Научная статья на тему 'Конфессиональные масс-медиа в становлении и развитии информационного общества (на примере республики Дагестан)'

Конфессиональные масс-медиа в становлении и развитии информационного общества (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфессиональные СМИ / информационное общество / ислам / христианство / иудаизм / confessional media / information society / Islam / Christianity / Judaism.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Х. М. Раджабов, М. И. Джабраилова

В статье дается анализ конфессиональных СМИ Республики Дагестан, анализ контента и их активность в медийном пространстве, а также их влияние в формировании и становлении информационного общества. Выделяются и описываются характерные особенности освещения темы межрелигиозных отношений, патриотического воспитании и роли духовно-просветительских СМИ в профилактике экстремизма и терроризма и других асоциальных явлений. Дается анализ конфессионального многообразия региона, показывается динамика изменения количества религиозных организаций (мечети, исламские вузы, медресе и мактабы) с 1996 по 2019 гг. Особый акцент делается на исламских организациях культового, образовательного значения и их влияния на общественно-политическую жизнь в регионе. Представлено развитие религиозного образования в Дагестане; отдельно описывается соотношение уровней и качества духовного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFESSIONAL MASS MEDIA IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN).

The author analyzes the confessional mass media of the Republic of Dagestan and analyzes the content and their activity in the media space. The place and role of religious mass media in the formation and development of the information society and their impact on the religiosity of society. Coverage of the topic of interfaith relations in the religious media of the Republic of Dagestan and their role in patriotic education and ideological counteraction to extremism and terrorism and other antisocial phenomena. The article analyzes the confessional diversity of the Republic of Dagestan, shows the dynamics of changes in the number of religious organizations (mosques, Islamic universities, madrassas and maktabs) from 1996 to 2019. Special emphasis is placed on Islamic organizations of religious and educational significance and their impact on social and political life in the region. The development of religious education in Dagestan is presented, the ratio of levels and quality of spiritual education is described separately.

Текст научной работы на тему «Конфессиональные масс-медиа в становлении и развитии информационного общества (на примере республики Дагестан)»

Признаки живой природы рассматриваемых концептов реализуются в романе через вегетативные и витальные характеристики. К вегетативным признакам можно отнести характеристики растительности, получающей описание в городах надежды и отчаяния. Количественный показатель таких характеристик невысок в обоих городах, тем не менее качественное отличие вегетативной среды Хоупа и Диспейра вносит свою лепту в выстраивание концептуальной оппозиции. Если растительность города надежды хоть и скудна, но всё же создает впечатление уюта, комфорта и естества ("the bushes and the shrubs were neatly pruned. Some of them had small flowers on their branches, all closed up for the night against the chill" [5]), то растительность города отчаяния практически отсутствует. На смену ей насыпан гравий, песок, под ногами встречаются то камни, то валуны, то ухабы и ямы ("pitted', "with humps and dips and rocks"; "sandy and tan"; "a section of lawn ... replaced by gravel'), изредка появляющаяся растительность как минимум непривлекательна, как максимум мертва ("stunted second-growth weeds"; "acres of beaten scrub"; "occasional scrubby bushes'; "not attractive picnic territory"; "occasional foot-high stumps").

Построению витальных признаков способствует развитие сюжетной линии романа, которая полностью ассоциирует Диспейр со смертью (несколько смертельных случаев на территории города) и болезнью (тяжелое состояние здоровья работников завода города), а Хоуп с жизнью (многие жители города не собираются из него уезжать, считая его комфортным местом для проживания).

Группа предметных признаков концептов совмещает в себе характеристики имущества и ресурсов, противопоставленных в авторском олицетворении надежды и отчаяния по размеру, форме, возрасту, вкусу, цвету, материалу Так, например, такой важный атрибут жизни главного героя, как кофе, маниакальная любовь Ричера к которому прослеживается на протяжении всей серии романов Ли Чайлда, удостаивается в Диспейре звания лишь «сносного коммерческого продукта» - "a little weak, a little stewed, but at heart it was a decent commercial product' [5]. Отдельного внимания заслуживает описание посуды в местных кафе этих городов, ведь кочевой образ жизни главного героя романа вынуждает его в большинстве случаев питаться в общественных местах, где качество еды и уровень сервиса играют важную роль, привнося в его жизнь толику комфорта. Так, чашки в Диспейре слишком быстро остужают кофе, их неудобно держать в руках из-за неправильной формы, что получает стилистическое подтверждение в виде метафоры "porcelain monstrosity и анафоры "too wide, too shallow, too much mass". В городе надежды тоже есть кафе, где еду также нельзя назвать кулинарным шедевром ("ok", "fresh"), однако меню здесь отличается разнообразием, и форма чашек может быть признана почти идеальной - "still too thick at the rim, but much closer to the ideal' [5].

Библиографический список

Предметы антуража в городах надежды и отчаяния отличаются в рамках антитезы «care» vs «neglect» - «уход» против «запустения». Аккуратные, выстроенные в ряд, покрытые тканью предметы мебели и даже мельчайшие части построек в городе Хоуп ("tidy", "perfectly aligned', "covered with tweed fabric", "carefully applied', etc.) резко противопоставляются общей картине запустения и безразличия к предметам комфорта и первой необходимости в городе Диспейр. Самым частотным эпитетом, сопровождающим здесь состояние предметов, является слово "faded" - 'выцветший', целостность неприглядной картины создают такие характеристики, как "rotted", "sagged', "primitive", "dried', "split", "mundane", "shabby.

Шестой группой контекстуальных признаков концептуальной оппозиции в работе были выделены эмоциональные признаки. Экспрессивный компонент основных понятийных признаков концептов «hope» и «despair» сам по себе уже биполярен при положительных коннотациях у первого и отрицательных у второго. Эмоции и впечатления, которые читатель получает при восприятии этих концептов, формируются с помощью трансляции эмоциональных состояний действующих лиц романа. Город отчаяния сначала вызывает разочарование ("the whole place gave him the feel of an old Connecticut factory town, or the Cincinnati riverfront' [5]), затем жалость ("silent and deserted and insignificant"), в конце же, благодаря стараниям своих жителей, буквально вселяет страх и дикое желание сбежать из него ("with hate and rage and fear and angef [5]; "...people, yelling, stumbling, eyes wide, mouths open, faces contorted, weapons up" [5];"a writhing mob, a frantic screaming mass of humanity [5]; "the car settled back on its haunches, like prey ready to flee' [5]). В то же время город надежды неизменно спокоен, тих и безмятежен, что дарит ощущение безопасности ("the place looked calm and quiet and unchanged [5]'; "Hope seemed to be a safe enough place" [5]).

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что индивидуально-авторская концептуальная оппозиция «hope / despair» в романе Ли Чайлда «Нечего терять» организует пространство этого художественного произведения, определяя основные векторы сюжета и содержательно-тематическую структуру романа. Автор полностью игнорирует понятийные признаки концептов и их синонимических рядов, рисуя собственную картину этой оппозиции посредством только контекстуальных признаков концептов, что говорит о своеобразной форме девиации от традиционного концептуального воплощения внутри художественного произведения. Выделенные шесть групп контекстуальных признаков концептов становятся параметрами взаимообусловленности их оппозиции, доказывая интегральный признак парности концептов «hope» и «despair». Таким образом, полярные концепты способны не только привносить эстетическую значимость в повествование, но и формировать многомерное индивидуальное художественное пространство писателя.

1. Эпштейн О.В. Концептуальный мир А. Мердок в зеркале перевода. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 6-2 (60): 177 - 179.

2. Невинская М.Д. Концептуальная оппозиция «народ - власть» в политическом дискурсе. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2006.

3. Карасик В.И. Концепт как категория лингвокультурологии. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2002; № 1 (01): 14 - 23.

4. Мошина Е.А. Сопоставительный анализ способов объективизации концептов Надежда и Hope в русской и английской языковых картинах мира. Автореферат диссертации . кандидата филологических наук. Волгоград, 2006.

5. Child L. Nothing to lose. Электронная библиотека RoyalLib.com. Available at: https://royallib.com/read/Child_Lee/Nothing_to_Lose.html

References

1. Epshtejn O.V. Konceptual'nyj mir A. Merdok v zerkale perevoda. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 6-2 (60): 177 - 179.

2. Nevinskaya M.D. Konceptual'naya oppoziciya «narod- vlast'» vpoliticheskomdiskurse. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2006.

3. Karasik V.I. Koncept kak kategoriya lingvokul'turologii. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2002; № 1 (01): 14 - 23.

4. Moshina E.A. Sopostavitel'nyj analiz sposobov ob'ektivizacii konceptov Nadezhda i Hope v russkoj i anglijskoj yazykovyh kartinah mira. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2006.

5. Child L. Nothing to lose. 'Elektronnaya biblioteka RoyalLib.com. Available at: https://royallib.com/read/Child_Lee/Nothing_to_Lose.html

Статья поступила в редакцию 08.03.20

УДК 070

Radzhabov Kh.M., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov82@gmail.com

Dzhabrailova M.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov@inbox.ru

CONFESSIONAL MASS MEDIA IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN). The author analyzes the confessional mass media of the Republic of Dagestan and analyzes the content and their activity in the media space. The place and role of religious mass media in the formation and development of the information society and their impact on the religiosity of society. Coverage of the topic of interfaith relations in the religious media of the Republic of Dagestan and their role in patriotic education and ideological counteraction to extremism and terrorism and other antisocial phenomena. The article analyzes the confessional diversity of the Republic of Dagestan, shows the dynamics of changes in the number of religious organizations (mosques, Islamic universities, madrassas and maktabs) from 1996 to 2019. Special emphasis is placed on Islamic organizations of religious and educational significance and their impact on social and political life in the region. The development of religious education in Dagestan is presented, the ratio of levels and quality of spiritual education is described separately.

Key words: confessional media, information society, Islam, Christianity, Judaism.

Х.М. Раджабов, магистрант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov82@gmail.com

М.И. Джабраилова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov@inbox.ru

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ МАСС-МЕДИА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

В статье дается анализ конфессиональных СМИ Республики Дагестан, анализ контента и их активность в медийном пространстве, а также их влияние в формировании и становлении информационного общества. Выделяются и описываются характерные особенности освещения темы межрелигиозных отношений, патриотического воспитании и роли духовно-просветительских СМИ в профилактике экстремизма и терроризма и других асоциальных явлений. Дается анализ конфессионального многообразия региона, показывается динамика изменения количества религиозных организаций (мечети, исламские вузы, медресе и мактабы) с 1996 по 2019 гг Особый акцент делается на исламских организациях культового, образовательного значения и их влияния на общественно-политическую жизнь в регионе. Представлено развитие религиозного образования в Дагестане; отдельно описывается соотношение уровней и качества духовного образования.

Ключевые слова: конфессиональные СМИ, информационное общество, ислам, христианство, иудаизм.

Республика Дагестан является регионом с повышенной информационной активностью и находится в лидирующих позициях по количеству СМИ и пользователей социальных сетей, а также одним из самых многонациональных регионов нашей страны.

Республика Дагестан отличается своим этноконфессиональным составом и древней культурой гармоничного межконфессионального взаимодействия.

Религиозные организации республики активно осваивают информационное пространство и включаются в процесс генерации и ретрансляции информации религиозного характера. Это во много обусловлено высокой религиозностью населения и большим общественным запросом на религиозную информацию.

Научный интерес представляет сравнительный анализ динамики изменения количества религиозных организаций, активности и востребованности конфессиональных СМИ.

В 1996 г в Республике Дагестан функционировало 1 689 культовых сооружений, из которых: исламских мечетей - 1 670, христианских церквей - 7, монастырей - 1, иудейских синагог - 4, общины Адвентистов седьмого дня - 3, общин евангельских христиан-баптистов - 4. После запрета деятельности на территории Российской Федерации религиозных организаций Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня их общины прекратили свою деятельность на территории Республики Дагестан.

В этот период религиозные организации Дагестана были слабо представлены в информационном поле, хотя тему религии начали освещать на страницах республиканских национальных СМИ. В большинстве своем эта была информация общего характера, интервью с религиозными деятелями, ответы на разные вопросы. Начались первые попытки выпускать религиозные газеты. Раз в неделю на республиканском телевидении начала выходить передача «Мир вашему дому», которая длилась от 15 до 30 минут.

Деятельность конфессиональных СМИ менялась и развивалась динамично, этому способствовал процесс духовного развития и просвещения самого общества и появление журналистов, которые стали активно освещать религиозную тематику в республике.

По состоянию на 01.11.2019 года в Республике Дагестан функционирует 2 736 культовых сооружений. 2 694 - исламские, из них: 6 вузов; 16 медресе; 176 молитвенных домов; 1 160 квартальных мечетей; 1 334 мечетей, в которых совершается пятничная молитва (джума-мечети), 36 христианских, 23 православных; 8 протестантских; 1 армянская апостольская церковь; 1 старообрядческая; 6 иудейских организаций.

В Дагестане функционируют несколько православных храмов: в городе Хасавюрт - Знаменский собор - памятник архитектуры начала XX века, самый крупный православный храм Северного Кавказа. В столице республики с 50-х годов прошлого века функционирует Свято-Успенский кафедральный собор - главный и единственный православный храм. В селе Нюгди - церковь Святого Григориса, армянская часовня, возведённая в память о событиях IV века. Ни один из этих культовых объектов не имеет официального сайта и активных страниц в социальных сетях.

В Дербенте, самом южном городе России, действует самая древняя мечеть на территории нашей страны - Джума-мечеть (не имеет своего официального сайта. Есть официальная страница в ^адгат, на которую подписаны около 11,3 тыс. человек). А Соборная мечеть Махачкалы является одной из самых больших в Евразии. В ней одновременно могут совершать богослужение около 20 тыс. человек (имеет свой официальный сайт http://masdjid.ru/ на страницах в социальных сетях, подписаны около 300 тыс. человек).

Сегодня в Махачкале активно идет строительство крупнейшего Духовного центра имени Иисуса (пророка Исы). Она может претендовать на роль самого большого мусульманского культового объекта на территории России (имеет свой официальный сайт https://isacenter.ru/ и около 100 тыс. подписчиков в социальных сетях).

Таким образом, несмотря на большое количество религиозных организаций, в целом они мало представлены в информационном сообществе республики.

Практически большая часть религиозных организаций не имеют даже своих официальных сайтов и слабо представлены в социальных сетях. Лишь

некоторые из них ведут свои официальные страницы в социальных сетях. Наиболее активными являются акаунты Соборных мечетей г. Махачкалы и г Буйнакска.

Христианские религиозные организации имеют только один информационный ресурс - официальный сайт Махачкалинской епархии (http://goragospodnya. ru (Гора Господня), в социальных сетях аудитория охвата около 10 тыс. человек).

Иудейские культовые объекты тоже неактивны в медийном пространстве и не имеют официальных сайтов и активных страниц в социальных сетях.

Но, несмотря на это, религиозная жизнь в республике в целом очень широко освещается в информационном пространстве.

СМИ разных конфессий пользуются популярностью в народе и имеют довольно широкий охват

Духовно-просветительская (добрая газета) «Ас-салам» («Мир и благословение») издается с 1994 года, выпускается на 9 языках и имеет общий тираж около 150 тыс. экземпляров; газета «Свет Ислама» («Нур-ул Ислам») выходит на двух языках, общий тираж несколько тысяч экземпляров; «Исламский вестник»; «Товхид» - Исламская религиозная организация «Мечеть мусульман-шиитов» тиражом 999 экземпляров; Журнал «Ислам» теперь выходит раз в год тиражом в несколько тысяч экземпляров, ранее выходил раз в квартал тиражом около 100 тыс. экземпляров; Детский журнал «Амина» выходит 1 - 2 раза в год тиражом 999 экземпляров; газета Дербентской иудейской религиозной общины «Синагога Келе-Нумаз»; также в Дербенте на языке горских евреев издается единственная на Северном Кавказе еженедельная газета «Ватан».

Основными конфессиональными Интернет-ресурсами, которые формируют информационную повестку в регионе, можно назвать следующие: http:// muftiyatrd.ru - официальный сайт Муфтията РД; http://goragospodnya.ru (Гора Господня) - официальный сайт Махачкалинской епархии; http://islam.ru - исламский сайт, который освещает федеральную тематику; http://islamdag.ru - самый популярный в республике исламский сайт.

Жизнь иудейских общин республики довольно широко освещается на сайте и страницах газеты «Стмеги».

Вопросы веры и духовности нередко освещают такие республиканские газеты, как «Новое дело», «Черновик», «Молодежь Дагестана», «Махачкалинские известия»; «Дагестанская правда», «Свободная республика». На данную тематику пишут и журналисты национальных газет: «Истина» (на аварском языке), «Лез-ги газет» (на лезгинском), «Замана» (на даргинском языке), «Ильчи» (на лакском языке), Зори Табасаран» (на табасаранском), «Нийсо» (на чеченском), «Ёлдаш» (на кумыкском языке), «Нур» (на цахурском языке), «Вести Агула» (на агульском), «Рутульские новости» (на рутульском языке) и др.

В эфирной сетке республиканских телеканалов РГВК «Дагестан» и «Наше национальное телевидение» (ННТ) есть программы, рассказывающие о духовной жизни, но они не превышают 10% от общего времени трансляции каналов. Особой популярностью в республике и за ее пределами пользуется радио «Ва-тан» (106,6 FM), в эфире которого также поднимается тема духовно-нравственного воспитания молодежи с точки зрения религии.

Особое место в религиозной жизни Дагестана уделяется духовному образованию. На территории Республики Дагестан имеется 6 исламских высших учебных заведений. У них у всех есть свои официальные сайты, но они являются «сайтами-визитками» и неактивны, редко обновляются.

Очень актуальной и часто освещаемой в регионе является тема этнокон-фессионального многообразия. Это свидетельствует о большом интересе населения, в частности молодежи, к таким вопросам как духовность, история разных религий, влияние религиозных процессов на общественное сознание не только с позиций своей веры, но и с точки зрения разных религий. Научный интерес вызывает освещение тематики межрелигиозного взаимодействия в республиканском медийном пространстве. С 2010 года в информационном поле стало больше сообщений о позитивном опыте взаимодействия религиозных организаций разных конфессий. Ранее религиозная жизнь разных конфессий освещалась отдельно. Одними из первых таких сообщений можно назвать интервью христианского священника протоиерея Всеволода Чаплина журналу «Ислам» в 2012 году и телепередачу на местном телеканале, где религиозные деятели ислама и православия выступали против абортов.

А в последние 5 - 6 лет особенно усилился процесс более тесного взаимодействия исламских, православных и иудейских религиозных организаций, в том числе и в информационном поле.

Это способствовало появлению большого объема информационных сообщений о межконфессиональном взаимодействии и их совместной работе, направленной на гармонизацию межнациональных, межрелигиозных отношений, формирование общероссийской гражданской идентичности, воспитание детей в духе патриотизма и любви к своей родине, сохранение общечеловеческих морально-нравственных ценностей, а также на идеологическое противодействие экстремизму и терроризму. До широких масс доводятся исторические факты гармоничного многовекового сотрудничества народов, исповедующих разные религии.

СМИ широко освещают деятельность властей республики по повышению уровня государственно конфессиональных отношений и совместных мероприятий с республиканским духовенством - Муфтията РД, Махачкалинской епархии РПЦ и Совета иудейских общин [1, с. 11 - 14].

Согласно данным социологического исследования в Республике Дагестан, проведенного в 2019 году для изучения состояния и тенденций развития информационного общества и роли конфессиональных СМИ, наблюдается ускорение процесса интереса местного населения к религиозной информации трех конфессий, транслируемой СМИ. 85% респондентов слышали и знают, какие религиозные СМИ действуют в регионе. Из них 10,7% считают эту информацию полностью достоверной, 45,7% - скорее всего достоверной, которой можно доверять, 21,8% - частично доверяют, но с оговоркой, что нужно перепроверить, 5,8% опрошенных не доверяют и 16% не интересуются вообще данной тематикой. Подавляющее большинство участников проводимого опроса (68,5%) признали, что данные СМИ, в частности, газеты, освещают важные для верующих темы хорошо или, по крайней мере, неплохо. [2, с. 75].

В комплексе работа всех медиаресурсов, поднимающих вопросы этнокон-фессионального характера, направлена на гармонизацию межрелигиозных отношений, профилактику деструктивного и асоциального поведения, а также на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Данный информационный продукт отражает мнение лидеров трех конфессий, рассказывающих о том, что объединяет всех людей, независимо от того, какую национальность или религию они представляют. Всех их объединяет общая родина, общая история и культура, и все они являются частью многонационального и многоконфессионального единого российского народа.

В республиканском медийном религиозном пространстве СМИ православных и иудейских общин также занимают значительное место и ведут активную информационную деятельность.

Лидеры традиционных конфессий Дагестана совместно принимают участие в деятельности разных информационных площадок СМИ, ТВ и радио для диалога с молодежью.

Благодаря слаженной совместной работе в настоящее время межконфессиональная (внутриконфессиональная) ситуация в Республике Дагестан оценивается как стабильная, имеющая положительную динамику развития, в том числе в информационном поле.

Улучшению религиозного климата в регионе способствует целенаправленная, эффективная, но при этом равноудаленная государственно-конфессиональная политика, осуществляемая руководством Республики Дагестан, участие в жизни общества, содействие и поддержка духовенства, а также СМИ.

В качестве примеров активности представителей традиционных конфессий Дагестана в республиканских средствах массовой информации можно привести следующие.

В 2018 году власти республики выступили с инициативой обратиться к религиозным организациям, чтобы призвать верующих, в том числе посредством конфессиональных СМИ, соблюдать правила дорожного движения, провести разъяснительную работу в культовых объектах.

Республиканское духовенство отнеслось с пониманием к проблеме общества, и в итоге в мечетях, церквях и синагогах зазвучали проповеди и обращения к верующим быть бдительными на дорогах и соблюдать правила дорожного движения. Было подготовлено большое количество информационного материла на данную тему с точки зрения разных конфессий. Просветительская работа велась в республиканских СМИ. В мечетях были розданы книжки «Этика вождения», в которых с точки зрения ислама объясняется необходимость соблюдения ПДД.

Большой популярностью среди населения пользовались видеоматериалы, подготовленные духовенством республики, где религиозные ученые, ссылаясь на религиозные догматы, поясняли, что соблюдение ПДД является обязанностью с точки зрения религии. Медиапродукция, в которой представители ислама и православия вместе призывали соблюдать этику поведения на дорогах, имела большое воздействие на автолюбителей и пешеходов [3].

На телеканал «ННТ» был показан сюжет, в котором муфтий Республики Дагестан шейх Ахмад-Афанди Абдулаев обратился к дагестанцам с призывом уважать друг друга на дорогах и соблюдать правила дорожного движения.

В видеосюжете муфтий сам сел за руль автомобиля и призвал жителей республики соблюдать скоростной режим и уважать всех участников дорожного движения. Данное видео опубликовано на официальном канале телеканала ННТ в видеохостингеYouTube [4].

Эти материалы широко распространялись в Интернет-пространстве, в социальных сетях, в частности в ^адгат, и имели большие просмотры и набрали тысячи «лайков». Анализ данных материалов и комментариев к ним показывает, что народные массы более восприимчивы к информации, когда ее озвучивают религиозные деятели.

Еще одним проектом, демонстрирующим государственно-конфессиональное взаимодействие в информационном пространстве, является специальный документальный проект под названием «Человек и вера», который был подготовлен Правительством РД совместно с телеканалом РГВК «Дагестан». Фильм получил премию президента Татарстана Рустама Минниханова, которая вручалась в рамках заседания группы стратегического видения «Россия - Исламский мир» [5].

Наряду с этим в Дагестанском сегменте ^адгат немало страниц с религиозным контентом, которые имеют относительно большое количество подписчиков.

Как известно, террористические организации используют этнические, культурные и религиозные особенности как инструментарий для формирования идеологии противоречий с целью манипулирования сознанием людей и их дальнейшего использования в своих преступных политических целях, создавая угрозу безопасности современного общества и национальной безопасности нашей страны. В сети вербовщиков молодежь попадает, даже не зная, с кем она общаются.

Согласно докладу доктора наук в области изучения Корана, советника министра вакуфов и исламских дел государства Кувейт шейха Усмана Ахмада Абдурахима, многие молодые ребята из Дагестана присоединились к ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) через Интернет [6, с. 20], порой ни разу не увидев даже лица того, кто их направлял на преступления и явную погибель.

Данную информацию подтверждают и слова руководителя Федерального агентства по делам национальностей Российской Федерации Игоря Баринова, который в одном из своих выступлений отметил, что 80% граждан нашей страны, вступившие в ряды террористов на Ближнем Востоке, подверглись экстремистской агитации посредством сети Интернет [7].

Нельзя не учитывать эти цифры, особенно принимая во внимание тот факт, что большую часть своего времени молодые люди проводят на просторах Интернета.

Именно поэтому важно использовать все информационные возможности, в том числе и потенциал конфессиональных массмедиа и средств массовой коммуникации в профилактической работе с молодежью, чтобы защитить их от вредоносного влияния информации, распространяемой радикальными и деструктивными силами.

Российские ученые, эксперты и богословы должны создать идеологическую альтернативу и посредством совместного и последовательного воспроизводства информации отвечать запросам современного общества, доказывая ошибочность и выявляя заблуждения радикалов.

Важно, чтобы представители официального духовенства постоянно присутствовали в медийном пространстве и отвечали на вопросы, которые интересуют современную молодежь. То есть работать на опережение, чтобы не дать возможность террористам обмануть молодых людей. Обеспечить доступ к официальной, достоверной, проверенной и безопасной информации, которая подается доступно и с использованием современных популярных и понятных методов.

Тогда будет минимизирован риск попадания молодых людей на сомнительные Интернет-сайты в поисках религиозных знаний.

В связи с этим в Дагестане была организована работа для информационного противодействия идеологии экстремизма и терроризма, создавались межведомственные группы для проведения профилактической работы с молодежью, практиковалась организация органами исполнительной власти мероприятий с участием авторитетных российских и зарубежных богословов (международные богословские конференции в г. Махачкале), проповеди в мечетях республики, в ходе которых гости рассказывали об ошибочности идей радикалов и призывали дагестанцев не идти по запретному и бесперспективному пути последователей экстремизма и терроризма. Проповеди прошли в Центральной джума-мечети г. Махачкалы (охват более 15 тыс. чел.), джума-мечети имени Зайнуллы Расулева (пр. Акушинского) (охват 5 тыс. чел.) и др. Были организованы онлайн-трансля-ции на подведомственных республиканскому духовенству сайтах, а также на ТВ и радио.

В последние годы научные и журналистские сообщества часто обсуждают роль религий, их потенциал в идеологическом противодействии терроризму и в профилактической работе. В России проводится большое количество конференций на данную тематику. Экспертами как нашей страны, так и ближнего зарубежья были даны рекомендации по выработке механизмов информационного противодействия экстремизму. Ведущие журналисты всей страны оказались солидарны во мнении о важности использования потенциала религиозных СМИ в идеологическом противодействии распространению радикализма в информационном пространстве.

По мнению экспертного сообщества, необходимо подготовить лингвости-листического гида для разъяснения, как правильно и корректно использовать, в частности, информационном поле, употреблять религиозную терминологию.

Также необходимо на регулярной основе проводить встречи представителей СМИ, научных, общественно-политических и религиозных кругов для обсуждения насущных вопросов по освещению и информационному сопровождению конфессиональной тематики [8]. Учитывая современные реалии, СМИ во многом могут влиять на процессы, связанные с укреплением и гармонизацией этноконфессио-

Библиографический список

нальных отношений, посредством объективного и открытого освещения религиозной жизни в России и в мире целом. Необходимо уделять больше внимания вопросам межконфессиональных, внутриконфессиональных отношений, историческим и современным примерам добрососедства, взаимодействия и взаимовыручки людей, независимо от конфессиональной и национальной принадлежности.

1. Галиева О.А. О работе Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД в сфере государственно-конфессиональных отношений. Материалы региональной научно-практической конференции, Махачкала: ДГСК, 2016.

2. Джабраилова М.И., Раджабов Х.М. Роль массмедиа в становлении и развитии информационного общества (межконфессиональный аспект). Материалы XIII Всероссийской конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Расула Гамзатова и 115-летию А.Ф. Назаревича, Махачкала: ДГУ 2018.

3. Васильев В.А. Об утверждении решения Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Дагестан от 20.08.2018 N 07-17/4. docs.cntd.ru: электронный фонд правовой документации. Available at: http://docs.cntd.ru/document/550189373

4. Омаров М.М. Изучение состояния и тенденций развития религиозной ситуации в Республике Дагестан. Социологическое исследование в Республике Дагестан, Махачкала, 2018.

5. Темирсолтанов И.И. Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы. Сборник материалов Международной богословской конференции. Махачкала, 2015.

6. Мишучков А.А. Российская модель цивилизационного диалога между православными и мусульманами. Российская цивилизация в диалоге культур. Сборник статей под редакцией А.А. Мишучкова. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014.

7. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. Независимая газета, 2012. Available at: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html

8. Шахбанова Х.М. Голос пастыря в СМИ. Роль религии в укреплении единства народов России, Махачкала: ДГУ, 2019.

References

1. Galieva O.A. O rabote Komiteta po svobode sovesti, vzaimodejstviyu s religioznymi organizaciyami RD v sfere gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij. Materialyregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Mahachkala: DGSK, 2016.

2. Dzhabrailova M.I., Radzhabov H.M. Rol' massmedia v stanovlenii i razvitii informacionnogo obschestva (mezhkonfessional'nyj aspekt). Materialy XIII Vserossijskoj konferencii, posvyaschennoj 95-letiyu so dnya rozhdeniya Rasula Gamzatova i 115-letiyu A.F. Nazarevicha, Mahachkala: DGU, 2018.

3. Vasil'ev V.A. Ob utverzhdenii resheniya Koordinacionnogo soveschaniya po obespecheniyu pravoporyadka v Respublike Dagestan ot 20.08.2018 N 07-17/4. docs.cntd.ru: elektronnyj fond pravovoj dokumentacii. Available at: http://docs.cntd.ru/document/550189373

4. Omarov M.M. Izuchenie sostoyaniya i tendencij razvitiya religioznoj situacii v Respublike Dagestan. Sociologicheskoe issledovanie v Respublike Dagestan, Mahachkala, 2018.

5. Temirsoltanov I.I. Mezhdunarodnyj opyt v ukreplenii edinstva musul'man: sovremennye formy i metody. Sbornikmaterialov Mezhdunarodnoj bogoslovskojkonferencii. Mahachkala, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mishuchkov A.A. Rossijskaya model' civilizacionnogo dialoga mezhdu pravoslavnymi i musul'manami. Rossijskaya civilizaciya v dialoge kul'tur. Sbornik statej pod redakciej A.A. Mishuchkova. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2014.

7. Putin V.V. Rossiya: nacional'nyj vopros. Nezavisimaya gazeta, 2012. Available at: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html

8. Shahbanova H.M. Golos pastyrya v SMI. Rol'religii v ukreplenii edinstva narodov Rossii, Mahachkala: DGU, 2019.

Статья поступила в редакцию 06.02.20

УДК 811.351.22

Bagomedov M.R., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: b_musa@mail.ru

Rabadanova A.R., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: b_musa@mail.ru

ONOMASTICON OF THE DARGIN CHILDREN'S LITERATURE. One of the relevant problems of modern linguistics is considered in the article, namely the functioning of onyms in children's fiction (based on the works of Rashid Medzhidovich Rashidov, a national poet Dagestan, a member of the Union of Writers of the USSR, and Rasul Musaevich Bagomedov, a national writer of the Republic of Dagestan, a member of the Union of Writers of Russia). The authors summarize some of the results of the study of this issue in the Dagestan onomastics. Using an analysis of scientific works on onomastics of the peoples of Dagestan, it is revealed that this problem remains poorly studied not only in Dargin, but in general in Dagestan linguistics and requires further research. The main attention is paid to the analysis of the anthroponymic of the works of Dargin writers in terms of language affiliation, structural and semantic features. The originality of the fixed onomastic units is revealed.

Key words: Dagestani languages, Dargin language, onym, onomasticon, Dargin children's literature, Rashid Rashidov, Rasul Bagomedov.

М.Р. Багомедов, д-р филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: b_musa@mail.ru

А.Р. Рабаданова, магистрант, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: b_musa@mail.ru

ОНОМАСТИКОН ДАРГИНСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной лингвистики, а именно - функционирование онимов в детской художественной литературе (на материале произведений народного поэта Дагестана, члена Союза писателей СССР Рашида Меджидовича Рашидова и народного писателя Республики Дагестан, члена Союза писателей России Расула Мусаевича Багомедова). Авторы подводят некоторые итоги исследования рассматриваемого вопроса в дагестанской ономастике. На основе анализа научных трудов по ономастике народов Дагестана устанавливается, что эта проблема до сегодняшнего дня остается малоизученной не только в даргинском, но и вообще в дагестанском языкознании и требует дальнейших исследований. Основное внимание уделяется анализу антропонимикона произведений даргинских писателей с точки зрения языковой принадлежности, структурно-семантических особенностей. Выявляется своеобразие зафиксированных ономастических единиц.

Ключевые слова: дагестанские языки, даргинский язык, оним, ономастикон, даргинская детская литература, Рашид Рашидов, Расул Багомедов.

В последнее время наблюдается интерес к исследованию проблемы функционирования в языке собственных имён. Этот вопрос особенно актуален для полиэтнического Дагестана. «В этом плане представляется интересным функционирование собственных имен в художественном тексте. Проблема функционирования ономастических единиц в даргинской художественной литературе мало изучена» [1, с. 174].

Некоторые вопросы функционирования собственных имён в произведениях А. Абу-Бакара рассматриваются в отдельных изысканиях ономатологов: «Антропонимы в повестях А. Абу-Бакара» [2], «О функционировании топонимических единиц в английском художественном тексте» [3], «Личные имена в переводном английском тексте» [4], «Ономастикон в переводном английском художественном тексте» [5], «О некоторых языковых особенностях повести А. Абу-Бакара «Солнце в гнезде орла» [6]». С.М. Рабаданова [7] проводит детальный анализ

даргинских антропонимов, тем не менее, вопрос функционирования этих единиц в художественной литературе не затрагивает. В научных трудах М.Р. Багомедова [1, 8] наряду с другими проблемами ономастики народов Дагестана рассматриваются отдельные вопросы даргинской литературной ономастики.

В процессе своего становления и развития даргинская детская литература прошла долгий и сложный путь исканий новых идейно-художественных форм. Она возникла на богатом наследии устного народного творчества. Детский фольклор широко представлен в сборниках И.И. Омарова «Маленький пастушок» («Ник1а бук1ун») и «Детские игры» («Дурх1нала х1язани»), Р.М. Багомедова «Радуга даргинского народного творчества» («Даргала халкьла пагьмула зурх1яб») [9, с. 110]. На даргинском языке была издана «Антология даргинской детской литературы» («Даргала литературала дурх1нас хасдарибти произведениебала антология») [10]. На страницах детского журнала «Соколенок» («Лачин»), в респу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.