Проблемы экономики и менеджмента
УДК 332.1
И. В. Чубиева
канд. экон. наук, старший научный сотрудник, Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)
Аннотация. В статье автором представлены результаты научно-исследовательской работы Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук по оценке применимости современных кластерных теорий для решения задач управления и модернизации экономики приграничного региона (на примере Республики Карелия).
Ключевые слова: региональная экономическая политика, кластерная теория, приграничный регион.
I.V. Chubieva, Ph.D. in Economics, senior researcher, Institute of Economics Karelian Scientific Center Russian Academy of Sciences
THE CLUSTER APPROACH IN FORMATION MODELS OF ECONOMIC POLICY IN BORDER REGIONS THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE REPUBLIC KARELIA)
Abstract. In the article the author presents the results of the research work of Economics Karelian Scientific Center Russian Academy of Sciences assessment of applicability of modern cluster theories for solving control tasks and economic modernization of the frontier region.
Keywords: regional economic policy, the cluster theory, border region.
Современное региональное развитие определяется в большой степени способностью встраиваться в глобальные системы производственных отношений и обмена. Состояние развития заключается в том, что региональная экономика получила внешние импульсы развития и трансформировала их во внутренние проекты, в инновации.
Происходящий глобальный структурный кризис выявил необходимость выработки новой экономической доктрины регионов Российской Федерации, нацеленной на переход к ценностному целеполаганию в интересах личности, общества, государства с высокой ориентацией на будущее. В Российской Федерации разработаны и приняты фундаментальные документы, целью которых является отслеживание влияния глобализации: «Доктрина продовольственной безопасности», «Концепция информационной безопасности России».
Пространственная политика должна основываться на принципах: стимулирование притока населения в точки (регионы) экономического роста для компенсации демографического кризиса (общего сокращения численности населения), стимулирование конкуренции между регионами и между муниципалитетами за привлечение населения и бизнеса [1].
В современных процессах определения региональной специфики хозяйственного освоения многими странами используются модели полюсов развития теории кумулятивного роста. В российских практиках формирования региональной экономической политики в обособленных регионах, в том числе и приграничных, используются кла-
118
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
стерно-сетевые модели инновационного развития.
Кластеры, как производственная система представляются актуальным направлением современного приграничного европейского сотрудничества, что нашло отражение в принятых документах: «Декларации об укреплении экономического сотрудничества в Европе» (1997 г.) и «Плане действий». С 1993 г. Организация объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO) совместно с Отделением по развитию частного сектора (Private Sector Develop-ment Branch) подготовили набор рекомендаций правительствам европейских стран и европейскому частному бизнесу по взаимодействию в разработке и внедрении программ развития кластеров и сетей малых предприятий [20].
При формировании региональных кластеров, одним из факторов их развития, является возможность направленного («антропогенного») импортирования с селекцией необходимых институциональных черт, необходимых обществу на данном этапе развития. В условиях импорта и тем более трансплантации инноваций важным фактором, облегчающим успешность переноса, является создание цепочки посредников, или модераторов. Максимальный эффект от их участия наблюдается в тех случаях, когда сами модераторы представляют страны, переживающие ускоренную политическую и экономическую модернизацию, но продвинулись в этом процессе несколько дальше России. Благоприятным фактором в процессе трансплантации институтов, выступает наличие постоянного партнера в проведении всей программы развития. Такой партнер, в случае наличия у него собственной позиции, способен влиять на выбор наиболее эффективных способов действия [9]. Андрей Скоч в своей работе отмечает, что на уровне макрорегиона, создание конкурентоспособных межрегиональных кластеров является важным инструментом эффективной интеграции и является неотъемлемой составной частью развития теории региональной экономики - размещение деятельности, пространственная организация экономики и межрегиональные взаимодействия [13].
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» изложены основные приоритеты государственной региональной политики в области сбалансированного пространственного развития Российской Федерации: формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России [11]. Особенность кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации состоит в их способности придать наукоемкий характер традиционному ресурсному освоению этих территорий, способствовать диверсификации монопрофильной экономики, содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, фирм малого и среднего бизнеса.
Именно на российской территории в Северо-Западном Федеральном округе отрабатываются важные элементы модели экономического взаимодействия между Российской Федерацией и Европейским Союзом.
Ключевые направления кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [7]:
№ 10 (14) - 2012
119
Проблемы экономики и менеджмента
- Развитие инновационного потенциала, предусматривающее осуществление финансовой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР), создание научных и технологических парков, центров трансферта технологий, инновационных баз данных, содействие в коммерциализации НИОКР.
- Развитие человеческого капитала, предусматривающее мероприятия по повышению качества образования по профилю кластера, программы повышения квалификации, стимулирование притока специалистов из других регионов и из-за рубежа, в 2010 г. внешнеэкономические связи Российской Федерации и Финляндии предоставили около 160 тыс. рабочих мест в России и порядка 53-54 тыс. рабочих мест в Финляндии.
- Поддержка бизнес-инициатив, предусматривающая создание бизнес-
инкубаторов по профилю кластера, венчурных фондов, содействие доступа к кредитным ресурсам, предоставление в лизинг оборудования на льготных условиях, определенные налоговые преференции, предоставление льгот по использованию государственного имущества, упрощение процедур регистрации компаний, снижение административных барьеров.
- Поддержка экспансии продукции кластера на международных рынках, включающая программы поддержки экспорта, сертификации продукции по международным стандартам, содействие в проведении маркетинговых исследований, поддержка участия (или организации) в соответствующих выставках и ярмарках.
- Развитие инфраструктуры кластера, предусматривающее финансирование проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций. Внешнеторговый оборот между Российской Федерацией и Финляндией, по данным таможенной статистики, в 2010 г. составил 16,8 млрд долларов. Доля Российской Федерации в финляндском товарообороте составила 13,3%. На территории Российской Федерации реализуется около 20 средних и крупных финских инвестиционных проектов. Крупнейшим среди финских инвесторов в Российской Федерации сейчас является энергетический концерн «Fortum», инвестиционная программа которого для российской экономики оценивается в 3 млрд евро.
Сфера накопления и включения в экономические процессы знаний связана с формированием человеческого капитала, в том числе, расходами государства, региона на образование и научно-исследовательскую деятельность. Расходы российского бюджета в 2010 г. на образование - 3,7-4% валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как у США, Канады, Франции, Великобритании, Венгрии, Польши и балтийских стран -5,3-6,5% ВВП. Япония, Германия и Болгария тратят на образование 3,9-4,1% ВВП. Внутренние затраты на исследования и разработки в большинстве стран «Большой семерки» составляют 2-3% ВВП (в текущих ценах по паритету покупательской способности), а в Российской Федерации немногим более 1% ВВП. Более того, расходы во многих странах имеют тенденцию к увеличению (за исключением Канады и Франции), тогда как в Российской Федерации они сокращаются: ассигнования на науку гражданско-
120
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
го назначения снизятся с 0,5% ВВП в 2011 г. до 0,36% ВВП в 2013 г. В 2010 г. в Израиле вложения в науку составляют 4,86% ВВП, Финляндии - 4%, Швеции - 3,75%, Японии - 3,42%, США - 2,77%, Китае - 1,54% и только на 29 месте Российская Федерация - 1,24%. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Китай занимает сейчас третье место в мире по затратам на НИОКР, после Японии и США. Увеличивает расходы и Индия, которая сейчас находится на четвертом месте в мире по НИОКР в информационных технологиях и средствах связи [21].
В качестве самостоятельного направления кластерной политики рассматривается поддержка коллективных маркетинговых проектов, позволяющих за счет достижения эффекта экономии от масштаба, снизить удельные издержки и повысить результативность реализуемых проектов. Поддержка реализации коллективных маркетинговых проектов является важной предпосылкой успешного привлечения инвестиций на территорию региона, расширения экспорта, привлечения квалифицированной рабочей силы. В качестве примера, возможно, рассматривать соглашение по использованию пропускной способности и трансграничной торговле на электроэнергетических рынках Российской Федерации и Финляндии, подписанное 28 декабря 2010 года между ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), Fingrid Oyj и ОАО «Системный оператор ЕЭС». Соглашение определяет правила трансграничной торговли между двумя странами, в том числе, порядок резервирования пропускной способности, согласование графиков поставок, формирование сводных графиков поставок, принципы урегулирования баланса поставленной энергии, а, также, регулирует вопросы технической эксплуатации электропередачи 400 кВ-330 кВ Россия-Финляндия и вопросы ее оперативно-диспетчерского управления. В 2011 году в рамках соглашения был совместно разработан метод и процедура прямой продажи российской электроэнергии через электробиржу Nord Pool Spot на рынке на сутки вперед (Elspot market) и на внутрисуточном рынке (Elbas market).
Для создания кластерных сетей в северных регионах Российской Федерации требуется наличие ряда условий:
• Демократизация и децентрализация. Без них невозможно запустить внутренние сетевые процессы, коммуникацию, участие в объединении многих автономных фирм, хотя и выступающих как единая организация.
• Отказ от жестких методов промышленной политики, переход к методам, обеспечивающим конкурентную среду.
• Глобальное стратегирование - наличие у бизнеса желания выйти за пределы своей территории и конкурировать в глобальном масштабе.
• Переход от управления отраслями, технологиями и структурами к управлению развитием территорий [17].
Основными задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются: совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях [10]. В настоящее время определились
№ 10 (14) - 2012
121
Проблемы экономики и менеджмента
контуры специализации России в области высоких технологий, требующей соответствующего закрепления как на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг, так и в системе глобальных производственно-кооперационных связей [2].
Межевич Н.М. в своих исследованиях о роли приграничного сотрудничества, выделяет, в качестве перспективных направлений экономического развития приграничных территорий, создание кластеров, в качестве примера рассматривая положительные результаты проекта ЭстРусКластер (EstruCluster), реализованного в 2007-2009 гг. и исследующего развитие кластеров на границе между Российской Федерацией и Эстонией. В ходе реализации данного проекта, определены четыре потенциальных сектора кластерного сотрудничества Российской Федерации и Эстонии: гостиничный бизнес, химическая промышленность, металлургия и деревообработка [6].
В качестве примера успешной реализации регионального кластера может быть использован, опыт формирования на территории приграничного региона Российской Федерации транспортно-логистического кластера в Приморском крае. Основная цель формирования данного регионального кластера - реализация проектов интеграции Российской Федерации в глобальную транспортную систему и повышение транзитного потенциала российской экономики, интеграция с транспортно-логистической системой Азиатско-Тихоокеанского региона [12]. В г. Бийске Алтайского края с 2008 года развитие производственной инфраструктуры приграничной территории Российской Федерации осуществляется с использованием потенциала: уникальных природных ресурсов, особой экономической зоны и наукограда, с целью формирования современного конкурентоспособного биофармацевтического кластера.
Поддержка кластерных инициатив на Севере Российской Федерации должна учитывать специфику четырех, существующих здесь, типов кластеров: промышленные районы; радиальные, «спутниковые» и государственные кластеры [7]. С учетом данных критериев кластерная политика в Северо-Западном Федеральном округе направлена на формирование:
• судостроительных (Санкт-Петербург, Архангельская область, Мурманская область);
• информационных и коммуникационных технологий (Санкт-Петербург, Республика Карелия, Новгородская область);
• нанотехнологий (Санкт-Петербург, Республика Коми);
• ядерных технологий (Санкт-Петербург, Ленинградская область);
• научного обеспечения аграрно-промышленного комплекса (Санкт-Петербург, Ленинградская область);
• лесопромышленных (Республика Карелия, Республика Коми, Вологодская область, Архангельская область);
• развития технологий рыболовства и рыбоводства (Архангельская область, Мурманская область);
• агробиологических технологий (Вологодская область). При формировании
122
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
кластерной политики Республики Карелия особый акцент необходимо сделать на модернизацию системы образования, создание новых знаний и внедрение научных наработок в экономику региона.
В силу специфики производимой продукции кластерная политика регионов Северо-Западного Федерального округа выстраивается с учетом приграничного сотрудничества, направленного на создание субконтрактинговых схем вплоть до формирования трансграничных кластеров [15].
По мнению финских специалистов, территория Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации облает потенциалом для развития кластеров на базе таких отраслей, как лесная промышленность, металлургия и металлообработка, топливно-энергетический сектор, пищевая промышленность, сектор информационных технологий и телекоммуникаций. Кроме того, потенциалом кластеризации, то есть устойчивого функционирования в системе связанных отраслей, обладают машиностроение, фармацевтическая и медицинская промышленность, парфюмерно-косметическая, химическая промышленность, промышленность строительных материалов, транспортный сектор и др.
Сформированный в г. Оулу (Финляндия) один из ведущих в мире кластеров информационных технологий, способствует росту числа пользователей всемирной компьютерной сети на приграничных территориях в Российской Федерации [18].
В соответствии с рейтингом компании «РИА-Аналитика», на основании данных Росстата за 2010 год, Республика Карелия стала вторым регионом в Российской Федерации, после г. Москвы, по доле пользователей сети Интернет - 59,2%. В среднем по Российской Федерации доля пользователей Интернета составляет немногим более 37%. В первую десятку рейтинга вошли также ряд регионов Северо-Западного Федерального округа: Ненецкий автономный округ, Мурманская, Ленинградская и Новгородская области, Республика Коми. Наименьший показатель использования Интернета зафиксирован в республиках Северного Кавказа (19,6%). Одним из немаловажных факторов широкого развития Интернета в Карелии и в Северо-Западном Федеральном округе является соседство региона со скандинавскими странами, которые являются мировыми лидерами по проникновению Интернета. Доля пользователей сетью в Финляндии, Норвегии, Швеции по данным «РИА-Аналитика» составляет более 80%. В этом смысле примечателен факт включения сектора информационных и телекоммуникационных технологий в состав потенциальных кластеров конкурентоспособности Финляндии уже в 1992 году, когда перспективы развития и тем более конкурентоспособность этого сектора были отнюдь не очевидны.
Наиболее целесообразно для формирования новых кластеров в приграничных территориях Северо-Западного Федерального округа, в том числе Республики Карелия, рассмотреть применение стратегии «выращивания» институтов или построение последовательности промежуточных институтов. Наиболее подробно данные стратегии представлены в научных работах В.М. Полтерович [8]. Во всех случаях важнейшим
№ 10 (14) - 2012
123
Проблемы экономики и менеджмента
фактором современной конкурентоспособности финских кластеров является высокий уровень развития системы связанных институтов и отраслей [3].
Международная деловая активность выступает в качестве внешней силы, направленной на изменение глобальных экономических процессов приграничного сотрудничества, направленного на формирование трансграничных кластеров. Инструментом формирования новых региональных кластеров на приграничных территориях выступают дорожные карты по общему экономическому пространству, принятые в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Европейский Союз-Российская Федерация в 2005 году [6]. Территориальная интеграция приграничных регионов дополняется «горизонтальными» мерами и проектами, которые позволяют формировать кластерную политику государств. В качестве примера, возможно, рассматривать территорию карельского Беломорья, вписывающуюся в национальные стратегические проекты трансграничного сотрудничества по продвижению использования Пространственного морского планирования, связанного с развитием инфраструктуры и грузопотоков с использованием Северного морского пути, проектами в области экономического освоения ресурсов Арктики и Крайнего Севера.
При формировании кластеров в приграничных территориях целесообразно использовать инструменты стратегического управления, такие как:
• Организационно-коммуникативные инструменты, предполагающие образование субъекта развития кластера (ассоциации) и развитие коммуникативной среды. При этом необходимо отметить, что органы исполнительной власти могут использовать лишь косвенные меры реализации этого инструмента: без активного участия бизнеса.
• Инвестиционные инструменты, которые предполагают создание производственной, инженерной или любой другой инфраструктуры, необходимой для формирования кластера. Уровень влияния органов исполнительной власти на реализацию данного типа инструментов по сравнению с предыдущим гораздо выше. При этом действия органов исполнительной власти могут быть направлены как на реализацию отдельных инвестиционных проектов, так и на привлечение инвесторов для реализации определенного типа проектов.
• Организационно-правовые инструменты, которые предполагают разработку нормативно-правовой базы и поддерживающих программ (кадровых, информационных, маркетинговых и т. д.).
Типичной ошибкой является смена приоритетов в выборе и использовании инструментария: на первое место в разрабатываемых проектах ставятся как раз организационно-правовые инструменты, результативность которых без использования других двух крайне низка [19].
На заседании Межведомственной рабочей группы по выработке государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности в территориальных кластерах при Министерстве экономического развития Российской Федерации 18 февраля 2010 года отмечалось, что кластерный подход повышает эффективность реализа-
124
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
ции экономической политики в регионах за счет двух механизмов: повышения конкурентоспособности всей производственной цепочки; поддержки коллективных проектов, связанных с развитием инновационной инфраструктуры, механизмов непрерывного образования и продвижением на внутренний и внешний рынки товаров и услуг. При этом территориальная локализация кластерных проектов делает кластерную политику одним из приоритетов стратегий экономического развития регионов.
Подписанное в 2009 году финансовое соглашение «О приграничном сотрудничестве Европейского Союза и Российской Федерации» по программам: «Коларктик-Россия», «Карелия-Россия», «Юго-Восточная Финляндия-Российская Федерация», «Эстония-Латвия-Российская Федерация», «Литва-Польша-Российская Федерация», «Черное море», выступает организационным и финансовым инструментом формирования кластеров на приграничных территориях Российской Федерации.
Пример, в рамках инновационной политики в Финляндии создан кластер бизнеса в области цифровых технологий Think Tank, входящий в европейскую сеть сотрудничества в области цифрового бизнеса заинтересованный в расширении своей сети на СевероЗападном Федеральном округе Российской Федерации [14]. В рамках кластера запущен проект «Протомо» для того, чтобы объединить в общую сеть партнеров с целью добиться большей коммерциализации бизнеса и выходом на международный уровень.
В докладе об экономике России за 2010 год Всемирного Банка отмечено, что регионы с более значительной долей малых предприятий, более благоприятным инвестиционным климатом, большей долей прямых иностранных инвестиций и хорошо развитым финансовым сектором, как правило, демонстрируют более уверенное восстановление после финансово-экономического кризиса [16]. По нашему мнению, возможности сотрудничества в рамках договоров с породненными городами дают возможность реальной реализации малых инвестиционных проектов, позволят привлечь инвестиционные ресурсы для осуществления технологического обмена, расширения рынка продукции.
В рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрен ряд мер направленных, на формирование кластерной политики в регионах, среди них:
• поддержка создания и обеспечения деятельности территориальных промышленных, инновационных и логистических кластеров;
• проведение исследований состояния экспортно-ориентированных кластеров, а также маркетинговых исследований для таких кластеров;
• создание и обеспечение деятельности Центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В частности, деятельность Центров кластерного развития обеспечивает координацию реализации совместных кластерных проектов по следующим направлениям:
• совместная разработка единых стандартов в отношении продукции, поставщиков;
• организация коллективных маркетинговых проектов, проектов совместного
№ 10 (14) - 2012
125
Проблемы экономики и менеджмента
выхода на новые рынки;
• организация совместных проектов в области сокращения издержек, повышения качества, логистики, информационно-коммуникационных технологий;
• совместная разработка единых требований к поставщикам, оценка поставщиков;
• проведение бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия предприятий кластера требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта.
В свою очередь, кластерные проекты, получившие импульс к организационному развитию в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, могут стать значимой составной частью отраслевых стратегий и программ развития. Их дальнейшая поддержка планируется через механизм софинансирования развития территориальных кластеров, который должен быть сформирован в рамках реализации «Плана мер по повышению инновационной активности предприятий», разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации. При разработке «Комплексных инвестиционных планов (КИП) монопрофильных населенных пунктов Республики Карелия в 2010 г.», обозначена роль региональных институтов развития, заключающаяся в создании современной инфраструктуры урбанизированной территории, приводящей к смене экономической парадигмы развития городов Севера. Региональные институты развития, применяя механизмы финансирования инвестиционных проектов, в рамках Комплексных инвестиционных планов распределяют риски между государством и бизнесом, что способствует эффективной реализации проектов.
Финскими специалистами Института исследования экономики Финляндии (ETLA) предложен индикатор международной конкурентоспособности конечной продукции отраслей, объединенных в кластеры (превышение доли продукции данной отрасли на мировом рынке над суммарной долей страны в общей мировой торговле; превышение отраслевого экспорта над импортом).
Рассматривая множество типов социального действия на территориях с различной плотностью населения, Карл Бруннер выявил закономерность, которую следует учитывать на приграничных территориях. В регионах с низкой плотностью населения при каждой встрече уделяется намного больше внимания, чем в регионах с высокой плотность, даже при одинаковом наборе ценностей. В регионах с низкой плотностью населения проявление внимания может подкрепляться и тем фактом, что при данных обстоятельствах оно представляет собой хорошее вложение капитала. В таких регионах люди в большей мере полагаются на помощь друг друга в чрезвычайных ситуациях [1].
Однако изменения в развитии кластера подразумевают, что условия, в которых происходят эффекты перелива и эффекты мультипликатора, будут видоизменяться, причем зачастую в течение гораздо более длительного периода времени, чем период, обычно включаемый в оценку экономической политики [4].
Современная Карелия, как приграничный субъект Российской Федерации стремится интегрироваться в глобальную экономику. Республика Карелия, являясь пригра-
126
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
ничным регионом и располагая определенными ресурсами, представляет собой объект заинтересованности со стороны субъектов международного и российского уровня, можно ожидать постепенный вынос центров управления развития территории за ее пределы. Это неизбежно ведет к коренной перестройке пространственного развития территории. При этом периферийные территории будут приходить в запустение, а их ресурсы будут, во все большей степени, добываться вахтовым методом. При этом этот процесс будет сопровождаться встраиванием в систему международного разделения труда под надзором и опекой со стороны стран Европейского Союза. При реализации такого варианта и при отсутствии активных действий со стороны Российской Федерацией и Республики Карелия экономические, социальные и внешнеполитические интересы фактически будут навязываться внешними субъектами, что определяет дальнейшую последовательность действий и событий, фактически делающих республику основой для сырьевого освоения России западным бизнесом.
Остановить этот процесс можно, только создав конкурентоспособную региональную геоэкономическую модель, которая бы сочетала преодоление демографического кризиса с эффективной экономической системой.
Список литературы:
1. Бруннер К. Представление о человеке концепция социума: два подхода к пониманию общества // Economic Inquiry July. - 1987. - № 25. - P. 367-388.
2. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
3. Кластеры конкурентоспособности - опыт развития кластеров Финляндии [Электронный ресурс] // Эксперт. -
URL: http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_169.html
4. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Электронный ресурс]. - URL: http://www.politanaliz.ru/articles_695.html
5. Мау В. Социально-политический контекст // Российская экономика в 2011 г.: тенденции и перспективы. - М.: Ин-т Гайдара, 2012. - Вып. 33. - С. 9-28.
6. Межевич Н.М., Шарунас Р. Роль приграничного сотрудничества между Европейским Союзом и Российской Федерацией в двухсторонних и региональных программах экономического развития / подгот. в рамках проекта «Приграничное сотрудничество в контексте регионального диалога ЕС-Россия (119860 /C/CV/multi LOT № 7) [Электронный ресурс]. - 2010. - С. 25-26, 74. - URL: http://investa.spb.ru/i_rus/act_i/246/cbc_publ_ru.pdf
7. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации / Совет Федерации Федерал. Собр. Рос. Федерации, Ком. Совета Федерации по делам Севера и малочисл. народов // Отраслевые рынки. - 2008. - № 5-6 (18).
8. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 3.
9. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвенции РАМИ: в 10 т. / под ред. А.Ю. Мельвиля. - М.: МГИМО -
№ 10 (14) - 2012
127
Проблемы экономики и менеджмента
Университет, 2007. - Т. 1: Акторы в пространстве и времени мировой политики / под ред. М.М. Лебедевой. - С. 188.
10. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 № 196-р «Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 8. - Ст. 764.
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
12. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 4. - С.т. 421.
13. Скоч А. Место кластеров в современных концепциях формирования региональной экономической политики [Электронный ресурс] // Академ. тетради. Вып. 12, тетрадь 2: Политика, экономика, бизнес. - URL: http://www.independent-academy.net/science/tetradi/12/index.html
14. Снарская Л., Медведева И. Финско-российский Digital-кластер. Реальный проект или очередная тема для обсуждений [Электронный ресурс]. - URL: http://is.park.ru/doc.jsp?um=30584766
15. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года : проект. - СПб, 2011.
16. Умеренный экономический рост в условиях неопределенности: доклад об экономике России // Группа Всемирного Банка. - 2010. - № 23.
17. Формирование территориальных кластеров как инструмент развития малого бизнеса: материалы межрегион. совещ.[ Электронный ресурс]. - Иркутск, 2005. - С. 3436. - URL: http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/36/art36_03.php
18. Карелия официальная [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2011/09/0929_04.html
19. Эффективная реализация кластерной политики, опыт Баварии и Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.yarsk.ru/press/?i=100009076
20. Митенев В.В., Гулый И.М. Теоретико-методологические основы кластерных систем. - URL: http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/36/art36_03.php
21. URL: http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/15/3428907.shtml; http://www.rg.ru/2011/08/18/nauchstrat-site.html
List of references:
1. Brunner K. The Perception of Man and Conception of Society: Two Approaches to Understandinq Society // Economic Inquiry July. - 1987. - V. 25. - P. 367-388.
2. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
3. URL: http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_169.html
4. URL: http://www.politanaliz.ru/articles_695.html
5. Mau V. Socio-political context // Russian economy in 2011: Trends and perspectives. Moscow: Institute of Gaidar, 2011. - Issue 33. - P. 9-28.
6. Mezevich N.M., Sharunas R. Role of cross-border cooperation between the European Union and the Russian Federation in bilateral and regional economic development / (119860 /C/CV/multi LOT № 7). - 2010. -
P. 25-26, 74, 125. - URL: http://investa.spb.ru/i_rus/act_i/246/cbc_publ_ru.pdf
7. Guidelines for implementing cluster policies in the Northern constituent entities of RF / Federation Council Committee for the North and minority peoples // Sectoral markets. - 2008. - V. 5-6 (18).
8. Polterovich VM. Transplantation // Economic institutions of modern economic science of Russia. - 2001. - V. 3.
9. Space and time in world politics and international relations: proceedings of 4 of the Convention by
128
№ 10 (14) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
the Russian Association of international studies: в 10 т. - M.: Moscow State Institute of international relations-University, 2007. - Vol. 1: Actors in space and time of world politics / ed. M.M. Lebedeva. - P. 188.
10. Government Order of the RF 09.02.2001 N 196 «The concept of border cooperation of RF».
11. Government Order of the RF 17.11.2008 N 1662 «The concept of long-term socio-economic development of RF for the period up to 2020».
12. Government Order of the RF 28.12.2009 N 2094 «The strategy of socio-economic development of the far East and Baikal region for the period till 2025».
13. URL: http://www.independent-academy.net/science/tetradi/12/index.html
14. URL: http://is.park.ru/doc.jsp?um=30584766
15. Development strategy for the Northwestern Federal District for the period up to 2020: project. - St. Petersburg, 2011.
16. Moderate economic growth in conditions of uncertainty/report on the Russian economy // The World Bank Group. - 2010. - N 23.
17. URL: http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/36/art36_03.php
18. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/News/2011/09/0929_04.html
19. URL: http://www.yarsk.ru/press/7iM00009076
20. URL: http://journal.vscc.ac.ru/php/jou/36/art36_03.php
21. URL: http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/15/3428907.shtml; http://www.rg.ru/2011/08/18/nauchstrat-site.html
№ 10 (14) - 2012
129