Научная статья на тему '"КОНКУРЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ" В СИСТЕМЕ БАЗОВОГО ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ'

"КОНКУРЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ" В СИСТЕМЕ БАЗОВОГО ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТ(Ы) / КОНКУРЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СИЛА / КОНКУРЕНТНАЯ ВОЛЯ / КОНКУРЕНТНОЕ КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТНОЕ(ЫЕ) ОТНОШЕНИЕ(ИЯ) / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / КОНКУРЕНТНЫЙ ФАКТОР / ИННОВАЦИОННЫЙ КОНКУРЕНТНЫЙ ФАКТОР / СТРУКТУРА КОНКУРЕНТНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Урак Жолмурзаевич

Работа представляет собой перевод статьи, предложенной в «Journal of regional and international competitiveness». По мнению автора, в переводной зарубежной и собственно русскоязычной литературе сложилась неоднозначенность дифиниций основного круга понятийного аппарата конкурентных отношений. Причем многие из них далеки от содержательной точности определения. В связи с этим в предлогаемой статье сделана попытка систематизировать понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции и даются авторские определения каждому из составляющих его понятий, а также «клеточная» структура отдельного конкурентного экономического отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"COMPETITIVE ATTITUDE" IN THE SYSTEM OF THE BASIC CONCEPTUAL APPARATUS OF THE GENERAL THEORY OF COMPETITION

The work is a translation of an article proposed in the Journal of Regional and International Competitiveness. According to the author, in the translated foreign literature there is an ambiguity in the definitions of the main circle of the conceptual apparatus of competitive relations. Moreover, many of them are far from lack of accuracy. In this regard, the proposed article is an attempt to create the structure of a separate competitive economic relationship.

Текст научной работы на тему «"КОНКУРЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ" В СИСТЕМЕ БАЗОВОГО ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КОНКУРЕНЦИИ»

«Конкурентное отношение» в системе

понятийного аппарата общей теории конкуренции

Алиев Урак Жолмурзаевич

доктор экономических наук, профессор,

Университета «Туран-Астана», г. Нурсултан, Республика Казахстан E-mail: [email protected]

Аннотация: Работа представляет собой перевод статьи, предложенной в «Journal of regional and international competitiveness». По мнению автора, в переводной зарубежной и собственно русскоязычной литературе сложилась неод-нозначенность дифиниций основного круга понятийного аппарата конкурентных отношений. Причем многие из них далеки от содержательной точности определения. В связи с этим в предлогаемой статье сделана попытка систематизировать понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции и даются авторские определения каждому из составляющих его понятий, а также «клеточная» структура отдельного конкурентного экономического отношения.

Ключевые слова: Конкуренция, конкурент(ы), конкурентность, конкурентоспособность, конкурентная сила, конкурентная воля, конкурентное качество, конкурентное(ые) отношение(ия), конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентный фактор, инновационный конкурентный фактор, структура конкурентного экономического отношения.

JEL codes: А13; А14.

Для цитирования: Алиев, УЖ. «Конкурентное отношение» в системе базового понятийного аппарата общей теории конкуренции / УЖ. Алиев. - DOI 10.52957/22213260_2021_11_21. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2021 - №11. - С.21-27. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.11.2021)

DOI: 10.52957/22213260_2021_11_21

«Конкурентное отношение» как понятие есть ноумен, а как реальность есть феномен. Как феномен «конкурентные отношение(я)» присуще(и) и биологическому, и социальному, и собственно научному миру (хотя бы в трактовке природы, структуры и функции «конкуренции» как базовой составляющей конкурентного отношения). Отсюда и отдельное «конкурентное отношение» (конкуренция), несмотря на наличия огромного количества исследований конкурентных отношений нуждается в скрупулезном понятийно-категориальном анализе с тем, чтобы выйти на его собственно «клеточную» структуру, являющейся основой для развертывания впоследствии всей системы конкурентных отношений как имманентного атрибута рыночных экономических отношений вообще.

Итак, базовый понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции, был рассмотрен нами в ранее опубликованных работах в связи с исследованием проблем индустриально-инновационного развития Казахстана [см.: 1]. В данном же случае он воспроизводится в контексте структуры отдельного конкурентного экономического отношения. В начале несколько справок. В «Предметном указателе» общеизвестной книги Майкла Портера «Конкуренция» дано всего 20 понятий и выражений с включением базового понятия «конкуренция». При этом не все эти понятия получили соответствующую дефиницию [см.: 2]. В «Предметном указателе» монографии российского экономиста Ю.Б. Рубина «Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе» приводятся 198 понятий и выражений с включением базового термина «конкуренция» и здесь нет четкого определения многим базовым и производным понятиям и словосочетаниям, относящимся к теории конкуренции [см.: 3].

Известно, что, один из способов определения понятия - «.. .это значит раскрыть его содержание,

базового

то есть указать его существенные признаки. ...При этом сначала определяемое понятие подводится под более широкое понятие - род (обычно указывают ближайший род), затем указывают признаки, отличающие определяемые понятия от других понятий, которые также относятся к тому же ближайшему роду» [4, с. 144]. Посмотрим, насколько соответствуют этим рекомендациям определения конкуренции, содержащиеся в экономических словарях, энциклопедиях, правовых документах.

Как справедливо замечено В.А. Гордеевым (см.: 5, с. 122-124), из современных экономических словарей и энциклопедий наиболее обстоятельное определение конкуренции дается в экономической энциклопедии ИЭ РАН [см.: 6, с. 1054]. Здесь указано, что этимология слова "конкуренция" восходит к латинскому "соисиггеиШ" - сталкиваться, что это слово имеет два лексических значения: 1) противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность увеличения прибыли; 2) существование на рынке множества производителей (продавцов) и покупателей и возможность их свободного входа на рынок и выхода из него. Однако заметим, что второе значение "навеяно" неоклассической теорией, широко рассматриваемой современными учебниками экономикс. На наш взгляд, данное значение понятия "конкуренция" противоречит характеристике несовершенной конкуренции, которая далее дается в рассматриваемой энциклопедии [см.: 6, с. 690]. А вот первое значение соотносится с понятием «конкуренция» и в других современных экономических словарях и энциклопедиях [см.: 7, с. 592]. Соответствует оно и определению, которое еще в 1973 году давалось в Большой Советской энциклопедии, за исключением прилагательного "антагонистическая". Впрочем, признание антагонистичности не совсем исчезло из сегодняшних словарей. Например, в определении Л.И. Лопатникова [см.: 8, с. 706] констатируется, что участники рынка стремятся к своим целям (прежде всего - продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям; то есть в некотором смысле участники рынка преследуют взаимоисключающие цели. А в "Большом экономическом словаре" под общ. ред. А.Н. Азрилияна, кроме определения недобросовестной конкуренции (такое определение содержится и в экономической энциклопедии ИЭ РАН), дается еще обстоятельная характеристика хищнической конкуренции. Однако в ряде изданий приводятся «антиантагонистические» признаки конкуренции [9, с. 376]. Например, словарь Б.А. Райзберга и Л.Ш. Лозовского: «Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике» [10, с. 478].

В отношении анализа конкуренции существуют разные методологические подходы, теоретические определения и трактовки, начиная с широко известной формулы, гласящей, что конкуренция есть «война всех против всех», и кончая пока мало известной трактовкой конкуренции как особой формы сотрудничества соперничающих фирм.

Подытоживая и обобщая пятисотлетнюю эволюцию определений понятия «конкуренция», можно сказать, что в определении экономического содержания данного понятия в научной литературе имеется три подхода: поведенческий, структурный, функциональный.

1) В историческом аспекте поведенческий подход стал первым к определению конкуренции. Неоклассическая теория, придерживаясь поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага.

2) Согласно структурному подходу содержание конкуренции определяется типом рынка и тех условий, которые господствуют на нем.

3) Функциональный подход смещает рассмотрение экономической сущности конкуренции в сторону изучения ее места, назначения и роли в экономическом развитии.

Для соблюдения принципа системности дальнейшего изложения исследуемого нами предмета - конкуренции - следует раскрыть базовый понятийно-категориальный строй теории конкуренции, конкурентных отношений, с помощью которого и осуществляется процесс их исследования.

Итак, «конкуренция» в смысле «равнение на других», т.е. как соревнование, состязание есть

атрибутивное свойство «сталкиваться» и всеобщее условие выживания всего живого организма: биологического и социального. Она как реальный процесс и объективное явление получает свое внешнее выражение в поведении, структуре, функционировании различных органических и социальных систем. Отсюда, ранее упомянутые нами различные подходы к природе конкуренции, а именно: поведенческий, структурный, функциональный, по нашему мнению, есть не что иное, как конкретные формы внешнего выражения единой сущности конкуренции - биосоциального и/или социобиологического неотъемлемого атрибутивного свойства «сталкиваться» всего живого.

«Конкурент» - соперник(и), соревнователь(и), состязатель(и), т.е. олицетворенные, персонифицированные носители, субъекты конкуренции, в данном случае хозяйствующие субъекты (системы).

«Конкурентность» - это неотъемлемое свойство, имманентный признак, присущие конкуренции как реальному процессу, явлению и конкурентам как персонифицированным субъектам (носителям) конкуренции.

«Конкурентоспособность» - это мера (степень, уровень, острота) выраженности конкурентности системы (субъекта) как неотъемлемого свойства, имманентного признака конкуренции как процесса, явления и реальных конкурентов как главных субъектов этого процесса, явления. Эта мера, т.е. конкурентоспособность, в свою очередь, определяется «конкурентной силой» и «конкурентной волей» конкурирующих систем и субъектов.

Под «конкурентной силой» мы понимаем совокупность черт и параметров, которые дают возможность, готовность системы (субъекта) активно действовать в целях достижения больших выгод и преимуществ относительно других.

Под «конкурентной волей» мы понимаем высшее проявление общечеловеческой и духовно-нравственной напряженности у субъекта конкуренции в достижении заветных желаний и конечной цели - быть лучшим, иметь больше выгод и преимуществ относительно других.

Органическое единство конкурентной силы и конкурентной воли можно обозначить понятием «конкурентное качество», которое складывается из совокупности конкретных количественных и качественных «силовых» и «волевых» черт и параметров системы (субъекта), присущих ей потенциально и актуально, естественно и искусственно приобретенных, столь необходимых для достижения искомой цели и реализуемых при определенных условиях. Конкурентное качество составляет «жесткое ядро» конкурента(ов) и конкурирующей(их) системы(ем). В этом своем статусе оно есть внутренний (эндогенный) фактор конкуренции, конкурентности, конкурентоспособности данной системы.

Конкурентоспособность бывает потенциальной, возможной в принципе и реальной, актуализированной. Потенциальная конкурентоспособность какого-либо субъекта определяется конкурентной силой данного субъекта, тогда как его реальная, актуальная конкурентоспособность определяется сопоставлением, сравнением с конкурентной силой его контрагента, конкурента. Только при их встрече (очно или заочно) «на поле брани», в процессе их столкновения определяется конкурентная сила как первого, так и второго субъектов.

Но это еще не все. Конечная, реализованная, осуществленная, конкурентоспособность определяется и зависит от конкурентной воли контрагентов. При их равной конкурентной силе побеждает в конкуренции тот, у кого волевые качества, т.е. стремление к желаемой цели более выраженнее, мощнее, выразительнее (терпеливость, хладнокровие, мудрость). Иначе говоря, в конкуренции победителем выходит тот, у кого выразительнее конкурентное качество как единство конкурентной силы и конкурентной воли. Итак, конечная, действительная конкурентоспособность складывается из синергетического синтеза конкурентных сил, конкурентных воль - конкурентных качеств контрагентов при их реальном, действительном столкновении в определенном пространстве и времени, т.е. в их отношении и взаимоотношении между собой в процессе конкурентного

взаимодействия. Отсюда и возникает другое производное, но фундаментальное понятие -конкурентное(ые) отношение(ия).

Конкуренция как процесс, как явление, как отношение имеет место лишь в определенной пространственно-временной среде, которую можно называть «конкурентной средой». Если «среда» есть все то, что окружает систему и каким-либо образом взаимодействует с системой, то под «конкурентной средой» понимается совокупность всех внешних по отношению к конкурирующей системе географического пространства, условий, факторов и норм, предопределяющих её реальное поведение, структуру и функции.

Другими словами, конкурентоспособность системы зависит не только от внутренних конкурентных качеств данной системы, но и от «внешних факторов и условий», т.е. других, более общих систем и структур, называемых для первой системы (субъекта) «конкурентной средой», окружающей, обволакивающей и взаимодействующей с этой системой. Причем, надо разграничить «специфическую» потенциальную конкурентную среду» и «актуальную конкурентную среду», т.е. реально воздействующую на данную систему, а также общую конкурентную среду, одинаково воздействующую на все конкурирующие системы. Последняя формируется, прежде всего, в рамках наличной формальной и неформальной институциональной среды, а также широкого «социального фона» в виде системы социальных отношений. Отсюда конкуренция, конкурентность, конкурентоспособность, конкурентное качество, соответственно, как отношение, как процесс, как деятельность, как форма обнаружения определенного явления, вещи, феномена не могут не быть иначе как производственное(ые) отношение(ия) в форме социально-экономических отношений.

Итак, конкурентоспособность системы (субъекта) складывается из внутренних (эндогенных) конкурентных качеств как данной системы, так и ее конкурента (контрагента), а также из внешних (экзогенных) факторов, проистекающих из потенциальных и реальных отношений и взаимоотношений конкурирующих систем и субъектов, которые, в свою очередь, получают выражение в таком понятии, как «конкурентное отношение» (конкурентные отношения). Понятие «отношение» - от латинского «relatio» относительный. Значит, «отношение» - от «относительного», от соотнесенного чего-либо к чему-нибудь, кого-либо к кому-нибудь по какому-то основанию (объект, вес, состояние, объем, норма, значимость, степень и т.д.). Следовательно, «отношение» выводится из зависимости и взаимозависимости (объективной и субъективной) субъектов по какому-то соотносимому основанию - объекту, признаку, за которым, в конечном счете, скрывается всеобщая связь. Хотя следует особо отметить, что не всякое отношение есть связь непосредственная; оно есть, скорее всего, связь опосредованная, «связь в конечном счете».

Перенося данное понимание понятия «отношение» на конкуренцию, получаем понятие «конкурентное(ые) отношение(ия)». «Конкурентное(ые) отношение(ия)» - это отношение(ия), возникающее между различными себеподобными (в данном случае хозяйствующими) субъектами по поводу определенного объекта (предмета) деятельности с целью достижения определенных преимуществ и получения выгод относительно друг друга, т.е. конкурентных преимуществ. В свою очередь, конкурентное преимушество данного хозяйствующего субъекта (системы) зависит от многих факторов (движущих сил): внутренних и внешних, точнее конкурентных факторов.

Итак, на данном этапе понятийно-категориального анализа теории конкуренции логика вышерассмотренных понятий выглядит следующим образом: конкуренция - конкурент(ы) -конкурентность - конкурентоспособность - конкурентная сила - конкурентная воля - конкурентное качество - конкурентное(ые) отношение(ия) - конкурентная среда - конкурентное преимущество -конкурентный(е) фактор(ы).

Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что рынка без конкуренции нет, но конкуренция в своем «первозданном» виде - в виде «соревнования», «состязания» и «соперничества» или как «competition» будет иметь место. Отсюда рынок и будет рынком лишь при наличии конкуренции,

которая, в свою очередь, будет усиливаться или ослабляться лишь при наличии какого-нибудь «конкурентного фактора» или целой системы «конкурентных факторов».

Из всей вышеуказанной системы понятийно-категориального аппарата ключевым (стержневым) является понятие «конкурентное(ые) отношение(ия)». Возникает вопрос: какова «клеточная» структура отдельного конкурентного экономического отношения, являющейся исходной базой всей системы конкурентных отношений в человеческом обществе? Творчески используя и развивая методологический подход профессора О.Ю.Мамедова к структуре отдельного производственного отношения [11], «клеточную» структуру отдельного конкурентного экономического отношения представляю следующим образом (Рис.1).

СУБЪЕКТ А ЭИ ЭИ СУБЪЕКТ Б

КЭО л С ^Ь>> ) . ^Ч- КЭО ^^ КЭО

)лконы :М] ХЛ1МИМ| разрешения

ПРОПIВОРЕШЕЛ к< >н КУ ни НТН01Ч) ЭКОНОМНЧЕСНО! О ОТН{)Ш

Рисунок 1 - Законы (механизмы) разрешения противоречий конкурентного экономического

отношения

Конкурентное экономическое отношения (КЭО) людей как предмет рыночной экономики есть органическое единство: субъектов конкурентных отношений (СКЭО) - людей, хозяйствующих структур и институтов; объектов (предметов) КЭО; экономических интересов (ЭИ) СКЭО, экономических противоречий (ЭП) КЭО; законов (нравственных, экономических, политических, правовых), регулирующих конкурентно-экономические отношения и механизмов разрешения их противоречий. Данная теоретическая «структурно-клеточная» модель отдельного конкурентного экономического отношения имеет не только важную познавательную, но и огромную прикладную ценность, обладая наибольшей объясняющей и разрешающей силой при решении каждой конкретной проблемы, возникающей в результате несовпадений экономических интересов у субъектов конкурентных экономических отношений.

Итак, заключая, можно сделать следующие выводы:

1. Сделана попытка упорядочения более полного базового понятийно-категориального строя общей теории конкуренции, включающий в себе следующий цепь понятий: конкуренция -конкурент(ы) - конкурентность - конкурентоспособность - конкурентная сила - конкурентная воля - конкурентное качество - конкурентное(ые) отношение(ия) - конкурентная среда - конкурентное преимущество - конкурентный фактор - инновационный конкурентный фактор, структура отдельного конкурентного отношения с авторскими определениями каждого из них.

2. Раскрыто и построена элементарная «клеточная» структура отдельного конкурентного экономического отношения в единстве субъектов конкурентных отношений (СКЭО) - людей, хозяйствующих структур и институтов; объектов (предметов) КЭО; экономических интересов (ЭИ) СКЭО, экономических противоречий (ЭП) КЭО; законов (нравственных, экономических, политических, правовых), регулирующих конкурентно-экономические отношения и механизмов разрешения их противоречий.

3. Систематизированный понятийно-категориальный аппарат общей теории конкуренции и

разработанная структурная модель отдельного конкурентного экономического отношения позволят, по мнению автора, дальнейшему углублению теоретических исследований феномена конкуренции, а также их эффективному использованию в реализации государственных программ той или иной страны, в данном случае Республики Казахстан по инновационному развитию национальной экономики страны в целях достижения высокой миссии Казахстана в координатах современной и будущей мировой истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев У.Ж. Шимшиков. Ж.Е. Понятийно-категориальный строй общей теории конкуренции. Сборник материалов республиканской научно-практической конференции. «Стратегия Казах-стан-2050»: практика и перспективы формирования и эффективного использования конкурентных факторов модернизации и инновационной индустриализации экономики РК». г. Астана: Министерство финансов АО «Финансовая академия», ТОО Мастер По. 2013; их же: Базовый понятийно-категориальный аппарат общей теории конкуренции / Электронный научный журнал «Теоретическая экономика», 2014. - № 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа к журн. свободный: Ьйр^А^^го theoreticaleconomy.ru

2. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс». 2005.

3. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2008.

4. Бор М.З. Основы экономических исследований. Логика, методология, организация, методика. - М.: Издательство "ДИС", 1998.

5. Гордеев В.А. Конкуренция и её развитие: Монография. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ 2008. - 299с.

6. Экономическая энциклопедия / Ин-т экономики Рос. Акад. Наук; Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 1999.

7. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 8. - М.: «Советская Энциклопедия», 1972.

8. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь = МаШ-есопШйюпагу: Слов. совр. экон. науки. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЛББ, 1996.

9. Большой экономический словарь. Под ред. А.Н. Азриляна. 6-е изд. М.: А.В.Г., 1996.

10. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2001.

11. Мамедов О.Ю. Социалистическое производственное отношение. - Ростов-на-Дону: Изд. Ростов, университета, 1983; его же: Политическая экономия социализма. Вводная лекция. Ростов-на-Дону, 1990; его же: Производственное отношение. Политико-экономическая модель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

«^mpe^^e attitude» in the system of the basic conceptual apparatus of the general theory of competition

Аliev Urak Gormulzaevich

Doctor of Economic Sciences,

Professor of the University «Turan-Astana», Nursultan, Republic of Kazakhstan E-mail: [email protected]

Annotation. The work is a translation of an article proposed in the Journal of Regional and International Competitiveness. According to the author, in the translated foreign literature there is an ambiguity in the definitions of the main circle of the conceptual apparatus of competitive relations. Moreover, many of them are far from lack of accuracy. In this regard, the proposed article is an attempt to create the structure of a separate competitive economic relationship.

Keywords: Competition, competitor(s), competitive power, competitive capacity, competitive force, competitive will, competitive quality, competitive relation(s), competitive environment, competitive advantage, competitive factor, innovation competitive factor, structure of competitive economic relation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.