Пространственная Экономика 2007. № 4. С. 68-78
УДК 339.9(571.6)+(518) Инь Цзяньпин
БАЗИСНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И СОВМЕСТНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ
Рассматриваются проблемы экономического сотрудничества Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая в условиях изменения политической и экономической ситуации в мире в целом, в Китае и России в частности, когда российско-китайские отношения вышли на новый уровень.
Экономическое сотрудничество, межрегиональное сотрудничество, единое экономическое пространство, Северо-Восток Китая, Дальний Восток России.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОТРУДНИЧЕСТВА И СОВМЕСТНОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ
Центральные правительства обеих стран поддерживают развитие сотрудничества сопредельных регионов. В 1997 г. было подписано соглаше-
© Инь Цзяньпин, 2007
Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Новая модель регионального сотрудничества Северо-Востока Китая и восточных регионов России и ее региональная эффективность» по заказу Государственного фонда общественных наук Китая, номер утверждения заказа 06Б.1У092.
ние между правительствами России и Китая о принципах сотрудничества между субъектами РФ и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения Китая, которое служит юридической базой для развития межрегиональны«: связей двух стран. С этого времени институциональные основы сотрудничества Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая последовательно укрепляются.
Руководство России уделяет неизменное внимание межрегиональному и приграничному взаимодействию двух стран. В 2001 г. Правительство РФ утвердило «Концепцию приграничного сотрудничества в РФ». Президент РФ В. В. Путин не раз подчеркивал роль и значение регионального сотрудничества с Китаем, которое принесет обеим странам существенные выгоды и придаст импульс развитию их взаимодействия. Он заверил, что межрегиональное сотрудничество двух стран несомненно получит поддержку со стороны российского руководства на высшем уровне, которая, в частности, реализуется в стимулировании участия местных правительств, государственных и частных предприятий в региональных хозяйственных связях с Китаем [6].
В мае 2004 г. в Москве состоялась российско-китайская конференция «Приграничное и межрегиональное сотрудничество между Россией и Китаем». Одной из главныгх тем повестки дня конференции быш вопрос повышения роли регионов в расширении экономических связей между двумя странами. Во время визита в Китай в октябре 2004 г. В. В. Путин обсудил с руководителями северных провинций вопросы укрепления и расширения приграничного и межрегионального сотрудничества.
Китайское правительство со своей стороны также поощряет развитие сотрудничества с Дальним Востоком России.
В сентябре 2005 г. в Даляне проводилась российско-китайская конференция по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. Участники конференции обсудили вопрос установления и развития прямых экономических отношений между регионами двух стран.
Председатель КНР Ху Цзиньтао во время визита в Россию и Президент РФ В. В. Путин достигли консенсуса в вопросах, касающихся выработки стратегии межрегионального сотрудничества и развития. На встрече 16 августа 2007 г. в Бишкеке Ху Цзиньтао отметил, что стороны должны начать консультации по координации стратегий регионального развития, выработать план китайско-российского регионального сотрудничества на среднесрочную и отдаленную перспективу. В. В. Путин одобрительно воспринял инициативу Ху Цзиньтао и со своей стороны призвал компетентные ведомства обеих сторон активизировать контакты по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, всестороннему углублению практического сотрудничества [3].
В ходе регулярных встреч главами правительств и местной власти подписан ряд соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между регионами России и Китая.
Сопредельные районы России и Китая проявляют большой интерес к развитию регионального сотрудничества и предпринимают активные действия для его развития. С конца прошлого века соседние регионы двух стран, воспринимая друг друга как крупнейших партнеров, при непосредственной поддержке центральных органов власти стремятся перевести двустороннее экономическое сотрудничество в практическую плоскость.
В декабре 2004 г. губернатор Приморского края С. Дарькин подчеркнул: «Китай — наш крупнейший торгово-экономический партнер. Развитие приграничных отношений с Китаем относится к числу приоритетных направлений в деятельности администрации Приморья» [5].
На приеме в ходе официального визита губернатора Приморского края С. Дарькина в Харбин в январе 2006 г. китайская сторона отметила, что сотрудничество с Приморским краем является одним из стратегических направлений экономики и политики провинции Хэйлунцзян. В результате переговоров был подписан Протокол о сотрудничестве между провинцией Хэйлунцзян и Приморским краем, в котором предусматривается строительство российско-китайского технопарка по внедрению информационных технологий, усиление транспортной инфрастуктуры, строительство трансграничной железной дороги и других объектов.
В июле 2007 г. в Хабаровске был подписан Меморандум о сотрудничестве между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян. Документом предусмотрено дальнейшее развитие экономических отношений и культурных связей между двумя соседними регионами Китая и России.
Многочисленные соглашения, подписанные между Китаем и Россией на разном уровне, создают твердую нормативно-правовую базу сотрудничества и совместного развития для Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.
ЭТАП УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ
Реализация программы возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая дает северо-восточным провинциям новые шансы ускорения социально-экономического развития. Северо-Восток Китая является важной промышленной базой страны. Этот район с богатыми природными ресурсами ежегодно дает одну треть общего урожая товарных зерновых Китая, 40% объема производства нефти, 50% производства древесины, 25—33% продукции машиностроения. Наряду с этим район отличается высоким уровнем на-
уки и техники, богатством интеллектуальных ресурсов и относительно развитой инфраструктурой.
В связи с тем, что в течение последних 20 лет Северо-Восток Китая в определенной степени отстал по темпам экономического роста от юго-восточных приморских районов Китая, в 2003 г. китайское правительство выдвинуло стратегию освоения северо-востока страны и реконструкции старой промышленной базы Северо-Востока Китая. Эта стратегия направлена на создание на северо-востоке страны конкурентоспособной базы новой индустрии с судостроительной, автомобилестроительной, энергетической отраслями промышленности, а также современным сельским хозяйством, для того, чтобы Северо-Восток Китая стал одним из районов, которые вносят весомый вклад в экономический рост страны. Таким образом, Северо-Восток Китая еще раз вышел на авансцену реформ и развития.
Стратегия возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая охватывает провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и частично автономный район Внутренней Монголии с общей площадью 1,45 млн км2 и населением 120 млн человек.
По этой стратегии китайское правительство намерено обеспечить всестороннее возрождение северо-востока страны в предстоящие 10—15 лет, превратить данный район в ведущую базу машиностроительной промышленности и важную зону снабжения страны.
Для того чтобы обеспечить выполнение этой стратегии, правительством было подготовлено 11 нормативных актов, которые предоставили трем северо-восточным провинциям страны особые права, определив их в качестве экспериментальной базы по реформе уплаты налога на добавленную стоимость, экспериментальной базы социального страхования, предоставив льготы по уплате налога на прибыль и целый ряд других преференций. Согласно этим документам в период 11-й «пятилетки» (2006—2010 гг.) северовосточным провинциям необходимо достичь следующих целей социально-экономического развития:
• обеспечить двукратное увеличение валового регионального продукта по сравнению с 2002 г. при условии оптимизации структуры экономики и повышения экономической эффективности предприятий;
• обеспечить заметное повышение уровня социального развития: темпы роста доходов городского и сельского населения должны оказаться выше среднего уровня по стране;
• постоянно совершенствовать систему социалистической рыночной экономики и в основном завершить реформирование госпредприятий.
Прошло только три с лишним года с момента начала реализации стратегии по возрождению старых промышленных баз на Северо-Востоке Китая,
но уже получены первые заметные результаты повышения комплексного экономического потенциала и роста уровня жизни городского и сельского населения. Например, темпы роста ВВП в провинции Ляонин в течение прошедших трех лет сохранялись на уровне более 12%, а в первом полугодии 2007 г. объем ВВП в этой провинции на 14,8% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года и стал рекордным показателем.
Для подъема Северо-Востока Китая необходимо расширять сотрудничество с Дальним Востоком России. Для подъема Северо-Востока Китая нужно расширять внешнюю открытость, в связи с этим специально разработан правительством документ (№ 36), по которому будет реализован целый ряд больших проектов с участием иностранных инвестиций, для чего будут созданы благоприятные условия для привлечения инвесторов различных стран мира, и инвесторов Дальнего Востока России в особенности.
Председатель КНР Ху Цзиньтао на встрече с Президентом РФ В. В. Путиным 16 августа 2007 г. в Бишкеке говорил о необходимости расширения сотрудничества Северо-Востока Китая с Дальним Востоком России. Он подчеркнул важность тесной увязки планов по развитию российского Дальнего Востока и подъему старых промышленных баз на Северо-Востоке Китая [11].
Стратегическая программа возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая будет стимулировать создание зоны свободной торговли между странами, ускорит процесс регионального сотрудничества, откроет перспективы для координации инициатив регионов обеих стран в совместной реализации крупных инвестиционных проектов.
Благодаря реализации программы возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая наибольшие объемы инвестиций провинции Цзи-линь приходятся на Россию. В последние четыре года поддерживается увеличение объема товарооборота между провинцией Цзилинь и Россией при ежегодных темпах роста в 90%, прирост торговли за первые семь месяцев 2007 г. составил 208%.
Провинция Хэйлунцзян в рамках реализации стратегии разработала концепцию, целью которой является ускорение темпов роста расширения связей с Россией. В нынешнее время в товарообороте Китая с Россией ее доля превышает 20%.
Программа вызывает повышенный интерес со стороны особого административного района Сянган и южных провинций Китая, которые готовы через северо-восточные провинции расширять сферы сотрудничества с российским Дальним Востоком. Во время посещения провинции Хэйлунцзян в августе 2007 г. глава администрации Сянгана Цзэн Иньцюань выразил желание вести масштабное торгово-экономическое сотрудничество с Россией, опираясь на содействие провинции Хэйлунцзян. Он отметил, что если в про-
шлом контакты сянганских бизнесменов с Россией были незначительны, то в будущем Сянган, опираясь на преимущества географического положения провинции Хэйлунцзян, должен расширить и активизировать торговое сотрудничество с Россией [4].
Реализуемая стратегическая программа открывает новые возможности развития и для Дальнего Востока России. Предприятия региона могут принять участие в процессе возрождения старой промышленной базы Северо-Востока Китая путем предоставления техники, специалистов и услуг; инвестирования в экономику этих провинций; участия в преобразовании здешних предприятий и улучшении инфраструктуры; совместного освоения ресурсов. Глава китайского правительства Вэнь Цзябао отметил, что китайская сторона приветствовала бы участие российских предприятий в процессе возрождения старой промышленной базы, которая в свое время создавалась при активном участии СССР [7].
Стратегия возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая привлекает повышенное внимание российской стороны. Так, губернатор Хабаровского края В. И. Ишаев в Пекине заявил, что Россия готова участвовать в программе возрождения старой промышленной базы Северо-Востока Китая [8].
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ РЕГИОН ПОЛУЧИТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС ДЛЯ УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕВЕРО-ВОСТОКОМ КИТАЯ
Ускорение социально-экономического развития Дальнего Востока России. Дальний Восток России имеет огромный потенциал для экономического роста. Он снабжает страну ценнейшим промышленным сырьем и экспортной продукцией, играет важнейшую роль в политической, военной, экономической жизни России. Дальний Восток России является геостратегическим плацдармом России, обеспечивающим ее военно-политическое и экономическое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это отражает девиз Второго Дальневосточного международного экономического форума, прошедшего в сентябре 2007 г. в Хабаровске, который гласит: «Через развитие Сибири и Дальнего Востока — к модернизации страны» [10].
В. В. Путин обозначил Дальний Восток России как стратегически важный регион, который наряду с другими приграничными территориями должен стать опорным при сотрудничестве России с сопредельными государствами.
Российское правительство прилагает огромные усилия для придания этому региону того динамизма, который позволит ему стать эффективным и достойным представителем России и проводником ее экономических и по-
литических интересов в этом сложнейшем и наиболее динамичном регионе мира. На это ориентированы федеральные целевые программы, принимаемые Правительством РФ. В апреле 1996 г. была утверждена Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг., а в марте 2002 г. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 гг. и до 2010 года», в соответствии с которой в последние два года было многое сделано в решении проблем региона. Российское правительство увеличивает долю средств федерального бюджета для развития региона, а также регламентирует обязательства субъектов РФ и механизмы государственного содействия региональному развитию в перспективе [2].
В августе 2007 г. Правительство РФ одобрило проект новой Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», реализация которой позволит обеспечить создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации на основе преодоления инфраструктурных ограничений и создания благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики региона. В программе представлено видение стратегических направлений развития Дальнего Востока и Забайкалья как одного из важнейших макрорегионов России.
Общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий на период 2008—2013 гг., составляет 566 008,7 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета поступит 426 271,2 млн руб.
Проведение в 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке является важным политическим событием. Чтобы принять у себя саммит АТЭС, к 2012 г. Правительство РФ и местные администрации реализуют подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В соответствии с этой подпрограммой в Приморье планируется создать несколько особых экономических и торговых зон, запустить ряд проектов, а во Владивостоке построить целый ряд крупных объектов: новый аэропорт международного класса, новые дороги, универсальный гостиничный комплекс, театр, международный конференц-зал и многое другое. Помимо строительства объектов, значительные средства будут направлены на благоустройство Владивостока и обустройство города в соответствии с мировыми стандартами [9]. Ускорение развития Дальнего Востока России будет увязываться с возрождением старой промышленной базы Северо-Востока Китая. Нет сомнения, что это будет способствовать привлечению китайских капиталов и рабочей силы и увеличению товарооборота между сопредельными регионами двух стран.
Реализация новой Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и ее подпрограмм привлекает большое внимание и интерес китайской стороны к участию в ней. Российская сторона также надеется на увязку программы развития Дальнего Востока и Забайкалья с китайской стратегией возрождения старой промышленной базы Северо-Востока Китая. В настоящее время сопряжение планов развития Сибири и Дальнего Востока России и программы возрождения старой промышленной базы Северо-Востока Китая стало одним из ключевых направлений сотрудничества между Китаем и Россией. Руководство двух стран уже достигло единства мнений по этому вопросу.
На встрече с Президентом РФ В. Путиным 16 августа 2007 г. в Бишкеке Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул важность тесной увязки планов по развитию российского Дальнего Востока и подъему старых промышленных баз в Северо-Восточном Китае.
В июне 2007 г. секретарь Хэйлунцзянского провинциального комитета КПК Цянь Юньлу, совершая визит в Россию, подписал с губернатором Приморья С. Дарькиным очередное соглашение о сотрудничестве между провинцией Хэйлунцзян и Приморским краем, в котором предусмотрены сотрудничество и реализация совместных проектов в области экономики, науки и культуры. Между сторонами достигнута договоренность оказывать поддержку предприятиям каждой из сторон, участвующих в программах развития Дальнего Востока России и возрождения старой промышленной базы Северо-Востока Китая.
Как сообщил в августе 2007 г. заместитель председателя Государственного комитета по делам развития и реформ Канцелярии Госсовета Китая по возрождению старых промышленных баз Северо-Восточного Китая Чжан Гобао, соответствующие ведомства Китая разрабатывают план стыковки стратегии возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая с российской Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока. Это послужит новой платформой для расширения экономического сотрудничества и совместного развития Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Формирование единого экономического пространства для сотрудничества Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России. Географическая близость двух регионов предоставляет уникальные условия для создания
единого экономического пространства и развития взаимовыгодного экономического сотрудничества и добрососедства.
С 1992 г. китайская сторона начала активно ставить вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска. Ее инициатива встретила отклик российской стороны. В соответствии с программой социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на юге Дальнего Востока (Хабаровский и Приморский края, Амурская область и ЕАО) предстоит сформировать контактную с Китаем зону.
В последние годы обе стороны проявили активность в создании и расширении единого экономического пространства для сотрудничества путем реализации некоторых крупных проектов. По обе стороны российско-китайской границы постепенно формируется экономическое пространство, в котором взаимодействуют Дальний Восток России и провинции Северо-Востока Китая.
Примером формирующихся единых экономических пространств приграничного сотрудничества между Россией и Китаем может служить приграничный торгово-экономический комплекс «Пограничный — Суйфыньхэ», который расположен в Пограничном районе Приморского края и в районе г. Суйфыньхэ провинции Хэйлунцзян. Концепцией реализации данного проекта предусмотрено строительство и развитие российского и китайского участков приграничного торгового комплекса как единой торгово-экономической зоны, застройка которой и дальнейшее функционирование будут осуществляться по единому плану и в соответствии с согласованными между российской и китайской сторонами принципами. При этом на территории российского участка комплекса будут действовать законы России, на территории китайского участка, соответственно, законы Китая, а въезд на его территорию будет безвизовым.
Приграничные торгово-экономические комплексы играют роль испытательных полигонов новых форм интеграции экономики приграничных районов двух стран, в этом смысле комплекс «Пограничный — Суйфыньхэ» можно рассматривать как пилотный проект, который содействует созданию единого экономического пространства приграничных районов двух стран, позволяет отладить новые инструменты внешнеторгового регулирования и в дальнейшем применять их в государственном масштабе.
Вторым примером можно назвать единое экономическое пространство для сотрудничества в районе Благовещенск — Хэйхэ. Ситуация Благовещенска — Хэйхэ во многом является уникальной. Мэрия Хэйхэ выдвинула инициативу о создании вместе с Благовещенском единого экономического пространства на основе дружеских отношений между двумя городами, разделяемыми Амуром. Это инициатива вызвала обширный интерес и отклик
у российской стороны. Администрации Хэйхэ, Амурской области и Благовещенска способствуют сближению социальных и особенно экономических практик, взаимной адаптации физического пространства китайского и российского городов, которое приносит взаимовыгоды и удобство населению двух городов. Теперь многочисленные китайские и российские компании и предприниматели ведут свою деятельность и в Хэйхэ, и в Благовещенске как на едином рынке, не разделенном, а объединенном границей. Многие амурчане проводят отпуск в Хэйхэ как в родном городе, они даже могут на своей машине пересекать границу в зимное время и проживать в Хэйхэ долгое время.
После завершения демаркации границы на Большом Уссурийском острове предполагается интенсивное экономическое освоение этой территории. У китайской стороны есть предложение о совместном создании на острове международной свободной экономической зоны, которая может стать самым большим единым экономическим пространством для сопредельных районов двух стран. Губернатор Хабаровского края В. И. Ишаев обратился к китайской стороне с предложением о превращении острова Большой Уссурийский «из острова раздора в остров дружбы» [1]. По его словам, предполагается «создать на острове погранично-таможенный переход и совместную с китайской стороной торговую зону на базе существовавшего здесь укрепрайона». Это предложение уже внесено на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
Развитие сотрудничества в области трансграничного транспорта содействует формированию единого экономического пространства между Северо-Востоком Китая и Дальним Востоком России. Важной предпосылкой формирования единого экономического пространства для сотрудничества Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России является совершенствование транспортной инфраструктуры приграничных регионов и оптимизация работы пунктов пропуска.
В последние годы бурно идет строительство и совершенствование приграничной транспортной инфраструктуры двух стран. В эксплуатацию введен пограничный мостовой переход через Аргунь в районе Олочи — Шивэй, на пункте пропуска Староцурухайтуй — Хэйшаньтоу построен пограничный мост через Амур. Планируется строительство мостов через Амур в районе Нижнеленинское — Тунцзян и Благовещенск — Хэйхэ.
Российские и китайские специалисты обсудили перспективы строительства новой железной дороги Дуннин — Уссурийск. По расчетам китайской стороны, при успешной реализации нового проекта ежегодно из Китая по российским железным дорогам в порты Приморья может перевозиться до 20 млн т угля для перевалки на экспорт, а также другие грузы. Был подписан
протокол о строительстве международной железной дороги Хулинь — Лесо-заводск, изучен вопрос о строительстве трансграничной железной дороги Турий Рог — Мишань.
Достигнуты большие успехи по совершенствованию трансграничной транспортной инфраструктуры приграничья: перевод автомобильного пункта пропуска Забайкальск — Маньчжурия на круглосуточный режим работы, увеличение количества и объемов грузовых и пассажирских перевозок на направлениях Гродеково — Суйфыньхэ и Чита — Маньчжурия, открытие пассажирского железнодорожного сообщения Владивосток — Суйфыньхэ и т. д.
Как в Федеральной целевой программе развития Дальнего Востока, так и в программе подъема Северо-Востока Китая планируются строительство и совершенствование транспортной инфраструктуры, расширение возможностей автотранспортных и транзитных перевозок приграничных районов. Стороны будут в приоритетном порядке развивать сотрудничество в области реконструкции и открытия новых автомобильных и железных дорог. Эти мероприятия несомненно содействуют формированию единого экономического пространства между Северо-Востоком Китая и Дальним Востоком России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой Уссурийский остров на российско-китайской границе превратят в «остров дружбы» // РИА «ОРЕАНДА». 13.11.2006.
2. В Хабаровске завершился Дальневосточный международный экономический форум. russian.people.com.cn. 20.09.2007.
3. Встреча Ху Цзиньтао с В. Путиным. chinaconsulate.khb.ru. 17.08.2007.
4. Глава администрации Сянгана заявил о готовности вести масштабное торгово-экономическое сотрудничество с Россией, опираясь на содействие провинции Хэй-лунцзян. www.chinapro.ru. 11 .08.2007.
5. Жэньмин жибао. 19.10.2004.
6. Жэньмин жибао. 18.10.2004.
7. Материалы сайта. www.chinaembassy.ru. 24.09.2004.
8. Россия намерена активизировать сотрудничество с Китаем в освоении энергоресурсов острова Сахалин. russian.people.com.cn. 29.06.2004.
9. Сергей Дарькин: «У Приморья есть все возможности для успешной реализации стратегических проектов». www.PrimaMedia.ru. 30.05.2007.
10. Сибирь и Дальний Восток получат комплексное развитие // РФ сегодня. № 18.
11. Ху Цзиньтао: необходимо расширять сотрудничество с дальневосточным регионом РФ // Жэньмин жибао. 21.08.2007.