Научная статья на тему 'Республика Дагестан в первом десятилетии XXI В. : особенности развития государственноконфессиональных отношений'

Республика Дагестан в первом десятилетии XXI В. : особенности развития государственноконфессиональных отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
304
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИЯ / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RELIGIOUS ORGANIZATION / RELIGION / TERRORISM / RELIGIOUS EDUCATION / REPUBLIC OF DAGESTAN / STATE-RELIGION RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Арухова Амина Насировна

В статье автор рассматривает особенности развития диалога между органами государственной власти и религиозными организациями в Республике Дагестан на современном этапе. Отмечается, что поступательное развитие дагестанского общества невозможно без конструктивного диалога и сотрудничества органов государственной власти и религиозных организаций. В статье описываются пути их взаимодействия в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, охарактеризована их деятельность за сохранение чистоты религии и мирного сосуществования. Затрагивается тема религиозного исламского образования, которое, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяющей светский характер государства, находится полностью в компетенции религиозных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE FIRST DECADE OF THE XXI CENTURY: PECULIARITIES OF STATE-RELIGION RELATIONS DEVELOPMENT

The article considers development of the dialogue between public authorities and religious organizations in the Republic of Dagestan at the present stage. It is noted that the steady development of the Dagestan society is impossible without meaningful dialogue and cooperation of public authorities and religious organizations. The article describes the ways of their cooperation in the fight against religious extremism and terrorism, their activities focused on the preservation of the purity of religion and peaceful coexistence. The author discusses Islamic religious education, which is under the purview of religious organizations according to the Russian Federation Constitution securing the secular nature of the state.

Текст научной работы на тему «Республика Дагестан в первом десятилетии XXI В. : особенности развития государственноконфессиональных отношений»

УДК 94(470.67)"200":322

Арухова Амина Насировна

Arukhova Amina Nasirovna

аспирант кафедры истории России XX-XXI вв. Дагестанского государственного университета

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XXI В.: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

PhD student, Department for Russian History of the XX-XXI Centuries, Dagestan State University

REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE FIRST DECADE OF THE XXI CENTURY: PECULIARITIES OF STATE-RELIGION RELATIONS DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье автор рассматривает особенности развития диалога между органами государственной власти и религиозными организациями в Республике Дагестан на современном этапе. Отмечается, что поступательное развитие дагестанского общества невозможно без конструктивного диалога и сотрудничества органов государственной власти и религиозных организаций. В статье описываются пути их взаимодействия в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, охарактеризована их деятельность за сохранение чистоты религии и мирного сосуществования. Затрагивается тема религиозного исламского образования, которое, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяющей светский характер государства, находится полностью в компетенции религиозных организаций.

Ключевые слова:

религиозные организации, религия, терроризм, религиозное образование, Республика Дагестан, государственно-конфессиональные отношения.

Summary:

The article considers development of the dialogue between public authorities and religious organizations in the Republic of Dagestan at the present stage. It is noted that the steady development of the Dagestan society is impossible without meaningful dialogue and cooperation of public authorities and religious organizations. The article describes the ways of their cooperation in the fight against religious extremism and terrorism, their activities focused on the preservation of the purity of religion and peaceful coexistence. The author discusses Islamic religious education, which is under the purview of religious organizations according to the Russian Federation Constitution securing the secular nature of the state.

Keywords:

religious organization, religion, terrorism, religious education, Republic of Dagestan, state-religion relations.

Религия всегда играла и продолжает сегодня играть одну из главенствующих ролей в жизни общества, государства и отдельно взятого человека. В современном нестабильном мире взаимосвязь и взаимодействие государства и религии особенно важны и необходимы. Ярким доказательством этого успешного взаимодействия является Республика Дагестан, где созданы необходимые условия для функционирования религиозных организаций всех конфессий, представленных в республике.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. стал крайне тяжелым периодом в жизни региона. Произошедшие в 1990-е гг. коренные преобразования, которые затронули многие устои социокультурной и общественно-политической жизни, привели к тому, что в дагестанском обществе возникли новые проблемы и вызовы, обусловленные в том числе и новым геополитическим статусом республики, ставшей после распада СССР приграничным регионом [1, с. 346]. После религиозного застоя советского времени и кровопролитной второй чеченской войны дагестанское общество столкнулось с доселе неизвестной проблемой, а именно с религиозным экстремизмом и терроризмом. Прикрываясь религией, творя зло и беспредел, экстремисты и террористы разрушают устои цивилизованного общества, отталкивая Дагестан назад, в прошлое. Появилась также и проблема вербовки молодого населения в незаконные вооруженные формирования, осуществляющие террористические акты. Началась самая настоящая «война» за умы молодого населения. Ключевая роль в решении этого вопроса принадлежит как государственным, так и религиозным организациям. И те и другие нацелены на успешное сотрудничество в разрешении возникших проблем.

В Дагестане представлены все авраамические религии, в первые годы XXI в. здесь функционировало 2 550 религиозных объединений, в том числе 795 зарегистрированных. Наибольшее количество объединений - исламские, их насчитывалось 2 495. Христианских объединений представлено 50, иудейских - 5 [2, с. 205].

В республике за прошедшие двадцать лет сформировалась достаточно обширная сеть учреждений, дающих исламское образование. Религиозно настроенные граждане могут получить

высшее исламское образование в университетах и институтах, не выезжая за пределы республики, среднее профессиональное образование - в медресе, начальное - в примечетских школах и мактабах.

С 2007 г. в Махачкале действует Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки (СКУЦИОН), в который вошли такие республиканские учебные заведения, как Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа и Институт теологии и международных отношений имени Мамма-Дибира аль-Рочи.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан зарегистрировано 14 исламских вузов, из них фактически действуют 12. Семь вузов имеют лицензии на ведение образовательной деятельности, у остальных сроки действия лицензий истекли, их документы находятся в стадии подготовки к лицензированию. Количество преподавателей в исламских вузах - 137 чел., обучающихся - более 1 500 чел. [3].

В республике функционируют 105 медресе с охватом более 4 тыс. обучающихся. 45 медресе зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции РФ по РД, 14 медресе имеют лицензии на ведение образовательной деятельности. При мечетях республики действуют 135 мак-табов, охватывающих более 3 900 обучающихся. Причем количество этих школ и число обучающихся постоянно меняются [4, т. 1, с. 216].

В Республике Дагестан созданы и функционируют три теологических института:

1. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт теологии и международных отношений имени Мамма-Дибира аль-Рочи» (г. Махачкала).

2. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанский теологический институт имени Саида Афанди» (Буйнакский район, с. Чиркей).

3. Негосударственное образовательное учреждение «Духовно-гуманитарный институт имени Саидбега Даитова» (г. Хасавюрт).

Одним из важных вопросов, определенных главой Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипо-вым, является вопрос обязательной аттестации имамов мечетей и преподавателей религиозных образовательных учреждений Дагестана. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяющей светский характер государства, этот вопрос полностью передан в компетенцию религиозных организаций. Духовное управление мусульман Дагестана и все духовенство республики всецело поддержали эту инициативу главы республики и приступили к реализации обозначенных задач [5].

Второе место по числу последователей в республике занимает христианство. На сегодняшний день в Дагестане функционирует 50 христианских религиозных объединений: 19 из них являются православными, 28 - протестантскими, два - армянские религиозные общества, одно -древнеправославная община.

Православные приходы на территории республики разделены на два округа: Махачкалинское и Кизлярское благочиния. Эти округа входят в состав Махачкалинской и Грозненской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В настоящее время главой Махачкалинской и Грозненской епархии является епископ Варлаам (в миру - Пономарев Владимир Георгиевич). При православных храмах периодически функционируют воскресные школы.

Среди протестантских организаций, действующих на территории Республики Дагестан, можно назвать организации: «Евангельские христиане-баптисты», «Адвентисты седьмого дня», «Пятидесятники», «Евангельские христиане» и «Свидетели Иеговы».

В республике действуют организации «Евангельских христиан-баптистов», относящиеся к Союзу ЕХБ России (в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте).

Кроме организаций, относящихся к Союзу ЕХБ России, в республике (в Махачкале, Кизляре, Каспийске, Южно-Сухокумске, Хасавюрте, а также в селе Терекли-Мектеб Ногайского района) функционируют несколько организаций «Евангельских христиан-баптистов», относящихся к Совету Церквей. Из них ни одна официально не зарегистрирована.

Церкви организации «Адвентисты седьмого дня» действуют в Махачкале, Каспийске, Из-бербаше, Хасавюрте, селе Кочубей Тарумовского района.

Более 16 лет на территории Дагестана ведет свою деятельность одна из пятидесятниче-ских церквей - христианская церковь «Осанна». Прошли регистрацию в Министерстве юстиции республики Дербентская религиозная группа данной церкви - «Виноградник», Избербашская религиозная группа «Антиохия», Каспийская религиозная группа «Источник жизни».

«Евангельские христиане» в республике представлены официально зарегистрированной религиозной организацией «Благая весть».

Из шести организаций «Свидетелей Иеговы», действующих на территории республики, прошли перерегистрацию в Министерстве юстиции Дербентская и Кизлярская организации, причем последняя является филиалом Ставропольской организации.

При 19 православных приходах действуют воскресные школы с общим количеством обучающихся около 100 чел. Обучаются в них в основном служители храмов. Подобные воскресные школы действуют в храмах Дербента, Избербаша, Хасавюрта, Каспийска, Кизляра, а также в селах Тарумовка, Крайновка, Кочубей.

В протестантских организациях («Евангельские христиане-баптисты», «Адвентисты седьмого дня», «Евангельские христиане»), действующих в Махачкале, Каспийске, Кизляре, Дербенте, Избербаше, также организованы субботние школы. Основной предмет изучения - Библия.

«Свидетели Иеговы» во время субботних встреч проводят курсы по подготовке миссионе-ров-«свидетелей» среди последователей этого течения (Махачкала, Дербент, Кизляр и Избер-баш). Ведут занятия старейшины (надзиратели) этих организаций.

Также в Республике Дагестан действуют пять иудейских общин (в Махачкале, Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте, Кизляре). Совет иудейских общин республики возглавляет Ш.М. Дибияев. Иудейские общины республики входят в состав ФЕОР - Федерации еврейских общин России [6]. При иудейских общинах действуют воскресные школы (хейдер). Высших и средних иудейских учебных заведений в республике нет.

На развитие религиозной ситуации в республике достаточное влияние оказывают и суфийские общины. Сегодня в Дагестане представлены приверженцы трех тарикатов (суфийских общин): кадирийского, накшбандийского, шазилийского.

Можно отметить, что по национальному составу последователями накшбандийского тари-ката являются в основном аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы. Последователями кадирийского тариката являются чеченцы и андийцы. Среди аварцев также распространен шазилийский тарикат, в меньшей степени его придерживаются кумыки и даргинцы. В Дагестане проживают 22 шейха кадирийского, накшбандийского и шазилийского тарикатов. Общее число мюридов различных шейхов в республике, по примерным оценкам, составляет более 30 тыс. чел.

В последние годы в республике при посредничестве органов государственной власти активно развивается диалог между последователями разных религий. Духовные лидеры всех конфессий, представленных в Дагестане, в полной мере осознают свою роль и ответственность за поддержание мира и спокойствия в многонациональной и многоконфессиональной республике. Они стараются использовать все возможности для воспитания молодого поколения в духе согласия, терпимости и взаимопонимания между представителями разных вероисповеданий и мировоззрений.

В таком сложном в этническом и религиозном отношении регионе, как Дагестан, сложилась и действует система урегулирования отношений, которая включает в себя в том числе и институты гражданского общества параллельно с элементами административной структуры. Эта система необходима для координации деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений республики с целью реализации федерального и республиканского законодательства, регулирующего сферу государственно-конфессиональных отношений, а также для предотвращения возможных конфликтов и возникновения очагов нестабильности [7].

С учетом важной роли религиозных организаций в современном обществе действующее законодательство предоставляет органам государственной власти существенные права и возможности в области взаимодействия с религиозными организациями, в том числе и образовательными. Среди них: налоговые и иные льготы; финансовая, материальная и иная помощь; безвозмездная передача религиозным организациям имущества, имеющего религиозное назначение, которое находится в собственности государства или муниципалитетов; информационная поддержка и т. п. Органы государственной власти и муниципальные образования Республики Дагестан повсеместно стараются оказывать материальную поддержку всем традиционным конфессиям и их образовательным учреждениям.

Так, за последние годы при активной финансовой помощи, в том числе и непосредственно от руководства республики, городских и сельских администраций, было построено, восстановлено и отреставрировано значительное количество мечетей, медресе, церквей, была также оказана финансовая поддержка иудейским организациям республики. Например, приказом Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан от 14.03.2014 г. было утверждено Положение о Комиссии по распределению финансовых средств в рамках реализации мероприятий государственной программы Республики Дагестан «Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка на 2014-2016 годы». Был разработан проект «Исламское просвещение», являющийся частью приоритетного проекта главы Республики Дагестан «Просвещенный Дагестан». В проекте предусмотрено создание рабочей группы по его реализации, проведение мониторинга системы

религиозного образования и реализуемых в религиозных учреждениях образовательных программ, а также создание единой базы данных религиозных образовательных учреждений.

Проект предполагал организацию и проведение образовательных курсов для имамов мечетей на базе Дагестанской школы блогеров. Планировалось также создание Дагестанского гуманитарного университета на базе Института теологии и международных отношений и Дагестанского исламского университета, а также увеличение объема государственного финансирования Республиканской целевой программы по взаимодействию с религиозными организациями [8].

В связи с большим объемом и высокой сложностью планируемых работ были организованы курсы повышения квалификации специалистов по вопросам государственно-конфессиональных отношений, разъяснению федерального и республиканского законодательства о регулировании деятельности религиозных объединений. С программой курсов ознакомились 50 слушателей, в том числе 25 из числа представителей духовенства.

В городах и районах республики было проведено более 60 мероприятий по координации действий государственных и муниципальных органов власти, средств массовой информации, религиозных и общественных организаций, учреждений религиозного образования. Все мероприятия были направлены на совершенствование государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, возрождение лучших традиций добрососедства и взаимопонимания, религиозной и национальной терпимости, формирование уважения к истории, культуре и религиям народов Дагестана.

Основные мероприятия проекта были направлены на работу с молодежью. В рамках реализации проекта только в 2013 г. был проведен ряд значительных мероприятий, важнейшие среди которых - республиканские молодежные форумы с участием студентов религиозных и светских образовательных учреждений, направленные на возрождение духовности, нравственности, патриотизма и лучших традиций народов Дагестана, на воспитание всесторонне развитых, духовно богатых и образованных людей.

Анализируя сложившуюся в Дагестане ситуацию, нельзя не отметить, что сегодня наметился переход от периода некогда преобладавшей политической и межрелигиозной напряженности к периоду относительной стабильности. Органам государственной власти удалось взять под контроль этноконфессиональные процессы в данном регионе, направить диалог между властью и религиозными организациями в конструктивное русло. Также необходимо констатировать, что политика, проводимая федеральным центром в республике, становится все более целенаправленной на этноконфессиональную специфику региона. Власти удалось добиться и урегулирования ситуации в сфере религиозного образования, опираясь при этом как на основные принципы федерального законодательства в области свободы совести, так и на особенности самого многонационального и многоконфессионального субъекта Российской Федерации, закрепленные в Конституции республики.

Проводимые мероприятия, активное партнерство органов власти и общества - это только начало пути взаимодействия власти с религиозными организациями и их образовательными учреждениями. Государство нацелено и далее вести открытый конструктивный диалог с религиозными структурами и всячески поддерживать их в борьбе с идеологией религиозного экстремизма и терроризма, а также с религиозным невежеством.

Ссылки:

1. Труженикова Л.А. Основной закон Республики Дагестан 1994 г.: исторические предпосылки разработки и принятия // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 11 (67). С. 345-351.

2. Ханбабаев К.М. Трансформация ислама в современном Дагестане // Кавказ. Балканы. Передняя Азия : сб. науч. тр. Северо-Кавказ. регион. отд-ния Междунар. науч. ассоц. болгаристов. Махачкала, 2004. № 2 (9). С. 204-216.

3. Исламское просвещение в Дагестане: проблемы и решение [Электронный ресурс]. URL: http://www.ri-adagestan.ru/news/the_people_s_assembly/islamic_education_in_dagestan_problems_and_solution/ (дата обращения: 04.08.2016).

4. Эмиров Э.Д. Религиозные объединения в условиях формирования гражданского общества в Республике Дагестан // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Т. 1. Махачкала, 2008. С. 204-216.

5. Рамазан Абдулатипов: «Необходимо усилить профилактическую работу» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ri-adagestan.ru/news/president/ramazan_abdulatipov_neobkhodimo_usilit_profilakticheskuyu_rabotu/ (дата обращения: 04.08.2016).

6. Уделить внимание веротерпимости и межкультурному диалогу [Электронный ресурс]. URL: http://www.ri-adagestan.ru/news/the_government_of_the/udelit_vnimanie_veroterpimosti_i_mezhkulturnomu_dialogu/ (дата обращения: 04.08.2016).

7. Магомедов А.М. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Дагестан: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/item/595 (дата обращения: 03.03.2016).

8. Комитет по делам религии Дагестана подвел итоги за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.ri-adagestan.ru/news/society/komitet_po_delam_religii_dagestana_podvel_itogi_za_2015_god/ (дата обращения: 04.08.2016).

References:

Emirov, ED 2008, 'Religious associations in the formation of civil society in the Republic of Dagestan', Aktual'nyye problemy protivodeystviya natsional'nomu i politicheskomu ekstremizmu: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., vol. 1, Makhachkala, pp. 204-216, (in Russian).

Khanbabaev, KM 2004, 'Transformation of Islam in contemporary Dagestan', Kavkaz. Balkany. Perednyaya Aziya: sb. nauch. tr. Severo-Kavkaz. region. otd-niya Mezhdunar. nauch. assots. bolgaristov, Makhachkala, no. 2 (9), pp. 204-216, (in Russian).

Magomedov, AM 2016, Church-state relations in the Republic of Dagestan: state and prospects, viewed 03 March 2016, <http://www.ekstremizm.ru/publikacii/item/595>, (in Russian).

Truzhenikova, LA 2008, 'The Basic Law of the Republic of Dagestan of 1994: the historical background of the development and adoption', Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki, vol. 11 (67), pp. 345-351, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.