Работа модераторов дискуссионной площадки «Семья в системе образования», являющихся специалистами в области психологических и юридических проблем семьи, позволила не только организовать разноплановую дискуссию, острые вопросы которой коснулись различных аспектов проблемы семьи в системе образования, но и настроила аудиторию на поиски решения обозначенных проблем. Заключительное выступление ведущей дискуссионной площадки декана юридического факультета, заведующей кафедрой теории права и гражданско-правового образования РГПУ им. А. И. Герцена В. Ю. Сморгуновой никого не оставило равнодушным. В процессе обсуждения возникла идея продолжить сотрудничество по двум обозначенным в ходе дискуссии направлениям — это психолого-педагогические проблемы современной семьи в системе образования и законодательные инициативы в области семейной и образовательной политики. Именно такое сочетание усилий разных специалистов, по мнению участников дискуссионной площадки, будет способствовать решению проблем семьи в системе образования.
По итогам работы дискуссионной площадки «Семья в системе образования» участники признали необходимым: 1) активизировать научные исследования проблемы обучения семьи и ее субъектов; 2) разработать федеральную программу «Ответственное ро-дительство», предусматривающую подготовку к родительству и его сопровождение на разных этапах жизнедеятельности семьи; 3) включить дисциплину «Психология семьи и семейное воспитание» в Федеральные государственные стандарты профессионального образования всех уровней; 4) включить в перечень должностей работников образования и социальной сферы должность «Семейный консультант»; 5) развивать систему охраны здоровья семьи, укреплять службы психолого-педагогической помощи населению, внедрять программы применения новых технологий психолого-педагогической диагностики и коррекции семейной дезадаптации; 6) концепцию семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007—2011 гг. продлить на последующие годы (с 2011 г.); 7) считать целесообразным открытие факультета семейной педагогики и психологии в РГПУ им. А. И. Герцена.
Прозвучавшие в зале сожаление, что закончилась плодотворная и интересная работа на дискуссионной площадке «Семья в системе образования», и предложение сделать проведение научно-практической конференции по проблеме семьи в системе образования ежегодной на площадке РГПУ им. А. И. Герцена не оставили никого равнодушным. Была подчеркнута своевременность и значимость постановки проблемы психолого-педагогического и юридического осмысления актуальных проблем семьи в системе образования. Отрадно отметить, что подходы к решению проблем в системе образования, предложенные вузовскими специалистами, были горячо восприняты практиками системы образования.
В. Д. Черняк,
заведующая кафедрой русского языка
КОНФЕРЕНЦИЯ «СЛОВО. СЛОВАРЬ. СЛОВЕСНОСТЬ: ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ»
10—11 ноября 2010 г. в Герценовском университете проходила традиционная (двенадцатая) Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность», организованная кафедрой русского языка. Конференция была посвящена Году учителя, что и определило ее тему «Языковая личность ученика и учителя: актуальные проблемы межличностной коммуникации».
Конференция «Слово. Словарь. Словесность: Языковая личность ученика и учителя»
В работе конференции приняли участие более 50 ученых из ведущих вузов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Пскова, Череповца и других городов). Наряду с известными профессорами и доцентами, с докладами выступали и молодые исследователи. Очень важно, что в конференции участвовали и учителя школ, представив передовой педагогический опыт, связанный с проблемами межличностной коммуникации. Были представлены современные исследования ведущих российских, в том числе и петербургских, научных школ и их роль в изучении педагогической коммуникации.
Направление работы конференции было задано на пленарном заседании. Внимание всех участников привлек доклад профессора, члена-корреспондента РАО С. Г. Ильенко «"И скоро стали неразлучны": взаимосвязь языка и литературы в школе», убедительно показавшей, сколь важно для современной школы переживание текста учащимися. Профессор МГУ И. Г. Милославский аргументировал положение о том, что главным элементом изучения русского языка в школе должна быть лексика, а основное внимание должно быть уделено продуктивным видам речевой деятельности. Доклад В. Д. Черняк был посвящен изменениям в языке, отраженным в новейших словарях, и лексикографической компетенции, обеспечивающей восприятие этих изменений. Доклады профессоров Р. Л. Смулаковской (Череповец) и Л. Я. Костючук (Псков) представили актуальные характеристики языковой личности студента-филолога. Доклад профессора К. П. Сидоренко был посвящен памяти М. И. Михельсона, создателя уникального фразеологического словаря, чей 185-летний юбилей отмечается в 2010 г.
Секционные заседания прошли в режиме научной дискуссии, связанной с проблемами межличностной коммуникации в условиях обучения школьников и студентов.
Работа секции «Лексикон современной языковой личности и проблемы культурной грамотности» была посвящена актуальной проблеме, волнующей и вузовских преподавателей, и школьных учителей. В докладах Е. В. Сергеевой, К. В. Рыбаковой, Н. А. Румянцевой, Л. Г. Безиной обсуждались результаты экспериментальной проверки культурной грамотности в различных типах учебных заведений, Ю. М. Бокарева говорила о культурной значимости олимпиад по русскому языку, проводимых в Новосибирске, школьные учителя Т. В. Винюкова, Л. С. Дудникова, А. В. Хмелевцева поделились конкретными видами работы, формирующими речевую и лингвокультурную компетенцию школьников.
Работа секции «Текст в модели "учитель — ученик"» также вызвала живой интерес ее участников. В выступлении профессора Е. В. Грудевой (Череповец) речь шла о затрудненном восприятии студентами религиозной лексики в поэзии Б. Л. Пастернака. Доцент Нижегородского государственного университета Е. В. Маринова заострила внимание на понимании разными слоями общества иноязычных неологизмов и отражении их в СМИ. Доцент РГПУ им. А. И. Герцена И. В. Столярова остановилась на новом образе учителя в прозе двухтысячных годов.
Секция «Лингвистическая компетенция и учебная коммуникация» рассматривала вопросы обучения школьников и студентов. Профессор Н. Ю. Руссова (Нижний Новгород), разграничив понятия «компетенция» и «компетентность», представила собственное видение способов обучения студентов работе с терминологией. Опыт работы со словарями разных типов в школьной и вузовской аудитории обобщили в своих выступлениях О. А. Пацюкова (Нижний Новгород), И. Н. Левина (Санкт-Петербург), Л. В. Мальцева (Новосибирск), Ю. В. Куренкова (учитель из Ленинградской области). Возможности интернет-ресурсов при обучении русскому языку представили Н. А. Петрова (Архангельск), А. В. Леонова (Новосибирск). Роль языковой личности преподавателя была отмечена во многих докладах, поднимавших проблемы учебной коммуникации.
В завершение конференции участники собрались за круглым столом в словарном кабинете им. В. И. Чагишевой, чтобы обсудить тему «Достижения лингвистики в практике преподавания». С проблемой интерпретации научных концепций в современных учебниках выступила профессор Новосибирского государственного педагогического университета И. П. Матханова. Профессор РГПУ им. А. И. Герцена И. А. Мартьянова представила риторический образ учителя и преподавателя. Выступление доцента РГПУ им. А. И. Герцена А. И. Дунева было посвящено речи современного школьного учителя.
По общему мнению, высказанному многими участниками конференции, она способствовала исследованию актуальных проблем педагогической лингвистики, совершенствованию языкового образования в вузе и школе и, что очень важно, укрепила творческое взаимодействие преподавателей вузов и школьных учителей.
Н. Т. Манджиева,
доцент кафедры гуманитарных дисциплин Выборгского филиала
ВЫБОРГСКИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «УЧИТЕЛЬ И ШКОЛА В КУЛЬТУРЕ РЕГИОНА» (НА ПУТИ К НОВОЙ ШКОЛЕ)
В Выборгском филиале РГПУ им. А. И. Герцена 24—25 сентября 2010 г. состоялся второй ежегодный Выборгский культурологический семинар «Учитель и школа в культуре региона», инициированный Научно-образовательным культурологическим обществом совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и Ленинградским областным институтом развития образования.
Выборг стал традиционным местом для обмена опытом, важных встреч и новых открытий не только специалистов, но и всех заинтересованных и не равнодушных к проблемам современного культурологического образования людей. Основной задачей семинаров стало определение и актуализация культурологического измерения школьного образования, а также культуры школы в целом в условиях инновационного общества.
Первый межрегиональный семинар «Культурологические аспекты школьного образования и воспитания: региональные инновационные ресурсы» был проведен 26—27 сентября 2009 г. В его работе приняли участие представители Российской академии образования (г. Москва), Российского института культурологии (г. Москва), заведующие культурологическими и методическими кафедрами и преподаватели университетов городов Санкт-Петербурга, Выборга, Перми, Курска, Якутска, работники институтов развития образования, работники системы дополнительного образования, директора и учителя гимназий и средних школ Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми, Петрозаводска, Выборга и ряда районов Ленинградской области.
На семинаре обсуждались вопросы культурологии школы и проблемы культурологического образования (Л. М. Мосолова. «О культурологии и культурологических проблемах современной школы»; Г. Б. Полякова. «К вопросу о понятии "культура школы" (методологический аспект)»; С. Н. Токарев. «Культурологическое образование в системе общекультурной подготовки школьников: состояние, проблемы, перспективы»; Е. П. Олесина. «Актуализация культурологического подхода в современном школьном образовании»; О. В. Игнатьева. «Варианты культурологического образования в современной российской школе»; А. Н. Рылеева. «Школа культуролога — метод создания диалогической среды школы»), проблемы профессиональной подготовки и трудоустройства педагогических кадров культурологов, статуса учителя культурологии (А. Н. Костиков. «О необходимости подготовки педагогических кадров и партнерской работы учреждений культуры и образования