ПУЩАЕВ Ю.В.* КОНФЛИКТ НА УКРАИНЕ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ И ВОКРУГ НЕЕ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. (Обзор). DOI: 10.31249/rphil/2022.03.13
Аннотация. В четвертой части обзора обсуждается резко изменившаяся ситуация вокруг Украины из-за начавшейся специальной военной операции России 24 февраля 2022 г. и некоторые связанные с этим проблемы философско-политического и этического характера. Констатируется, что украинские события, которые ранее практически не замечала российская академическая и профессиональная философия, в итоге кульминировали в события эпохального масштаба, что стало по факту оглушительным провалом академической философии, еще более оглушительным оттого, что это так никто почти и не замечает.
Дается обзор первых идеолого-философских откликов на начало «войны Z/V» России на территории Украины.
Ключевые слова: специальная военная операция; война Z/V; конфликт на Украине; гражданская война на Украине; майдан; социальная философия; философия истории; конец истории; Анри Бернар-Леви; Ф. Фукуяма; К.Н. Леонтьев.
PUSHAEV Yu.V. The conflict in Ukraine and modern philosophy in Russia and around it. Part 4. (Review).
Annotation. The fourth part of the review discusses the dramatically changed situation around Ukraine due to the beginning of a special military operation by Russia and some related philosophical and political problems. It is stated that the Ukrainian events, which were previously almost unnoticed by Russian academic and
*
Пущаев Юрий Владимирович кандидат философских наук старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН.
96
professional philosophy, eventually culminated in events of an epoch-making scale, which in fact became a deafening failure of academic philosophy, all the more deafening because no one notices it so much.
An overview of the first ideological and philosophical responses to the beginning of the «Z/V war» of Russia on the territory of Ukraine is given.
Keywords: special military operation; war Z/V; conflict in Ukraine; civil war in Ukraine; maidan; social philosophy; philosophy of history; end of the history; Henri Bernard-Levy; Fukuyama; K.N. Leontiev.
Специальная военная операция, которая была начата Россией 24 февраля 2022 г. против националистической и прозападной Украины, явилась полной неожиданностью и даже настоящим шоком для всего мира. Хотя, в принципе, многие понимали, что война неизбежна, но никто не ждал ее именно сейчас. Как всегда, главное в мире, как к нему ни готовься в своем отвлеченном (абстрактном) воображении, случается неожиданно, вдруг.
Когда я пишу эти строки в конце марта 2022 г., прошел всего месяц после начала событий, и итоги подводить, мягко говоря, рано. Тем не менее резкий политический, экономический, культурный разрыв России с Западом, который происходит прямо на наших глазах, воплощает заветные ожидания антизападно настроенных консерваторов. Должен признаться, что, вопреки прежним прогнозам о скорой Перестройке-2 и неизбежном либеральном реванше, и раньше был, напротив, уверен в неизбежности консервативного разворота, причиной которого должна быть неизбежная война за Украину.
Можно сказать, что в данный момент само время леонтьев-ствует и данилевствует (март-апрель 2022 г.). Именно К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский в истории отечественной мысли были настроены максимально антизападно, против современной им буржуазной Европы, противопоставляли Европу и Россию как чуждые и даже враждебные друг другу культурно-исторические миры. Война на Украине - это в историософском и геополитическом смысле столкновение с Западом как с иным миром, где прозападная часть Украины - лишь его передовой отряд, брошенный на убой. Ведь ни НАТО, ни США, ни другие западные страны не оказали Украине значимой военной помощи, практически оставив ее с
97
Россией один на один и тем самым подставив Украину. В долгосрочном плане это сильнейший удар по престижу Запада. Если Запад и готов воевать (в прямом смысле, а не гибридно), то, как говорят сейчас, лишь до последнего украинца.
Как долго Россия будет леонтьевствовать и данилевствовать, как далеко она в этом зайдет? Никто сейчас не знает ответа на этот вопрос. Но, бросая ретроспективный взгляд на позицию российского руководства, теперь видно, что надо было со всей серьезностью отнестись к следующим словам Путина: «Шаг за шагом Украину втягивали в опасную геополитическую игру, цель которой -превратить Украину в барьер между Европой и Россией, в плацдарм против России. Неизбежно пришло время, когда концепция "Украина- не Россия" уже не устраивала. Потребовалась "анти-Россия", с чем мы никогда не смиримся»1. Слова об Украине как анти-России, с чем невозможно смириться, прозвучавшие с самого верха российского политического Олимпа, как показали события, были черной меткой для киевского радикально-националистического режима.
Тут также следует исправить нашу ошибку, когда мы в предыдущей части обзора писали о позиции статус-кво или позиции официального ситуативного «консерватизма», что для нее характерно отсутствие как четкого политического, так и идеологического и историософского взгляда и решения. В итоге оказалось, что российская власть инициировала решающие события, оказавшись при этом гораздо ответственнее перед лицом истории, чем значительная часть так называемого интеллектуального класса. Увы, старая традиция нашей истории - оппозиционность разной степени (та самая беспочвенность) так называемой думающей части общества к общенародным задачам. При этом начало СВО, если верить социологическим опросам, поддержало около 70% населения страны, а к концу марта рейтинг одобрения действий Путина по опросу «Левады» достиг уже 83%. При этом на традиционный вопрос «дела в стране идут сегодня в целом в правильном направлении, или страна движется по неверному пути?» положительно
1 Путин В.В. Об историческом единстве русских и украинцев. Kremlin.ru 12.06.2021. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66181
98
ответили 69% опрошенных. Это исторический рекорд. Даже после Крымской весны в 2014 г. этот показатель составлял 64%1.
Если задаться вопросом, кто является сегодня главным носителем консервативных идей, субъектом консерватизма, то приходится признать, что таковыми являются государство и власть, опирающиеся на бюджетников в широком смысле слова (людей, работающих по найму на государство) и особенно силовиков. Так называемый же интеллектуальный класс в своем большинстве в решающий момент либо выступил с критикой власти, либо ушел от выражения своей позиции.
В этой части обзора мы рассмотрим самые первые отклики на войну, сделанные западными идеологами-«философами» «прямо с колес», по ходу событий. Но сначала мы хотим немного рассказать о проблеме начала СВО, «кто начал первый», напал ли Путин неожиданно, поскольку это, на наш взгляд, затрагивает важные философско-политические и этические вопросы.
Предварительные соображения об идущих событиях и проблема начала специальной военной операции
Предварительными они являются хотя бы потому, что пока еще совершенно не ясны их итог и результат, мы находимся in statu nascendi каких-то новых времен.
Напала ли первой Россия в феврале 2022 г.? И да, и нет. Нет в том смысле, что война и обстрелы Донбасса шли уже почти восемь лет. За эти годы, согласно статистике ДНР, погибли более 14 тыс. человек, в том числе 200 детей.
Еще в 2015 г. бард Игорь Сивак, родом из Одессы, написал песню «Горловка» (город Донецкой области примерно в 40 км от Донецка, в котором шли интенсивные боевые действия), где были такие слова:
Прилетело и в больницу, и в клуб, И в хрущевках по убитым скорбят. А с экрана покупной «правдоруб»
1 Одобрение институтов, рейтинги партий и политиков. Аналитический центр Юрия Левады. 31.03.2022. URL: https://www.levada.ru/2022/03/30/odobrenie-institutov-rejtingi-partij-i-politikov/
99
Говорит, что это сами себя. И опять на блокпосты мужики Потянулись, кто откуда, кто с чем, Карабины, топоры, кулаки, Супротив артиллерийских систем. <...>
По ком, по ком, по ком? Звонит от осколков колокол? В горле - кровавый ком -Гор-лов-ка.
За что? - За то, что другие! - За то, что, не шапито.
Когда мы пойдем на Киев, Не спрашивайте: «за что?» (курсив мой. - Ю. П.)1.
Тем не менее в феврале 2022-го именно Россия первой нанесла удар, не дожидаясь атаки со стороны ВСУ на Донбасс. Был ли этот удар упреждающим или прямо атакующим, мы не знаем и знать по-настоящему сейчас не можем. Поэтому предварительно можно сказать, что именно Россия, взяв под официальную защиту ДНР и ЛНР, перевела вялотекущий конфликт, не имевший никаких перспектив мирного разрешения, в его горячую фазу.
Этого почти никто не ожидал. С этим и был связан шок так называемого интеллектуального класса. Но в то же время этот интеллектуальный класс, как и большинство населения Украины, были преимущественно равнодушны все восемь лет к войне на Донбассе и гибели там мирного населения. Но если война идет в относительно небольшом уголке страны, она легко может распространиться и на всю страну в целом.
Надо с некоторым стыдом за свою наивность признать, что американцы и Запад были правы, когда многократно предупреждали, что «Путин нападет на Украину в феврале 2022-го», и спешно вывозили свои посольства и своих граждан. У нас в России это породило ураган остроумных шуток, но в итоге всем очень скоро стало не до смеха.
1 https://i-sivak.livejournal.com/52567.html
100
В связи с этим вспоминается один случай из жизни философа Л. Витгенштейна, столь же, пожалуй, выразительный, что и «кочерга Витгенштейна»1, хотя и гораздо менее известный. Однажды Витгенштейн и его более молодой коллега, друг и ученик Норман Малькольм обсуждали сообщение немецких газет о том, что английское правительство причастно к покушению на Гитлера
1 25 октября 1946 г. был единственный случай в истории, когда в одной аудитории встретились Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Карл Поппер. Это было одно из заседаний Морального клуба, главой клуба был Витгенштейн -признанный номер 1 британской философии того времени. Поппер, такой же венский эмигрант и еврей, как и сам Витгенштейн, специально приехал из Лондона в Кембридж, чтобы сделать доклад «Существуют ли философские проблемы?» Как уже видно из темы доклада, он явно полемически метил в философию Витгенштейна. Поппер произнес тезисы, записей которых не сохранилось. Но их суть была в том, что подлинные метафизические проблемы существуют, это проблемы политической теории, познания и научного метода. И они не являются лингвистическими загадками или «лингвистическими головоломками», как считал Витгенштейн, их невозможно вылечить прояснением языка и аналитическими приемами. Затем состоялся короткий обмен репликами между Поппером и Витгенштейном, который, по показаниям свидетелей, длился примерно 10 минут, причем Витгенштейн в это время схватил кочергу и вертел ее в руках. Дальнейшее изложим по версии Поппера, как он написал в своей автобиографии уже через двадцать лет после смерти Витгенштейна: «Я продолжал говорить, что если бы я думал, что не существует настоящих философских проблем, то определенно не стал бы философом; а тот факт, что многие, если не все, люди бездумно принимают ошибочные решения многих, если не всех, философских проблем, является единственным оправданием решения стать философом. Витгенштейн снова подпрыгнул, перебивая меня, и начал длинную речь о головоломках и несуществовании философских проблем. В один из подходящих моментов я прервал его и зачитал заранее подготовленный мною список философских проблем, таких, как: познаем ли мы вещи посредством органов чувств?; получаем ли мы знания посредством индукции? Эти вопросы были отметены Витгенштейном на том основании, что они являются логическими, а не философскими. Тогда я упомянул проблему существования потенциальных или, возможно, даже актуальных бесконечностей, которую он отмел как математическую. (Это отрицание вошло в протокол.) Тогда я сказал об этических проблемах и о проблеме оценки этических норм. В это мгновение Витгенштейн, который сидел рядом с камином и нервно поигрывал кочергой, которую он иногда использовал, как регулировщик палку, когда хотел подчеркнуть свои утверждения, воскликнул вызывающе: "Приведите мне пример этического правила!" Я ответил: "Никогда не угрожай кочергами приглашенным лекторам". После чего Витгенштейн в ярости швырнул кочергу на пол и выскочил из аудитории, громко хлопнув за собой дверью» [2, с. 133].
101
в 1939 г. Витгенштейн сказал, что он бы не удивился, если бы это оказалось правдой. Малькольм на это возразил, что такие неджентльменские приемы не в национальном характере англичан, что они слишком порядочны и цивилизованы для того, чтобы заниматься подобными закулисными делами. При этих словах Витгенштейн пришел в негодование от такой некритичности и даже на время прервал общение с Малькольмом. Суждение последнего он расценил как величайшую глупость и доказательство того, что занятия философией под его, Витгенштейна руководством, ничему Малькольма не научили. Позже, правда, отношения между ними восстановились, хотя и не без трудностей [1, с. 39-40].
Тем не менее этот случай показывает, что не стоит так уж возвышенно думать о нравственных качествах своего правительства, даже если поддерживать его действия. Прав был К.Н. Леонтьев, когда считал, что христианская политика (которой так хотел В.С. Соловьев) вещь невозможная и даже фальшивая. Ведь политика, добавим от себя, это мирская забота о мирских делах, она, в принципе, не может быть вообще без примеси греха, который неотделим от мира сего.
Леонтьев говорил, что «известная степень лукавства в политике, замечу, есть обязанность; ибо политика есть дело механическое; это есть ничто иное как естественная взаимная пондера-ция общественно-государственных сил... Старомосковские князья и бояре наши были все очень искренние православные люди и вместе с тем очень лукавые и очень искусные политики» [3, с. 244].
Называть ли действия России в феврале 2022-го военно-политической хитростью или коварством - дело вкуса и партийно-политических пристрастий. Как известно, у нас разведчики, у них -шпионы. Но приходится констатировать: успешная политика (и война как ее продолжение другими средствами) невозможна без хитрости, обмана и коварства. Представляется поэтому, что с христианской точки зрения любая политика, любая война, и особенно война гражданская, все же сущностно связаны и с грехом тоже, с греховной природой человека. Даже так называемая справедливая война - в том числе потому, что из-за боевых действий обеих сторон гибнут мирные люди.
102
Это, впрочем, не отменяет того, что одна из сторон будет более права в идущем конфликте, в том числе и в гражданском. Повторимся, для нас идущий на Украине конфликт носит смешанный, внутренне-внешний характер, имеет явственные признаки гражданской войны хотя бы по трем основаниям. Первое: еще тридцать лет назад все его участники или их родители жили в одной стране - СССР. Второе: еще восемь лет назад многие его участники жили тоже в одном государстве - Украине. Третье: ментальная, культурная, языковая и этническая близость русских и украинцев. Кстати, верное наблюдение: множество людей с русскими фамилиями воюют на стороне ВСУ и множество людей с украинскими фамилиями на стороне союзных сил (ВС РФ, ДНР и ЛНР). Также многие люди, оказавшись на Украине, благодаря пропаганде проникаются майданной идеологией и наоборот.
Да, ответственность за войну и связанный с ней грех с высшей точки зрения лежит на обеих сторонах, но далеко не всегда эта ответственность является равной и даже сопоставимой, в том числе и в гражданских конфликтах.
В то же время реальная невозможность нелукавой, чистой христианской политики, необходимость военной хитрости и политического обмана не означает, что не остается вообще нравственных преград в борьбе с врагом. Конечно, остается. Недопустимы садизм, издевательства над пленными и пытки, сознательное причинение вреда мирному населению и т.д. Два главных качества для успеха войны - мужество и стремление остаться человеком, не переступить нравственную грань.
Западные идеологи о войне Z/V
С начала войны на Украину приехал Бернар Анри-Леви, которого в прессе часто называют известным философом, хотя никакие его философские труды никому неизвестны. На самом деле это французский публицист и журналист, призванный создать нужную медийную картинку и видимость интеллектуализма. Он за последние несколько десятилетий всегда занимал радикально глобалист-ские позиции в разных конфликтах. В 1999 г. он призывал поддержать «Армию Косово» и бомбить Югославию. Тогда же после нападения банд Басаева на Дагестан рекомендовал Западу при-
103
знать власть боевиков и самопровозглашенного «президента Чеченской Республики Ичкерия» Масхадова. Позже поддержал «революцию роз» в Грузии, а потом Саакашвили в войне 08.08.08. В 2011-м яростно призывал расправиться с Каддафи. Не менее горячо участвовал в яростной кампании против Асада, а в феврале 2014 г. обратился с ободряющей речью к участникам евромайдана в Киеве с речью. Она содержала русофобские мотивы и была совершенно безграмотной с исторической точки зрения («Украина блистала, когда России еще не было и в помине»): «Ваша сила заключается в вашей высокой цивилизации, пусть вас, как и все европейские народы, преследует трагический и преступный период истории. Украина и Киев блистали, когда России еще не было и в помине. Поэтому в каждом гражданине майдана больше культуры и истории, чем в сочинском хвастуне, этом дутом Тарзане, который является врагом святой Софии и ее мудрости»1.
За то, что Бернар-Леви почти всегда появляется там, где беда, и всегда занимает позиции воинствующего радикального либерализма и глобализма, его прозвали «всадником Апокалипсиса» (все-таки слишком громко для него, я считаю).
В начале марта 2022 г. он появился в Одессе, где фотографировался вместе с военным комендантом Одессы Максимом Марченко, командиром карательного добровольческого батальона «Айдар». Увы, как можно предположить, его появление не сулит Одессе ничего хорошего, является своего рода черным предзнаменованием (дай Бог, чтобы это не сбылось). Кстати, Бернар-Анри вдохновил Виктора Пелевина. Тот в своем романе «8.К.и.Р.Б.» (2011) изобразил его под слегка измененным именем - БАММ или Бернар-Анри Монтень Монтескье. А именно, там описаны люди особой профессии, для которой автор придумал новое название -дискурсмонгеры - торговцы дискурсом. Эта торговля имеет четкую цель или заказ, поскольку они на самом деле разжигатели войн и лишь по совместительству - «философы» и публицисты. Они умеют строить дискурс так, так им торговать, чтобы под маской морализирующей публицистики разжечь и оправдать очеред-
1 Цит. по: «Всадник апокалипсиса» уже на Украине : Для чего идеолог цветных революций прибыл в зону спецоперации // Life.ru. - 2022. - 16.03. -URL: https://life-ru.turbopages.Org/life.ru/s/p/1479325
104
ной военный и революционный пожар в интересах транснациональных западных элит. Вот выразительная цитата из романа: «Последние несколько войн в паре со мной работал Бернар-Анри Монтень Монтескье... Сам он предпочитал называть себя философом. Так же его представляли в новостях. Но в платежной ведомости, которую составляют на церковноанглийском, его должность называется однозначно: "crack discourse-monger first grade"1. To есть на самом деле он такой же точно военный. Но противоречия тут нет - мы ведь не дети и отлично понимаем, что сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке... » (4, с. 20).
В своих по-прежнему трескучих статьях, посвященных войне на Украине и своему «героическому» визиту в Одессу, этот «торговец трескучим дискурсом» остается верен себе. В интервью изданию Jewish Chronicle он призывает НАТО создать беспилотную зону над Украиной, не взирая на риск Третьей мировой войны, которая будет ядерной. Про тех, кто резонно этого опасается, он говорит, что «их ждет, как сказал Черчилль, и бесчестье, и война. В любом случае, как может цивилизованный мир жить с таким дамокловым мечом над головой? Если мы не остановим Путина сейчас, Путин будет угрожать Молдове, Польше, Литве. И мы снова скажем: "Если мы будем сопротивляться, мы рискуем ядерным конфликтом..."»2.
Также он хвалит военного коменданта Одессы, командира батальона «Айдар» Марченко, говоря, что встретил его впервые еще на Донбассе два года назад и что он мужественный, смелый человек и никакой не экстремист или фашист. Кстати, его фотосессия с Марченко - и правда, яркое визуальное подтверждение смычки радикального либерализма и радикального национализма с элементами нацизма. Конечно, неправильно и слишком идеоло-гично было бы говорить, что Россия воюет там с нацизмом и нацистами. Это можно списать по ведомству пропаганды. Главное -
1 В переводе с английского - первоклассный торговец трескучим дискурсом.
2 Нам нужна сейчас бесполетная зона, - говорит Бернар-Анри Леви из Одессы // Jewish Chronicle. - 2022. - 17.03. - URL: https://www.thejc.com/news/ world/we-need-no-fly-zone-now-bernard-henri-levy-tells-jc-from-odessa-Et7H2J15BU hnI5lfAlF5G
105
Россия, как Восток Европы, вступила в борьбу с западным миром как с иной цивилизацией. На стороне официального Киева множество людей с неукраинскими фамилиями: русскими и вплоть до афганских, корейских и особенно еврейских (что совсем уж парадоксально, если вспоминать историю ОУН и УПА!), их цель -вступление в ЕС и НАТО. Это ведущая идеология. Но факт и то, что союзниками и передовым отрядом, боевым костяком сопротивления тут выступают радикальные националисты, испытывающие симпатии к элементам нацистской идеологии. Объединяет их русофобия как ненависть к русскому культурно-историческому миру и некое тайное внутреннее родство либерализма и национализма. О том, что расцвет либерализма и национализма в истории Европы неслучайно совпал по времени, писали многие, в том числе К.Н. Леонтьев («Национальная политика как орудие всемирной революции»).
В действиях России Бернар-Анри не видит вообще никаких хоть сколько-нибудь разумных причин: «Никакого значения. Нет причин. Никаких претензий любого рода и никакой реальной цели. Просто глупая жестокость Путина». Это всего лишь «вечное возвращение, под небом, голубым от гнева, древнего варварства». При этом, по его мнению, сейчас на карту поставлено будущее Европы и всего свободного мира. Называя Одессу «самым дальним форпостом Европы»1, воюющую Украину он понимает как «борющуюся за открытый и свободный мир», как сражающуюся «на передовой за европейцев». «И по этой же причине мы (т.е. европейцы. - Ю. П.) должны действовать без промедления, напрямую, чтобы положить конец этой войне»2.
На события на Украине немедленно откликнулся и другой известный западный идеолог-публицист и пророк от либерализма -Френсис Фукуяма, тот самый, который в конце 1980-х годов в квазигегельянском духе провозгласил «конец всемирной истории» и
1 Бернар-Анри Леви. Письмо из Одессы: молитва за Одессу // Newsta-tesman. - 2022. - 30.03. - URL: https://www.newstatesman.com/world/europe/ ukraine/2022/03/a-prayer-for-odessa
Бернар-Анри Леви, Шон Пенн, Салман Рушди Стинг. Десять вещей, которые должен сделать Запад прямо сейчас, чтобы закончилась варварская путинская война // Telegraph. - URL: https://www.telegraph.co.uk/world-news/2022/03/09/ bernard-henri-levy-sean-penn-salman-rushdie-sting/
106
безоговорочную победу либерализма. В статье «Война Путина против либерального порядка» в американской газете Financial Times он предлагает свое осмысление конфликта на Украине, которое также ведется с позиции убежденных и идейных противников России. Для Фукуямы в случае с Украиной речь идет о будущем глобального либерального проекта (с чем можно согласиться). Однако это сопровождается совершенно манипулятивными аргументами и откровенным игнорированием неудобных фактов (например, агрессии США против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии). Сам же западный мир и не выдержал провозглашенных им принципов, он сам же первый нарушил продекларированные правила игры и непоправимо загрязнил чистоту своего «идеологического мундира». Но в главном Фукуяма прав: либеральный порядок действительно находится в кризисе, отсюда и его призывы «не снижать бдительность».
Фукуяма говорит, что «ужасающее вторжение России в Украину 24 февраля стало переломным моментом в мировой истории. Оно знаменует конец эпохи после холодной войны, откат от «единой и свободной Европы», которая, как мы думали, возникла после 1991 года, и оно означает конец провозглашенного «конца истории». С его точки зрения Путин хочет восстановить как можно большую часть бывшего Советского Союза, включив Украину в состав России и создав сферу влияния, простирающуюся через все восточноевропейские государства, которые присоединились к НАТО в 1990-х годах. Но Путин, говорит Фукуяма, не сможет достичь своих максимальных целей. «Он рассчитывал на быструю и легкую победу, и на то, что украинцы будут относиться к нему как к освободителю. Вместо этого он разворошил осиное гнездо, а украинцы всех мастей проявили беспрецедентную стойкость и национальное единство. Даже если Путин возьмет Киев и свергнет президента Владимира Зеленского, он не сможет в долгосрочной перспективе подчинить военной силой разъяренную нацию численностью более 40 млн человек. И ему придется столкнуться с демократическим миром и альянсом НАТО, объединенным и мо-
107
билизованным как никогда ранее, который ввел дорогостоящие санкции против российской экономики»1.
Тем не менее, говорит Фукуяма, нынешний кризис показал, что существующий либеральный миропорядок нельзя принимать как должное. За него надо постоянно бороться, иначе он исчезнет, как только его сторонники ослабят бдительность. Кризис начался не сегодня, замечает автор. Либерализм уже некоторое время находится под ударом как справа, так и слева. Даже страны с давней традицией либеральной демократии, такие, как США и Индия, подверглись искушению популизмом, неолиберализмом и национализмом. С точки зрения Фукуямы популистские консерваторы сильно возмущены открытой и разнообразной культурой, которая процветает в либеральных обществах, и тоскуют по временам, когда все исповедовали одну религию и разделяли одну этническую принадлежность (хотя фактически дело обстоит напротив - современный глобальный мир гораздо более унифицированный и единообразный, чем ранее). Например, говорит Фукуяма, либеральная Индия Ганди и Неру превращается в нетерпимое индуистское государство под руководством Нарендры Моди, премьер-министра Индии; в то же время в США белый национализм открыто приветствуется в рядах Республиканской партии.
Вызову слева, по Фукуяме, в свою очередь подверглись либеральные ценности толерантности и свободы слова. «Многие прогрессисты считают, что либеральная политика с ее дебатами и достижением консенсуса слишком медлительна и не справляется с экономическим и расовым неравенством, возникшим в результате глобализации. Многие прогрессисты проявляют готовность ограничить свободу слова и надлежащую правовую процедуру во имя социальной справедливости». В то же время как правые, так и левые антилибералы объединились в своем недоверии к науке и экспертизе. «Слева, от структурализма XX века, постмодернизма и современной критической теории, тянется линия мысли, которая ставит под сомнение авторитет науки. Французский мыслитель Мишель Фуко утверждал, что теневые элиты используют язык науки, чтобы скрыть господство над маргинальными группами,
1 Ф. Фукуяма. В ожидании поражения : пер. на русский портал Катехон. -URL: https://katehon.com/ru/article/voyna-putina-protiv-liberalnogo-poryadka?
108
такими как геи, психически больные или заключенные. Это же недоверие к объективности науки теперь перешло к ультраправым, где консервативная идентичность все больше вращается вокруг скептицизма в отношении вакцин, органов здравоохранения и экспертизы в целом»1.
Современные технологии (Интернет) помогают подрывать авторитет науки, продолжает автор. Он, дескать, дает площадку злоумышленникам для распространения политической дезинформации и «языка ненависти».
Впрочем, по Фукуяме, в утрате влияния и авторитета либерализма во многом виноват он сам, потому что в нем в 1980-1990-е годы проявились саморазрушительные тенденции, связанные с неолиберализмом: это демонизация государства как врага экономического роста и индивидуальной свободы, сокращение социального обеспечения и регулирования, социальных расходов и государственных секторов. Все это устранило буферы, которые защищали людей от капризов рынка, что привело к значительному росту неравенства в течение последних двух поколений. Превозносилась эффективность (российский феномен «эффективных менеджеров» - добавим от себя), что привело к аутсорсингу рабочих мест и разрушению сообществ рабочего класса в богатых странах, что и заложило основу для подъема популизма в 2010-х годах.
В целом, говорит Фукуяма, «правые дорожили экономической свободой и доводили ее до неустойчивых крайностей. Левые, напротив, делали упор на индивидуальный выбор и автономию, даже если это шло в ущерб социальным нормам и человеческому сообществу. Эта точка зрения подрывала авторитет многих традиционных культур и религиозных институтов. В то же время критические теоретики начали утверждать, что либерализм сам по себе является идеологией, скрывающей корыстные интересы его сторонников, будь то мужчины, европейцы, белые люди или гетеро-сексуалы. И справа, и слева основополагающие либеральные идеи доводились до крайностей, которые затем подрывали воспринимаемую ценность самого либерализма. Экономическая свобода превратилась в антигосударственную идеологию, а личная авто-
1 Ф. Фукуяма. В ожидании поражения : пер. на русский портал Катехон. -URL: https://katehon.com/ru/article/voyna-putina-protiv-liberalnogo-poryadka?
109
номия - в прогрессивное мировоззрение woke, которое воспевало разнообразие, а не общую культуру»1.
В образовавшуюся идеологическую пустоту, продолжает Фукуяма, вступают нелиберальные авторитарные режимы. У России, Китая, Сирии, Венесуэлы, Ирана и Никарагуа, говорит он, мало общего, кроме того, что они не любят либеральную демократию и хотят сохранить свою авторитарную власть, а также создали сеть взаимной поддержки. А в центре этой сети, по мнению пророка от либерализма Фрэнсиса Фукуямы, находится путинская Россия, которая «предоставляет оружие, советников, военную и разведывательную поддержку практически любому режиму, независимо от того, насколько ужасен для собственного народа, который противостоит США или ЕС». «Эта сеть простирается в самое сердце либеральных демократий», ведь и правые популисты западных стран выражают восхищение Путиным. Это бывший президент США Трамп, а также Марин Ле Пен и Эрик Земмур во Франции, Маттео Сальвини в Италии, Жаира Болсонару в Бразилии, лидеры AfD в Германии и Виктор Орбан в Венгрии. «За последние два поколения либеральный мир добился огромного роста гендерного равенства и терпимости к геям и лесбиянкам, что спровоцировало некоторых правых поклоняться мужской силе и агрессии как добродетели»2.
Так что, как в конце статьи признает автор, проблемы либерализма не закончатся, даже если Путин проиграет, ведь на очереди Китай, а также Иран, Венесуэла, Куба и популисты в западных странах. Но ведь Россию он видит как центр сопротивления либеральному миропорядку.
Вряд ли воюющих сейчас украинских националистов воодушевит проскользнувшее в этой статье признание, что именно украинцы будут нести издержки путинской агрессии и что именно они будут сражаться от имени всех нас («ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»). Фукуяма восхищается их мужеством и говорит оптимистично, что «дух 1989 года по-прежнему жив в их уголке мира. Для остальных нас он дремал и сейчас пробуждается».
1Ф. Фукуяма. В ожидании поражения : пер. на русский портал Катехон. -URL: https://katehon.com/ru/article/voyna-putina-protiv-liberalnogo-poryadka?
2 Там же.
110
В другом своем тексте под названием «Готовясь к поражению» от 10 марта 2022 г. в онлайн-журнале American Purpose (его возглавляет сам Фукуяма) автор высказывает 12 прогностических тезисов насчет украинской ситуации (а силу и точность его прогнозов мы все давно знаем). В них почти совсем нет идеологии и какого-то философского содержания, они носят преимущественно военно-политический характер. Остается позавидовать широте кругозора профессора. Впрочем, если вспомнить профессию нашего предыдущего героя, философствующего публициста и военного по совместительству - торговец первого класса трескучим дискурсом, - жанр текста и его цели становятся более понятны.
Фукуяма высказывает уверенность, что полное поражение России в Украине все ближе. Россию подвело планирование, основанное на ложном предположении, что украинцы благосклонно относятся к России. Путин направил на эту операцию основную часть своих сил, и у него нет больших резервов, которые можно было бы еще задействовать (откуда это известно американскому профессору?). Боевой дух русских войск должен скоро испариться. То, что американцы и НАТО решили не закрывать небо над Украиной и не передавать ей польские МиГи, это правильно. Пусть лучше украинцы победят россиян самостоятельно. Это лишит Москву возможности оправдаться, что на них напало НАТО, а также избежать очевидных возможностей эскалации. При этом Путин не переживет поражения своей армии (только политически или не только?).
Фукуяма радуется, что вторжение якобы нанесло огромный ущерб популистам во всем мире, которые до нападения выражали симпатию к Путину - Маттео Сальвини, Жаиру Болсонару, Марин Ле Пен, Виктору Орбан и, конечно, Дональду Трампу. Политика войны, говорит он, обнажила их откровенно авторитарные наклонности. Также эта война - хороший урок для Китая. Как и Россия, Китай на протяжении последнего десятилетия наращивал якобы высокотехнологичные военные силы, но эти силы не имеют реального боевого опыта. Китайская авиация, наверное, повторит печальный пример российских воздушных сил, у которых также нет опыта сложных операций в воздухе (а как же Сирия - из совсем недавних?).
111
Особенно забавно смотрится тезис под номером 11: «Турецкие дроны "Байрактар" стали бестселлерами»1.
12-й тезис резюмирует и дает главный вывод: «Поражение
России сделает возможным "новое рождение свободы" и избавит
нас от беспокойства по поводу упадка глобальной демократии.
Дух 1989-го будет жить и дальше, и все благодаря группе отваж-
2
ных украинцев» .
Такой вот очередной трескучий дискурс.
Продолжение следует.
Список литературы
1. Малькольм Н. Людвиг Витгенштейн. Воспоминания // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. - Москва : Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1993. - С. 31-97.
2. Поппер К. Неоконченный поиск. Интеллектуальная биография. - Москва : Праксис, 2014. - 290 с.
3. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. - Москва, 1885. Т. 1. : Мои воспоминания о Фракии. - 312 с.
4. Пелевин В.О. Б^ИТТ. - Санкт-Петербург : Азбука, 2011. - 447 с.
1 Ф. Фукуяма. Готовясь к поражению // American Purpose. - 2022. - 17.03. -URL: https://www.americanpurpose.com/blog/fukuyama/preparing-for-defeat/
2 Там же.
112