КОНКУРЕНЦИЯ КАК ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Чекмарев Владимир Васильевич
кандидат экономических наук, докторант. ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». г. Кострома, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Чаще всего конкуренция определяется как функция свободы спроса и предложения. Различают типы и виды конкуренции. Однако, важность понимания конкуренции (как экономического процесса) явилась постановкой задачи осмысления конкуренции как процесса обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: конкуренция; экономическая безопасность; экономический процесс; определение; экономика; исследование
Код УДК: 339.137.2
Annotation. Competition is commonly defined as a function of supply and demand freedom. Different types of competition are distinguished. However, the importance of understanding the competition (as in the economic process) appeared to be a statement of a problem of understanding competition as a process of economic security of business.
Keywords: competition; economic security; economic process; definition; economy; investigation
Определяя конкуренцию как процесс, нельзя уйти от вопроса, а почему следует ее определять как процесс, а не как механизм [9, с. 14], или как форму отношений? В связи с возникающими вопросами поясним свою позицию. Во-первых, энциклопедические издания определяют конкуренцию: а) как борьбу предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции [4, с. 297; 13, с. 309]; б) как процесс сознательного соперничества между экономическими агентами за наиболее выгодные условия продажи или покупки на рынке [12, с. 129]. Во-вторых, в современной микроэкономической теории конкуренция рассматривается как некое свойство рынка. Такое понимание, как отмечается в [15, с. 218], возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. Рассматривая конкуренцию как свойство рынка, можно определить под конкуренцией не соперничество, а степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. И в этом контексте конкуренцию можно определять и как (с известной долей условности) форму отношений, и как механизм взаимодействий. В табл. 1 приведены наиболее часто употребляемые в литературе различные толкования конкуренции.
Мы полагаем, что, рассматривая конкуренцию с разных сторон ее содержания, для нас наиболее значимым является определение конкуренции как многоцелевого экономического
процесса. Отметим, что предлагаемый подход позволяет в анализе экономических взаимодействий (экономического поведения хозяйствующих субъектов) ориентироваться на модели, в которых конкуренция рассматривается как процесс [2, с. 57]. Теоретической базой подхода являются работы Ф. Найта [10], Л.-фон Мизеса [8], И. Кирцнера [6].
Таблица 1
Определения конкуренции и конкурентоспособности
Исследователь Определение
Смит А. [16] Конкуренция - соперничество, повышающее цены (при сокращении предложения) и уменьшающее цены (при избытке предложения).
Энгельс Ф. [25] Конкуренция заставляет промышленников снижать цены товаров, по своему роду или количеству не соответствующих в данный момент общественной потребности
Хайек Ф.А. [20] Конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания, ведет к лучшему использованию способностей, стимулирует рациональность.
Макконнелл К.Р. [7] Конкуренция означает следующее: 1. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса. 2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.
Портер М. [13] Конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Татьянченко М.А. [17] Конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку и (для товаров сезонного спроса) времени продажи. Приобретает индивидуальный оттенок для продавца, является критерием оценки удовлетворения им своих потребностей.
Политическая экономия [11] Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) -свойственная товарному производству борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и одновременно механизм регулирования пропорций общественного производства.
Завьялов П.С [5] Конкуренция - соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заитнересованными в достижении одной и той же цели. Конкурентоспособность (т.е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.
Азоев Г.Л. [1] Конкуренция - соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Исследователь Определение
Юданов А.Ю. [26] Рыночная конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.
Фатхутдинов Р.А. [18] Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Рубин Ю.Б. [14] Конкуренция - конфликтное соперничество за достижение относительно лучших условий существования, функционирования и развития.
Одной из целей конкуренции как процесса является обеспечение экономической безопасности, о чем мы достаточно подробно писали в ряде работ [21; 22; 23.]. Заметим, что предлагаемый подход позволяет, с одной стороны, преодолеть понимание конкуренции как процесса негативного, уменьшающего степень разнообразия в экономическом пространстве с вытекающими последствиями, а с другой стороны, дает возможность расширить инструментарий, обеспечивающий устойчивое функционирование (и развитие) хозяйствующих субъектов и акторов экономического пространства.
Традиционное понимание конкуренции как теории сравнительных преимуществ на основе факторов производства в нашем случае трансформируется в силу того, что факторные издержки значимы сегодня лишь для добывающих отраслей национальной экономики. В новой (информационной) экономике акценты смещаются в сторону экономической кооперации. Изменяется сам предмет конкуренции. Возникает возможность в рамках политэкономического анализа более глубокого понимания «сил конкуренции» [4, с. 337].
Понимание конкуренции как процесса обеспечения экономической безопасности позволяет расширить представления о будущем современной экономики, в центре которой оказывается не безлюдное компьютеризованное производство, а наукоемкое, основанное на высококвалифицированном труде.
При этом нельзя не отметить то обстоятельство, что сам по себе процесс обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов увеличивает их трансакционные издержки. Но и традиционный подход к обеспечению конкурентоспособности без этих издержек не обходится. Однако защищенность каждого хозяйствующего субъекта (при прочих равных) повышает его конкурентоспособность. Возникает синергетическое качество эмерджентного эффекта для повышения конкурентоспособности региона. Открываются и новые возможности для проявления дополнительных резервов роста социально-экономической эффективности функционирования хозяйствующих субъектов. Покажем эти возможности через процесс формирования конкурентоспособности будущего специалиста. В литературе отмечается (Б.Т. Лихачев, Н.В. Борисов), что конкурентоспособность специалиста есть показатель качества вузовской подготовки.
Качество подготовки выпускников высших учебных заведений, где критерием выступает профессиональная компетентность, рассматривается с позиции рекомендаций ЮНЕСКО. Сущность концептуальных требований к профессиональной компетентности сводится к расширению знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для повышения производительности труда, в сфере жизнедеятельности в целом. Замена понятий о чисто трудовых (производственных) знаниях, умениях и навыках полной гаммой знаний, умений и навыков, в том числе требуемых для охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды и снижения экологического риска для выполнения активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда, означает всесторонность учета интересов индивида и поддержание его в процессе развития.
Одной из характерных черт концепции компетентности человека является признание повышения роли субъекта в социальных преобразованиях, усовершенствованиях способности его понять динамику процессов развития и воздействия на их ход.
Эти требования профессиональной компетентности определяются образовательной политикой государства. На наш взгляд, ключевым в образовательной политике современной и будущей России должно стать понятие свободы выбора. Но свободы, понимаемой разумно, свободы в выборе технологий, дифференциации путей и методов образовательной деятельности, ведущих к государственно, общественно и личностно значимым результатам, заложенным в виде образовательных ценностей и целей в соответствующих философско-образовательных парадигмах, политических доктринах и стратегических концепциях, а также в разнообразных образовательно-воспитательных стандартах.
Какой должна быть вузовская подготовка специалистов, чтобы обеспечить им возможность реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества? Нам представляется, что решение этого вопроса лежит в двух плоскостях: определения требований к будущему специалисту со стороны самой личности, отдельных хозяйственных субъектов, государства и общества и выбора идеализации образовательных технологий, соответствующих этим требованиям.
Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, поэтому становится возможным и необходимым применять к ее функционированию некоторые экономические категории: «рынок», «товар», «спрос», «предложение», «конкуренция», «конкурентоспособность», «маркетинг».
Попробуем рассмотреть взаимосвязи этих понятий применительно к главному результату деятельности вузов - выпускнику, будущему специалисту.
Рыночный подход к специалисту. Среди разнообразных потребностей рыночной экономики можно выделить, прежде всего, потребности в интеллектуальном, культурном, физическом, нравственном развитии и самореализации личности, а также потребности отдельных предприятий, организаций в высококвалифицированной рабочей силе, в накоплении и использовании научно-технического и культурного потенциала.
Вузы как раз и предназначены для создания возможностей удовлетворения этих потребностей. Уровень удовлетворения потребностей отдельными вузами зависит от истории и времени их создания, от качества материально-технической, научной, информационно-методической базы и преподавательского потенциала. Каждый вуз в силу отмеченных выше особенностей вступил в систему рыночных отношений с разным стартовым капиталом и вынужден как бы заново подтверждать целесообразность своего существования. Одним из важных критериев деятельности вузов является качество выпускника, будущего специалиста. В данном случае рассматривается именно этот продукт деятельности вуза, хотя хорошо известно, что он не единственный.
В Российской Федерации понятие «конкуренция» юридически впервые закреплено в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (22 мая 1991 г.), где она определяется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров в данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю».
Применительно к деятельности вузов следует отметить, что в отличие от высокой степени монополизма в промышленности монополизм в системе высшего образования в нашей стране гораздо ниже. Это определяется тем, что число вузов как производителей образовательных услуг, учебно-методической и научно-технической продукции достаточно велико. В этой связи вузы вынуждены вести конкурентную борьбу за своих потребителей, в лице которых выступают абитуриенты (студенты).
Таким образом, в отношении деятельности по подготовке специалистов мы в большей степени имеем дело с рынком, характеризуемым превышением предложения над спросом, особенно для технических специальностей. Здесь в значительной степени условия диктуют «покупатели», т. е. абитуриенты и студенты, усиливая свое влияние на качество образовательных услуг и, в конечном итоге, на весь потенциал вузов. Поэтому вузы вынуждены соперничать как между собой за абитуриентов, денежные средства, материально-технические и информационные ресурсы и научно-педагогических работников, так и с предприятиями, предлагающими работу выпускникам школ, другими учебными заведениями, что заставляет их чутко реагировать на спрос и быстро адаптироваться к изменениям конъюнктуры.
Если абитуриенты и студенты выступают в качестве потребителей (покупателей) образовательных услуг, то выпускники вузов представляют собой продавцов знаний и профессиональных навыков, которые вынуждены на рынке труда конкурировать за рабочие места. В настоящее время и в ближайшем будущем в России на рынке труда будет иметь место превышение предложения над спросом. Здесь в качестве покупателей выступают работодатели (предприятия и организации). Они, как и студенты, оказывают мощное влияние на политику вузов -производителей образовательных услуг.
Приходится констатировать, что динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, с номенклатурой специальностей и специализаций. Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные умения. Их интересы смещаются сейчас в область экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранного языка.
Истоки этих интересов понятны, как, думается, понятно и то, что эта дополнительная подготовка (часто с дополнительной оплатой) плохо совмещается с жестко регламентированным учебным графиком традиционной подготовки. При этом следует отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников. Эти колебания совпадают по времени (больше и меньше) с динамикой и направлениями развития экономики.
Однако в силу радикальности социально-экономических преобразований в стране сегодня разрыв между спросом и предложением велик как никогда. Что же касается активного прогнозирования потребностей в результатах деятельности высшей школы, то, как показывает наш анализ, намечавшаяся с начала 1950-х годов тенденция несоответствия темпов подготовки научных и инженерных кадров темпам научно-технического прогресса продолжает иметь место и поныне.
В борьбе за выживание отечественные вузы вынуждены начать применять маркетинг как эффективное средство, успешно испытанное в течение последних 30-40 лет вузами зарубежных стран. Нами принимается определение термина маркетинг как «предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена». При использовании маркетингового подхода к организации деятельности вузов необходимо, прежде всего, изучать и прогнозировать конъюнктуру.
Конъюнктура - это сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движение цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и иные экономические показатели. Учитывая специфику вуза как некоммерческой, бесприбыльной организации, при изучении конъюнктуры необходимо исследовать не только экономические, но и социальные, психологические, политические факторы. То же самое приходится сейчас делать каждому человеку, особенно выпускнику вуза на индивидуальном уровне в силу сложившейся ситуации на рынке труда.
Проведенный выше краткий анализ подхода к подготовке специалиста с точки зрения рыночной экономики дает основание исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который бы позволял ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал. Для вуза такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации технологии или технологий, которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Это возможно, когда в образовательном процессе будет сознательно развиваться комплексная личностная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма.
На наш взгляд, именно оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда, а вузам -конкурентоспособность на рынке производителей образовательных услуг.
Вышеотмеченное позволяет, как нам представляется, предложить расширенное трактование содержания понятия «конкуренция» на основе вычленения такой функции конкуренции (как процесса), как функции обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов на основе наличия конкурентоспособных специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 207 с.
2. Белоусова Н.И. Методологические аспекты анализа конкурентоспособных естественно-монопольных рынков и механизмов их развития / Н И. Белоусова, Е.М. Васильева // Вестник РГНФ. - 2013. - № 1. - С. 56-65.
3. Бест М. Новая Конкуренция. Институты промышленного развития / М. Бест. - М.: ТЕИС, 2002. - 356 с.
4. Большая экономическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 7000 экономических терминов и понятий / [Т.П. Варламова и др.]. - М.: Эксмо, 2007. - 814 с.
5. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг: (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. - М.: Международные отношения, 1991. - 414 с.
6. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство / И.М. Кирцнер ; пер. с англ.; под ред. АН. Романова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 239 с.
7. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : в 2 т. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю; пер. с англ. - М: Республика, 1992. - Т. 1. - 399 с.
8. Мизес Л.-фон Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Л.-фон Мизес; пер. с анг. А.В. Куряева. - М.: Экономика, 2000. - 878 с.
9. Модернизация и конкурентоспособность российской экономики / под ред. И.Р. Курнышевой , И.А. Погосова; науч. ред. С.Н. Сильверстов. - СПб.: Алетейя, 2010. - 366 с.
10.Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф.Х. Найт; пер. с англ. М.Я. Каэдана. - М.: Дело, 2003. - 352 с.
11.Политическая экономия: словарь / под ред. О.И. Ожерельева [и др.]. - М.: Политиздат, 1990. -606 с.
12.Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А.Д. Некипелов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 367 с.
13.Портер М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
14.Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции : учебник / Ю.Б. Рубин. -М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. - 584 с.
15.Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 724 с.
16. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 684 с.
17.Татьянченко М.А. Вопросы изучения экономических аспектов конкурентоспособности товара / М.А. Татьянченко, АН. Литвиненко // БИКИ. -1984. - № 12. - С. 3. - (Прил.)
18.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 288 с.
19. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 // Законодательство Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. - http://www.femida.info/index.htm. - Дата доступа: 21.12.2013.
20.Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода / Ф.А. Хайек. - СПб.: Пневма, 1999. - 288 с.
21.Чекмарев В.В. Глобальная инновационная гиперконкуренция как фактор трансформации и развития экономических систем / В.В. Чекмарев, С.А. Дятлов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 6. - С. 66-76.
22.Чекмарев В.В. Особенности обеспечения экономической безопасности в контексте устойчивого развития регионов России в процессах достижения социохозяйственной динамики / В.В. Чекмарев // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения экономической безопасности и качественной социохозяйственной динамики: экономико-правовые аспекты» / под ред. О.В. Иншакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Сорокожердьева. - Краснодар, 2013. - С. 331-334.
23.Чекмарев В.В. Экономическая безопасность и экономическая защищенность: структура и проблемы / В.В. Чекмарев // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - № 3. - С. 140-147.
24. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экономики РАН; гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 1999. - 1055 с.
25.Маркс, К. Сочинения: в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Госполитиздат, 1961. - Т. 21. -XXVIII, 745 с.
26.Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие / А.Ю. Юданов. - М.: Гном-Пресс, 2001. - 304 с.