Научная статья на тему 'Ethocratic concept of state governance in vietnamese confucianism'

Ethocratic concept of state governance in vietnamese confucianism Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / ЭТОКРАТИЯ / КОНФУЦИЙ / ВЬЕТНАМСКАЯ КУЛЬТУРА / ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / КОНФУЦИАНСКАЯ МОРАЛЬ / CONFUCIANISM / ETHOCRACY / CONFUCIUS / VIETNAMESE CULTURE / FEUDAL SOCIETY / CONFUCIAN MORALITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нгуен Ван Зыонг, Май К Да

Последователи конфуцианского учения, начиная с самого Конфуция, особое внимание уделяли роли этики, считая нравственность основным и наиболее эффективным инструментом для достижения политических целей. В истории вьетнамской мысли принципы этократии конфуцианства находили более горячий отклик, чем идея легистов о главенстве закона. Со времени появления первого в истории Вьетнама государства роли нравственности уделялось серьезнейшее внимание. В данной статье проводится анализ этократической концепции управления государством во вьетнамском конфуцианстве, выраженная в двух аспектах: во-первых, нравственное самосовершенствование монарха основа установления этических норм для всего общества; во-вторых, забота императора о народе, направленная на достижение народного блага.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ethocratic concept of state governance in vietnamese confucianism»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ЭТНОКРАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВОМ ВО ВЬЕТНАМСКОМ КОНФУЦИАНСТВЕ

1 2

Нгуен Ван Зыонг , Май К Да Email: Nguyen1169@scientifictext.ru

1Нгуен Ван Зыонг - кандидат философских наук, преподаватель, факультет политической теории, Дуй Тан университет, г. Дананг; 2Май К Да - кандидат философских наук, преподаватель, факультет философии, Университет социальных и гуманитарных наук Вьетнамский государственный университет, г. Ханой, Социалистическая Республика Вьетнам

Аннотация: последователи конфуцианского учения, начиная с самого Конфуция, особое внимание уделяли роли этики, считая нравственность основным и наиболее эффективным инструментом для достижения политических целей. В истории вьетнамской мысли принципы этократии конфуцианства находили более горячий отклик, чем идея легистов о главенстве закона. Со времени появления первого в истории Вьетнама государства роли нравственности уделялось серьезнейшее внимание. В данной статье проводится анализ этократической концепции управления государством во вьетнамском конфуцианстве, выраженная в двух аспектах: во-первых, нравственное самосовершенствование монарха -основа установления этических норм для всего общества; во-вторых, забота императора о народе, направленная на достижение народного блага.

Ключевые слова: конфуцианство, этократия, Конфуций, вьетнамская культура, феодальное общество, конфуцианская мораль.

ETHOCRATIC CONCEPT OF STATE GOVERNANCE IN VIETNAMESE

CONFUCIANISM

12 Nguyen Van Duong1, Mai K Da2

1Nguyen Van Duong - Candidate of Philosophy Sciences, Lecturer, FACULTY OF POLITICAL THEORY, DUY TAN UNIVERSITY, DA NANG; 2Mai K Da - Candidate of Philosophy Sciences, Lecturer,

FACULTY OF PHILOSOPHY, UNIVERSITY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES, VIETNAM NATIONAL UNIVERSITY, HANOI, SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Abstract: the followers of Confucian teachings, starting with Confucius himself, paid special attention to the role of ethics, considering morality to be the main and most effective tool for achieving political goals. In the history of Vietnamese thought, the principles of an ethocracy of Confucianism found a hotter response than the idea of legists about the rule of law. Since the advent of the first state in the history of Vietnam, the role of morality has been given serious attention. This article analyzes the ethocratic concept of state governance in Vietnamese Confucianism, expressed in two aspects: firstly, the moral self-improvement of the monarch is the basis for establishing ethical standards for the whole society; secondly, the emperor's concern for the people, aimed at achieving the public good.

Keywords: confucianism, ethocracy, Confucius, vietnamese culture, feudal society, Confucian morality.

УДК 124.6

DOI10.24411/2312-8267-2020-10502

Этократия - это концепция управления государством на основе нравственных норм, это система моральных принципов, регулирующих отношения между людьми и поведение человека, направленная на то, чтобы обеспечить согласованность между личными интересами и интересами общества. Последователи конфуцианского учения, начиная с самого Конфуция, особое внимание уделяли роли этики, считая нравственность основным и наиболее эффективным инструментом для достижения политических целей. Конфуций говорил: «Если руководить [народом] посредством добродетели и поддерживать в нем порядок при помощи церемоний, то у него не только будет чувство стыда, но он будет исправляться» [1, с. 245].

В истории вьетнамской мысли принципы этократии конфуцианства находили более горячий отклик, чем идея легистов о главенстве закона. Со времени появления первого в истории Вьетнама государства роли нравственности уделялось серьезнейшее внимание. В «Полном собрании исторических записок Дайвьета» Фан Хыу Ле указывается: «Начиная с короля Киньзыонг-выонга династии Хонг Банг (династия королей Хунг, Вьет: Hüng -хунгвыонгов), продолжателя рода божественного земледельца Тхэн Нонга (кит. Шэнь-нун), короли использовали нравственность и добродетель, чтобы оказывать воздействие на народ, снимали рубашку и складывали руки - король в своем правлении руководствовался только обычными правилами, не докучал подданным выдумыванием всевозможных указов. Короли Хунги, продолжая дело Лак Лонг Куана, старались умиротворять народ силой нравственности и милости завязывали узлы, осуществляя государственное правление, народ не обманывал, можно было видеть простодушные, искренние обычаи» [6, с. 118].

После освобождения от 1117 - летнего (179 г. до н.э. - 938 г. н.э.) господства китайских феодалов, в первые века [независимости] задачей правящих кругов династий Нго - Динь -Ранних Ле являлось максимальное укрепление государственной независимости, создание вооруженных сил, достаточно сильных для того, чтобы дать отпор любым захватчикам и подавить сепаратистские силы внутри страны. Поэтому только начиная с XI в., с периода правления династии Ли вопрос о государственном управлении ставится во главу угла. Поскольку во времена Ли буддизм доминировал в обществе, курс управления страной носил очевидный отпечаток буддийского учения. Пришедшие на смену Ли короли династии Чан руководствовались при управлении страной девизом «щадить силы народа». В раннем периоде династии Поздних Ле («Ле Шо» - «Нижние Ле») правители государства исходили из принципов «гуманности и справедливости». К XVI - XVIII в. серьезные изменения во вьетнамском обществе потребовали от властей поиска правильного курса управления для того, чтобы вывести страну из кризиса.

Во Вьетнаме в период возрождения династии Ле последователи конфуцианства выступали за «нравственное» управление страной. Они считали это основной строительства процветающего вьетнамского феодального общества. Суть этократии, проповедуемой конфуцианскими теоретиками, сводилась к двум моментам. Первое: нравственное самосовершенствование монарха - основа для установления этических норм для всего общества. Второе: забота правителя о народе, о его благе. Это важнейшие положения этократической идеологии. Прежде всего, конфуцианские идеологи той эпохи подчеркивали необходимость нравственного самосовершенствования монарха и его поданных, считая это необходимым условием для создания стабильного общества. Поскольку в феодальном обществе правитель и его моральные качества оказывают огромное влияние на все общество. Если правитель высокоморален и постоянно нравственно совершенствуется, то монаршая милость охватывает весь народ, который наслаждается миром и спокойствием в процветающей стране.

1. Нравственное самосовершенствование монарха - основа установления этических норм для всего общества

Как и период династии Ли (1010 - 1225), Чан (1226 - 1400), в раннем периоде династии Поздних Ле («Ле Шо») (1428 - 1527) идеологи XVI - XVIII в. превозносили нравственность

императора и решающую роль проведения курса, основанного на добродетели, в деле управления страной и умиротворения народа. В «Полном собрании исторических записок Дайвьета» Нго Ши Лиен записано: «Сколь велик император, вытянул жребий блестящего возрождения, прекрасно исполняет долг императора-отца, взяв на себя задачу умиротворения [народа], используй нравственность и добродетель для поучения и наставлений, с нетерпением ожидая наступления чудесного благополучия. По всей стране народ живет в достатке, продолжая род» [6, с. 131]. В то же время, требуя от правителей нравственного самосовершенствования, необходимости быть высокоморальными людьми, Ле Куи Дон (1726 - 1784) писал: «В первую очередь необходимо изменить себя, и только после этого управлять другими» [4, с. 115], «следует добродетелью завоевывать душу народа, а не использовать силу, чтобы победить. Если не использовать правду и справедливость, чтобы завоевать симпатию народа, то не будет успеха» [4, с. 164]. «Если же знаешь, как покорить сердца людей справедливостью и добродетелью, то герои добровольно пойдут за тобой, будут бояться как грома небесного, будут поклоняться как божеству, кто осмелится предать» [4, с. 164].

Ле Куи Дон также размышлял о структуре чиновничьего аппарата при императорском дворе. По его мнению роль народа является определяющей для судьбы страны. Поэтому в своем труде «Обсуждение книг» «Куан тхы кхао биен» он уделил большое количество страниц рассуждениям о том, какими должны быть отношения между правителями и народом. Он писал: «Полководец должен уметь проявлять терпение и великодушие, если он не умеет ценить добропорядочных талантливых людей, относиться с уважением к ученым мужам, а полагается лишь на собственное понимание и мысли и при этом злоупотребляет своей слой и могуществом, то в конечном итоге он проиграет» [4, с. 141]. Он советовал чиновникам мудро вести себя с правителями. По его словам «Заниматься политикой несложно, достаточно не вызывать ненависти великих мира сего» [3, с. 11]. Он рекомендовал тем, кто занимает чиновничьи посты: «занимаясь государственными делами, каждый раз, как услышите, что вас осуждают, сразу же пересмотрите свои поступки; не освобождайте себя от ответственности под предлогом, что народ-де и святых и критикует» [3, с. 89]. Он считал, что чиновники, которые управляют своей страной, не должны быть авторитарны, должны уметь прислушиваться к мнению других, должны уметь слышать и принимать продуманные, правильные идеи, служащие на благо народа, и отбрасывать идеи ошибочные[3, с. 335].

Ле Куи Дон четко и категорично изложил свои цели в сфере государственной службы, а именно: «Выше - император, поклоняйся ему, ниже - народ, управляй им, в середине -должностные обязанности, которым следует отдаваться целиком, выполняя их в полной мере, для подданных есть законы, им научили мудрецы [древности], ученые мужи из поколения в поколение закрепляли эти знания. Так обычно приходят к большим достижениям» [3, с. 49]. По мнению Нгуен Бинь Кхиема чем строже законы будут принимать власти, тем более лживым будет становиться народ. А если потерять симпатию народа, то в стране непременно начнется смута. Если же правители нравственно совершенствуются, если они добродетельны и талантливы, то есть следуют нравственному закону «благородных мужей», управляя народом на основе «гуманности и справедливости», то люди пойдут за ними. Нгуен Бинь Кхием писал: «Самое главное, чтобы монарх проявлял милосердие и следовал справедливости, если будет так, то их заслуги и достижения могут больше, чем у династии Динь, Ле» [8, с. 242]. Поэтому, согласно Нгуен Бинь Кхиему, эффективная политика управления должна опираться на гуманность и справедливость.

2. Забота императора о народе, направленная на достижениенародного блага

Согласно многим конфуцианским идеологам той эпохи, император и императорский двор, осуществляя управление на основе нравственных принципов, должны постоянно относиться с любовью и заботой к народу, причем это отношение должно пронизывать все политические деяния, необходимо в «Полное собрание исторических записок Дайвьета» Нго Ши Лиен писал: «Воспитывать народные массы гуманностью и справедливостью, считать эту землю землей предков, народ - народом предков, императора» [6, с. 287]. У наиболее

59

известных конфуцианцев-мыслителей этого периода, таких как Нгуен Бинь Кхием, Фунг Кхак Кхоан, Нго Тхи Ням, несмотря на расхождение в точках зрения, в интерпретации современного положения, разные жизненные пути и карьеру, у всех них идея этократии была центральной и занимала важнейшее место в их идеологии. Они неизменно уповали на мудрость правителя, добропорядочность подданных и считали это основополагающим фактором вывода страны из состояния войны, раздробленности и возвращения к эпохе Ле Тхань Тонга. Что же касается отношения к народу, то эти конфуцианские идеологи исходили из того, что любая политика, любой курс правителя должны быть пропитаны «пронародным» духом, должны соответствовать его чаяниям и стремлениям.

По мнению конфуцианских ученых того времени первым требованием к правителям страны было сочувствие народу. Ле Куи Дон, знаменитый идеолог XVIII в., хотел, чтобы правители поняли, что рис, который они едят каждый день, является результатом тяжелого труда народа. Он указывал на первопричину выступлений против императорского двора, заключавшуюся в «жестокой политике, тяжелом налоговом бремени, постоянных войнах, сложной системе наказаний, коррупции чиновников» [7, с. 135]. Сочувствуя страданиям народа, находившегося под гнетом эксплуататоров-чиновников и аристократии, Ле Куи Дон советовал правителю из рода Чиней «опираться на этику и милосердие и щадить силы народа». На самом деле установка на то, чтобы «щадить силы народа», не была новой. Чан Куок Туан (1228 - 1300) высказывал ее раньше, еще за 500 лет до этого. Ле Куи Дон считал, что «корни страны - народ, судьба императора тоже в руках народа. Не так страшны смутьяны, вызывающие беспорядки внутри страны, или вражеская армия, нарушающая порядок извне. Чего действительно следует бояться, так это того, что дрогнет душа народа» [4, с. 346]. Поэтому Ле Куи Дон сказал «Если кто хочет пользоваться небесным мандатом как можно дольше и при этом не беспокоится о жизни народа, у того отсутствует здравый смысл» [2, с. 23]. Ле Куи Дон четко осознавал, что «возмущение и ропот» народных масс являются причиной восстаний и бунтов, в то же время сигнализируя о том, что существующий режим дал трещину. Поэтому он предлагал: «Что нужно сделать, чтобы народ перестал роптать и проклинать [власти]? Только лишь уменьшить штрафы и наказания, снизить налоги и сборы» [9, с. 140].

Конфуцианские идеологи требовали от правителей сочувствия к народу, а сочувствовать значило максимально ограничивать использование армии, избегать нанесения ущерба населению. Нгуен Бинь Кхием также рассуждал о заботе императора о народе. Он исходил из позиции, утверждавшей важность судьбы народа, чтобы подчеркнуть обязанность правящих кругов заботиться о материальной жизни населения. Он четко указывал: «Жизнь, судьба народа исключительно важна» [9, с. 290]. Поэтому «необходимо заботиться обо всем, даже о каждодневной пище для народа» [9, с. 290].

Нго Тхи Ням (1746 - 1803) также говорил о необходимости заботы императора о народе. Исходя из социальной реальности, он подчеркивал необходимость того, чтобы правители «изучали положение народа, собирали всю информацию о его скрытых настроениях и мыслях, проводили расследования в чрезвычайных ситуациях, восстанавливали то, что было утеряно, чтобы народу легче дышалось, чтобы народ знал источник благодати гуманной политики, своевременного глубокого понимания народных нужд» [5, с. 577]. Концепция Нго Тхи Няма о построении «гармоничного» общества предполагала сокращение наказаний, согласие между правителем и народом [5, с. 633-634].

Ученые-конфуцианцы той эпохи видели корень управления государством в «пестовании народа». Нго Тхи Ням размышляет об историческом опыте, в прежние времена правители обращались с народом милосердно, жалея его силы, поэтому народ использовали, он уставал, но ненависти не испытывал. Исходя из этого, он говорит о том, что «благородный муж должен любить народ, прежде всего, должен любить все живое, должен стараться следовать правилу умиротворения народа» [5, с. 241]. Конфуцианские идеологи того времени призывали правящие круги заботиться как о материальной, так и о духовной жизни народа и подтверждали, что основа политической деятельности лежит в обеспечении материальной жизни населения и прежде всего, в поощрении развития сельского хозяйства.

60

По мнению Нго Тхи Няма: «В политической деятельности монархи должны окучивать корни и прижимать верхушки. Только если правители будут отдавать все свои силы на благо народа, уделяя особое внимание развитию земледелия, то народ не будет скитаться и бродяжничать, и поля не будут оставаться невозделанными» [5, с. 625], «Главное - это научить людей заботиться о корнях, и именно это тоже путь начала политического режима для народа» [5, с. 626]. В своем произведении «Суан тху куан киен» («Узкий взгляд на Чуньцю») Нго Тхи Ням подтверждает, «что необходимо уделять большое внимание сельскому хозяйству для налаживания материальной жизни народа - это и есть серьезное отношение к корням» [5, с. 626]. Он выступал за то, чтобы политика императорского двора была сосредоточена на жизни народа, поэтому при реализации любого дела от правителя требуется «постоянно думать о справедливой политике родины, о жизни народа». Нго Тхи Ням также предложил создать плантации, при этом он указал «на ряд стратегических положений о том, как обеспечить жизнь населения за счет освоения целинных земель» [5, с. 595-596].

Как следует из вышеизложенного, конфуцианцы той эпохи, в основном, по-прежнему стояли на позиции ученых-конфуцианцев, Ле Куи Дон считали «нравственность основой государства» [9, с. 129]. Поэтому ядром их политической мысли в то время оставалась этократия. То, что на протяжении длительного исторического периода во вьетнамском феодальном обществе на первом плане находилась идея правления, основанного на нравственности, способствовало укреплению и развитию традиции уважения морали и добродетели вьетнамцев, созданию самобытности вьетнамской культуры как культуры нравственной. Несмотря на еще остающиеся трудности и лишения, вьетнамцы всегда стараются жить так, чтобы не было стыдно перед своей совестью, поэтому их действия обычно имеют добровольную и сознательную основу. Это то преимущество, которое необходимо продолжать развивать, нельзя допустить, чтобы оно исчезло.

Примечания

1. Дайвьет (вьетн. Dai Viet; кит. упр. Ж^) - название, которое получило вьетское государство, в 1054 году во время правления императора Ли Тхань Тонга из династии Поздние Ли. Использовалось различными вьетскими династиями: Чан, Ле, Мак и Тайшонами. В переводе на русский язык означает «Великий Вьет».

2. Династия Динь (вьетн. Dinh Trieu, тьы-ном ТДД) - одна из вьетнамских династий, правившая с 968 по 980 год.

3. Династия Нго (вьетн. Ngö trieu, тьы-ном нго чьеу), - одна из вьетнамских династий, правившая с 939 по 967 годы.

4. Династия ранних Ле (вьетн. Nha Tien Le, тьы-ном ШШШ) - одна из вьетнамских династий, правившая с 980 по 1009 годы.

5. Ле Куи Дон (вьетн. Le Quy Dön) (1726—1784), вьетнамский литератор, ученый. Соч. энциклопедич. характера: «Высочайшая башня всяческих словес» (1773), «Краткие записи об увиденном и услышанном» (1777); лит. соч.: «Собрание поэзии Куе Дыонга» н «Собрание прозы Куе Дыонга».

6. Ле Шо - Династия поздних Ле (вьетн. Nha Hau Le, тьы-ном ШШ) - династия Вьетнама, правившая страной больше остальных династий, с 1428 по 1788 годы.

7. Хонг Банг - династия, правившая с 2879 г. до н.э. по 258 г. до н.э., древнейший период истории Вьетнама.

Список литературы /References

1. Древнекитайская и древневьетнамская литература. Ханой: Институт исследований

древнекитайской и вьетнамской иероглифики, 2002.

2. Ле Куи Дон - конфуцианский ученый XVIII в. Тхай Бинь: Отдел культуры и информации,

1979.

3. Ле Куи Дон и произведения. Перевод Чаном Ваным Зяпом. Ханой: Изд-во «Культура -информация», 2006.

4. Ле Куи Дон. Обсуждение книг. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 1995.

5. Нго Тхи Ням. Полное собрание сочинений. В 5 тт. Ханой: Издво «Общественные науки», 2003.

6. Нго ши Лиен. Полное собрание исторических записок Дайвьета (перевод и комментарии Академии общественных наук Вьетнама). В 4-х. Ханой: Изд-во «Общественные науки», 1998.

7. Нгуен Тай Тхы. Ле Куи Дон - Вьетнамский мыслитель XVIII в.. // Философия. Ханой, 1976. № 3. С. 130-140.

8. Поэзия и проза Нгуен Бинь Кхиема. В 2-х тт. Ханой: Изд-во «Литература», 1989.

9. Тхам Куинь (Перевод на вьетнамском языке). Шуцзин («Книга документов»). Хошимин: «Город Хошимин», 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.