ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В.В. Ивантер, О.Н. Кожемяко, Д.Б. Кувалин
ДОЛГОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЗАБАЙКАЛЬЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
В статье обобщаются ключевые идеи доклада Рабочей группы Государственного Совета России, посвященного стратегическим вопросам развития восточных регионов России1.
За последние годы российское государство сделало многое для решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья (ДВиЗ): реализовало несколько значимых инвестиционных проектов (прокладка трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита - Хабаровск, развертывание производства самолета 881-100 и пр.); запустило разного рода целевые программы по долгосрочному развитию востока страны; увеличило масштабы прямого и косвенного финансирования восточных территорий. Власти регионов, частный бизнес и домохозяйства также значительно активизировали свою экономическую деятельность.
Все это позволило достичь определенных положительных результатов. Например, в кризисном 2009 г., когда ВВП России сократился на 7,9%, а объем промышленного производства - на 9,3%, валовой региональный продукт (ВРП) и объем промышленного производства в Дальневосточном федеральном округе возросли соответственно на 1,5 и 3,9%.
Однако, несмотря на эти локальные успехи, общая социально-экономическая ситуация на востоке России остается сложной, а существующие проблемы - очень серьезными.
Главная из этих проблем - многолетний масштабный отток населения из региона, связанный с низким уровнем доходов, недостаточной комфортностью условий жизни и общей неустойчивостью социально-экономической ситуации.
Хотя формальные статистические показатели уровня и качества жизни населения Дальнего Востока и Забайкалья выглядят удовлетворительно, они не отражают реального положения дел. Если учесть гораздо более высокие цены на товары и услуги в пределах ДВиЗ, то современное отставание реального уровня душевых потребительских расходов на востоке страны от среднероссийских показателей следует оценить в 20-25%. Более того, если учесть еще и разницу между затратами жителей востока и запада страны на поездки личного характера, отставание населения Дальнего Востока и Забайкалья в уровне потребления превысит 30%.
В результате среднедушевой розничный товарооборот на Дальнем Востоке и в Забайкалье меньше среднего по России на 30-40%. Качество жилищного фонда ниже среднего показателя по России на 14%.
Подобная ситуация просматривается и в других сферах. Например, хотя уровень обеспеченности населения ДВиЗ больничными койками на 27%, услугами амбулаторно-
1 Доклад Рабочей группы был подготовлен к заседанию Президиума Государственного Совета России, которое состоялось 29 ноября 2012 г. При подготовке доклада использовались материалы, предоставленные федеральными министерствами и ведомствами, Российской академией наук, другими российскими исследовательскими центрами и университетами, а также регионами Дальнего Востока и Забайкалья.
поликлинических учреждений - на 32%, услугами врачей - на 15% выше, чем в среднем по России, уровень заболеваемости при этом также выше - на 28%.
Как следствие за период с 1990 по 2013 г. численность населения Дальневосточного федерального округа сократилась на 1,793 млн. чел., или на 22%. Такие масштабы потерь населения более чем в 7 раз превышают среднероссийский уровень. При этом очень значительная доля потерь пришлась на людей трудоспособного возраста и высокой квалификации. Подобное сокращение численности населения обусловлено, во-первых, прежде всего миграцией за пределы макрорегиона, и во-вторых, существенным превышением в последние годы смертности над рождаемостью.
В пределах самого Дальнего Востока и Забайкалья также наблюдаются огромные социально-экономические различия между субъектами Федерации (например, между Приморским краем и Магаданской областью, между Еврейской автономной областью и Чукотским автономным округом). Наименее комфортны условия проживания в городах и поселках, которые в ходе кризиса 1990-х годов потеряли градообразующие производства и сферы деятельности, а также в сельской местности.
Проблема оттока населения тесно связана еще с одним обстоятельством - у значительной части жителей ДВиЗ преобладают негативные ожидания относительно своего будущего и будущего территорий, где они проживают. Кроме того, следует отметить высокий уровень недоверия населения к действиям властей, даже если эти действия нацелены на решение важных проблем и в целом обеспечивают неплохие результаты. Следствием подобных взглядов на жизнь становятся как усиление миграционных настроений, так и ослабление трудовых мотиваций.
Именно продолжающееся снижение численности населения Дальнего Востока и Забайкалья делает эту часть России наиболее уязвимой в геополитическом плане. Огромный размер восточных территорий совместно с низкой плотностью населения, а также наличие богатых минерально-сырьевых ресурсов и других потенциальных возможностей создают системное напряжение, особенно с точки зрения международной конкуренции за неосвоенные пространства.
Кроме того, усиливается разрыв между восточными регионами и остальной территорией России. Экономическое и социальное пространство страны становится все менее единым. Рынки двух частей государства пересекаются весьма незначительно, а их взаимосвязи слабы. Интенсивность экономических обменов между Дальним Востоком и остальной территорией России значительно (по ряду оценок, в 25 раз) уступает международным. Экспортно-импортный обмен восточных регионов страны и их зарубежных соседей и масштабнее, и устойчивее внутреннего межрегионального. При таком развитии событий все труднее становится обеспечивать обороноспособность, социально-политическую стабильность и культурную идентичность Востока России.
К числу наиболее острых проблем Дальнего Востока и Забайкалья следует также отнести общий низкий уровень социально-экономического развития этой территории.
Дальневосточный федеральный округ, например, занимает последнее место среди округов по большинству ключевых экономических показателей: стоимости основных фондов, объемам отгруженных товаров обрабатывающего производства, объемам производства и распределения электроэнергии, газа и воды, вводу жилья на 1000 населения, налоговым поступлениям в федеральный бюджет и пр. Средний уровень обеспеченности Дальнего Востока и Забайкалья железнодорожным транспортом на 59%, а автомобильными дорогами с твердым покрытием - на 76% ниже, чем в остальных субъектах Российской Федерации.
Еще одна проблема заключается в том, что экономика Дальнего Востока и Забайкалья имеет гипертрофированную примитивно-сырьевую экспортную ориен-
тацию: если в начале 1990-х годов экспорт машин, оборудования и транспортных средств из региона составлял более 34%, то в настоящее время он не превышает 3%, тогда как доля сырья, топлива, металлов и необработанной древесины достигает 85-90%. Так, например, в структуре экспорта древесины в Китай 95% приходится на древесное сырье, в том числе около 70% - на круглый лес. В то же время в товарной структуре китайского лесного экспорта в другие страны (в том числе в Японию и в США) почти 90% составляют бумага, картон, строительные конструкции, мебель и другая продукция глубокой переработки первичного сырья.
Слишком высокая доля первичного сектора в экономике Дальнего Востока и Забайкалья влечет за собой недополучение добавленной стоимости, невыгодные условия экспортно-импортного обмена, занижение налоговой базы субъектов Федерации, усиление диспропорций в уровнях социально-экономического развития отдельных территорий. Кроме того, высокая капиталоемкость первичного сектора требует крупномасштабных инвестиций в его модернизацию, которые невозможно профинансировать за счет внутренних ресурсов региона. Это усиливает зависимость восточных территорий России от притока капитала извне.
На Дальнем Востоке и в Забайкалье значительно медленнее, чем в западных регионах России, восстанавливаются или производительно конверсируются мощности некогда высокотехнологичного дальневосточного военно-промышленного комплекса.
Практически повсеместно наблюдается технологическая отсталость и изношенность мощностей добывающей и большинства отраслей обрабатывающей промышленности гражданского машиностроения. Например, износ оборудования в алмазодобывающей отрасли составил 41%, в топливном комплексе - 49%, в лесном - 55%. Также имеет место некомплексное использование местных природных ресурсов, определяемое погоней за наиболее легкодоступными их видами. Все это привело к росту удельных издержек добывающих предприятий на 30-90%. Кроме того, отсталые технологии подрывают конкурентоспособность даже главных сырьевых отраслей региона. В результате многие производители первичных ресурсов стали терять рынки сбыта (в частности, доля лесной промышленности Дальнего Востока в японском импорте за 10 лет уменьшилась с 20 до 17%).
Тяжелое положение складывается в топливно-энергетическом комплексе. Отрицательные тенденции последних лет привели к тому, что многие предприятия ТЭК не способны функционировать без соответствующих государственных дотаций.
Еще одна негативная тенденция заключается в том, что на Дальнем Востоке и в Забайкалье произошло резкое падение доли собственного производства продуктов питания (до 30% общей потребности).
Острейшая проблема Дальнего Востока и Забайкалья - опережающий рост стоимости услуг и транспортных тарифов. Если за период с 1999 по 2009 г. цены на продовольственные товары увеличились в 3,2 раза, на непродовольственные - в 2,5 раза, то тарифы на платные услуги населению - в 6,5 раза. Рост цен на пассажирские перевозки привел к значительному сокращению числа поездок. Особенно существенно уменьшились авиаперевозки.
Кроме того, высокими темпами росли тарифы на перевозку грузов, намного опережая увеличение стоимости прочих производственных издержек. Например, транспортная составляющая в себестоимости производства металла возросла практически в 10 раз, транспортные расходы в себестоимости топливно-энергетических ресурсов составляют более 50%. В целом доля транспортных издержек в ВРП Дальнего Востока в 2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель.
Следствием таких негативных тенденций стала большая доля убыточных предприятий и отсутствие надежной собственной финансовой базы развития территорий ДВиЗ.
Разрабатывая стратегию развития Дальнего Востока и Забайкалья, необходимо принимать во внимание не только уже существующие проблемы, но и те, которые могут обостриться или возникнуть в будущем. Иными словами, необходимо отразить ключевые потенциальные риски и угрозы, а также меры по их уменьшению.
Наиболее существенны для Дальнего Востока и Забайкалья следующие риски:
Усиление внешнего демографического давления на регион. Риск углубления диспропорций между численностью коренных жителей и численностью населения стран-соседей будет расти до тех пор, пока не будет преодолена тенденция миграционного оттока коренного населения с восточных территорий России.
Кроме того, усиление демографических угроз возможно в случаях обострения продовольственных проблем в бедных густонаселенных странах и усиления миграционных потоков.
Риск недофинансирования запланированных мероприятий. Его реализация приведет к тому, что темпы развития Дальнего Востока и Забайкалья окажутся существенно ниже необходимых. Расчеты показывают, что если объем бюджетных инвестиций на территории ДВиЗ останется на уровне, который предусматривается подготовленными на сегодня проектами федеральных целевых программ, то ВРП макрорегиона к 2025 г. возрастет только в 1,54 раза, объем промышленного производства - только в 1,13 раза, вводы жилья - только до 4,3 млн. кв.м. При этом средняя номинальная заработная плата на территории ДВиЗ будет составлять только 112% среднероссийской. Фактически это будет означать, что существенное отставание дальневосточников по уровню реальных доходов сохранится и в будущем. Численность населения макрорегиона в лучшем случае стабилизируется на некоторое время, а затем вновь начнет сокращаться. Иными словами, при запланированном на сегодня объеме бюджетных инвестиций примерно в 1,2 трлн. руб. в период до 2025 г. темпы развития экономики ДВиЗ будут значительно отставать не только от ожидаемых темпов развития стран-соседей, но и от среднероссийских темпов. Реализация этой угрозы приведет к тому, что восточные регионы России окончательно превратятся в ресурсный придаток более развитых стран, а условия международного экономического сотрудничества с каждым годом будут становиться все менее выгодными для России.
Вероятность возникновения серьезных катаклизмов на международных сырьевых рынках, включая длительные периоды падения цен и снижения физических объемов спроса. Эта угроза может быть связана как с различными кризисными явлениями в мировой экономике, так и с глобальными технологическими сдвигами, в результате которых спрос на различные виды сырья может значительно уменьшаться. Поскольку экономика ДВиЗ пока имеет ярко выраженную сырьевую ориентацию, на ней подобные ситуации будут сказываться особенно болезненно. Как следствие будут возможными рост убытков предприятий и даже остановка их деятельности, замораживание новых инвестиционных проектов, рост безработицы, снижение доходов населения и региональных бюджетов.
Возможные задержки с запуском механизмов рыночного саморегулирования. Низкая эффективность работы таких механизмов. Экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья сегодня во многом обусловлено инвестициями, которые либо прямо финансируются государством, либо осуществляются по его настоятельным рекомендациям. Кроме того, экономическая активность в регионе часто становится возможной только при наличии серьезных налоговых льгот и прочих
преференций за счет государства и других участников рынка. Обычно подобная активность государства стимулирует возникновение бизнеса, который работает уже на чисто рыночных принципах и не нуждается в специальной поддержке. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин запуск рыночных механизмов на территории ДВиЗ происходит пока медленно. Если такое положение дел сохранится и в будущем, эффективность бюджетных вливаний в регион окажется низкой со всеми вытекающими последствиями.
Вероятное серьезное замедление темпов экономического развития в ряде стран АТР. Замедление экономического развития некоторых наших стран-партнеров может повлечь за собой приостановку реализации или даже полное замораживание проектов, ориентированных на масштабный экспорт из России или обслуживание транзита «Азия - Европа». Если подобные проекты не удастся переключить на потребности внутреннего рынка, экономические потери компаний-инвесторов и восточных регионов могут оказаться весьма значительными.
Усиление противоречий между общественным мнением населения восточных территорий и принимаемыми государством мерами по их развитию. Пока эти противоречия не будут устранены, достичь слаженной работы государства, бизнеса и населения будет проблематично. Как следствие планируемые финансовые и организационные усилия не принесут ожидаемых результатов. Кроме того, при сохранении высокого уровня противоречий могут потребоваться дополнительные и при этом весьма масштабные финансовые вливания из бюджета для снятия социальной напряженности.
Подводя итог обзора проблем, рисков и угроз, существующих на ДВиЗ, необходимо сделать следующий вывод: мощь экономических процессов и механизмов, формирующих негативные тенденции на востоке страны, столь велика, что противостоять этому может только совокупная мощь всего российского государства.
Несмотря на наличие серьезных проблем, государственная политика на Дальнем Востоке и Забайкалье не обречена на то, чтобы быть оборонительной и нацеленной исключительно на латание дыр. Наоборот, эти территории обладают рядом конкурентных преимуществ и потенциальных возможностей, которые позволяют придать политике развития востока России наступательный характер.
Говоря о конкурентных преимуществах ДВиЗ, в первую очередь следует упомянуть мощный ресурсный потенциал этого макрорегиона. Основной составляющей этого потенциала являются природные ресурсы. В соответствии с текущими оценками на территории Дальнего Востока и Забайкалья сосредоточено почти 19 млрд. т ресурсов и около 3,1 млрд. т доказанных и вероятных запасов жидких углеводородов (нефти и конденсата), свыше 60 трлн. куб. м ресурсов и почти 9,5 трлн. куб. м запасов природного газа, около 100 млрд. т запасов угля, свыше 31 млн. т меди, более 6,5 тыс. т золота, свыше 500 тыс. т природного урана, до 80% разведанных балансовых запасов российских алмазов.
Общие запасы древесины в Дальневосточном федеральном округе оцениваются в 20,6 млрд. куб. м, а с учетом Забайкалья они еще более значительны. Установленный объем расчетной лесосеки на Дальнем Востоке составляет 90,5 млн. куб. м, при том что уровень ее освоения незначителен (18%). Общий объем запасов рыбы и морепродуктов в российской экономической зоне Дальнего Востока, по экспертным оценкам, достигает 26 млн. т.
Земельный фонд Дальнего Востока и Забайкалья превышает 700 млн. га. И хотя для ведения активного сельского хозяйства пригодны только 1-1,5% этих земель, этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить большую часть потребностей местного населения в продуктах питания.
Все большее значение приобретают гидроэнергетический потенциал и запасы пресной воды: крупные восточносибирские и дальневосточные реки, озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба. Не меньшее значение в перспективе будет иметь ресурс свободных территорий - экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных как для уникальной научной и рекреационной, так и для экономической деятельности.
Еще одно важное преимущество Дальнего Востока и Забайкалья заключается в их транспортно-географическом положении. Территория ДВиЗ представляет собой важное звено естественного транспортного моста между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. С одной стороны, это - сухопутный мост, основой которого являются Транссиб и БАМ. Их суммарная пропускная способность превышает 100 млн.т грузов в год и может быть увеличена. Более того, современные технологии позволяют преодолеть климатические и горно-геологические сложности и создать на базе Транссиба высокоскоростное железнодорожное сообщение. С другой стороны, Дальний Восток уже обладает базовой портовой инфраструктурой - здесь расположены 29 из 66-ти российских морских портов, в том числе такие крупные, как Восточный, Находка, Владивосток, Ванино. При этом навигация во всех основных дальневосточных портах является круглогодичной. Сочетание развитой портовой инфраструктуры и высокоскоростного сухопутного сообщения в будущем многократно увеличит возможности региона по оказанию транзитных транспортных услуг. В долгосрочной перспективе транзитная роль Транссиба и БАМа существенно возрастет после завершения планируемого строительства железнодорожного перехода на Сахалин и транскорейской магистрали.
Также весьма значителен производственный потенциал Дальнего Востока и Забайкалья. На территории ДВиЗ расположено 13,5% энергетических мощностей страны, хотя при этом они распределены по регионам крайне неравномерно. Соединение объединенной энергосистемы (ОЭС) Востока с энергосистемой Китая дает возможность поставлять значительные объемы электроэнергии за рубеж.
Добыча угля для внутренних нужд и экспорта в 2011 г. только на территории Дальневосточного федерального округа превысила 27,5 млн. т. На территории ДВиЗ добывается свыше 95% российских алмазов. Основная добыча алмазов ведется на территории Республики Саха (Якутия), составляя более 42 млн. кар./год. В регионах ДВиЗ добывается также около половины российского золота. Кроме того, на Дальнем Востоке сосредоточено практически все российское производство олова. В 2010 г. объем его добычи составил 527 т.
Улов рыбы и добыча морепродуктов на территории ДВиЗ составляет примерно 2/3 общероссийских объемов.
Наиболее передовой частью машиностроения Дальнего Востока и Забайкалья являются крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса - авиационные заводы в Комсомольске-на-Амуре, Арсеньеве, Улан-Удэ. Эти заводы способны производить широкий спектр современной высококачественной военной техники, а также обеспечивать трансфер высоких технологий из военного в гражданский сектор машиностроения. Неплохо развиты такие подотрасли машиностроения, как судостроение и судоремонт, производство оборудования для горно-добывающей и рыбной промышленности. Мощный импульс развитию высокотехнологичных видов экономической деятельности ДВиЗ должно дать начавшееся в Амурской области строительство нового российского космодрома «Восточный».
В южных регионах ДВиЗ важную роль играет лесная и деревообрабатывающая промышленность. Продукция в основном поставляется на экспорт в страны АТР в ви-
де необработанных лесоматериалов. Ежегодный объем заготовки древесины только на Дальнем Востоке составляет около 90 млн. куб. м, или 12% общероссийского.
Научно-исследовательский потенциал Дальнего Востока и Забайкалья представлен научными центрами Дальневосточного и Сибирского отделений Российской академии наук, образовательный - рядом ведущих вузов федерального значения.
Уникальная природа Дальнего Востока и Забайкалья представляет собой колоссальный ресурс для развития всех видов туризма и отдыха. Особо значимыми и коммерчески привлекательными являются возможности по организации рыболовного и охотничьего туризма, морских и речных круизов, экстремальных и спортивных путешествий, экологических и этнографических туров, строительству горнолыжных курортов и бальнеологических санаториев.
Что касается потенциальных возможностей развития Дальнего Востока и Забайкалья, то они также очень значительны. Представляется, что наиболее существенные из этих возможностей таковы:
Непосредственное соседство со странами, которые представляют собой наиболее динамичную часть глобальной экономики и имеют отличные перспективы для дальнейшего роста. Использование этих стран как основного рынка сбыта производимой на востоке России продукции. Экономики азиатских стран демонстрируют высокие темпы прироста ВВП, в несколько раз превышающие аналогичные показатели в развитых странах. В частности, в 2010 г. ВВП Китая возрос на 10,3%, Индии - на 8,8, Вьетнама - на 6,8, Индонезии - на 6,1%, в то время как в ведущих западных экономиках годовой прирост ВВП находился на уровне 2-3%. При этом следует принять во внимание, что сейчас в АТР сосредоточено 57% населения планеты и 40% глобального промышленного производства. Здесь также потребляется 37% мирового производства энергоносителей. Таким образом, бурное развитие стран АТР предоставляет Дальнему Востоку и Забайкалью шанс получить существенные преимущества.
Усиление экономических и гуманитарных связей с западными регионами России за счет организации высокоскоростного транспортного сообщения. «Сжатие» пространства внутри России создаст принципиально иные условия функционирования экономики и социальной сферы, особенно для восточных регионов страны. Благодаря этому должен многократно увеличиться поток ресурсов и капиталов с запада на восток. В свою очередь производители из восточных регионов получат дополнительные рынки сбыта, а жители западных и восточных территорий России - возможность гораздо более частого общения. В этих условиях должны принципиально измениться и миграционные намерения населения: желающих уехать с востока будет намного меньше, а приехать - намного больше.
Кардинальное повышение эффективности экономики восточных регионов России за счет опережающего развития обрабатывающих производств, транспортной и энергетической инфраструктуры; внедрение новых технологий и методов организации производства, уже опробованных в странах-соседях. Во-первых, в сложившейся ситуации Россия имеет все шансы воспользоваться возможностями «догоняющего развития». Иными словами, сейчас можно выбирать самые лучшие и современные из тех технологических и организационных решений, которые уже апробированы в других странах; экономить время и ресурсы. Во-вторых, развитие перерабатывающих, обрабатывающих и высокотехнологичных производств, равно как и инфраструктуры, даст возможность развивать восточные регионы России более сбалансированно. Кроме того, это позволит существенно повысить норму производимой добавленной стоимости, что обеспечит более выгодные условия международной торговли, увеличит доходы населения и налоговую базу регионов.
Полноценное экономическое освоение слабозаселенных территорий за счет резкого повышения уровня и качества жизни населения, а также притока новых жителей из западной части России. Опережающих темпов развития ДВиЗ можно добиться не только за счет повышения эффективности, но и за счет включения в экономический оборот дополнительных первичных ресурсов - свободных земель, неиспользуемых месторождений полезных ископаемых, вновь строящихся предприятий и т.д. Как отмечено выше, это возможно, прежде всего, за счет притока дополнительных трудовых ресурсов из других регионов России.
Использование транзитного потенциала Дальнего Востока и Забайкалья. Создание новых и модернизация существующих транспортных магистралей, рост скорости транспортного сообщения и повышение пропускной способности позволят переключить на восточные регионы России часть грузопотоков по маршруту «АТР - Европа - АТР». Это позволит не только быстрее окупить затраты в развитие инфраструктуры на востоке страны, но и увеличить ВРП Дальнего Востока и Забайкалья за счет быстрого наращивания объема транспортных услуг.
Использование программ развития Дальнего Востока и Забайкалья в качестве инструментов, способствующих росту масштабов внутреннего спроса и роли компенсаторов в периоды стагнации внешнего спроса. Развитие востока России способно стать антикризисным и антициклическим регулятором в случае ухудшения ситуации в мировой экономике, так как массовое развертывание инвестиционных проектов обеспечит спрос на продукцию отечественных производителей в случае сокращения экспортных поставок и стагнации спроса в западных регионах страны.
Для оценки возможных вариантов развития Дальнего Востока и Забайкалья в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН был выполнен прогноз экономической динамики макрорегиона на период до 2030 г.2 Расчеты по прогнозу включали в себя два сценария развития ДВиЗ - инерционный и инновационный.
Сценарий инерционного развития базировался на предположении о том, что экономика ДВиЗ продолжит функционировать в соответствии со сложившимися тенденциями с акцентом на использование внутрирегиональных ресурсов без существенной государственной поддержки. Ожидаемые последствия реализации этого сценария таковы:
- превращение экономики региона в узкоспециализированную сферу по добыче сырья, влекущее за собой неизбежное усиление структурных диспропорций, столь же неизбежный упадок несырьевых отраслей и распад территории на экономически не связанные анклавы;
- деградация периферийной инфраструктуры региона (вплоть до разрушения отдельных транспортных, энергетических и коммунальных систем локального значения);
- продолжение оттока коренных жителей и негативные изменения в возрастной структуре остающегося населения, которые приведут к дальнейшему свертыванию экономического потенциала востока России;
- резкое ослабление систем, обеспечивающих охрану государственной границы, поддержание военно-стратегического равновесия в Азии и контроль за состоянием природной среды.
Сценарий структурной перестройки и инновационного развития (оптимистический) на основе значительной государственной поддержки предполагал следующие действия:
- реализацию целого ряда крупных долговременных проектов по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры; специализацию региона на ока-
2 Прогнозные расчеты выполнены группой под руководством д.э.н., проф. М.Н. Узякова.
зании инфраструктурных услуг по обслуживанию национальных и международных торговых обменов;
- диверсификацию экономики путем развития (наряду с базовыми) комплексных и вспомогательных производств, формирование производств по более глубокой переработке минерального сырья и биологических ресурсов;
- формирование высокотехнологичных производственных кластеров при участии ведущих предприятий ВПК и гражданского машиностроения, а также научно-образовательных и инновационных центров ДВиЗ;
- перепрофилирование и создание машиностроительных производств, ориентированных на удовлетворение потребностей региона (прежде всего по выпуску машин и оборудования для горно-добывающей, лесной и рыбоперерабатывающей отраслей промышленности);
- поддержку предпринимательской деятельности малых и средних предприятий, нацеленной как на удовлетворение локального спроса, так и на сотрудничество с крупными инвесторами за пределами ДВиЗ.
В числе основных задач реализации данного сценария - создание предпосылок для перспективного развития экономики региона на принципах самофинансирования.
Приоритетом развития также должна стать ориентация на многостороннее экономическое сотрудничество со странами АТР. Это предполагает следующие действия в сфере международной кооперации:
- введение эффективного и гибкого экспортно-импортного регулирования;
- резкое ускорение принятия административных решений в отношении всех категорий инвесторов;
- радикальное снижение бюрократических и коррупционных барьеров в отношении добропорядочного бизнеса с одновременным ужесточением санкций к разного рода нелегалам, подрывающим рынки;
- создание реально функционирующих особых экономических условий для всех категорий инвесторов и вновь создаваемых предприятий.
На I этапе реализации инновационного сценария (2012-2020 гг.) быстрое наращивание инвестиций должно обеспечить: перелом в динамике ключевых показателей уровня жизни и экономической эффективности, комфортное проживание и привлекательность для предпринимательской деятельности широкого спектра отраслей на Востоке России. На II этапе (2021-2030 гг.) опережающее развитие региона и интенсификация сотрудничества со странами АТР должны превратить ДВиЗ в передовую территорию, один из локомотивов экономического роста страны.
Макроэкономические прогнозные характеристики развития крупнейших стран АТР, России и ДВиЗ, соответствующие инерционному и инновационному (оптимистическому) сценариям социально-экономического развития до 2030 г., приведены в табл. 1 и 2.
Для достижения поставленных целей развития ДВиЗ потребуется осуществить целый ряд крупномасштабных мероприятий и ввести в действие механизмы эффективного развития территории. Масштаб проблем, стоящих перед этим регионом, таков, что для их решения одной политической воли будет недостаточно.
Во-первых, ДВиЗ нуждается в масштабном бюджетном финансировании системообразующих инвестиционных программ и проектов. По расчетам ИНП РАН, для выполнения основных задач развития ДВиЗ только в период с 2012 по 2025 г. потребуется 5,7 трлн. руб. инвестиций из федерального бюджета. В случае выполнения этой задачи можно ожидать, что суммарный объем инвестиций из всех источников, вложенных в проекты на территории ДВиЗ за период с 2012 по 2025 г., достигнет 43 трлн. руб. Такое развитие событий позволит обеспечить темпы прироста ВРП ДВиЗ, которые будут на 1,5-2,0 проц. п. опережать среднероссийские темпы прироста ВВП.
При этом, оценивая эффективность социально-экономических действий на территории ДВиЗ, следует учитывать, что отказ сегодня от затрат на поддержание и развитие приведет к тому, что завтра придется вынужденно платить во много раз больше за восстановление.
Таблица 1
Инерционный сценарий развития Дальнего Востока и Забайкалья
Показатель 2010 г. 2012-2020 гг. 2021-2030 гг.
Численность населения, млн. чел., на конец периода
АТР (крупнейшие страны) 1939,9 1985,1 2032,4
США 308,6 330,9 354,8
Китай 1313,1 1339,6 1366,6
Япония 127,1 126,4 125,8
Республика Корея 49,2 49,7 50,2
Россия 142,9 142,9 140,2
ДВиЗ 8,4 8,1 7,8
Динамика ВВП, % в год
АТР (крупнейшие страны) 5,3 5,3
США 3,4 3,2
Китай 8,6 7,8
Япония 3,2 3,0
Республика Корея 4,3 4,0
Россия 3,6 3,4
ДВиЗ 3,2 3,3
Душевой ВВП, тыс. долл. по ППС, на конец периода
АТР (крупнейшие страны) 16,5 27,1 44,5
США 46,4 60,2 77,1
Китай 7,2 16,3 34,1
Япония 32,7 45,5 61,7
Республика Корея 25,5 38,4 56,1
Россия 19,6 30,9 44,6
ДВиЗ 16,4 22,8 34,9
Динамика инвестиций, % в год
АТР (крупнейшие страны) 6,9 6,3
США 4,2 3,3
Китай 9,0 7,9
Япония 3,7 3,1
Республика Корея 4,1 3,9
Россия 4,6 3,0
ДВиЗ 4,2 2,7
Темпы роста реальных среднедушевых доходов населения, % в год
Россия 3,6 3,3
ДВиЗ 3,2 3,0
Динамика промышленного производства, % в год
Россия 2,7 2,4
ДВиЗ 0,7 1,1
Таблица 2
Инновационный сценарий развития Дальнего Востока и Забайкалья
Показатель 2010 г. 2012-2020 гг. 2021-2030 гг.
А 1 2 3
Численность населения, млн. чел., на конец периода
АТР (крупнейшие страны) 1939,9 1987,4 2037,1
США 308,6 330,9 354,8
Китай 1313,1 1339,6 1366,6
Япония 127,1 126,4 125,8
Республика Корея 49,2 49,7 50,2
Россия 142,9 145,1 144,9
ДВиЗ 8,3 10,0 11,7
Динамика ВВП, % в год
АТР (крупнейшие страны) 5,5 5,4
США 3,4 3,2
Китай 8,6 7,8
Япония 3,3 3,1
Республика Корея 4,4 4,0
Россия 6,1 5,0
ДВиЗ 7,9 6,1
Продолжение табл. 2
А 1 2 3
Душевой ВВП, тыс. долл. по ППС, на конец периода
АТР (крупнейшие страны) 16,5 27,5 45,5
США 46,4 60,2 77,1
Китай 7,2 16,3 34,1
Япония 32,7 46 62,6
Республика Корея 25,5 38,9 57,2
Россия 19,6 35,8 57,6
ДВиЗ 16,4 29,1 54,1
Динамика инвестиций, % в год
АТР (крупнейшие страны) 7,3 6,3
США 4,2 3,3
Китай 9,0 7,9
Япония 3,8 3,1
Республика Корея 4,3 4,0
Россия 8,0 5,7
ДВиЗ 9,8 6,7
Темпы роста реальных среднедушевых доходов населения, % в год
Россия 5,0 4,9
ДВиЗ 6,8 5,8
Динамика промышленного производства, % в год
Россия 5,2 4,0
ДВиЗ 5,4 4,0
Во-вторых, необходимы серьезные институциональные решения, которые придадут импульс действию рыночных механизмов развития территории.
Общие принципы и задачи институциональных изменений на Дальнем Востоке и в Забайкалье должны быть следующими:
Ослабление административного давления на бизнес, работающий на территории ДВиЗ, с целью существенного снижения трансакционных издержек и стимулирования прихода в экономику новых предпринимателей.
Значительное уменьшение административных барьеров для инвесторов, создающих новые производства и предприятия на территории ДВиЗ, нацеленное на удешевление проектов, сокращение сроков их реализации и уменьшение рисков.
Использование видоизмененных критериев эффективности для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов и программ развития на востоке России. Новые критерии в большей степени должны учитывать геополитические и социальные последствия, а также непрямые эффекты, получаемые за пределами проектов.
Масштабное использование проектного принципа развития территории ДВиЗ.
Широкое применение при развитии ДВиЗ методов индикативного планирования, нацеленного на повышение эффективности разнородных программ и инвестиционных проектов, а также для их увязки с имеющимися ресурсами и долгосрочными целями.
Создание действенного механизма экономических преференций и льгот для населения и бизнеса ДВиЗ.
Интеграция большей части предлагаемых институциональных решений в рамках особого порядка административного управления инвестиционными процессами на Дальнем Востоке и в Забайкалье.
В прикладном смысле совершенствование механизмов институциональной поддержки развития Дальнего Востока и Забайкалья заключается в следующем:
1. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием. Разделение зон ответственности между структурами государственной власти, четкая регламентация их взаимодействия. Концентрация основной части ресурсов и полномочий по развитию ДВиЗ в руках Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.
2. Упорядочение уже разработанных и реализуемых стратегических и программных документов и их интеграция в рамках единой системы принятия административных решений.
3. Принятие Федеральной целевой программы (ФЦП) развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ДВиБР) на период до 2018 года и Государственной программы развития ДВиБР, согласованных со Стратегией развития ДВиБР до 2025 года и форсированным сценарием долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 г.
4. Разработка и принятие законодательных актов, регламентирующих особые условия хозяйствования на территории Дальнего Востока и Забайкалья (Байкальского региона), в том числе федерального Закона о Дальнем Востоке, юридических норм по налоговым льготам и субсидиям для инвесторов, местных жителей, переселенцев и т. д.
5. Разработка и утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов, подлежащих реализации в субъектах Дальнего Востока и Забайкалья на условиях государственно-частного партнерства с участием ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона».