ной жизни в классе каждый учитель принимает радикальные ответственные решения, раскрывая тем самым положительный или отрицательный потенциал роли учителя.
Очевидно, что приоритетными для профессионального педагогического сообщества сегодня должны стать следующие задачи: 1) разработка новых форм и технологий работы по развитию профессиональной компетентности учителя на рабочем месте, курсах повышения квалификации, на новой ступени обучения в вузе (например, в магистратуре и аспирантуре); 2) разработка и внедрение нового поколения стандартов профессионального образования, профессиональных стандартов и профессионального кодекса; 3) проведение коллективных междисциплинарных исследований проблемы изменения учительской профессии в быстро меняющемся мире.
Проведенная конференция позволила еще раз осознать значимость профессии учителя, ощутить ответственность за качество учительского труда в сложном современном мире.
22 октября 2010 г. в РГПУ им. А. И. Герцена в рамках первого Всероссийского форума «Дом семьи — Россия» прошла научно-практическая конференция с международным участием «Семья — традиции и современность». В конференции приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, ученые, специалисты-практики и студенты. Программа конференции включала пленарное заседание, на котором прозвучали обзорные доклады, и несколько дискуссионных площадок, позволивших обсудить актуальные проблемы современной семьи. Предлагаем вниманию читателей обзор выступлений на дискуссионной площадке «Семья в системе образования».
Е. Е. Алексеева,
доцент кафедры педагогики и психологии семьи
СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОБЛЕМ К ИХ РЕШЕНИЮ
В современной ситуации модернизации системы высшего образования проблема семьи представляется одной из наиболее актуальных. К подготовке специалистов для работы с семьей сегодня предъявляются требования, связанные с умением предупреждать конфликты и адекватно реагировать на изменения, происходящие с семьей. Как подготовить педагогов к эффективному взаимодействию с современной семьей и в каких специалистах для работы с семьей нуждается рынок? Какие законодательные инициативы сегодня необходимы в области семейной и образовательной политики и какие первоочередные проблемы семьи в образовании требуют своего решения? Эти и другие актуальные вопросы привлекли внимание педагогов, психологов, представителей школ и психологических консультаций Санкт-Петербурга, преподавателей высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы (РГПУ им. А. И. Герцена, Московского городского педагогического университета, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и др.). Поэтому не случайно 22 октября в РГПУ им. А. И. Герцена дискуссионная площадка «Семья в системе образования» на научно-практической конференции «Семья — традиции и современность» в рамках форума «Дом семьи — Россия» была наиболее представительной и активной.
Живой интерес аудитории вызвало выступление кандидата педагогических наук, директора лицея № 590 Санкт-Петербурга А. М. Каменского, который, обозначив острые проблемы, вызывающие дисбаланс взаимоотношений семьи и школы, отметил позитивный ресурс в школьно-семейных взаимоотношениях. Он подчеркнул изменение в семье отношения к образованию, когда оно все чаще становится компонентом престижа, отме-
тил распространение школьных сайтов, которые сегодня являются новой средой общения родителей и педагогов, выделил появление совместных образовательных программ по освоению учащимися, педагогами и родителями новых образовательных смыслов. В заключение своего выступления А. М. Каменский выразил уверенность в том, что нижняя точка во взаимоотношениях семьи и школы пройдена, а скорость и успех прохождения фазы подъема будет зависеть от нас самих.
К проблеме семьи в системе дошкольного образования был обращен доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им А. И. Герцена Т. А. Березиной, которая акцентировала внимание на проблемах общения современных родителей с детьми дошкольного возраста. Возрождение и поддержка семейных традиций, которые обогатят семейный досуг, — это один из верных путей оптимизации общения родителей с дошкольниками. Эту мысль докладчика подхватили в своих выступлениях преподаватели кафедры педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета О. А. Шаграева и А. Р. Куракова, которые в своих выступлениях рассмотрели общение как основную стратегию развития диалога в системе «педагог — родитель». Они обратили внимание собравшихся на нарушение процессов внутрисемейной коммуникации, на неспособность современных родителей к адекватному обмену эмоциями с детьми и к вербализации внутренних переживаний. А выступление директора психологической консультации «Равновесие» С. В. Барыбиной о психологии культуры общения в семье развернуло дискуссию к вопросам роли отца в развитии семьи.
Нашло отклик и заинтересованность аудитории выступление доктора психологических наук, профессора кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена И. С. Кле-циной о моделях семейного поведения в современной России. Доцент этой же кафедры кандидат психологических наук Ю. Е. Гусева обратила внимание участников дискуссионной площадки на гендерно-дискриминационные практики и на законодательные акты, отражающие гендерное неравенство в семейной политике современной России.
В оживленной дискуссии о проблемах семьи в образовании были затронуты и вопросы подготовки специалистов для работы с семьей. Представленный по результатам исследований психологический портрет специалиста, работающего с семьей (умеренно общительный, с выраженным стремлением к лидерской позиции и высоким невербальным интеллектом; при этом в ситуации конфликта преимущество отдает стратегии «компромисс»), вызвал много вопросов у участников дискуссионной площадки. А такие риски профессиональной дезадаптации, как повышенная личностная тревожность, низкий адаптационный ресурс и социальная неадекватность, по мнению участников дискуссионной площадки, создают препятствия для эффективной профессиональной деятельности специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь семье. При подготовке специалистов для работы с семьей выявленные показатели могут являться маркерами готовности к профессиональной деятельности.
Ярким выступлением, в котором в дискуссионной манере поднимались вопросы организации дистанционного обучения в семьях с детьми-инвалидами, стало выступление кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена Г. В. Семеновой, которая подчеркнула, что такое обучение имеет особый смысл для семьи с детьми, имеющими особые потребности. Тема дистанционного обучения была на конкретных примерах раскрыта в выступлении директора ЦДО «Московская финансово-промышленная академия в СПб.» И. А. Калинина, который рассмотрел трудности в осуществлении высшего образования с доставкой на дом.
Работа модераторов дискуссионной площадки «Семья в системе образования», являющихся специалистами в области психологических и юридических проблем семьи, позволила не только организовать разноплановую дискуссию, острые вопросы которой коснулись различных аспектов проблемы семьи в системе образования, но и настроила аудиторию на поиски решения обозначенных проблем. Заключительное выступление ведущей дискуссионной площадки декана юридического факультета, заведующей кафедрой теории права и гражданско-правового образования РГПУ им. А. И. Герцена В. Ю. Сморгуновой никого не оставило равнодушным. В процессе обсуждения возникла идея продолжить сотрудничество по двум обозначенным в ходе дискуссии направлениям — это психолого-педагогические проблемы современной семьи в системе образования и законодательные инициативы в области семейной и образовательной политики. Именно такое сочетание усилий разных специалистов, по мнению участников дискуссионной площадки, будет способствовать решению проблем семьи в системе образования.
По итогам работы дискуссионной площадки «Семья в системе образования» участники признали необходимым: 1) активизировать научные исследования проблемы обучения семьи и ее субъектов; 2) разработать федеральную программу «Ответственное родительство», предусматривающую подготовку к родительству и его сопровождение на разных этапах жизнедеятельности семьи; 3) включить дисциплину «Психология семьи и семейное воспитание» в Федеральные государственные стандарты профессионального образования всех уровней; 4) включить в перечень должностей работников образования и социальной сферы должность «Семейный консультант»; 5) развивать систему охраны здоровья семьи, укреплять службы психолого-педагогической помощи населению, внедрять программы применения новых технологий психолого-педагогической диагностики и коррекции семейной дезадаптации; 6) концепцию семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007—2011 гг. продлить на последующие годы (с 2011 г.); 7) считать целесообразным открытие факультета семейной педагогики и психологии в РГПУ им. А. И. Герцена.
Прозвучавшие в зале сожаление, что закончилась плодотворная и интересная работа на дискуссионной площадке «Семья в системе образования», и предложение сделать проведение научно-практической конференции по проблеме семьи в системе образования ежегодной на площадке РГПУ им. А. И. Герцена не оставили никого равнодушным. Была подчеркнута своевременность и значимость постановки проблемы психологопедагогического и юридического осмысления актуальных проблем семьи в системе образования. Отрадно отметить, что подходы к решению проблем в системе образования, предложенные вузовскими специалистами, были горячо восприняты практиками системы образования.
В. Д. Черняк,
заведующая кафедрой русского языка
КОНФЕРЕНЦИЯ «СЛОВО. СЛОВАРЬ. СЛОВЕСНОСТЬ: ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ»
10—11 ноября 2010 г. в Герценовском университете проходила традиционная (двенадцатая) Всероссийская научная конференция «Слово. Словарь. Словесность», организованная кафедрой русского языка. Конференция была посвящена Году учителя, что и определило ее тему «Языковая личность ученика и учителя: актуальные проблемы межличностной коммуникации».