ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАН Бурдюг Н.В.1, Додов Р.Х.2
1Бурдюг Наталья Владимировна - старший преподаватель, кафедра учета, анализа и аудита;
2
Додов Рустам Хомиджонович - бакалавр, кафедра мировой экономики, Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,
г. Симферополь
Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты конкурентоспособности стран, обобщаются теоретические понятия конкурентоспособности. Рассматриваются виды, структура и подходы понятия конкурентоспособность.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, конкурент, контрагент, соперничество, конкурентный фактор.
В «Предметном указателе» известной книги Майкла Портера «Конкуренция» даны только 20 терминов и выражений с основным термином «конкуренция». В «Предметном указателе» монографии российского экономиста Ю.Б. Рубина «Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе» содержится 198 терминов и выражений, содержащих основную концепцию «конкуренции», и нет четкого определения для многих базовых и производных понятий и словосочетаний, связанных с теорией конкуренции.
По справедливому замечанию В.А. Гордеева [2, с. 122124], современные экономические словари наиболее подробно определяют понятие конкуренции в экономической энциклопедии Института экономики РАН [3, с. 489]. Этимология слова «конкуренция» является производной
латинского слова «concштentia» - сталкиваться. Это слово имеет два лексических значения:
1) противостояние, соперничество между производителями товаров и услуг для увеличения прибыли;
2) наличие множества производителей (продавцов) и покупателей на рынке и возможность их свободного входа и выхода на рынок.
Эта концепция также соответствует определению, которое можно найти в Советской энциклопедии 1973 года, за исключением прилагательного «антагонистическая». Например, в определении Л.И. Лопатникова отмечается, что участники рынка пытаются достичь своих целей в ущерб другим, которые также стремятся к достижению аналогичных целей [5, с. 706]. Это означает, что участники рынка, так сказать, преследуют взаимоисключающие цели. «Большой экономический словарь» под ред. А.Н. Азрильяна предлагает помимо определения недобросовестной конкуренции, также подробное описание беспощадной конкуренции [6, с. 376]. В то же время в нескольких публикациях говорится об «антиантагонистических» признаках конкуренции. Словарь Б.А. Рейсберг и Л.Ш. Лозовского, раскрывает понятие: «Конкуренция - это цивилизованная, легализованная форма борьбы за существование и один из наиболее эффективных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике» [7, с. 478].
В конкурентном анализе существуют разные методологические подходы, теоретические определения и интерпретации.
При определении экономического содержания этого термина в научной литературе существует три подхода: поведение, структура и функция.
1) Исторически поведенческий подход был первым, чтобы определить конкуренцию.
2) Согласно структурному подходу, содержание конкурса определяется типом рынка и условиями, в которых он находится.
3) Функциональный подход переносит рассмотрение экономической природы конкуренции на изучение места, цели и роли экономического развития.
Из вышеперечисленных подходов, в сфере конкурентоспособности, наиболее приемлем структурный подход, так как содержание рынка определяет условия, в которых он находится.
«Конкуренция» в смысле «равнение на других», определяется как соревнование, атрибутивное свойство «сталкиваться» и универсальным условием выживания всего живого организма: биологического и социального [4, с. 610]. Это реальный процесс и объективное явление, которое проявляется в поведении, структуре и функциях различных органических и социальных систем.
«Конкурент» - соперник, соперничество, соревнователь. Это персонализированные носители, субъекты конкуренции, в нашем случае - компании, экономики стран [1, с. 258].
«Конкурентоспособность» - это неотъемлемое свойство, признак присущее конкуренции как реальному процессу, явлению и конкуренту как персонифицированному конкурентному субъекту.
«Конкурентоспособность» - это мера, которая выражает конкурентность системы как неотъемлемой черты, присущего признака конкуренции как процесса, явления и реальных конкурентов как основных тем этого процесса, явления. Эта мера, то есть конкурентоспособность, определяется «конкурентной силой» и «конкурентной волей» конкурирующих систем и действующих лиц.
Органическое единство «конкурентной силы» и «конкурентной воли» может быть охарактеризовано понятием «конкурентное качество», состоящим из ряда количественных и качественных «мощных» и «волевых» характеристик и параметров системы, которые потенциально и уместно, естественно и искусственно приобретены для достижения желаемой цели и быть реализованы при определенных условиях.
Конкурентоспособность может быть потенциальной, реальной и актуализированной. Потенциальная конкурентоспособность компании определяется ее «конкурентной силой», а ее фактическая, актуальная конкурентоспособность определяется сравнением, сравнением с «конкурентной силой» своего контрагента, конкурента.
Конечная, реализованная, осуществленная
конкурентоспособность определяется и зависит от конкурентной воли деловых партнеров. С их эквивалентной конкурентоспособностью, выигрывает тот, у кого есть волевые качества, т.е. стремление к желаемой цели, является более выраженным, сильным и выразительным. Другими словами, победителем является тот, кто имеет более выразительное качество конкуренции, как единство «конкурентной силы» и «конкурентной воли».
Конкуренция как процесс, как явление, как отношение имеет место только в определенной пространственно-временной среде, которую можно назвать «конкурентной средой». Если «среда» - это что-то, что окружает систему и каким-либо образом взаимодействует с системой, «конкурентная среда» означает совокупность всех внешних условий, факторов и норм, определяющих фактическое поведение, структуру и поведение. Функции определяют вне конкурирующей системы.
Итак, конкурентоспособность системы зависит не только от внутренней конкурентоспособности данной системы, но и от «внешних факторов и условий», то есть других, более общих систем и структур, называемых для первой системы «конкурентной средой», которая окружает эту систему.
Можно привести пример конкурентоспособности Российской Федерации на рынке микроэлектроники и информационных технологий: во-первых, рынки микроэлектроники и информационных технологий для России недоступны, поскольку отрасль перешла в фазу зрелости, а диффузия научных знаний, т.е. распространение научных знаний о процессах, и даже переманивание кадров из тайваньских или корейских компаний не дадут
результатов против сложившейся олигополии с ее крупными финансовыми ресурсами, а с российскими компаниями, если они попытаются выйти на эти рынки, будут бороться, в том числе методами торговой войны т.е. конкурировать. Во-вторых, с трудоизбыточными странами России за инвестиции конкурировать очень трудно — из-за того, что и прожиточный минимум в России выше, чем в странах Азии, и по плотности населения нет возможности "с нуля" создать крупные трудоемкие производства.
Из этого следует, что нет рынка без конкуренции, но конкурентоспособность в ее «оригинальной» форме - в форме «соревнования», «конкуренции» и «соперничества» имеет место быть. Следовательно, рынок будет рынком только при наличии конкуренции, которая, в свою очередь, будет только усиливаться или ослабляться при наличии «конкурентного фактора» или целой системы «конкурентных факторов».
Список литературы
1. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2008. 258 с.
2. Гордеев В.А. Конкуренция и ее развитие: монография. Ярославль: Издательство ЯГТУ, 2008. 122-124 с.
3. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. Институт экономики РАН. М.: Экономика, 1999. 489 с.
4. Прохоров А.М. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1972. 610 с.
5. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. М.: ABF, 1996. 706 с.
6. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов М.: Институт новой экономики, 2004. 376 с.
7. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2001. 478 с.