Научная статья на тему 'Конкурентоспособность экономики приграничных регионов'

Конкурентоспособность экономики приграничных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Балтийский регион
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
конкурентоспособность / приграничный регион / приграничное сотрудничество / северо-западный федеральный округ / республика карелия / competitiveness / border-line region / border-line collaboration / north-western federal district / the republic of karelia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженов Юрий Николаевич, Никульченков Кирилл Евгеньевич

Статья посвящена проблемам конкурентоспособности приграничных регионов как субъектов Российской Федерации, обладающих характерной спецификой. Описаны этапы формирования конкурентоспособности приграничного региона и показатели, её характеризующие, рассматривается роль приграничных регионов в развитии торгово-экономических отношений с зарубежными государствами, приграничном сотрудничестве и международной интеграции на примере Северо-Западного федерального округа РФ и Республики Карелия. Предложены механизмы становления и повышения конкурентоспособности приграничных регионов в современных российских реалиях в целом и на примере Республики Карелия приграничного региона Северо-Западного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баженов Юрий Николаевич, Никульченков Кирилл Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the competitiveness of cross-border regions as peculiar constituents of the Russian Federation. The authors focus on the stages of cross-border region competitiveness formation and examine the role of these regions in the development of international trade and economic relations, cross-border cooperation and international integration on the example of the Northwestern federal district and the Republic of Karelia. The article describes the mechanisms of gaining and increase competitiveness by cross-border regions under modern Russian conditions in general and in particular on the example of the Republic of Karelia as a cross-border region of the Northwestern federal district.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность экономики приграничных регионов»

УДК: 341.221.27

Ю. Н. Баженов К. Е. Никульченков

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ

Статья посвящена проблемам конкурентоспособности приграничных регионов как субъектов Российской Федерации, обладающих характерной спецификой. Описаны этапы формирования конкурентоспособности приграничного региона и показатели, её характеризующие, рассматривается роль приграничных регионов в развитии торгово-экономических отношений с зарубежными государствами, приграничном сотрудничестве и международной интеграции на примере Северо-Западного федерального округа РФ и Республики Карелия. Предложены механизмы становления и повышения конкурентоспособности приграничных регионов в современных российских реалиях в целом и на примере Республики Карелия — приграничного региона Северо-Западного федерального округа.

The article is dedicated to the competitiveness of cross-border regions as peculiar constituents of the Russian Federation. The authors focus on the stages of cross-border region competitiveness formation and examine the role of these regions in the development of international trade and economic relations, cross-border cooperation and international integration on the example of the Northwestern federal district and the Republic of Karelia. The article describes the mechanisms of gaining and increase competitiveness by cross-border regions under modern Russian conditions in general and in particular on the example of the Republic of Karelia as a cross-border region of the Northwestern federal district.

Ключевые слова: конкурентоспособность, приграничный регион, приграничное сотрудничество, Северо-Западный федеральный округ, Республика Карелия.

Keywords: competitiveness, border-line region, border-line collaboration, North-Western federal district, the Republic of Karelia.

В современных трактовках понятие «конкурентоспособность» используется не только как характеристика товаров и услуг, хозяйствующих субъектов, отраслей экономики, но и как феномен, реализующийся в географическом пространстве. Это понятие применяется в отношении отдельных регионов или групп регионов, поскольку территория может быть как конкурентоспособной, так и неконкурентоспособной.

Регион страны стал объектом оценки конкурентоспособности в работах отечественных исследователей сравнительно недавно. Конкурентоспособность зачастую рассматривается с точки зрения оценки социально-экономической ситуации в регионе и сравнения позиций с регио-

нами-конкурентами. Способность региона выявлять, создавать и использовать конкурентные преимущества в сравнении с другими регионами и означает демонстрировать свою конкурентоспособность. Регионы конкурируют в различных сферах — на финансовых рынках, на рынках материальных и интеллектуальных ресурсов, на рынках потребителей производимых товаров. На конкурентоспособность региона существенное влияние оказывает наличие управленческих, ресурсных, финансовых, производственных, научно-технических, квалификационных возможностей. В конечном счете, грамотное и целесообразное использование имеющихся у региона конкурентных ресурсов должно приводить к успеху в конкурентном межрегиональном состязании, где важнейшими показателями оказываются занятость населения и повышение уровня жизни.

В отношении приграничных регионов конкурентоспособность имеет свои особенности. В современных условиях именно приграничные регионы играют существенную роль в развитии и активизации интеграционных процессов между различными странами. Участие региона в международной экономической интеграции, внешнеэкономическая деятельность, транзитные возможности региона, таможенная инфраструктура, международное и приграничное сотрудничество — роль данных факторов усиливается в случае, если речь ведется о конкурентоспособности приграничного региона.

На данный момент в российском законодательстве нет четкого определения приграничного региона. На наш взгляд, понятие «приграничный регион» можно раскрыть следующим образом: это экономическая, социальная и культурная целостность, занимающая определенную территорию, имеющую таможенную границу с одним или несколькими зарубежными регионами, и взаимодействующая с ними на основе межправительственных соглашений с целью максимального удовлетворения потребностей населения.

Становление конкурентоспособности приграничного региона, на наш взгляд, должно представлять собой последовательную смену этапов, которые демонстрируют эволюцию конкурентного преимущества, способность перехода на новый качественный уровень. На первом этапе конкурентоспособность региона обеспечивается за счет эффективного использования уже имеющихся производственных возможностей, природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Второй этап предполагает создание государственными и региональными властями условий для активного инвестирования в экономику, в развитие материально-технологической и туристической базы и в создание новых предприятий на территории приграничного региона иностранными и отечественными инвесторами. Третий этап характеризуется как инновационный; здесь происходит создание новых видов регионального продукта и производственных процессов, ранее не характерных для данной территории. Таким образом, развитие конкурентоспособности приграничной территории в современных условиях приобретает направленность от стадии инвестирования к стадии инноваций.

Если говорить о проблемах, с которыми сталкиваются инвесторы в условиях современной российской действительности, то на сегодняш-

ний день основными препятствиями для активизации инвестиционных вложений остаются бюрократические проволочки, пробелы в законодательстве, недостаточная компетентность региональных властей, слабое развитие инфраструктуры и несовершенство налоговой системы. Стадия инноваций должна демонстрировать такую степень инновационно-сти экономики региона, которая заключала бы в себе возможность экономического самообновления, адаптационность к изменяющимся условиям рынка и генерирование научно-технических разработок, способствующих выходу региона на качественно новый уровень.

Как правило, при сравнении социально-экономического положения приграничных регионов прежде всего берется во внимание показатель инвестиционной привлекательности. Однако, помимо этого показателя, необходимо формирование целостной системы разноплановых показателей, отражающих конкурентные преимущества региона при выделении ключевых показателей конкурентоспособности (объем валового регионального продукта, внешнеторговый оборот, показатели уровня жизни населения).

В последние годы стали появляться различные методики оценки конкурентоспособности регионов. По мнению докторов экономических наук Л. И. Ушвицкого и В. Н. Парахиной, система возможных показателей конкурентоспособности может включать в себя:

I. Показатели наличия и эффективности использования ресурсов региона:

— объем валового регионального продукта;

— темпы изменения объема валового регионального продукта;

— число убыточных предприятий;

— объем розничного товарооборота;

— экспорт продукции региона;

— объем природных запасов нефти и газа (углеводородных ресурсов);

— наличие природных ресурсов помимо углеводородных;

— обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием;

— географическое положение региона по отношению к внешнеторговым выходам России.

II. Показатели жизненного уровня населения региона:

— средняя заработная плата работающего населения;

— уровень безработицы;

— величина прожиточного минимума;

— объем платных услуг для населения;

— обеспеченность населения жильем и объем инвестиций в жилищное строительство;

— доля малоимущего населения;

— уровень преступности.

III. Показатели инвестиционной привлекательности и активности региона:

— объем инвестиций в основной капитал;

— темпы роста инвестиционной активности;

— инвестиции в расчете на одного жителя;

— уровень политической стабильности в стране и регионе [3, с. 10].

Для сопоставления и расчета индекса конкурентоспособности регионов применяются методики рейтинговых сопоставлений. Они представляют собой способ агрегирования ряда частных показателей в более общий показатель. Методика рейтинговых сопоставлений предусматривает на первом этапе отбор рейтинговых показателей на основе теоретического анализа, где каждый показатель характеризует свойство или фактор конкурентоспособности. Второй этап — начисление баллов по каждому из факторов (показателей), в ходе которого осуществляется шкалирование показателей. Третий этап — агрегирование шкалированных показателей в итоговый общий показатель. Такими общими показателями принято считать объем валового регионального продукта на душу населения, долю экспорта в валовом региональном продукте, а также темпы роста ВРП [1, с. 188—189].

Эти и подобные им методики вполне могут применяться при оценке конкурентоспособности приграничного региона. Кроме того, представляется необходимым использовать компаративистские методики, сравнивая показатели определенного региона с другими приграничными территориями и регионами, не являющимися таковыми.

Приграничным регионам Российской Федерации, на наш взгляд, принадлежит приоритет в развитии торгово-экономических отношений между нашей страной и зарубежными государствами. В то же время не следует забывать, что позиция ЕС по отношению к Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагает использование России в основном как источника природных ресурсов. Такое положение дел характерно и в отношении приграничных регионов.

При взаимодействии со странами Европейского союза особая роль принадлежит субъектам, входящим в состав Северо-Западного федерального округа, поскольку только он имеет границу со странами ЕС. Приграничными регионами являются большинство субъектов, входящих в Северо-Западный федеральный округ (Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, Псковская, Мурманская области и Республика Карелия). Они неоднородны в своем социально-экономическом потенциале и развитии, имели разные стартовые позиции к моменту начала активной экономической интеграции России со странами Европейского союза. В настоящее время в субъектах СЗФО на уровнях руководства, местного самоуправления и общественных организаций не подвергается сомнению необходимость развивать и активизировать взаимодействие со странами ЕС во всех сферах, которые способны качественно улучшить уровень благосостояния населения и основные социально-экономические показатели регионов.

Приграничное сотрудничество осуществляется на основе как государственных межправительственных и межрегиональных соглашений, так и на основе соглашений между отдельными экономическими субъектами, социальных программ в рамках приграничного сотрудничество и по линии туризма.

Взаимодействие субъектов Северо-Западного федерального округа со странами Европейского союза может стать существенным фактором для укрепления их конкурентных позиций, поскольку европейские страны обладают мощными инновационными технологиями производства, достаточными оборотными средствами, готовностью к инвестированию и широким рынком сбыта продукции. В свою очередь российский Северо-Запад имеет особую привлекательность для стран ЕС, обладая сырьевыми и человеческими ресурсами, выгодным географическим расположением, самобытностью культуры народов, населяющих данный регион, многочисленными культурными объектами и памятниками, природным разнообразием, обусловливающими расширение сферы туризма, в том числе и экологического.

Приграничное сотрудничество — это уникальный инструмент для решения и крупных, и локальных проблем приграничных территорий. Так, недостаточно развитая инфраструктура, влияющая на количественные и качественные характеристики экономического развития, включая и конкурентоспособность, может получить толчок к развитию благодаря иностранным партнерам вместе с внедрением новых производств и технологий.

В состав приграничных регионов Северо-Западного федерального округа входит единственная республика — Республика Карелия. Она не может быть отнесена в настоящее время к экономически сильным регионам (в сравнении, например, с Санкт-Петербургом или Ленинградской областью), хотя имеет потенциальные возможности для улучшения ситуации и выхода на новый уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность Республики Карелия следует рассматривать в контексте формирования Северо-Европейского геоэкономического региона, учитывая конъюнктуру внешних рынков. Приграничное положение, возрастание значимости контактной функции границы и развитие международных транспортных коридоров могут стать для республики серьезными предпосылками экономического развития.

Каждый регион обладает совокупностью факторов, уникальное сочетание которых определяет его специализацию и конкурентоспособность. В конкурентной борьбе выигрывают регионы, которым удается создать условия, привлекательные для внешних контрагентов, социально-экономическую среду, пригодную для ведения бизнеса, и сформировать уникальный образ территории, вызывающий благоприятное отношение.

К региональным особенностям, на основе которых возникают конкурентные преимущества Республики Карелия, относятся:

— уникальность географического положения (приграничное расположение и общая граница с ЕС, с одной стороны, близость к федеральному Центру — с другой);

— наличие разнообразного природно-ресурсного потенциала (например, лесные и туристические ресурсы);

— сформированная приграничная инфраструктура;

— национально-культурная самобытность территории.

Естественные конкурентные преимущества, как правило, становятся базой для специализации экономики на традиционных секторах. Для Республики Карелия такими традиционными секторами являются добыча и первичная переработка ресурсов, при этом основная добавленная стоимость создается за пределами республики. Не изменив сложившегося положения, не стоит ожидать существенного повышения конкурентоспособности региона на внешних рынках. Формирование конкурентной стратегии в РК предполагает переориентацию на создание производств с высокой добавленной стоимостью.

Рассмотрим некоторые приоритетные секторы экономики республики. Например, продукция лесопромышленного комплекса. Это на сегодняшний день пока единственный сектор экономики Республики Карелия, способный самостоятельно выходить на мировые фондовые рынки и активно привлекать портфельные инвестиции. Крупные целлюлозно-бумажные предприятия Карелии при сохранении лидерства на рынке (бумажные мешки, газетная бумага) способны самостоятельно генерировать цепочки создания стоимости, углубляя производственную логистику и развивая поддерживающие виды деятельности. Производство железорудных окатышей и алюминия — в связи с отсутствием экономически ценных видов деятельности (производство продукции с высокой добавленной стоимостью) — выпадают из группы самостоятельных стратегий.

Приоритетными стратегиями в таких секторах экономики, как производство строительных материалов (камень, щебень), пиломатериалов, туристической продукции, продукции рыбного хозяйства, информационных технологий и услуг, являются стратегии расширения рынка и инвестирования в формирование полных цепочек создания стоимости. В названных секторах уже достаточно долго существуют и активно продвигаются традиционные на товарных рынках карельские бренды («Северная сосна», «Карельская береза», «Карельский шунгит» и др.) и формируются новые, поддерживаемые экономическими видами деятельности карельских компаний, например «Карельский дом» (многофункциональные экологически чистые технологии современной урбанизации). Для ряда карельских компаний, работающих в лесном секторе и выстраивающих вертикальную интеграцию (АХК «Кареллес-пром»), существует возможность завершения своей технологической цепочки и выхода на другие товарные рынки и рынки услуг [2, с. 7].

Успешному осуществлению экономических стратегий, способных существенно повысить конкурентоспособность Республики Карелия, препятствуют различные факторы. Например, передача внешним банковским структурам функций финансового обслуживания, поскольку в Карелии отсутствуют собственные крупные банковские структуры и 90 % расчетно-кассовых операций осуществляется через филиалы ино-региональных банков; на низком уровне находится обеспеченность местных специализированных производств современным оборудованием, имеет место высокая степень износа основных производственных фондов и низкий коэффициент их обновления; в республике недоста-

точна концентрация транспортной логистики, фактически отсутствуют собственные каналы распределения продукции на внешних рынках, карельская продукция реализуется через торговые площадки и сети, неподконтрольные региональным бизнес-структурам. Вследствие этого отток добавленной стоимости на разных стадиях товарных цепочек составляет около 30 млрд рублей, или 16 % валового регионального продукта (ВРП РК — 185,5 млрд рублей) [3, с. 10].

Набор факторов конкурентоспособности меняется во времени, и конкурентоспособность экономики региона зависит не только от экономического потенциала этого региона, но и от состояния экономической системы в целом. Конкурентное преимущество получают те регионы, где, во-первых, созданы условия для согласования интересов бизнеса и органов власти, формирования частно-государственных партнерств; во-вторых, созданы условия для накопления специализированных ресурсов и расширенного воспроизводства капитала; в-третьих, осуществляются постоянные инвестиции в поддержание инфраструктурных сетей и систем жизнеобеспечения; кроме того, общедоступной является независимая и достоверная информация о региональной рыночной среде. Дополнительные конкурентные преимущества, имеющиеся в распоряжении приграничных регионов, должны целенаправленно трансформироваться в факторы роста социально-экономического развития, углубляя стратегии специализации и диверсификации экономики.

Список литературы

1. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. Ю. К. Перского, Н. Я. Калюжновой. М., 2003.

2. Савельев Ю. В. Стратегия как инструмент повышения конкурентоспособности приграничного региона: доклад на V Общероссийском форуме лидеров стратегического планирования, 19 октября 2006 года. М., 2006.

3. Ушвицкий Л. И., Парахина В. Н. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы оценки, современное состояние // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Экономика. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.