Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ЭКОНОМИКА МЕРОПРИЯТИЙ / ТУРИЗМ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маненков Сергей Александрович

Современное значение конгрессно-выставочной деятельности подвергается переосмыслению. На сегодняшний день можно говорить о форумах и выставках не только как об исключительно дискуссионных и маркетинговых площадках для товаров и услуг, но и как о движущей силе создания норм социальных, экономических и политических отношений. Текущие кризисные явления продемонстрировали наличие нормативно-правового вакуума. Эффективное восстановление и форсированный рост отрасли возможны при синергетическом взаимодействии работы по созданию инновационного маркетингового подхода, нацеленного на современное измерение влияния комплекса конгрессно-выставочных мероприятий на рыночную конъюнктуру и социально-экономические процессы, и реализации мер по ее институциональному закреплению в правовом поле. Значение мероприятий не ограничивается экономическими эффектами, что позволяет рассматривать их в качестве институциональных, общественных и инновационных драйверов развития. Взаимодействие заинтересованных сторон конгрессно-выставочной деятельности и выстраиваемые координационные механизмы являются объектом исследования. В качестве предмета рассматриваются нормативно-правовая база, маркетинговые и теоретические факторы, образующие как среду мероприятий, так и систему предпосылок формирования институциональной основы конгрессно-выставочной деятельности. Цель - выработка методологического подхода «экономики мероприятий» как концептуального авторского предложения к измерению нематериальных эффектов и организационных подходов в конгрессно-выставочной деятельности. В качестве прикладного инструментария выступают методы институциональной экономики. Проанализирована существующая нормативно-правовая база в пределах стандартов, регламентирующих подходы к определению границ рассматриваемой отрасли. Результатом стало стало обоснование необходимости институционального оформления конгрессно-выставочной деятельности на основе норм и методов взаимодействия в рамках системы мероприятий. Данный теоретический аспект позволяет рассматривать роль проводимых событий в контексте построения устойчивых взаимосвязей институтов и общества, а также практического переосмысления места конгрессно-выставочной деятельности в современной повестке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маненков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONALIZATION OF EXHIBITION AND CONVENTION ACTIVITY IN INNOVATION-BASED ECONOMY

The meaning of exhibition and convention activity is currently undergoing serious changes. Contemporary forums and exhibitions promote goods and services, as well as create new social, economic, and political relation standards. The contemporary crisis has revealed some regulatory gaps. However, innovative marketing approach to exhibition and convention events can help industry to recover and grow. Exhibition and convention events produce not only economics effects: they also promote institutional, public, and innovative development. The present research featured cooperation and coordination of stakeholders in exhibition and convention activities, as well as related legal, marketing, and theoretical factors. The research objective was to develop the economy of events - a new methodological approach to assessment of non-material effects of exhibition and convention activity. The research was based on the methods of institutional economics; the paper offers an analysis of existing legal frameworks and standards. The author believes that exhibition and convention sphere needs institutional background based on the interaction of existing norms and methods within event system. This theoretical aspect made it possible to consider the role of events in the context of building sustainable interrelationships between institutes and society, as well as to reinterpret the role of exhibition and convention activity in the modern agenda.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

оригинальная статья УДК 334.012

Институционализация конгрессно-выставочной деятельности в инновационной экономике

Сергей Александрович Маненков

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, г. Санкт-Петербург sergei.manenkov@gmail.com

https://orcid.org/0000-0002-2735-3784

Поступила в редакцию 06.01.2021. Принята в печать 18.02.2021.

Аннотация: Современное значение конгрессно-выставочной деятельности подвергается переосмыслению. На сегодняшний день можно говорить о форумах и выставках не только как об исключительно дискуссионных и маркетинговых площадках для товаров и услуг, но и как о движущей силе создания норм социальных, экономических и политических отношений. Текущие кризисные явления продемонстрировали наличие нормативно-правового вакуума. Эффективное восстановление и форсированный рост отрасли возможны при синергетическом взаимодействии работы по созданию инновационного маркетингового подхода, нацеленного на современное измерение влияния комплекса конгрессно-выставочных мероприятий на рыночную конъюнктуру и социально-экономические процессы, и реализации мер по ее институциональному закреплению в правовом поле. Значение мероприятий не ограничивается экономическими эффектами, что позволяет рассматривать их в качестве институциональных, общественных и инновационных драйверов развития. Взаимодействие заинтересованных сторон конгрессно-выставочной деятельности и выстраиваемые координационные механизмы являются объектом исследования. В качестве предмета рассматриваются нормативно-правовая база, маркетинговые и теоретические факторы, образующие как среду мероприятий, так и систему предпосылок формирования институциональной основы конгрессно-выставочной деятельности. Цель - выработка методологического подхода «экономики мероприятий» как концептуального авторского предложения к измерению нематериальных эффектов и организационных подходов в конгрессно-выставочной деятельности. В качестве прикладного инструментария выступают методы институциональной экономики. Проанализирована существующая нормативно-правовая база в пределах стандартов, регламентирующих подходы к определению границ рассматриваемой отрасли. Результатом стало стало обоснование необходимости институционального оформления конгрессно-выставочной деятельности на основе норм и методов взаимодействия в рамках системы мероприятий. Данный теоретический аспект позволяет рассматривать роль проводимых событий в контексте построения устойчивых взаимосвязей институтов и общества, а также практического переосмысления места конгрессно-выставочной деятельности в современной повестке.

Ключевые слова: институциональная экономика, нормативно-правовая база, экономика мероприятий, туризм, маркетинг

Цитирование: Маненков С. А. Институционализация конгрессно-выставочной деятельности в инновационной экономике // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 1. С. 86-95. БО1: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-1-86-95

Введение

Традиционное понимание конгрессно-выставочной деятельности испытывает определенный кризис. На это есть ряд причин: существующие глобальные ограничения приводят к образованию барьеров для перемещения и проведения мероприятий; недостаточное нормативно-правовое регулирование конгрессно-выставочной деятельности, связанное с отсутствием федерального закона, регулирующего правоотношения в отрасли, становится ограничением по получению необходимой поддержки на правительственном уровне; отсутствие четкой регламентации отрасли способствует большей неопределенности. Это приводит к уязвимому положению одного из самых высокодоходных направлений в экономике и туризме. Регулирование

и регламентация конгрессно-выставочной деятельности, переосмысление существующих характеристик и измерений комплекса организуемых событий являются необходимыми условиями развития отрасли посредством реализации процессов институционального строительства. Установление контактов, обмен мнениями, заключение соглашений и демонстрация инновационного прогресса -все это делает площадку конгрессно-выставочного мероприятия универсальной. Конвертация неформальных норм, извлекаемые эффекты становятся базовым алгоритмом концептуального заполнения нормативного вакуума отрасли. Таким образом, внутреннее содержание инновационной среды мероприятий способно выступать

86

© 2021. Автор(ы). Статья распространяется на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0

в качестве отправной точки регламентации процессов в конгрессно-выставочной деятельности.

Материалы и методы

Создаваемая на площадках мероприятий среда способствует формированию стратегических инициатив в различных отраслях экономики и достижению их реализации. Генерирование широкого спектра взаимосвязей в рамках крупных событий позволяет рассматривать конгрессно-выставочные мероприятия в качестве драйвера институционального развития. Однако современная ситуация демонстрирует необходимость изменений с точки зрения регламентации институциональных основ самой конгрессно-выставочной деятельности.

Конечный результат мероприятий может рассматриваться как достижение и извлечение не только материальных выгод для всех субъектов, но и нематериальных результатов, направленных на улучшение социального благосостояния и развития человеческого капитала территорий. Следовательно, можно говорить об использовании потенциала «индустрии встреч как одного из источников устойчивого развития, обмена знаниями и экономического роста»1. Рассмотрение институционализации научного направления возможно благодаря достижению сбалансированности интересов. Д. П. Фролов отражает цели и задачи изучаемого вида экономической деятельности относительно аспектов институционального строительства [1, с. 99].

Система социально-экономических связей в конгрессно-выставочной деятельности требует рассмотрения различных форм и подходов к иерархии и взаимодействию. В. А. Карпинская затрагивает вертикально-горизонтальную сетевую дифференциацию деятельности, которая формирует новый вид взаимоотношений, отмечая значение экосистем и институтов как акторов экономической системы [2, с. 128]. Формирование системы устойчивых связей создает позитивную социально-экономическую среду.

Д. С. Терещенко и В. С. Щербаков считают, что институциональные изменения способны повышать уровень конкурентной среды и улучшают деловой климат. Авторами подтверждается тезис относительно существующей взаимной корреляции институциональных индикаторов и показателей экономического развития [3, с. 33, 34]. Конгрессно-выставочная деятельность неразрывно связана с имплементацией и продвижением продуктов и услуг технологического и научного прогресса. Благоприятные условия внешней среды - определяющий фактор коммерциализации научно-технической деятельности, что является значимым направлением в современной инновационной экономике.

Существует постоянная необходимость в адаптации институциональных структур к меняющимся условиям. Этот процесс выражается в приведении нормативно-правовой базы в соответствие относительно текущей ситуации в экономике [4, с. 53-59]. Современные кризисные явления оказывают воздействие на правила и нормы поведения, что способствует развитию концепции постоянного совершенствования институтов и адаптивной политики в качестве меры реагирования на изменяющиеся условия [5, с. 173, 174]. Исходя из этого можно говорить о консолидирующей роли конгрессно-выставочной деятельности в современных координационных процессах хозяйствующих субъектов. Основная задача процесса - снижение негативных эффектов для экономики и выстраивание новых видов взаимоотношений на едином рынке услуг.

Необходимость разработки базовых концепций по определению современных параметров конгрессно-выставочной деятельности является актуальным направлением ввиду трансформации форм и видов взаимодействия между участниками рынка. Корреляция цифрового и традиционного офлайн-форматов в рамках конгрессно-выставочных мероприятий образует современную среду делового общения, что определяет задачу обозначения границ мероприятий не только в физическом пространстве, но и с точки зрения создаваемых эффектов. В. С. Боголюбов придерживается мнения, что конгрессно-выставочная деятельность трансформируется в цифровом пространстве и приобретает новые формы интерпретации в цифровом измерении, его точка зрения находит подтверждение в современном мире [6, с. 84].

В. А. Дмитриев пишет о возрастающей роли цифровых инструментов. При этом он замечает, что абсолютный переход в цифровое пространство невозможен, т. к. «онлайн-форматы не смогут полноценно заменить традиционные мероприятия, ценность которых состоит в личном, в том числе, доверительном общении, исключительно важном для достижения максимального эффекта для всех участников»2. Появление гибридных и онлайн-форматов мероприятий становится не только следствием адаптации к современным изменениям и трендам отрасли в условиях ограничений, но и возможностью создания новых теоретических подходов к измерению среды и механизма конгрессно-выставочной деятельности.

Таким образом, конгрессно-выставочная деятельность рассматривается как особая «экосистема», способная формировать устойчивые связи всех заинтересованных сторон в различных плоскостях. Подвижные рамки деятельности требуют совершенствования норм и взаимоотношений нового типа, в связи с чем необходимо измерить

1 ICCA and UNWTO collaborate on developing meetings industry expertise and enhancing the knowledge economy of emerging destinations // ICCA.

11.11.2019. Режим доступа: https://www.iccaworld.org/npps/story.cfm?nppage=1839773 (дата обращения: 16.01.2020).

2 Дмитриев В. А. Конгрессно-выставочная деятельность. Как сохранить отрасль в условиях пандемии? // Торгово-промышленная палата РФ.

17.04.2020. Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/356591/ (дата обращения: 18.11.2020).

текущее состояние конгрессно-выставочной деятельности в качестве особой «экосистемы» и выявить основополагающие теоретические и прикладные элементы, формирующие хозяйственный комплекс, и генерируемые эффекты системы в рамках проводимых мероприятий.

Дискуссия и результаты

Наличие функционирующих механизмов и нормативно-правовой базы является одним из основополагающих элементов любой отрасли в экономике. Одной из современных проблем отечественного рынка в развитии конгрессно-выставочной деятельности является отсутствие федерального закона, регулирующего в полном объеме один из самых высокодоходных секторов эконо-мики3. В 2019 г. на VIII Евразийском Ивент Форуме был разработан проект документа. Обсуждение положений проходило с участием профессионалов в сфере организации событий, представителей Министерства промышленности и торговли РФ и Торгово-промышленной палаты РФ4. Итоги обсуждений подтвердили, во-первых, наличие дискуссий по данному вопросу, и, во-вторых, значение площадок форумов для выработки законотворческих и регуляторных инициатив.

Стоит отметить ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», определяющий туризм как «временный выезд / путешествие с постоянного места жительства в профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода»5. Закон не содержит положений по конгрессно-выставочной деятельности или деловому туризму. При этом конгрессно-выставочная деятельность направлена на получение дохода, привлечение и окупаемость инвестиционных проектов, что автоматически выводит ее за пределы распространения существующей нормативно-правовой базы.

Конгрессно-выставочная деятельность является многофункциональным направлением с точки зрения научного исследования и теоретических характеристик. Проблематику данного направления составляют реализация и применение широкого перечня инструментов развития деятельности, спектр реализуемых

услуг, разработка единых организационных механизмов и структур, регулирующих эту деятельность. Конгрессно-выставочная деятельность в современном виде регулируется стандартами ГОСТ Р 53524-20096 и ГОСТ 32608-20147. Выставочно-ярмарочная деятельность, согласно ГОСТ 32608-2014, регламентирует деятельность сферы выставочных услуг, содействующую развитию торгово-экономических, научно-технических отношений и инвестиционного сотрудничества. Введенный позднее ГОСТ Р 56765-20158 расширяет прикладной аспект выставочно-ярмарочной деятельности, определяя ее как самостоятельное направление экономической деятельности. Формирование имиджа отрасли, страны и региона осуществляется посредством демонстрации отечественных товаров, услуг и инновационных разработок. ГОСТ Р 56765-2015 опирается на ранее принятые ГОСТ 32608-2014 и ГОСТ Р 53524-2009. Роль инструмента продвижения товаров и услуг и установления деловых контактов относительно вклада конгресс-ной деятельности не затрагивается. Описывается лишь инфраструктурное значение комплексов и базовые критерии проведения деловых и конгрессных мероприятий.

Каждый из рассмотренных ГОСТов определяет основы для подготовки и проведения конгрессно-выставочных мероприятий, регламентируя договорные отношения, этапы подготовки площадок и мест проведения, содержательные характеристики и охват организуемых событий. Данные документы отражают дифференцированный подход участников, организаторов и планировщиков событий относительно достигаемых целей и результатов в процессе подготовки и участия в мероприятии. Отсутствие единой и всеобъемлющей правовой базы, с одной стороны, ухудшает положение конгрессно-выставочной деятельности, но, с другой - дает возможность динамичного развития форматов делового общения и отрасли в целом.

В начале 2020 г. участники рынка не могли себе представить стремительно возросшую конкуренцию в сфере цифровых продуктов вместе с резким падением отрасли в целом ввиду ограничений на проведение очных мероприятий. С учетом пандемических шоков по результатам 2020 г. объем выставочной индустрии, по данным

3 О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации (вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»). Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2014 № 1273-р // СПС КонсультантПлюс.

4 Ход подготовки проекта ФЗ о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ обсудили на выездном заседании профильного Комитета ТПП России // Event Live. 20.01.2019. Режим доступа: https://event-live.ru/articles/tsifry-i-fakty/tsifry-i-fakty_715.html (дата обращения: 20.01.2020).

5 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. ФЗ от 24.11.1996 № 132-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

6 ГОСТ Р 53524-2009. Конгрессная деятельность. Термины и определения. Утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 775-ст // Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53524-2009 (дата обращения: 17.01.2020).

7 ГОСТ 32608-2014. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30.05.2014 № 67-П) // Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200111315 (дата обращения: 06.05.2020).

8 ГОСТ Р 56765-2015. Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения (с Изменением № 1). Утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.11.2015 № 1978-ст // Кодекс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200127183 (дата обращения: 06.05.2020).

Всемирной ассоциации выставочной индустрии, сократился на 68 %, а общий оборот индустрии уменьшился на 200 млрд евро в цифровом выражении и затронул порядка 2,4 млн рабочих мест9. В России совокупный объем рынка конгрессно-выставочных услуг составляет около 3 %, или 3,4 трлн рублей, в структуре ВВП10. Приведенные цифры подтверждают значение конгрессно-выставочной отрасли для всех смежных областей экономики с точки зрения понесенных убытков, недополученной прибыли, недостигнутых прямых, косвенных и индуцированных эффектов.

Создание цифровых продуктов и услуг на рынке конгрессно-выставочных услуг расширяет его границы и требует форсированного переосмысления параметров отрасли и развития актуальных компетенций, т. к. именно вклад новых направлений деятельности сможет стать основой не только для восстановления рынка, но и для регламентации правовых отношений нового типа с использованием экосистемного подхода. Принцип экосистем, сформулированный М. Г. Рассэл и Н. В. Смородинской, применим и к конгрессно-выставочной деятельности, поскольку инновационные экосистемы создают более сложные модели сотрудничества, обеспечивая непрерывность в инновационном развитии [7, с. 119]. Соответственно, процессы институционального строительства в рамках конгрессно-выставочной деятельности необходимо рассматривать с фундаментальных основ отрасли. Развитие теории современных экономических концепций позволит определить границы отрасли, ее значение и вклад как в материальной плоскости, так и в социальном измерении.

Структуризация конгрессно-выставочной деятельности в контексте институциональной экономики

Экосистема мероприятий обладает сложной организационно-управленческой архитектурой, которая позволяет развивать и консолидировать концепции экономики соглашений, экономики впечатлений и экономики знаний в одном ключе в формуле знания+контент+дис-куссии=реализация. Это позволяет говорить о возможности аккумулирования данных направлений в едином конгрессно-выставочном вакууме, конечным результатом которого станет создание механизмов и институтов, направленных на регламентацию отрасли и содействие социально-экономическому развитию. Рассмотрение мероприятий в контексте выстраиваемых коммуникаций в период проведения событий, может стать «"ключом зажигания" новых процессов развития»11.

Отсутствие институционального измерения в нормативно-правовом поле конгрессно-выставочной деятельности позволяет расширять методологические подходы к определению ее современных характеристик. В качестве одной из теоретических основ, позволяющих определить принципы взаимодействия и регламентации, рассматриваются положения теории институциональной экономики. Согласно взглядам Д. Норта, деятельность различных субъектов экономических отношений, органов власти, ассоциаций и других структур влияет на состояние и развитие институциональной системы. Опыт развитых стран демонстрирует приверженность «непрерывному процессу институциональных изменений не только для экономики в целом, но и для конкретных отраслей» [8, с. 142]. Новые вызовы и угрозы образуют состояние неопределенности для всего рынка услуг, что требует поиска новых решений для восстановления спроса и предложения. Данная теория приобретает особую ценность в изучении роли институтов и их эволюционного процесса в формировании экономической деятельности. Дж. Р. Коммонс придерживался междисциплинарного подхода, согласно которому «экономические институты являются основой юридического порядка» [9, с. 19].

М. Алтин, Э. Мемели, С. Сонмез полагают, что повышение качества деятельности формальных институтов положительным образом влияет на предпринимательскую среду и рынок туризма [10, с. 1383]. Повышение уровней формализации взаимоотношений в конгрессно-выставочной деятельности может обладать релевантностью в контексте развития «экономики соглашений» [9, с. 45, 46] и институционального строительства. Один из основоположников теории конвенций, Л. Тевено, определяет конвенцию как способ организации неопределенности таким образом, чтобы конечным результатом стало появление некоторой схемы, в рамках которой общество способно осуществлять координацию [11, с. 9]. Р. Сале развивает данную концепцию и определяет конвенцию как «систему взаимных ожиданий». Рынки и институты в ней выступают в качестве «полезных устройств, нацеленных на достижение консенсусных решений и установление правил [12, с. 9].

Согласно исследованию И. В. Трубиной, экономика соглашений (конвенций) включает три базовых критерия: язык, деньги и законы, которые в свою очередь являются базовыми институтами развития данной концепции [13, с. 142]. Конвенция представляет собой имплемен-тацию сложившихся норм и правил экономических

9 UFI releases figures stating the impact of COVID-19 on the global exhibition economy in 2020 // UFI. Режим доступа: https://www.ufi.org/wp-content/ uploads/2021/02/MR_UFI-releases-figures-stating-the-impact-of-C0VID-19_4february2021.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

10 О необходимости поддержки конгрессно-выставочной деятельности как стратегически важной отрасли для России // Expoclub.ru. 18.03.2021. Режим доступа: https://www.ruef.ru/assets/files/coronavirus/Меморандум.Подписи6_.pdf (дата обращения: 22.11.2020).

11 Развитие конгрессов и выставок - важный драйвер национального плана спасения экономики страны и ее конкурентоспособности // Регионы Онлайн. 03.07.2020. Режим доступа: https://www.gosrf.ru/razvitie-kongressov-i-vystavok-vazhnyj-drajver-naczionalnogo-plana-spaseniya-ekonomiki-strany-i-ee-konkurentosposobnosti/ (дата обращения: 29.10.2020).

взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, обладая при этом важной координирующей ролью [13, с. 139]. С учетом значения выработки норм поведения различных заинтересованных сторон в процессе проведения конгрессно-выставочных мероприятий, заключаемые на площадке мероприятий соглашения рассматриваются не только с позиции подписанных коммерческих контрактов, но и с точки зрения выработки определенных механизмов регулирования и определения границ влияния комплекса на социальные, экономические и институциональные процессы. Данный тезис находит подтверждение в теории институциональных изменений Д. Норта, которая констатирует наличие зависимости между институтами, технологиями, знаниями и политическими изменениями [14, с. 53]. В. В. Матвеев поддерживает эту позицию и считает, что институциональная система способствует формированию и приобретению знаний, а также выступает стратегическим фактором развития общества [14, с. 53].

Существенным фактором в инновационном развитии экономики является человеческий капитал. Согласно позиции С. А. Алексеевой, экономика знаний является актуальным направлением формирования новых компетенций для специалистов и вносит весомый вклад в развитие человеческого капитала [15]. В ранее проведенных исследованиях отмечается значение потенциала конгрессно-выставочных мероприятий как инструмента реализации молодежной политики. Ведущие экономические и энергетические форумы создают механизмы взаимодействия представителей бизнеса и молодых кадров по привлечению инвестиций в перспективные проекты [16, с. 44]. Не менее актуальным вопросом является «монетизация знаний», идея которой развивается в исследовании С. А. Дятлова, поддерживающего концепцию об увеличении значения роли поколения миллениа-лов в производстве и потреблении современных цифровых продуктов [17, с. 27]. Значение экономики знаний подтверждается наличием дискуссий по данному направлению на ведущем мероприятии страны - Петербургском международном экономическом форуме12.

Немаловажным компонентом конгрессно-выставочной деятельности наряду с экономикой соглашений и экономикой знаний является экономика впечатлений. Включение ее в рассматриваемую систему позволяет ввести положение о значимости социологического, психологического и эмоционального подходов к восприятию генерируемых предложений продуктов и услуг в рамках событийных проектов. Одним из основополагающих трудов, которые определили «экономику впечатлений как четвертое экономическое предложение после товаров и услуг» является исследование Б. Д. Пайна и Дж. Х. Гилмора [18]. Расширение горизонтов взаимодействия с участниками мероприятий, технологии демонстрации продукции

и услуг являются актуальными, т. к. одной из ключевых характеристик является формирование интереса и добавленной стоимости для конечных потребителей. К. Дашпер и А. Бучманн определяют «событийный ландшафт» экономики впечатлений (опыта) как комбинацию материальных элементов, которые формируют среду событий и влияют на эмоциональные реакции и переживания участников, организаторов, и других вовлеченных заинтересованных сторон [19, p. 295, 296]. Генерируемые в событийных проектах впечатления способны не только формировать добавленную ценность, но и генерировать различные уровни коопераций среди участников на основании получаемого опыта и желания поделиться приобретенными эмоциями. Согласно мнению Г. С. Сологубовой, экономика впечатлений расширяет «технологии социального взаимодействия» путем внедрения технологии дополненной реальности, что представляется актуальным в текущих условиях форсированной цифровизации конгрессно-выставочных услуг (табл.) [20, с. 107].

Согласно используемым применительно к конгрессно-выставочным мероприятиям экономическим теориям, представляется целесообразным формулировать положение о более широких эффектах и характеристиках организуемых событий. Отсутствие четких рамок и интенсификация отрасли в цифровом пространстве говорит о гибкости форматов мероприятий, расширении компетенций организаторов, о значимости самих мероприятий в социально-экономическом и институциональном развитии. Накопление знаний, заключение соглашений в атмосфере получаемых впечатлений - актуальный алгоритм подготовки и проведения успешного современного инновационного мероприятия.

Таким образом, конвергентное значение конгрессно-выставочной деятельности с консолидацией вырабатываемых предложений экономики знаний, экономики впечатлений и экономики соглашений позволяет ввести в оборот определение экономики мероприятий как нового методологического подхода. Исследование позволяет сформулировать обобщенные характеристики экономики мероприятий, в которой мероприятие способно выступать самостоятельным субъектом правовых отношений, формируя особую экосистему. Следовательно, конгрессно-выставочные мероприятия способны обладать характеристиками института или системы. Технологии организации выставочных пространств, архитектура деловой программы конгрессов и форумов также претерпевают изменения, что не отражается в нормативно-правовом поле ввиду отсутствия его четкой регламентации.

Экономика мероприятий - целостный организационно-экономический механизм, имеющий потенциал генерировать инновационно-инвестиционную деятельность в ходе проведения форумов, выставок, конгрессов, воздействуя

12 Список сессий Петербургского международного экономического форума - 2018 // Росконгресс. Режим доступа: https://roscongress.org/events/ pmef-2018/sessions/ (дата обращения: 06.12.2020).

Табл. Теоретические и практические подходы к институциональному и экономическому измерению аспектов конгрессно-выставочной деятельности

Tab. Theoretical and practical approaches to the institutional and economic aspects of exhibition and convention activity

Термин Значение Методологический подход

Экономика соглашений (конвенций) соглашения, определяющие общие рамки и порядок взаимодействия между индивидами обозначение правовых и экономических рамок договорных отношений, нацеленных на взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество

Экономика знаний фактор развития экономики, сосредоточенный в человеческом капитале и информационной среде значение и роль человеческого капитала в формировании капитализируемых навыков и компетенций в условиях инновационной экономики

Экономика впечатлений (опыта) четвертое экономическое предложение после товаров и услуг. Человек, приобретая услугу, платит за выполнение действий от его имени, но когда он платит за впечатление, он покупает незабываемые минуты своей жизни, приобретая новые чувства и ощущения персонифицированный подход к продвижению товаров и услуг с использованием дифференцированных форм межличностного общения и демонстрации инновационных технологий

на социально-экономические процессы посредством осуществления вклада в материальные и нематериальные активы, проводя прикладные и неосязаемые институциональные изменения. Таким образом, экономика мероприятий является системным компонентом процессов развития конгрессно-выставочной деятельности. Методы институциональной экономики могут сформировать структурный подход к определению эффектов деятельности. Допускается следующая гипотеза: мероприятие способно выступать производным субъектом экономической политики, т. к. событие в период организации и проведения может образовывать собственную систему. Организационно-экономический механизм события, в зависимости от его отраслевой специализации, может выступать генератором широкого спектра социально-экономических эффектов, или производной единицей институциональных изменений.

Механизм конгрессно-выставочной деятельности

Знания играют важную роль в инновационной экономике. Значение роли человеческого капитала находит свое подтверждение в положениях институциональной системы Д. Норта, согласно которой «институциональная система определяет направление, в рамках которого идет приобретение знаний и навыков» [8, с. 103]. Именно инвестиции в знания увеличивают производительность, компетенции предпринимателей, что содействует развитию общества в целом. Такой контекст является актуальным и для конгрессно-выставочной деятельности в современном понимании. Производственный характер экономики мероприятий подтверждает мультифункциональный прикладной характер конгрессно-выставочной деятельности. Это позволяет рассматривать дифференцированные направления в маркетинге и экономике в едином комплексе. Современное понимание конгрессно-выставочных

пространств не ограничивается презентацией товаров и услуг, расширяя данное значение до «широкого комплекса коммуникационных услуг» [21, с. 220]. Комплексный механизм конгрессно-выставочной деятельности ориентирован на расширение методологии классических экономических подходов. Значимой основой производственных процессов выступает принцип классической политической экономии, согласно которой производство ^ распределение обмен потребление могут рассматриваться и как неотъемлемый механизм формирования экономических отношений, и как системообразующий фактор регламентации процессов конгрессно-выставочной деятельности [22, с. 26].

Применительно к индустрии встреч данная концепция находит свое отражение в построении организационного аспекта событий. Ядром (производственным звеном) этой системы является мероприятие, в котором осуществляется распределение человеческих и технологических процессов, направленных на его организацию. Современная индустрия встреч - это уже не только отдельные составляющие, но и новая платформа и экосистема: контент+медиа+общение+впечатления13:

♦ контент объединяет данные, аналитику и современные технологии;

♦ медиа развивает и распределяет информационные потоки, обеспечивая коммуникационные связи;

♦ общение создает основу для принятия необходимых качественных решений и обмена идеями;

♦ впечатления становятся новой ценностью, которая «определяет и характер интересов, и потребитель-

14

скую ценность современных товаров и услуг»14.

Верификация мероприятия на предмет соответствия методам институциональной экономики и политэкономи-ческой теории находят свое подтверждение. Контент определяет содержательную часть экосистемы мероприятия.

13 Развитие конгрессов и выставок...

14 Там же.

Выстраиваемые коммуникации образуют систему внешних взаимосвязей, обеспечивая интерес участников к организуемым событиям. Проводимые дискуссии и переговоры способствуют обмену знаниями и опытом. Заключаемые соглашения являются результатом совместной плодотворной работы всех вовлеченных сторон, тем самым образуя добавленную стоимость достигнутым компромиссным аспектам. Воспроизводство становится отправной точкой имплементации достигнутых соглашений, производя материальные и нематериальные изменения.

Итак, можно говорить о верификации экономики мероприятий в контексте построения цепочек производственных связей и наличия признаков единой системы. Способность построения координационных механизмов во временных рамках организуемых проектов с учетом извлекаемых эффектов доказывает гипотезу относительно способности мероприятий формировать вокруг себя институциональную среду. Но институциональная адаптация применительно к конгрессно-выставочной деятельности испытывает трудности в состоянии инновационной экономики [8, с. 130].

Смещение форматов делового общения в цифровое измерение не позволяет достигать совокупного количества извлекаемых эффектов в краткосрочной перспективе, поэтому процесс регенерации и увеличения экономических выгод в более длительном периоде во многом зависит как от переосмысления институциональных основ конгрессно-выставочной деятельности, так и от построения эффективных алгоритмов взаимодействия. Данный метод обосновывает необходимость институционального оформления конгрессно-выставочной деятельности и рассматривается с точки зрения регламентации (создание единой координирующей структуры), регулирования (внедрение стандартов и обеспечение необходимой поддержки между участниками рынка) и развития устойчивой связи хозяйствующих субъектов [23, с. 59]. Соответственно, формирование механизма конгрессно-выставочной деятельности возможно благодаря вовлечению максимального количества участников рынка данных услуг, максимизации выгод по результатам проводимых мероприятий и реализации соглашений в рамках событийных проектов.

Сформированные положения доказывают возможность формирования механизма саморегулирования конгрессно-выставочной деятельности участниками ее рынка посредством выстраивания внутренних и внешних (с экономическими агентами) коммуникаций. Пандемия COVШ-19 продемонстрировала величину падения конгрессно-выставочного рынка и необходимость его институционального оформления в нормативно-

правовом поле путем создания единого регуляторно-распорядительного органа власти и необходимой законодательной основы.

Заключение

Конгрессно-выставочные мероприятия способны образовывать новые органы, структуры и институты в рамках конгрессно-выставочного рынка услуг, генерируя инновационные процессы развития, с одной стороны, выступая субъектом институционального строительства, при этом являясь недостаточным объектом регулирования, с другой. Основными выявленными проблемами, подтверждающими актуальность применения методов институциональной экономики к современному состоянию отечественного рынка конгрессно-выставочных услуг, являются «возрастающая отдача» и «несовершенство рынков», т. к. именно институты обладают определяющей ролью в формировании процессов развития. [8, с. 122]. Отсюда следует, что отсутствие федерального закона и компетентного исполнительного органа государственной власти (института), осуществляющего регулирование и регламентацию конгрессно-выставочной деятельности, является значимым недостатком.

В период кризисных условий, вызванных пандемией новой коронавирусной инфекции, конгрессно-выставочные комплексы, операторы рынка услуг и представители event-индустрии оказались в сложной ситуации в связи с отсутствием основного кода общероссийского классификатора видов экономической деятельности (82.30 «Деятельность по организации конгрессов и выставок»), что стало ограничением на получение государственной поддержки15 [23, с. 59]. Согласно позиции С. Г. Воронкова, «выставки и конгрессы являются инструментом для развития страны», что подтверждает тезис институционального значения мероприятий по «выстраиванию нового экономического ландшаф-та»16. Значение конгрессов и выставок обладает высокой ролью в процессах формирования институтов социализации и гражданского общества17.

Недостаточная степень регламентации не позволяет задействовать и привлечь необходимые ресурсы для поддержки отрасли и преодоления кризисных ситуаций. Отсутствие возможности проведения мероприятий ослабило конкурентную среду и трансформировало ее в некоторой степени в состояние партнерства. Ассоциации и объединения в текущих условиях достигли взаимопонимания перед стоящими вызовами и угрозами, что требует выработки новых подходов по преодолению кризисной ситуации18. Участники конгрессно-выставочного рынка

15 Владимир Дмитриев: «Пандемия изменит конгрессную отрасль России» // Congress Time. 2020. № 2. С. 59.

16 Кузнецова М. Сергей Воронков: «Конгрессно-выставочная отрасль - панацея от того, чтобы мир бизнеса не провалился в хаос» // Коммерсантъ. 25.08.2020. Приложение № 152. С. 15.

17 Развитие конгрессов и выставок...

18 Островская Д. А. Алексей Калачев: «Нам необходимо начать с себя и создать конкурентоспособный продукт» // Congress Time. 2020. № 1. С. 50-51.

услуг являются субъектами его институционального строительства, становясь движущей силой по выработке методов, норм и практических шагов по преодолению текущих кризисных условий. Наглядно данный тезис может подтвердить заключенное соглашение Фонда «Росконгресс» как крупнейшего организатора конгрессно-выставочных мероприятий и нефинансового института развития с Роспотребнадзором относительно практических и методических рекомендаций для всех организаторов меропри-

19

ятий на отечественном рынке19.

Выработанное в кризисных условиях горизонтально-сетевое взаимодействие заинтересованных сторон рынка конгрессно-выставочных услуг обосновывает взаимодействие участников и ассоциаций как временную эффективную меру. Однако в среднесрочной перспективе с учетом

необходимости регулярной имплементации изменений создание самостоятельного функционирующего института (органа власти), осуществляющего координационное и регулирующие взаимодействие в рамках рынка конгрессно-выставочных услуг, является необходимым. Именно функционирование постоянно действующих структур позволяет снижать риски при кризисных ситуациях и содействовать устойчивому развитию отрасли. Данное взаимодействие подтверждает необходимость осуществления совместной работы организаторов событий и органов исполнительной власти на уровне субъектных отношений. Процесс институционального оформления одной из самых высокодоходных отраслей делового туризма не теряет актуальности, и его возможное решение находится в компетенции участников рынка.

Литература

1. Фролов Д. П. Методологический институционализм: новый взгляд на эволюцию экономической науки // Вопросы экономики. 2008. № 11. С. 90-101. DOI: 10.32609/0042-8736-2008-11-90-101

2. Карпинская В. А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий: мат-лы II конф. Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН (Москва, 12 января 2018 г.) М., 2018. С. 125-141. DOI: 10.33276/978-5-8211-0769-5-125-141

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Терещенко Д. С., Щербаков В. С. Влияние экономических и политических институтов на инвестиционные процессы в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 33. С. 28-38.

4. Экономика инноваций / под ред. Н. П. Иващенко. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова,

2016. 309 с.

5. Лученок А. И. Влияние институциональной политики на экономический рост // Экономический вестник университета. 2017. № 32-1. С. 168-177.

6. Боголюбов В. С. Тенденции развития конгрессно-выставочной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики // Современные цифровые организации. Проблемы и перспективы цифровых организаций в конгрессно-выставочной деятельности / под ред. О. Н. Кострюковой, Г. С. Сологубовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ 2017. C. 74-86.

7. Russell M. G., Smorodinskaya N. V. Leveraging complexity for ecosystemic innovation // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 136. P. 114-131. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.11.024

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко; науч. ред. Б. З. Мильнер. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

9. Малкина М. Ю., Логинова Т. П., Лядова Е. В. Институциональная экономика. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 258 с.

10. Altin M., Memili E., Sönmez S. Institutional economics and firm creation in the hospitality and tourism industry: a comparative analysis of developing and developed economies // Tourism Economics. 2017. Vol. 23. Iss. 7. P. 1381-1397. DOI: 10.1177/1354816617689869

11. Тевено Л. Французская школа конвенций и координация экономического действия // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 1. C. 6-13.

12. Сале Р. Пять вопросов об экономической социологии Роберу Сале // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 7-18.

13. Трубина И. В. Конвенция как базовый элемент анализа французского институционализма // Академическая наука -проблемы и достижения: мат-лы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (North Charleston, 23-24 апреля 2019 г.) North Charleston, 2019. С. 138-145.

14. Матвеев В. В. Теория институциональных изменений Дугласа Норта: обоснование стратегической роли знаний в обеспечении эффективного развития общества // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право.

2017. Т. 27. № 5. С. 48-54.

19 Фонд Росконгресс и Роспотребнадзор подписали соглашение о взаимодействии // Роспотребнадзор. 19.11.2020. Режим доступа: https://www. rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID = l6066 (дата обращения: 29.11.2020).

Economic

BULLETIN

Kemerovo State University

Political, Sociological, Economic

https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-1-86-95

15. Алексеева С. А. Экономика знаний и человеческий капитал // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму: мат-лы науч.-метод. межвуз. семинара (Москва, 11 ноября 2009 г.) М., 2010. С. 7-12.

16. Боголюбов В. С., Маненков С. А. Молодежные дни как элемент деловой повестки ведущих конгрессно-выставочных мероприятий в России // Актуальные проблемы развития сферы услуг / под ред. Ю. В. Долматеня, В. А. Ткачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ 2019. С. 38-46.

17. Дятлов С. А. Сетевой человеческий капитал миллениалов как драйвер развития цифровой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 26-31.

18. Пайн Б. Д., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / пер. с англ. и ред. Н. А. Ливинской. М.: Вильямс, 2005. 299 с.

19. Dashper K., Buchmann A. Multispecies event experiences: introducing more-than-human perspectives to event studies // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2019. Vol. 12. No. 3. P. 293-309. DOI: 10.1080/19407963.2019.1701791

20. Сологубова Г. С. Инструментальный характер конгрессно-выставочной и ярмарочной деятельности в маркетинге // Актуальные вопросы развития конгрессно-выставочной деятельности в период 2010-2016 гг. (междисциплинарный, многоотраслевой и полифункциональный аспекты) / под ред. О. Н. Кострюковой, Г. С. Сологубовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 104-121.

21. Романовская Е. Н., Марковская Э. В. Выставочно-ярмарочная деятельность предприятия как одно из направлений коммуникационной политики // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2015. № 43. С. 218-222.

22. Корниенко О. В. Эволюция структуры теоретической экономии // Теоретическая экономика. 2019. № 2. С. 23-27.

23. Коновалова М. Е. Институциональные изменения как драйвер социально-экономических преобразований макрорегиона // Интеграция Сибири в глобальное социально-экономическое пространство: сб. мат-лов на основе докладов Междунар. экономического симпозиума (Томск, 17-19 октября 2019 г.) Томск, 2020. C. 56-63. DOI: 10.17223/9785946218696/9

original article

Institutionalization of Exhibition and Convention Activity in Innovation-Based Economy

Sergei A. Manenkov

St. Petersburg State Economic University, Russia, St. Petersburg sergei.manenkov@gmail.com

https://orcid.org/0000-0002-2735-3784 Received 6 Jan 2021. Accepted 18 Feb 2021.

Abstract: The meaning of exhibition and convention activity is currently undergoing serious changes. Contemporary forums and exhibitions promote goods and services, as well as create new social, economic, and political relation standards. The contemporary crisis has revealed some regulatory gaps. However, innovative marketing approach to exhibition and convention events can help industry to recover and grow. Exhibition and convention events produce not only economics effects: they also promote institutional, public, and innovative development. The present research featured cooperation and coordination of stakeholders in exhibition and convention activities, as well as related legal, marketing, and theoretical factors. The research objective was to develop the economy of events - a new methodological approach to assessment of nonmaterial effects of exhibition and convention activity. The research was based on the methods of institutional economics; the paper offers an analysis of existing legal frameworks and standards. The author believes that exhibition and convention sphere needs institutional background based on the interaction of existing norms and methods within event system. This theoretical aspect made it possible to consider the role of events in the context of building sustainable interrelationships between institutes and society, as well as to reinterpret the role of exhibition and convention activity in the modern agenda. Keywords: institutional economics, legal framework, events economy, tourism, marketing

Citation: Manenkov S. A. Institutionalization of Exhibition and Convention Activity in Innovation-Based Economy. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki, 2021, 6(l):86-95. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2021-6-1-86-95

94

© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

References

1. Frolov D. P. Methodological institutionalism: economic science evolution reconsidered view. Voprosy ekonomiki, 2008, (11): 90-101. (In Russ.) DOI: 10.32609/0042-8736-2008-11-90-101

2. Karpinskaya V. A. Ecosystem as a unit ofeconomic analysis. System Problems of the Domestic Mesoeconomics, Microeconomics, and Economics of Enterprises: Proc. II Conf. Departments for modeling production facilities and complexes of the Central Economic and Mathematical Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, 12 Jan, 2018. Moscow, 2018, 125-141. (In Russ.) DOI: 10.33276/978-5-8211-0769-5-125-141

3. Tereshchenko D. S., Shcherbakov V. S. The impact of economic and political institutions on the region's investment processes. Regionalnaia ekonomika: teoriia ipraktika, 2015, (33): 28-38. (In Russ.)

4. Innovations economy, ed. Ivashchenko N. P. Moscow: Ekonomicheskii fakultet MGU imeni M. V. Lomonosova, 2016, 309. (In Russ.).

5. Luchenok A. I. The impact of the institutional policy on economic growth. Ekonomicheskii vestnik universiteta, 2017, (32-1): 168-177. (In Russ.)

6. Bogolyubov V. S. Trends of development of congress and exhibition activities in the conditions of digital transformation of economics. Modern digital organizations. Problems and prospects of digital organizations in congress and exhibition activities, eds. Kostriukova O. N., Sologubova G. S. St. Petersburg: Izd-vo SPbGEU, 2017, 74-86. (In Russ.)

7. Russell M. G., Smorodinskaya N. V. Leveraging complexity for ecosystemic innovation. Technological Forecasting and Social Change, 2018, 136: 114-131. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.11.024

8. North D. Institutions, institutional change and economic performance, tr. Nesterenko A. N., ed. Milner B. Z. Moscow: Fond ekonomicheskoi knigi "Nachala", 1997, 180. (In Russ.)

9. Malkina M. Iu., Loginova T. P., Liadova E. V. Institutional economics. Nizhny Novgorod: Nizhegorodskii gosuniversitet, 2015, 258. (In Russ.)

10. Altin M., Memili E., Sonmez S. Institutional economics and firm creation in the hospitality and tourism industry: a comparative analysis of developing and developed economies. Tourism Economics, 2017, 23(7): 1381-1397. DOI: 10.1177/1354816617689869

11. Thevenot L. The French Conventions School and coordination of economic action. Journal of Economic Sociology, 2006, 7(1): 6-13. (In Russ.)

12. Salais R. Robert Salais answers five questions about economic sociology.Journal of Economic Sociology, 2009, 10(1): 7-18. (In Russ.)

13. Trubina I. V. Convention as a French institutionalism basic analysis element. Academic science - problems and achievements: Proc. XIX Intern. Sci.-Prac. Conf., North Charleston, 23-24 Apr, 2019. North Charleston, 2019, 138-145. (In Russ.)

14. Matveev V. V. Douglas North's theory of institutional changes: the rationale for the strategic role of knowledge in providing effective development of the society. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Ekonomika i parvo, 2017, 27(5): 48-54. (In Russ.)

15. Alekseeva S. A. Knowledge-based economy and human capital. Teaching foreign languages: from professionalization to professionalism: Proc. Sci.-Method. Interuniversity Seminar, Moscow, 11 Nov, 2009. Moscow, 2010, 7-12. (In Russ.)

16. Bogolyubov V. S., Manenkov S. A. Youth' days as a part of business agenda leading congress-exhibition events in Russia. Actual problems of development of the service sector, eds. Dolmaten Iu. V., Tkachev V. A. St. Petersburg: Izd-vo SPbGEU, 2019, 38-46. (In Russ.)

17. Dyatlov S. A. Network human capital of millennials as a driver of the digital economy development. Izvestiia Sankt-Peterburgskogogosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2019, (4): 26-31. (In Russ.)

18. Pine B. D., Gilmore J. H. The experience economy, tr. and ed. Livinskaia N. A. Moscow: Viliams, 2005, 299. (In Russ.)

19. Dashper K., Buchmann A. Multispecies event experiences: introducing more-than-human perspectives to event studies. Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events, 2019, 12(3): 293-309. DOI: 10.1080/19407963.2019.1701791

20. Sologubova G. S. The instrumental character of the congress and exhibition and fair activities in marketing. Topical issues of the development of congress and exhibition activities in the period 2010-2016 (interdisciplinary, multi-sectoral, and multifunctional aspects), eds. Kostriukova O. N., Sologubova G. S. St. Petersburg: Izd-vo SPbGEU, 2017, 104-121. (In Russ.)

21. Romanovskaya E. N., Markovskaya E. V. Exhibition activity companies as one ofdirections communication policy. Aktualnye problemy lesnogo kompleksa, 2015, (43): 218-222. (In Russ.)

22. Kornienko O. V. Evolution ofthe structure oftheoretical economics. Teoreticheskaia ekonomika, 2019, (2): 23-27. (In Russ.)

23. Konovalova M. E. Institutional change as a driver of socio-economic transformation of the macro-region. Integration of Siberia into the global socio-economic space: Proc. Intern. Economic Symposium, Tomsk, 17-19 Oct, 2019. Tomsk, 2020, 56-63. (In Russ.) DOI: 10.17223/9785946218696/9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.