Научная статья на тему 'Социально-экономическое развитие республики Карелия: проблемы региональной конкурентоспособности'

Социально-экономическое развитие республики Карелия: проблемы региональной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2927
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никульченков К.Е.

Проблема конкурентоспособности регионов Российской Федерации в настоящее время приобретает всё большую актуальность, привлекая к себе внимание как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Неравномерность социально-экономического развития регионов является одной из наиболее острых проблем российской действительности. В настоящей работе рассматривается оценка конкурентоспособности Республики Карелия как приграничного региона Северо-Западного Федерального округа. Проведен анализ социально-экономического положения региона, уровня развития внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества, даны предложения по совершенствованию конкурентных позиций региона и достижения его стабильного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое развитие республики Карелия: проблемы региональной конкурентоспособности»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

К.Е. НИКУЛЬЧЕНКОВ, аспирант кафедры финансов и государственного регулирования экономики Северо-ЗападнаяАкадемия государственной службы

Проблема конкурентоспособности регионов Российской Федерации в настоящее время приобретает все большую актуальность, привлекая к себе внимание как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Неравномерность социально-экономического развития регионов является одной из наиболее острых проблем российской действительности. В настоящей работе рассматривается оценка конкурентоспособности Республики Карелия как приграничного региона СевероЗападного федерального округа. Проведен анализ социально-экономического положения региона, уровня развития внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества, даны предложения по совершенствованию конкурентных позиций региона и достижению его стабильного развития.

Ключевые слова: Республика Карелия, конкурентоспособность, приграничный регион, индекс конкурентоспособности.

Регионы России на современном этапе развития выступают как отдельные экономические агенты, проводящие собственную экономическую и социальную политику в контексте общегосударственной. Огромная территория страны и неоднородность географического расположения, резкая дифференциация потенциальных возможностей и экономического развития вносят свои коррективы в действия региональных властей и проводимую ими социально-экономическую политику.

Известно, что после перехода к рыночной экономике субъекты Федерации имели неравные стартовые условия для собственного развития, поэтому многие из них, в основном, развивались за счет помощи из федерального бюджета. В настоящее время такая иждивенческая модель не может представляться эффективной. Усилия региональных властей должны быть сконцентрированы на создании собственных конкурентоспособных экономик.

Конкуренция между регионами — это абсолютно нормальное явление, поскольку за счет конкурирования регионов между собой путем развития своего экономического потенциала повышается конкурентоспособность страны в целом. Региональную конкуренцию можно охарактеризовать как соперничество территорий между собой с целью повышения качества и продвижения на рынки территориального продукта, привлечение на территорию финансовых, инвестиционных и трудовых ресурсов. В каждом регионе можно выделить и развивать его уникальные конкурентные преимущества, которые создают для него определенное превосходство перед регионами-конкурентами.

Экономическое развитие регионов России как самостоятельных субъектов экономической политики обусловливает необходимость овладения методами оценки и повышения их конкурентоспособности. В настоящее время конкурентоспособность регионов определяется главным образом их устойчивым развитием. При этом совокупность экономических, финансовых, социальных и территориальных ресурсов каждого региона не только выражает его специфику, но и формирует приоритетные направления развития. В связи с этим анализ особенностей развития российских регионов является особенно актуальным для обеспечения дальнейшего экономического роста и развития страны в целом.

В 2008 г. Институтом региональной политики, который является одной из ведущих организаций в сфере регионального консалтинга, было проведено комплексное исследование конкурентоспособности 83 регионов Российской Федерации.

Для оценки конкурентоспособности регионов России данной организацией был разработан Индекс Института региональной политики (1КРЕХ).

Вышеуказанный индекс является трехуровневым рейтингом, включающим в себя рейтинг конкурентоспособности региона, оценку качества и стабильности развития, а также выявление доминант в профиле конкурентных позиций. Результаты оценки были представлены в виде сложносостав-ного рейтинга IRPEX, формируемого на основе 130 факторов, включающих объективно и субъективно оцениваемые показатели. Оценку степени влияния каждого из факторов на конкурентоспособность производили эксперты в области регионального развития и конкурентоспособности, а также представители федеральных ведомств1.

Состав интегрального рейтинга IRPEX определяется тремя параметрами конкурентоспособности, которые характеризуют:

1) уровень конкурентоспособности (Competitiveness level; CL-рейтинг);

2) качество и стабильность развития региона (Steadiness of development; SD-рейтинг);

3) доминирующие конкурентные позиции в ФЭСТ-модели (финансовая, экономическая, социальная и территориальная доминанты развития).

В контексте указанного рейтинга рассмотрим позиции Республики Карелия. Первой составной частью рейтинга является оценка уровня конкурентоспособности. По данной шкале среди 83 субъектов Российской Федерации регион занимает 38 место, что является средним уровнем конкурентоспособности. Существующую на данный момент позицию региона можно назвать вполне логичной по причине того, что республика не обладает бурно развивающимися и привлекательными для инвесторов отраслями топливной промышленности. Существенную роль играет низкая численность и плотность населения, а также наличие сильных соседних регионов-конкурентов, обладающих мощным научно-техническим потенциалом и емким потребительским и финансовым рынками (Санкт-Петербург, Ленинградская область).

Следующие показатели рейтинга для Республики Карелия являются еще более настораживающими и должны дать пищу к размышлению и стать стимулом для действий местных органов власти. Так, согласно рейтингу SD, характеризующему качество и стабильность развития региона, Республике Карелия присвоен статус региона, имеющего «преимущественно неустойчивый характер развития». Данная характеристика не может представляться удовлетворительной для властей, хозяйствующих субъектов и, в целом, для жителей

1 www.irpex.ru

республики, потому что, как уже говорилось выше, устойчивое развитие региона является основой для его конкурентоспособности и успешного решения социальных задач.

Последняя составляющая индекса 1ЯРЕХ — ФЭСТ-модель, характеризующая доминирующие конкурентные позиции региона. По каждой из составляющих рассчитывается агрегированное значение, при совпадении которыхдоминанта развития приписывается наиболее перспективной составляющей с точки зрения устойчивого развития региона. Ниже приведены позиции Республики Карелия согласно доминантам конкурентоспособности:

1) финансовая составляющая — 62 место;

2) экономическая составляющая — 47 место;

3) социальная составляющая — 59 место;

4) территориальная составляющая — 3 место.

Явно видна разница в показателях между тремя

первыми и последней составляющей. Территориальная доминанта — значимый элемент устойчивого развития экономики региона и повышения ее конкурентоспособности, вследствие чего третье место Республики Карелия по этому показателю не может не внушать оптимизма. Позиции региона по остальным составляющим, напротив, не могут впечатлять. 62 место финансовой составляющей обусловлено тем, что в Республике Карелия отсутствуют собственные крупные банковские структуры и до 90 % расчетно-кассовых операций осуществляется через филиалы региональных банков, в первую очередь, Москвы и Санкт-Петербурга. Позиции по экономической и социальной составляющей говорят о том, что в регионе уделяется недостаточное внимание данным компонентам, хотя в 2006 г. по размеру валового регионального продукта надушу населения по паритету покупательной способности, согласно рейтингу РБК, Карелия находилась на 28 месте. Следовательно, имеется дисбаланс в характере его распределения.

К сильным конкурентным позициям Республики Карелия эксперты относят: налоговую нагрузку, возможность начала нового бизнеса, коэффициент доступности жилья и уровень тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей. Среди слабых сторон были выделены: доля убыточных предприятий, фондоотдача, реальные денежные доходы, продолжительность жизни.

Данный рейтинг отчетливо показывает, за счет каких факторов республика может стать конкурентоспособной в общероссийском масштабе. В первую очередь, этим фактором является ее географическое расположение на границе с Европейским союзом.

Динамика показателей внешнеэкономической деятельности в Республике Карелия (млн долл. США)2

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

ВТО* - всего 873,6 1063,7 1293,0 1534,7 1758,3 1951,5

в том числе:

ВТО товаров 854,8 1037,8 1261,6 1502,3 1721,4 1920,2

ВТО услуг 18,8 25,9 31,4 32,2 36,8 31,2

Экспорт — всего 669,3 844,3 1047,3 1263,6 1344,5 1483,8

Экспорт товаров 666,5 841,9 1044,8 1260,3 1340,9 1481,0

Экспорт услуг 2,8 2,4 2,5 3,248 3,6 2,7

Импорт — всего 204,3 219,4 245,7 271,1 413,8 467,7

Импорт товаров 188,3 196,0 216,6 242,0 380,5 439,2

Импорт услуг 16,0 23,4 28,9 29,1 33,2 28,5

* ВТО — внешнеторговый оборот

Так, при торговле с соседними странами карельские предприятия имеют определенные преимущества перед другими регионами России по величине транспортных издержек, которые в целом значительно ниже в Карелии из-за меньших расстояний, которые необходимо преодолевать товарам.

Одним из важнейших направлений развития региональной экономики является международное сотрудничество, которое отражается в показателях внешнеторгового оборота, создании совместных и иностранных предприятий на территории республики, участии региона в международных экономических и социальных программах, привлечении иностранных туристов. Показатели внешнеторгового оборота региона имеют стабильную тенденцию к увеличению на протяжении последних лет, основными статьями экспорта (около 55 %) являются бумага, картон, целлюлоза, древесина и изделия из нее (см. таблицу).

Как видно из таблицы, внешнеторговый оборот Республики Карелия за последние пять лет увеличился более чем в 2 раза, соответственно увеличивались экспорт товаров, импорт товаров и услуг. Низкой и неизменной остается только величина экспорта услуг, который на данный момент времени не демонстрирует развития в регионе, его величина за текущий период даже немного понизилась. Объемы экспорта региона превышают объемы импорта более чем в 3 раза, что подчеркивает экспортную ориентацию региона. К сожалению, в основном экспорт составляют необработанные материалы и материалы с низкой степенью обработки. Регион остается сырьевым придатком соседних территорий, региональные богатства продаются в качестве сырья, и добавленная стоимость создается уже за пределами региона.

2 Данные Министерства экономического развития Респуб-

лики Карелия.

Отнесение таких показателей, как налоговая нагрузка и возможность начала нового бизнеса к сильным позициям региона — большой плюс приграничного региона. Это, прежде всего, привлечение инвестиций и создание на территории региона иностранных предприятий или предприятий с участием иностранного капитала. А они, в свою очередь, не только вносят вклад в создание валового регионального продукта, но и создают рабочие места для населения. Есть надежда, что, к примеру, вслед за такими компаниями, как концерн АО «Стора Энсо» (Финляндия-Швеция) и ИКЕА (Швеция), создавшими предприятия и производства в лесопромышленном комплексе, в экономику республики будут приходить и другие иностранные инвесторы. Вложению инвестиций, и особенно иностранных, всегда сопутствуют инновации, новые технологии и производства. Необходимо создание предпосылок к тому, чтобы территория республики стала восприниматься потенциальными инвесторами как место, привлекательное для вложения инвестиций для ведения бизнеса.

Главной задачей для республики, на наш взгляд, является эффективное использование преимуществ приграничного положения региона, а также развитие уже имеющегося экономического потенциала.

Помимо развития таможенной инфраструктуры и международного экономического сотрудничества одним из направлений развития должен стать туризм, так как регион обладает значительными возможностями для развития культурного и спортивного туризма, наличием ряда уникальных исторических, культурных и археологических памятников, но при этом довольно слабой остается туристическая инфраструктура. Также важной задачей является переоборудование и модернизация уже имеющегося экономического потенциала, промышленного производства для поддержания конкурентоспособности региональных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Для продвижения территориального продукта необходимо применение инструментов регионального маркетинга. Его можно охарактеризовать как деятельность, предпринимаемую с целью создания, поддержания и изменения отношения и поведения резидентов и нерезидентов региональной экономики в лице частных лиц и компаний относительно конкретной территории3. Одним из действенных инструментов регионального маркетинга и продвижения региона является организация и проведение публичных общественных мероприятий как на территории региона, так и за его пределами. Для Республики Карелия — это организация и проведение мероприятий, которые способствовали бы привлечению дополнительного внимания к региону, продвижению регионального продукта и доведению обширной информации для потенциальных инвесторов. Этими мероприятиями могут являться выставки, ярмарки, конференции, семинары в сфере экономического сотрудничества, туризма, культуры и других областях.

Одним из путей достижения устойчивого развития регионов является региональное планирование и прогнозирование. Оно должно основываться на среднесрочных и долгосрочных программах социально-экономического развития региона, которые должны разрабатываться и реализовы-ваться региональными властями на вверенных им территориях. Для каждого субъекта Российской Федерации к разработке программ социально-экономического развития необходим индивидуальный подход.

Программы социально-экономического развития должны быть основаны на экономически обоснованных прогнозах развития, имеющих различные возможные сценарии: от наихудшего до наилучшего. Это необходимо для того, чтобы региональные власти могли в краткосрочном периоде маневрировать своей экономической политикой в зависимости от складывающейся внешней и внутренней экономической конъюнктуры. Особенно это касается приграничных регионов, зачастую во многом зависящих от внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, экспорта сырья и товаров и изменения общемировых цен на них. Так, в связи с повышением экспортных пошлин на круглый лес удельный вес экспорта в его производстве сократился с 66,3% в 2006г. до 45,4% и 38,4% соответственно в 2007 и 2008гг. Правда,

3 Сачук Т. В. Основы территориального маркетинга / монография. — Петрозаводск: изд. Карельского научного центра РАН, 2004. С. 4.

вслед за снижением физического объема экспорта не произошло снижения его в стоимостном выражении. Подорожание экспортируемого круглого леса почти полностью компенсировало потери от снижения физического объема поставок. Программы социально-экономического развития должны содержать объективное описание экономического развития региона, финансовой и социально-демографической ситуации в регионе, стратегические цели и задачи региона, а также действенные механизмы и инструменты их достижения. Стратегическое управление конкурентными позициями открывает путь для устойчивого развития регионов, укрепления конкурентных преимуществ, снижения степени риска развития и зависимости от внешней конъюнктуры.

В Республике Карелия разработаны такие перспективные документы, как «Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2012 года» и «Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года», содержащие описание наличествующей социально-экономической ситуации в регионе, прогнозы развития и механизмы реализации поставленных целей во всех сферах региональной политики.

Одной из главных задач стратегии социально-экономического развития является интеграция республики в мировую экономику. Как указано в «Стратегии», у региона существует два варианта вышеуказанной интеграции. Первый — интеграция региона в качестве сырьевого придатка (лес, железная руда, камень), зависимого от конъюнктуры цен. Это непосредственно влияет на бюджетную политику региона. Существенное снижение спроса на мировом рынке на продукцию компании «Северсталь», дочерней компанией которой является Костомукшский ГОК, резко снизило бюджетные возможности республики, а следовательно, негативно сказалось на устойчивости социально-экономической ситуации в регионе.

Второй вариант — интеграция на основе предложения уникальных товаров и услуг на базе природных ресурсов и повышения квалификационных качеств населения при диверсификации экономики и применении конкурентных стратегий. Это своеобразная инверсия видения Карелии внешними субъектами и ее роли как сырьевого придатка в партнерстве (партнерские отношения)4.

4 Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия № 706-ГУЗС от 27.12.2007).

Конечно, для успешного развития экономики региона необходимо предпринимать усилия для достижения возможностей осуществления второго из указанных путей развития. Переходу к такому «новому видению» региона мешает недостаточная конкурентоспособность в условиях низкой капитализации и технологической отсталости, износ основных фондов в промышленности (свыше 40 %). Современная экономика региона не может основываться только на использовании естественных (природных) конкурентных преимуществ на базе традиционных технологий, следовательно, должно происходить создание новых конкурентных преимуществ на базе технологического обновления и инноваций.

Исходя из стратегии социально-экономического развития, можно сделать вывод о том, что ориентация экономики Республики Карелия, как приграничной территории, только на внутренний рынок является неэффективной и бесперспективной. Продвижение произведенной в республике продукции как в ближнее, так и дальнее зарубежье сегодня имеет хорошие перспективы и является стратегической целью в долгосрочном периоде.

Итак, для развития региональной конкурентоспособности требуется адекватная оценка ее текущего уровня, сильных и слабых конкурентных

позиций региона, выявление и мониторинг действий основных регионов-конкурентов. Необходимым является прогнозирование и планирование на перспективу вариантов развития региональной экономики, привлечение в регион внешних инвесторов и инноваций в региональное производство, использование методов регионального маркетинга.

Каждый регион должен производить анализ своей конкурентоспособности, выделяя свои преимущества и недостатки, вести наблюдения за действиями регионов-конкурентов и максимально быстро и грамотно реагировать на них. Сумма конкурентных действий регионов найдет свое отражение в общероссийском масштабе, развитии экономики страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сачук Т. В. Основы территориального маркетинга / монография. — Петрозаводск: изд. Карельского научного центра РАН, 2004. 202 с.

2. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года (Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия № 706-1У ЗС от 27.12.2007).

3. www.irpex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.