Научная статья на тему 'КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ'

КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Астапова А.Е., Батарчук Д.С.

В статье рассматривается сущность конфликта как проблема современной науки и практики управления персоналом. Теоретически обобщаются причины, факторы, структурные элементы конфликта. Актуализируется роль практики управления конфликтами в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СONFLICT IN PROFESSIONAL ACTIVITY AS A RESEARCH PROBLEM

The article deals with the essence of conflict as the problem of modern sience and personnel management practice. Theoretically the causes, factors, structural elements of conflict are summarized. The role of conflict management practice in organization is actualized.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 005.95/.96

Астапова А.Е. студент 4 курса кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск

КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматривается сущность конфликта как проблема современной науки и практики управления персоналом. Теоретически обобщаются причины, факторы, структурные элементы конфликта. Актуализируется роль практики управления конфликтами в организации.

Ключевые слова: конфликт, управление персоналом, причины конфликта.

AstapovaA.E., 4th year student, Department of Management, State and

Municipal Management

Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk œNFLICT IN PROFESSIONAL ACTIVITY AS A RESEARCH

PROBLEM

The article deals with the essence of conflict as the problem of modern sience and personnel management practice. Theoretically the causes, factors, structural elements of conflict are summarized. The role of conflict management practice in organization is actualized.

Key words: conflict, personnel management, muses of conflict.

Конфликты присущи всем сферам человеческой деятельности и являются неотъемлемой частью внутриорганизационных отношений. В связи с этим, конфликты привлекают внимание научной общественности, вызывают потребность у руководителей в выработке стратегии и тактики управления персоналом.

Конфликтность отношений в различных сферах жизни, в том числе в рамках профессиональной деятельности актуализирует потребность в поиске эффективных путей их урегулирования. При этом конфликты часто оборачиваются деструктивными последствиями (разрушение профессиональных и корпоративных основ социального взаимодействия, снижение результативности и качества деятельности, ухудшение морально-психологического климата и т.д.). В силу этого владение методами предотвращения и разрешения конфликтов позволяет персоналу оптимально строить систему конструктивного взаимодействия в горизонтальных и

вертикальных отношениях.

Для успешного управления конфликтами в организации необходимо уметь предвосхищать конфликтные ситуации, прогнозировать возможный ход противоборства и поведение оппонентов, уметь оказывать конструктивное влияние на развитие взаимодействия. Большое значение имеет осознание причин возникновения и эскалации конфликтов.

Следует отметить, что в современной научной литературе проблематике конфликтов в организации уделяется много внимания. Теоретический анализ, проведенный нами, показал, что достаточно полно изучены: понятие, структурные составляющие конфликта, причины и факторы, влияющие на развитие конфликтов в организации. Проблемы конфликта находят отражение, прежде всего, в работах А.Я. Анцуова, Н.В. Гришиной, В.Г. Зазыкина, А.И. Шипилова, Б.И. Хасана. Учеными изучалась специфика конфликтов в управленческой деятельности (В.И. Жданов, Е.В. Зайцева, Г.Н. Малюченко, А.С. Мельничук, Д.Л. Моисеев, Т.С. Сулимова и др.). Достаточно большое внимание уделяется анализу типов и практике управления конфликтами в условиях организационной системы (М.В. Башкин, С.А. Володина, О.И. Денисов, В.Г. Зазыкин, Л.А. Ибрагимова, Е.А. Тарасова и др.). В научных трудах (Е.В. Сидоренко, М.Е. Литвак, Д. Скотт и др.) освещаются технологии, позволяющие эффективно разрешать конфликтные ситуации и конфликты.

Однако следует отметить, что, несмотря на большое внимание к проблеме конфликтов, требует все большего внимания практика совершенствования управления конфликтами.

Социальное взаимодействие людей весьма разнообразно и противоречиво. Противоречивость взаимоотношений людей часто приводит к конфликтам. Данный термин пришел в русский и другие языки из латыни, где «сопШс1ш» означает буквально «столкновение». В словаре С.И. Ожегова «конфликт» трактуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор»[1].

В философском понимании конфликт рассматривается как предельное обострение противоречий [2]. В.В. Дружинин рассматривает конфликт, как один из способов разрешения, возникших коренных противоречий, которые невозможно разрешить другим способом» [3].

В социологическом подходе к конфликту, акцент делается на его макро характеристиках, а участники конфликта выступают в качестве определенной «данности». В трудах А.Г. Здравомыслова, «конфликт» рассматривается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия.

Е.М. Бабосов рассматривает социальный конфликт как ситуацию обострения, возникших расхождений, которые выражены в противоборстве между личностями и социумом, целью, которого является удовлетворение интересов в различных сферах: экономической, политической, духовной [4].

В контексте нашего исследования, конфликт мы будем понимать как

противоречие, которому свойственно осознание и противоборство участников конфликта.

Анализируя теоретические подходы различных авторов, очевидно, что относительно вопроса структуры конфликтов есть определенные совпадения, большинство авторов выделяют следующие структурные компоненты: причины конфликтов, участники конфликтов, мотивы и цели сторон, условия протекания конфликтов, конфликтные действия и исход конфликтов.

Одним из ракурсов рассмотрения конфликтов являются их причины, которые весьма многообразны. Одним из наиболее часто используемых, является подход А.Я. Анцупова [5], согласно данному подходу, причины конфликтов можно разделить на четыре группы:

- объективные (естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности; слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем; несоответствие структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается; неоптимальность функциональных связей организации с внешней средой);

- организационно-управленческие (ошибки, допускаемые руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач; принятие ошибочного управленческого решения; невыполнение работниками задач, поставленных руководством);

- социально-психологические (значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации; несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей; подход к проблеме с различных сторон);

- личностные причины (индивидуально-психологические особенности участников; причины, обусловленные спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Разделяя научную позицию А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

Рассматривая детерминанты конфликтов, следует исходить из того, что конфликт имеет объективно-субъективную детерминацию. Число возможных источников конфликтов разнообразно, что затрудняет практику их разрешения.

Практика разрешения конфликтов свидетельствует, что довольно часто возникновение конфликтов связано с когнитивными причинами: непонимание причин возникновения конфликтов участниками, особенности поведения в конфликте, тактики поведения в конфликте. Данные причины препятствуют конструктивному разрешению конфликтов.

Таким образом, конфликты представляют проблему, которую

необходимо решать на основе междисциплинарного подхода. Все более востребованной становится дальнейшая углубленная разработка проблемы эффективного управления конфликтами с целью создания благоприятного климата и среды для выполнения профессиональных задач и повышения профессионализма персонала.

Использованные источники:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997.

2. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

3. Дружинин, В.В., Конторов, Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М.: 2002. - 158 с.

4. Бабосов, Е. М. Конфликтология : учеб. пособие / Е. М. Бабосов. - Минск : ТетраСистемс, 2000.-464 с

5. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник/А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.-6 -е изд.,испр. и доп. - СПб.:Питер,2016. -528с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.