Научная статья на тему 'КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ТУРИЗМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ'

КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ТУРИЗМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСТЕПРИИМСТВО / ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова М.А., Жуков В.А., Цаболова О.Р., Цунаева Ю.О., Погорелко И.В.

Эпидемия Covid-19 нанесла тяжелый удар по мировой экономике и затронула все сферы жизни. Не стал исключением и конгрессно-выставочный туризм. Необходимо подчеркнуть, что развитие конгрессно-выставочного туризма происходило на протяжении множества исторических периодов, каждому из которых присуща определенная специфика. В статье рассмотрены этапы становления конгрессно-выставочной деятельности в мире, ее роль в развитии общества и экономики как отдельных стран, так и на международном уровне. Выделены факторы дальнейшего развития конгрессно-выставочного туризма, а также основные тенденции, характерные для современного этапа функционирования. Особое внимание уделено проблемам, с которыми столкнулась отрасль в условиях пандемии. Намечены вероятные пути трансформации отрасли в постковидный период: соединение онлайн- и офлайн-форматов, появление уникальных интеграций и продуктов, использование диджитал-решений, использование комбинированных решений из-за снижения бюджетов на организацию мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVENTION AND EXHIBITION TOURISM DURING THE PANDEMIC

The Covid-19 epidemic has dealt a heavy blow to the global economy and affected all areas of life. The congress and exhibition tourism was no exception. It should be emphasized that the development of congress and exhibition tourism took place over many historical periods, each of which has its own specifics. The article discusses the stages of the formation of congress and exhibition activities in the world, its role in the development of society and the economy of both individual countries and at the international level. The factors of further development of congress and exhibition tourism, as well as the main trends characteristic of the current stage of functioning, are highlighted. Particular attention is paid to the problems faced by the industry in a pandemic. Possible ways of transforming the industry in the post-COVID period are outlined: the combination of online and offline formats, the emergence of unique integrations and products, the use of digital solutions, the use of combined solutions due to lower budgets for organizing events.

Текст научной работы на тему «КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ТУРИЗМ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ»

Конгрессно-выставочный туризм во время пандемии

Жукова Марина Александровна

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Zhukova_ma@guu.ru

Жуков Вадим Анатольевич

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», vadim.zhukov@inbox.ru

Цаболова Ольга Руслановна

кандидат филологических наук, доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», or_tsabolova@guu.ru

Цунаева Юлия Олеговна

старший преподаватель кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», yo_tsunaeva@guu.ru

Погорелко Ирина Вадимовна

ассистент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ira.pogorelko@yandex.ru

Эпидемия Covid-19 нанесла тяжелый удар по мировой экономике и затронула все сферы жизни. Не стал исключением и кон-грессно-выставочный туризм. Необходимо подчеркнуть, что развитие конгрессно-выставочного туризма происходило на протяжении множества исторических периодов, каждому из которых присуща определенная специфика. В статье рассмотрены этапы становления конгрессно-выста-вочной деятельности в мире, ее роль в развитии общества и экономики как отдельных стран, так и на международном уровне. Выделены факторы дальнейшего развития конгрессно-выставочного туризма, а также основные тенденции, характерные для современного этапа функционирования. Особое внимание уделено проблемам, с которыми столкнулась отрасль в условиях пандемии. Намечены вероятные пути трансформации отрасли в постковидный период: соединение онлайн- и офлайн-форматов, появление уникальных интеграций и продуктов, использование диджитал-решений, использование комбинированных решений из-за снижения бюджетов на организацию мероприятий.

Ключевые слова: конгрессно-выставочная деятельность, гостеприимство, туризм, пандемия, цифровизация, безопасность.

Эпидемия Covid-19 нанесла тяжелый удар по мировой экономике и затронула все сферы жизни. Не стал исключением и конгрессно-выставочный туризм. Необходимо подчеркнуть, что развитие конгрессно-выставоч-ного туризма происходило на протяжении множества исторических периодов, каждому из которых присуща определенная специфика.

Термин «конгресс» появляется в средневековье и происходит от слова «congressus» со значением «встреча, собрание». Хронологический процесс формирования конгрессно-выставочного туризма целесообразно представить в виде следующих этапов (таблице 1).

Таблица 1

Этапы становления конгрессно-выставочной деятельности [5]

Этап Краткая характеристика

I этап (до н.э.) -развитие древних государств и народов На основе обмена товарами между древними народностями и племенами происходят встречи для обсуждения условий обменных операций и для передачи опыта и знаний между встречающимися

II этап (середина 1 тыс. до н.э. - V в. н.э.) - расцвет Древней Греции, Индии, Рима и Китая Появление первых средств размещения для путешественников, формирование экспедиций с целью захвата территорий, паломничества к святым местам, торговли, участия в спортивных состязаниях, дипломатия и т.д.

III этап (V - XV вв. н.э.) - рост числа путешествий между Европой и Азией, а также между европейскими странами Большая часть путешествий было связано с религиозными и государственными задачами. Такие путешествия предполагали наличие группы лиц (лидер и сопровождающие). То есть появляются зачатки путешествия делегациями с деловой целью, а также предусматривающие программу для отдыха

IV этап (XIII -XVI вв.) - возрождение культуры и искусства, эпоха Великих географических открытий В колониях появляются курорты для отдыха, пребывание на которых пользуется огромной популярностью у богатых. Курорты представляют собой средства размещения с оказание определенного перечня услуг (лечение, отдых, спорт). Во Франции в 1453 г. проходит первый общеевропейский конгресс, целью которого было установление мира между Францией и Бургундией

V этап (XVII - XIX вв.) - научно-технический прогресс, развитие новых средств передвижения Активно развиваются деловые поездки с целью коммерции (поиск партнеров по бизнесу, продвижение товаров на новые рынки, сбытовая деятельность, научно-технологический обмен опытом. Благодаря данным перемещениям деловых людей развивается индустрия гостеприимства (средства размещения и предприятия питания, инфраструктура ярмарок и выставок). Индустрия встреч также получает дальнейшее развитие путем ведения переговоров между дипломатами и государственными деятелями

м о м м

сч сч о сч

о ш Ш X

3

<

т о х

X

VI этап (от начала до середины ХХ в.) - череда мировых войн и

экономический упадок

VII этап (середина ХХ в. и по настоящее время) - развитие науки и техники

В становление конгрессного туризма существенную роль внесли конференции в Тегеране (1943 г.) и Ялте (1945 г.). Кроме того, в 1945 г. с целью дальнейшего формирования мирного и безопасного сосуществования разных стран на междунородной арене была создана Организация Объединенных Наций (ООН)

Формирование профессиональных международных и национальных ассоциаций, специализирующихся на организации конгрес-сно-выставочной деятельности:

а) 1963 г. Международная ассоциация конгрессов и съездов (lCCA);

б) 1964 г. Европейская федерация конгресс-ных городов ^СТ);

в) 1968 г. Международная ассоциация профессиональных

организаторов конгрессных мероприятий (IAPCO);

г) 1974 г. Международная ассоциация делового туризма (IBTA);

д) 1976 г. Ассоциация специалистов по организации корпоративных

поездок (АСТЕ)_

Лидируют по площади конгрессно- выставочных помещений три страны: Китай (25,2% от мировой площади), США (17,1 %) и Германия (7,9%). Пять стран (Китай, США, Германия, Франция и Италия) обладают в настоящее время 60% выставочных площадей в мире.

По континентам ситуация следующая: Европа - 39% от общей вместимости площадок в мире, Азиатско-Тихоокеанский регион - 32% и Северная Америка - 20%. Азиатско-Тихоокеанский регион также является лидером по показателю усредненного размера площадки. Аналитики UFI объясняют это многообразием инфраструктурных проектов в регионе, особенно в Китае.

В исследовании UFI [4] отмечена динамика в мире относительно увеличения выставочных площадей большого размера (более 100 тыс. кв. м) почти в 2 раза. Например, в 2018 г. таких выставочных центров было 38, а в 2022 году их уже 73. 35% выставочных комплексов имеют территорию от 20 тыс. до 100 тыс. кв. м. 60% выставочных комплексом имеют крытую площадь от 5 до 20 тыс.кв. м.

Наиболее часто при организации конгрессно-выста-вочных мероприятий используются конгресс-центры, отели, учебные заведения (рисунок 1).

Расширение сферы конгрессно-выставочного туризма оказывает существенное позитивное воздействие на различные аспекты жизни общества:

1) стимулирует формирование новых городских территорий, развитие инфраструктуры вблизи объектов конгрессно-выставочной индустрии;

2) способствует экономическому развитию, росту инвестиций в инфраструктуру улучшению инвестиционного климата и поступлений в бюджеты страны, а также благоприятно влияет на туристический спрос, прирост национального дохода, диверсификацию отраслей, занятых оказанием услуг для участников мероприятий, создавая при этом экономическую устойчивость государства;

3) влияет на позитивное развитие отдельных территорий (создание рабочих мест и снижение уровня безработицы), при этом увеличивая доходы населения и расширяя возможности людей для социализации и самореализации;

4) стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны, создает условия устойчивого выхода отечественных производителей на международные рынки;

5) развивает международные связи в области науки, культуры, образования, что способствует развитию экономики;

6) дает рост взаимопониманию между народами разных стран, благоприятно влияет на формирования позитивного имиджа государства.

В настоящее время наша страна находится в десятке стран лидеров по количеству имеющихся выставочных площадей. В 2022 г. Россия занимает восьмое место среди стран, имеющих значительные площади для проведения выставок и прочих деловых мероприятий. Это 2,8% от площади всех в мире крытых выставочных площадей. К основным выставочным комплексам России целесообразно отнести: МВЦ «Крокус Экспо» (Москва), ЦВК «Экспоцентр» (Москва), кВц «Экспофорум» (Санкт-Петербург), МВЦ «Екатеринбург-Экспо» (Екатеринбург) и другие. Крупнейшим российским конгрессно-выставочным комплексом является МВЦ «Крокус Экспо», который занимает третье место среди европейских стран по количеству крытых площадей [4].

Киш рЕ*С-11СНТр И

Рисунок 1 - Места проведения конгрессно-выставочных мероприятий [1]

Особенностью организации конгрессно-выставоч-ных мероприятий в той или иной дестинации является обеспечение доходности работы предприятий в смежных отраслях, а именно: средств размещения, предприятий питания, объектов экскурсионного показа и т.д.

В настоящее время большинство крупных отелей в своей инфраструктуре имеют конгресс-залы с оборудованным бизнес-центром, банкетные залы, выставочные площадки. Это позволяет средствам размещения получать дополнительный доход. Например, конгресс-туризм в США приносит объектам размещения свыше 40 млрд долл. ежегодного дохода, что составляет примерно 15% от общего объема гостиничных услуг [2].

Эффективность конгрессно-выставочных мероприятий определяется на основе анализа динамики следующих показателей:

• прирост потока деловых туристов;

• прирост доходов от функционирования всей кон-грессной инфраструктуры;

• рост расходов, приходящихся на 1 бизнес-туриста;

• прирост налоговых отчислений в бюджет страны

[7].

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать перечень показателей, характеризующих развитие и степень эффективности конгрессно-выставочной деятельности в стране:

1) объем потока туристов с деловыми целями;

2) доходы от осуществления деятельности инфраструктуры конгресс-туризма;

3) расходы 1 бизнес-туриста;

4) налоговые отчисления в государственный бюджет.

Корнгрессно-выставочный туризм важен для профессионалов с точки зрения обмена опытом и знаниями, новыми технологиями и достижениями, поиска новых рынков сбыта и контрагентов и инвесторов, создания и применения инновационных продуктов, взаимодействия людей в профессиональной сфере, получения новых знаний, демонстрации собственных достижений, повышения квалификации.

Дальнейшее развитие конгрессно-выставочной деятельности обуславливается влиянием следующих факторов:

• ростом потока бизнес-туристов;

• совершенствованием туристско-рекреационного комплекса;

• повышением качества услуг индустрии туризма и гостеприимства;

• продвижением турпродукта на мировом и внутреннем рынках;

• совершенствованием инструментов государственной поддержки разнообразных видов туризма с наибольшей перспективностью, основанных на формировании партнерства государства с частным бизнесом -предпринимательством;

• внедрением современных достижений в области цифровых технологий в процесс организации и обслуживания представителей туристического и гостиничного бизнеса.

Дальнейшими тенденциями развития конгрессно-вы-ставочной деятельности являются:

• рост качества обслуживания участников встреч с точки зрения комфортабельности и современного оборудования для проведения мероприятий;

• увеличение количества компаний, специализирующихся на организации выставочно-конгрессных мероприятий;

• рост количества многоцелевых центров, оборудованных в соответствии с последними требованиями к проведению конгрессов, собраний, совещаний, встреч и выставок;

• развитие в связи с пандемией и интенсивным развитием инфокоммуникационных технологий дистанционных форм проведения мероприятий [2];

• сокращение продолжительности подготовительного этапа организации конгрессно-выставочных мероприятий;

• повышение внимания государственных и региональных властей различных стран к привлечению крупных мероприятий конгрессно-выставочного характера на собственную территорию;

• обеспечение безопасности участников и гостей во время проведения конференций и выставок;

• персонализация процесса проведения мероприятий и стремление максимально индивидуально удовлетворить любые потребности заказчиков;

• цифровизация процесса организации и проведения мероприятия и развитие городских обзорных туров с применением инструментов дополненной реальности ^Р-технологии);

• сегментирование рынка конгрессно-выставочных мероприятий по бюджету, типу мероприятий, целевой направленности и т.д.;

• усиление конкуренции в данной сфере, в силу чего страны всего мира видят необходимость в поиске новых инструментов продвижения собственного потенциала, учитывая при этом также и складывающиеся тенденции на международном рынке;

• расширение географии создания и функционирования национальных конгрессных бюро, главной целью которых является продвижение возможностей страны по проведению деловых мероприятий и привлечение крупных конференций, форумов и выставок в страну для пополнения ее бюджета и создания позитивного имиджа;

• ориентация на организацию корпоративных мероприятий, обеспечивающих гарантированную загрузку номерного фонда и конференц-залов в силу работы по предоплате.

Несмотря на перспективность и экономическую целесообразность конгрессно-выставочной деятельности дальнейшее ее развитие из-за пандемии оказалось под угрозой из-за закрытия границ и запрета проведения массовых мероприятий. Например, только в Германии в

2020 г. пришлось отменить 351 выставку и 343 отложить. По оценкам RIFEL (Research Institute for Exhibition and Live-Communikation) конгрессно-выставочная отрасль Германии понесла убытки в 1,6 млрд. евро. По прогнозам AUMA (Das Institut der Deutschen Wirtschaft) вместе c финансовыми потерями индустрии туризма и гостеприимства, предприятий общественного питания и транспорта ущерб составил 3 млрд. евро. Число рабочих мест в перечисленных сферах в Германии сократилось на 24 тыс. [6]

Возвращение к докризисным показателям возможно по самым оптимистическим прогнозам не раньше 2023 года, однако появление новых мутаций COVID-вируса оставляет все меньше надежд на то, что ситуация переломится в лучшую сторону в ближайшем будущем. В

2021 г. ситуация только ухудшилась, поскольку из 380-ти запланированных выставок были отменены 270. В качестве примера целесообразно привести выставочный цент Ганновера, который пустовал. Людей можно было увидеть только в зале № 25, где проводилась вакцинация от Covid-19. По оценкам специалистов организаторы выставок потеряли от 60 до 80% прибыли. Отменена была не только Ганноверская промышленная выставка, не состоялись также Лейпцигская книжная ярмарка, Франкфуртская музыкальная ярмарка и многие другие, а знаменитая Франкфуртская книжная ярмарка проходила в усеченном виде в цифровом формате, в виде виртуальных чтений и панельных дискуссий [6].

Компания Deutsche Messe AG, организатор различных выставок по всему миру, в том числе и Ганноверской, оказалась на грани разорения. Убытки составили 103 млн. евро, в то время как до пандемии оборот составил 345млн. евро. Deutsche Messe AG едва ли справилась бы с проблемами без финансовой поддержки города Ганновер и федеральной земли Нижняя Саксония, которые выделили компании Deutsche Messe AG кредит в размере 122 млн. евро и привлекли 20 млн. евро собственного капитала. При этом предприятию пришлось разработать и принять программу строгой экономии, предусматривающей среди прочего переход на четырехдневную рабочую неделю [4].

X X

о

го А с.

X

го m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

м о

M M

сч сч о сч

о ш Ш X

3

<

m о х

X

Франкфуртская ярмарка обошлась без помощи города и федеральной земли Гессен, однако даже эта компания, будучи одним из крупнейших немецких организаторов выставок, смогла закончить год с оборотом 250 млн. евро против 736 млн. евро в 2019 г. Более точную сумму понесенных финансовых потерь руководство компании не оглашало, ограничившись сообщением, что сумма была трехзначной. Оживший после провального 2019 года китайский бизнес уберег предприятие от более тяжелых последствий, так как 40 из 105-ти организованных немецкой компанией выставок были проведены в Китае [6].

Резкое падение доходов отметили все 25 немецких компаний-организаторов конгрессно-выставочных мероприятий. В целом, в 2020 г. отрасль получила не более четверти того, что было получено в последний перед пандемией год. Тогда отрасль заработала около 4-х млрд. евро, причем три четверти этой суммы от организации конгрессно-выставочных мероприятий на территории Германии.

Организация конгрессно-выставочных мероприятий обычно приносила в бюджет Германии приблизительно 28 млрд. евро. В 2020 г. этот показатель составил всего лишь 6 млрд. евро. Предприятиям конгрессно-выставоч-ной индустрии пришлось принимать тяжелые решения. Компания Messe Frankfurt объявила о планах сократить 10% из 1000 рабочих мест к концу 2021 года. Выставочные площадки в Германии были закрыты в течение 19 месяцев с марта 2020 года по сентябрь 2021 года. Потери немецких компаний составили в 2020 году 70%. Общий экономический ущерб на октябрь 2021 г. составлял 42 миллиарда евро [6].

Большое количество конгрессно-выставочных мероприятий сейчас проводится в дистанционном формате. Например, 15 крупных мероприятий, организованных в Ганновере в 2021 г., проводились в on-line формате. Зеленая неделя в Берлине в 2021 г. также проходила в дистанционном режиме Лейпцигская ярмарка была перенесена с марта 2021 г. на май. Ярмарка ISH прошла в марте 2021 г. в дистанционном формате. Несмотря на то, что количество конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в дистанционном формате, заметно увеличилось за два последних года, специалисты считают, что они не могут вытеснить традиционные формы таких мероприятий, поскольку в основе любого делового контакта лежит доверие к партнеру, достичь которого невозможно без очной встречи. Вместе с тем отмечается, что в будущем все выставки будут иметь цифровые дополнения, позволяющие подать онлайн заявку на участие, завязать нужные контакты и т.д.

Пандемия показала, что в дальнейшем развитие предполагает значительную трансформацию конгрес-сно-выставочной индустрии, а именно: интеграция online и offline форматов при организации и проведении встреч, использование диджитал-решений, использование комбинированных решений из-за снижения бюджетов на организацию мероприятий. Организаторы мероприятий предполагают постепенное возвращение отрасли к традиционному формату проведения конгрес-сно-выставочных мероприятий. На основе исследования Ifo-Иститута (Мюнхен) [6] было выявлено, что также показывают, что организации, имеющие опыт участия в дистанционных конгрессно-выставочных мероприятиях, однозначно выразили желание вернуться к привычному формату, используя цифровые технологии как вспомогательное средство. Поэтому уже на начало весны 2022

года в Германии запланировано около 130 выставок, 60 из которых имеют статус международных [3]. Компании-организаторы уделяют огромное внимание вопросам безопасности конгрессно-выставочных мероприятий для посетителей и участников и руководствуются принципом 3G «вакцинирован, выздоровел, протестирован». Неукоснительное соблюдение антиковидных мер позволяет надеяться на отмену ограничений и продолжение работы в привычном формате.

Современные конгрессно-выставочные комплексы располагают достаточными площадями, чтобы обеспечить необходимую по санитарным нормам дистанцию в 1,5 метра на всей территории. Организаторы поддерживают постоянно безопасное число посетителей в павильонах. Современные системы маршрутизации и электронного контроля, а также обученный персонал помогают распределять людские потоки и избегать скопления посетителей, где бы то ни было. Для того, чтобы иметь возможность отследить возможные контакты во время мероприятия, все экспоненты, посетители и персонал регистрируются на сайте с указанием имени и адреса. Желающие посетить мероприятие могут купить билеты онлайн с указанием даты посещения. Большое внимание компании-организаторы уделяют также качеству воздуха. Современные системы вентиляции кон-грессно-выставочных помещений обеспечивают хорошую вентиляцию входов, залов и конференц-залов. Конструкция стенда также имеет большое значение для обеспечения поточной вентиляции и выполняется в соответствии с рекомендациями организаторов. Организаторы также дают экспонентам заранее и другие рекомендации относительно соблюдения правил личной гигиены и необходимой дистанции с тем, чтобы эти рекомендации были учтены при проектировании стенда и планировании конгрессно-выставочных мероприятий.

Организация конгрессов и выставок во время пандемии предполагает также своевременное информирование участников и гостей о мерах, предпринимаемых в каждом конкретном случае для соблюдения санитарно-гигиенических норм. Подготовленный к работе в условиях пандемии персонал следит за регулярной дезинфекцией всех поверхностей и наличием санитайзеров, в расположенных на всей территории проведения мероприятий дозаторов как во время проведения конгрессно-выставочных мероприятиях, так и во время монтажа, ремонта и демонтажа павильонов и стендов. Организация мероприятий в условиях пандемии требует также кооперации с предприятиями индустрии туризма и гостеприимства. Выставки, наряду конгрессами, семинарами и другими деловыми мероприятиями являются генератором развития делового туризма, который приносит в бюджеты разных уровней доход больший, чем другие виды туризма, т.к. помимо расходов на участие в мероприятии, участники несут расходы на культурную программу, питание, проживание, транспорт. Организаторы конгрессов и выставок тесно сотрудничают с региональными транспортными компаниями и местной гостиничной индустрией, обеспечивая безопасность пребывание участников в городе проведения мероприятия в соответствии с эпидемиологической ситуацией. В частности, уделяется повышенное внимание безопасному отъезду и прибытию гостей, их размещению и т.д.

Сфера делового туризма в России имеет большой потенциал, который необходимо развивать (в российской конгрессно-выставочной индустрии в настоящее

время занято более 140 тыс. человек [3]). Этому, в частности, способствует постоянная работа по информированию международной и отечественной аудитории о проводимых в России значимых конгрессах и выставках, о экономических и инвестиционных возможностях регионов России, об инновациях в промышленности.

Литература

1. Нюренбергер Л.Б., Дорофеева А.А., Переверзев М.В., Петренко Н.Е., Киселёв С.П. Сфера услуг конгрес-сного туризма: современное состояние, проблемы, перспективы // Экономика и предпринимательство. - 2020. -№ 12 (125) - с. 947-951.

2. Парамонова Л.С. Новые методы развития коммуникаций в конгрессно-выставочной деятельности // Оригинальные исследования. - 2020. - Т. 10. - № 12. - с. 99104.

3. Хаткевич М.Г., Горохов А.Ф. Особенности формирования гибридных мероприятий в конгрессно-выста-вочной деятельности // Вестник Национальной академии туризма. - 2022. - № 1 (61).- с. 38-40.

4. Будущее туризма: тенденции путешествий в 2022 году и далее [электронный ресурс] - Режим доступа: https://hotelier.pro/management/item/budushchee-turizma-tendentsii-puteshestviy-v-2022-godu-i-dalee/ (дата обращения: 11.03.2022).

5. Красовская, Н. А. Генезис конгрессного туризма и факторы, определяющие его развитие // Экономический журнал. — 2016. — №42. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/genezis-kongressnogo-turizma-i-faktory-opredelyayuschie-ego-razvitie (дата обращения: 16.03.2022).

6. Auswirkungen des Coronakrisis auf die Messewirtschaft //De.statista-com [электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.tourismusanalyse.de/ (дата обращения: 23.12.2021)

7. ONETWOTRIP FOR BUSINESS подвел итоги 2021 года на рынке деловых поездок [электронный ресурс] -Режим доступа: https://hotelier.pro/news/item/onetwotrip-for-business-podvyel-itogi-2021-goda-na-rynke-delovykh-poezdok/ (дата обращения: 20.02.2022).

Convention and exhibition tourism during the pandemic

Zhukova M.A., Zhukov V.A., Tsabolova O.R., Tsunaeva Yu.O., Pogorelko I.V.

State University of Management

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The Covid-19 epidemic has dealt a heavy blow to the global economy and affected all areas of life. The congress and exhibition tourism was no exception. It should be emphasized that the development of congress and exhibition tourism took place over many historical periods, each of which has its own specifics. The article discusses the stages of the formation of congress and exhibition activities in the world, its role in the development of society and the economy of both individual countries and at the international level. The factors of further development of congress and exhibition tourism, as well as the main trends characteristic of the current stage of functioning, are highlighted. Particular attention is paid to the problems faced by the industry in a pandemic. Possible ways of transforming the industry in the post-COVID period are outlined: the combination of online and offline formats, the emergence of unique integrations and products, the use of digital solutions, the use of combined solutions due to lower budgets for organizing events.

Keywords: congress and exhibition activities, hospitality, tourism, pandemic,

digitalization, security. References

1. Nurenberger L.B., Dorofeeva A.A., Pereverzev M.V., Petrenko N.E.,

Kiselev S.P. The sphere of congress tourism services: current state, problems, prospects // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 12 (125) - p. 947-951.

2. Paramonova L.S. New methods for the development of communications in

congress and exhibition activities // Original Research. - 2020. - T. 10. -No. 12. - p. 99-104.

3. Khatkevich M.G., Gorokhov A.F. Features of the formation of hybrid events

in congress and exhibition activities // Bulletin of the National Academy of Tourism. - 2022. - No. 1 (61). - p. 38-40.

4. Future of tourism: travel trends in 2022 and beyond [electronic resource] -

Access mode: https://hotelier.pro/management/item/budushchee-turizma-tendentsii-puteshestviy-v-2022-godu-i-dalee/ (date of access: 11.03.2022).

5. Krasovskaya, N. A. Genesis of congress tourism and factors that determine

its development // Economic Journal. - 2016. - No. 42. [Electronic resource]. — Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-kongressnogo-turizma-i-faktory-opredelyayuschie-ego-razvitie (date of access: 16.03.2022).

6. Auswirkungen des Coronakrisis auf die Messewirtschaft //De.statista-com

[electronic resource] - Access mode: http://www.tourismusanalyse.de/ (date of access: 23.12.2021)

7. ONETWOTRIP FOR BUSINESS summed up 2021 in the business travel

market [electronic resource] - Access mode: https://hotelier.pro/news/item/onetwotrip-for-business-podvyel-itogi-2021-goda-na-rynke -delovykh-poezdok/ (date of access: 20.02.2022).

X X

о го А с.

X

го m

о

to о to to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.