КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ
МИХАЙЛОВ Валентин Иванович, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, доктор юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации
103132, Россия, г. Москва, Старая пл., 4
E-mail: [email protected]
Автором статьи рассматриваются определения конфликта интересов в таких международных правовых актах, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития (1997 г.), а также в национальном законодательстве Российской Федерации и ряда других государств (Республика Беларусь, Республика Молдова, Кыргыская Республика). В статье анализируются организационные и правовые механизмы по недопущению и урегулированию конфликта интересов, раскрывается порядок уведомления о личной заинтересованности, могущей создать коллизию интересов как на государственной службе, так и в частном секторе. Также анализируются проблемы, возникающие в процессе правоприменения соответствующих правовых механизмов. В частности, показывается значение морали в механизме предотвращения и урегулирования конфликта интересов ввиду неспособности нормативно закрепленной системы антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей оптимально охватить все виды коррупционного поведения.
Ключевые слова: конфликт интересов, личная заинтересованность, противодействие коррупции, государственная служба, муниципальная служба.
CONFLICT OF INTERESTS: CONTENTS, PROCEDURE FOR PREVENTION AND SETTLEMENT
V. I. MIKHAYLOV, deputy head of the department of corruption prevention of the Administration of the President of the Russian Federation, doctor of legal sciences, associate professor, honored lawyer of the Russian Federation
4, Staraya sq., Moscow, Russia, 103132
E-mail: [email protected]
The author of the article reviews a definition of conflicts of interest which are used in such international legal acts as the Convention of the United Nations against corruption (2003), The Convention against bribery of foreign officials during implementation of international commercial transactions which was adopted by the Organization for Economic Cooperation and Development (1997), as well as in the national legislation of the Russian Federationа and a number of other countries (The Republic of Belarus, the Republic of Moldova, the Kyrgyz Republic). Subject to analysis are the organizational and legal mechanisms aimed at preventing and settlement of conflict of interests, procedure of notification of personal interests which might give rise to the collision of interests both within the sphere of state sector and private sector alike. Along with it the author analyses the problems in the course of implementation of the respective legal machinery. Specifically, it relates to the moral aspects of prevention and settlement of the conflict of interests in view of deficiencies in the existing system of normative anti corrupt prohibitions, restrictions and obligations — all aimed to prevent all possible types of corruptive practices.
Keywords: conflict of interests, personal interest, counteracting corruption practices, state service, municipal service.
DOI: 10.12737/21242
Специфика государственной (муниципальной) службы объективно предопределяет наличие столкновений между общественным благом, приумножать которое государственный (муниципальный) служащий призван, и его личными интересами и интересами социальных групп, к которым он принадлежит. Поэтому в международно-правовых документах и во внутреннем законодательстве различных государств конфликту интересов уделяется серьезное внимание, так как коллизии интересов и восприятие их общественностью подрывают ее веру в добросовестность и честность государственных служащих и других должностных лиц1.
1 См.: Руководство для законодательных органов по осуществлению Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Нью-Йорк, 2008. С. 34.
В Конвенции ООН против коррупции (октябрь 2003 г.) нет определения конфликта интересов. Но в статьях этого международного договора, посвященных публичному сектору (ст. 7), кодексам поведения публичных должностных лиц (ст. 8) и частному сектору (ст. 12), имеются положения, с разной степенью директивности ориентирующие государства на принятие мер по предупреждению и разрешению коллизии интересов соответственно на государственной службе и в частном секторе.
В Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (декабрь 1997 г.) также нет определения конфликта интересов. Однако этой теме посвящено специальное Руководство ОЭСР, в котором под конфликтом интересов понимается конфликт между общественно-правовыми обя-
занностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы (вытекающие из положения государственного должностного лица как частного лица) способны неправомерно повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций2.
В соответствии с указанным Руководством ОЭСР при выполнении официальных должностных обязанностей служение публичным интересам должно быть приоритетным по отношению к личным делам и не должно зависеть от религиозных, профессиональных, политических, партийных, этнических, семейных или иных предпочтений или вкусов лица, принимающего решение.
В нормативных правовых актах иностранных го -сударств также закреплены понятие конфликта интересов и механизмы его предупреждения и разрешения, исходя из того, что нормы о конфликте интересов имеют ярко выраженную направленность на предупреждение коррупционной преступности3. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» под конфликтом интересов понимается ситуации, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
Государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), вызывающих или способных вы -звать возникновение конфликта интересов.
В свою очередь руководитель государственного органа, иной организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию. Также установлено ограничение по совместной государственной службе госслужащих и некоторых категорий иных лиц, являющих-
2 См.: Руководство ОЭСР по разрешению конфликта интересов на государственной службе. URL: www.oecd.org/gov/ ethics/2957345.pdf.
3 См.: Сащенко П. И. О некоторых направлениях совершенствования правового регулирования конфликта интере-
сов в Республике Баларусь // Мониторинг правоприменения. 2013. № 1. С. 23.
ся супругами, близкими родственниками или свой-ственниками4.
В Республике Молдова имеется отдельный Закон от 15 февраля 2008 г. № 16-XVI «О конфликте интере -сов», в соответствии с которым конфликтом интере -сов считается конфликт между исполнением обязанностей по занимаемой должности и личными интересами должностных лиц в их положении как частных лиц, который может повлиять ненадлежащим образом на объективное и беспристрастное выполнение возложенных на них законом полномочий и обязанностей. Под личным интересом понимается любой (материальный или нематериальный) интерес должностных лиц, вытекающий из их личных потребностей или намерений, а также действий, которые могли бы быть законными в их положении как частных лиц, из отношений с их близкими или с юридическими лицами независимо от вида собственности, из отношений или личных связей с политическими партиями, некоммерческими организациями, международными организациями, а также являющийся следствием их предпочтений или обязательств.
В проекте закона Кыргыской Республики «О конфликте интересов», принятом 13 января 2016 г. в пер -вом чтении (постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 184-У1), под конфликтом интересов понимается конфликт между общественным интересом и личным интересом должностного лица, при котором его личный интерес влияет или может повлиять на выполнение им служебных обязанностей, что приводит или может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, организаций или государства. В свою очередь, личный интерес (личная заинтересованность) означает материальную или иную выгоду, которую стремится получить прямо или косвенно для себя или своих близких должностное лицо в результате выполнения своих служеб -ных обязанностей.
В Российской Федерации определение конфликта интересов впервые было сформулировано в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, которая была утверждена Президентом 15 августа 2001 г. (№ ПР-1496). В соответствии с этим документом под конфликтом интересов понималась ситуация, когда личная заинтересованность государственного служащего в достижении определенной цели влияет или может повлиять на объективное и беспрепятственное рассмотрения вопросов при исполнении им служебных обязанностей.
Нормативное определение понятия «конфликт интересов на государственной службе» закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Россий-
4 См.: Закон Республики Беларусь № 165-З от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией». URL: http://kodeksy-by.com/ zakon_rb_o_borbe_s_korruptsiej/18-1.htm.
ской Федерации». В данном Законе конфликт интересов определяется как ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Такое же определение конфликта интересов позже было закреплено в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Серьезное влияние на практику реализации института конфликта интересов оказали Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другие законодательные и нормативные правовые акты по противодействию коррупции.
«Антикоррупционные законы» скорректировали понятие конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе, уточнили механизм его предотвращения, расширили круг лиц, обязанных предпринимать меры по недопущению конфликта интересов.
Поэтому конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность служащего влияла или могла повлиять на надлежащее исполнение общих служебных обязанностей, а не только обязанностей по конкретной должности. Причем личная заинтересованность служащего может быть не только прямой, но и косвенной. Заметим, что из определения личной заинтересованности исключен такой элемент гражданского права, как «неосновательное обогащение» (гл. 60 ГК РФ), в связи с тем, что служащий в силу своего статуса не является участником гражданского оборота. В качестве выгоды, которую мог получать служащий, вместо «доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды» в соответствии с законодательным определением «коррупции» были указаны «доходы в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав».
Вместо определения «иных лиц», которые могут получить доход в случае использования служащим своего служебного положения (члены семьи служащего, его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), введено обобщающее понятие «третьи лица».
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О про-
тиводействии коррупции"» обязанность по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов распространена также на государственных служащих органов прокуратуры, Следственного комитета, органов внутренних дел, таможенных органов, органов наркоконтроля, а также на военнослужащих и судебных приставов.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» обязанность принимать меры по недопущению конфликта интересов распространена на руководителей и работников Банка России, на работников государственных корпораций (компаний) и некоторых иных организаций.
Федеральным конституционным законом от 23 мая 2015 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"» члены Правительства РФ обязаны сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Серьезные изменения в нормативное определение конфликта интересов и в порядок его урегулирования были внесены Федеральным законом от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов». Этим Законом обязанность сообщать в установленном порядке о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта распространена на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации5, государственные должности субъектов Российской Федерации6 и муниципальные должности.
Из трех признаков конфликта интересов (влияние личной заинтересованности на надлежащие исполне-
5 См. Перечень государственных должностей Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32.
6 См. Перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381.
ние обязанностей; противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства; возможность причинения вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства) в новой редакции его определения оставлен только один (влияние личной заинтересованности на исполнение обязанностей), но при этом повышены требования к исполнению обязанностей (они должны исполняться не только надлежаще, но и объективно и беспристрастно).
Также раскрыто понятие третьих лиц. К ним отнесены, во-первых, лица, состоящие со служащим или работником в близком родстве или свойстве, к числу которых законодатель отнес родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также братьев, сестер, родителей, детей супругов и супругов детей; во-вторых, другие лица и организации, с которыми служащий, работник или их родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Главным признаком, по которому анализируемая ситуация отличается от злоупотребления должностным положением, хищений и других правонарушений, является влияние личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей либо осуществление полномочий.
Закрепленное в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понятие конфликта интересов применяется в отношении всех лиц, на которых нормативными правовыми актами РФ возложена обязанность принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Законодатель определяет конфликт интересов через такую категорию, как ситуация, под которой в праве понимается локализованный в пространстве и во времени фрагмент общественной жизни, характеризующийся качественной определенностью своего содержания и относительно стабильным составом участников, являющийся первичным элементом регулирования юридической нормы7, система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность в данный момент8. Содержание отраженной в законодательстве ситуации определяется правом или обязанностью действовать соответствующим образом.
Таким образом, конфликт интересов имеет ситуативный характер. Ситуация конфликта интересов возникает, существует и разрешается под влиянием объективных и субъективных факторов. Без уче-
7 См.: Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. С. 48—49; Нормы советского права: проблемы теории / под ред. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. Саратов, 1987. С. 77.
8 См.: Краткий психологический словарь / под общ. ред.
А. В. Петровского иМ. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 323.
та особенностей ситуации во многих случаях невозможно понять причины и механизм поведения индивида при конфликте интересов.
Конфликт интересов характеризуется безусловной альтернативностью, минимальным выбором—лишь из двух возможностей.
Конфликт интересов объективен в том смысле, что тот или иной способ его разрешения значим для непосредственного окружения индивида, для коллектива, в котором индивид работает, и в целом для общества; он затрагивает интересы не только носителя конфликта, но и других людей, приобретает общественное значение. Однако конфликт интересов субъективен, так как столкновение мотивов, обусловленных, с одной стороны, личными интересами, а с другой — велением долга, проистекает из сознания личности. Только сам индивид может принять решение, этически обусловленное нравственными установками социальной группы, к которой он принадлежит. В этом смысле конфликт интересов имеет сугубо личностный характер.
В целях недопущения конфликта интересов российским законодательством предусмотрен ряд мер. Система этих мер основывается на положениях Конституции РФ, а также Конвенции ООН против коррупции, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц9, уже указанного Ру -ководства ОЭСР и других международно-правовых документов.
В частности, лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, а также государственные (муниципальные) служащие и работники обязаны:
передавать ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление;
уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений;
предварительно уведомлять о намерении выполнения иной оплачиваемой работы.
Кроме того, в целях недопущения конфликта интересов соответствующим лицам запрещено:
получать подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, принимать оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей, осуществлением полномочий;
осуществлять предпринимательскую деятельность лично или через доверенных лиц;
участвовать в управлении хозяйствующими субъектами;
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, рас-
9 См. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
положенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственных (муниципальных) органах, в которых они замещают должности, если иное не предусмотрено федеральными законами;
занимать должности государственной (муниципальной) службы либо должности в организации в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) со служащим, если замещение должности государственной (муниципальной) службы либо должности в организации связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Для некоторых категорий лиц в целях недопущения конфликта интересов установлены дополнительные требования. Например, служащие Банка России, занимающие должности, перечень которых утвержден Советом директоров, могут получать кредиты на личные нужды только в Банке России. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обязательным условием участия в закупках для государственных и муниципальных нужд является отсутствие близкого родства и (или) брачных отношений между, с одной стороны, руководителем заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы заказчика, контрактным управляющим, а с другой стороны, физическими лицами (директор, управляющий, члены коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, и т. п.), представляющими участника закупок.
Порядок сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности РФ, должности государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, определен Указом Президента РФ от 22 декабря 2015 г. № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
При наличии поручения Президента РФ, Председателя Правительства РФ или Министра иностранных дел РФ уведомления могут рассматриваться соответственно Руководителем Администрации Президента РФ, председателем президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, за-
местителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства РФ или руководителем соответствующего подразделения МИДа России. Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции, соответствующие подразделения Аппарата Правительства РФ или МИДа России осуществляют предварительное рассмотрение уведомлений в установленном порядке.
Обязанность уведомления о возможном конфликте интересов, безусловно, является важной профилактической мерой. Однако наибольшую сложность вызывает вопрос о мерах по недопущению ситуации конфликта интересов. Приоритетными мерами здесь могут быть:
неучастие близких родственников или свойственников должностного лица в конкурсах на замещение должностей государственной (муниципальной) службы в органе, в котором должностное лицо замещает должность, а также в других организациях, на которые он может влиять (подведомственность, осуществление государственного (административного) регулирования, контроля, надзора, полномочия акционера (учредителя, участника));
неучастие юридических лиц, бенефициарными владельцами которых являются должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники, в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок, осуществляемых государственным (муниципальным) органом, в котором должностное лицо замещает должность, а также организациями, подведомственными этому органу или на которые он может влиять;
непредставление указанными юридическими лицами заявок на получение бюджетных ассигнований (в том числе в виде бюджетных субсидий, грантов, кредитов, инвестиций, государственных гарантий) или индивидуальных льгот и преимуществ, если в полномочия государственного (муниципального) органа, в котором должностное лицо замещает должность, входят полномочия по рассмотрению, решению или согласованию данного вопроса;
неосуществление указанными юридическими лицами деятельности в сфере, регулирование которой осуществляется государственным (муниципальным) органом, в котором должностное лицо замещает должность.
Вместе с тем формирование в России организационных и правовых механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов сталкивается с рядом проблем10. Причина этого состоит прежде все -го в том, что нормативно закрепленная система ан-
10 См.: Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Цирин А. М. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 58—67.
тикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей по определению не может оптимально охватить все виды коррупционного поведения11. Поэтому в разрешении таких коллизий особое значение имеют этика, морально-нравственные механизмы.
В морально-нравственном контексте конфликт интересов выступает как столкновение между реальным и должным, между ролями служащего как должностного лица и человека с устоявшейся системой социальных ценностей и взглядов, между правильным и неправильным социальным поведением с точки зрения морали, служебной этики и профессионального долга и всегда проходит через личность служащего12.
11 См.: Михайлов В. И. Некоторые направления теоретического обеспечения антикоррупционной политики Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 3. С. 425.
12 См.: Казаченкова О. В. Актуальные вопросы урегулиро-вания конфликта интересов на государственной и муници-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Современные механизмы урегулирования конфликта интересов основаны уже не только на нормативно закрепленных требованиях о недопущении и своевременном улаживании коллизий и наказании за их несоблюдение, но и прежде всего на раскрытии информации о потенциальных случаях личной заинтересованности и повышении роли этики и нравственности при выборе предпочтений между частным интересом и служебным долгом. Все свои действия по реализации должностных функций служащий должен сверять с этическими нормами.
Этические нормы формируют стандарты поведения индивида в определенных обстоятельствах личной заинтересованности, определяют рамки реализации субъектом предоставленных ему законом прав и обеспечивают баланс личных и публичных интересов применительно к конкретному жизненному случаю.
пальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 2. С. 3—7.
Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.
Казаченкова О. В. Актуальные вопросы урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 2.
Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1985.
Михайлов В. И. Некоторые направления теоретического обеспечения антикоррупционной политики Российской Федерации // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 3.
Нормы советского права: проблемы теории / под ред. М. И. Байтина и В. К. Бабаева. Саратов, 1987.
Сащенко П. И. О некоторых направлениях совершенствования правового регулирования конфликта интересов в Республике Баларусь // Мониторинг правоприменения. 2013. № 1.
Хабриева Т. Я., Андриченко Л. В., Цирин А. М. О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности // Журнал российского права. 2012. № 11.
-О-