Стратегия долгосрочного развития
востока России1
В. И. Ишаев,
губернатор Хабаровского края, член-корреспондент РАН
*
Обсуждая сегодня проблемы долгосрочного развития Сибири и Дальнего Востока, прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что это не сугубо региональная, хотя и важная, проблема. Ее актуальность была подчеркнута Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию в 2005 г., когда он среди стратегически важных регионов назвал Дальний Восток. Далее она была развернута в решении VI съезда всероссийской политической партии «Единая Россия», которое кратко сформулировано в лозунге «Через развитие Сибири и Дальнего Востока — к модернизации страны». Актуальность также определяется тем, что основы государственной политики в отношении восточных регионов сформулированы в таких программных документах, как Стратегия развития Сибири и ФЦП экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Современная ситуация и влияние развития рыночных институтов в России на региональное развитие
Прежде чем говорить о стратегии развития восточных районов России, я позволю себе также напомнить, что хотя мы анализируем огромный по территории и потенциалу регион, но только регион, то есть подсистему, в первую очередь, национальной экономики.
По динамике роста сибирско-дальневосточный регион отстает от средней по России, особенно это касается Дальнего Востока (рис. 1). Если в Сибири последние два года (2004-2005 гг.) темпы роста ВРП были даже чуть выше, чем средние по национальной экономике, то Дальний Восток не может выбраться из полосы отставания, несмотря на реализуемую на его территории ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье». Определенное влияние на это оказывает снижение темпов роста национальной экономики и, следовательно, сокращение внутреннего спроса на продукцию отдельных регионов (рис. 2). Отчасти выручает экспортный спрос.
1 Доклад на Дальневосточном международном экономическом форуме 5-7 октября 2006 года.
Но если на структуру поставок наложить динамику ВРП, видно, что, по крайней мере, Дальний Восток уже значительное время не может компенсировать пониженные темпы роста только за счет традиционного экспорта.
Структура экспорта Дальнего Востока на сегодняшний день хотя и отражает его конкурентные преимущества, но все же носит исключительно сырьевой характер, уступая по степени диверсификации внешней торговли конца 1980-х годов. Так, в конце 1980-х — начале 1990-х годов экспорт машин, оборудования и транспортных средств составлял около 15%. В настоящее время он не превышает 5-6%, в то время как доля сырья, топлива, металлов и необработанной древесины составляет 80-85%.
Среди основных факторов, которые сдерживают экономическую динамику, выделим следующие.
1. Отсутствие механизма перелива капитала вследствие неразвитости банковского сектора и фондового рынка.
2. Низкий уровень накопления основного капитала и инвестиционной активности. В настоящее время соотношение инвестиций к ВВП равно 17%, в то время как для стран, совершавших мо-дернизационный рывок, оно в свое время составляло 25% и более. Доля государственных инвестиций в России — только 2,4% от ВВП, в то время как в таких благополучных странах с развитым рыночным сектором, как США, Франция, Япония, она составляет, соответственно, 3,2, 3,3 и 3,8%, а в Корее — 5,9%. Среднегодовой темп ро-
2001 2002 2003 2004 2005
- — Дальний Восток Российская Федерация —О— Сибирь
Рис. 1. Динамика ВВП России и ВРП восточных регионов (в % к предыдущему году)
ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006
ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006
1990 г. 2000 г.
О Вывоз в другие регионы страны ф Потребление внутри региона О Внешний рынок
Рис. 2. Поставки продукции регионов ДВ на рынки сбыта
ста инвестиций в 10%, который сложился в последние годы, также не может решить проблему модернизации экономики и ее динамичного развития. Если по объему ВВП мы практически достигли уровня 1991 г., то современный объем инвестиций соответствует примерно 50-процентной отметке.
3. Низкий уровень монетизации экономики. В настоящее время уровень накопления основного капитала в России примерно соответствует среднеевропейскому, но не тому, который складывался и складывается в странах с высоким темпом роста. Уровень монетизации экономики Китая, который решает задачи модернизации и ускоренного развития, составляет 180%, Японии — 135%, благополучных США — 66%, а корейской экономики даже после финансового кризиса — 60-70%.
4. Неэффективное таможенное регулирование экспорта сырья и импорта технологий.
5. Высокий уровень налогообложения реального сектора экономики, отсутствие стимулов его развития.
6. Отсутствие эффективного механизма государственного и частного партнерства. Этот механизм сейчас только складывается. При этом частный бизнес пока не в состоянии организовать эффективный перелив капитала.
Все вышеперечисленные факторы, характеризующие неэффективные рыночные институты, проявляются в регионах. Кроме того, на экономику и социальную сферу Сибири и особенно Дальнего Востока отрицательно сказываются транспортные и энергетические тарифы. Уровень тарифов на электроэнергию здесь в 1,9 раза, а на тепло — в 2,5 раза выше, чем в среднем по России, что отталкивает потенциальных инвесторов от размещения капитала.
Без преодоления внешних и внутренних ограничений экономический рост и развитие востока России не только становятся проблематичными, но, самое главное, государству необходимо будет изыскивать средства на «финансирование отставания» этого огромного региона.
Действительно, экономика Сибири и Дальнего Востока в целом представляет не отсталый, а один из наиболее продуктивных и своеобразно самодостаточных компонентов экономической структуры России,
который обладает такими потенциальными преимуществами, как:
^ высокая степень ресурсного обеспечения (в т. ч.
энергетического);
^ с учетом рентной составляющей — финансово самодостаточный регион;
^ более низкая средняя степень износа основных фондов (РФ — 45,1%, Сибирь — 38,7%, Дальний Восток — 34,3%);
^ научный и технологический потенциал.
Эти определенные потенциальные преимущества региона и важнейшие факторы, определяющие взаимоотношения национальной экономики с ее восточной частью, должны обязательно учитываться в разработке стратегии экономического и социального развития за порогом двадцать первого столетия. Регионы европейской части страны по существу уже заняли свои ниши в национальном развитии. Дальнейший же рост экономики будет осуществляться за счет форсированного вовлечения сибирско-дальневосточного потенциала.
Цели и задачи стратегического развития востока России
В Сибири и на Дальнем Востоке (как и в любом другом крупном регионе страны) реализуются такие долговременные специфические геостратегические цели государства, как:
^ создание современной экономики инновационного типа;
^ интеграция в евроазиатское экономическое пространство;
^ обеспечение влияния России в АТР и получение выгод от эффективного включения в систему международного разделения труда Сибири и Дальнего Востока.
Стратегии развития Сибири и Дальнего Востока предопределяются реальным изменением баланса позитивных и негативных компонент формирования внутринациональных и глобальных сценариев. Эти сценарии определяются в свою очередь сочетанием вызовов и реальных возможностей ответа на эти вызовы.
Вызовы
^ Изменение характера азиатского окружения России: Китай и Индия — новые лидеры.
^ Развитие процесса фрагментации в СВА: «большая тройка» — «размытая периферия».
^ «Технологичные» ниши СВА (обрабатывающий сектор и услуги) в значительной степени заняты «большой тройкой».
^ Соотношение абсолютных и относительных преимуществ восточных регионов России.
^ Существенное повышение производственных издержек, прежде всего за счет роста цен на продукцию/услуги естественных монополий, при низких объемах инвестиций может окончательно подорвать конкурентоспособность отраслей глубокой переработки продукции.
Динамичное экономическое развитие позволило Китаю занять лидирующие места по различным экономическим параметрам в АТР и в мире: 1-е место по привлеченным иностранным инвестициям, 2-е место по размеру золотовалютных запасов, 3-е место по объему ВВП и внешнеторгового оборота. Китай на сегодняшний день оказывает все большее влияние на Россию. Индия — четвертая крупнейшая экономика по покупательной способности — в своем развитии сделала ставку на развитие сектора информационных технологий и услуг, доля которого уже сейчас составляет более 7% ВВП. Развиваясь по разным экономическим моделям, обе страны в течение ближайших 20-ти лет могут занять самые высокие места в мировой экономике и существенно ослабить позиции нынешних признанных лидеров.
В настоящее время в СВА сформировалась так называемая большая тройка — Япония, Китай и Республика Корея, с одной стороны, и «размытая периферия», к которой, к сожалению, наряду с Монголией и КНДР следует отнести и восток России. Мы вынуждены, как и прежде, говорить лишь о большом потенциале России в СВА и АТР, но значительного продвижения здесь у нас нет.
Это, в частности, выражается в том, что «технологичные» ниши СВА (обрабатывающий сектор и услуги) в значительной степени заняты «большой тройкой». В перспективе Россия может оказаться окончательно на периферии глобализационных процессов и будет получать лишь ту часть эффектов, которую сочтет возможным выделить ей восточноазиатский интегрированный партнер.
Делать акцент в развитии востока России исключительно на добыче природных ресурсов неразумно и неперспективно. Сырьевые ресурсы восточной России разнородны, с точки зрения их «критического значения» для экономик СВА. «Провинциальным монополистом» для стран СВА Дальний Восток и Сибирь являются лишь в области энергетических (прежде всего нефтегазовых), лесных и рыбных ресурсов. Чтобы реализовать относительные преимущества, необходимо развивать на базе ресурсов перерабатывающую промышленность.
Существенное повышение производственных издержек, прежде всего за счет роста цен на продукцию/услуги естественных монополий, при низких объемах инвестиций может окончательно подорвать конкурентоспособность отраслей глубокой переработки продукции.
В соответствии с этими вызовами и целями государства на востоке России задачи долгосрочного развития Сибири и Дальнего Востока в концентрированном виде можно сформулировать следующим образом.
1. Сохранение постоянного населения, повышение качества его жизни, развитие человеческого капитала.
2. Диверсификация экономики.
3. Привлечение инвестиций национального бизнеса и государственное финансирование перспективного развития.
4. Опережающее и комплексное развитие инфраструктуры.
При этом следует не столько парировать угрозы, которые возникают в результате сложившихся и складывающихся вызовов, сколько постараться превратить объективные угрозы в объективные же выгоды. Такая геополитическая стратегия должна стать общей оболочкой всех дипломатических, экономических и военно-политических инициатив России в восточной Азии.
Если бы сибирско-дальневосточный макрорегион был в состоянии в рамках рыночных механизмов самостоятельно обеспечить одновременно решение стратегических задач, то не возникало бы и особой проблемы.
Мы вынуждены еще раз обратить внимание на жесткую необходимость решения проблемы создания и поддержания на первых порах условий в регионе, которые обеспечили бы ему конкурентоспособность на внешних рынках. Именно поэтому действие рыночных сил должно подкрепляться и/или корректироваться целесообразной государственной политикой социально-экономического развития.
Стратегия размещения производительных сил в восточных регионах
Сочетание уникальных возможностей с набором социальных, экономических, транспортно-энергетических и других специфически сибирских проблем определяет не просто желательность, а безальтернативную необходимость смены модели «освоения» Сибири и Дальнего Востока. Ведущими компонентами этого процесса призваны стать сбалансированная внутрирегиональная, общероссийская и между-
Рис. 3
ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006
ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006
Экономические интересы крупных компаний в формирующихся ИПТЗ
Рис. 4
народная интеграция, а также преодоление аномально высокой межрегиональной и внутрирегиональной территориальной дифференциации.
Современное и потенциальное размещение производительных сил с учетом межрегиональной асимметрии социально-экономического развития позволяет выделить два широтных пояса экономического развития — южный и северный с последующим выделением интегрированных производственно-инфраструктурных зон, которые являются привлекательными и/или содержат потенциал для привлечения частного бизнеса.
В южном широтном поясе (рис. 3) наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности. Одновременно здесь со-
средоточены зоны и ареалы депрессии, которые могут получить импульс к оживлению и росту в результате таких мер, как, например, создание здесь ОЭЗ инновационного типа в Томской, Новосибирской областях и на юге Дальнего Востока.
Уже сейчас страна сталкивается с необходимостью реального расширения экономически активного пространства за счет севера азиатской части России. Важнейшей задачей становится интенсивное формирование северного широтного экономического пояса. Научные исследования и экспериментальные расчеты дают основания утверждать, что он необходим не столько для развития восточных регионов, сколько для России в целом.
Формирование этого пояса должно опираться не только на сырьевые ресурсы, но и на транспортно-логистические возможности, открывающиеся при обслуживании международных транспортных коридоров и инфраструктурноинженерных проектов.
При этом здесь возможно создание в период до 2025 г. наиболее крупных интегрированных производственно-транспортных зон (ИПТЗ).
Важным моментом при рассмотрении перспективы этих ИПТЗ является то, что они уже сейчас находятся в зоне интересов крупных российских и иностранных компаний (рис. 4).
В качестве пилотных проектов следует рассматривать формирование Нижнеангарской ИПТЗ в Красноярском крае, а также Северо-Читинской, Южно-Якутской и Ванинско-Совгаванской ИПТЗ в Хабаровском крае, развитие и функционирование которых взаимосвязано.
Кроме того, учитывая пространственные и социально-экономические особенности Дальнего Востока, следует обратить внимание на формирование промышленно-сервисной дуги на юге Дальнего Востока, создания в этом районе экономической контактной зоны с сопредельными экономиками северо-восточной Азии (рис. 5).
При условии создания эффективной институциональной среды появится реальная возможность превратить эту промышленно-сервисную дугу в своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности депрессивного субрегиона и увеличивая ресурсы накопления и инвестирования.
Рис. 5
Первоочередные меры по созданию условий для экономического и социального роста на Дальнем Востоке и в Забайкалье
Безусловной ближайшей задачей является создание предпосылок преодоления ограничений экономического и социального развития, выравнивание базовых условий функционирования экономики и формирование механизмов повышения конкурентоспособности регионов (рис. 6).
Необходимым условием также является разработка эффективных технологий финансово-денежных механизмов реализации проектов. Замедление роста в последние два года обусловлено в значительной степени тем, что рост предложения ограничивается приростом денежной массы. Эта тенденция усугубляется еще и тем, что размещение валютных резервов и стабилизационного фонда на зарубежных счетах является почти бесплатной формой кредитования дефицитных бюджетов стран ЕС и США.
Стимулирование экономического роста на неинфляционной основе — задача непростая, но решаемая. Безусловно, она решается не только свободным рынком, но и эффективной, стимулирующей реальное производство государственной политикой. Способы связывания «избыточной» денежной массы известны из мирового опыта. Быстрый рост предложения товаров и услуг, с одной стороны, и стимулирование высокой склонности населения к сбережениям, с другой стороны, — это наиболее общие направления.
Среди мероприятий, решающих проблему неинфляционного финансирования развития, основными являются:
^ гарантии на привлечение частных инвестиций в проекты, принятые к реализации;
^ благоприятный режим импорта технологий и оборудования для развития отечественной об-
рабатывающей промышленности и развитие механизма лизинга;
^ субсидирование процентных ставок, гарантии по ипотечным кредитам для развертывания жилищной программы для возможно более широких слоев населения;
^ кредитование под низкие проценты проектов высокотехнологического сектора и инновационной деятельности.
Механизм государственно-частного партнерства может быть задействован и в решении этой задачи. Необходимо на уровне государственной промышленной политики разработать мероприятия, которые позволяли бы стимулировать большие частные инвестиции на каждый рубль инвестиций государственных. Реализовать такую политику можно было бы посредством формирования бюджета развития.
Макроэкономические оценки экономического роста на Дальнем Востоке
При пассивном отношении к этому макрорегиону и по мере исчерпания природных ресурсов многие его территории могут в определенной перспективе стать депрессивными, что приведет к повышенной нагрузке на федеральный бюджет, связанной с их санацией, эвакуацией части населения, и с определенной вероятностью создаст угрозу территориальной целостности страны.
Анализ тенденций, условий и факторов перспективного развития дает основания утверждать следующее. Вне установок и мероприятий стратегии экономика Сибири будет развиваться с темпами прироста на уровне 4-5% в год в течение ближайших 1015 лет. Инерционный вариант развития Дальнего Востока также не позволяет развиваться в 2006-2010 гг. темпом выше 5% в год, а в 2011-2015 гг. темпы роста могут даже снизиться до уровня 2,5-3% в среднегодовом исчислении.
Макроэкономические оценки стратегического (проектного) варианта развития востока России для Сибири и Дальнего Востока характеризуются следующими параметрами (расчеты по Сибири сделаны учеными Сибирского отделения РАН).
Как видно из табл. 1, только в случае реализации крупных инвестиционных проектов Сибирь и Дальний Восток смогут развиваться высокими и устойчивыми темпами.
Вклад стратегий в развитие регионов огромен и оценивается следующими показателями (см. табл. 2).
Первоочередные меры по созданию условий для экономического и социального роста на Дальнем Востоке и в Забайкалье
Обеспечение реального приоритетного внимания к региону и финансирование программы «ДВиЗ» в объемах 10-12 млрд руб. ежегодно
Решение проблемы повышенных транспортных и энергетических тарифов
Стимулирование функционирования и развития сектора обрабатывающих отраслей
Разработка законодательных актов, стимулирующих переработку в ресурсных отраслях — механизмы дифференцированной платы за ресурсы либо последовательное ограничение экспорта необработанных ресурсов
Повышение экспортных таможенных пошлин на необработанное сырье до уровня запретительных с одновременным их снижением на обработанные материалы и продукцию
Закрепление и привлечение населения
Рис. 6
Таблица 1
Среднегодовые приросты ВРП, %
2006-2010 2011-2016 2016-2020
Сибирь
Без проектов 4,2 4,9 5,5
С учетом проектов 7,0 7,9 6,1
Дальний Восток
Без проектов 5,0 3,2 2,1
С учетом проектов 6,9 7,8 8,0
ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006
ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006
Таблица 2 Таблица 3
Вклад стратегических проектов в развитие Сибири и Эффективность реализации проектов
Дальнего Востока
2010 2015 2020
Сибирь
Прирост ВРП, млрд руб. 252,9 707/1 1023,6
Вклад стратегии в развитие Сибири, % 12,6 24,1 26,0
Дальний Восток
Прирост ВРП, млрд руб. 82,0 333 836
Вклад стратегии is развитие ДВ, % 9,1 25,9 44,1
Суммарные инвестиции по проектам, млрд долл. Ожидаемый прирост ВРП, млрд долл. Средний срок окупаемости, лет Средняя рентабельность проектов, %
Сибирь 84,0 16,0 5 20
Дал ьпий Восток 233,0 30,0 7-7,5 12-13
Вклад проектной части стратегии в развитие Дальнего Востока еще более значителен, чем для Сибири. Общий эффект от реализации стратегии, выражаемый приростом ВРП за счет выполнения пакета предложенных проектов, уже в 2010 г. может составить до 10% общего объема ВРП региона с ростом его до 26% к 2015 г. и до 44% к 2020 г.
Общий уровень необходимых инвестиций для Сибири за период 2006-2020 гг. оценивается в ценах 2005 г. на уровне 7600 млрд руб. (270 млрд долл. США). Инвестиционные потребности стратегии составляют 84 млрд долл., т. е. около 30% от общих инвестиций. Для Дальнего Востока аналогичные показатели следующие. Общий объем необходимых инвестиций за период 2006-2020 гг. оценивается в ценах 2003 г. на уровне 10800 млрд руб. (376,7 млрд долл.). Инвестиционные потребности проектов составляют примерно 6250 млрд руб. (233,3 млрд долл.), т. е. 60% от общих инвестиций.
Эффективность реализации предложенной стратегии развития Сибири и Дальнего Востока оценивается в следующих показателях (см. табл. 3).
Предполагаемый масштаб инвестиций позволит полностью обновить технологическую основу экономики регионов, снизить материалоемкость общественного производства, увеличить производительность общественного труда. Кроме прямых эффектов, проекты дают эффекты дополнительные, обусловленные ростом экономической активности в ряде смежных отраслей, территориально или технологически близких к каждому из этих проектов. Прежде всего, предполагается, что они будут реализованы в сфере услуг, на транспорте, в торговле, строительстве, отдельных отраслях обрабатывающей промышленности, малом бизнесе, то есть реально будут способствовать становлению в Сибири и на Дальнем Востоке более прогрессивной структуры экономики, основанной на инновациях.
Первое информационное сообщение о представлении докладов на I Международный форум
«ОТ НАУКИ К БИЗНЕСУ. Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности»
Правительство Санкт-Петербурга Санкт-Петербургский государственный университет Компания «МОНОМАКС Конгресс-сервис» Некоммерческое Партнерство «РУССОФТ» Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг СПб» Общегерманская ассоциация компаний в сфере ИКТ «БИТКОМ» Международный институт «Ыо^огэк»
под эгидой Совета Министров Северных стран
17-19 мая 2007 года Санкт-Петербург, Россия
Приглашаем вас принять участие в первом международном Форуме «ОТНАУКИ К БИЗНЕСУ. Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности», который состоится в Санкт-Петербурге 17-19 мая 2007 года.
Форум - это открытый диалог между государственными структурами, бизнесом и наукой. Мы полагаем, что настало время конструктивно прояснить и понять механизмы, на которые опирается инновационное развитие государства и, в первую очередь, более детально понять, что собой представляет инфраструктура инновационной деятельности.
Цель форума - установление взаимовыгодного сотрудничества науки и бизнеса в вопросах формирования экономики, построенной на знаниях. На форуме будет представлен опыт ведущих мировых стран в построении инфраструктуры инновационной деятельности и лучшие примеры российских инновационных проектов.
Контактная информация:
Официальный сайт форума — http://www.fs2b.ru E-mail: [email protected]
Тел.: (812) 335-20-55, факс (812) 335-20-39
Контактное лицо — секретарь программного комитета Татьяна Рышкевич.