Научная статья на тему 'Конфликт интересов в профессиональной деятельности госслужащих (теоретико-социологический анализ)'

Конфликт интересов в профессиональной деятельности госслужащих (теоретико-социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / СТРУКТУРА КОНФЛИКТА / КОРРУПЦИЯ / КЛИЕНТЕЛИЗМ / ЧИНОВНИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гилязева М.Р.

В данной статье конфликт интересов анализируется в контексте социального подхода, что позволяет определить источник; описать инцидент и ход развития конфликта; выделить объект и предмет конфликта; обозначить роли субъектов, участников и оппонентов конфликтных отношений. Рассмотрены основные структурные элементы, теоретические подходы к пониманию анализа конфликта интересов и методов его разрешения. Приведена схема взаимодействия социальных акторов в конфликтной ситуации, рассмотрена взаимосвязь с коррупцией, клиентелизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов в профессиональной деятельности госслужащих (теоретико-социологический анализ)»

УДК 316.483 ББК 60.5

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ (ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

© Гилязева М.Р.*

Казанский институт финансов, экономики и информатики, г. Казань

В данной статье конфликт интересов анализируется в контексте социального подхода, что позволяет определить источник; описать инцидент и ход развития конфликта; выделить объект и предмет конфликта; обозначить роли субъектов, участников и оппонентов конфликтных отношений. Рассмотрены основные структурные элементы, теоретические подходы к пониманию анализа конфликта интересов и методов его разрешения. Приведена схема взаимодействия социальных акторов в конфликтной ситуации, рассмотрена взаимосвязь с коррупцией, кли-ентелизмом.

Ключевые слова: конфликт интересов, структура конфликта, коррупция, клиентелизм, чиновники.

Актуальность темы исследования конфликта интересов в сфере государственного (муниципального) управления вызвана тем, что на теоретическом уровне подходы к исследованию данной тематики во многом только начинают складываться, ограничиваясь рамками коррупционной составляющей и правовой регламентации. Поэтому ситуации с конфликтом интересов трактуются как проявление низкого уровня профессионализма чиновников и делом личной ответственности человека. Опасность понимания этого комплексного явления только как индивидуального феномена заключается в том, что при этом не учитываются закономерности и причины возникновения и развития конфликта. Тем самым игнорируется множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью данного феномена как социального. Целью статьи является определение сущности и специфики конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе в контексте социального подхода.

Трактовка и классификация понятия «интерес» во многом зависит от того, к какой отрасли относится предмет исследования. Социологический подход акцентирует внимание на взаимодействии индивидов в пределах общества. Природа интереса, с этой точки зрения, раскрывается в его субъективно-объективном характере, его объективная сторона состоит в социальном

* Преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг».

положении, которое индивид занимает в обществе, субъективная сторона заключается в отношении к своему социальному статусу, личном стремлении изменить существующее положение. Интерес представляет собой определенную важность для человека, наличие стремления будет приводить к совершению социальных действий с целью реализации задуманного. Социальные интересы человека во многом предопределены социальным окружением и характеристикой социальной среды, члены одной и той же профессии будут неизбежно сходными в идеологии, убеждениях, вкусах, симпатиях и антипатиях, образе и уровне жизни [1].

Специфика социологического подхода к анализу конфликта интересов, соответственно, также определяется интересами носителей их субъекта. В нашем случае таким специфическим субъектом - носителем определенных интересов - выступают современные российские чиновники. Под категорией «чиновники» мы имеем в виду государственных и муниципальных служащих. Учитывая принципы взаимосвязи правового регулирования, профессиональных ориентиров и практику функционирования государственной и муниципальной службы в Российской Федерации и ряде зарубежных стран, считаем возможным обобщение понятий «государственный служащий» и «муниципальный служащий», рассматривая их как синонимичные. Поскольку чиновники являются «проводниками» государственных и общественных интересов, от их социально-профессиональных особенностей, интересов, которые они считают приоритетными, ценностных ориентаций, жизненных стратегий в профессиональной сфере зависит успешность деятельности государственного аппарата в целом. Характерным отличием государственного (муниципального) служащего является занимаемая им государственная должность, которая дает его обладателю определенную долю власти. Именно ее наличие отличает чиновника от рядового гражданина. Если рассматривать «власть» в контексте теории конфликта, то речь пойдет о термине «сила», который является ключевым в социальном конфликте.

Социальная сила заключается в потенциальной способности акторов социального взаимодействия оказывать давление (принуждать, оказывать насилие, убеждать, влиять) на оппонента, преодолевая его сопротивление, с целью реализации имеющегося у него интереса. Потенциал силы акторов, ее мощность зависит от наличествующих и привлеченных ресурсов, которые оппоненты могут мобилизовать в ходе конфликтного противостояния и от которых зависит итог самого противостояния [2]. В научных целях, для выявления потенциала, которым обладают социальные акторы, сила оппонентов может быть ранжирована с целью сопоставления имеющихся у них ресурсов:

- оппонент первого ранга - индивид, выступающий от собственного имени и преследующий в конфликте собственные интересы;

- оппонент второго ранга - социальная группа, преследующая в конфликте свои групповые интересы;

- оппонент третьего ранга - структура, состоящая из взаимодействующих друг с другом социальных групп (второго ранга), отстаивающая интересы своей общности;

- оппонент высшего ранга - общественный институт, выступающий на основе закона и от имени государства, в любом конфликте обладает наибольшей силой, т.к. представляет интересы своего института, интересы государства и всего общества в целом;

- оппонента нулевого ранга - индивид, выступающий от собственного имени, преследующий свои интересы «в то время, когда он в споре с самим собой только вырабатывает свое решение, свою позицию» [3].

Этот аспект подтверждается эмпирическими данными. Чиновники в силу своего должностного положения выше по своему социальному статусу представителей других профессий. По результатам опроса Левада-Центра: «Кто в нашей стране сейчас пользуется большей властью и влиянием: «силовики», чиновники или бизнесмены?», большая часть респондентов указала на чиновников (38 %), на втором месте бизнесмены (18 %), на третьем «силовики»(15 %) [4].

Следовательно, если конфликт интересов возник у индивида, который столкнулся с противоречиями в своих собственных стремлениях и способах их реализации без учета социальной среды, то мы имеем оппонента нулевого ранга. В то же время, если конфликт интересов возникает у индивида, имеющего статус государственного (муниципального) служащего, обладающего полномочиями выступать от имени государства и общества, мы получим оппонента уже не нулевого ранга, а высшего. Именно поэтому учет социальных условий является важнейшим принципом анализа социальных конфликтов.

Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе - социально-противоречивое явление, имеющее системный характер. Мы полагаем, что процесс взаимодействия между чиновником и гражданином в условиях дефицита возможностей для реализации интересов в рамках регламентированной структуры, провоцирует возникновение инцидентов, при которых их реализация происходит за счет административного ресурса, в результате чего нарушаются интересы общества и государства. Ситуация с конфликтом интересов возникает в процессе взаимодействия чиновника и связанных с ним социальных субъектов с гражданином, каждый из которых отстаивает свою позицию. Интерес чиновника в этом случае может выражаться в материальной, социальной, либо какой-либо другой выгоде; интерес гражданина в тех решениях, которые чиновник может принять с учетом его выгоды.

К основным субъективным факторам возникновения конфликта интересов в профессиональной деятельности чиновников относятся: правовой нигилизм, депривация, наличие мотива к коррупции, моральная и профессио-

нальная деградация чиновника. В качестве основных объективных факторов можно выделить: низкую правовую культуру населения, патологии в функционировании институтов власти, высокий уровень восприятия коррупции, снижение норм нравственности в обществе.

Среди признаков наличия конфликта интересов можно выделить следующие:

- один из субъектов - государственный (муниципальный) служащий либо лицо, наделенное полномочиями представлять интересы государства и общества;

- нахождение на государственной должности на момент возникновения ситуации с конфликтом интересов не является обязательным, привилегии власти могли остаться от ранее занимаемой должности;

- действие одного из субъектов конфликта ведет (может привести) к нарушению интересов общества и государства;

- предметом конфликта интересов является получение какого-либо блага (материального, нематериального, социальных ресурсов, информации, услуг и пр.);

- объектом конфликта интересов является личный административный ресурс (право принятия решения, распределение финансов, доступ к информации и пр.), либо социальные связи с лицами, наделенными определенными полномочиями;

- целью конфликта является реализация интересов, получение какой-либо выгоды, которая не могла бы быть реализована, если бы один из субъектов не занимал должность на государственной (муниципальной) службе;

- действие (бездействие) чиновника в процессе возникшего конфликта интересов не обязательно влекут за собой за собой дисциплинарную, административную, уголовную либо какую-либо иную ответственность только в том случае, если данные деяния нашли отражение в законодательстве;

- конфликт интересов может возникнуть как по инициативе самого государственного служащего, так и по инициативе каких-либо других лиц (физических, юридических).

Основной элемент структуры социального конфликта - противоборствующие стороны [5] либо оппоненты [6], которые выступают в качестве действующих лиц и исполнителей конфликта.

В соответствии с методологий, предложенной Ю.Г. Запрудским [6], обозначим субъектов, участников и посредников конфликта интересов, возникающего в профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих.

Субъекты конфликта интересов, в нашем случае чиновник и гражданин, могут создавать конфликтную ситуацию, активно влиять на процесс. Субъ-

ект - это личность, организация или общественная группа, которая способна «прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать важные изменения в социальных отношениях» [6]. Инициатором возникновения может как сам чиновник, так и гражданин (см. рис. 1). Интерес чиновника в этом случае может выражаться в материальной, социальной, либо какой-либо другой выгоде; интерес гражданина в тех решениях, которые чиновник может принять с учетом его выгоды. Субъектом в конфликте интересов может быть не только госслужащий. Столкновение интересов может возникнуть и у разных организаций.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов при конфликте интересов

Участниками конфликта интересов являются те лица (человек, организация или группа лиц), которые оказались вовлеченными в ситуацию с конфликтом интересов. Также участником может оказаться стороннее лицо, случайно вовлеченное в процесс. Участник конфликта может не иметь представления о целях и задачах конфликтного противостояния, не иметь в конфликте собственного интереса и возможности каким-то образом влиять на ход его развития [6]. Участниками ситуации с конфликтом интересов могут стать коллеги и окружение чиновника. Это может произойти в том случае, если интерес возникнет не у самого государственного служащего, а опосредованно через его окружение (семейные, родственные, дружеские, деловые связи и пр.), которое заинтересовано в тех решениях, которые может принять чиновник с учетом их выгоды. Сюда также могут быть отнесены: коммерческие организации, которые каким-либо образом заинтересованы в процессе конфликта либо оказались невольными участниками; общественные, правозащитные организации или международные организации, которые зафиксировали существующий конфликт интересов и предпринимают какие-либо действия для восстановления ущемленных интересов.

Посредник - это правительственное или любое другое учреждение, организация либо частное лицо, на которого возложена функция урегулирования конфликта. Посредник может выступать в разных качествах: как неофициальный участник процесса (рекомендации и решения которого не носят обязательного характера для сторон); как официальное лицо (арбитраж и пр.). В роли посредников в ситуациях с конфликтом интересов на государственной (муниципальной) службе выступают: руководство чиновника, комиссия по соблюдению служебных требований, прокуратура и судебные органы. Согласно нормативно-правовым положениям, в ситуации с конфликтом интересов чиновник должен обратиться к своему непосредственному руководителю, который должен предпринять дальнейшие действия для разрешения данной ситуации [7]. Комиссия по соблюдению служебных требований к служебному поведению государственных гражданских (муниципальных) служащих РФ и урегулированию конфликта интересов созывается в том случае, если чиновник не предпринял необходимых действий по разрешению конфликта, нарушил (хотел нарушить) интересы общества или государства [8]. Прокуратура расследует дела, относящиеся к противоправным действиям чиновника, если есть состав преступления. Это может происходить, если чиновник подозревается в получении незаконной материальной выгоды (взятка, мошенничество и пр.).

Итак, согласно авторской позиции, конфликт интересов представляет собой социальное явление, характеризующееся совокупностью субъективных и объективных факторов, которые в сумме могут привести к возникновению инцидента, влекущего за собой ущемление интересов общества и государства. Ситуация с конфликтом интересов - это инцидент, при котором взаимодействие чиновника и связанных с ним лиц с гражданином определяют действие (бездействие) чиновника как асоциальное. Социальные действия чиновника или / и гражданина с нарушением правовых норм, закрепленных в законодательстве, являются основанием для признания общественно-опасного деяния как преступного с привлечением виновных субъектов к ответственности.

Конфликт интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе представляет особую общественную опасность, поскольку имеет тесное переплетение с другими формами антисоциального поведения. Мы полагаем, что все эти явления имеют общую природу. Возникновение теневых (нелегальных, неформальных, параллельных, неофициальных, деструктивных) форм реализации интересов связано с тем, что в процессе их реализации возникают различного рода противоречия. Это могут быть противоречия между растущими потребностями и ограниченными возможностями для их удовлетворения; между реальными и искаженными соотношениями личных, коллективных, общественных интересов; по поводу сложившейся системы распределения ресурсов и пр. Они приводят к тому, что реализация части интересов становится затруднительной [9].

Конфликт интересов, возникающий в системе управления государством, находится в тесной взаимосвязи с такими негативным явлениям, как: коррупция, непотизм, фаворитизм, клиентелизм и пр. Исходя из анализа теоретических положений проблемы конфликта интересов, для нас является важным разграничение данного социального явления с понятием «коррупция». Известно, что возникновение и развитие коррупционных отношений происходит на основе существующего конфликта интересов, что далеко не всегда приводит к коррупции. Мы полагаем, что такое подведение частного под общее недостаточно, а порою и ошибочно.

Коррупция, как одна из множества других форм проявления существующего конфликта интересов, возникает на основе нереализованных экономических интересов субъектов общественных отношений. В результате их реализация осуществляется преступными методами, так образуются преступные доходы (денежные средства и иное имущество материального характера). К категории «коррупционная преступность» относят: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дача взятки и пр.; к категории «теневых» относят экономические отношения, осуществляемые вопреки существующим нормативно-правовым, общественным, нравственным нормам [10]. Принципиальными отличиями криминального сектора от остальных составляющих теневой экономики состоит в отсутствии полезного для общества производительного начала, т.к. они приводят к деградации, разрушению природы, общества, индивида и носят исключительно корыстный характер всех видов экономической деятельности. За такие правонарушения законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность. Коррупция, таким образом, имеет под собой подчеркнуто материальный характер взаимоотношений. Конфликт интересов -это социальное явление, при котором чиновник вступает во взаимодействие с другими лицами, даже не имея при этом экономической выгоды. Его деятельность в данном случае мотивирована личным интересом (интересами его близких, аффилированных лиц), что приводит к противоречию с профессиональным долгом служить общественным и государственным интересам.

Дополнительной почвой возникновения ситуаций с конфликтом интересов в структурах власти является существование в них клиентарных групп. Клиентарная группа связана неформальными межличностными отношениями лиц, объединившихся на основании общих интересов, групповой сплоченности и личной лояльности патрону. «Структуры клиентелизма основаны на отношениях обмена, который оправдывается пониманием акторов их как формы участия» [11]. «В этих отношениях одна из сторон - патрон -является покровительствующей, а вторая - клиент - покровительствуемой. Статус сторон этих отношений весьма ситуативен и изменчив: патроны и клиенты взаимозависимы, и в некоторых случаях, например, клиенты имеют возможность вынудить патрона действовать в их интересах, ущемляя его собственные» [12].

Участники группы преследуют личные, эгоистические цели, - это система компромиссов и договоренностей, существующих поверх формальной структуры, не вписывающихся в организационную схему [13].Отношения типа «патрон-клиент» противоречиво соединяют в себе добровольно-принудительный характер вступления и отказа от этих отношений, взаимные солидарность и обязательства, неравенство в обладании ресурсами [14].

Существует несколько видов клиентарных групп. Клиентела - группа людей (клиентов), объединенная вокруг начальника (патрона), вдохновленная имеющимися у него ресурсами (административными, материальными, финансовыми и пр.), заинтересованная в приобретении определенных преимуществ в обмен на поддержку и лояльность. Клиентела существует, пока ее патрон обладает отчуждаемыми ресурсами и нуждается в защите и поддержке [15]. Парантелла - вид неформальной группы, основанной на клановых или кровнородственных, семейных связях. Отличие данных терминов обусловлено их этимологией: патернализм происходит от римского обозначения главы, основателя семейной группы; клиентелизм - от правового определения особого вида личной зависимости, существовавшей в древнеримском обществе, подчинение клиента своему патрону [16]. Амикальные группы представляют собой внутригрупповые сети, основанные на дружеских связях. Политические альянсы представляют собой союзы местной администрации с региональными экономическими элитами, для первых это дает возможность финансового обогащения, для вторых - покровительство.

В России патрон-клиентские отношения «имеют ярко выраженный характер и представляют собой глубоко укоренившееся явление, обусловленное особенностями исторического развития, что позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры. Фундаментально это вечевая культура, для которой характерен соответствующий образ жизни, поведения, сознания, оказавшие огромное влияние на последующую историю, образование и развитие государственности» [17]. В современной системе власти в России клиентарные группы обладают большой мощью, в среде чиновничества «связи личной преданности и покровительства являются главным фактором успешной карьеры, а неформальные согласования участников теневых альянсов во многом определяют деятельность государственных органов» [18]. «В клиентарной группе руководитель (патрон), злоупотребляя служебным положением, по своему усмотрению использует властные ресурсы, ставя, таким образом, в личную зависимость от себя подчиненных (клиентов). Это создает возможность для различного рода служебных злоупотреблений, протекционизма и патернализма, наносящих ущерб организации. Как следствие, снижается эффективность действий органов государственной власти разного уровня по решению важнейших социальных и экономических проблем жизни государства и общества» [18]. Сохранение традиций патрон-клиентских отношений в современном государственном уст-

ройстве России ведет к развитию государственно-бюрократического корпоративизма, коррупции, правовому нигилизму, недоверию граждан к институтам власти. Рентоориентированное поведение представителей бюрократии в России делает возможной социальную деградацию, что препятствует и ограничивает возможности модернизации [19].

Административный характер профессиональной деятельности государственных (муниципальных) служащих, основанный на четкой регламентации их деятельности, изменения социальной среды будут каждый раз рождать необходимость принятия значительного количества правовых актов, направленных на создание благоприятной среды функционирования государственных служащих. Поэтому отсутствие четкой систематизации правонарушений оставляет различные возможности правового регулирования данных усугублений должностным положением. Однако и список данных правонарушений даже в случае утверждения подробного перечня не исключает возникновения новых, ранее не утвержденных. Это в очередной раз поднимает вопрос о социальной ответственности государственного (муниципального) служащего за результаты своего труда, ориентации на нравственные и этические нормы.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрены следующие направления превентивных мер по управлению конфликтом интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе:

- ограничения по дополнительному трудоустройству;

- декларирование личного дохода;

- декларирование семейных доходов;

- ограничение на принятие подарков;

- декларирование личного имущества;

- декларирование семейного имущества;

- неразглашение конфиденциальной (внутренней) информации;

- контроль пост-трудовой деятельности;

- ограничения и контроль в отношении внешнего совместительства (партия, профсоюз, коммерческие организации);

- запрет на предпринимательскую деятельность, участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

- ликвидация путем передачи ценных бумаг, акций (доли участия, пая в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

В соответствии с существующими стандартами, выделим сферы возникновения конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе, которые в России не предусмотрены:

- декларирование и регистрация личной заинтересованности (в управлении контрактами; в отношении принимаемых решений или голосования; в участии и подготовке или даче советов относительно политики);

- семейные ограничения на право собственности частных компаний;

- система четких этических стандартов в общественной жизни;

- система выявления и расследования конфликта интересов, реализуемая независимым специализированным органом с широкими полномочиями, включая долгосрочную защиту осведомителей, наказания за предоставление заведомо ложной (недостоверной) информации и пр.;

- совместимость и взаимодополняемость уголовных и административных наказаний за действия или бездействия в отношении реального или потенциального конфликта интересов.

Следует отметить и те сферы, которые нуждаются в дополнительной и более подробной регламентации:

- процесс отстранения, дисквалификации и увольнения в процессе принятия государственных решений;

- декларирование, ограничение и контроль за подарками и иными формами благ;

- ограничение и всесторонний контроль за трудоустройством после увольнения с должности;

- внешняя деятельность в процессе занятия государственной должности.

Между тем, нельзя не отметить, что правовая база относительно конфликта интересов продолжает совершенствоваться. Среди недавних можно отметить: ограничения по дополнительному трудоустройству и контроль посттрудовой деятельности чиновников; обязательства по декларированию доходов и имущества своей семьи (супруги [супруга] и несовершеннолетних детей); запрет на дарение подарков (исключением являются официальные мероприятия, стоимость подарка не должна превышать трех тысяч рублей) и пр.

Важным аспектом в регулировании конфликта интересов могла бы стать возможность декларирования конфликта интересов, об участии родственников чиновников в коммерческих и некоммерческих организациях, но и указание сферы деятельности этих организаций. «Не надо выкапывать, сколько у чиновника рублей, сколько долларов, какой метраж в его особняке и какую должность занимает теща в такой-то организации. Если задекларирован конфликт интересов, то про тещу уже все известно, и сразу можно проверять, не числятся ли за тещей дополнительные доходы. Задача же не в том, чтобы подсчитать, сколько чиновник взял из кормушки, а в том, чтобы у людей не было соблазна создавать себе кормушки. И декларация о конфликте интересов уничтожает эти кормушки. Иначе можно погрязнуть в декларировании доходов и контроле», - считает директор департамента по административной реформе Центра Стратегических Разработок В. Южаков [20].

Наличие противоречий в интересах, дальнейшее перерастание в конфликт интересов, злоупотребление имеющимися в распоряжении ресурсами с

целью личного обогащения - закономерное развитие тех процессов, которые происходят в общественной жизни. Это яркое проявление разрушительных последствий ситуаций с конфликтом интересов. Сводить сложносоставную проблему к «нечистоплотности» отдельных представителей чиновничества, искать причину в природе человека - тенденция ошибочного взгляда на исследуемую проблему. Стоит учитывать, представитель государственной (муниципальной) власти с собственными интересами (интересами «ближнего круга») - лишь один из субъектов социального взаимодействия. Нарушение интересов общества / государства, таким образом, происходит с молчаливого согласия прочих агентов, выступающих посредниками и участниками данных общественных взаимоотношений. Тем не менее при налаженных технологиях управления конфликтом интересов возникновение таких ситуаций можно свести к минимуму. Однако для этого необходимо пройти долгий путь к гражданскому и самоорганизованному обществу, способному взять ответственность за свои поступки в глобальном масштабе. Конфликт интересов в сфере государственного и муниципального управления, имея свои позитивные и негативные стороны, в целом является разрушительным по своей природе, сигнализирует о деформации существующей системы.

Список литературы:

1. Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп // Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. - С. 349.

2. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - 2-е изд. - М.: Academia, 2001. -С. 145-149.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989. - 190 с.

4. У кого в России неограниченная власть? [Электронный ресурс] // Левада-Центр. - 17.03.2008. - Режим доступа: http://www.levada.ru/press/ 2008031702.html (дата обращения: 31.08.2011).

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! // Там же.

6. Запрудский Ю. Г. Внутри конфликта // Социологические исследования. - 1993. - № 7. - С. 51-57.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 30.12.2008. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/12/30/ korrupcia-fz-dok.html (дата обращения: 23.10.2012).

8. Указ Президента РФ от 03.03.2007 № 269 «О комиссиях по соблюдению служебных требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс] // Российская газета. - 07.03.2007. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/03/07/sluzhba.html (дата обращения 23.10.2012).

9. Силантьев А.В. Воздействие противоречивой природы системы экономических интересов на процесс формирования теневой экономики в России: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.01. - Пенза, 2007. - С. 35.

10. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. - СПб.: Питер, 2003. - С. 158.

11. Матвеев А. Соотношение неформальных институтов и практик // Власть. - 2011. - № 8. - С. 21.

12. Римский В.Л. Влияние коррупции на качество социального и человеческого капитала // Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации» / Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19-20 октября 2007 г.) - М.: Научный эксперт, 2008. - С. 11-32.

13. Харитонова В. Виды клиентарных групп в государственной службе РФ // Власть. - 2010. - № 12. - С. 10.

14. Рогожина К.А. Клиентелизм в рекрутировании политических элит в Российской Федерации и постсоветских государствах Центральной Азии: автореферат дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.02. - Москва. - С. 10.

15. Харитонова В. Виды клиентарных групп в государственной службе РФ. - С. 23.

16. Шушкова Н. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 7-13.

17. Оськина О.И. Гражданское общество и традиции патернализма современной России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -2009. - № 4. - С. 37.

18. Харитонова В. Виды клиентарных групп в государственной службе РФ. - С. 24-25.

19. Рогожина К.А. Клиентелизм в рекрутировании политических элит в Российской Федерации и постсоветских государствах Центральной Азии: автореферат дисс. ... канд.полит.наук: 23.00.02. - Москва. - 29 с.

20. Декларации и намерения [Электронный ресурс] // Коммерсантъ-Оп-Ипе. - 19.01.2012. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/1853897 (дата обращения: 15.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.