Научная статья на тему 'Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования'

Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковригина Л. П., Олейникова М. А., Беловолов В. А.

В статье представлены материалы заседания УМО по специальностям педагогическое образование по педагогике и методике начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковригина Л. П., Олейникова М. А., Беловолов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования»

РАЗДЕЛ II

В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.0 + 371

Л. П. Ковригина, М. А. Олейникова, В. А. Беловолов

ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

28 ноября 2006 г. на базе Московского педагогического государственного университета состоялось совместное заседание Учебно-методической ко -миссии по педагогике и методике начального образования и Учебно-методической комиссии по педагогике, психологии и методике дошкольного образования Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования, посвященное вопросам предшкольного образования.

В заседании участвовали более 70 человек: преподаватели факультетов начальных классов , дошкольной педагогики и психологии МПГУ, МИОО, МГПУ, других вузов Российской Федерации (Елец, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Новосибирск, Орел, Пермь, Ростов, Рязань, Санкт-Петербург, Самара, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Череповец, Ярославль и др.); преподаватели педагогического университета из Нидерландов; преподаватели педагогических колледжей города Москвы и Московской области (Ногинск, Серпухов и др.); представители издательств «Просвещение», «Сфера», журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Дошкольник - младший школьник», «Игра и дети», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я»; Межрегиональной общественной организации «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и мультимедийной продукции для детей»; департамента образования и окружных управлений образования г. Москвы, Калуги, НИИ РАО, Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации и др.

Заседание УМК открыла проректор Московского педагогического государственного университета по учебно-методической работе, доктор филологических наук, профессор Л. А. Трубина. Выступление Л. А. Трубиной было посвящено актуальным задачам подготовки педагогов в свете Болонского процесса. Особо подчеркнута необходимость правильно выбирать приоритеты и научиться жить в условиях конкуренции. Л. А. Трубина обратила внимание на важность разработки системы мер по повышению эффективности и качества подготовки и переподготовки педагогических кадров в условиях обеспечения инновационного содержания образования. Говоря о вхождении России в европейское пространство как одной из стратегических линий современной образовательной политики, Л. А. Трубина отметила, что «в этих целях министерство реализует план мероприятий по выпол-

нению Болонской декларации, подписанной нашей страной в 2003 г. Это позволит решить задачу признания российских дипломов в Европе к 2010 г.».

Важно обеспечение всех уровней и ступеней образования современными кадрами, способными к активной инновационной деятельности; сохранение вариативности образования. Л. А. Трубина отметила, что государственные стандарты третьего поколения будут введены не позднее 2010 г., в их основу положены компетентностный подход, модульная система (зачетные единицы). Это предполагает разработку научно-методических основ стандартов третьего поколения.

Декан факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, председатель УМК по педагогике, психологии и методике дошкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент Л. М. Волобуева выступила с докладом «Организация подготовки детей к началу школьного обучения: история и современность». Л. М. Волобуева подчеркнула, что рассматриваемая проблема более полутора веков находится в центре внимания педагогической общественности России. На определенных исторических этапах обосновывались и реализовывались различные подходы к решению вопросов преемственности первых ступеней образования. Преемственность определяется как связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Можно выделить несколько аспектов рассматриваемой проблемы: время начала школьного обучения, формы организации подготовки к школе, включающие требования к лицам, обеспечивающим этот процесс.

Л. М. Волобуева отметила, что изучение истории и современного состояния заявленной проблемы показывает, что в нашей стране были предприняты неоднократные попытки организовать «предшкольное образование», сопровождавшееся значительной исследовательской и организаторской работой. Они показали, что определяющим фактором является развитая система дошкольного образования, далеко не исчерпаны возможности дошкольного возраста и его «укорачивание» не приводит к желаемому результату. Требуется основательный научный анализ накопленного опыта, позитивных и негативных моментов для определения подходов к реализации проблемы подготовки детей к началу школьного обучения в новых социально-экономических условиях.

В выступлении кандидата педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Т. И. Ерофеевой выделены и проанализированы проблемы образования детей «предшкольного» возраста:

1. Необходимо более четкое определение целей и задач предшкольного образования. Целесообразность введения предшкольного образования вызвана необходимостью создания условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Главная цель предшкольного образования - формирование позитивной познавательной и коммуникативной позиции ребенка.

Задачами предшкольного образования должны стать:

- реальное развитие и социализация ребенка;

- формирование познавательной культуры и эрудиции;

- своевременное и полноценное физическое развитие и сохранение здоровья.

Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе, так как отсутствие таковой отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в школе.

2. Неизбежно встает вопрос о месте предшкольного образования в целостной системе. Исследования показывают, что есть определенное стремление, особенно у родителей, к раннему обучению детей по целому комплексу дисциплин и видов деятельности.

В этом определенная опасность не только «лишения детей детства», но и «стирания» у них ведущей деятельности дошкольного возраста - игры.

В этом плане особенно опасно тяготение к «предшкольному образованию» только как к системе занятий. Изменение акцентов в содержании, формах и методах предшкольного образования приводит к утрате специфики дошкольного возраста. Форсированная целевая специальная подготовка к школе порождает искажение мотивации к учению, неврозы, угасание самостоятельности и творческой активности, происходит тревожная динамика ухудшения здоровья детей.

В настоящее время особую актуальность приобретает положение академика А.В.Запорожца об «амплификации», т. е. обогащении всех видов детской деятельности, которые имеют непреходящее значение для детского развития. Именно в этих видах деятельности формируются важнейшие личностные качества: самостоятельность, инициативность, креативность, творчество, складываются предпосылки учебных навыков (умение планировать деятельность, удерживать цель, учитывать условия, выполнять правила, радоваться результату). Без этих достижений дошкольного периода обучение в школе может превратиться в малопривлекательную рутинную деятельность, скучную обязанность, которая будет формально выполняться лишь при строгом контроле авторитарного взрослого.

Реализация образовательных задач должна быть связана с развитием самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте: в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность в познании, происходит переход от деятельности, реализуемой ребенком-дошколь-ником под непосредственным руководством педагога, к относительной самостоятельности, что в дальнейшем с успехом может использоваться в учебной деятельности школьника.

3. Нередко приходится сталкиваться с особой трактовкой методических и организационных подходов к предшкольному образованию. Вызывают сомнения рекомендации, направленные на формальную его реализацию: если предшкольное обучение организуется при школе, надо использовать на уроках больше игры, если в детском саду - то более серьезно осуществлять специальную подготовку к школе.

4. Важен цивилизованный контроль за качеством образования, который может защитить ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, от погони за мнимыми инновациями. Сведение предшкольного образова-

ния к проведению «курсов подготовки детей к школе» не решает комплексных задач дошкольного образования.

Необходимо довести до конца работу над стандартом по дошкольному образованию. Образовательные стандарты могут стать нормативной и организационно-методической основой, позволяющей конструировать вариативное образование, служить эталоном для оценки результатов образования, учитывать, что содержание дошкольного образования базисно и многоаспектно, а не предметно, как в школе.

5. Как должна называться образовательная ступень, о которой сегодня идет речь: если термином «предшкольное обучение», который широко используется в настоящее время, то в этом случае отсекаются другие аспекты образовательной работы. Психологическое влияние термина уводит от понимания сущности процессов.

Представляется правомерным использование другого термина -«пред-школьное образование», которое должно строиться на следующих принципах:

- учет разноплановости и разноуровневости развития каждого ребенка;

- обеспечение адекватного медико - психологического сопровождения;

- предоставление широкого спектра деятельности для выбора ребенку и его семье;

- сочетание и постепенное изменение соотношения игровой и учебной деятельности;

- преемственность развивающей среды.

6. Из сказанного вытекает потребность в подготовке кадров для «предшкольного образования».

Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и физиологии человека и животного Московского педагогического государственного университета Н. В. Холмогорова остановилась на влиянии психофизиологических особенностей детей 5-7 лет на выбор методики образовательного процесса. Н. В. Холмогорова к функциональным и психофизиологическим особенностям развития ребенка, влияющим на выбор программы подготовки к школе, предлагает отнести:

- состояние здоровья и уровень физического развития ребенка;

- уровень развития и состояние сенсорных систем, определяющих характер процессов приема и первичной обработки информации;

- уровень зрелости регуляторных систем и обусловленных им процессов произвольной регуляции (двигательной, речевой, эмоциональной);

- уровень развития высших психических функций (ВПФ): речи, памяти, внимания, мышления;

- сформированность адаптивных механизмов и основных навыков поведения;

Т. П. Авдулова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета, рассмотрела причины психогенной дезадаптации детей 6 лет.

Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) определяется как «психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и семье и затруд -няющие учебно-воспитательный процесс».

Поведенческие проявления ПШД - затруднения в учебе вплоть до стойкой неуспеваемости, нарушения взаимоотношений со сверстниками и учителем, нарушения дисциплины, отказы ходить в школу или угрозы сделать это - общеизвестны.

Сферы проявления ПШД связаны с пространственно-временными отношениями (режим дня, так называемое «личное» пространство в семейной среде и пр.) и личностно-смысловыми характеристиками (место в коллективе сверстников, взаимоотношения с братьями и сестрами, отношения с преподавателем и родителями) деятельности и общения ребенка.

Поэтому ослабление органических предпосылок психического развития детей, единодушно отмечаемое отечественными медиками и другими специалистами в последнее десятилетие, необходимо рассматривать как исключительно тревожную тенденцию, имеющую серьезные последствия - и уже очевидные, и отдаленные по времени.

Опыт организации предшкольного образования, содержательно-методические основы предшкольной подготовки в Калужской области представлены в докладах О. И. Домме, главного специалиста министерства образования, культуры и спорта Калужской области, и Т. В. Ивановой, методиста Калужского областного института повышения квалификации работников образования.

Организация целенаправленной подготовки детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детские сады, закреплена постановлением правительства Калужской области от 27 января 2006 г. № 19 «Об организации предшкольной подготовки детей в Калужской области».

Проведена следующая работа:

- разработаны модели предшкольной подготовки детей на базе различных видов образовательных учреждений;

- разработан план мероприятий по введению моделей предшкольной подготовки в практику работы образовательных учреждений области;

- проведены областные совещания и семинары с руководителями и специалистами муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений области по организации моделей пред-школьной подготовки детей;

- прошли переподготовку на базе Калужского областного института повышения квалификации работников образования учителя начальных классов и воспитатели подготовительных к школе групп, работающие в группах предшкольного образования детей;

- разработаны рекомендации в адрес муниципальных органов управления образованием по организации образовательного процесса в группах пред-школьной подготовки детей;

- разработаны муниципальные программы поддержки образовательных учреждений, апробирующих модели и содержание предшкольной подготовки;

- разработано областное положение о группах предшкольной подготовки детей, которое согласовано с Роспотребнадзором по Калужской области;

- разработано примерное штатное расписание для групп предшкольного образования;

- исполнение данного постановления было рассмотрено на расширенном заседании коллегии министерства образования, культуры и спорта Калужской области 2 марта 2006 г.

Педагогами образовательных учреждений Калужской области, специалистами министерства образования, культуры и спорта области совместно с методистами Калужского областного института повышения квалификации работников образования разработаны:

- концепция предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста;

- учебный план и программа предшкольного образования детей;

- примерное расписание деятельности детей в группах предшкольного образования;

- учебные пособия по предшкольному образованию, в том числе их электронные версии.

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой эстетического и трудового воспитания младших школьников Московского педагогического государственного университета

А. Н. Джуринский проанализировал международный опыт предшкольного образования. А. Н. Джуринский особо подчеркнул, что предшкола - реальность мирового образования. Предшкольное обучение осуществляется в дошкольных учреждениях или детских садах, на дому, в начальных школах. Его масштабы и формы в различных государствах современного мира заметно различаются.

Государства, где организуется предшкольное обучение, можно разделить на две группы. Основная группа - страны, где предшкола организована на уровне отдельных экспериментов: США, Федеративная Республика Германии, Япония и Россия и др. К другой - менее многочисленной группе -относятся страны, где предшкольное обучение происходит в пределах массового образования и располагает систематической законодательной основой: например, Франция, Казахстан.

На заседании был представлен опыт организации предшкольного образования в Нидерландах по следующим направлениям:

- развитие представлений о количестве и введение в арифметику (Поль Койман);

- интерактивное стимулирование языкового развития (Кииз Брукхоф);

- педагогическое образование в Нидерландах в контексте обучения детей начальных классов (Тон Вандермейер).

29 ноября 2006 г. на базе факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета прошло заседание Учебнометодической комиссии по педагогике и методике начального образования. Тема заседания «Проблема разработки компетенций учителя начальных классов».

Заседание УМК открыл председатель Учебно-методической комиссии по педагогике и методике начального образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Московского педагогического государственного университета, член-корреспонтдент РАО М. Р. Львов. В своем выступлении М. Р. Львов раскрыл корни успеха в учительской профессии, показал важность личностно-профессиональных качеств учителя, необходимость создания качественного образовательного пространства, обеспечения преемственности начальной школы и среднего звена.

Ученый секретарь УМК по педагогике и методике начального образования, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования. Московского педагогического государственного университета М. А. Олейникова отметила, что в составе УМК по педагогике и методике начального образования 27 членов. Впервые в нее введены представители педагогических колледжей, прогимназии, работодатели.

Декан факультета начальных классов Московского педагогического государственного университета, профессор Л. П. Ковригина раскрыла содержание государственного экзамена по специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования. Л. П. Ковригина особо подчеркнула, что цель итоговой аттестации - выявление соответствия выпускника требованиям квалификационной характеристики. Основные виды итоговой аттестации: государственный экзамен и выпускная работа. Подчеркнута важность большой подготовительной работы к государственному экзамену.

Отмечено, что основная задача при формировании вопросов к государственному экзамену - проверить теоретические знания и готовность выпускника к педагогической деятельности. Студентов знакомят с программой итоговой государственной аттестации за полгода.

Вопросы содержания и организации итоговой государственной аттестации выпускников на факультете начальных классов Московского городского педагогического университета рассмотрены в выступлениях заведующей кафедрой математики и методики ее преподавания в начальной школе МГПУ, заведующей лабораторией проблем двухступенчатой подготовке учителей в системе «педколледж-университет», профессора Л. П. Стойловой и декана факультета начальных классов МГПУ, заведующей кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, доцента Т. И. Зиновьевой.

Л. П. Стойлова отметила, что выпускники факультета начальных классов МГПУ сдают только один государственный экзамен. В зависимости от темы дипломной работы это может быть экзамен «Психолого-педагогичес-кие основы целостного педагогического процесса» либо экзамен «Методика обучения русскому языку (чтению, математике, естествознанию) в начальных классах». Все экзамены носят комплексный характер.

Такие экзамены требуют новой формы их проведения. На факультете используется следующая: получив за 7-8 дней до экзамена билеты (по принципу, принятому на обычных экзаменах), студенты самостоятельно готовятся, а на экзамене в течение 15 минут устно излагают содержание билета и 15 минут отвечают на вопросы членов ГАК. Такая форма государственного экзамена позволяет выпускнику проявить важные профессиональные умения:

- раскрыть логику выполненного мини-исследования, демонстрируя при этом высокую культуру монологической и диалогической речи;

- отобрать для устного выступления наглядные средства, позволяющие облегчить его восприятие и сократить время на изложение необходимого объема информации о результатах исследования;

- содержательно и аргументированно ответить на вопросы членов государственной комиссии.

Т. И. Зиновьева остановилась на государственном экзамене по методике

обучения русскому языку. Итоговый государственный экзамен предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника университета к выполнению профессиональных задач в области обучения младших школьников русскому языку, установленных Государственным образовательным стандартом. На экзамене проверяются уровень владения выпускником общими способами методической деятельности, его готовность к полноценной реализации развивающего эффекта любой программы обучения младших школьников русскому языку.

Содержание государственного экзамена по методике обучения русскому языку формируется на междисциплинарной основе и носит интегративный характер.

Междисциплинарный характер государственного экзамена по методике обучения русскому языку требует особого построения билетов: содержанием является комплексный проблемный вопрос, который требует проведения мини-исследования на основе актуализации знаний и умений из различных областей науки. При этом интегрируются как разные темы и разделы курса методики обучения русскому языку (например, методика совершенствования речевой деятельности и методика обучения грамоте), так и разные дисциплины (например, русский язык и методика обучения русскому языку, возрастная и педагогическая психология и методика обучения русскому языку).

В. А. Беловолов, заведующий кафедрой педагогики и психологии факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор «Сибирского педагогического журнала», выступил с докладом на тему «Проект в системе итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 031200 - Педагогика и методика начального образования». Он особо подчеркнул, что сегодня подготовка конкурентоспособной личности, развитие у человека потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях-трансформациях, знаниях-инструментах - одна из важных задач образования. Это позволит повысить адаптируемость выпускников к их жизнедеятельности в условиях нарастающего динамизма и неопределенности, подготовить их как активных субъектов образовательной парадигмы «образование в течение всей жизни».

В. А. Беловолов подчеркнул, что конкурентоспособный специалист - это специалист, способный достигать поставленных целей в разных, быстро меняющихся образовательных ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач.

Отмечено, что конкурентоспособная личность расширяет «каталог» (термин А. Н. Леонтьева) видов деятельности, при этом повышается их субъектная значимость. Доказано, что конкурентоспособным может быть лишь человек, занимающийся любимым делом.

В статье Е. Б. Егоровой «Актуальные задачи УМО по специальностям педагогического образования в условиях реформирования российского образования» опубликованной в «Сибирском педагогическом журнале», проводятся мысли о том, что принятая структура итоговой аттестации точно отражает современные требования к учителю - высокому профессионалу, способному к проектной деятельности, самоанализу и самооценке с целью повышения своей педагогической квалификации.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его профессионализма. Являясь технологией XXI в., она предусматривает умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям постиндустриального общества.

Одним из шагов в данном направлении является разработанный на факультете начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета государственный экзамен в форме презентации проекта.

Проанализировать уровень профессиональной компетенции выпускника факультета начальных классов возможно, если создать условия для проверки знаний, умений и навыков, полученных в процессе всего обучения в вузе, для моделирования профессиональной деятельности в структуре проекта.

В результате работы над проектом выпускник должен самостоятельно решить проблему - разработать технологию реализации учебно-воспитательного процесса в течение дня в образовательном учреждении. При этом он применяет знания из многих областей наук.

В. А. Беловолов обосновал общую структуру проекта «День в образовательном учреждении», выполняемого в качестве государственного экзамена, предполагает моделирование выпускником учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении по следующему алгоритму:

1. Тип образовательного учреждения, класс.

2. Педагогическое кредо учителя.

3. Дидактическая концепция.

4. Цель, задачи и стратегия достижения поставленных целей проекта.

5. Педагогические законы и закономерности, используемые в проекте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Педагогические принципы проекта.

7. Методы, средства, формы организации учебно-воспитательного процесса, доминирующие в проекте.

8. Основное содержание образования младших школьников в рамках проекта.

9. Возрастные и психофизиологические особенности младших школьников, гигиенические требования.

10. Комплекс методик психолого-педагогической диагностики младших школьников.

11. Разработка урока математики по выбранной теме в структуре проекта.

12. Разработка урока русского языка или литературного чтения по выбранной теме.

13. Разработка воспитательного дела в соответствии с общей идеей педагогической деятельности в проекте.

14. Оценка эффективности предложенного проекта.

Заведующая отделом содержания образования Федерального института развития образования и науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Л. Г. Семушина рассмотрела социально-личностные компетенции будущего учителя начальных классов - выпускника вуза и обратила внимание на важность определения состава и уровня социально-личностных компетенций, т. е. тех функций, свойств и качеств личности, которые характеризуют

(должны характеризовать) именно эту социальную группу молодежи как на этапе обучения, так и в предстоящей профессиональной деятельности. Видимо, прежде всего, это качества, которые характеризуют ее с позиций отношения к труду и стремления к профессиональному росту; отношения к учению и проявления активности в образовательном процессе; степени развития коммуникативных отношений и проявления их в совместной деятельности в «команде» (коллективе); готовность (проявление воли и желания) к выполнению профессиональной деятельности и ответственность за результаты выполненной работы.

Л. Г. Семушина остановилась на вопросе о контроле.

Так как социальная компетентность выражается в готовности проявлять себя соответствующим образом на основе имеющихся знаний и накопленного опыта и оценивается как определенный достигнутый результат, то и в достижении этого результата важна роль образовательного процесса. Следует принять как должное, что ГОС ВПО - это документ не только для администрации или преподавателя, но и для студента. Поэтому контроль состоит в самоконтроле, самоанализе, самооценке.

Доктор педагогических наук, кандидат педагогики и методики начального образования Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина Н. Г. Агаркова раскрыла новые технологии в процессе подготовки будущих учителей начальных классов.

Особенности подготовки будущих учителей начальных классов в рамках бакалавриата (из опыта работы Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинский выделены в выступлении

С. Г. Макеевой, заведующей кафедрой методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе, доктора педагогических наук, профессора.

Профессор кафедры педагогики начального обучения Московского педагогического университета Д. И. Латышина в рамках круглого стола «Компетенция учителя начальных классов как основа для разработки ГОС ВПО третьего накопления» (руководитель профессор Л. П. Ковригина) особо подчеркнула важность при проведении итоговой государственной аттестации актуализации знаний студентов, создания благоприятной эмоциональнопредметной среды, поиска эффективных способов проверки знаний выпускников, что четко и явственно прослеживается на факультете начальных классов Московского педагогического университета, Московского городского педагогического университета, Новосибирского государственного педагогического университета. Д. И. Латышина выделила важность коммуникативной составляющей в личности педагога-профессионала, конкурентоспособного специалиста, подчеркнула актуальность разработки компетент-ностного подхода к подготовке учителя начальных классов.

В заключение работы УМК определена тема следующего заседания: соотношение фундаментальной и практико-ориентированной составляющих в подготовке учителей начальных классов, которое состоится в апреле 2007 г. на базе Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушин-ского.

Литература

1. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 3. - С. 14-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.