Научная статья на тему 'Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности стран'

Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТ / КОНТРАГЕНТ / СОПЕРНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНТНЫЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдюг Наталья Владимировна, Додов Рустам Хомиджонович

В статье анализируются теоретические аспекты конкурентоспособности стран, обобщаются теоретические понятия конкурентоспособности. Рассматриваются виды, структура и подходы понятия конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты анализа конкурентоспособности стран»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН Бурдюг Н.В.1, Додов Р.Х.2

1Бурдюг Наталья Владимировна - старший преподаватель, кафедра учета, анализа и аудита;

2

Додов Рустам Хомиджонович - бакалавр, кафедра мировой экономики, Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты конкурентоспособности стран, обобщаются теоретические понятия конкурентоспособности. Рассматриваются виды, структура и подходы понятия конкурентоспособность.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, конкурент, контрагент, соперничество, конкурентный фактор.

В «Предметном указателе» известной книги Майкла Портера «Конкуренция» даны только 20 терминов и выражений с основным термином «конкуренция». В «Предметном указателе» монографии российского экономиста Ю.Б. Рубина «Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе» содержится 198 терминов и выражений, содержащих основную концепцию «конкуренции», и нет четкого определения для многих базовых и производных понятий и словосочетаний, связанных с теорией конкуренции.

По справедливому замечанию В.А. Гордеева [2, с. 122124], современные экономические словари наиболее подробно определяют понятие конкуренции в экономической энциклопедии Института экономики РАН [3, с. 489]. Этимология слова «конкуренция» является производной

латинского слова «concштentia» - сталкиваться. Это слово имеет два лексических значения:

1) противостояние, соперничество между производителями товаров и услуг для увеличения прибыли;

2) наличие множества производителей (продавцов) и покупателей на рынке и возможность их свободного входа и выхода на рынок.

Эта концепция также соответствует определению, которое можно найти в Советской энциклопедии 1973 года, за исключением прилагательного «антагонистическая». Например, в определении Л.И. Лопатникова отмечается, что участники рынка пытаются достичь своих целей в ущерб другим, которые также стремятся к достижению аналогичных целей [5, с. 706]. Это означает, что участники рынка, так сказать, преследуют взаимоисключающие цели. «Большой экономический словарь» под ред. А.Н. Азрильяна предлагает помимо определения недобросовестной конкуренции, также подробное описание беспощадной конкуренции [6, с. 376]. В то же время в нескольких публикациях говорится об «антиантагонистических» признаках конкуренции. Словарь Б.А. Рейсберг и Л.Ш. Лозовского, раскрывает понятие: «Конкуренция - это цивилизованная, легализованная форма борьбы за существование и один из наиболее эффективных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике» [7, с. 478].

В конкурентном анализе существуют разные методологические подходы, теоретические определения и интерпретации.

При определении экономического содержания этого термина в научной литературе существует три подхода: поведение, структура и функция.

1) Исторически поведенческий подход был первым, чтобы определить конкуренцию.

2) Согласно структурному подходу, содержание конкурса определяется типом рынка и условиями, в которых он находится.

3) Функциональный подход переносит рассмотрение экономической природы конкуренции на изучение места, цели и роли экономического развития.

Из вышеперечисленных подходов, в сфере конкурентоспособности, наиболее приемлем структурный подход, так как содержание рынка определяет условия, в которых он находится.

«Конкуренция» в смысле «равнение на других», определяется как соревнование, атрибутивное свойство «сталкиваться» и универсальным условием выживания всего живого организма: биологического и социального [4, с. 610]. Это реальный процесс и объективное явление, которое проявляется в поведении, структуре и функциях различных органических и социальных систем.

«Конкурент» - соперник, соперничество, соревнователь. Это персонализированные носители, субъекты конкуренции, в нашем случае - компании, экономики стран [1, с. 258].

«Конкурентоспособность» - это неотъемлемое свойство, признак присущее конкуренции как реальному процессу, явлению и конкуренту как персонифицированному конкурентному субъекту.

«Конкурентоспособность» - это мера, которая выражает конкурентность системы как неотъемлемой черты, присущего признака конкуренции как процесса, явления и реальных конкурентов как основных тем этого процесса, явления. Эта мера, то есть конкурентоспособность, определяется «конкурентной силой» и «конкурентной волей» конкурирующих систем и действующих лиц.

Органическое единство «конкурентной силы» и «конкурентной воли» может быть охарактеризовано понятием «конкурентное качество», состоящим из ряда количественных и качественных «мощных» и «волевых» характеристик и параметров системы, которые потенциально и уместно, естественно и искусственно приобретены для достижения желаемой цели и быть реализованы при определенных условиях.

Конкурентоспособность может быть потенциальной, реальной и актуализированной. Потенциальная конкурентоспособность компании определяется ее «конкурентной силой», а ее фактическая, актуальная конкурентоспособность определяется сравнением, сравнением с «конкурентной силой» своего контрагента, конкурента.

Конечная, реализованная, осуществленная

конкурентоспособность определяется и зависит от конкурентной воли деловых партнеров. С их эквивалентной конкурентоспособностью, выигрывает тот, у кого есть волевые качества, т.е. стремление к желаемой цели, является более выраженным, сильным и выразительным. Другими словами, победителем является тот, кто имеет более выразительное качество конкуренции, как единство «конкурентной силы» и «конкурентной воли».

Конкуренция как процесс, как явление, как отношение имеет место только в определенной пространственно-временной среде, которую можно назвать «конкурентной средой». Если «среда» - это что-то, что окружает систему и каким-либо образом взаимодействует с системой, «конкурентная среда» означает совокупность всех внешних условий, факторов и норм, определяющих фактическое поведение, структуру и поведение. Функции определяют вне конкурирующей системы.

Итак, конкурентоспособность системы зависит не только от внутренней конкурентоспособности данной системы, но и от «внешних факторов и условий», то есть других, более общих систем и структур, называемых для первой системы «конкурентной средой», которая окружает эту систему.

Можно привести пример конкурентоспособности Российской Федерации на рынке микроэлектроники и информационных технологий: во-первых, рынки микроэлектроники и информационных технологий для России недоступны, поскольку отрасль перешла в фазу зрелости, а диффузия научных знаний, т.е. распространение научных знаний о процессах, и даже переманивание кадров из тайваньских или корейских компаний не дадут

результатов против сложившейся олигополии с ее крупными финансовыми ресурсами, а с российскими компаниями, если они попытаются выйти на эти рынки, будут бороться, в том числе методами торговой войны т.е. конкурировать. Во-вторых, с трудоизбыточными странами России за инвестиции конкурировать очень трудно — из-за того, что и прожиточный минимум в России выше, чем в странах Азии, и по плотности населения нет возможности "с нуля" создать крупные трудоемкие производства.

Из этого следует, что нет рынка без конкуренции, но конкурентоспособность в ее «оригинальной» форме - в форме «соревнования», «конкуренции» и «соперничества» имеет место быть. Следовательно, рынок будет рынком только при наличии конкуренции, которая, в свою очередь, будет только усиливаться или ослабляться при наличии «конкурентного фактора» или целой системы «конкурентных факторов».

Список литературы

1. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2008. 258 с.

2. Гордеев В.А. Конкуренция и ее развитие: монография. Ярославль: Издательство ЯГТУ, 2008. 122-124 с.

3. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. Институт экономики РАН. М.: Экономика, 1999. 489 с.

4. Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1972. 610 с.

5. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. М.: ABF, 1996. 706 с.

6. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов М.: Институт новой экономики, 2004. 376 с.

7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2001. 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.