Научная статья на тему 'Применение картографического метода анализа конфликта при формировании конфликтологической культуры личности полицейского'

Применение картографического метода анализа конфликта при формировании конфликтологической культуры личности полицейского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2384
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА КОНФЛИКТА / КАРТА-СХЕМА АНАЛИЗА КОНФЛИКТА / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CARTOGRAPHICAL METHOD OF THE ANALYSIS OF THE CONFLICT / SCHEMATIC MAP OF THE ANALYSIS OF THE CONFLICT / CONFLICTOLOGY CULTURE / CONTEXTUAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свинобой О.В.

В статье рассматриваются варианты применения картографического метода анализа конфликта при проведении социально-психологического тренинга в системе высшего и дополнительного профессионального образования МВД России. Отмечается целесообразность повышения конфликтологической культуры личности полицейских в условиях контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the cartographical method of the analysis of the conflict in the formation of conflictology culture of a police officer

The article is focused on the application of a cartographical method of the analysis of conflict within a social and psychological training in the system of the higher and additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author points out the necessity to increase the level of conflictology culture of police officers in the conditions of contextual training.

Текст научной работы на тему «Применение картографического метода анализа конфликта при формировании конфликтологической культуры личности полицейского»

гоок i^s

S О I

4 X ro

0 s oß

к ^ о

Ш го m

5 I го ^ О £P

^ S VO

К и О

1 и Q. Ш

ш о

I— Q.

Библиографический список

1. Лобашев В.Д., Талых А.А. Возможности и способности в формировании профессиональных качеств студентов педагогических вузов // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: Сб. науч. статей / Под ред. И.И. Соколовой. СПб., 2009. С. 215-224.

2. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / Под ред. А.П. Беляевой. М., 1986.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М., 2007.

О.В. Свинобой

Применение картографического метода анализа конфликта при формировании конфликтологической культуры личности полицейского

В статье рассматриваются варианты применения картографического метода анализа конфликта при проведении социально-психологического тренинга в системе высшего и дополнительного профессионального образования МВД России. Отмечается целесообразность повышения конфликтологической культуры личности полицейских в условиях контекстного обучения. Ключевые слова: картографический метод анализа конфликта, карта-схема анализа конфликта, конфликтологическая культура, контекстное обучение.

Там, где есть человек, всегда будут конфликты, ведь они - постоянный спутник нашего бытия и общественного развития. Желаем мы того или нет, но конфликт - это та реальность, с которой нам приходится сталкиваться практически каждый день.

По роду своей деятельности сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД) ежедневно общаются с различными категориями граждан, зачастую, с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной

деятельности, противоборство и враждебное отношение к представите- |

лям власти. В большинстве случаев результат такого взаимодействия о ^

приводит к противоречиям, различиям во взглядах, мнениях, ценностях, 5 ° что вызывает обсуждение, спор, провоцирует наступление конфликта.

Под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения зна- * <§

сЕо

чимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключаю- о рд щийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровожда- 5 ю ющийся негативными эмоциями [3, с. 21]. с

В психологии для анализа конфликта и установления его причинно-следственных связей активно применяют графические методы, в частности, картографический метод анализа конфликта (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр) и диаграмму Исикавы. Остановимся подробнее на данных диагностиках, которые и легли в основу разработанного нами и адаптированного для сотрудников ОВД картографического метода анализа конфликта (далее - АКМАК).

Так, картографический метод анализа конфликта был разработан в 1989 г. австралийскими учеными Хеленой Корнелиус и Шошаной Фэйр для графического изображения структуры конфликта, формулирования ключевой проблемы, разделяющей оппонентов в конфликтной ситуации. На карте конфликта отмечаются стороны, непосредственно участвующие в конфликте, их цели, интересы, потребности и опасения относительно возможных потерь в ходе конфликтного противостояния, а также стороны, причастные к конфликту, который так или иначе затрагивает их интересы и вызывает озабоченность своими последстви-

Рис. 1. Шаблон карты анализа конфликта

Карта анализа конфликта по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр составляется последовательно в три этапа:

го о к

о! 1) определение предмета конфликта;

2) определение оппонентов, вовлеченных в конфликт;

3) определение подлинных интересов оппонентов. Неэффективное руководство, плохой контроль, низкий уровень квалификации руководителя, а также низкий уровень образования работни-

4 I го

О s oß

к ^ о

Ш го m

5 л го

^ S VO

К и О

s и

Q. Ш

^ а. ков и неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе способствуют возникновению ряда конфликтных ситуаций, а как следствие, понижению уровня трудовой дисциплины.

Факт возникновения конфликтных ситуаций в связи с низким уровнем развития коммуникативной и конфликтологической компетентности работников и руководителя отмечают в своих трудах О.А. Калмыкова и Г.П. Гагаринская [4, с. 26-27]. В свою очередь, О.И. Щербакова конфликтологическую компетентность, а также конфликтологическую грамотность специалиста относит к высшему уровню конфликтологической подготовки личности - конфликтологической культуре [7, с. 78-83].

В самом простом понимании, конфликтологическая культура - это культура общения людей в ситуации конфликта. Сформированность конфликтологической культуры отражает качество общения людей. Так, человек с высокой культурой общения характеризуется не только стремлением эффективно разрешать конфликт, но и способностью понять суть проблемы, ее причины, проявлением определенных личностных качеств [2, с. 68].

Профессия служащего «Полицейский» предъявляет повышенные требования не только к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека, но и к уровню развития его коммуникативной и конфликтологической компетентностей. Нами определено, что развитие коммуникативной компетентности сотрудника ОВД, а как следствие, формирование его конфликтологической культуры личности, способствует эффективному решению задач в сфере профессиональной подготовки сотрудников, отвечающей современным требованиям правоохранительной деятельности [8, с. 29].

В последнее время для обучения и повышения квалификации сотрудников ОВД, а также для формирования их профессионально важных качеств личности в системе высшего и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) МВД России активно используется социально-психологический тренинг (далее - СПТ), как одна из форм контекстного обучения (А.А. Вербицкий) [1, с. 32].

Как отмечает Н.А. Минжанов [5, с. 48], посредством СПТ сотрудники должны расширить свою практику общения, формировать умения и навыки вербального, мимического и жестикулярного общения, в особенности с оппонентами в напряженных и конфликтогенных ситуациях. В распространенных в правоохранительной службе неконструктивных

конфликтах сотрудник должен быть обучен сохранять уверенность и самообладание, способности, не уподобляясь противостоящему лицу и не прибегая к унижениям и оскорблениям, в психологической борьбе навязывать поведение, предотвращающее, по возможности, эскалацию конфликта в физически агрессивную среду.

При проведении СПТ представляется возможным использовать следующие педагогические технологии контекстного обучения: метод анализа конкретных ситуаций, метод моделирования ситуаций, который позволяет создавать внешние и внутренние (психологические) условия, близкие к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, метод деловой игры, метод «мозгового штурма», картографический метод анализа конфликта и др.

Для эффективного и конструктивного разрешения межличностных конфликтов, формирования у сотрудников ОВД конфликтологической культуры личности руководителям подразделений, а также практическим психологам мы предлагаем применять адаптированный картографический метод анализа конфликта (АКМАК) с элементами причинно-следственной (оценочно-аналитической) диаграммы Исикавы.

В ходе использования данного метода учитываются основные структурные элементы конфликта: предмет, стороны (участники, субъекты), подлинные интересы, условия протекания, конфликтные реакции, потенциальные действия субъектов конфликта и варианты завершения.

Следует отметить, что в конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдает предпочтение той или иной стратегии поведения в конфликте: принуждению (борьбе, соперничеству), уходу, уступке, компромиссу или сотрудничеству (согласно диагностике К. Томаса).

В данной статье мы не будем полностью характеризовать каждый стиль поведения в конфликте (по К. Томасу), однако отметим основные конфликтные реакции, сопровождающие человека при выборе того или иного стиля поведения в конфликтной ситуации.

Итак, конфликтные реакции поведения человека в результате:

- принуждения: спор, борьба, вызов, обвинение, месть, неистовство, словесные атаки, унижение, драка, цинизм;

- ухода: желание спрятаться, уклонение, отсрочка, ложь, игнорирование, пренебрежение, притворное согласие, неуместный юмор, избегание разговора;

- уступки: согласие без борьбы, согласие без конструктивного обсуждения, заискивание, принятие поражения.

¡± о

го ср чд ю

ш о

го о к

* £ ^

X О I

4 I го

0 ^ т

к ^ о

Ш го т

5 л го ^ О

^ I о

к и О

1 и о. ш

ш о

н- о.

- компромисса: обмен ресурсами, справедливый торг, временное заключение соглашения, частичное соглашение, отказ от конфронтации, взаимные уступки;

- сотрудничества: диалог, переговоры, взаимовыгодное решение, убеждение, объединение, логические рассуждения (совместный анализ и синтез), обоюдовыгодный договор [9].

Для анализа конфликта существенное значение имеют не только выделенные Х. Корнелиус и Ш. Фэйр его структурные элементы (предмет конфликта, стороны (участники, субъекты) конфликта, подлинные их интересы), но и условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, потенциальные действия субъектов конфликта и, наконец, варианты разрешения возникшего конфликта.

Частично дополнительные структурные элементы конфликта возможно отобразить с помощью оценочно-аналитического метода - схемы (диаграммы) Исикавы («рыбий скелет»), разработанной в 1952 г. Каору Исикавой, профессором Токийского университета как инструмент менеджмента качества, который позволяет наглядно представить причинно-следственные связи между объектом анализа и влияющими на него факторами в различных сферах деятельности. Так, при анализе конфликта факторы оцениваются и ранжируются по их значимости,

при этом выделяются особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на объект анализа. По итогам составления и анализа диаграммы Исикавы делаются соответствующие выводы, которые ложатся в основу принимаемых управленческих решений [6, с. 970].

Наглядно данную диаграмму можно представить в виде рыбы, голова которой направлена либо в правую, либо в левую сторону (рис. 2).

Существует следующая процедура составления схемы:

- на листе бумаги проводят горизонтальную стрелку через середину листа;

- от главной кости рисуют дополнительные «косточки» под углом 45 градусов, каждая из которых может быть посвящена проблеме или группе проблем;

- называют каждую из «косточек»;

- добавляют дополнительные «косточки»;

- рисуют диаграмму так, чтобы важная часть проблем была изображена в голове рыбы.

Рис. 2

Основу предлагаемого нами АКМАК составляет графическое изображение диаграммы Исикавы. В голове «рыбы» указывается проблема, вызвавшая конфликт. Сведения об участниках конфликта, их потребностях, а как результат, стилях поведения в конфликте (принуждение, уход, уступка, компромисс, сотрудничество) размещаются в верхней части «рыбы». Соответственно, информация об опасениях участников конфликта, выбранные ими конфликтные реакции поведения, мы размещаем в нижней части «рыбы». В хвосте записывается результат конфликтного взаимодействия.

Участникам СПТ предлагается карта-схема анализа конфликта (рис. 3), на которой создан шаблон «рыбы», сделана запись необходимых компонентов для анализа предложенной конфликтной ситуации.

Рассмотрим одну из предлагаемых обучающимся конфликтных ситуаций, которая может возникнуть при исполнении служебных обязанностей сотрудниками патрульно-постовой службы полиции (далее -ППСП), проанализируем стили поведения участников конфликта, определим варианты разрешения конфликта путем заполнения карты-схемы с использованием АКМАК.

Смеркалось. Младший сержант полиции Игорь К. и старшина полиции Виктор М. патрулировали жилой участок в пределах своего обслуживания. Навстречу им быстрым петляющим шагом направлялся хорошо одетый мужчина, явно немного подвыпивший. На нем была дорогая кожаная куртка темно-коричневого цвета. Старшина полиции Виктор М. решил проверить документы у гражданина, сославшись на факт нахождения данной куртки в розыске по факту ограбления квартиры. Младший сержант полиции Игорь К. препятствовать товарищу не стал, тем более что это было второе его дежурство со старшиной полиции. Виктор М. поравнялся с гражданином и сказал:

- А куда это мы так спешим? Не убегаем ли от правосудия?

Гражданин остановился и попросил сотрудников полиции представиться.

- Младший сержант полиции К., инспектор ППСП, - парировал Игорь К.

Виктор М. в ответ насупился, тяжело задышал и молвил:

- Ты что, мужик, офигел, что ли? Не видишь, что мы - представители власти! Говори, курточка-то откуда, из соседнего дома, а?

В тот же момент он схватил за рукав гражданина.

- Вить, перестань сейчас же, отпусти мужчину, - требовательным голосом сказал Игорь К. и обратился к изумленному гражданину, готовому вот-вот дать сдачу старшине полиции:

- Мужчина, предъявите, пожалуйста, документы, по нашим сводкам похожая куртка была на днях украдена из соседнего дома и сейчас находится в розыске.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡± о

го ср ч: ю

ш о

Теория и методика профессионального образования

Ю О

£

Принуждение

Уход

Уступка

£

Компромисс

г

Сотрудничество

4

Рис. 3. Карта-схема анализа конфликта

- А-а, тогда понятно, - протяжно ответил гражданин, чуть сдержавшись, чтобы не сказать лишнего.

- Да что там понятно, вязать его надо и точка! - рассержено произнес Виктор М.

Игорь К. сделал шаг навстречу мужчине, закрыв собою старшину полиции, слегка улыбнулся и сказал:

- Возможно, мой товарищ не совсем правильно выразился, пожалуйста, не обращайте внимания, сами понимаете, накопленная усталость, постоянные перегрузки, стрессы... Разрешите посмотреть Ваш паспорт.

Через несколько минут Игорь К. убедился, что все законно, отдал паспорт гражданину, пожелав ему хорошего вечера...

После ознакомления с конфликтной ситуацией обучающийся (слушатель) заполняет предложенную ему карту-схему таким образом, чтобы исходя из сделанных записей, можно было подробно охарактеризовать каждого участника конфликта, проанализировать их поведенческие реакции.

Так, старшина полиции Виктор М. проявил несдержанность, неуважительное обращение к гражданину, непозволительную резкость, бестактность, старался показать свое превосходство, позволил себе употребление ненормативных выражений. К тому же, по мнению обучающегося, старшина полиции преследовал и корыстную цель, у него возникло желание личного обогащения. Виктор М. постоянно стремился к расширению и обострению конфликта, принижению чувств и достоинства гражданина. В данной конфликтной ситуации наблюдалась деструктивная модель поведения старшины полиции, что говорит о низком уровне развития конфликтологической культуры его личности. Подобная манера поведения и вызвала у гражданина эмоциональную вспышку негодования, уязвленного самолюбия, сильного раздражения.

Однако гражданин правильно оценил и разобрался в сложившейся ситуации, не стал оказывать сопротивления сотруднику полиции в ответ на его грубость и угрозы, не прибег к публичному оскорблению, но, надо заметить, только благодаря своевременным действиям младшего сержанта полиции Игоря К.

Для сведения: неповиновение законным требованиям сотрудника полиции является административным правонарушением (ст. 19.3 КоАП РФ), наказанием за которое может являться административный арест на срок свыше трех часов, но не более 48 часов. Применение насилия в отношении сотрудника полиции в связи с использованием им своих должностных обязанностей образует состав преступления, предусмотренный ст. 318 УК РФ. В случае, если своими умышленными действиями гражданин причинил полицейскому телесные повреждения

о §

¡± о

го

Ч vo Ф О

4 I го

0 s oß

к ^ о

Ф го m

5 л го ^ О £Р

^ S VO

К и О

1 и Q. Ш

ш о н- о.

го о к

о =| (любые), то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 318 УК РФ, что предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Публичное оскорбление полицейского при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, образует состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ [10].

В сложившейся ситуации невиновный гражданин, не сдержавшись, проявил агрессию и показал низкий уровень культуры при общении в ситуации конфликта. В конечном итоге он мог быть осужден за действия, отмеченные выше, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, младший сержант полиции Игорь К. отличался выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к гражданину и сослуживцу, продемонстрировал конструктивную модель поведения в конфликте, что говорит о высоком уровне развития конфликтологической культуры его личности. Он был открыт и искренен, в общении лаконичен и немногословен. В конфликтной ситуации использовал доводы и логику, излагая мысли кратко и ясно, это позволило сосредоточиться на разрешении конфликта. Говорил спокойно, тактично, вместе с тем уверенно, властно, тоном, не допускающим возражений [11]. В результате вежливое отношение, лояльность, выдержка, мимика, улыбка Игоря К. вызвали ответное поведение гражданина, способствовали разрядке конфликтной ситуации.

Таким образом, применение адаптированного картографического метода анализа конфликта, используемого в ходе проведения СПТ на занятиях в системе высшего и ДПО МВД России, позволяет не только проанализировать стили поведения участников конфликта, разобраться в закономерностях его возникновения, протекания и разрешения, но и способствует формированию профессионально важных качеств полицейских, в частности, конфликтологической культуры их личности.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М., 2004.

2. Вербицкий А.А., Щербакова О.И. Конфликтологическая культура личности специалиста: контекстный подход. М., 2010.

3. Замедлина Е. А. Конфликтология. М., 2005.

4. Калмыкова О.А., Гагаринская Г.П. Картографический анализ конфликта в организации. Самара, 2013.

5. Минжанов Н.А. Формирование устойчивости у слушателей учебных заведений МВД СССР и их подготовка к ведению «психологической борьбы» в ходе решения оперативно-служебных задач // Вопросы эффективности профессионально-прикладной подготовки сотрудников ОВД. Минск, 1991.

cc

6. Рубанов А.М. Инновационный потенциал образовательной организации Е как объект управления // Вестник ТГТУ. 2010. Т. 16. № 4. С. 968-974. g

7. Щербакова О.И. Формирование и развитие понятия «конфликтологиче- g о ская культура личности» в теории и практике современной конфликтоло- с ^ гии // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 78-83. ^ I

8. Щербакова О.И., Свинобой О.В. Исследование развития конфликтологи- 1 g ческой культуры личности сотрудников при анализе социально-психоло- о гического климата в служебных коллективах органов внутренних дел // Вестник Воронежского государственного технического университета. № 5.2. 2013. С. 24-29.

9. Карта-схема комплексного картографического анализа конфликта. URL: http://lektsii.org/3-27054.html (дата обращения 20.04.2016).

10. Что делать в случае конфликта с сотрудниками полиции. URL: http:// 7x7-journal.ru/post/35523 (дата обращения 18.04.2016).

11. Причины возникновения конфликтов между сотрудниками милиции и гражданами и методы их нейтрализации. URL: http://studopedia. ru/7_66326_prichini-vozniknoveniya-konfliktov-mezhdu-sotrudnikami-militsi-i-razhdanami-i-metodi-ih-neytralizatsii.html (дата обращения 22.04.2016).

_ о.

Ч VO

Ф О

С.В. Титова

Модель мобильного обучения иностранным языкам

Цель работы - анализ результатов внедрения мобильной системы тестирования Ре1_е (Норвегия, НСТ) в процесс обучения английскому языку для развития языковых (лексических и грамматических) навыков. Методическая модель внедрения предполагала использование проблемно-ориентированного подхода к обучению на базе формирующего контроля, мгновенной обратной связи и интерактивных послетестовых заданий. Данная модель была разработана и протестирована в ходе международного исследовательского проекта МоЬШ преподавателями английского языка МГУ имени М.В. Ломоносова и Университета НСТ (Норвегия) в 2013-2014 учебном году.

Ключевые слова: мобильное обучение иностранным языкам, мобильная система тестирования, текущий контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.