Научная статья на тему 'Вхождение ребенка предшкольного возраста в систему российского образования: позиции ребенка, родителя и педагога'

Вхождение ребенка предшкольного возраста в систему российского образования: позиции ребенка, родителя и педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вхождение ребенка предшкольного возраста в систему российского образования: позиции ребенка, родителя и педагога»

Научная жизнь

губернии стало определяющим уже с первых лет деятельности земств и получило наибольшее развитие в 1890-е гг., когда председателем губернской управы стал А. П. Батуев, человек неуемной энергии и трагической судьбы. На секции прозвучали доклады исследователей из Кировской области (С. Н. Паньковой, Т. К. Николаевой, В. С. Жаравина, Т. А. Дворецкой и др.) и Пермского края (к. филол. н, доцента С. В. Шепелевой, к. пед. н., доцента К. П. Чуприна).

На конференции работали две выставки: на первой - «Земство Вятской губернии. 1867— 1918 гг.» — были представлены документы из фондов Государственного архива Кировской области, на второй — «Вятское земство среди других земств России» — дореволюционная литература, издания XX в. и современного периода из фондов областной библиотеки.

В рекомендациях, принятых по итогам конференции, поддержано предложение организаторов провести в 2012 г. научно-практическую конференцию, посвященную 145-летию Вятского земства с целью дальнейшего обобщения богатого исторического опыта местного самоуправления. Было решено ознакомить с материалами конференции представителей государственной власти и местного самоуправления.

Остается добавить, что к началу конференции издан сборник «Земские учреждения: организация, деятельность, персоналии» (Киров, 2007. 224 с.).

М. С. Судовиков, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой отечественной истории ВятГГУ

ВХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМУ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА, РОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проходившей при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-06-14109 г)

В проекте Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в целях повышения доступности качественного общего образования рекомендуется включить в эту систему дополнительную ступень — «предшколь-ное образование». В связи с этим в настоящее время возникают новые для дошкольной педагогики понятия, такие, как «дети предшкольного возраста» и «программы предшкольного обучения». Следует отметить, что под детьми дошколь-

ного возраста в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы)» понимаются дети 5—6 лет, то есть старшие дошкольники. Введение предшкольного образования искусственно делит целостный период развития ребенка от рождения до 7 лет на две части: собственно дошкольное детство и период усиленной подготовки ребенка к школе. Второй период как бы вне связи с развитием ребенка до 5 лет предлагает какую-то систему предшкольного образования, которое большинством педагогов и родителей понимается как обязательное целенаправленное обучение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам.

Возникает ряд закономерных вопросов: где целесообразно эту работу проводить? Как организовать эту работу? По каким программам следует осуществлять работу с детьми? Кто имеет право и должен работать с этими детьми? Несмотря на кажущуюся разнородность, эти вопросы легко укладываются в общеизвестный список вопросов, позволяющих грамотно, научно организовать любую работу, следует лишь обосновать ответы на них, присовокупляя еще ряд вопросов: почему именно там? Почему именно так? Почему именно эти люди? На эти вопросы искали ответы участники конференции, которая проходила 16—19 октября 2007 г. на педагогическом факультете.

Целью конференции являлось обсуждение проблем создания психолого-педагогических условий благоприятного вхождения ребенка в систему образования в рамках реализации разнообразных вариантов модернизации российского дошкольного и начального образования.

Задачи, решаемые в процессе конференции:

— обсудить особенности модернизации системы общего образования (дошкольное и начальное звено);

— способствовать поиску новых моделей, способов, технологий, форм организации начальных ступеней непрерывного образования;

— организовать обмен информацией, мнениями и идеями в области предшкольного образования.

В работе конференции приняли участие преподаватели вузов городов России, педагогических колледжей г. Кирова и области, руководители, педагоги и психологи школ и детских садов, студенты педагогического факультета ВятГГУ.

Конференцию открыл проректор по науке ВятГГУ, профессор В. Т. Юнгблюд, отметивший значимость предшкольного образования для всего последующего развития ребенка, а также роль педагогов в этом процессе. С приветственным словом к участникам конференции обратился декан педагогического факультета, профессор В. Б. Помелов.

На пленарном заседании прозвучали интересные и содержательные доклады. В числе наиболее значимых были выступления:

- «Реализация инновационного образовательного проекта Московского педагогического государственного университета по подготовке кадров для предшкольного образования» - декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики Л. М. Волобуева;

- «Психолого-педагогическое видение современной позиции личности ребёнка и педагога» -доктор педагогических наук, профессор Н. С. Александрова;

- «Развитие устной речи - путь стимулирования интеллекта дошкольников и младших школьников» - доктор педагогических наук, профессор Г. А. Бакулина.

Вторую половину дня участники конференции активно работали в секциях по следующим направлениям: «Детство как уникальный, самоценный период жизни человека», «Социальная адаптация детей в современном обществе», «Целостное образовательное пространство семьи, ДОУ и школы», «Ребенок как субъект детских видов деятельности (интеллектуальное развитие)», «Ребенок как субъект детских видов деятельности (художественно-эстетическое развитие)», «Становление начальных ключевых и специальных компетентностей ребенка предшкольного возраста», «Подготовка педагогов предшкольного образования».

Секционные заседания проходили на педагогическом факультете ВятГГУ и в образовательных учреждениях г. Кирова: МОУ Кировский физико-математический лицей, МОУ СОШ № 3 им. А. Грина, ДОУ № 74, 122, 207. Работа всех секций отличалась позитивным познавательным настроем, взаимосвязанными выступлениями как представителей науки, так и педагогов-практиков. Секции проводились в форме научно-практического диалога с применением наглядности, мультимедиа, элементов интерактивного общения. Участники конференции проявили заинтересованность, инициативность и творческий подход к обсуждению заявленных проблем.

Важное место в работе конференции заняли мастер-классы по подготовке педагогов для разных форм предшкольного образования со студентами третьего и четвертого курсов педагогического факультета.

Повышенный интерес вызвала обучающая деловая игра «Общественный совет по организации предшкольного образования», проведенная профессором МПГУ Т. И. Ерофеевой, в процессе которой определены позиции родителей, воспитателей, учителей начальной школы, медицинских работников и педагогов дополнительного образования, выявлены достоинства и недостатки разных форм предшкольного образования, а также даны рекомендации по его совершенствованию. В ходе проведения профессором Н. С. Александровой мастер-класса «Психология и педагогика взаимодействия ребенка, родителя и педагога» была представлена авторская позиция моделирования взаимодействия ребенка, родителя и педагога, слабые и сильные стороны взаимодействия. В дебатах «Предшкольное образование: за и против», подготовленных студентами педагогического факультета под руководством доцентов Л. Н. Вахрушевой и С. В. Савиновой, были определены разные точки зрения на проблему подготовки детей к обучению в школе, высказаны аргументы и контраргументы относительно предшкольного образования.

Знаменательным событием работы конференции стало подписание договора с Московским государственным педагогическим университетом о сотрудничестве между вузами в области научно-методической деятельности и в сфере повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров.

Итоги работы конференции подведены на круглом столе, участники которого обсудили разные точки зрения на проблему предшколь-ного образования, были высказаны предложения по организации более тесного сотрудничества разных учреждений (ДОУ, школ, средних профессиональных учебных заведений) с кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования.

По результатам конференции был подготовлен сборник материалов.

Л. Н. Вахрушева, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ;

С. В. Савинова, канд. пед. наук, доцент по кафедре педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.