Научная статья на тему 'КОНФУЦИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ,НРАВСТВЕННОСТИ, КОРРУПЦИИ'

КОНФУЦИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ,НРАВСТВЕННОСТИ, КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
462
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ КОНФУЦИЙ / TEACHER CONFUCIUS / УЧЕНИЕ / DOCTRINE / МОРАЛЬ / MORALS / КОРРУПЦИЯ. ЦИЦЕРОН / CICERO / ПИФАГОР / PYTHAGORAS / ГЕРАКЛИТ / HERACLITUS / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шелухин Александр Федорович

Данная статья посвящена взглядам Конфуция на воспитание морали в обществе как основы продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFUCIUS ABOUT EDUCATION, MORALITY, CORRUPTION

Author offers a discussion of Confucius’ views on education of morality in the society, as a basis for promotion.

Текст научной работы на тему «КОНФУЦИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ,НРАВСТВЕННОСТИ, КОРРУПЦИИ»

УДК - 340 ШЕЛУХИНАлександр Федорович,

ББК - 67 кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры

Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного

Университета, e-mail: 4503525@mail.ru

12.00.01 — теория государства и права; история учений о праве и государстве

КОНФУЦИЙ ОБ ОБРАЗОВАНИИ,НРАВСТВЕННОСТИ,

КОРРУПЦИИ

«Всегда хорошо там, где есть человечность (человеколюбие, мораль)»

Конфуций [8, c. 36]

Аннотация. Данная статья посвящена взглядам Конфуция на воспитание морали в обществе как основы продвижения.

Ключевые слова: учитель Конфуций, учение, мораль, коррупция. Цицерон, Пифагор, Гераклит.

SHELUKHIN Alexander Fyodorovich,

Candidate of Laws, Associate Professor, Head of Dept. of Civil Law and Procedure at the Institute of social-humanitarian education of the Moscow State Pedagogical University

CONFUCIUS ABOUT EDUCATION, MORALITY, CORRUPTION

«Always well where there is a humanity (philanthropy, morals)»

Confucius [8, c. 36]

Summary. Author offers a discussion of Confucius' views on education of morality in the society, as a basis for promotion.

Keywords: teacher Confucius, doctrine, morals, corruption, Cicero, Pythagoras, Heraclitus.

Современное общество находится не столько в экономическом, политическом и т.п. кризисах, сколько в духовном кризисе. И вывести общество из кризиса не сможет никакая экономическая, финансовая или политическая реформа. Единственное, что может спасти не только Россию, но и все человечество на современном этапе, это духовность — совесть человека.

Совесть людей проявляется как высокая мораль общества в целом и как высокая нравственность каждого человека. Следовательно, пропаганда высокой мора-

ли и нравственности в обществе, просвещение общества на основе идеалов духовности будет способствовать возрождению России и откроет новую возможность для всей цивилизации.

Конфуций, живший более 2 500 лет тому назад, нам интересен не тем, что он занимал высокие государственные посты, а тем, что он, занимая высокие государственные посты, в том числе судьи, являлся носителем вечных идей о добре, любви и других гуманистических идей, которые не утратили своего значения и в настоящее время.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

Нравственность — первооснова жизни. Если мы не соблюдаем нравственный закон, то мы обрекаем себя, свою семью и все человечество на деградацию и вымирание.

Та культура, или, вернее, отсутствие должной культуры, которое захватило наше общество сейчас, подлежит немедленному преобразованию и изменению. Необходимы активные шаги, направленные на восстановление тех нравственных принципов, которые во все времена считались главными.

В.С. Нерсесянц в учебнике «Философия права» ссылается на слова Цицерона: «Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны быть не только справедливыми, но и соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение закону отводится не только к стремлению принуждать силой и угрозами, но и закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать (О законах, II, 14)» [9, с. 429].

Приходил Будда, приходил Моисей, приходил Мухаммед, приходил Иисус. Все они говорили об определенных принципах, на которых должно строиться здоровое общество. Заповеди и принципы «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не делай в отношении других всего того, что не желаешь себе самому», и т.д. существуют тысячелетия в философиях веков и во многих религиях мира, но всегда ли мы их придерживаемся в нашей современной жизни, начиная с государства и самого гражданина.

Наше общество больно. Болезнь связана с тем, что мы понимаем свободу как вседозволенность. Отсюда вакханалия, вседозволенность, отсутствие морали и нравственности во многих сферах нашей жизни.

В развитии нравственности в западной культуре В.С. Нерсесянц отмечает роль Пифагора (VI-V вв. до и. э.): «Пифагор и его последователи стоят у истоков того, в дальнейшем широко распространившегося и влиятельного представления, что жизнь людей должна быть реформирована и приведена в соответствие с выводами философии о справедливости и праве, о «надлежащей мере» и правилах челове-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

ческих (моральных) взаимоотношений» [9, с. 401; 4, с. 92].

«Глубина и новизна пифагорейского взгляда состояла в том, что под понятиями «надлежащая мера» и соразмерность они усмотрели известную пропорцию (числовую по своей природе), т.е. некое приравнивание, словом — равенство. Это сыграло важную роль в формировании идей правового равенства, равной меры права, формального равенства» [9, с. 401].

Для раскрытия нашей темы очень интересны взгляды Гераклита (ок. 530—470 гг. до н.э.), как и для античных представлений в целом характерно рассмотрение правовой проблематики и вообще всех земных, человеческих дел и отношений в неразрывной связи и единстве с глобальными, космическими процессами. Отсюда и трактовка полисных законов как отражения космического порядка, знание о справедливости, о законах.

Гераклит считает, что «все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх». Божественный закон — источник человеческих законов. Без такого божественного масштаба у людей не было бы и представления о справедливости [5, с. 39-52].

Но образцы нравственного поведения встречаются все реже.

Вы только посмотрите на образцы того поведения, которые воспринимают наши дети во многочисленных современных иностранных мультфильмах и просто в фильмах. Мы, старшее поколение, видим упадок нравственного поведения повсеместно.

А теперь обратите внимание, как мы в вузе уделяем внимание воспитанию нравственности студентов: у нас нет специального учебного времени для этого, а вне рамок учебного процесса студентов, участвующих в воспитательных мероприятиях, буквально единицы. Большинство просто добывают различными путями деньги, чтобы заплатить за образование и пропитаться, этим и оправдывают свое отсутствие на занятиях. Мы даем высшее специальное образование нравственно нездоровому поколению. Что они в дальнейшем могут «вы-

кинуть», когда войдут в самостоятельную жизнь с дипломом о получении высшего образования, прогнозировать сложно.

Как мы знаем, человек не живет где-либо один сам по себе, он живет в обществе. А раз он живет в человеческом сообществе, он имеет определенные обязанности.

Общество давно уже осознало, что основные заповеди, данные Иисусом 2000 лет назад, — это «любовь» и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон» [2. Мф. 7:12], - только они выведут человечество на светлый путь. А мы, как всегда, идем своим путем.

Конфуций говорит, что путь человека — это путь долга, соблюдение нравственных принципов: «Тот, кто воспитывает в себе свои лучшие основные свойства и проявляет их, веря во взаимность, тот недалек от истинного пути, от закона духовной жизни. Чего не хотите, чтобы делали вам, того не делайте и вы другим» [7, с. 26, 27].

Как мы видим, в основе лежит нравственное начало. Одними мерами уголовного наказания искоренить такую болезнь, например, как коррупция, невозможно.

Как известно, Конфуций выдвинул свою теорию управления государством на основе добродетели (правил поведения), воспитания в людях нравственного начала, развития морального поведения. Обучение учеников Конфуций видел в развитии у них способности стыда за свои действия, за себя. Как обязательный элемент, стыд должен быть развит в правителе всех рангов, т.е. человек, состоящий не в ладах с нормами морали, не должен быть правителем и государственным служащим в первую очередь.

Конфуций утверждал, что «если править народом, прибегая к законам, а порядок удерживать с помощью наказаний, то народ будет склонен уклоняться от наказания и вряд ли будет испытывать стыд, если же руководить народом, беря за основу добродетель (мораль), и сохранять мир... то сам народ и будет выражать покорность, стыд, и справедливость» [3, с. 24].

В данном случае стыд — это угрызения совести. «Чувство стыда всегда сильнее всех других чувств» [7, с. 211].

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархальную концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. По Конфуцию, правитель — сын (представитель) бога на земле. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

С точки зрения Конфуция, управление на основе добродетели — лучший способ защиты правил нравственного поведения. Он считал: «Правящий с помощью добродетели подобен Полярной звезде, которая занимает свое место, а все другие звезды окружают ее» [3, с. 24]. Конфуций говорит здесь: если, управляя государством, пользоваться методом морального перевоспитания, в этом случае правитель государства становится подобным Полярной звезде, он будет спокойно занимать свое место, а народ, являющийся его слугой, будет окружать его, подобно звездам.

Правильно подмечено в народной мудрости: «Рыба гниет с головы» — и одна из мудростей Конфуция для служащего государства на каждый день очень проста: «. служить своему государю, как я желал бы, чтобы мне служил мой слуга.» [7, с. 27]

В своей деятельности служащий должен давать пример истинного служения, не служить ради своей корысти. Вот несколько высказываний Конфуция об этом: «Служащий в государстве должен «предупреждать народ своим примером и трудиться для него [7, с. 151]; благородный муж думает о добродетели, а низкий жаждет корысти [7, с. 12]; благородный муж знает долг, а низкий знает выгоду [7, с. 123]; кто поступает корыстно, тот вызывает против себя много ропота» [7, с. 123].

Государственный служащий, будучи коррупционером, — это нравственно больной человек. Он уже критически не задумается о себе, его съедает страсть наживы. Его поведение, как зараза, распространяется и заражает других. Мы должны начинать с себя. Если каждый из нас начнет поступать благородно, тогда и общество начнет облагораживаться. Плохое заразительно, но ведь хорошее - привлекательно.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

Коррупционер все ниже нравственно падает. Конфуций говорит: «Благородный муж постепенно поднимается вверх по пути нравственного и умственного усовершенствования, а подлый человек постепенно опускается и погрязнет в страстях» [7, с. 163].

Нравственное падение человека сродни психическому заболеванию, и одними мерами уголовного наказания здесь не обойдешься. А, как мы знаем, болезнь легче предупредить, чем лечить. Необходимо всем государством и обществом искоренить всякую почву этой социальной болезни через активное воспитание и образование подрастающего поколения, чтобы труд стал удовольствием, а не превращался с детства в способ добычи денег, средств к существованию, к незаконной корысти. Когда есть уверенность в будущем для граждан, деньги и иные блага отходят далеко не на первый план. Труд должен быть увлекательным, мы должны трудиться для общего лучшего будущего. Труд должен стать истинной, привлекательной ценностью, после чего и пропадут нравственные болезни общества.

В современных понятиях нравственность ассоциируется с добром, а все противоположные действия - со злом. Вот как дает свое видение добра и зла Анни Безант в своей книге «Древняя мудрость»: «Добром можно назвать все то, что соответствует Божественной Воле, что помогает прогрессу души, что ведет к усилению высшей природы человека и к воспитанию и покорению его низшей природы. Злом же будет все то, что замедляет развитие, что удерживает душу на низшей ступени...» [2, с. 68]

Государство вынуждено содержать огромный государственный, правоохранительный, судебный аппараты, тратить огромные средства на содержание тюрем, на выявление коррупционеров и иных уголовных преступлений. Но все эти многочисленные ресурсы могли бы пойти на другие, более замечательные проекты общества, если бы внутри самого человека было понимание Высшего Нравственного Закона - Божественного Закона. Этого можно достичь только самовоспитанием и воспитанием в нашей системе образования.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

Не все нормы закона нравственны, хотя они и законны. Где оспаривать отсутствие нравственности в законе, всегда в Конституционном Суде РФ или создавать новый Верховный Нравственный суд РФ?

У коррупционеров и расхитителей государственного имущества изымают в доход государства только то, что доказано следствием и на суде и добыто преступным путем, а все остальное, добытое незаконно за предыдущие годы воровства, которое и не могло у них появиться иначе, все оставляют расхитителям и коррупционерам. Где нравственность, которую должен защищать закон?

Так давайте дадим право всем судьям это делать, жизненного опыта у них много, пусть судья проявит свою нравственность, а если судья злоупотребил своими правами, не владеет нормами нравственности, пусть он отвечает народом, а кто не согласен с решением судьи, может обжаловать.

А вышестоящие суды и будут видеть, живет ли, работает ли судья в соответствии с нормами нравственности. Им будет дано право отменять решение судьи, если оно не соответствует нормам нравственности, а судью увольнять. Необходимо ввести норму права, позволяющую отменить решения судьи в вышестоящих инстанциях, а может, даже и председателю этого же суда, где работает неквалифицированный судья, не только за нарушения закона, но и за нарушение норм нравственности.

Все в нашей жизни зависит от того, насколько мы способны проводить в нашу жизнь Божественный Нравственный Закон. Настала пора пересмотреть всю систему ценностей, все взаимоотношения во всех сферах жизни, в том числе в образовании.

Необходимо возвести понятие нравственности в ранг закона и государственной идеологии. Активно применять и создавать законы государства, используя понятие нравственности, для чего необходимо переработать всю законодательную и иную нормативную базу.

А с проникновением нравственности во все сферы нашей жизни и будет активное развитие всего общества.

Слова Конфуция просты и доходчивы: «Слушать тяжбы я могу подобно другим; но что необходимо - чтобы не было тяжб» [7, с. 116].

В завершение маленького рассуждения о нравственности, морали хотелось бы привести две цитаты, которые, надеюсь, заставят задуматься читателей.

Первая - слова Джорджа Вашингтона: «Не поддавайтесь иллюзии, будто мораль возможна без религии».

Вторая - слова Ланто: «И до тех пор, пока в массовом сознании не наступит коренного перелома, когда понимание Бога перестанет ассоциироваться с религией, сектами и еще чем-то непристойным, до тех пор вы не сможете встать на следующую ступень эволюционного развития» [6].

Не ищите в этих словах противоречия, ищите развитие одной мысли в другую. Если нет у человека истинной веры в Бога, то и не будет стремления к истинной нравственности, морали. Эти понятия неразрывны в их реализации.

Развитие веры в Бога, в истинную нравственность - это основная задача в государстве и самого государства. И возлагать эту государственную обязанность, т.е. всего нашего общества, только на общественную организацию - церковь, безнравственно. Иначе государство отказывается от выполнения этой основной своей задачи вообще, что отбрасывает развитие общества на десятилетия назад. Каждый человек в своем сердце должен сделать выбор: будет ли он придерживаться тех принципов нравственности, прошедших проверку в веках, придерживаться этих принципов каждую минуту своей жизни. А этот выбор мы должны помочь ему сделать.

Пусть нравственность ведет нас по жизни и делает порядочными и счастливыми!

Список литературы:

[1] Азбука веры. Евангелие по Матфею // / http://azbyka.ru/biblia/

[2] Безант Анни. Древняя мудрость. М.: Феникс, 2005.

[3] Конфуций / Сост: В.В. Юрчук. 5 изд. Мн.: Современное слово, 2006.

[4] Маковельский А. Досократики. Казань, 1919. Ч. 3.

[5] Материалисты Древней Греции. М., 1955.

[6] Микушина Т. Слово Мудрости - 8. Ланто. Omsk, 2008.

[7] Мудрость Конфуция: афоризмы и поучения / Под ред. В.П. Бутромеева. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

[8] Мудрость Конфуция / Под ред. Владимира Бутромеева. Москва, ОЛМА «Медиа Групп», 2011.

[9] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: Норма, 1998. - 656 с.

Spisok literatury:

[1] Azbuka very'. Evangelie po Matfeyu // / http://azbyka.ru/biblia/

[2] Bezant Anni. Drevnyaya mudrost'. M.: Feniks, 2005.

[3] Konfucij / Sost: V.V. Yurchuk. 5 izd. Mn.: Sovremennoe slovo, 2006.

[4] Makovel'skij A. Dosokratiki. Kazan', 1919. Ch. 3.

[5] Materialisty' Drevnej Grecii. M., 1955.

[6] Mikushina T. Slovo Mudrosti - 8. Lanto. Omsk, 2008.

[7] Mudrost' Konfuciya: aforizmy' i poucheniya / Pod red. V.P. Butromeeva. M.: OLMA Media Grupp, 2014.

[8] Mudrost' Konfuciya / Pod red. Vladimira Butromeeva. Moskva, OLMA «Media Grupp», 2011.

[9] Nersesyanc V.S. Filosofiya prava: Uchebnik dlya vuzov. M.: Norma, 1998. - 656 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.