Научная статья на тему 'Международная интеграция приграничных регионов в мировую экономику (на примере Республики Карелия)'

Международная интеграция приграничных регионов в мировую экономику (на примере Республики Карелия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
331
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / INTEGRATION / REGIONAL POLICY / REGIONAL ADMINISTRATION / BORDER REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шишкин Артем Анатольевич

Статья посвящена вопросам интеграционных процессов в приграничных регионах. На основе изучения опыта европейских стран, регионов Северо-Западного федерального округа, а также анализа результатов международных проектов в рамках инициативы ЕИСП ПС приведена классификация форм интеграционных процессов по различным признакам. В соответствии с приведенной классификацией дана оценка использования потенциалов региона, которые способствуют развитию каждого из видов интеграции. Приведен перечень первичных и вторичных потенциалов; рассмотрены эффекты от различных форм интеграции (экономический, социальный и бюджетный); предложены направления социально-экономической политики региона, нацеленные на развитие интеграционных процессов и максимизацию эффектов от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шишкин Артем Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL INTEGRATION OF BORDER REGIONS INTO THE GLOBAL ECONOMY (EXAMPLE OF RUSSIAN KARELIA)

The paper is devoted to the issues of integration processes in border regions. Basing on the European experience, experience from Northwest Russia, as well as on the analysis of the results of ENPI CBC projects, integration processes have been classified by several parameters. According to the classification we assess utilization of the region’s potentials promoting each type of integration. Primary and secondary potentials are listed. The effects (economic, social, budgetary) of each type of integration for the region are named, and priority areas of the regional socio-economic policy are suggested, aiming to maximize the effects of the integration.

Текст научной работы на тему «Международная интеграция приграничных регионов в мировую экономику (на примере Республики Карелия)»

Труды Карельского научного центра РАН № 5.2013. С.103-111

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ

УДК 332.146.2: 338.22.01

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

А. А. Шишкин

Институт экономики Карельского научного центра РАН

Статья посвящена вопросам интеграционных процессов в приграничных регионах. На основе изучения опыта европейских стран, регионов Северо-Западного федерального округа, а также анализа результатов международных проектов в рамках инициативы ЕИСП ПС приведена классификация форм интеграционных процессов по различным признакам. В соответствии с приведенной классификацией дана оценка использования потенциалов региона, которые способствуют развитию каждого из видов интеграции. Приведен перечень первичных и вторичных потенциалов; рассмотрены эффекты от различных форм интеграции (экономический, социальный и бюджетный); предложены направления социально-экономической политики региона, нацеленные на развитие интеграционных процессов и максимизацию эффектов от них.

К л ю ч е в ы е с л о в а : интеграция, региональная политика, региональное управление, приграничный регион.

A. А. Shishkin. INTERNATIONAL INTEGRATION OF BORDER REGIONS INTO THE GLOBAL ECONOMY (EXAMPLE OF RUSSIAN KARELIA)

The paper is devoted to the issues of integration processes in border regions. Basing on the European experience, experience from Northwest Russia, as well as on the analysis of the results of ENPI CBC projects, integration processes have been classified by several parameters. According to the classification we assess utilization of the region’s potentials promoting each type of integration. Primary and secondary potentials are listed. The effects (economic, social, budgetary) of each type of integration for the region are named, and priority areas of the regional socio-economic policy are suggested, aiming to maximize the effects of the integration.

K e y w o r d s: integration, regional policy, regional administration, border regions.

Интеграционные процессы на уровне предприятий и корпораций достаточно изучены. Связано это с тем, что уже сформировалось понимание критериев выбора стратегий, форм и целей интеграции, а также средств для их достижения. Договоры между участниками производственной интеграции имеют четко выраженные права и обязанности сторон (юридическую основу).

Иначе складываются процессы интеграции на уровне регионов и стран как сложных социально-экономических систем. По мнению И. Приго-жина [2008], уровень развития международных экономических и политических отношений до конца ХХ столетия (особенно в сфере социально-политических отношений) не отвечал требованиям уже зарождающихся интеграционных процессов в трендах реализации экономической эффективности (синергетического эффекта). То есть процессы интеграции на уровне стран и регионов несколько отставали от аналогичных процессов в сфере производства.

Главной отличительной чертой является то, что в территориальной, региональной (в том числе международной) интеграции отсутствуют однозначно выраженные критерии достижения ее целей, так как цели такой интеграции зачастую связаны с улучшением социального положения жителей регионов (оценки качества жизни).

Интеграционные процессы ставят перед экономиками большинства стран с различным уровнем развития принципиально новые задачи (вызовы), связанные с процессом формирования единого и, следовательно, более однородного экономического и информационного пространства [Герчикова, 2001; Богомолов, 2003]. Такое пространство позволяет наиболее эффективно реализовывать потенциал интегрирующих регионов и стран.

Особое место в процессах международной интеграции занимают приграничные регионы. Они являются точкой соприкосновения двух (или нескольких) экономических систем. Тем самым они играют роль арены взаимодействия, где происходит взаимное проникновение этих систем.

Примером такого региона является Республика Карелия1. Особенно очевидной ее роль

1 Самая протяженная граница с Евросоюзом, совместные транспортные магистрали, наличие пунктов пересечения границы являются предпосылками для активного развития интеграции. В течение 1989-2000 гг. Республика Карелия установила дружественные отношения с одной губернией Финляндии (Оулу, 1993) и тремя региональными союзами (Северное Саво, 1993 г.; Центральная Финляндия, 1995 г., Южная Карелия, 1999 г.). Кроме того, Республика Карелия стала полноправным членом международной организации Региональный Совет Баренцева Евро-Арктического региона (с 1993 г.).

стала в 1995 году. С вступлением Финляндии в ЕС создалась новая ситуация на Севере Европы - Карелия наряду с другими территориями Северо-Запада России оказалась соседней для объединенной Европы.

В Европейском союзе все приграничные регионы рассматриваются как своеобразный мост через границы. К примеру, основная миссия стратегии Финляндии по отношению к России в целом и к Республике Карелия в частности: «От содействия к партнерству». В национальные интересы Финляндии и Карелии входит задача развития сотрудничества таким образом, чтобы цели и формы работы формировались в соответствии с происходящими переменами, отвечали вызовам регионального развития России и ЕС2.

Задачей данной работы является выделение групп и форм интеграционных процессов в приграничном регионе для формирования в нем эффективной социально-экономической политики.

Классификация моделей (путей развития) интеграционных процессов

Исследование существующих классификаций интеграционных процессов и форм интеграций [Ермакова, 2005; Овчаренко] выявило необходимость более глубокого исследования этих процессов с позиции определения факторов, способствующих интеграции, и социально-экономического эффекта для региона. Это позволит определить мероприятия для стимулирования интеграционных процессов.

Приведенная ниже классификация разработана на основе выполненных научно-прикладных исследований в области территориального развития и анализа существующих программно-целевых управленческих документов территориальных образований в Республике Карелия:

- Комплексный инвестиционный план развития моногорода пгт Вяртсиля, 2010.

- Комплексный инвестиционный план развития моногорода г. Костомукши, 2011.

- Стратегический план социально-экономического развития г. Костомукши до 2020 года.

- Программа социально-экономического развития Лахденпохского муниципального района на 2010-2014 гг.

2 Основным органом межправительственного взаимодействия двух стран является Российско-Финляндская Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.

В

- Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года.

- Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.

В работе использовались результаты реализации проектов и программ в области международного и приграничного сотрудничества (в контексте интеграционных процессов):

- Еврорегион «Карелия» [Шлямин, 2008].

- Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП ПС):

• «Коларктик».

• «Юго-Восточная Финляндия - Россия».

• Lithuania-Poland-Russia. Cross-border Cooperation Programme 2007-2013.

• Estonia-Latvia-Russia. Cross border cooperation Programme 2007-2013.

• Результаты других проектов.

Также использованы материалы европейских исследований в области трансграничной и межрегиональной интеграции [Spatial integration..., 2010; EU macro-regions..., 2009; Added Value., 2012; Regional Development., 2010; European Territorial Cooperation., 2011].

Классификация приведена по следующим категориям: по субъекту; по сфере деятельности; по месту реализации интегрированного производства; по предмету участия в интеграционных процессах в производственной сфере.

Для каждой категории определяются: вид и форма потенциала (ресурсов), которые используются (в качестве вклада) в процессе интеграции; показатели эффективности (экономической, социальной и бюджетной). Учитываются особенности приграничного региона, определяющие его роль в интеграции, и формулируются направления активизации интеграционных процессов, повышения их эффективности для региона.

Отдельно выделена транспортная интеграция - как особый вид деятельности, создающий инфраструктурное (транспортное) обеспечение для осуществления экономической интеграции (через перевозки и обеспечение материального потока).

Классификация интеграции по субъекту сотрудничества

Основой классификации по субъекту является определение целей, функций и сложившейся роли субъектов с учетом их возможностей (ресурсов).

Интеграция на уровне личности. Характерной чертой, присущей приграничным регионам, является большое число пересечений границы жителями приграничных территорий, которые живут в непосредственной близости от границы (в пределах 70-100 км1). При этом для исследования интеграционных процессов важна частота поездок и их цель. Россияне совершают такие поездки в среднем 2 раза в неделю. Основная цель - приобретение товаров повседневного спроса: продукты питания, бытовая химия, мелкая электроника и одежда. С каждым годом возрастает доля тех, кто едет для проведения досуга, посещения спортивных объектов и мероприятий. С финской стороны целью является приобретение продуктов питания и автомобильного топлива.

Данные процессы базируются на географическом положении региона - его близости к границе. Это относится к первичному (или естественному) потенциалу территории. К вторичному потенциалу относится система розничной торговли и услуг, транспортная инфраструктура.

Эффект заключается в развитии спроса и увеличении объемов сбыта, в повышении мобильности населения, создании новых рабочих мест в сфере услуг и смежных областях, возможности для индивидуальной занятости (самозанятости), индивидуального предпринимательства и кустарного производства, в развитии налоговой базы в регионе.

Региональная политика для развития данных процессов заключается в упрощении процедуры пересечения границы, повышении качества приграничной инфраструктуры, развитии сферы услуг в непосредственной близости от границы, исследовании потребности в услугах и товарах среди посетителей региона, развитии инфраструктуры гостеприимства с целью увеличения срока пребывания туристов на территории района и региона.

На уровне предприятий и корпораций (корпоративный, или микроуровень) интеграция заключается в расширении географии экономических, хозяйственных и производственных процессов на территории разных стран.

Технологические и микроэкономические аспекты интеграции на уровне предприятий изучены достаточно подробно [Засимова и др., 2008].

На уровне региона к первичному потенциалу, используемому при промышленной инте-

1 Дано оценочное расстояние, которое зависит от состояния транспортной сети, качества дорог, наличия личного автотранспорта, доходов населения и затрат на транспортные услуги.

грации, можно отнести географическое положение, наличие природных ресурсов, рекреационные и климатические условия. Вторичный потенциал формируется за счет создания эффективной транспортной системы и улучшения условий ведения предпринимательской деятельности (институциональная среда).

Эффект проявляется в расширении географии деятельности предприятий и расширении рынков сбыта, создании новых рабочих мест, повышении заработной платы, в развитии налогооблагаемой базы на территории.

Основная особенность приграничного региона - близость к границе - значительно ускоряет процессы производственной интеграции, снижает транспортные, транзакционные издержки.

Мероприятия в рамках региональной политики должны быть нацелены на развитие транспортной сети, улучшение условий ведения деятельности. Эффективным инструментом является формирование особых экономических зон, территориальных зон развития (снижение налогового бремени увеличивает привлекательность территорий для размещения производств).

Интеграция на муниципальном и региональном уровнях стартует на стадии стратегического планирования, где предметом планирования и прогнозирования являются совместная инвестиционная деятельность по развитию территорий. Такое сотрудничество в большей степени характерно для территорий, границы которых совпадают с государственными.

Областями сотрудничества являются: медицинское обслуживание, экология, образование, наука, культура, предпринимательская среда и развитие инновационной инфраструктуры.

Первичным потенциалом приграничных территорий, используемым для сотрудничества, является их расположение вдоль границы, близость к партнерам, «городам-близнецам» («Sister cities»). «Города-близнецы», зачастую разделенные границей, проходящей в пределах самого города, могут даже использовать общую инфраструктуру: транспортную, инженерную и социальную.

Вторичный потенциал состоит в открытости для внешних контактов и готовности местной институциональной среды к сотрудничеству. Большую роль играет местная и региональная законодательная база наряду с квалификацией административных кадров в сфере интеграции.

Эффект выражается в формировании пространства, привлекательного для жителей, повышении комфортности проживания, повыше-

нии социальной защищенности. Это определяет имидж территории, привлекает население, инвесторов и туристов.

Региональная политика развития интеграционных процессов на муниципальном уровне ориентируется на формирование правовой базы развития международного сотрудничества. Большое внимание уделяется разработке и реализации проектов, инициированных на муниципальном уровне, с вовлечением ресурсов региона и включением этих проектов в федеральные проекты и программы.

Классификация процессов интеграции по сфере деятельности

Сфера деятельности позволяет определить форматы, принципы и задачи интеграции, которые ставят для себя ее участники.

Промышленная интеграция определяется стремлением повысить эффективность производства путем наиболее выгодного и дешевого размещения его составляющих. Приграничные территории занимают приоритетное место, если речь идет о промышленных производствах, связанных с перемещением промежуточного и готового продукта. Это обусловлено короткими транспортными плечами при транспортировке.

Особенностью сферы услуг является неотделимость их от потребителя. Поэтому процесс производства и интеграция связаны с перемещением самих потребителей. Специфика интеграции в сфере услуг заключается в определении возможности перемещения потребителей. В сфере туристских услуг примером интеграции являются совместные туры, которые охватывают несколько сопредельных территорий. Особую роль при этом играют приграничные территории.

Первичным потенциалом для участия в интеграционных процессах в производственной сфере и сфере услуг является наличие природных производственных, природно-климатических и рекреационных ресурсов. Вторичный потенциал в производственной интеграции - это качество институциональной среды, инфраструктуры и наличие высококвалифицированных кадров.

Эффективность проявляется в расширении рынков сбыта, оптимизации производственных процессов, повышении эффективности инвестиций, создании новых рабочих мест, росте заработной платы, развитии налогооблагаемой базы.

Региональная экономическая политика, направленная на развитие интеграции в промышленности и сфере услуг, - это создание институциональных условий для участия предпри-

0

ятий в такой интеграции, усиление «открытости» региона для участников процесса и формирование понятных «правил игры». Основная цель регионального развития - максимизация концентрации производственных процессов (цепочек создания стоимости) в регионе.

Интеграция в области науки аналогична промышленной интеграции. Проявляется в организации совместных исследований на базе научных учреждений, расположенных в разных странах. Это позволяет эффективно использовать научные и лабораторные мощности научных организаций и создавать на этой основе сетевые структуры для крупномасштабных исследований. Результатом научной интеграции является разработка новых методик, технологий, материалов, механизмов и других продуктов научной деятельности и инноваций.

Специфика интеграционных процессов в области науки заключается в том, что их основу составляет передача информации. При использовании современных технологий передачи информации для приграничных регионов теряется их первичное конкурентное преимущество, связанное с приграничным расположением.

Первичным потенциалом развития интеграции в области науки является опытная база территории (объекты исследования). К вторичному потенциалу интеграции относится существующая научно-исследовательская база и кадровый научный потенциал территории, а также система финансирования НИОКР в регионе и возможность привлечения средств вышестоящих бюджетов для проведения исследований.

Эффект выражается в повышении конкурентоспособности предприятий (за счет использования инноваций), в реализации научного потенциала, росте заработной платы и увеличении доли высоконаучных сфер деятельности с высокой добавленной стоимостью на территории региона, увеличении налогооблагаемой базы.

Региональная политика в области научной интеграции направлена на создание условий для привлечения бюджетных средств на территорию, развитие системы финансирования НИОКР, создание научно-практических структур и формирование эффективной системы коммерциализации новых технологий и материалов.

В области образования интеграция выражается в виде совместного процесса обучения. Основной целью интеграции является развитие кадрового потенциала региона за счет повышения качества образовательного процесса, соответствия образовательных процессов мировым стандартам.

Близость к границе и учебным заведениям-партнерам облегчает процесс перемещения обучающихся для прохождения обучения или практики, однако не является ключевым конкурентным преимуществом региона в области образования.

Эффект заключается в формировании высококвалифицированного кадрового потенциала региона, снижении безработицы, повышении средней зарплаты работников, повышении эффективности расходования бюджетных средств на образование, увеличении налогооблагаемой базы.

Региональная политика в области образовательной интеграции ориентируется на создание системы образования по международным стандартам, поддержку инициатив образовательных учреждений в части интеграционных проектов, привлечение бюджетных средств к их реализации.

Особенностью сферы высоких и компьютерных технологий является то, что основным транслируемым (передаваемым) объектом является информация. Это определяет специфику интеграции - она не зависит от расстояния между субъектами. В этом случае роль приграничности для региона как участника такой интеграции значительно снижается и переходит из категории географически близкого расположения в категорию «информационной», или «электронной», доступности, то есть связана с уровнем развития информационных технологий на территории региона.

Эффект для региона проявляется в результате возникновения современных предприятий в области высоких и информационных технологий, создания новых рабочих мест и развития налогооблагаемой базы.

Региональная экономическая политика направляется на привлечение (или обучение) высококвалифицированных специалистов, на развитие системы образования и на стимулирование малого предпринимательства в сфере информационных технологий.

Классификация по предмету участия в интеграционных процессах в производственной сфере

Под предметом участия в интеграции понимаются факторы производства, которые включаются в интеграционные процессы территорией (регионом). Размещение производства может быть локальным (расположенным на территории данного региона) и внешним (вне его). Участие региона связано с его спе-

циализацией, традиционными секторами промышленности и непромышленных сфер.

Сырьевая специализация региона основывается на поставке первичного сырья во внешние производственные циклы. Данная специализация характеризуется значительными объемами заготовки первичного сырья в ущерб его более глубокой переработке. Являясь наиболее «оборотистой» сферой деятельности, этот сектор создает предпосылки для ускоренного развития региона в краткосрочной перспективе. Однако это развитие возможно только с привлечением дополнительных ресурсов (экстенсивное развитие), что еще больше усиливает нагрузку на природное окружение. Сырьевой сектор ограничивает инновационное и технологическое развитие отрасли и не обладает мультипликативным эффектом.

Приграничный район имеет преимущество за счет низких затрат на транспортировку, что повышает конкурентоспособность региона.

К первичному потенциалу относится его расположение и наличие сырьевой базы. Вторичный используемый потенциал - транспортная инфраструктура.

Экономическая эффективность возрастает за счет прибыльности сырьевого сектора, но в краткосрочной перспективе. Бюджетная и социальная эффективность незначительны из-за малых размеров основных средств предприятий, малого количества работников и низкой заработной платы.

Региональная экономическая политика должна направляться на эффективное использование природных ресурсов через систему их распределения, восстановления и контроля за выполнением предприятиями своих обязательств по сохранению экологической обстановки в регионе и муниципальных районах.

В отличие от поставки исходного сырья участие территории в производстве через поставку обработанного сырья имеет значительные преимущества.

Во-первых, обработка сырья включает в производство сложные машины и механизмы. Это создает предпосылки для развития техники, технологий, создает спрос на высококвалифицированные кадры и инновации в данной сфере. Во-вторых, стоимость конечного продукта, а точнее, добавленная стоимость в таком случае намного выше. Это способствует увеличению притока денежных средств в регион в целом и на предприятия в частности, тем самым обеспечивая больший экономический эффект. Наличие производства, большее коли-

чество рабочих мест, более высокая заработная плата обеспечивают больший бюджетный и социальный эффект.

К первичному потенциалу относится расположение региона и наличие сырьевой базы. К вторичному - кадровый потенциал, инфраструктура, условия ведения деятельности (институциональная среда) и инвестиционный потенциал территории.

Поставка технологий и инноваций, которые также являются предметом участия региона в интеграционных процессах, предъявляет особые требования к научным достижениям и технологическим разработкам. Непосредственными субъектами (участниками) интеграции в этом случае являются научные и исследовательские организации и конструкторские бюро. Потребность высокой концентрации научного потенциала приводит к росту инновационной деятельности в городах с большим количеством научных и образовательных учреждений.

Таким образом создаются предпосылки для развития научной сферы и экспорта ее достижений на другие территории. Это требует особых условий подготовки научных кадров. Образовательные учреждения становятся важными элементом всей социально-экономической системы региона.

Основу потенциала территории составляет его интеллектуальное содержание: кадровое и научное обеспечение, исследовательская, опытная и экспериментальная база, наличие системы поиска, разработки, поддержки, внедрения, продвижения и защиты инноваций (инновационная инфраструктура).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономическая эффективность заключается в продаже инновационных разработок и технологий (продуктов с высокой добавленной стоимостью). Высокая заработная плата и квалификация работников инновационной сферы обеспечивают социальный и бюджетный эффект для территории. Система инновационного предпринимательства содействует реализации научного потенциала и положительно сказывается на имидже региона как научного центра.

Региональная политика в части укрепления технологической и инновационной формы интеграции должна быть сконцентрирована на развитии научно-исследовательских учреждений и организаций и всей инновационной инфраструктуры.

Интеграция в форме кадрового обеспечения производственных и других процессов заключается в подготовке кадров. Ключевым элементом интеграции являются образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров по запросу от предприятий и организаций.

0

Данная форма приграничной интеграции создает условия для развития сферы образования, создания при вузах научных и технических школ, опытных баз и лабораторий. Однако результатом такой специализации становится отрицательная миграция населения (выпускников), что негативно сказывается на социальном и экономическом развитии приграничного региона.

Специализация на подготовке кадров не несет эффекта для территории и может рассматриваться как приоритет исключительно в комплексе с развитием производственной сферы и сферы услуг как потребителей кадров. Региональная политика должна быть направлена на развитие связей с регионами и странами-партнерами для формирования адекватного предложения по подготовке кадров.

Транспортная интеграция

Важным направлением интеграции приграничного региона является транспортная интеграция, в которой приграничным регионам отводится особая роль. Основу транспортной системы составляют наземные виды транспорта, а процесс транспортировки включает не только непосредственно перевозку грузов, но и мероприятия по его обслуживанию. Это предъявляет особые требования к транспортно-логистической системе приграничного региона.

Участие региона в качестве транзитного требует от него максимально эффективного устройства транспортной сети, соответствующей направлениям транзитных потоков грузов и пассажиров. Задача транзитного региона - максимальное ускорение транзита грузов и пассажиров по территории региона. Это снижает возможности территории по обработке грузов «в пути», что значительно уменьшает объем работ, связанных с обслуживанием транспортных потоков, и делает такую форму интеграции менее эффективной для региона.

Первичным потенциалом при этом является расположение региона на сформировавшихся транспортных путях, наличие естественных транспортных магистралей. Вторичный потенциал формируется через создание транспортно-логистической сети и решение административных вопросов перемещения грузов и пассажиров, в том числе вопросов, связанных с таможенным оформлением.

Данная форма интеграции способствует развитию предпринимательства в сфере придорожного обслуживания и сервиса, созда-

нию новых рабочих мест. Такие предприятия имеют точечный характер, располагаются исключительно вдоль транспортных магистралей и не оказывают значительного влияния на развитие региона.

Более эффективная форма транспортной приграничной интеграции заключается во включении транспортной системы региона в систему большего размера, в том числе в глобальную. Такая интеграция подразумевает не только техническое соответствие, но и соответствие организационно-правовых норм.

Транспортная интеграция смещает акценты участия от максимального сопутствующего обслуживания грузов «в пути» в сторону их логистического обслуживания и сопровождения.

Помимо первичного потенциала (расположение региона и наличие транспортных магистралей) используется вторичный потенциал. Он заключается в развитости транспортно-логистической системы, наличии площадок для размещения логистических объектов преимущественно в местах пересечения нескольких видов транспорта либо в непосредственной близости от пограничных пунктов.

Присутствие на территории региона объектов транспортно-логистической системы создает предпосылки для развития индустрии, связанной с их строительством и обслуживанием. Создается спрос на продукцию строительной сферы, машиностроения, образовательные услуги и информационные технологии. Расширяется спектр запрашиваемых услуг, создаются условия для привлечения на территорию крупных логистических компаний, расширяется налогооблагаемая база, растет количество рабочих мест. Все это обеспечивает экономический, социальный и бюджетный эффект.

Региональная политика в развитии транспортной интеграции направляется на максимально эффективное обслуживание грузопотоков с максимизацией эффекта для региона. Это позиционирует регион в глобальных транспортно-логистических системах и грузопассажирских маршрутах.

Система интеграционных мероприятий касается развития транспортной инфраструктуры, строительства и оптимизации транспортно-логистических узлов, включения региона в глобальные транспортные маршруты, развития стандартов обслуживания грузов и передвижения их по территории приграничного региона, а также мероприятий по развитию системы подготовки кадров.

0

Заключение

Приведенная классификация позволяет сформулировать направления региональной политики, нацеленные на создание и стимулирование интеграционных процессов в приграничном регионе и максимизацию эффекта от них. Основные положения политики формулируются на основе анализа существующих первичных потенциалов (ресурсов) для интеграции и содержат мероприятия по созданию вторичных потенциалов.

В сочетании с анализом положения региона в социально-экономическом пространстве такой подход ложится в основу системы комплексного развития интеграции в приграничном регионе.

Литература

Богомолов О. Т. Анатомия глобальной экономики. М: Академкнига, 2003. С. 88.

Богданова О. П. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. № 2 (30), 2009 [Электронный ресурс]. иЯ1_: http://www.m-economy.ru/art.php?

пАгШ=2548 (дата обращения: 15.08.2013).

Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных

связей и предпринимательской деятельности. М., Консалтбанкир, 2001. С.621.

Евстифеев Ю. М. Дезинтеграционные тенденции интегрированных компаний // Ученые записки Петр-ГУ, 2010. С. 93-97.

Ермакова Е. А. Классификация интеграционных процессов: социально-экономические аспекты // Российский экономический интернет-журнал. 2005. ия_: http://www.e-rej.ru/Articles/2005/Ermakova.pdf

(дата обращения: 15.08.2013).

Засимова Л. С., Кузнецов Б. В., Кузык М. Г., Сима-чев Ю. В., Чулок А. А. Проблемы перехода промышленности на путь инновационного развития: микроэкономический анализ особенностей поведения фирм, динамики и структуры спроса на технологические инновации / Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 201. М.: Московский общественный научный фонд, 2008. 264 стр.

Иностранные инвестиции в Республику Карелия в 1 квартале 2012 г. [Электронный ресурс]. ия_: http://krl.gks.ru/public/Press/07270612.htm (дата обращения: 15.08.2013).

Колесников Н. Г., Шишкин А. И. Инвестиции из сопредельных стран в приграничных регионах Северо-Запада России // Экономика и управление. СПб. (50)2010. С.441-459.

Лазуткин А. П. Этапы трансформации механизма регулирования мирохозяйственной системы // Со-циол. исследования. 2009. № 6 (302). С. 67-75.

ЛукашукИ. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: 2005. С. 39-44.

Овчаренко Н. Е. Модели современных интеграционных процессов [Электронный ресурс]. URL: http://www.xserver.ru/user/msipr/ (дата обращения:

15.08.2013).

Официальный сайт таможенного союза [Электронный ресурс]. URL: http: // www.tsouz.ru/

AboutETS/Pages/default.aspx (дата обращения:

15.08.2013).

Пригожин И. Р. Сетевое общество // Социол. исследования. 2008. № 1.

Ресурсная зависимость России [Электронный ресурс]. URL: http://kiberbob2000.livejournal.com/

1739963.html (дата обращения: 15.08.2013).

Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http: // www.minregion.ru/activities/international_relati-ons/ Cross-border_coop/Finland/ (дата обращения:

15.08.2013).

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. Петрозаводск, 2007. 147 с.

Шишкин А. А., Шишкин А. И. Опыт управления социально-экономическим развитием региона (по итогам реализации концепции «Возрождение Карелии) // Экономика и управление. СПб. № 11 (49)

2009. С. 31-37.

Шишкин А. И. Выбор стратегических приоритетов регионального развития / Ред. кол. В. В. Окре-пилова. СПб.: Наука, 2008. С. 66-77.

Шлямин В. А. Формирование внешнеэкономической стратегии России по отношению к странам Северной Европы (на примере российско-финляндских экономических отношений): автореф. дис. ... докт. экон. наук. СПб. 2008 г.

Шумилов В. М. Международное экономическое право. М., 2003. С. 197.

Added Value of Cross-Border and Transnational Cooperation in Nordic Regions NORDREGIO working paper 2012:14.

EU macro-regions and macro-regional strategies -A scoping study NORDREGIO electronic working paper, 2009:4.

Regional Development in the Nordic Countries

2010, NORDREGIO report 2010:2.

Spatial integration in European cross-border metropolitan regions: a comparative approach.

Department of Geography, Centre for Population, Poverty and Public Policy Studies (CEPS/INSTEAD), PO Box 48, L-4501 Differdange, Luxembourg. 2010.

European Territorial Cooperation - Building bridges between people. Publication Office of the European Union. Luxembourg. 2011. 144 p.

Lithuania-Poland-Russia. Cross-border Cooperation Programme 2007-2013 news.

Estonia-Latvia-Russia. Cross border cooperation Programme 2007-2013 news.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Шишкин Артем Анатольевич

зав. отделом проблем региональной экономической политики, к. э. н.

Институт экономики Карельского научного центра РАН пр. А. Невского, 50, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185030

эл. почта: artic-2001@yandex.ru тел.: (8142) 572210

Shishkin, Artyom

Institute of Economic Studies, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences

50 A. Nevsky St., 185030, Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: artic-2001@yandex.ru tel.: (8142) 572210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.