Научная статья на тему 'Долгосрочная стратегия развития российского Дальнего Востока ·'

Долгосрочная стратегия развития российского Дальнего Востока · Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долгосрочная стратегия развития российского Дальнего Востока ·»

ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Л.А. Аносова

18-19 сентября 2007 г. в Хабаровске состоялся Второй Дальневосточный международный экономический форум, в работе которого приняли участие представители научных, политических, административных и деловых кругов. Всего на конгресс прибыло около 900 делегатов из 17 стран мира, что стало очевидным подтверждением интереса со стороны потенциальных иностранных партнеров и инвесторов к российскому Дальнему Востоку и Сибири.

В рамках форума работало восемь круглых столов:

• «Стратегия социально-экономического развития Востока России в контексте формирования новой модели национальной экономики»;

• «Проблемы и перспективы социального развития Востока России»;

• «Электроэнергетика и нефтегазовый комплекс Востока России. Вопросы развития, межрегиональная и международная интеграция»;

• «Транспортная система Востока России: проблемы задачи и перспективы»;

• «Лесной комплекс Востока России. Проблемы и пути их решения»;

• «Инновационное развитие как приоритет экономической политики в регионах Востока России»;

• «Региональные интеграционные процессы в APT: вызовы и возможности для Востока России и страны в целом»;

• «Экология бассейна реки Амур - безопасность жизнедеятельности стран Азиат-ско-Тихоокеанского региона».

Открыл пленарное заседание заместитель председателя правительства Хабаровского края, министр экономического развития и внешних связей края А.Б. Левинталь.

Причина такого внимания к форуму, по мнению выступившего на пленарном заседании заместителя председателя Госдумы РФ В. С. Катренко, заключается в том, что если в прошлом году здесь лишь говорили о необходимости стратегического планирования, о взаимоувязанном развитии важнейших элементов инфраструктуры, то сегодня эта задача уже решается. Основанием чего послужил новый проект Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», предусматривающий финансирование в размере более 566 млрд р., из которых три четверти выделяет федеральный центр. Причем более половины средств предполагается направить на развитие транспорта, а четверть - на развитие энергетики.

Разработка новой ФЦП и подготовка к предстоящему саммиту АТЭС - важнейшие, но далеко не единственные проекты, реализуемые сегодня на Востоке нашей страны.

Безусловные конкурентные преимущества региона - сосредоточенный здесь огромный ресурсный потенциал. Тем более что из Сибири и Дальнего Востока есть прямые выходы на самые быстрорастущие рынки мира.

Однако Россия, как подчеркнул B.C. Катренко, - страна, богатая не только природными ресурсами, но и людьми, своим человеческим потенциалом. И ее роль в мировом разделении труда не может сводиться только к поставкам сырья. Такая принципиальная позиция не означает ужесточение условий для бизнеса. Напротив, она является своего рода очень привлекательным приглашением инвесторам: ведь ниша, о которой идет речь, в значительной степени свободна, а государство предпринимает серьезные шаги для поддержки предприятий и инвестиционных проектов в обрабатывающей сфере. Наконец здесь, на Дальнем Востоке и в Сибири, активно развивается наукоемкая промышленность.

Большие возможности в перспективе открываются перед предприятиями судостроения.

Активно растет и внутреннее производство, обрабатывающий и высокотехнологичный сектора, инвестиции. Только в прошлом году приток иностранных капиталов превысил 50 млрд долл. Таким образом, не только по географическому признаку, но и по темпам роста своей экономики Россия по праву входит в Азиатско-Тихоокеанский регион -самый динамичный регион мира.

Все перечисленное - реальные дела, направленные на развитие российских территорий, находящихся к востоку от Урала. Их список не является законченным. Россия реализует множество мер, направленных на развитие своей экономики. Это создание Инвестиционного и Венчурного фондов, особых экономических зон, создание корпораций, работающих в высокотехнологичных отраслях, и многое другое.

B.C. Катренко уверен, что перечисленные меры дадут заметный эффект. Согласно прогнозам к 2013 г. валовой региональный продукт вырастет в 2,6 раза в сравнении с текущим годом, а инвестиции еще больше -в 3,5 раза. Благодаря созданию благоприятных условий возобновится рост экономически активного населения - несмотря на сложные природные условия, людям будет интересно жить на этой земле. Таков главный итог экономической политики.

Губернатор Хабаровского края член-корреспондент РАН В. И. Ишаев в своем докладе остановился на стратегических вопросах долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья. Он подчеркнул, что экономический рост национальной экономики со среднегодовым темпом около 7% в течение 8 лет означает, что Россия, в основном преодолев стадию восстановления, уверенно перешла к стадии развития. Это позволяет на повестку дня поставить вопрос о переходе к реализации задач улучшения качества жизни населения, реализации модели развития на основе расширения внутреннего спроса, которая должна базироваться на структурной перестройке с рас-

ширением обрабатывающего сектора и формированием инновационного сектора экономики. Такой подход касается и экономики страны в целом, и регионов, в том числе Дальнего Востока и Забайкалья.

В.И. Ишаев в своем выступлении остановился на трех основных моментах:

• оценке текущего состояния, акцентируя внимание на нерешенных проблемах в экономике и социальной сфере региона;

• некоторых вопросах целеполагания долгосрочного развития;

• механизме решения задач долгосрочного устойчивого развития региона.

Отставание по темпам роста ВРП региона от ВВП РФ настолько сильное, что Дальний Восток и Забайкалье утратили хотя бы формальное преимущество в уровне производства ВРП на душу населения. В целом по Дальнему Востоку и Забайкалью данный показатель в 2005 г. снизился до 89,5% (в 1998 г. - 117,5%) от среднероссийского уровня. При этом внутрирегиональная дифференциация этого показателя достигает 4 раз и колеблется от 50% в Читинской области до 200% в Чукотском автономном округе.

Низкий по сравнению со средним по стране рост ВРП и соответственно доходов населения снижает привлекательность региона не только для инвесторов, но и для самого населения, проживающего на территории.

Согласно пессимистическому прогнозу в период 2015-2025 гг. численность населения региона должна катастрофически сократиться, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации.

При этом неудовлетворительно решается проблема бедности работающего населения, которое на Дальнем Востоке и в Забайкалье в виде заработной платы получает на 11,8% ниже среднероссийского уровня.

Следовательно, учитывая, что экономическое развитие определяется социальными условиями и целями при разработке ее стратегии, необходимо предусмотреть мероприятия по устранению разрывов в социальном развитии Дальнего Востока и Забайкалья, чтобы го-

ворить о действительно эффективном перспективном развитии региона.

Разрыв от среднероссийского темпа роста ВРП для региона в 2006 г. составлял 22,9 процентного пункта. Следовательно, для того чтобы его преодолеть и не отставать в перспективе, темпы развития Дальнего Востока и Забайкалья должны превышать среднероссийский и быть не ниже 8-10% в год в среднем за период 2006-2025 гг. При этом рост ВРП высокими темпами нельзя откладывать на 20-е гг.

Что же касается внешнеэкономической политики страны, то В.И. Ишаев подчеркнул, что современный расклад сил таков, что шесть государств, которые входят в регион Северо-Восточной Азии, все больше разделяются на две группы. Первая группа: Китай, Япония, Республика Корея - это лидеры в экономическом развитии. Вторая: Монголия, КНДР и Россия в лице Дальнего Востока и Забайкалья - все больше напоминают периферию этого региона.

На северо-востоке Китая сформировался и продолжает активно развиваться мощный комплекс деревообрабатывающих и нефтехимических предприятий, рассчитанных на экспорт российского сырья. КНР планомерно наращивает свой экспорт в Россию товаров с высокой добавленной стоимостью.

Для того чтобы не превратиться в сырьевой придаток стран СВА, необходимо стимулировать и развивать обрабатывающий сектор промышленности, в первую очередь в лесной промышленности, металлургии, машиностроении, а также в ТЭК. Необходимо развивать и наращивать не экспорт топливных ресурсов, а электроэнергии, продуктов нефтепереработки и газохимии. Несмотря на проблемы обрабатывающих отраслей, они являются базовым элементом формирования кластеров, ориентированных на законченный цикл - «добыча-пе-реработка».

Важнейшими для Дальнего Востока и страны в целом являются транспортно-тран-зитные коридоры, которые свяжут страны АТР, центр России и Европу. В этом контексте тамо-

женные пошлины, которые формируются на границах Дальнего Востока, необходимо перераспределять в пользу региона, тем самым закономерно и справедливо увеличить доходную часть дальневосточных субъектов РФ.

В последнее время востребованными стали наработки сибирских и дальневосточных ученых по ТПК и ИПТЗ. Проекты, которые носят комплексный характер, разработаны для Республик Саха (Якутия) и Бурятии, Читинской, Амурской областей и ЕАО: «Комплексное развитие Южной Якутии», «Развитие горно-металлургического кластера в Приамурье», «Комплексное развитие Забайкалья». Для Восточной Сибири - Красноярского края и Иркутской области разработан инвестиционный проект «Комплексное развитие Приангарья».

Большее влияние в своем докладе В.И. Ишаев уделил Хабаровскому краю, территориальная политика которого предусматривает приоритетное развитие ряда промышленных комплексов и транспортных узлов, определяющих экономику края в ближайшей перспективе.

Сохраненный потенциал в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока создает условия для прихода крупных компаний, ориентированных на переработку в южную зону региона.

Стратегия долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья должна включать следующие генеральные цели социального и экономического развития:

• улучшение уровня и качества жизни населения региона и формирование в его структуре значительной доли среднего класса;

• ориентация региональной экономики на расширение внутреннего национального и регионального спроса, ее диверсификация и форсированное развитие обрабатывающего сектора;

• продвижение экономики региона на мировые рынки, включение ее в глобальное разделение труда и обеспечение достойного места Дальнего Востока и Забайкалья в АТР.

В соответствии с вызовами, которые диктует современное развитие, и целями госу-

дарства на Востоке России задачи долгосрочного развития региона в концентрированном виде В.И. Ишаев сформулировал следующим образом:

• сохранение постоянного населения, повышение качества его жизни, развитие человеческого капитала;

• опережающее и комплексное развитие инфраструктуры;

• развитие энергетики и диверсификация топливного баланса;

• развитие ресурсного сектора как основы специализации региона и машиностроения как основы индустриального развития;

• диверсификация экономики;

• привлечение инвестиций национального бизнеса и государственное финансирование перспективного развития.

Для решения этих проблем, по мнению губернатора, необходимо создать такие общефедеральные институциональные условия, которые бы способствовали эффективному развитию региональной инициативы в области воспроизводственного, инфраструктурного и институционального строительства на базе использования абсолютных и относительных преимуществ и потенциальных и реальных возможностей каждого региона.

Все эти меры должны привести регионы к такому типу хозяйствования, когда по максимуму достигается самодостаточность, в первую очередь финансовая, когда регион, а точнее его население, реально сможет себя ощущать как социальную общность. В этой связи целесообразно пересмотреть существующее закрепление доходов между бюджетами всех уровней. Необходимо максимально возможное территориальное совмещение источников возникновения налогооблагаемой базы и уплачиваемых налогов. В.И. Ишаев считает возможным передачу в бюджеты субъектов доли налога на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет, а также НДС в размере не менее 10%. Это позволит повысить уровень диверсификации доходов субъектов РФ, снизить дефицитность и повысить уровень устойчивости региональных бюджетов.

Конечными целями стратегии развития являются создание условий для комфортной жизнедеятельности и повышение жизненного уровня населения. Для этого должны быть решены следующие важнейшие задачи социальной политики.

• Стимулирование предложения на рынке жилья, преодоление ценовых барьеров для того, чтобы сделать его доступным для более широких масс населения.

• Эффективное решение проблем в ЖКХ и снятие затратного барьера в этом секторе на бюджеты малообеспеченных семей.

• Разработка более эффективных и льготных механизмов долгосрочного кредитования молодых семей для приобретения жилья. Учитывая высокие ставки кредита и невысокие доходы молодых семей в Хабаровском крае? применяется механизм софинанси-рования: 30% из бюджета края и 10% из федерального бюджета. Предлагается увеличить федеральную долю также до 30% и предусмотреть полное либо частичное погашение кредита при рождении третьего ребенка.

• Коррекция системы районных коэффициентов и надбавок к заработной плате и пенсиям.

• Обеспечение проезда в западные районы страны 1 раз в 2 года.

• Существенное увеличение объема государственного финансирования переселения северян, согласно Федеральному закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

• Стимулирование создания экономически эффективных рабочих мест с высокой оплатой труда, позволяющей в полной мере компенсировать повышенный уровень затрат на воспроизводство рабочей силы в суровых природно-климатических условиях.

• Решение экологических проблем и в первую очередь оздоровление бассейна Амура.

• Развитие доступной и высококвалифицированной системы образования и здравоохранения, внедрение современных лечебно-диагностических технологий.

• Образование должно стать приоритетной сферой развития восточных районов страны. Здесь два направления: повышение престижа для местной молодежи получать образование в вузах Востока России и привлечение молодежи из стран Восточной Азии для получения профессионального образования в России. Образовательные услуги должны удовлетворять спрос организаций в квалифицированных кадрах.

• Укрепление научного потенциала Сибири и Дальнего Востока, использование его для повышения инновационной составляющей регионального производства, позволяющей изменить структуру рабочих мест и сделать их более привлекательными как по уровню оплаты, так и по содержанию и условиям труда.

Развитие экономик регионов Дальнего Востока и Забайкалья невозможно рассматривать без учета взаимной связи друг с другом, без учета проблем и планов развития соседних территорий Сибири. По мере дальнейшего развития регионов будет возрастать число точек соприкосновения экономик, где требуются согласованные действия.

Поэтому в заключение своего выступления В.И. Ишаев отметил необходимость руководителям регионов, полномочным представителям Президента Российской Федерации в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах наиболее полно учитывать интересы и проблемы регионов в планах развития России, при реализации масштабных инфраструктурных, производственных, социальных, научных проектов.

Заместитель министра транспорта Российской Федерации Е С. Москвичев выступил на форуме с докладом на тему «Транспорт как важнейший ресурс повышения конкурентоспособности экономики Востока России», где остановился на следующих проблемах:

• основные задачи;

• стратегия развития железнодорожного транспорта на период до 2030 г.;

• приоритеты инвестиций в развитие железнодорожного транспорта в Российской

Федерации до 2030 г. по минимальному варианту;

• программа развития дорожной сети на период до 2015 г.;

• прогнозируемые объемы выполнения работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения на период 2010-2015 гг.;

• перечень инвестиционных проектов по развитию морских портов:

а) строительство многопрофильного перегрузочного комплекса «ЮГ-2» в морском торговом порту Усть-Луга;

б) развитие транспортной инфраструктуры порта «Тамань», включая сухогрузный район порта;

в) комплексное развитие Мурманского транспортного узла;

• единая глубоководная система европейской части России в системе Большого воднотранспортного кольца;

• программа развития аэродромной (аэропортовой сети);

• схема формирования национальной опорной аэродромной (аэропортовой) сети.

Проблемы транспорта были продолжены и в выступлении генерального директора ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» В.М. Окулова, который подчеркнул, что крупнейшая российская авиакомпания отводит первостепенное место в своих долгосрочных планах развития Дальневосточному региону.

В своей деятельности Аэрофлот руководствуется Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г. и исходит из необходимости консолидации российской авиационной отрасли. Будущее - за меньшим количеством авиакомпаний, которые будут более эффективны и специализированны.

Согласно концепции, разработанной Аэрофлотом, консолидация авиапредприятий Дальневосточного федерального округа преследует следующие цели:

• повышение доступности воздушного транспорта для населения;

• создание авиакомпании, конкурентоспособной на мировом уровне;

• создание конкурентоспособных хабов на Дальнем Востоке, привлечение международного транзита;

• обеспечение эффективного авиатранспортного сообщения в регионе, обеспечение занятости высококвалифицированных кадров, сохранение социальной стабильности в регионе;

• увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в 2006 г. Аэрофлот уплатил в виде налогов свыше 11 млрд р. в бюджеты всех уровней);

• упрощение управления государственными активами и повышение их стоимости.

На Дальнем Востоке открыт филиал Аэрофлота в Магадане и начата реализация проекта по созданию Дальневосточной авиакомпании на базе компании «Дальавиа», которая сегодня выводится из кризиса. Это означает прежде всего появление перевозчика и ха-ба, обладающих высокой конкурентоспособностью, а значит, выход Дальневосточной компании на новые международные рынки, такие как Китай, Япония, Северная Америка и рост внутренних перевозок.

Актуальные вопросы развития газовой отрасли на Востоке России были рассмотрены в докладе начальника Управления координации восточных проектов ОАО «Газпром» В.Л Тимошилова, который рассмотрел итоги реализации проектов «Сахалин-1» и «Саха-лин-2», а также проблемы газификации субъектов дальневосточного региона.

Рассмотрение проблем проекта «Сахалин-1» были продолжены в докладе Джеймса Дж. Тейлора, первого вице-президента «Эк-сон Нефтегаз Лимитед», значительное внимание уделившего глобальной тенденции развития энергетического сектора на ближайшие 25 лет.

Полномочный представитель председателя правления РАО «ЕЭС России» по энергетике Дальнего Востока и Восточной Сибири Д.Э, Селютин остановился на перспективах развития электроэнергетики Дальнего Востока, в частности:

• на прогнозе спроса на электроэнергию до 2020 г.;

• структуре установленной мощности и выработки электроэнергии по Дальневосточному ФО;

• потребности в топливе по Дальневосточному ФО;

• развитии электрических сетей в Дальневосточном ФО в 2006-2020 гг.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• схеме поставок электроэнергии в Китай;

• сроках выравнивания тарифов на Дальнем Востоке со среднероссийским уровнем тарифов;

• схеме управления энергокомпаниями Дальнего Востока.

Вице-президент ОАО «НК "Роснефть"» A.A. Сапронов выступил с докладом о стратегии развития его компании в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Он подчеркнул, что цели «Роснефти» сосредоточены не только в наращивании добычи углеводородного сырья за счет освоения новых перспективных месторождений, но и в создании высокоэффективных центров переработки нефти, газа, производства нефтехимической продукции, а реализация потенциала компании обеспечит положительный эффект для развития Восточной Сибири, Дальнего Востока, экономики России в целом.

Развитие авиационной промышленности и высоких технологий в Сибири и Дальневосточном регионе было рассмотрено в выступлении генерального директора ОАО «Компания "Сухой"», первого вице-президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», член-корреспондента РАН, доктора технических наук М.А. Погосяна.

Перспективные направления развития угольной отрасли Хабаровского края были раскрыты в выступлении генерального директора ОАО «СУЭК» В В. Рашевского.

Рынку лесопродукции АТР и возможности участия в нем лесопромышленного комплекса Востока России было посвящено выступление Тан Сри Тионг Хью Кинг. Он особо отметил, что России требуется расширение экспортного рынка и скоординированная долгосрочная стратегия для стимулирования эко-

номического роста, который продолжится особенно в секторе лесной промышленности.

Академик М.Л. Титаренко - директор Института Дальнего Востока РАН, председатель Общества российско-китайской дружбы выступил с докладом «Развитие Восточных регионов России в процессе экономической интеграции в АТР: возможности и вызовы». По убеждению академика, полноценное включение азиатской части России, и прежде всего Дальнего Востока и Сибири, в систему мирохозяйственных связей представляет собой основное условие нормального социально-экономического развития самого региона и государства в целом, устойчивого наращивания экономического потенциала и укрепления позиций России в мировой экономике. При этом азиатско-тихоокеанское направление естественным образом должно стать основным вектором в стратегии взаимодействия российского Дальнего Востока с мировым хозяйством.

Существуют различные формы и проекты международной региональной интеграции. Они включают как практические шаги по созданию особых экономических зон на границе с соседними странами, особенно с Китаем, транснациональные проекты «Кольцо Японского моря» и т.п., так и реализацию крупных международных транспортных проектов (модернизация Транскорейской железнодорожной магистрали и соединение ее с Транссибом, развитие инфраструктуры БАМа, обновление и строительство новых морских портов, сооружение нефте- и газопроводов, ЛЭП и т.д.).

Отдельного внимания заслуживает сфера энергетики как база масштабного развития сотрудничества между РФ и странами АТР.

Были рассмотрены также и другие направления экономического сотрудничества со странами этого региона.

Проблемы сотрудничества нашли также отражение и в докладе заместителя председателя Центрального банка России, доктора экономических наук, профессора В.Н. Мельникова, в котором в частности отмечено, что, несмотря на отмеченные позитивные тенденции

развития банковского сектора региона, дальнейшее расширение финансовых возможностей банков Дальнего Востока и Сибири по участию в экономическом развитии региона возможно путем привлечения средств из внешних источников. В качестве таких источников следует рассматривать средства, привлекаемые как из других регионов России, так и из-за рубежа. Следует обратить особое внимание на задействование возможностей таких общенациональных кредитных организаций, как Сбербанк России и Банк ВТБ. Тем более что в марте 2007 г. ВТБ подписаны кредитные соглашения с Государственным банком развития Китая на сумму 500 млн долл. для финансирования российского экспорта в КНР и с Экспортно-импортным банком Китая на сумму 500 млн долл. для финансирования китайского импорта в Россию; а Сбербанком России подписано соглашение о сотрудничестве с Государственным банком развития Китая.

Уровень взаимного доверия и сотрудничества между банками двух стран, безусловно, повышается. Важным инструментом дальнейшего продвижения российско-китайского взаимодействия в финансовой сфере является подкомиссия по межбанковскому сотрудничеству, которая осуществляет работу в рамках российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Восьмое заседание подкомиссии состоялось в начале сентября 2007 г.

Наиболее перспективными направлениями представляются следующие области:

• взаимодействие в сфере совместного финансирования инвестиционных проектов по развитию экономики российских регионов;

• развитие платежных систем и операций с использованием банковских карт, особенно в приграничных районах;

• расширение сотрудничества в сфере торгового финансирования;

• расширение обмена опытом и информацией.

О роли информационных технологий в создании и развитии современной инфраструктуры привлечения инвестиций выступил

заместитель генерального директора ЗАО «Интерфакс» Н.В. Касьянов.

В работе форума приняли активное участие академики А.Г. Аганбегян, А.Г. Гринберг, П.А. Минакир, А.И. Татаркин, М.Л. Ти-таренко, В.В. Кулешов, П.Я. Бакланов, В.И. Сергиенко, Н.Л. Добрецов, директора и ведущие научные сотрудники академических институтов, высших учебных заведений, руководители крупных предприятий, банков, дипломаты.

КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ, СЕМИНАРЫ, КОНКУРСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.