С. Б. Смирнов,
профессор кафедры теории и истории культуры КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
В соответствии с планом научных и научно-методических мероприятий РГПУ им. А. И. Герцена и сетевым планом Научнообразовательного культурологического общества России 26 сентября 2009 г. на базе Выборгского филиала Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и средней школы № 1 г. Выборга с углубленным изучением истории культуры Отечества был проведен актуальный межвузовский семинар «Кулъту-рологические аспекты школьного образования и воспитания: региональные инновационные ресурсы развития». В его работе участвовали представители Российской академии образования (Москва), Российского института культурологии (Москва), заведующие культурологическими и методическими кафедрами университетов городов Санкт-Петербурга, Выборга, Перми, работники институтов развития образования, директора гимназий и средних школ Москвы,
Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми, Петрозаводска, Выборга и ряда районов Ленинградской области.
На семинаре обсуждалось современное состояние культурологического образования школьников, проблемы культурологии школы (в содержательном и организационном модусах), соотношение культуры города и культуры школы, статус учителя культурологии, модели культурологических школ и различные вопросы культурологического просвещения.
Участники семинара отметили, что сегодня налажена фундаментальная подготовка педагогических кадров культурологов в центрах и регионах страны; активно развивается наука о культуре; усиливается понимание значимости культуры в развитии российского общества.
Несмотря на это, школьное культурологическое образование не имеет продуманной стратегии, концептуального обоснова-
СОБЫТИЯ
пия, фундаментальных программ, построенных на базе современной научной методологии; школы не дают ученикам основы понимания культуры; уроки мировой художественной культуры вытесняются из начальных и средних классов; профильное обучение по культурологическим дисциплинам не вполне обеспечено учебно-мето-дическими комплексами; школы с углубленным изучением культурологических предметов являются редкими; население не имеет адекватного представления о культуре.
Учитывая противоречия и недостатки в развитии культуры школ и в сфере культурологического образования учащихся, участники семинара рекомендуют:
• сообществу вузовских культурологов и учителей школ завершить разработку теоретической и практической модели образования в школе;
• ученым уделить особое внимание исследованию школ и их развитию как явлений современной культуры; пропагандировать понимание образования как способа воспроизводства и развития культуры нации;
• готовить концептуальное обращение в Министерство образования и науки РФ о необходимости развития культурологического образования и просвещения на всех их уровнях;
• особое внимание руководителям школ обратить на школьные практикумы по культуре повседневности и нравственной культуре;
• подготовить предложения в РАО и Минобразование России о разработке учеб-но-методического комплекса для средней школы «Религия в истории мировой и отечественной культуры»;
• создать Союз культурологических школ России и подготовить программу его работы;
• культурологическому сообществу подготовить проект культурологического просвещения в России;
• практиковать ежегодные осенние семинары по проблемам культурологического образования и просвещения в г. Выборге на базе РГПу им. А. И. Герцена и школы №1.