по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источникам / И. П. Барсуков. - Хабаровск, 1999.
3. Государственный архив Иркутской области (ГАИО).
4. Российсшйгосударственныйвоенно-исторический архив (РГВИА).
5. Наймило, М. И. Развитие основ пограничной безопасности РФ вДФО / М. И. Наймило. - Хабаровск, 2003.
6. Прохоров, А. К вопросу о советско-китайской границе / А. Прохоров. - М., 1975.
7. Ремнев, А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX
- начала XX вв. / А. В. Ремнев. - Омск, 2004.
8. Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в. : сборник документов. -М., 1989.
9. Унтербергер, П. Ф. Военные инженеры в Восточной Сибири. Очерк с картой и ведомостью / П. Ф. Унтербергер // Военно-инженерный журнал. - СПб., 1887.1.
10. Шинковский, М. Ю. Геополитическое развитие Северной Пацифики (опыт системного анализа) / М, Ю. Шинковский, В. Г. Шведов, А. В. Волынчук. -Владивосток, 2007.
Международные экономические форумы - один из факторов ускоренного развития Дальневосточного региона
H.A. Думчева
В статье раскрывается значение международных экономических форумов дм будущего развития Дальневосточного региона и Хабаровского края.
Ключевые слова: форум, бизнес, Дальний Восток, экономика, регион, перспективы, сотрудничество, инновации, развитие.
Хабаровский край одним из первых регионов России начал проведение инвестиционных отраслевых конференций. После 2000 года в крае, как и в целом по России, была достигнута определенная стабилизация в экономике, социальной жизни. 1990-е годы выживания подарили не только демографические и рыночные реформы. Необходимо новое развитие, новый виток качественного совершенствования экономики не только Хабаровского края, но и всего Дальневосточного региона.
Настоятельная необходимость поддержания темпов развития социально-экономических систем Востока России, перспективы интеграции России и АТР послужили отправной базой для проведения ежегодных международных экономических встреч.
Работа Конгресса и каждого из фо-
румов нашла отражение в публикациях газет, журналов, информационных сборников. Но, вместе с тем, системное обобщение роли этих форумов отсутствует. Целью статьи является раскрытие их влияния на социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Хабаровского края в начале XXI века.
Если обратиться к истории развития Дальнего Востока, то увидим, что ещё в дореволюционный период в целях более глубокого изучения особенностей и возможностей Приамурского края проводились съезды сведущих людей. Инициаторами выступали генерал-губернаторы, активное участие принимала научная общественность Дальнего Востока и дальневосточные партийные и советские руководители.
В становление Российского Дальне-
Думчева Наталья Александровна - директор Дальневосточного учебно-методического центра повышения квалификации «Автомобилист» (г. Хабаровск). Тел.: (914) 401 00 05.
го Востока в разные периоды вносили свой труд такие государственные деятели, как Сергей Юрьевич Витте, Пётр Аркадьевич Столыпин, губернаторы этого края: Муравьёв-Амурский, Гроде-ков и другие [1].
Значительным событием в развитии Дальневосточного края было проведение в 1926 году Первой конференции по изучению производительных сил в городе Хабаровске - административном центре Дальневосточного края- В стране закончилась Гражданская война, повсеместно разворачивалось мирное строительство социализма. Необходимо было определить пути экономического развития Дальневосточного края, первоочередность решения задач с учётом ограничения финансовых средств и кадров.
В работе конференции приняли участие: Я.Б. Гамарник - председатель Дальревкома, Н.К. Кубяк - секретарь Далькрайкома партии; учёные и исследователи Дальнего Востока: В. К. Арсе-ньев, Б.А. Ивашкевич, П.И. Полевой, а также специалисты из центрального аппарата Советского Союза и Японии [2].
Первая конференция по изучению производительных сил Дальнего Востока практически положила начало широкому научному обсуждению, обоснованию и тесному сотрудничеству научных сил и практических работников по решению экономических проблем и перспектив развития края. Отдельные проблемы, поднятые конференцией, сохраняют актуальность и сейчас, в XXI веке.
Следующим этапом обобщения, сделанного в годы советской власти на Дальнем Востоке, и принятия новой перспективной программы взаимодействия экономического, политического, научного потенциалов явилось проведение в г. Хабаровске в 1979 году Тихоокеанского Международного экономического конгресса. Главными организаторами и инициаторами его проведения были: А.К. Чёрный - первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС; В.П. Ломакин - первый секретарь Приморского крайкома КПСС; Дальневосточное отделение академии наук Советского Союза, аппарат ЦК КПСС.
Тихоокеанский конгресс был посвя-щён вопросам регионального международного сотрудничества со странами АТР. В его работе приняли участие специалисты ЦК КПСС и Правительства СССР, делегации из 11 регионов Дальнего Востока и Забайкалья, свыше 200 специалистов из Японии, Китая, Южной Кореи, КНДР и Вьетнама. Материалы конгресса легли в основу социально-экономических планов развития производительных сил Дальнего Востока, каждого края и области на 80
- 90-е годы XX столетия [3].
Созыв в проведении отраслевых инвестиционных конференций в г. Хабаровске в 1998 - 2004 годы был обоснован необходимостью поиска дальнейшего развития ведущих отраслей народного хозяйства региона и края.
Поиск стратегии, которая позволит эффективно использовать уникальное геополитическое положение Дальневосточного региона, его богатейший человеческий и природный потенциалы, традиционные связи со странами АТР
- эти проблемы легли в основу проведения ежегодных, расширенных Международных экономических форумов на Дальнем Востоке.
Инициаторами проведения экономического международного конгресса в 2005 году выступили: правительство Хабаровского края и, прежде всего, губернатор Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев, межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье». Инициатива была одобрена Советом Федерации Федерального собрания РФ при официальной поддержке Правительства России. В работе Конгресса приняли участие более 1200 человек, делегации 20 регионов России и 15 иностранных государств (Австралии, Великобритании, Канады, Китая, КНДР, Малайзии, Монголии, Украины, Швейцарии, Японии, Норвегии, Республики Беларусь, Республики Корея, Вьетнама, США).
Возглавил оргкомитет конгресса Председатель Совета Федерации Федерального собрания С.М. Миронов. Приняли участие его заместители: С.Ю. Орлова и М.Е. Николаев; всего 34 члена
Совета Федерации и 16 депутатов Государственной думы. Российскую академию наук представляли академик, вице-президент РАН А.Д. Некипелов, академик В.Л. Макаров.
Главная задача конгресса - в новых условиях решить вопросы превращения Дальнего Востока и Забайкалья в стабильно развивающиеся территории, которые станут главным институтом интеграции России в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона. Основную цель и направленность конгресса выражал его девиз: «Горизонты партнерства России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: человек, природа, экономика».
В выступлении губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева была озвучена главенствующая фраза: «Нет политики развития Дальнего Востока и Забайкалья, есть, или, по крайней мере, должна быть, политика Российского государства в этом регионе» [4].
Кризис в России в начале и середине 90-х годов XX века, переход к рыночной экономике и становление новой российской государственности - всё это вызвало в регионах негативные экономические и социальные последствия. Каждый субъект Федерации вынужден был самостоятельно искать пути выхода из кризисной ситуации. В ряде субъектов Федерации были разработаны стратегии структурной перестройки экономики регионов.
В 1996 году была принята целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2000 годы, утверждённая Президентом РФ Б.Н. Ельциным в г. Хабаровске. Главная цель программы - создание условий построения в регионе рыночной экономики, объединение и координация 68 других отраслевых федеральных программ, действующих на территории Дальнего Востока и Забайкалья [5].
В 2002 году удалось добиться утверждения Правительством РФ новой редакции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 до 2010 года». Одно оставалось прежним - крайне низкое
финансовое обеспечение этой програм-мы, что сводило на нет олагие планы и проекты по региону.
Поэтому Дальневосточный экономический конгресс акцентировал внимание участников на изменении ситуации, сбалансированной системе управления, где инициатива регионов будет реализована в рамках единой государственной политики при реальной поддержке центра. Конгресс определил: привлечь, изменить отношения ряда министерств РФ, прежде всего, министерства экономического развития, к крупным проектам государственного значения, каким является Федеральная целевая Программа по Дальнему Востоку и Забайкалью.
В рамках Конгресса были проведены два пленарных заседания, конференция «Природные ресурсы в экономике регионов Востока России», десять «круглых столов» по наиболее злободневным для региона вопросам, которые возглавили сенаторы и губернаторы краев и областей Дальнего Востока:
• природные ресурсы в экономике регионов Востока России - Президент Республики Саха Якутия В.А. Штыров;
• развитие населенческого потенциала России - Президент Республики Бурятия Л.В. Потапов;
• транспортная стратегия на Востоке России - заместитель Председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации В.Г. Трушников;
• электроэнергетика и нефтегазовый комплекс на Востоке России. Новые рынки и возможности - губернатор Сахалинской области И.П. Малахов;
• развитие регионального финансового рынка: возможности привлечения капитала для роста экономики Востока России - председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежным обращениям С.А. Васильев;
• развитие приграничного сотрудничества на Востоке России - губернатор Амурской области А.В. Короткое;
• инновационный путь развития Востока России - председатель Президиума ДВО РАН В.И. Сергиенко;
• развитие индустрии туризма на Востоке России - губернатор Камчатской области М.В. Машковцев.
Проведение широкой дискуссии на
Конгрессе с участием отечественных и иностранных представителей политических, деловых и академических кругов позволило правительству Хабаровского края, Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия, Правительству России выработать новые идеи, оригинальные и эффективные решения ключевых задач развития Восточных регионов России в едином экономическом пространстве РФ в 2006 - 2008 годах.
Дальневосточный международный экономический конгресс 2005 г. стал своеобразным этапом в политической и социально-экономической жизни всего Дальневосточного региона, поворотным моментом от выживания региона на дальнейшее его развитие и сотрудничество субъектов РФ со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Главным достижением конгресса стало появление новых идей и вариантов решения ключевых задач социально-экономического развития страны в Восточных регионах России, предложений по совершенствованию законодательных условий экономического и технологического развития, а также появления ряда оригинальных решений, инвестиционных, организационных и институциональных проектов.
При подведении итогов работы Конгресса было признано целесообразным проводить Дальневосточные международные экономические форумы на постоянной основе один раз в два года.
Рекомендации, итоговый отчет о работе Конгресса были направлены Президенту РФ, в Правительство РФ, Государственную думу Федерального собрания РФ, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ.
Идея проведения Дальневосточных форумов была поддержана всеми членами Межрегиональной экономической ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».
В конце 2005 года идеи и рекомендации Конгресса были активно поддержаны высшим политсоветом партии «Единая Россия» и Государственной думой. Было принято решение о ежегодном проведении Дальневосточных международных экономических форумов. Главная их цель состоит в обеспече-
нии поступательного движения вперед, ежегодной сверки курса совместной работы субъектов РФ Дальнего Востока, Правительства РФ, законодательных органов РФ, ведущих производственных холдингов страны, зарубежных партнеров.
5-6 октября 2006 года в г. Хабаровске состоялся Дальневосточный международный экономический форум. Девиз форума - «Через развитие Сибири и Дальнего Востока - к модернизации страны», это определило общее направление дискуссий в рамках пленарных заседаний и девяти тематических «круглых столов».
Форум проводился при активном участии Государственной думы Федерального собрания РФ, межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье», межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», правительства Хабаровского края, при официальной поддержке Правительства России, Российской академии наук, партии «Единая Россия».
В работе Форума приняли участие свыше 900 специалистов из 16 стран мира. Среди участников - депутаты Государственной думы, Совета Федерации, Федерального собрания РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти 26 субъектов РФ, представители Российской академии наук, общественных объединений, отечественных и зарубежных научных и деловых кругов.
Основная цель Форума - проведение всестороннего, конструктивного обсуждения проблем социально-экономического развития восточных регионов России и перспектив интеграции с зарубежными странами через международное, экономическое, технологическое, научное и 1уманитарное сотрудничество.
В докладе Председателя Госдумы РФ В.В. Грызлова были определены основные вехи дальнейшего политического и экономического развития России на ближайшее десятилетие, это:
• обеспечение суверенитета страны -не только политическая, но и экономи-
ческая задача;
• возможность и необходимость для современной России долгосрочного планирования, реализации стратегических планов, способных обеспечить стабильное развитие страны на десятилетия;
• основные принципы модернизации страны, которые должны решаться первоочередно: развитие гражданского общества, инновационное развитие, активная социальная политика, укрепление правоохранительной системы и борьба с коррупцией, выравнивание уровня жизни на территориях Российской Федерации, повышение эффективности регионального управления.
В докладе подчеркнуто, что IV съезд партии «Единая Россия», прошедший в г. Красноярске в декабре 2005 года, впервые принял масштабные и конкретные решения, реализовать которые обязуется «Единая Россия». Это рачительное распоряжение природными ресурсами России, качественное изменение социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, разработка концепции стратегического развития Дальнего Востока и Забайкалья.
В выступлении губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева о проблемах долгосрочного развития Сибири и Дальнего Востока были подчеркнуты два принципиальных положения:
• проблемы развития огромного региона - всего лишь подсистема в общей системе национальной экономики с наложением проблем, порожденных региональной спецификой;
• нет отдельных региональных программ, есть политика государства, проводимая им в Сибири или на Дальнем Востоке, или в других регионах страны.
Выли изложены цели и задачи стратегического развития Востока России на ближайшие годы, в том числе:
• создание современной экономики инновационного типа;
• интеграция в евроазиатское экономическое пространство;
• обеспечение влияния России в АТР и получение выгод от эффективного включения в систему международного разделения труда Сибири и Дальнего Востока;
• сохранение постоянного населения повышение качества его жизни, развитие человеческого капитала;
• диверсификация экономики, то есть распределение денежных капиталов в разные отрасли с целью снижения риска возможных потерь;
• привлечение инвестиций национального бизнеса и государственное финансирование перспективного развития;
• опережающее и комплексное развитие инфраструктуры [6].
Главным итогом работы Форума стало обсуждение проекта долгосрочного социально-экономического развития Востока России, понимание роли и места этих регионов в возрождении и обновлении страны.
Необходимо активнее задействовать другие источники экономического роста, включая транспортный, инновационный потенциалы. В целом, проект долгосрочного социально-экономического развития Востока России получил одобрение участников Форума.
Принятый проект долгосрочного социально-экономического развития Востока России был рекомендован палатам Федерального собрания Правительства РФ, органам государственной власти субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока с целью принять меры по его реализации.
В решениях Форума обращено внимание, что главным приоритетом социально-экономического развития России необходимо считать повышение ценности жизни и здоровья человека, его трудового вклада в развитие национальной экономики. Успешное социально-экономическое положение России сейчас во многом зависит от того, успеет ли процесс развития человеческого потенциала страны за потребностями обеспечения ее устойчивого экономического роста. Это вопрос и политический, и экономический, и социальный.
Идеи, решения, разработки состоявшихся Конгресса и Дальневосточного экономического форума 2005, 2006 гг. способствовали планомерному поступательному развитию. Дальневосточный регион сумел обратить на себя внима-
ние. Однако выполнению, продвижению принятых планов препятствовало системное снижение федерального финансирования большинства программ и проектов по Дальнему Востоку. Поэтому по инициативе полномочного представителя Президента ДВФО Ка-миля Исхакова с участием и поддержкой правительства Хабаровского края, межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» на Совете безопасности России в декабре 2006 года был обсужден вопрос об угрозах национальной безопасности на Дальнем Востоке.
Действующая Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 гг. и до 2010 года финансировалась крайне слабо - от 4 до 10% ежегодных плановых федеральных средств. Причем, и эти объемы постоянно корректировались в сторону уменьшения. На Совете безопасности было заявлено, что если такое положение будет продолжаться и дальше, то безопасность Дальнего Востока и России окажется под угрозой. Решения Совета безопасности РФ 2006 года явились основой для разработки новой концепции развития Восточного региона России, где предусматриваются три программы:
* первая ФЦП 2008 - 2013 годы;
* вторая ФЦП 2014-2019 годы;
* третья ФЦП 2020 - 2025 годы.
Такую схему стратегии развития
Дальнего Востока Президент России В.В. Путин взял за основу в ежегодном послании Федеральному собранию в 2007 г.
В августе 2007 г. на заседании Правительства России была принята первая часть долговременной программы экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 2008 - 2013 гг. [7].
18-19 сентября 2007 г. в Хабаровске состоялся II Дальневосточный международный экономический форум. Девиз форума остался прежним: «Через развитие Сибири и Дальнего Востока к модернизации страны».
Инициаторами II Дальневосточного международного экономического форума выступили Государственная дума
Федерального собрания РФ и всероссийская политическая партия «Единая Россия». Главными организаторами Форума явились: правительство Хабаровского края и Межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье».
Основной темой обсуждения пленарных заседаний, «круглых столов», дискуссий явились новая Государственная программа по развитию Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года и План долгосрочного социально-экономического развития территории.
В работе Форума приняли участие свыше 700 государственных деятелей, руководителей крупнейших мировых корпораций, учёных, политиков из 18 стран мира. Среди них - заместитель Председателя Государственной думы Федерального собрания РФ B.C. Ка-тренко, директор института ДВ, академик РАН М.Л. Титаренко, генеральный директор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» М.А. Погосян, генеральный директор ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» В.В. Рашевский, заместитель министра транспорта РФ Е.С. Москвичов, председатель ДВО РАН академик В.И. Серги-енко, генеральный директор ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» В.М. Окулов и другие. Состоялись заседания «круглых столов» по энергетике и газохимии, по лесному делу, по инновациям, по вступлению России в ВТО и нашему сотрудничеству со странами АТР, по транспорту. Специальная дискуссия была посвящена вопросам демографии, экологии Амура.
Заметна динамика внимания к Дальнему Востоку. Если на Конгрессе в 2005 году бизнес присутствовал, но не более того, то на Форуме 2006 и особенно 2007 гг. уровень присутствующих топ-менеджеров бизнеса резко возрос. Участниками Форума стали компании первой десятки отечественного бизнеса: НК «Роснефть», холдинг «Альянс», ОАО «Аэрофлот», компания «Эксон Не-фтегаз Лимитед», руководители проектов «Сахалин-2», «Полиметалл», компаний «Газпром», НК «Транснефть» и другие.
В выступлении губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева подняты
вопросы:
* об оценке текущего состояния и нерешённых проблемах в экономике региона и социальной сфере;
* о вопросах долгосрочного развития региона;
* о механизме решения задач долгосрочного устойчивого развития регионов.
В.И. Ишаевым было отмечено, что экономический рост на Дальнем Востоке до сих пор значительно отстаёт от среднеевропейских параметров. Это отставание настолько сильное, что Дальний Восток и Забайкалье имеют уровень производства валового регионального продукта на душу населения до 89,5% от среднероссийского уровня [8].
Низкий уровень дохода населения Дальнего Востока снижает привлекательность региона не только для инвесторов, но и для самого населения.
Общие потери численности населения Дальнего Востока и Забайкалья на 1 января 1990 и 2007 гг. составили 1,8 млн. человек (17,7%), из них миграция населения - 87,6%. Надо быть готовыми к новой демографической ситуации и предупредить её негативные последствия. Соотношение стоимости жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья также не в пользу дальневосточников. Так, величина прожиточного минимума ДВ региона в 2006 году была больше среднероссийского на 44,3%.
Для закрепления населения необходимо создать на Дальнем Востоке более комфортные условия жизни, преодолеть оторванность от основной части страны, резко повысить уровень здравоохранения, образования, культуры. Всё это поможет решить проблему закрепления населения в Дальневосточном регионе.
На Форуме в выступлениях глав субъектов Дальневосточного региона прозвучала готовность к сотрудничеству в рамках Федеральной целевой программы. Каждый субъект Федерации работает по своему направлению, но глобальные инфраструктурные вопросы можно решать только совместно. Поэтому все дальневосточные территории выразили поддержку, готовность к дальнейшему участию в подобных Форумах. Новая
ФЦП предусматривает строительство ряда межрегиональных объектов. Это: дорога Чита - Владивосток, строительство трассы «Колыма», соединяющей Якутск, Магадан, Анадырь, развитие энергетических мощностей, трубопроводного транспорта, разработка Эль-гинского угольного месторождения в Якутии, развитие туристической отрасли на Камчатке, строительство Ванино-Совгаванского транспортного узла и другие.
Дискуссии, решения II Дальневосточного международного экономического форума интересны и полезны федеральному центру: Правительству РФ, и ¡Государственной думе, и ряду министерств, и бизнес сообществу, и политическим партиям. Материалы, уровень обсуждения, идеи Форума показывают, что Восток России сегодня особо актуален, перспективен, он позволяет развивать производительные силы на много десятилетий вперед, способствует повышению роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Главная задача III Дальневосточного международного экономического форума, состоявшегося в Хабаровске 30 сентября - 1 октября 2008 года - акцентировать роль регионов в развитии страны. Девиз Форума - «Стратегия 2020: региональное измерение» отражает его содержание и цели. Участниками Форума в рамках пленарных заседаний и шести «круглых столов» проведено конструктивное обсуждение основных положений Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года в части региональной политики на Востоке России, а также Стратегии социально-экономического развития Восточных регионов России до 2025 года и Программы «Дальний Восток и Забайкалье». По итогам работы каждого «круглого стола» принимались согласованные рекомендации по схемам и механизмам решения конкретных экономических и социальных задач.
Открыл работу Форума В.В. Грызлов, Председатель Госдумы Федерального собрания РФ докладом «Приоритетные задачи развития Дальнего Востока России».
В докладе губернатора Хабаровского края, академика РАН В.И. Ишае-ва, акцентировано внимание участников Форума на основных моментах при разработке стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, таких как:
* оценка современного состояния экономики России и Дальнего Востока и Забайкалья;
* нерешённые проблемы в экономике и, особенно, в социальной сфере региона;
* социальная политика и механизмы решения задач долгосрочного устойчивого развития региона;
* вопросы целеполагания долгосрочного развития региона и оценка эффекта от реализации предлагаемого варианта стратегии.
Проведение Конгресса и Дальневосточных международных экономических форумов емко и наглядно показало право Хабаровского края на ведущую роль в регионе, учитывая географическое положение, развитую транзитно-транспортную инфраструктуру, богатые природные ресурсы, квалифицированные кадры. В заключительном слове III Форума В.И. Иша-ев подчеркнул: «Сегодня уже созрело мнение о том, что Дальним Востоком необходимо заниматься серьёзно и «по-взрослому» - это уже благоприятствует принятию многих решений на уровне федерального Правительства. И мы видим, что ситуация меняется. Глубина познаний, более детальные изучения предметов позволяют министерствам, ведомствам, а также крупным компаниям боле активно работать.
Второй вопрос, который нас беспокоит, - это степень влияния нашего Форума на принятие решений. Это один из главных вопросов, поскольку можно много собираться и говорить, а как реализуется наше предложение - это совершенно другой вопрос» [9].
Примеров принятых решений на базе обсуждения прошедших Форумов достаточно много. Это действующая Программа «Экономическое и социальное развитие Востока и Забайкалья», которая начала серьёзно реализовываться только с 2006 года. Выступления пред-
ставителей крупного бизнеса, и российского и зарубежного, говорят о конкретных проектах, которые находятся не только в реализации, но уже реализованы, и вложены средства - многие, многие миллиарды рублей и долларов.
Итоги Форумов нашли отражение в увеличении объёмов инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае в 2006 году - 45,5 млрд. рублей, в 2007 году - более 52 млрд. рублей. В целом, на Федеральную программу развития «Дальний Восток и Забайкалье» предусмотрено финансирование - 500 млрд. рублей до 2013 года.
Решения Форумов обнажили проблему отсутствия в стране координации в разработке региональных планов, развитии территорий и ускорили решение этих вопросов. Произошёл перелом в сознании руководства страны и политической элиты в отношении проблем Дальневосточного региона.
Дальневосточные форумы явились своеобразным университетом управления, где отмечена положительная практика работы правительстваХабаровско-го края по решению жизненно важных проблем экономики края в 2000 - 2008 гг., опыт работы правительства Саха (Якутия) по решению проблем северного завоза грузов, развитию социальных структур в малых городах и других регионах.
Роль Дальневосточных форумов заметна и плодотворна в расширении международного сотрудничества Дальневосточного региона и Забайкалья, со странами АТР: Японией, Китаем, Республикой Корея и другими странами региона. Такое взаимовыгодное сотрудничество в недалёком будущем может реализоваться в совместных инфраструктурных проектах, в том числе энергетической, транспортной сферах.
Сегодня в экономике России формируется целый ряд новых тенденций для благоприятного ведения бизнеса. И Дальневосточные экономические форумы - ещё одно убедительное свидетельство растущего интереса зарубежных партнёров к укреплению прямых деловых контактов и реализации совместных, взаимовыгодных проектов. Доказательство ключевой роли Восточ-
ного региона как связующего звена в налаживании и укреплении политико-экономических и гуманитарных связей между Европой и Азией. Решению этих вопросов способствуют Дальневосточные экономические форумы.
Литература и источники:
1. История промышленного развития советского Дальнего Востока (период социализма) / ред. А. И. Крушанов.
- Владивосток : ДВНЦАН СССР, 1979.
2. Очерки истории дальневосточных организаций КПСС (1900 -1937 гг.)
- Хабаровск : Книжное издательство, 1982. ~С. 263-265.
3. Энциклопедия Хабаровского края и Еврейской автономной области. -Хабаровск : Приамурское географическое общество, 1995. - С. 122- 123.
4. Крокос, П. И. Производительные силы Дальнего Востока / П. И. Крокос // Промышленность. - Вып. б. - Хабаровск-Владивосток : Книжное дело, 1927. -С.З- 15.
5. Ишаев, В. И. Мы сумели обратить на себя внимание / В.И. Ишаев // Дальневосточный капитал. - 2007. -N2 9.-С. 8-10.
6. Стратегические проблемы рационального развития и международного сотрудничества: дальневосточный вектор / под ред. академика РАН В. Л. Макарова. - Хабаровск : отделение общественных наук РАН, 2005 - 304 с.
7. Минакир П. А. Экономика регионов. Дальний Восток / П. А. Минакир. - М. : Экономика, 2006. • 848 с.
8. Дальневосточный международный экономический форум : материалы пленарных заседаний и рекомендации круглых столов // Правительство Хабаровского края, - Хабаровск : Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2006. - 203 с.
9. Ишаев, В. И. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья : сборник материалов III Дальневосточного международного экономического форума. - Хабаровск, 2008. - С. 33.
Трансформация государственной социальной политики в отношении дальневосточного села в годы перестройки
(1985 -1991 гг.)
Е.В. Корякина
За годы перестройки (1985 - 1991 гг.) государственная социальная политика в отношении Дальнего Востока претерпела значительные изменения, которые затронули села региона, хотя и в меньшей степени. В статье раскрывается роль партийно-хозяйственных структур всех уровней в данных процессах.
Ключевые слова: перестройка, социальное развитие, социальная политика, сельское хозяйство, дальневосточное село, социальная инфраструктура, социальная сфера, социальная программа, демографическое развитие села, трудовые ресурсы села.
Социальная жизнь государства регулируется социальной политикой, которая задаёт вектор социального развития как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне.
В предперестроечное двадцатилетие социальная политика на селе являлась
составной частью аграрной политики, сформулированной в материалах мартовского 1965 г. и последующих пленумов ЦК КПСС. Продовольственная программа 1982 г. и решения, принятые XXVII съездом партии (1986 г.) продолжили и развили эту линию. Изменение распре-
Корякина Елена Викторовна - канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры философии Дальневосточного государственного аграрного университета (г. Благовещенск). Е-тай: [email protected]