УДК 316.6
ВНУТРИГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
© Татьяна Викторовна КАЗАКОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной
психологии, e-mail: [email protected] © Нина Александровна КОВАЛЬ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии, заслуженный деятель науки РФ, e-mail: [email protected] © Алексей Васильевич КИДИНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, докторант кафедры социальной психологии, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается структура внутригрупповой конфликтности. Анализируются стили поведения личности в конфликтных ситуациях. Раскрываются динамические свойства конфликта. Ключевые слова: конфликт; конфликтность; стили конфликтного поведения.
Каждая группа содержит потенциальные возможности возникновения конфликта, поскольку интересы индивидов пересекаются. Чем теснее группы, тем интенсивнее конфликт. Тесное взаимодействие способствует активному обмену эмоциями, в т. ч. агрессивными, которые будут подавляться, что вызовет нарастание напряжения. В менее тесных группах конфликты будут менее интенсивными, поскольку в них больше локальных конфликтов, напряжения перераспределяется [1-3].
В целом, позитивными конфликтами для группы будут те, которые не затрагивают основы существования группы, способствуя
переориентации норм и отношений соответственно возникающей необходимости. Гибкие структуры выигрывают от конфликтов, застывшие - разрушаются или подавляют инновации. Конфликт также выявляет у членов группы противоречивые интересы, что дает возможность их согласования [4-6].
Опираясь на анализ научной литературы и полученные нами данные, структуру внутригрупповой конфликтности можно представить следующим образом (рис. 1), а саму внутригрупповую конфликтность понимать как установку группы на решение возникшего противоречия конфликтными средствами.
В К
н О
У н
Т Ф
Р Л /
И И 1
Г К 1
Р Т 1
У Н \
П О
П С
О Т
В Ь
А
Я
Внутригрупповая субкультура
Деструктивные установки группы
Групповые защитные реакции
Снижение внутригрупповой продуктивности
Доминирование эмоций в группе
Разрушение внутригрупповых связей
Внутригрупповое про-
странство; степень вовлеченности членов группы в конфликтные отношения; коллективные и индивидуальные последствия конфликта
Рис. 1. Структура внутригрупповой конфликтности
Конфликтность по своей психологической процедуре является сложным, интегральным и многоуровневым образованием, детерминированным многочисленными и разными факторами, а также разнохарактерными индивидуально-личностными свойствами как руководителя, так и персонала, способствующими проявлению различных форм конфликтности, обусловливающих, в свою очередь, стиль и тактику поведения в конфликтной ситуации. Существуют разные стили поведения личности в конфликте, представленные в научной литературе.
В частности, выделяют:
- экстраиндивидуальный стиль, многоуровнево определяемый, когда конфликтность индивида стимулируется со стороны других людей или социально перцептируется другими людьми;
- интраиндивидуальный, обусловленный свойствами индивидуальности, симпто-мокомплексы которых представлены в поведенческих актах и реакциях, способствующих проявлению разных стилей поведения в конфликтной ситуации;
- метаиндивидуальный, порождаемый конфликтностью самого человека, оказывающего влияние на других субъектов социального окружения и стимулирующего конфликтность последних [7, с. 97].
Нам представляется, что внутригрупповой конфликт, обладая своими социальнодинамическими свойствами, раскрывающими его сложность, противоречивость, инте-гральность, порождает определенный стиль и тактику поведения в возникшей конфликтной ситуации.
Нами были выделены следующие стили поведения индивидов в условиях внутригруппового конфликта:
- ориентировочный стиль, когда член группы реагирует на конфликт в зависимости от обстоятельства. Другими словами это, так называемый «приспособленческий тип»;
- инициирующий стиль поведения в конфликте - член группы подстрекает других к конфликту, создает прецедент для конфликтной ситуации, продвигает конфликтный способ решения возникшей проблемы;
- конформиский стиль характеризуется тем, что индивид участвует в конфликте по примеру других (ситуация типа «все конфликтуют - и я»).
Названные стили влияют на стратегии участия индивида во внутригрупповом конфликте и находят проявление в общегрупповой динамике.
В целом, рассматривая внутригрупповой конфликт как социально-динамический феномен можно раскрыть его свойства, проследить особенности их проявления в ходе конфликтной ситуации.
Социально-динамическими свойствами конфликта, раскрывающими его противоречивую сущность, на наш взгляд, являются:
- латентность и очевидность;
- тотальность и локальность;
- поэтапность и целостность;
- противоборство и взаимодействие;
- принуждение и компромисс;
- подчинение и диктат;
- эскалация и ослабление;
- поражение и победа;
- завершенность и инициация.
Латентность конфликта является его
типологическим свойством, означающим скрытое течение потенциально конфликтных отношений до периода их явного проявления. Латентность конфликта представляет собой объективно необходимый период созревания неявного противостояния до открытого столкновения целей, ценностей и сил. Социальный динамизм конфликта проявляется в том, что его латентность всегда сочетается с очевидностью, когда пока еще скрытый конфликт не только известен членам группы, но и явно обнаруживается во внутригрупповых отношениях. Динамичность конфликта выражается в балансировании между приближением кризисной точки развития конфликта и уходом от него.
Другим типологическим свойством конфликта является его тотальность, т. е. распространение на всю систему внутригрупповых отношений и даже выход за пределы внутригрупповых связей. Тотальность конфликта означает психологическую вовлеченность в него всех членов группы, даже если они остаются в стороне от готовящегося столкновения. При всей тотальности конфликтной ситуации, захватывающей всю группу, конфликт всегда локален и представляет собой столкновение противоборствующих сторон, представленных ограниченным числом членов группы. Локализация конфликта в отдельных точках сети внутригруп-
повых межличностных связей может носить «блуждающий» характер и поочередно затрагивать разных участников или может быть устойчиво фиксированной в отношениях между конфликтующими представителями противопоставленных группировок. В любом случае, локальность и тотальность, будучи неразрывно связанными между собой, всегда характерны для социального динамизма внутригруппового конфликта [8].
Любой конфликт в межгрупповых отношениях характеризуется своей поэтапностью от зарождения до разрешения конфликта. Этот процесс может включать значительное количество промежуточных связей, что производит впечатление раздробленности процесса развития конфликтных отношений. Вместе с тем, конфликтная ситуация, расчлененная на определенные периоды, стадии и фазы отличается выраженной целостностью, в соответствии с которой уже в период зарождения конфликта просматриваются явные попытки его разрешения, включая преднамеренное обострение кризисной ситуации для скорейшей ликвидации источника конфликта. Иными словами, социальный динамизм конфликтных отношений заключается в единстве поэтапности и целостности конфликта как социального феномена.
Социальный динамизм конфликта предполагает, с одной стороны, противоборство конфликтующих сторон, а с другой - их взаимодействие. Подобный парадокс не случаен, т. к. даже в периоды самого острого противостояния конфликтующих сторон, они взаимодействуют друг с другом в поисках путей выхода из конфликтной ситуации. Не случайно, что в период развития конфликта в ряде случаев зарождаются не только противодействующие, но и партнерские отношения, которые могут укрепиться и принять форму продуктивного сотрудничества в по-стконфликтной стадии.
Аналогично противоборству и взаимодействию участников конфликта, социальный динамизм их отношений включает единство таких противоположных по сути действий, как принуждение и компромисс. Конфликтное взаимодействие предполагает не только принуждение противоположной стороны к совершению желаемых действий, но и достижение необходимого компромисса. Причем в ряде случаев компромиссные дей-
ствия совершаются как стратегии оказания давления на противоположную сторону и принуждения ее к определенным действиям.
Единство и противоположность принуждения и компромисса неотделимы от сложных динамических отношений подчинения и диктата в конфликтной ситуации. Так, подчинение одной стороны другой не только предполагает выполнение чужой воли, но и собственное волеизъявление, что объединяет подчинение и диктат в сложное социальнодинамическое единство. Дело в том, что если бы подчинение или диктат одной стороны были абсолютными, динамика конфликта была бы невозможной, а сам конфликт не мог бы возникнуть.
Точно так же динамические характеристики конфликтных отношений не существуют без социальной динамики эскалации и ослабления конфликтной напряженности. Именно поэтому усиление и снижение напряжения в отношениях конфликтующих сторон не является основанием для вывода об их обострении или о сближении позиций.
Не менее сложной является социальная динамика поражения и победы в конфликтных отношениях, когда трудно отождествить эти состояния с определенным этапом развития конфликтных отношений и не менее трудно четко дифференцировать победителя и побежденного среди участников конфликта. Дело в том, что анализ конфликтных ситуаций нередко показывает, что победитель конфликта может лишь в течение ограниченного периода пользоваться плодами победы, рано или поздно уступая свои преимущества побежденной стороне. Аналогично побежденная сторона в конфликтной ситуации может эффективно воспользоваться возникающими преимуществами и не только компенсировать свое недавнее поражение, но и стать фактическим победителем. Более того. уже в ближайший период после завершения конфликта недавние оппоненты могут стать тесно взаимодействующими партнерами.
Во вновь сложившейся социальнодинамической ситуации бывает трудно и даже невозможно дифференцировать стадию завершенности конфликта, поскольку в глубине новых партнерских отношений и достигнутого паритета сил начинают зарождаться основания для инициации нового витка
внутригрупповых отношений с признаками конфликта.
Таким образом, конфликтные отношения в полной мере характеризуются свойственной им социальной динамикой, в которой соединяются такие противоположности, как латентность и очевидность, тотальность и локальность, поэтапность и целостность, противоборство и взаимодействие, принуждение и компромисс, подчинение и диктат, эскалация и ослабление, поражение и победа, завершенность и инициация.
Внутригрупповой конфликт имеет свои выраженные психологические характеристики, среди которых особенно важны следующие. Во-первых, это значимостная природа конфликта, т. е. он всегда значим для членов группы и вовлекает всю группу в решение возникшей проблемы. Именно значимость определяет меру сил, которую готовы потратить члены группы в ходе конфликтной ситуации.
Во-вторых, эмоциональность конфликта а именно интенсивность эмоций, которые проявляют его участники. Здесь и уверенность в своих силах, решимость довести конфликт до конца. Чем выше значимость конфликта, тем активнее члены группы в него вовлекаются, тем больше эмоций.
В-третьих, энергетические свойства
конфликта. В ходе конфликтной ситуации, как правило, члены группы проявляют максимум свойственной им энергии. Нередко в доведении конфликта до успешного завершения важную роль играет волевой потенциал его участников.
Следовательно, конфликт - это не только сложный, многоуровневый психологический феномен, но и системное явление, для изучения которого разработан системный подход.
1. Козер JI. Функции социального конфликта. М., 2000.
2. Леонов Н.И. Основные тенденции поиска детерминант поведения личности в конфликтной ситуации // Alma mater: юбилейный сборник научных статей по педагогике и психологии / сост. С.Л. Копотев, С.Ф. Сироткин,
B.С. Черепанов. Ижевск, 1995. С. 144-149.
3. Самарцева О.К., Фомина Т.А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса // Социологические исследования. 2000. № 11.
C. 57-62.
4. Цой Л.Н. Конфликтология: от теории к практике // Мир психологии. 2005. № 2. С. 47-63.
5. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Женщина-
руководитель: деловые стратегии и образ «Я» // Социологические исследования. 2000.
№ 11. С. 45-56.
6. Яницкий О.Н. Россия как «общество риска»: контуры теории // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. М., 2001.
7. Грошев И.В. Гендерные, половые и личностные различия поведения в конфликтах // Мир психологии. 2005. № 2. С. 93-119.
8. Koval N.A., Kidinov A.V. Social-dynamical
foundations of interrelations of a leader and a group // Science. Society. Business: Science
prospects: materials of the International Scientific Practical conference. 1-3 June 2011. Kippur, Pathos. Tambov, 2011. № 5. Р. 259-262.
Поступила в редакцию 9.11.2011 г.
UDC 316.6
INTRA-GROUP CONFLICT AS SOCIAL-DYNAMIC PHENOMENON
Tatyana Viktorovna KAZAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
Nina Aleksandrovna KOVAL, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Psychology, Professor, Head of Social Psychology Department, Honoured Worker of Science of RF, e-mail: [email protected]
Aleksey Vasilyevich KIDINOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Candidate for Doctoral Degree of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article investigates the structure of intergroup proneness to conflict. The authors analyze styles of personal behavior under the situations of conflict; reveal the dynamic qualities of conflict.
Key words: conflict; proneness to conflict; styles of contentious behavior.
5S9