Сущность и закономерности конкурентных отношений THE ESSENCE AND THE PATTERNS OF COMPETITIVE
RELATIONS
Гуляев Герман Юрьевич Пензенский Государственный Университет
G.Y. Gulyaev Penza State University
Аннотация: в статье исследована сущность конкурентных отношений, сконструирована их модель. Выделены основные составляющие конкурентных отношений. Определены закономерности, которые присущи конкурентным отношениям.
Annotation: in the article the author analyzes the essence of competitive relations and constructs their model. He also distinguishes the main constituents of competitive relations and defines the patterns peculiar to them.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентные отношения, конкурентное преимущество, конкурентоспособность.
Key words: competition, competitive relations, competitive advantage, competitive ability.
Формой проявления конкуренции являются конкурентные отношения, которые зародились одновременно с товарным производством. Конкурентные отношений представляют собой взаимодействие субъектов хозяйствования, нацеленное на обеспечение наилучшего положения этих
субъектов в экономической системе, влекущего за собой получение большей прибыли, укрепление устойчивости на рынке, повышение репутации и имиджа фирмы и т.д.
Конкурентные отношения обладают несколькими свойствами или признаками.
Во-первых, конкурентные отношения представляют собой взаимодействие соперничающих сторон, обусловленное ограниченностью природных и других ресурсов и доступа к ним. Участники рынка вынуждены становиться конкурентами за эти блага.
Во-вторых, конкурентные отношения изначально являются конфликтным взаимодействием субъектов рынка. Конфликтующие стороны нацелены на ослабление и/или подавление соперников ради обеспечения собственной пользы.
В-третьих, у конкурирующих сторон существуют сходные цели, связанные с лучшим существованием, функционированием и развитием.
В-четвертых, конкурентные отношения ведутся за что-то определенное. Часто против определенных соперников и нередко с временными союзниками1.
Субъектами конкурентных отношений являются те, кто имеет товар -либо производители товара, либо его собственники. В связи с этим конкурентные отношения охватывают как производственную сферу, так и сферу обращения. Поэтому конкуренция осуществляется как через цену (ценовая конкуренция), так и через потребительскую стоимость товара путём сравнения его качества (неценовая конкуренция).
Любые конкурентные отношения проходят несколько стадий в своём существовании (рис. 1). Уже имеющая конкуренция на рынке подталкивает субъектов конкурентных отношений к приобретению неких конкурентных преимуществ выраженных в совершенствовании уже существующего товара,
1 Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии экономики. // Региональная экономика: теория и практика. №4, 2007. С. 46-65.
создания нового, улучшении условий продаж и т.д. Когда товар (предприятие) становится конкурентоспособным, он снова начинает борьбу, но уже в новых условиях конкуренции, на более высоком уровне, не с теми конкурентами, с которыми соперничал ранее. При этом стоит отметить, что предприятие, создав конкурентное преимущество, может молниеносно стать монополистом, точно так же как и предприятие, не совершенствующее свою деятельность в процессе конкурентных отношений, превратиться в банкрота.
2
Рисунок 1 - Модель-алгоритм конкурентных отношений
Как видно на рис. 1, конкурентное преимущество занимает основополагающее центральное место в системе конкурентных отношений. Данное обстоятельство связано, во-первых, с тем, что формирование и развитие конкурентных преимуществ возможно лишь в конкурентной среде, а во-вторых, они выступают ключевым фактором конкурентоспособности субъекта.
Майкл Портер утверждал, что, несмотря на различия и индивидуальность каждой конкурентной стратегии (он выделял три основные стратегии - лидерство в издержках, дифференциацию и
2 Разработано автором
фокусирование) хозяйствующего субъекта, все они направлены на получение конкурентных преимуществ3. Конкурентное преимущество фирмы, по мнению М. Портера, есть основа успешной деятельности хозяйствующего субъекта на рынке.
По словам М. Портера, стоит хозяйствующему субъекту обрести конкурентное преимущество, как он тут же становится лидером на рынке. Однако это суждение необоснованно. Д. Рикардо, основатель теории конкурентных преимуществ, ещё в Х1Хговорил о том, что компании и страны могут оказаться банкротами или быть неэффективными, даже если они обладают конкурентными преимуществами. Он доказывал то, что конкурентные преимущества создают лишь предпосылки для успешной деятельности хозяйствующего субъекта, но не гарантируют её. В нашей модели-алгоритме конкурентных отношений (рис. 1) учтён тот факт, что конкурентное преимущество может создать предпосылки для конкурентоспособности товара (предприятия), который снова начинает конкурентную борьбу. При этом в модели видно, что конкурентное преимущество, в зависимости от его новизны, необходимости рынку и других факторов, способствует появлению фирмы-монополиста.
Стоит отметить, что формируя конкурентную стратегию по созданию конкурентного преимущества невозможно учесть влияние всех действий конкурента, экономических и политических факторов. Нобелевский лауреат по экономике Ф. Хайек утверждал: «Ни один человек не знает заранее, как он будет действовать в условиях конкуренции, с какими конкретными обстоятельствами столкнётся. Ценность конкуренции состоит именно в том, что, будучи процедурой открытия, она непредсказуема. В противном случае в ней не было бы никакой необходимости. Экономическая теория может раскрыть указанную процедуру открытия посредством создания более или менее точной модели. Однако, не располагая исчерпывающими знаниями обо
3 Портер М. Конкурентное преимущество: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - С. 39.
всех фактах, экономист не может контролировать ситуацию в эмпирическом
4
смысле слова» .
Вернёмся к положениям М. Портера, который утверждал, что основная цель конкуренции заключается в получении долгосрочного конкурентного преимущества, которое позволит вытеснить соперника с рынка. Вытеснить соперника с рынка, означает уничтожить его. Другими словами, М. Портер признаёт то обстоятельство, что конкурентные отношения нацелены, прежде всего, не на получение большей прибыли, а на истребление соперников.
Фирмы, концентрирующие внимание на противодействии конкурента, выбирают любые способы, лишь бы те привели их к победе. Тактика по устранению конкурента выбирается любая - применение обмана, сбор компромата с целью подставить конкурента, провокации, которые можно использовать в своих интересах и т.д. Такие действия нацелены не на стремление рационально функционировать с позиции экономики, а на выведение конкурента из состояния равновесия. Неполный перечень названных методов характеризует недобросовестную конкуренцию, целью которой является оставить конкурента или помешать ему запрещёнными способами, или почти запрещёнными, так как в законах о защите конкуренции невозможно упомянуть всех недобросовестных методов. Такие субъекты конкурентных отношений стремятся достичь преимущества не за счёт собственных достижений, а за счёт негативного воздействия на конкурента, либо за счёт незаконного использования результатов деятельности соперника. В стороне остаются экономические методы -повышение качества, сокращение издержек и, соответственно, цены товара.
При этом, если исходить из того факта, что любая деятельность предпринимателя направлена на получение и максимизацию прибыли, то это обстоятельство влечет за собой сокращение прибыли других
4Хайек Ф. фон. Познание, конкуренция и свобода: пер. с нем. Спб.: Пневма, 1999. - С. 50.
предпринимателей. Следовательно, поведение любого субъекта конкурентных отношений направлено на ущемление интересов других предпринимателей, то есть на нанесение им ущерба. В связи с этим, напрашивается вывод, что любые конкурентные отношения являются недобросовестными по определению. Основная цель субъектов конкурентных отношений - захватить экономическую власть, власть над рынком, влияя на уровень цен, с возможностью получения большей прибыли в будущем. В связи с этим, необходимо вспомнить изначальное толкование термина «конкуренция», который с латинского переводится как «сталкиваться», «соперничать» и определяется как борьба. А в любой борьбе есть победитель и побеждённый.
Пожалуй, единственным победителем в конкурентных отношениях является потребитель. Обоснуем это. При наличии конкурентных отношений, предприниматели постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки, и компания получает возможность уменьшить цены. Конкурентная борьба также побуждает производителей улучшать качество и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Хозяйствующие субъекты вынуждены бороться с конкурентами за покупателей путём расширения и улучшения ассортимента качественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.
Таким образом, в результате конкурентных отношений производителей, потребитель получает низкие цены, богатство выбора, высокое качество товара, что в свою очередь отражается на масштабах экономического роста страны.
Важнейшая закономерность конкурентных отношений прослеживается в работах классиков экономической науки. В их трудах встречается положение, ставшее аксиоматическим: конкурентные отношения побуждают производителей снижать цену на товар, повышать его качество.
Это положение сегодня является очевидным и воспринимается учёными, занимающимися теорией конкуренции, как аксиома.
Исторически первые конкурентные отношения заключались в ценовом соперничестве. Они характерны для периода свободной конкуренции, когда соперничество происходило в рамках одной отрасли и потребности общества были неизменными в течение длительного промежутка времени. Цена, как фактор конкурентной борьбы, имеет особо важно значение, поскольку потребитель весьма чутко реагирует на её изменения. Поэтому именно это обстоятельство приводит к сдерживанию цен на конкурентном рынке.
Ценовое соперничество характеризуется стремлением субъекта конкурентных отношений добиться успеха за счёт снижения цены. При этом неотъемлемой составляющей данного процесса является сокращение производственных издержек. Однако не каждый субъект конкурентных отношений в состоянии сделать это. В этом случае предприниматель начинает использовать методы неценовой конкуренции, которые преобладают сегодня в экономике. К их числу относятся продажа товаров более высокого качества, достигаемая благодаря техническому превосходству, реклама, маркетинг, совершенствование условий продажи и т.д. Другими словами, методы неценовой конкуренции гораздо шире, чем методы ценового соперничества.
Стоит отметить, что практика ценового соперничества ограничена временными рамками: как только новые способы организации производства и сокращения издержек становятся общедоступными и их начинают применять конкуренты, цены на товары выравниваются. В связи с этим, наиболее эффективным способом конкурентной борьбы является модификация товара, придания ему таких свойств, которые выгодно отличали бы его от товара конкурента. Схожие товары предназначены для удовлетворения одинаковых потребностей, при этом способы
удовлетворения этих потребностей разнообразны. Поэтому ограничения в процессе совершенствования товара практически отсутствуют.
Таким образом, конкурентные отношения создают мощные стимулы для повышения эффективности производства. Угроза разорения, как результат поражения в конкурентной борьбе, заставляет систематически искать и использовать разнообразные методы повышения эффективности производства.
Следующая закономерность конкурентных отношений связана с их ролью в развитии научно-технического прогресса, который отражается на масштабах экономического роста. Конкуренция действует в сторону ускорения научно-технического прогресса. При монополизме, напротив, -могут возникнуть застойные явления, снижающие эффективность общественного производства и сдерживающие научно-технический прогресс. При этом, конкуренция в силу чрезмерного господства на рынке может вызвать отрицательные последствия в виде экономических, экологических, социальных и других кризисов, которые отрицательно могут сказаться на темпах роста научно-технического прогресса. В этой связи правильно установить важнейшие народно-хозяйственные пропорции может лишь государство.
Стоит отметить, что вопрос о причинах и факторах технического прогресса до настоящего времени изучен не в полной мере и недостаточно глубоко. В этом аспекте недостаточно оценена роль конкуренции как двигателя общественного и технического прогресса. Это обстоятельство обусловлено преобладанием в экономической теории неоклассической парадигмы, представители которой трактуют основные общественные и экономические феномены с точки зрения равновесия.
Например, в неоклассической теории конкуренция сводится к определённому набору статических характеристик рынка, а технический прогресс представляется либо как нечто несущественное и незначительное, либо рассматривается неким внешним раздражителем, нарушающим
равновесие в экономике. В этой связи неоклассический анализ не способен в полной мере адекватно объяснить возникновение и диффузию новых технологий и инноваций. Экономика видится в преобладающей степени системой, которая адаптируется к внешним изменениям, в том числе и в результате технического прогресса, а не системой, постоянно внутренне генерирующей процесс технического развития, приводящий к нарушению экономического равновесия. На самом же деле, такой процесс технического равновесия в рыночном хозяйстве осуществляется в ходе жесткой конкурентной борьбы. Данное обстоятельство принимается во внимание в подходах, альтернативных неоклассике, а именно в рамках эволюционногоинституционализма и посткейнсианства5.
Эволюционно-институциональная теория исходит из того, что субъектам конкурентных отношений, конкурирующих на тех или иных рынках, не известны ни всевозможные варианты производства товара, ни последствия выбора определённого варианта. Предприниматели, исходя из сигналов, которые даёт им рынок, выбирают различные варианты производства. Важнейшая закономерность конкурентных отношений основана на том, чтобы верно и в нужный момент понимать и принимать сигналы. Другая закономерность - заключается в поощрении выбора, оказавшегося верным и в подавлении неверного выбора. Безусловно, что в долгосрочной перспективе рыночная система будет содействовать процветанию предпринимателей, делавших верный выбор, и приведёт к банкротству или вынудит к диверсификации тех субъектов конкурентных отношений, которые перманентно совершали ошибки.
Верный выбор связан с применением различных форм технического прогресса и внедрения инноваций в производственный процесс. Технологически успешные предприниматели получают большие прибыли и превосходят своих соперников. Таким образом, конкуренция поощряет
5 Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики//Региональная экономика: теория и практика. - 2007, №4 (43). - С. 62.
внедрение инноваций. У компании-монополиста отсутствуют стимулы в техническом развитии.
Сама рыночная структура является следствием конкурентного соперничества, в ходе которого, фирмы, использующие инновации, превосходят своих соперников. Поэтому причинно-следственные связи между структурой рынка и инновацией обращены в обе стороны. Таким образом, роль конкурентных отношений велика, поскольку благодаря именно этим отношениям происходит техническое развитие экономики.
С другой стороны, компания-монополист может являться фирмой, в недавнем времени внедрившей неоценимо эффективные новшества в своё производство. И теперь у неё нет стимулов (либо они снижаются) для дальнейшего технического развития. Это говорит о том, что высокая концентрация производства не всегда способствует внедрению нововведений. Поэтому, с точки зрения технического развития, концентрации конкуренции, рыночная экономика не является совершенной. Совершенствованием рыночных отношений должно заниматься государство.
Близкий к эволюционномуинституционализмупосткейнсианский подход приходит к несколько иным выводам. Конкурентные отношения исследуются как процесс выживания фирм. Способность конкретного субъекта конкурентных отношений выжить, зависит от его способностей к получению прибыли, в целом, и большей нормы прибыли в сравнение с другими субъектами, в частности. Последнее обстоятельство обуславливает предпринимателей к повышению эффективности своей деятельности и к получению конкурентных преимуществ. Такие преимущества формируются за счёт различного рода технологических и организационных инноваций, которые можно внедрить только за счёт инвестиций. Конкурентные отношения за получение конкурентных преимуществ обуславливают поиск эффективных инвестиционных проектов на постоянной основе.
Таким образом, совокупность посткейнсианского и эволюционно-институционального подходов позволяет получить истинное представление о
природе и формах воздействия между конкурентными отношениями и техническим прогрессом и обосновать необходимые выводы о том, как государство и общество должны способствовать развитию конкурентных отношений. Кроме того, следует сделать вывод о том, что субъекты конкурентных отношений совершенствуют производство и разрабатывают новые товары не из альтруистических побуждений ускорения научно-технического прогресса, а с целью захватить власть на рынке, с возможностью устанавливать цены на нём.
Таким образом, конкурентные отношения есть взаимодействие соперничающих субъектов с целью занять наилучшее положение на рынке. Закономерность конкурентных отношений проявляется в устойчивых, причинно-следственных связях между экономическими субъектами в борьбе за потребителя с помощью всего арсенала экономических (а иногда и неэкономических) методов для успешной деятельности на рынке.
Список литературы:
1. Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики//Региональная экономика: теория и практика. - 2007, №4 (43). - С. 62.
2. Портер М. Конкурентное преимущество: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - С. 39.
3. Хайек Ф. фон. Познание, конкуренция и свобода: пер. с нем. Спб.: Пневма, 1999. - С. 50.