Научная статья на тему 'О государственной программе развития восточного вектора национальной экономики России'

О государственной программе развития восточного вектора национальной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
102
8
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / ЯКУТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Егоров Е.Г., Егорова И.Е.

В статье рассмотрены миссия и масштабы государственное программы Российской Федерации «Социально-экономического развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», перспективы развития макрорегиона, в том числе Республики Саха (Якутия).

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Егоров Е.Г., Егорова И.Е.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «О государственной программе развития восточного вектора национальной экономики России»

31 (334) - 2013

Стратегия развития региона

УДК 332.025.1(571)

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОГО ВЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Е. Г. ЕГОРОВ,

доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии регионального развития и сотрудничества и Академии наук Республики Саха (Якутия), директор Е-mail: ire2000@mail. гп

И. Е. ЕГОРОВА,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Е-таИ: yegorovi@mail. гп Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

В статье рассмотрены миссия и масштабы государственной программы Российской Федерации «Социально-экономического развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», перспективы развития макрорегиона, в том числе Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: государственная программа, социально-экономическое развитие, Дальний Восток, Байкальский регион, Якутия.

В столице Республики Саха (Якутия) Якутске 02.04.2013 под председательством премьер-министра России Д. А. Медведева состоялось заседание Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области. На нем с участием большей части феде-

ральных министров, всех глав дальневосточных и байкальских регионов было завершено обсуждение одобренной 21.03.2013 на заседании Правительства РФ государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [3].

Открывая заседание, председатель Правительства РФ Д. А. Медведев отметил большую работу по разработке государственной программы и значимость ее реализации для устойчивого развития экономики не только восточных регионов, но и Российской Федерации в целом. В дискуссии приняли участие вице-премьеры и многие министры, высказали свои предложения все присутствующие главы регионов. В заключительной речи Д. А. Медведев подчеркнул, что подписанная государственная программа начинает действовать. Программа - не

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

з

догма, в ней масса трудностей, есть и внутренние проблемы, противоречия, есть и проблема дефицита источников финансирования. Но нельзя бесконечно дискутировать о судьбе этой программы, она должна реализоваться, подчеркнул Д. А. Медведев [2]. Было также подписано распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2013 № 489-р, которым предписывалось заключение концессионного соглашения в отношении искусственного дорожного сооружения - автодорожного мостового перехода через р. Лену в районе Якутска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, этот день стал одной из знаменательных дат для Республики Саха (Якутия). Впервые заседание Правительства РФ проходило на территории республики. Внимание к региону объяснимо. Республика Саха (Якутия) обладает самым крупным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим потенциалом, эффективное использование которого определяет в значительной мере перспективы комплексного развития производительных сил дальневосточных регионов и их интеграции в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского рынка. Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В. И. Ишаев отметил, что Якутия представлена в госпрограмме очень хорошо, уровень проработки многих жизненно важных для региона проблему очень высок. Правительство республики фундаментально относится к вопросам регионального развития, подчеркнул он*.

Государственная программа рассчитана на реализацию в течение 12 лет, т. е. ее можно считать среднесрочной. Основным ее разработчиком является Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, созданное в мае 2012 г. Программа по своим целям и задачам, по структуре и содержанию полностью отвечает требованиям программно-целевого подхода и стратегического планирования социально-экономического развития макрорегиона, занимающего 45 % общей территории страны и включающего 12 субъектов Федерации. Из них девять являются дальневосточными и три представляют Байкальский регион. Эти субъекты по природным, экономическим, географическим условиям и по фактическим уровням социально-экономического развития различны, но их объединяет общее геополитическое положение в

* Газета «Якутия» от 27.03.2013.

отношении Азиатско-Тихоокеанского региона.

За последние 20 лет страны АТР (особенно Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур) развиваются очень динамично, качественно и эффективно, заняв ведущее положение в мировой экономике. Приняв, хотя и с некоторым опозданием, этот вызов, наше государство приступило к ускоренному и комплексному созданию сильного восточного вектора национальной экономики. В этом заключается высокая миссия государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В докладе В. И. Ишаева на заседании Правительства РФ 21.03.2013 были приведены уточненные целевые показатели программы. Так, к 2025 г. по сравнению с 2011 г. должны возрасти следующие показатели: совокупный ВРП - в 2,2 раза, доля макрорегиона в структуре ВВП страны - до 8,8 %, доля обрабатывающих производств в структуре ВРП - до 8,3 %, доля макрорегиона в доходах консолидированного бюджета РФ - до 4 % [1].

На основе ускоренного развития производительных сил, роста конкурентоспособности макрорегиона с диверсифицированной экономикой должна быть достигнута главная цель - кардинальное улучшение социально-демографической ситуации, обеспечение комфортных условий и среднероссийского качества жизни населения Дальнего Востока и Байкальского региона. Численность населения макрорегиона увеличится на 1,1 млн чел. и достигнет 11,9 млн против 10,8 млн чел. в 2011 г. Средняя ожидаемая продолжительность жизни возрастет почти на 6 лет и составит 72,5 года. Уровень заработной платы по сравнению со среднероссийским станет выше на 25-30 %. Средняя обеспеченность общей жилой площадью одного жителя будет доведена до 31,5 м2 по сравнению с 21,6 м2 в 2011 г. [1].

Понятно, что будут различными темпы и масштабы социально-экономического развития 12 субъектов Федерации в зависимости от их фактического уровня и значительной дифференциации потенциалов роста. Опережающее развитие экономики получат Приморский и Хабаровский края, Амурская и Иркутская области, республики Саха (Якутия) и Бурятия, о чем свидетельствуют, в частности, индексы роста валового регионального продукта (см. таблицу).

Как предусмотрено государственной программой, Дальний Восток и Байкальский регион в целом должны развиваться опережающими темпами

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Индексы роста ВРП Дальнего Востока и Байкальского региона к предыдущему году до 2025 г., %

Субъект Федерации 2011 2012 2015 2020 2025 2025 к 2011

Южная подзона Дальнего Востока

Хабаровский край 120,0 108,4 110,3 108,6 106,5 321,1

Приморский край 116,6 108,6 110,7 109,0 106,3 330,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сахалинская область 109,2 103,3 105,1 104,7 103,7 184,3

Амурская область 119,4 107,2 109,2 107,8 105,9 284,3

Еврейская автономная область 111,3 101,3 106,4 106,4 105,5 217,0

Северная подзона Дальнего Востока

Республика Саха (Якутия) 116,1 105,9 107,5 106,5 104,9 239,8

Магаданская область 110,1 104,7 106,5 105,5 104,3 210,8

Камчатский край 98,7 106,0 108,1 106,9 105,5 255,6

Чукотский автономный округ 94,4 97,0 102,3 103,4 102,5 135,2

Байкальский регион

Забайкальский край 110,1 103,9 106,6 106,3 105,3 226,4

Иркутская область 113,5 105,4 107,6 106,8 105,5 247,6

Республика Бурятия 113,5 105,5 107,4 106,4 105,0 236,8

Источник: [3].

по сравнению со среднероссийскими. При этом основными факторами ускорения будут высокая норма накопления, преимущественное создание высокотехнологичных производств во всех отраслях экономики, привлечение и использование высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, первоочередное формирование развитой транспортной и энергетической инфраструктуры.

Республика Саха (Якутия) среди 12 субъектов Федерации в 2025 г. должна занимать достойные места по многим показателям: по индексу роста ВРП - 3-е место, по доле субъекта в структуре ВВП России - 4-е место, по норме накопления в ВРП - 2-е место, по численности населения - 5-е место (1 094,1 тыс. чел.). Однако республика будет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иметь в 2025 г. сравнительно низкие показатели по доле обрабатывающих производств в структуре ВРП (2,8 %), по энергоемкости ВРП (73,8 %), по индексу роста ВРП на душу населения (7-е место), по индексу роста налоговых доходов регионального бюджета (9-е место). По мнению авторов, такое положение обусловлено в основном отставанием республики в развитии обрабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью (см. рисунок).

К сожалению, государственной программой не предусмотрено создание и развитие в Республике Саха (Якутия) металлургического передела, нефте-и газоперерабатывающих производств, крупного лесообрабатывающего комплекса, которые были

20

18 16 14 12

10 8

6 44

1 2 3,

— ^

■ш

ТтШЦш

Хабаровский Приморский Сахалинская Амурская край край область область

Источник: [3].

Еврейская Республика Магаданская Камчатский автономная Саха (Якутия) область край область

Чукотский Забайкальский Иркутская Республика автономный край область Бурятия

округ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона с 2011 по 2025 г., 1 - 2011 г; 2 - 2012 г; 3 - 2015 г; 4 - 2020 г; 5 - 2025 г

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОРЪЯ -и ЪР^тжгсх*

5

2

0

включены в ранее принятые федеральные и региональные программы.

По приоритетным направлениям предстоящих социально-экономических преобразований в макрорегионе более конкретные мероприятия разработаны в 12 подпрограммах государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В подпрограмме «Повышение эффективности экономики Дальнего Востока и Байкальского региона» обоснован принцип преимущественного создания обрабатывающих производств с использованием инновационных технологий в южной части Дальнего Востока и Забайкалья, где имеются более благоприятные природно-климатические и инфраструктурные условия для организации производства и жизни населения. При этом в северной части восточных регионов, в том числе в Республике Саха (Якутия), Магаданской области и Чукотском автономном округе, предлагается продолжить освоение территорий с высокой концентрацией природных ресурсов. То есть продолжать преимущественно горнопромышленное развитие сырьевого сектора экономики. Характерно, что в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях, а также в Республике Бурятия предусмотрено формирование инновационных кластеров по не-фтегазопереработке, газохимии и углехимии, по авиа- и автомобилестроению, по металлургической и лесообрабатывающей отраслям промышленности, космического кластера высоких технологий и др.

Перспективы развития экономики Республики Саха (Якутия) запланированы в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов. По макрорегиону намечено реализовать всего 23 таких проекта общей стоимостью около 9,3 трлн руб., в том числе «Комплексное развитие Южной Якутии», «Комплексное развитие Западной Якутии» и «Северо-Восточный минерально-сырьевой кластер Якутии». Масштабы этих комплексных инвестиционных проектов достаточно большие и они способны обеспечить ускоренное и устойчивое развитие производительных сил. Проект «Комплексное развитие Южной Якутии» признан одним из лучших инвестиционных проектов и на его реализацию будут использованы инвестиции в сумме 1,97 трлн руб., которые позволят создать 20 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест [1].

Перспективные решения отраслевых проблем социально-экономического развития Республики

Саха (Якутия) отражены в таких подпрограммах, как «Развитие транспортной инфраструктуры», «Развитие энергетической инфраструктуры» и «Создание условий для комфортного проживания населения». Полная реализация мероприятий этих подпрограмм позволит обеспечить транспортную доступность значительной части территории, надежную энергетическую безопасность экономики и социальную благоустроенность населения республики.

Таким образом, вклад Республики Саха (Якутия) в опережающее развитие восточного вектора национальной экономики России существенно возрастет, и к 2025 г. ее доля в совокупном валовом внутреннем продукте страны составит 1,3 %, а в общем объеме валового регионального продукта макрорегиона - около 15 %.

В результате обсуждения государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на совещании Государственной комиссии в Якутске звучали замечания и предложения по ее успешной реализации. Проблемы в основном заключаются в большом дефиците источников инвестирования и необходимости их поиска, в создании лучших условий труда и нового качества жизни населения макрорегиона. Безусловно, в процессе реализации программы возникнут новые проблемы, задачи и возможности. В связи с этим от Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова можно сделать ряд предложений.

Во-первых, в перспективе включить в программу развития макрорегиона мероприятия по созданию и развитию в республике обрабатывающих и перерабатывающих производств, в частности по строительству объектов металлургического передела, газоперерабатывающей и деревообрабатывающей отраслей промышленности, а также по созданию кластера алмазогранильных и ювелирных производств.

Во-вторых, целесообразно решить вопрос об усилении научного сопровождения реализации крупных инвестиционных проектов путем организационного объединения деятельности научных учреждений Сибирского и Дальневосточного отделений РАН, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) и других субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона.

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

В-третьих, реальность осуществления уникальных программных социально-экономических преобразований на Востоке страны в значительной мере зависит от уровня и действенности финансовых механизмов, налоговых и социальных льгот. Необходимо, чтобы они были дифференцированными по трем подзонам (Байкальский регион, Юг и Север Дальнего Востока), что следует учесть при работе над проектом федерального закона «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В-четвертых, для усиления государственного управления развитием восточного вектора национальной экономики создано и работает Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, деятельность которого охватывает 45 % территории России и 12 субъектов Федерации. Для повышения эффективности работы большого аппарата министерства, размещенного в Москве и Хабаровске, целесообразно организовать его терри-

ториальные структуры, в том числе в Якутске. Для оперативного научного анализа и системного обоснования программных мероприятий министерству нужно иметь свой научно-исследовательский центр с численностью сотрудников не менее 30 чел.

Список литературы

1. Доклад министра по развитию Дальнего Востока В. И. Ишаева // Стенограмма заседания Правительства РФ 21.03.2013. URL: http://debri-dv. ru/article/6241.

2. Заседание Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области // Официальный портал Правительства Российской Федерации. URL: http://government. ru/news/1139.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 466-р.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жгеЪ4

7