Научная статья на тему 'Конфликт как социальное явление и специфика управления конфликтными ситуациями'

Конфликт как социальное явление и специфика управления конфликтными ситуациями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
329
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ / КАРТА КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Родермель Т.А., Тур В.Р.

В данной статье рассматривается понятие «конфликт», классификация, карта данного явления. Рассуждения о конфликтной ситуации и процессах управления ей руководителем учреждения. В заключении сделан вывод о том, что одним из способов разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт как социальное явление и специфика управления конфликтными ситуациями»

Всё уже поздно ещё не начавшись, Всюду нули и потеря всего, Новая мода на злую тотальность И оголтелую скорость в совсем ничего.

Снова деньги и власть, окаянная сила Тоскливо встают на пороге страны. Вера в людей и добро нас растила Памяти предков должны быть верны.

Список литературы:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - 10-е изд., изм. и доп. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. - 784 с.

2. Зорькин В.Д. Право - и только право. О вопиющих правонарушениях, которые упорно не замечают // Российская газета. - 2015, 24 марта. - С. 11.

3. Орлова О.В. Понятие и предпосылки возникновения и развития гражданского общества в России // Государство и право. - 2013. - № 7. - С. 19-26.

4. Шахрай С. Воскресить историю как основу национального самосознания // Родина. - 2012. - № 9. - С. 3.

КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ

© Родермель Т.А.*, Тур В.Р.*

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Сургут

В данной статье рассматривается понятие «конфликт», классификация, карта данного явления. Рассуждения о конфликтной ситуации и процессах управления ей руководителем учреждения. В заключении сделан вывод о том, что одним из способов разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения личности.

Ключевые слова конфликт, деструктивный конфликт, конфликтная личность, управление конфликтом, классификация стилей, карта конфликта.

* Старший преподаватель кафедры Социальной работы и социального права, кандидат философских наук.

* Студент 3 курса заочного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление».

Неизменимо востребовано остается вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности, как личности, так и социальной группы, организации и общества в целом. Обращаясь к истории, мы акцент ставим на философские взгляды Древнего мира и Средневековья, которые видели в конфликтах некое средство к взаимопониманию и доброму согласию. На современном этапе большинство тех, что закладывали фундамент конфликтологии, указывали на конфликты как на средство разрешения социальных противоречий и поддержания равновесия в общественном устройстве. Также, конкретно усматривается осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми.

Что такое конфликт? Принято считать, что конфликт - это противоборство сторон, столкновение разнонаправленных сил в условиях противодействия [1].

В современном мире, мы предполагаем сложность в организации развития личности, её особые взгляды и интересы, мир уединённости в мегаполисе способствуют возникновению конфликтных ситуаций и являются неотъемлемой частью нашей жизни. Конечно, было бы весьма странно, если бы люди перестали спорить и ссориться. Фактически это возможно лишь в одной ситуации: надо прекратить общаться, тем самым обречь себя на одиночество. Что для многих людей невозможно.

Но, конфликт это не только негативное явление в нашей жизни, он приносит не только вред. Исследования конфликта играют положительную роль как в организационной структуре предприятия, в организации поведения работников, так и для совершенствования учреждения. Разрешение сложных производственных ситуаций в частности поведенческих, необходимо понимание причин и динамики развития конфликта.

Например, при выборе направления для решения какой-либо проблемы возникшей в коллективе, при большом количестве предложений возникает конфликт, для решения которого нам необходимо принять одно решение, которое выгодно всем. Ведь «в споре рождается истина». При этом мы можем получить дополнительную информацию, выявить проблемы и варианты их решения. Коллектив становится терпимее друг к другу, снижается напряжение в отношениях, увеличивается работоспособность, что ведет к улучшению качества работы.

Знания об эффективных аспектах разрешения производственных конфликтных ситуациях влияет на качество межличностных отношений (на работе или в семье) и благополучие психоэмоционального состояния всех участников взаимодействия.

Конфликты, связанные с трудовым поведением, составляют значительную часть всех конфликтов. Поэтому любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был

как можно быстрее исчерпан, ибо его последствия могут принести немалый ущерб.

По действиям на функционирование организации различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Положительно решаемые проблемы позволяют принять рациональные решения и помогают в развитии взаимоотношений. Деструктивные, наоборот, создают препятствия качественному взаимодействию и принятию решений.

Несмотря на многообразие, конфликты имеют общие стадии протекания:

- появление условий для возникновения конфликта (противоречивость интересов, ценностей, норм);

- конфликт становится очевидным для участников (изменение взаимоотношение, напряженная обстановка);

- конфликтные действия (споры, столкновения, выяснение отношений);

- снятие или разрешение конфликта (сотрудничество, стремление избежать конфликта, компромисс).

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру, включающую в себя:

- участники (противостоящие стороны, личности, группы, организации, государства);

- предмет (проблема ради которой или из-за которой возникает противоречие);

- объект (конкретная ценность: идея, принцип, норма);

- цели.

Руководителю-практику необходимо помнить, что для устранения конфликта возможно при наличии всех перечисленных элементов структуры конфликта [2].

В 1985 году М. Рахим предложил классификацию стилей разрешения конфликта, которые считается классическими в психологической литературе [4].

«Ориентация на себя» - степень удовлетворения своих интересов.

«Ориентация на других» - » степень стремления удовлетворять потребности и интересы оппонента.

Из комбинации этих параметров мы получаем следующие стили разрешения конфликта:

1. Сотрудничество - высокая ориентация на себя и других.

2. Уступчивость (сглаживание) - низкая ориентация на себя и высокая -на других.

3. Доминирование (конфронтация) - высокая ориентация на себя и низкая - на других.

4. Избегание - низкая ориентация на себя и других.

5. Компромисс - средняя ориентация на себя и других.

Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х. Корнелиу-сом и Ш. Фэйром [5].

Содержание карты можно определить через ключевые моменты, которые заключены в проблеме конфликта, непременно в определении лица вовлеченного в конфликт. Далее выделив истинные потребности и опасения каждого из главных участников процесса, мы увязываем это с определяемой проблемой.

Составляя карту мы получаем ряд положительных аспектов, которые помогают определить границы дискуссии для того, чтобы люди могли сдерживать себя. Человек сохраняет культуру общения и цивилизованно обсуждает возникшие противоречия через прояснение собственной точки зрения и точки зрения других.

Через создание положительной психологической обстановки человеку предоставляется возможность увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей. Конечно же, будет выбран путь разрешения конфликта.

Рассуждая далее, мы определяем начальное состояние, которое позволит сделать предварительные шаги к разрешению самого конфликта. Следующие вопросы помогут разобраться, что мы хотим для себя? Хотим ли благоприятного исхода? Как мне лучше справиться со своими эмоциями? Нужен ли мне кто-то, кто смог бы помочь в разрешении конфликта? И др.

Рассмотрим, как менеджер сталкивается с конфликтами и его умение предупредить его. Руководитель сталкивается как с деловой формой его проявления, так и личностно-эмоциональной. Среди разнообразных способов разрешения конфликта используются и методы, в которых сложно определить объект разногласий, т.к. трудно определяется столкновение интересов. Встает вопрос для менеджера: «Как же себя вести руководителю с «конфликтной личностью»? Единственным решением является - «подобрать ключик». Чтобы попытаться усмотреть в сопернике друга и положительные черты (качества) этого человека, мы понимаем при этом, что изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы мы не можем. Вот здесь и есть необходимость «подобрать к нему ключ», т.е. такое единственное средство как мы предполагаем - это трудовое действие [3]. А именно, созидание творческой обстановки и возможность реализации себя в ней - это напрямую влияет на развитие личности.

Таким образом, наилучшим советчиком в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.

Список литературы:

1. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.

2. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... / Р.Л. Кричевский. - М., 1999.

3. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М., 1992.

4. Психология XXI века: Учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕР СЭ, 2003

5. Стюхина Г.А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения / Г.А. Стюхина. -М.: ПУ «Первое сентября», 2011. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.