Научная статья на тему 'Конференция по истории земского самоуправления'

Конференция по истории земского самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция по истории земского самоуправления»

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИСТОРИИ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

16-17 октября 2007 г. в г. Кирове прошла всероссийская научно-практическая конференция «Земские учреждения: организация, деятельность, персоналии», организованная Кировской областной научной библиотекой им. А. И. Герцена и Вятским государственным гуманитарным университетом. Конференция была посвящена 140-летию со времени открытия в нашем регионе земских учреждений - органов местного самоуправления, с которыми неразрывно связаны многие позитивные социально-экономические и культурные изменения во второй половине XIX - начале XX в., способствовавшие развитию актуальных и в наши дни ориентиров общественного развития, таких, как построение гражданского общества, реализация гуманитарных проектов, воспитание чувства долга, ответственности, любви к малой Родине и стране в целом.

В изучении опыта земской деятельности в Вятско-Камском регионе сложились определенные традиции, которые своими корнями уходят еще в досоветский период. В последние десятилетия большой вклад в исследование этой проблемы внесла кандидат исторических наук, доцент И. И. Стефанова, чья преподавательская и научная деятельность связана с историческим факультетом нашего вуза. С 1997 г. в Кирове по вопросам истории земского самоуправления проводятся научно-практические конференции, известные и за пределами региона. Настоящая конференция - третья по счету, ее основная цель заключалась в обобщении результатов научных и краеведческих изысканий современного периода. Организаторы ставили задачу показать историю земства во всем многообразии, с привлечением новых документальных материалов и методологических подходов. Ее участниками стали ученые из Москвы, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Перми, Набережных Челнов, Кирова.

С приветственным словом, акцентируя внимание на актуальность и научную значимость темы конференции, к ее участникам обратились директор библиотеки, заслуженный работник культуры РФ Н. П. Гурьянова, проректор по научно-исследовательской работе ВятГГУ, доктор исторических наук, профессор В. Т. Юнгблюд и заместитель главы департамента культуры и искусства Кировской области В. Г. Пырегов. На пленарном заседании прозвучали доклады о роли земства в формировании гражданского общества в дореволюционной России (к. ист. н., доцент Ю. А. Ба-лыбердин), о месте земства в истории Вятской публичной библиотеки (Н. П. Гурьянова), о составе фонда Вятской уездной земской управы Государственного архива Кировской области

(А. В. Колотов), об участии земств Поволжского и Уральского регионов в развитии начального образования (к. ист. н., доцент М. С. Низамова, Набережные Челны), об организации земствами сельскохозяйственного просвещения населения Вятской губернии в годы столыпинской аграрной реформы (к. ист. н., доцент Е. Г. Костина), об оценке в дореволюционной и современной историографии Городового положения 1892 г. (к. ист. н. О. А. Далина, Москва) и другие. Выделяя особенности земских учреждений Вятской и других губерний России, динамичность и многогранность их работы, выступавшие были единодушны в признании опыта земской работы уникальным и говорили о необходимости его дальнейшего, более целенаправленного осмысления.

Последующая работа конференции проходила по секциям. На первой - «Вятское земство: история и персоналии» - речь шла об основных направлениях деятельности земских учреждений, о земском либеральном движении, о взаимодействии земств с государственными органами, об оценке деятельности земских учреждений современниками, о забытых земцах. Эти темы нашли отражение в докладах к. ист. н., доцента

A. А. Соловьева (Йошкар-Ола), д. пед. н., профессора В. Б. Помелова, к. филос. н., доцента

B. А. Криушиной, научного сотрудника Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева А. Г. Акшикова (Йошкар-Ола), к. пед. н., доцента А. А. Хохлова, аспирантов кафедры отечественной истории ВятГГУ (А. А. Маркова, Е. И. Вознесенской, Д. А. Калининой) и других участников конференции. Выступавшие обращали внимание на многие проблемы, с которыми в повседневности сталкивались земские деятели (трудности с финансированием различных проектов, равнодушие к общественным нуждам властей, нежелание последних расширять полномочия уездных и губернских земств и т. д.), но вместе с тем они умели находить возможности их решения с учетом прежде всего интересов населения. Важным представляется общий настрой, характерный для работы земств. На свою деятельность они смотрели как на «условие государственной мощи и благоденствия страны».

Вторая секция - «Земства, народное образование и библиотечное дело» - собрала специалистов в области педагогики и библиотечной работы. В докладах подчеркивалась тесная взаимосвязь в развитии земского школьного и библиотечного дела, особо говорилось об энтузиазме и порой самоотверженности учителей и библиотекарей, работавших в системе земского самоуправления. Особо также отмечалось, что просветительское направление, хотя по закону и не входило в категорию обязательных, в Вятской

Научная жизнь

губернии стало определяющим уже с первых лет деятельности земств и получило наибольшее развитие в 1890-е гг., когда председателем губернской управы стал А. П. Батуев, человек неуемной энергии и трагической судьбы. На секции прозвучали доклады исследователей из Кировской области (С. Н. Паньковой, Т. К. Николаевой, В. С. Жаравина, Т. А. Дворецкой и др.) и Пермского края (к. филол. н, доцента С. В. Шепелевой, к. пед. н., доцента К. П. Чуприна).

На конференции работали две выставки: на первой - «Земство Вятской губернии. 1867— 1918 гг.» — были представлены документы из фондов Государственного архива Кировской области, на второй — «Вятское земство среди других земств России» — дореволюционная литература, издания XX в. и современного периода из фондов областной библиотеки.

В рекомендациях, принятых по итогам конференции, поддержано предложение организаторов провести в 2012 г. научно-практическую конференцию, посвященную 145-летию Вятского земства с целью дальнейшего обобщения богатого исторического опыта местного самоуправления. Было решено ознакомить с материалами конференции представителей государственной власти и местного самоуправления.

Остается добавить, что к началу конференции издан сборник «Земские учреждения: организация, деятельность, персоналии» (Киров, 2007. 224 с.).

М. С. Судовиков, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой отечественной истории ВятГГУ

ВХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМУ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА, РОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проходившей при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-06-14109 г)

В проекте Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в целях повышения доступности качественного общего образования рекомендуется включить в эту систему дополнительную ступень — «предшколь-ное образование». В связи с этим в настоящее время возникают новые для дошкольной педагогики понятия, такие, как «дети предшкольного возраста» и «программы предшкольного обучения». Следует отметить, что под детьми дошколь-

ного возраста в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)» понимаются дети 5—6 лет, то есть старшие дошкольники. Введение предшкольного образования искусственно делит целостный период развития ребенка от рождения до 7 лет на две части: собственно дошкольное детство и период усиленной подготовки ребенка к школе. Второй период как бы вне связи с развитием ребенка до 5 лет предлагает какую-то систему предшкольного образования, которое большинством педагогов и родителей понимается как обязательное целенаправленное обучение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам.

Возникает ряд закономерных вопросов: где целесообразно эту работу проводить? Как организовать эту работу? По каким программам следует осуществлять работу с детьми? Кто имеет право и должен работать с этими детьми? Несмотря на кажущуюся разнородность, эти вопросы легко укладываются в общеизвестный список вопросов, позволяющих грамотно, научно организовать любую работу, следует лишь обосновать ответы на них, присовокупляя еще ряд вопросов: почему именно там? Почему именно так? Почему именно эти люди? На эти вопросы искали ответы участники конференции, которая проходила 16—19 октября 2007 г. на педагогическом факультете.

Целью конференции являлось обсуждение проблем создания психолого-педагогических условий благоприятного вхождения ребенка в систему образования в рамках реализации разнообразных вариантов модернизации российского дошкольного и начального образования.

Задачи, решаемые в процессе конференции:

— обсудить особенности модернизации системы общего образования (дошкольное и начальное звено);

— способствовать поиску новых моделей, способов, технологий, форм организации начальных ступеней непрерывного образования;

— организовать обмен информацией, мнениями и идеями в области предшкольного образования.

В работе конференции приняли участие преподаватели вузов городов России, педагогических колледжей г. Кирова и области, руководители, педагоги и психологи школ и детских садов, студенты педагогического факультета ВятГГУ.

Конференцию открыл проректор по науке ВятГГУ, профессор В. Т. Юнгблюд, отметивший значимость предшкольного образования для всего последующего развития ребенка, а также роль педагогов в этом процессе. С приветственным словом к участникам конференции обратился декан педагогического факультета, профессор В. Б. Помелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.