Научная статья на тему 'Конфликт интересов на государственной службе: опыт России и зарубежных стран'

Конфликт интересов на государственной службе: опыт России и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7150
1254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / З АРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова С.Г.

Основное содержание исследования составляет анализ института урегулирования конфликта интересов на государственной службе в Российской Федерации в сравнительном аспекте с зарубежным опытом. Проанализированы характерные особенности зарубежного законодательства, регулирующего сферу конфликта интересов на государственной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов на государственной службе: опыт России и зарубежных стран»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 342

С.Г. Петрова

Студентка института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова г.Абакан, Республика Хакасия, Российская Федерация

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: ОПЫТ РОССИИ И

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация

Основное содержание исследования составляет анализ института урегулирования конфликта интересов на государственной службе в Российской Федерации в сравнительном аспекте с зарубежным опытом. Проанализированы характерные особенности зарубежного законодательства, регулирующего сферу конфликта интересов на государственной службе.

Ключевые слова

Конфликт интересов, урегулирование конфликта интересов, государственная служба, з

арубежный опыт, коррупция.

Предотвращение конфликта интересов на государственной службе, в частности в международных документах, рассматривается как один из важнейших механизмов предотвращения коррупции. Предотвращение конфликта интересов рассматривается также как один из элементов прозрачности, открытости деятельности государственных служащих.

Введение института урегулирования конфликта интересов на государственной службе предопределено в первую очередь с международными обязательствами России, которые вытекают из Конвенции ООН против коррупции. По данной Конвенции ООН каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, создавать, поддерживать и укреплять те системы, которые способствуют прозрачности и предупреждают возникновение конфликта интересов.

По мнению Президента России, задача контроля над бюрократией, над чиновниками - одна из фундаментальных задач любого государства.

Если сравнивать ситуацию в настоящее время в сфере коррупции с ситуацией 90-х гг., то она заметно меняется в лучшую сторону. На данном этапе развития института конфликта интересов в России очень важно отслеживать исполнение уже принятых антикоррупционных законов, так как «исполнение этих законов и есть та самая борьба с коррупцией».

Впервые нормы об урегулировании конфликта интересов на государственной службе появились в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1]. Сегодня в законодательстве, направленном на противодействие коррупции, постепенно решается задача распространения этих норм на всех иных лиц, участвующих в деятельности государственных органов, включая судей, высших должностных лиц государства и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления [2].

Коррупция сопровождает жизнедеятельность любого государства на протяжении всей его истории. Она способна адаптироваться к любым политическим режимам и к меняющимся условиям жизни общества [4, с.45].

В Европейских странах подъем коррупционных правонарушений отмечается в период становления рыночных отношений в XIX в. В это же время на законодательном уровне появляются попытки ее пресечения и противодействия. В ряде стран борьба с коррупцией становилась государственной политикой, тем самым удалось добиться ее минимизации влияния на все сферы жизнедеятельности лишь ко второй половине ХХ столетия.

Зарубежный опыт регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе основан на совершенствовании системы государственной службы, на тщательной разработке различных норм и правил в виде законодательных актов, положений, кодексов поведения, директив, призванных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

регулировать поведение государственных служащих, у которых возникает или может возникнуть конфликт интересов.

В подтверждение сказанному, можно привести пример, основанный на опыте таких стран как США и Норвегия, где антикоррупционное законодательство характеризуется чрезвычайной жёсткостью. Важнейшим направлением антикоррупционной стратегии этих стран является профилактика коррупции в системе государственной службы. Она основывается на административной морали, которая состоит из этических и дисциплинарных норм [5, с.110]. Одним из ключевых понятий, регулирующих вопрос государственной службы и борьбы с коррупцией, является «конфликт интересов».

В США Кодекс этики впервые был принят в 1958 г. в виде резолюции Конгресса США, хотя он и имел рекомендательный характер и был в форме правил, но все же в дальнейшем стал основой правовой регламентации административной этики госслужащих США.

Как в США, так и в России полномочиями по контролю за исполнением указанных правил наделены специальные комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить служебное расследование.

В Великобритании нормы регулирования конфликта интересов почти не изменились со времен 1890г., когда они впервые появились. В настоящее время, в рамках антикоррупционной стратегии в Великобритании реализуется программа утверждения принципов честности и неподкупности в сфере государственной службы. В Британии, так же, как и в США действует Моральный кодекс поведения государственных служащих, предусматривающий лояльность по отношению к государству, избежание конфликтов между официальными обязанностями и частными интересами, воздержание от деятельности, дискредитирующей гражданскую службу, честность, беспристрастность, сдержанность в отношении политических вопросов и споров, стремление к достижению согласия и компромисса в отношениях с коллегами. Британское законодательство предусматривает создание независимых консультативных Комитетов по стандартам поведения норм общественной жизни. В отличие от Британии, в России создаются Комиссий по урегулированию конфликта интересов государственных служащих, решения которых, в настоящее время носят не рекомендательный характер, а обязательный.

В Германии действуют свой принцип регулирования конфликта интересов на государственной службе, который основан на идее, что любое лицо, осуществляющее общественные функции, должен информировать о любом личном интересе, который даже предположительно может оказать влияние на данного чиновника. В Германии, как и в Великобритании, важно не только заранее предупредить конфликт интересов, но также избежать даже видимости (предположения) неправдивости. Государственный деятель обязан избегать любой деятельности, которая могла бы привести к конфликту интересов и допустить нарушение своих обязанностей или закона.

Французский подход урегулирования конфликта интересов на государственной службе содержит самые жесткие ограничения о несовместимости интересов для государственных служащих. Уголовное законодательство Франции содержит отдельную статью за преступление, связанное с конфликтом интересов, которая называется «незаконное продвижение интересов». Обвинение по данной статье может быть выдвинуто против любого государственного служащего, который начнет работать в компании, которая была ему подконтрольна последние 5 лет службы.

При анализе французской системы урегулирования конфликта интересов на государственной службе можно сделать вывод, что их законодательство ориентировано больше на деятельность государственных чиновников после ухода с государственной службы. Нормы содержат санкции защищающие частные интересы на общественных постах и регулируют трудоустройство после ухода с государственной службы в компании, которые попадали под контроль во время исполнения обязанностей государственного служащего.

Следует отметить, что анализ зарубежного законодательства показывает целесообразность принятия отдельного законодательного акта по вопросу урегулирования конфликта интересов на государственной службе. По такому пути пошла Канада, приняв Ценностный этический кодекс государственной службы. В России пока нет отдельного закона по урегулированию конфликта интересов, все нормы регулирующие данную сферу государственной службы содержатся в нормативно - правовых актах различного уровня.

В заключении стоит отметить, что каждая страна самостоятельно решает, является ли конфликт интересов на государственной службе проблемой и стоит ли эту проблему решать. В ряде стран нет даже

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

осознания конфликта интересов на госслужбе как проблемы, которая требует внимание со стороны государства.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции»// «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (часть I) ст. 6228.

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12.12.1996 N 51/59 (82-ое пленарное заседание 51-й сессии).

4. Карпович О.Г. Актуальные проблемы противодействия коррупции в США // Российский следователь. 2012. N 22. - 45 с.

5. Наумов А.В. Ответственность за коррупционные преступления по законодательству европейских стран: Сравнительно-правовой анализ//Коррупция. - М., 2001. - 130 с.

© С.Г. Петрова, 2015

УДК 343

В.Л. Петровых

старший преподаватель кафедры «Административного права и административной деятельности органов внутренних дел» Уральского юридического института МВД России

г. Екатеринбург, Российская Федерация

ОБ УСИЛЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ

Аннотация

Рассмотрены основные изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.

Ключевые слова

Правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, усиление ответственности, административно-

правовая преюдиция, культура дорожного движения.

31 декабря 2014 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения". [1] Данным федеральным законом вносятся изменения в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые вступят в силу уже 01 июля 2015 года.

Принятию данного закона предшествовала его разработка в течении нескольких лет. Депутатами Государственной Думы ФС РФ проект был внесен 10 декабря 2012 года, а в окончательной редакции законопроект принят только 16 декабря 2014 года. В 2014 году, в период работы над названным проектом, Верховным Советом Республики Хакасия в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен свой проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации" в целях усиления ответственности за нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в том числе, совершенное в состоянии опьянения и повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц, в том числе малолетних и лиц, находящихся изначально в беспомощном состоянии (инвалиды), который разрабатывался по инициативе жителей Республики Хакасия. Жители Хакасии собрали порядка 8,5 тысяч подписей и подготовили обращения в Верховный Совет Республики Хакасия по вопросу усиления наказания водителям, совершившим ДТП в состоянии опьянения. [2] Законодательная инициатива была обоснована увеличением количества ДТП, высокой смертностью в результате происшествий, совершенных водителями в состоянии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.