общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, яв­ляется базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дюйзен Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность Хабаровского края и региональная политика»

димо развивать все схемы, позволяющие привлекать средства населения в жилищное строительство.

Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что первоочередной задачей всех организаций является обеспечение бесперебойного поступления инвестиций на финансирование жилищного строительства. Ипотечные жилищные кредиты, формируют дополнительный платежеспособный спрос на жилье и являются необходимым инструментом финансирования жилищного строительства и условием для запуска рыночных механизмов, лежащих в основе системы ипотечного жилищного кредитования. Только обеспечив опережающее финансирование жилищного строительства, можно будет выполнить задачу, поставленную Президентом страны по удвоению объёмов жилищного строительства.

Список литературы:

1. Сидоренко А.Д. Жилищная проблема и жилищная политика [Текст] / А.Д. Сидоренко, Е.А. Чефранова // Жилищное право. - 2006. - № 9. - С. 10-15.

2. Краткий статистический сборник «Жилищное строительство» Тюменской области 2009 г.

3. Статистические данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области 2009 г. «Жилищное строительство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tum-stat.gks.ru/digital/.

4. Статистические данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области 2009 г. «Уровень жизни населения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tum-stat.gks.ru/digital/.

5. Маричев A.B., Филихин Ю.Г. «Ипотека с точки зрения региона» [Текст] / A.B. Маричев, Ю.Г. Филихин. // Бизнес и банки. - М., 2005. - № 20. - С. 2-8.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

© Дюйзен Е.Ю.*

Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск

Для динамичного развития потенциала Хабаровского края необходима четкая политика и стратегия, которые рассматривались бы в качестве концептуальной схемы, концентрирующейся на ключевых конкурентных преимуществах края, а также на механизмах реализации этих

* Ассистент кафедры Экономики предприятия и менеджмента.

преимуществ. Для эффективного управления конкурентоспособностью края необходимы общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов.

Хабаровский край обладает рядом конкурентных преимуществ, которые могут быть использованы в процессе его социального и экономического развития. К ним относятся:

- транспортно-географическое положение, которое определяет роль региона как транзитного центра на Дальнем Востоке не только для транспортных перевозок, но и для телекоммуникационных связей;

- природно-ресурсный потенциал края, отличается не только разнообразием структуры, но и необходимыми предпосылками для его эффективного использования;

- относительно развитая (по меркам восточных районов) институциональная и хозяйственная инфраструктура;

- достаточно диверсифицированное промышленное производство и относительно сбалансированная структура экономики;

- достаточно высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения;

- сосредоточение в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре учреждений высшего образования, культуры, науки, что объективно делает Хабаровский край центром притяжения для большой части территорий Дальнего Востока;

- традиционная открытость Хабаровского края, наличие контактов со странами Азиатско-Тихоокеанского региона особенно со странами Северо-Восточной Азии в области экономики, торговли, культуры, науки, образования, туризма, спорта, общественных и гуманитарных обменов;

- наличие значительного свободного экологически чистого пространства.

Эти потенциальные преимущества в значительной степени используются краем. Однако интенсификация их использования на благо социального и экономического развития края предполагает выполнение также и ряда условий, характеризующих функционирование внешней для самого края среды.

В разработанном SWOT-aнaлизe факторов социально-экономического развития края приводятся как сильные, так и слабые стороны, преимущества и угрозы развития на долгосрочную перспективу.

Для удержания конкурентных преимуществ, ликвидации слабых сторон и возможных угроз с целью повышения конкурентоспособности Хабаровского края, необходима разработка стратегии развития и грамотно построенная политика, направленная на достижение стратегических целей.

Таблица 1

SWOT-анализ факторов социально-экономического развития Хабаровского края

Сильные стороны Слабые стороны

1. Экономико-географическое положение: - близость к рынкам сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Северо-Восточной Азии (СВА); - большая транспортно-транзитная емкость, обеспеченная сравнительно развитой магистральной транспортной сетью. 2. Наличие богатого по структуре и масштабам природного потенциала. 3. Высокая обеспеченность территориями для хозяйственного развития. 4. Наличие диверсифицированного экономического комплекса. 5. Приток капитала национальных финансово-промышленных групп и международных корпораций в экономику края. 6. Высокий образовательный ценз населения. 7. Наличие развитой системы профессионального образования. 8. Политическая и социальная стабильность. 1. Чрезмерно большое экономическое расстояние по отношению к наиболее заселенным и экономически развитым регионам европейской части Российской Федерации. 2. Нерациональное использование потенциала природных ресурсов. 3. Недостаток территорий для сплошного хозяйственного освоения, в том числе большая доля северных территорий, нехватка сельскохозяйственных угодий и пашни, экстремальные климатические условия на большей части региона. 4. Сравнительно низкая конкурентоспособность обрабатывающего сектора промышленности и сельского хозяйства, в том числе из-за высоких энергетических тарифов и транспортных издержек. 5. Недостаточный уровень развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры. 6. Сокращение численности населения. 7. Сравнительно низкий уровень жизни.

Возможности Угрозы

1. Формирование эффективной государственной региональной социально-экономической политики: - создание специальных экономических, социальных и финансовых стимулов развития экономики и бизнеса в ДФО; - создание механизма активной инвестиционной политики в отношении ДФО; - стимулирование привлечения и закрепления экономически активного населения. 2. Формирование территориальных зон транс-портно-промышленного развития на Дальнем Востоке, в том числе формирование про-мышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока, создание контактной зоны с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии, а также интенсивного развития Северного широтного экономического пояса с созданием интегрированных производственно-транспортных зон. 3. Обслуживание международных гранспорт-но-энергетических коридоров и инфраструк-турно-инженерных проектов. 1. Превращение края в сырьевой придаток развивающихся стран Северо-Восточной Азии. 2. Демографическое опустынивание территории в связи с разрушением населенческого потенциала, миграционным оттоком. 3. Потеря трудового потенциала (старение кадров, отток квалифицированных работников из-за увеличивающегося разрыва в уровне и качестве жизни с европейскими регионами Российской Федерации). 4. Резкое увеличение вероятности экологических и природных катастроф, в том числе из-за прогрессирующих трансграничных загрязнений бассейна р. Амура, лесных пожаров и так далее. 5. Высокий уровень криминогенное™, в том числе в экономике.

Анализ политики в области долгосрочного развития показал, что главной целью является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Следующей целью является формирование на территории края конкурентоспособного в контексте инновационной стратегии развития российской экономики хозяйственного комплекса. Конкурентоспособная экономика будет являться фундаментом динамичного и комплексного развития края в предстоящей перспективе.

Третьей целью является достижение стабильной и эффективной с точки зрения прироста совокупного дохода в регионе интеграции в систему мирохозяйственных связей в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.

Важной задачей также является выращивание и имплантирование в крае современных и адекватных задачам социально-экономического развития экономических и общественных институтов. Это будет способствовать формированию подлинно комфортного предпринимательского кли-мата, в частности, созданию условий для реализации на деле партнерства частного и государственного секторов экономики, общества и государства, общества и бизнеса.

Перечисленные выше стратегические цели, в свою очередь, выступают в качестве отправных точек формирования частных стратегий (политик): экономической, социальной, внешнеэкономической, экологической и пространственной и так далее.

Следует отметить, что основным инструментом реализации стратегических целей в области экономического развития является региональная социально-экономическая политика.

Ключевыми принципами и направлениями социально-экономической политики края являются:

- формирование среднего класса с уровнем доходов не менее шести прожиточных минимумов, снижение уровня бедности населения;

- формирование условий по развитию образования, медицинского обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства; улучшению экологической обстановки;

- развитие кадрового потенциала, сокращение дефицита квалифицированных кадров;

- создание благоприятного инвестиционного климата в крае, принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности отраслей экономики;

- устранение инфраструктурных ограничений: повышение эффективности и надежности энергетической системы, совершенствование структуры топливного баланса, развитие транспортной системы, современных видов связи;

- развитие малого и среднего предпринимательства, снижение уровня административных барьеров, препятствующих вхождению на рынок, содействие развитию предпринимательских структур;

- содействие развитию рыночных и финансовых институтов, финансовой инфраструктуры и т.д.

Основным приоритетом является формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей и закрепления проживающего и прибывающего населения, что является, как отмечалось выше, одной из наиболее приоритетных целей стратегического развития вообще.

При этом региональная экологическая политика (наиболее открытая из всех политик, ибо природные системы не восприимчивы к административным границам) в качестве основных целевых ориентиров должна включать:

- создание системы мер, обеспечивающих воспроизводство не только биологических ресурсов суши и моря, но и мер по охране и воспроизводству природных ландшафтов, что особенно актуально в районах проживания малочисленных народов Севера и Приамурья;

- формирование системы мер, обеспечивающих снижение антропогенного воздействия (загрязнение вод, почв, атмосферного воздуха), в том числе за счет утилизации отходов производства и потребления, негативных природных процессов (наводнения, лесные пожары и т.п.) на природную среду.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в целом долгосрочные перспективы развития экономики Хабаровского края определяются рядом причин. С одной стороны - современным социально-экономическим положением и местом края в едином народнохозяйственном комплексе России, ролью в сложившейся системе межрегиональных и внешнеэкономических связей; с другой - вероятными сценарными условиями, обусловливающими различные возможности модернизации региональной экономики, исходя из требований глобальных рынков.

На наш взгляд наиболее актуальным путем для Хабаровского края является переход на инновационный путь развития. Специфика экономики края такова, что обрабатывающие производства в основном имеют ограниченную конкурентоспособность. Основные причины этого - отдаленность рынков, отсталые технологии, высокие энергетические тарифы и транспортные расходы. Инновационные изменения позволят повысить эффективность обрабатывающих отраслей, увеличить объемы производимой в регионе валовой добавленной стоимости и нарастить валовой региональный продукт.

В условиях малолюдности территории, нарастания дефицита трудовых ресурсов и квалифицированных кадров инновационный характер развития экономики края по сути дела является безальтернативным. Внедрение инноваций в экономике и социальной сфере является главным фактором в решении проблем трудосбережения, повышения производительности труда, прироста валового регионального продукта и в конечном итоге обеспечения конкурентоспособности хозяйственного комплекса края.

Список литературы:

1. Воронцова, Л. С. Развитие малого предпринимательства на Дальнем востоке. Методологический аспект и региональные особенности / Л. С. Воронцова // Регионология. - 2007.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 // Собр. законодательства РФ. - 2004.

3. Шеховцева Л.С. Стратегическое целеполагание регионального развития: междисциплинарный подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - № 3.

4. Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. mega-mir. com/articles/ publications/section4238/element406436 (дата обращения 01.09.2010).

РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА (ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© Копаева Е.В.*

Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, г. Иваново

К началу нового столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения, обоснованные политикой рецентрализации России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных игроков. Определенная модель такого взаимодействия, обусловленная региональной спецификой, способна оказать существенное влияние не только на перспективы развития предпринимательской деятельности, но и региона в целом.

* Старший преподаватель кафедры. «Связи с общественностью, политология, психология и право».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.