Научная статья на тему 'Меры преодоления конфликтных ситуаций в коллективе'

Меры преодоления конфликтных ситуаций в коллективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КОНФЛИКТЫ / ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Анна Викторовна, Быков Валерий Маркович, Мандыч Ирина Александровна

В статье проанализированы актуальные методы взаимодействия руководителя и персонала организации для преодоления конфликтных ситуаций в коллективе. Подробно рассмотрены составляющие конфликтологической компетенции руководителя как залог грамотного выстраивания взаимодействий с сотрудниками в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быкова Анна Викторовна, Быков Валерий Маркович, Мандыч Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры преодоления конфликтных ситуаций в коллективе»

МЕРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Быкова Анна Викторовна, Московский технологический университет, г. Москва E-mail: 147390@mail.ru

Быков Валерий Маркович, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва E-mail: b456110@yandex.ru

Мандыч Ирина Александровна, Московский технологический университет, г. Москва E-mail: mandychia@mitht.ru

Аннотация. В статье проанализированы актуальные методы взаимодействия руководителя и персонала организации для преодоления конфликтных ситуаций в коллективе. Подробно рассмотрены составляющие конфликтологической компетенции руководителя как залог грамотного выстраивания взаимодействий с сотрудниками в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: менеджмент, управление персоналом, конфликты, психология управления

На протяжении всего существования цивилизации конфликты сопровождают человеческую жизнь. Еще в законах хеттского царя Хаммурапи была рассмотрена проблема конфликтов, а также отражены различные способы ее разрешения. Конфликт также является основой построения философской системы Древнего Китая, предполагающей противоборство присущих материи отрицательных сторон (инь) и положительных (янь), которые приводят к конфронтации их носителей. Таким образом, сама человеческая сущность предполагает то, что если мы хотим чего-то добиться, но этого трудно достичь, то тогда наши переживания и неудачи мы готовы возложить на окружающих нас людей, которые, в свою очередь, доказывают нам, что возникшие проблемы созданы по нашей вине. Результатом взаимного непонимания, перерастающего в

Е 1ЕС ТН К НА УК! 1

И ТВОРЧЕСТВА

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

недовольство или в социально-психологическое напряжение, становится конфликтная ситуация.

Одной из важных ячеек общества, где часто проявляются конфликты, выступает организация, которая объединяет и координирует поведение людей, специализирующихся на различных типах деятельности. Именно в организации пересекаются субъектные представления людей, их мнения, установки и ценности.

В организации бесконфликтные отношения между сотрудниками зависят не только от грамотного выстраивания взаимодействия в профессиональной деятельности, важны также психологические, нравственные и другие установки всех членов коллектива, что, в идеале, надо отслеживать еще на этапе отбора сотрудников [1]. Ведь, несмотря на то, что работников объединяют общие цели организации, их личные интересы, ценности и принципы могут быть настолько разными, что не позволяют избежать конфликтных ситуаций. Задача компетентного руководителя организации - своевременно разрабатывать определенные меры, позволяющие выявить проблему, из-за которой возникла конфликтная ситуация, и завершить конфликт до наступления деструктивных • последствий.

Лучше всего диагностировать социально-психологическую напряженность в коллективе на ранних стадиях, не доводя до возникновения конфликтов на рабочих местах.

Начинать мероприятия по предотвращению напряженности и конфликтов в коллективе, чем раньше, тем лучше. В идеале, уже на стадии подбора кадров осуществлять отсев кандидатов, чье поведение может в дальнейшем создать проблемную или конфликтную ситуацию на рабочем месте. На этапе отбора необходимо диагностировать не только профессиональные, личностные и деловые качества претендента, но и соответствие культуре и ценностям организации, возможность быстрой и безболезненной адаптации к формальным и неформальным условиям работы в коллективе.

Следующим методом предотвращения напряженности в коллективе и зарождающихся конфликтов является проведение корпоративных программ обучения сотрудников, направленных на стимулирование профессионального развития и рост их профессиональной компетенции, в том числе, в области конфликтологии.

Обучение рядовых сотрудников целесообразнее всего возложить на их непосредственного руководителя. Такая связь не только улучшит профессиональные навыки работника, но и укрепит взаимоотношения в коллективе. Хороший руководитель заботится о постоянном повышении квалификации работников, он организовывает для этого различные виды

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

обучения, как на территории предприятия (прямо на рабочем месте), так и за его пределами. Кроме создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, обучение подчиненных является также мотивационным бонусом.

К повышенной социально-психологической напряженности и конфликтности коллектива также приводит большое количество факторов стресса, окружающих каждого человека в современном мире. Поэтому следующим комплексом методов работы с предотвращением конфликтов будет социальная поддержка сотрудников, психологические тренинги и обучение методикам реагирования на стресс.

Таким образом, если в организации топ-менеджмент обладает конфликтологической компетентностью, то неизбежные в любом трудовом коллективе конфликты не снижают уровень удовлетворенности работой, а ведут к повышению эффективности работников.

В вышеуказанную компетентность может входить достаточно большой набор методов, инструментов и методик работы с конфликтами [2], используя весь спектр которых, можно: •

- ограничить спор определенными формальными рамками;

- совместно обсудить проблему, высказать свои пожелания;

- объяснить свою точку зрения и понять мнение других;

- создать атмосферу симпатии;

- выбрать новые пути разрешения конфликтной ситуации.

Таким образом, результат любого конфликта зависит только от того, насколько хорошо руководитель владеет методами преодоления конфликтных ситуаций в коллективе.

Литература:

1. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Организационно-методические аспекты управления конфликтами в системе социально-трудовых отношений в организации // Вестник СамГУ. №8, 2014. - С. 206-212.

2. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.