Научная статья на тему 'Конфликт интересов в профессиональной деятельности государственных гражданских (муниципальных) служащих: Российская специфика и структура'

Конфликт интересов в профессиональной деятельности государственных гражданских (муниципальных) служащих: Российская специфика и структура Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гилязева М. Р.

В статье выявлена специфика конфликта интересов, возникающего в профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих. На основе методологии социальных конфликтов определены субъекты, участники, посредники данного вида конфликтов. Показано, что нарушение интересов общества / государства происходит с молчаливого согласия прочих агентов, выступающих посредниками и участниками данных общественных взаимоотношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в профессиональной деятельности государственных гражданских (муниципальных) служащих: Российская специфика и структура»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) СЛУЖАЩИХ: РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА

© Гилязева М.Р.*

Казанский институт финансов, экономики и информатики, г. Казань

В статье выявлена специфика конфликта интересов, возникающего в профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих. На основе методологии социальных конфликтов определены субъекты, участники, посредники данного вида конфликтов. Показано, что нарушение интересов общества / государства происходит с молчаливого согласия прочих агентов, выступающих посредниками и участниками данных общественных взаимоотношений.

Ключевые слова: структура конфликта интересов, субъекты, участники и посредники конфликта, чиновники, общественные и личные интересы; социальные нормы.

Высокий уровень преступлений на основе конфликта интересов в среде чиновничества (коррупция, непотизм, фаворитизм) - закономерное развитие процессов, происходящих в социальной действительности современного российского общества. Возникновение и развитие конфликтных ситуаций обусловлено нормами и традициями, которые, пусть даже негласно, приняты в социуме и влияют на поведение чиновников. Если коррупционная составляющая этих негативных явлений стала базовой темой в различных направлениях исследований (социологии, экономике, политологии, юриспруденции и пр.); в законодательных инициативах, создании и реализации новых проектов по борьбе с этими явлениями; то проблема конфликта интересов, которая является доминирующей в этом вопросе, по-прежнему остается за кадром.

В исследованиях проблемы конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе можно выделить, с определенной долей условности, два подхода. В первом подходе содержание конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе объясняется исходя из трактовки, заложенной в законодательстве РФ. С этих позиций данное социальное явление представляет собой противоречие между субъективными интересами государственного (муниципального) служащего и рассматривается как внутриличностный конфликт между его личными, общественными и государственными интересами, т.е. дело личной ответственности человека. Эту позицию занимают В.М. Соколов, Л.Н. Тимофеева [1]. Аналогичная позиция содержится в диссертационных работах, посвященных

* Преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг».

конфликту интересов, среди которых Д.Д. Матвеев, О.В. Попова, А.А. Цы-бикова, С.Ю. Щеколдин [2].

Во втором подходе, которого придерживается автор, чиновник рассматривается как субъект, интегрированный в социальную среду. Исходя из этого, конфликт интересов вызван комплексом объективных и субъективных факторов. Конфликтная ситуация в этом случае рассматривается как взаимодействие чиновника и связанных с ним социальных субъектов в процессе реализации их интересов, в результате чего нарушаются интересы общества и государства. Этой точки зрения придерживаются А.И. Волков и М.Б. Горный, С.Ю. Кабашов, В.В. Комлева, П.М. Кудкин, К.О. Магомедов, С.Н. Силина, А.В. Соловьев [3].

Конфликт интересов на государственной (муниципальной) службе возникает между субъектами социальных отношений на основе противоречий в интересах, при том что один из них является государственным служащим (либо лицом, занимающим / занимавшим государственную должность и наделенным полномочиями представлять интересы государства и общества). Согласно этому подходу, конфликт интересов может быть рассмотрен с точки зрения конфликтующих интересов между субъектами, каждый из которых отстаивает свою позицию. Их антагонистические интересы и приводят к конфликту. Это более широкая трактовка, учитывающая интересы различных сторон, участвующих в конфликте.

Социальный контекст является необходимым условием многофакторного исследования конфликта интересов, поскольку выявление и анализ предпосылок его возникновения - один из основных факторов для выработки мер по предупреждению и пресечению конфликтных ситуаций. Такой подход позволяет выявлять структуру конфликта. В этом случае будет определен источник; описан инцидент и ход развития конфликта; выделен объект и предмет конфликта; обозначены роли субъектов, участников и оппонентов конфликтных отношений; проанализированы методы, в одних случаях позволившие разрешить конфликт, в других - причины, препятствовавшие этому. Типологизация конфликтных ситуаций позволит регламентировать процедуры, направленные на их разрешение и дальнейшее предотвращение.

В соответствии с методологий, предложенной Ю.Г. Запрудским [4], обозначим субъектов, участников, и посредников конфликта интересов, возникающего в деятельности государственного (муниципального) служащего (см. рис. 1). Основной элемент структуры социального конфликта - противоборствующие стороны (оппоненты [5]), которые выступают в качестве действующих лиц и исполнителей конфликта.

Субъекты конфликта интересов, в нашем случае чиновник и гражданин, могут создавать конфликтную ситуацию, активно влиять на процесс. Инициатором возникновения может как сам чиновник, так и гражданин. Интерес чиновника в этом случае может выражаться в материальной, социальной,

либо какой-либо другой выгоде; интерес гражданина в тех решениях, которые чиновник может принять с учетом его выгоды. Субъектом в конфликте интересов может быть не только госслужащий. Столкновение интересов может возникнуть и у разных организаций. Ранжирование силы оппонентов в различных структурах государственного аппарата в этом случае может определяться тем уровнем, на котором находится данная организация в иерархии власти.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов конфликта интересов

Участниками конфликта интересов являются те лица, которые оказались вовлеченными в ситуацию с конфликтом интересов. Участник - это любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте. Также участником может оказаться стороннее лицо, случайно вовлеченное в процесс. Участник конфликта может не иметь представления о целях и задачах конфликтного противостояния, не иметь в конфликте собственного интереса и возможности каким-то образом влиять на ход его развития [4]. Участниками ситуации с конфликтом интересов могут стать коллеги и окружение чиновника. Это может произойти в том случае, если интерес возникнет не у самого государственного служащего, а опосредованно через его окружение (семейные, родственные, дружеские, деловые связи и пр.), которое заинтересовано в тех решениях, которые может принять чиновник с учетом их выгоды. Сюда также могут быть отнесены: коммерческие организации, которые каким-либо образом заинтересованы в процессе конфликта либо оказались невольными участниками; общественные, правозащитные организации или международные организации, которые зафиксировали существующий конфликт интересов и предпринимают какие-либо действия для восстановления ущемленных интересов (к примеру, адвокаси).

Посредник - это правительственное или любое другое учреждение, организация либо частное лицо, на которого возложена функция урегулирова-

ния конфликта. Посредник может выступать как неофициальный участник процесса, либо в качестве официального лица. Эту функцию в ситуациях с конфликтом интересов на государственной (муниципальной) службе, согласно действующему законодательству, отведена контрольным органам: руководство чиновника, комиссия по соблюдению требований, прокуратура и судебные органы. Согласно нормативно-правовым положениям, в ситуации с конфликтом интересов чиновник должен обратиться к своему непосредственному руководителю, который должен предпринять дальнейшие действия для разрешения данной ситуации [6]. Комиссия по соблюдению служебных требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих РФ и урегулированию конфликта интересов созывается в том случае, если чиновник не предпринял необходимых действий по разрешению конфликта, нарушил (хотел нарушить) интересы общества или государства [7]. Прокуратура расследует дела, относящиеся к противоправным действиям чиновника, если есть состав преступления. Это может происходить, если чиновник подозревается в получении незаконной материальной выгоды (взятка, мошенничество и пр.).

Возникновение ситуаций с конфликтом интересов в профессиональной деятельности чиновников РФ обусловливается рядом субъективных и объективных факторов, каждый из которых в отдельности не является однозначно ее провоцирующим. К выявленным субъективным факторам относятся: правовой нигилизм, депривация, моральная и профессиональная деградация чиновника и пр. Объективными факторами возникновения являются: низкая правовая культура населения, слаборазвитая экономика страны, патологии в функционировании институтов власти; снижение норм нравственности в обществе и пр.

В современных российских реалиях наблюдается тенденция к активному преумножению законодательной базы, массовому выдвижению законодательных инициатив, созданию институтов по управлению конфликтом интересов и по борьбе с коррупцией, активному освещению громких коррупционных схем со стороны СМИ. Правовые меры по управлению конфликтом интересов в РФ приблизились к аналогичным ведущих европейских стран, а по некоторым показателям даже превзошли их. Однако говорить о том, что принятые законодательные меры укоренились как норма бытия российской действительности преждевременно. Проблема состоит в том, что нарушение интересов общества / государства происходит с молчаливого согласия прочих агентов, выступающих посредниками и участниками данных общественных взаимоотношений. Ситуации с конфликтом интересов -проявление самоорганизации социальной системы: недееспособность функционирования легитимной системы власти приводит к возникновению неформальных взаимодействий, что обеспечивает ее устойчивость. Возникновение ситуаций на почве конфликта интересов, таким образом, - это пробле-

ма, порождаемая спецификой взаимоотношений в обществе, поэтому эффективность ее разрешения зависит как от самих служителей общественным интересам, так и от общества, интересы которого игнорируются. Поэтому регламентированные на законодательном уровне нормы управления конфликтными ситуациями на сегодняшний день не находят соответствующего отражения в повседневной практике функционирования институтов власти. Ситуации с конфликтом интересов можно свести к минимуму. Однако для этого необходимо пройти долгий путь к гражданскому и самоорганизованному обществу, способному взять ответственность за свои поступки в глобальном масштабе.

Список литературы:

1. Соколов В.М. Модельный Этический кодекс государственного служащего РФ [Электронный ресурс] // Trud.ru. Общественно-политическое издание. - Режим доступа: http://www.trud.ru/article/03-12-2008/135972_kljat-va_bjurokrata.html (дата обращения: 15.10.2012); Тимофеева Л.Н. Конфликты на государственной службе: проблемы управления (Основы государственно-административной конфликтологии): учебно-методическое пособие / Л.Н.Тимофеева. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 66 с.

2. Матвеев Д.Д. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.11. - Москва, 2009; Попова О.В. Регулирование социальных конфликтов государственной гражданской службой: дисс. ... канд.социол. наук: 22.00.08. - Москва, 2006; Цыбикова А.А. Формирование механизма управления конфликтами интересов на государственной гражданской службе: дисс. ... канд.эконом.наук: 08.00.05. - Москва, 2011. - 188 с.; Щеколдин С.Ю. Конфликт интересов в государственных служебных отношениях: материальные и процессуальные аспекты автореф. дисс. ... канд. юр. наук: 12.00.14. - Воронеж, 2011. - 24 с.

3. Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б. Горного, А.И. Волкова. - СПб.: Норма, 2005. - 204 с.; Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе: теория и практика: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 192с.; Комлева В.В. Чьи интересы защищает российский чиновник [Электронный ресурс] // Электронная версия журнала «Национальные интересы». - 2004. - № 4. - Режим доступа: http://ni-journal.ru/archive/52ab0058/698cdbec/4809083c/ddd6bacd (дата обращения 04.02.2011); Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы // Российская бюрократия: состояние и тенденции развития. Социология власти: Вестн. социол. центра РАГС. - 2004. - № 1. - С. 109-115; Кудкин П.М. Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б.Горного

и А.И.Волкова. - СПб.: Норма, 2005; Магомедов К.О. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы: социальный аспект исследования проблемы // Государственная служба. - 2005. - № 6. - С. 36-43; Силина С.Н. Конфликты в государственно-административной сфере // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2010. - № 2 (20). - С. 80-85; Соловьев А.В. Конфликты на государственной службе: типология и управление. Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. - 296 с.

4. Казаков В. Социальный конфликт: проблема определения // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - № 3. - С. 156-166.

5. Кудюкин П.М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта. - СПб.: Норма, 2005. - С. 124-125.

6. Указ Президента РФ от 03.03.2007 №269 «О комиссиях по соблюдению служебных требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 07.03.2007. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/03/07/sluzhba.html (дата обращения: 23.10.2012).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 30.12.2008. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/12/30/ korrupcia-fz-dok.html (дата обращения: 23.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.