Научная статья на тему 'Историографический обзор общественно-культурной деятельности Вятского земства'

Историографический обзор общественно-культурной деятельности Вятского земства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2051
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСТВО / ВЯТКА / ГУБЕРНИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / КУЛЬТУРА / МЕДИЦИНА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ВЯТСКОЕ ЗЕМСТВО / ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попова Н. В.

В статье сделана попытка проанализировать работы исследователей, занимающихся проблемами Вятского земства. Выделены основные направления и разработки в изучении общественно-культурной деятельности земских учреждений края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article attempts to analyze the works by the researchers, dealing with the Vyatka county council (zemstvo). The basic directions and developments in the investigation of the public and cultural activities of the zevstvo establishments are defined.

Текст научной работы на тему «Историографический обзор общественно-культурной деятельности Вятского земства»

Н. В. Попова

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИМ ОБЗОР ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЯТСКОГО ЗЕМСТВА

Работа представлена кафедрой дореволюционной отечественной истории Удмуртского государственного университета.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор К. М. Климов

В статье сделана попытка проанализировать работы исследователей, занимающихся проблемами Вятского земства. Выделены основные направления и разработки в изучении общественнокультурной деятельности земских учреждений края.

Ключевые слова: земство, Вятка, губерния, историография, культура, медицина, просвещение.

The author of the article attempts to analyze the works by the researchers, dealing with the Vyatka county council (zemstvo). The basic directions and developments in the investigation of the public and cultural activities of the zevstvo establishments are defined.

Key words: zemstvo, Vyatka, province, historiography, culture, medicine, education.

Важность изучения земства как особой научной проблемы в настоящее время общепризнанна. История земства в России представляет собой пример деятельного участия в решении различных социальноэкономических, культурных и духовных потребностей общества. Проблемы культуры, образования и просвещения являются частью современных глобальных проблем человечества, от решения которых во многом зависит дальнейший социальный прогресс. Изучение опыта демократической общественно-культурной деятельности земств России весьма актуально, так как их богатый дореволюционный опыт возмож-но использовать при формировании основ современного демократического общества, а также выработки модели органов местного самоуправления.

Особый интерес представляет в этом плане деятельность земских учреждений в Вятском крае. Действуя как на губернском, так и на уездном уровне, они сыграли созидательную роль не только в социально-экономическом и культурном развитии региона, но и в его общественной жизни в целом. Земские учреждения впервые в истории края попытались воплотить во всех сферах общественной жизни принципы самостоятельности и самоуправления. Главными направлениями своей работы они считали тщательное изучение местных условий и организацию работы в соответствии с ними. Вятским земством было много сделано в самых разных областях жизни губернии, но особенно значительным стал его вклад в дело народного образования, просвещения и здравоохранения. Именно эти вопросы, исходя из анализа земской статистики, заботили земство прежде всего, так как были как бы «заброшены» или «позабыты» старой властью, поэтому с особой тщательностью земство принялось именно за их решение, и, как показала история, весьма успешно. Количество примеров их успешной деятельности на этом поприще весьма велико, отметим только некоторые. Например, к началу XX в. Вятская губер-

ния по организации народного образова-ния занимала одно из первых мест в России. Также, к примеру, роль публичной сельской библиотеки как главного средства внешкольного образования и просвещения возвысилась в Вятском крае уже к 1890 г., т. е. спустя 23 года после образования земств. Особое место занимала и деятель -ность земства по организации целой сети уездных больниц, организации съездов земских врачей, подготовки квалифицированных медицинских кадров.

В этой связи представляется возможным провести историографический анализ работ, посвященных общественно-культурной деятельности Вятского земства. Под общественно-культурной в данной статье понимается деятельность земства по организации образования, просвещения и здравоохранения в Вятском крае. Безусловно, все эти сферы деятельности принадлежат к значимым в жизни каждого человека.

Итак, какие основные разработки в историографии сложились в настоящее время, в каких направлениях велось и ведется исследование указанной темы?

По истории земских учреждений края и их общественно-культурной деятельности существует значительное количество разных работ исследовательского характера. Весь этот комплекс включает в себя определенный пласт исследований второй половины XIX - начала XX столетия, научные труды советского этапа исторической науки и новейшую историографию конца XX -начала XXI в. Следует отметить, что в рамках данной статьи невозможно охватить все без исключения издания, касающиеся обозначенной проблематики, но тем не менее данная выборка призвана предоставить основные работы по общественно-культурной деятельности земства.

Дореволюционная литература по деятельности Вятского земства огромна и является наиболее ценной, так как в концептуальном плане эти работы мало политизированы и с большей или меньшей степенью объективности рассматривают дея-

тельность земских учреждений. Дореволюционные исследователи заложили базу для изучения деятельности местного самоуправления и предприняли попытку дать оценку новому органу - земству. Особое внимание в их деятельности было уделено проблемам общественно-культурным: необходимость создания начального обучения как детей, так и взрослых путем создания начальных школ и училищ, необходимость введения просветительской работы путем организации бесплатных народных библиотек, музеев, периодических изданий, поднятие на новый уровень медицины, развитие ветеринарии - все это говорит о серьезности их планов и, соответственно, повышенном внимании к этим областям.

Итак, одним из первых историков земских учреждений Вятской губернии был вятчанин, публицист П. А. Голубев1. В своих работах по исследованию земства он отмечал, что для Вятской губернии земская реформа явилась «первой ласточкой общественного пробуждения». Его книга «Вятское земство среди других земств России» была написана по заказу губернского земства для Парижской выставки 1900 г. Значительная ее часть посвящена деятельное -ти земств по организации народного образования в губернии. Своеобразию земских органов самоуправления посвятил свою книгу и Б. Б. Веселовский2, «почетный историк русского земства», его четырехтомник стал энциклопедией земской деятельности и занял достойное место в отечественной историографии. Достоинством самой книги «История земства за сорок лет» можно назвать довольно полное собрание библиографии работ, связанных с деятельностью земства. Нам интересен этот труд и с точки зрения включения характеристик отдельных персоналий, к примеру, известных вятских земских деятелей А. П. Батуева3 и М. М. Синцова4, а также характеристики не только губернского, но и всех уездных земств. Также особым образом выделяется коллекция изданий священника и педагога Н. Н. Блинова5. Находясь в Вятке, Н. Н. Бли-

нов много занимался статистическими работами для земства. Собранный им богатый статистический материал до сих пор остается ценным вкладом в историю земства Вятской губернии. Он является и автором многих статей уникального издания «Вятской незабудки»6.

Вятские земцы оставили нам в наследство богатейшие работы по медицине7, народному образованию и просвещению8, а также другим областям жизни края, которые весьма успешно используются в настоящее время при рассмотрении каких-то конкретных вопросов. Следует отметить, что в рамках данной статьи провести комплексный анализ дореволюционных источников невозможно. Это, безусловно, тема для отдельного исследования.

Также это и блестящие работы вятских земских статистиков, которые до сих пор считаются образцовыми и обильно цитируются в научных трудах. Среди этих работ необходимо отметить изданное Вятским земством пособие9, содержавшее постановления губернского земства за 45 лет и алфавитно-предметные указатели к нему. Данное издание справочно-библиографического характера явилось событием, выходившим за рамки одной губернии, так как содержало аналитико-синтетическую обработку официальных документов Вятского земства с 1867 по 1912 г. и явилось своеобразной «энциклопедией» его деятельности . Таким образом, за полвека исследовательской работы дореволюционная отечественная историография, изучающая историю Вятского земства и его общественно-культурную деятельность, прошла большой и сложный путь развития от небольших статей и брошюр до комплексных монографических работ.

После Октябрьской революции земства были упразднены, поэтому для 20-40-х гг. XX в. характерно почти полное отсутствие работ по истории не только Вятского земства, но и земской проблемы в целом. Исследователи излагали лишь отдельные аспекты хозяйственной и культурно-просве-

тительской деятельности земств России10. В 1930-е гг. сложилась тенденция отрицания прогрессивного значения земских учреждений. Немногочисленные исследова-ния, вышедшие в этот период, руководствовались идеологической направленностью, но тем не менее содержали ценный фактический материал. Расширение тематики исторических исследований в условиях демократизации страны снова пробудило интерес к земской истории в 1950-1970-е гг. В это время появляются значительные работы В. А. Петрова11, В. А. Соболева12, Н. А. Александрова13, К. А. Пономарева14, Г. Д. Фроловой15. Также это работы И. И. Стефановой16 и И. А. Слудковской17. Исследователь И. И. Стефанова в своих работах, которые отличает глубина и тща-тельность анализа, детально рассматривает основные направления и принципы работы вятского земства, дает характеристику проведения земской реформы в крае. После выхода в свет ее работ интерес к проблеме земства стал подниматься чаще в научном сообществе. Некоторые проблемы земского самоуправления освещены в «Очерках истории Кировской области»18, труде «200 лет Вятской губернии»19, «Истории Марийской АССР»20, «Истории Татарской АССР»21, «Очерках истории Удмуртской АССР»22.

На начало 80-х гг. XX в. приходятся работы и исследователей культуры вятского региона Е. В. Петряева23 , А. А. Вахрушева24 . В последующее время специальных исследований по общественно-культурной деятельности Вятского земства было немного - его деятельность рассматривалась в контексте проблем, связанных с внутриполитической, общественной и экономической жизнью края начала XX в.25

Новый всплеск активной отечественной историографии приходится на конец 1980-х и 1990-е гг. Он был связан с актуализацией земского опыта в связи с поиском более эффективных форм и методов местного самоуправления. В эти годы плодотворно

работали многие исследователи вятского региона - В. В. Куликов26 , В. Ф. Кнельц27,

A. Н. Кутявин28, В. Ф. Абрамов29, Н. С. Попов 30, А. X. Махмутова31, М. Ф. Соловьева32. Накануне 130-летнего юбилея Вятского земства проблемам земского самоуправления стали уделять более пристальное внимание. С 1997 г. Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена по вопросам истории земства проводит научные конференции, основная задача которых заключается в обобщении результатов научных и краеведческих изысканий по теме земского самоуправления. Эти конферен-ции нашли поддержку и за пределами региона, а ее материалы, вошедшие в сборники, отличаются многообразием привлекаемых новых документальных материалов и использованием современных методологических подходов. Авторы, используя обширный фактический и архивный материал, стали стремиться к освещению разных сторон деятельности земства. В области изучения земской медицины большой прорыв сделан С. А. Куковякиным33, С. А. Ка-сановым34, Н. Н. Галкиной35, в области изучения образования и просвещения вятского края заметным явлением стали работы

B. Б. Помелова36. Работы М. Ф. Соловьевой37, Л. М. Зотовой38 и Н. Л. Головизни-ной39 позволяют нам составить целостное представление о разносторонней деятель -ности земства в образовательной сфере. Интересны и значительны работы и по просветительной деятельности Вятского земства . Исследователи уделяют большое внимание отдельным видам этой деятельности: библиотечному, музейному и книжному. Таковы работы В. Г. Шумихина40, А. В. Хохлова41, М. А. Мамаевой 42. Значительным событием в отечественной историографии в это время становится работа исследователя С. А. Гомаюнова43, которая позволяет взглянуть по-новому на изучение земства как научную проблему.

Результатом научных изысканий различных сторон общественно-культурной

деятельности земства Вятского региона стала защита кандидатских диссертаций многих исследователей: О. И. Богатыревой44, Н. К. Елисафенко45, М. Р. Юсупова46, Л. А. Ефимова47, А. М. Субботиной48, Ю. Е. Железниковой49, Ю. В. Першиной50, И. В. Алметевой51, Т. Ю. Шестовой52, 3. В. Галлямовой53, А. Н. Кутявина54.

Среди работ современного периода выделяются работы исследователей Е. Ю. Ап-каримовой55, Р. С. Шиляевой56, Н. Г.Вале-евой57. Среди них необходимо отметить монографию Н. Г. Валеевой, в которой автор на основе огромного архивного ма-териала дал впервые в широких хронологических границах системный анализ земской библиотечно-просветительной деятельности Казанского и Вятского земств. Также, к примеру, она говорит об учреждении и деятельности библиотек при земских управах Вятской и Казанской губернии и приходит к выводу, что и эта деятельность определялась региональной образовательной политикой местных органов самоуправления, условиями, в которых протекала земская деятельность. Ее работа актуализирует проблему исследований регионального фактора в библиотечной отрасли.

Работе Вятского земства была посвящена и проводимая в 2007 г. Кировской научной библиотекой им. А. И. Герцена и кафедрой отечественной истории Вятского государственного гуманитарного универси-тета конференция, материалы которой представляют нам различные сферы деятельности Вятского земства. Традиционно большое внимание уделено проблемам народного образования и просвещения, характеристике отдельных портретов земских деятелей58. Новым явлением стало обращение к таким темам, как теория и историография земского самоуправления, государство и земство59. Все это создает благоприятные предпосылки для проведения комплексных исследований, которые помогут понять место и роль земских учреждений

края не только в масштабе губернии и уездов, но и всей страны.

Таким образом, подводя итоги деятельности земских учреждений, можно сказать, что они оставили заметный след в истории не только Вятского края, но и всей России. Несмотря на все недостатки, проделанная земствами работа по реорганизации и усовершенствованию учебного, медицинского и культурно-просветительного дел в Вятской губернии по сравнению с доземским периодом была огромной. Действуя как на губернском, так и на уездном уровне, они сыграли важную роль в развитии начального образования, медицины, музее- и библиотековедения, ветеринарии, агрономии, страхового дела, статистики и т. д. Несомненна заслуга во всех этих достижениях земских деятелей, избиравшихся местным населением, а также профессионалов, нанимавшихся земством для реализации различных задач. Их называли земскими интеллигентами. Это были учителя, врачи, фельдшера, акушерки, ветеринары, агрономы, статистики и лица других профессий. Также деятельность земства была высоко оценена передовой русской общественностью как серьезная, строго продуманная система, в основу которой положены интересы культурного и духовного развития народа.

Но стоит отметить, что наряду с богатейшими дореволюционными материалами земских источников к настоящему времени имеется все же незначительное количество исследований по данной проблематике. Сегодня история земства требует дополни -тельного изучения в свете открытия новых источников, а также внедрения в работу историка новых методов исследования. Все это позволяет с уверенностью сказать о перспективности и актуальности дальнейших исследований по истории земства.

Возможно, что изучение и возрождение положительного исторического опыта земств должно проявиться в поднятии статуса просвещения, образования и культуры в современном обществе путем разра-

ботки комплекса государственных мероп- проведению экономических реформ в стра-

риятий, так как в просвещении, образова- не и дальнейшему совершенствованию хо-

нии и разносторонней просветительной де- зяйственного механизма, целостном духов -ятельности заложены неисчерпаемые по- ном развитии личности и достойного суще-тенциальные возможности по успешному ствования нации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Голубев П. А. Вятское земство среди других земств России. Вятка, 1901. С. 161; Он же. Историко-статистический сборник сведений по вопросам экономического и культурного развития Вятского края. Вятка, 1896. С. 144.

2 Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. СПб., 1909-1911. Т. 1-4.

3 Батуев А. П. По поводу указаний Вятским земствам как следует вести им дело народного образования. Вятка, 1895. С. 121.

4 Синцов М. М. Записка о народном образовании в Вятской губернии // Приложение к протоколу заседания Комиссии, назначенной Вятским губернским земским собранием для разрешения вопросов о народном образовании. Вятка, 1869.

5 Блинов Н. Н. Земство за полвека, 1864-1914 гг. Сарапул, 1914. С. 331. Он же. Народное образование в Вятской губернии за последние десять лет (1864-1874 гг.): Вятка, 1875. С. 348.

6 Блинов Н. Н. Народное образование в Вятской губернии за 10 лет // Вятская незабудка: Памятная книжка Вятской губернии на 1877. Вятка, 1877; Он же. III съезд земских врачей в Вятской губернии // Вятская незабудка. Памятная книжка Вятской губернии на 1877. Вятка, 1877; Он же. Эпидемия оспы в Вятской губернии. Вятская незабудка. Вятка, 1876.

7 Буш Н. А. Народная медицина в Вятской губернии. Вятка, 1894; Записка о состоянии лечебных и аптечных заведений Вятской губернии. Вятка, 1899; Земская ветеринария в Вятской губернии 19041905 гг. Общий обзор губернии и отчеты земских ветеринарных врачей. Вятка, 1908.

8 Абрамов Я. В. Хроника народного образования // Русская школа. 1894. № 3. С. 176-182; Он же. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1897. № 9-10. С. 353; Он же. О положении библиотечного дела в губернии. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1901. № 3. С. 45-51; Вет-ринский Ч. Деятельность Вятского губернского земства по народному образованию // Образование. 1897. № 7-8. С. 12-26; Он же. Опыт учреждения Вятским земством 3000 пятирублевых библиотек. С. 52-57; Он же. Открытие общественной библиотеки им. А. П. Батуева в Вятке и народных библиотек-читален в уездных городах губернии. С. 66-67; Звягинцев Е. А. Из хроники народного образования // Вестник воспитания. 1908. № 2; Он же. О народных библиотеках Вятской губернии. С. 57-58; Он же. Из хроники народного образования // Вестник воспитания. 1914. № 8. С. 93-117; Он же. Полвека земской деятельности по народному образованию. М., 1915; Иванюков И. И. О проекте А. П. Батуева об учреждении в Вятской губернии 3000 земских народных библиотек. С. 157-158; Он же. Игрушечные библиотеки // Образование. 1895. № 2. С. 119-120; Он же. Из Вятки: итоги губернского земского собрания // Новое слово. 1895. № 9. С. 84-109, 104-106; Красев А. А. Начальные народные училища Вятской губернии за 1901 год // Русская школа. 1904. № 1. С. 112133; Он же. Сведения о пришкольных народных библиотеках Орловского уезда Вятской губернии. С. 120-122; Локтин А. А. Мероприятия Вятского губернского земства по внешкольному образова -нию // Русская школа. 1906. № 7-8. С. 100-107; Он же. Народные библиотеки в Вятской губернии // Русская школа. 1905. № 5-6. С. 69-76; Сельские библиотеки в Вятской губернии // Мир божий. 1893. № 10. С. 188-190; Ситников П. Народное образование в Малмыжском уезде (Вятской губернии) // Русский начальный учитель. 1899. № 5. С. 85-97; Соколов Н. Н. Сельские общественные библиотеки в Вятской губернии // Русское богатство. 1902. № 7. С. 60-78; Уездные земские собрания // Школа и жизнь. 1913. № 40. С. 3.

9 Сборник постановлений Вятского земства за 25-летие. 1867-1892 гг. Вятка, 1894. Т. 1-4; Сборник постановлений Вятского земства за 21 год. 1892-1912 гг. Вятка, 1914.

10 Иорданский Н. Н. Народная школа и земство в 60-70-х XIX века // Советская педагогика. 1941. № 4. С. 13-21; Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. М., 1948. С. 136.

11 Петров В. А. Земская начальная школа Вятской губернии: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1953.

12 Соболев В. А. Вятское земство: К 100-летию со времени создания // Календарь знаменательных и памятных дат на 1967 г. Киров, 1967. С. 121.

13 Александров Н. А. К истории земской медицины в МарАССР: Сб. научно-практических ра-бот врачей МарАССР. Йошкар-Ола, 1970. С. 14; Он же. Из истории медицины Марийского края в XIX в. // Новые страницы в истории Марийского края / Труды МарНИИ. Вып. 23. Йошкар-Ола,

1971. С. 105-120.

14 Пономарев К. А. Ко всеобщему среднему. Ижевск, 1975. С. 21; Он же. Образование России и Удмуртии. На рубеже XX и XXI вв.: итоги, проблемы, перспективы (национально-региональный аспект). Ижевск, 2001. С. 252.

15 Фролова Г. Д. Из истории удмуртской школы. Ижевск, 1975. С. 156; Она же. Просветители удмуртского народа. Ижевск, 1996. С. 222; Она же. Удмуртская книга: история книгопечатания. Ижевск, 1982. С. 170.

16 Стефанова И. И. Основные направления деятельности Вятского губернского земства в 186090-х гг. XIX века // Ученые записки Кировского педагогического института. Киров. 1971. Вып.1; Она же. О социальном составе Вятского земства в 1867-1891 гг. // Там же.

17 Слудковская И. А. Развитие народной школы на Урале. Пермь, 1976. С. 124.

18 Очерки истории Кировской области / Науч. ред. А. В. Эмаусский, Е. И. Кирюхина. Киров,

1972. С. 455.

19 200 лет Вятской губернии. 60 лет Кировской области: Стат. сборник. Киров, 1996. С. 448.

20 История Марийской АССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Йошкар-Ола, 1986. Т. 1. С. 300.

21 История Татарской АССР / Под ред. М. К. Мухарямова. Казань, 1980. С. 256.

22 Очерки истории Удмуртской АССР Ижевск, 1962. Т. 1-2; История Удмуртии: конец XV -начало XX в. Ижевск, 2004. С. 549.

23 Петряев Е. В. Литературные находки: Очерки культурного прошлого Вятской земли. Киров, 1981. С. 288; Он же. Живая память. М., 1984. С. 288; Он же. Вятские книголюбы. Киров, 1986. С. 223.

24 Вахрушев А. А. Развитие начального образования в пореформенной Удмуртии // Вопросы истории культуры Удмуртии. Ижевск, 1984. С. 24; Он же. Становление и развитие печати Вятской губернии (XIX-Haч. XX вв). Ижевск, 1994. С. 111.

25 Чудова Г. Ф. В те далекие годы: Очерки по истории краеведения Вятской губернии. Киров. 1981. С. 159.

26 Куликов В. В. Земское самоуправление. Киров, 1996. С. 212.

27 Кнелъц В. Ф. Первый съезд земских врачей Вятской губернии и его роль в развитии здравоохранения Удмуртии // Советское здравоохранение. 1981. № 7. С. 32-39.

28 Кутявин А. Н. Развитие среднего образования в дореволюционной Удмуртии // История, историография и источниковедение Удмуртии: Сб. статей. Ижевск, 1992. С. 113-121.

29Абрамов В. Ф. Земская школа в Казанской губернии // Из истории народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. Йошкар-Ола, 1993. С. 33-49.

30 Попов Н. С. Новые черты развития народного образования в Марийском крае в 60-70-е гг. XIX века // Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье: Сб.статей. Йошкар-Ола, 1993. С. 23-33; Он же. Сельские библиотеки Марийского края // Марийский археографический вестник. 1991. № 1. С. 21-29; 1992. № 2. С. 25-41.

31 Махмутова А. X. Деятельность Казанского земства по развитию школьного образования в губернии (60-90-е гг. XIXв.) // Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1990. С. 116-120.

32 Соловьева М. Ф. Экономический взгляд вятского земства на образование во второй половине XIX века // История и культура Волго-Вятского края (К 90летию Вятской Ученой архивной комиссии): Сб. докладов и сообщений межрегиональной научной конференции. Киров, 1994. С. 484-486.

33 Куковякин С. А. Земская медицина в Вятской губернии. Киров, 1996. С. 175; Куковякин С. А., Касанов С. А. Очерки благотворительной и милосердной деятельности в Вятском крае. Киров, 1998. С. 216.

34 Касанов С. А. О взаимоотношении врачей и земства в Вятской губернии // Вятскому земству 130 лет: Материалы научной конференции. Киров, 1997. С. 41-43; Он же. «Дорогой милосердия». 1867-1914. Киров, 1992. С. 121.

35 Галкина Н. Н. Становление и развитие здравоохранения в Вятской губернии в 60-90-е гг. XIX в. Дис. на соис. учен. степени канд. ист. наук. Екатеринбург, 1997. С. 257.

36 Помелов В. Б. Региональные особенности развития народного образования в российской провинции во II половине XIX - 1917 г. На материалах Вятской губернии и сравнительного анализа проблем в соседних с ней регионах. Киров, 1998. С. 290; Он же. Народное образование в Вятке в 19171991 гг. // Энциклопедия земли вятской. Киров, 1999. Т. 9. С. 57-147; Он же. А. И. Анастасиев и вятская школа // Вятскому земству 130 лет: Материалы научной конференции. Киров, 1997. С. 120-127.

37 Соловьева М. Ф. Земская начальная школа губернии // Вятскому земству 130 лет. Материалы научной конференции. Киров, 1997. С. 43-46; Она же. К вопросу о продуктивности земской школы губернии // Там же. С. 49-52.

38 Зотова Л. М. Земская концепция развития среднего женского образования во II половине XIX века в Вятской губернии // Там же. С. 57-60; Она же. Роль земства в развитии начального образования в Вятской губернии во II половине XIX в. // Там же. С. 46-49.

39 Головизнина Н. Л. Аз, буки, веди, глаголь, добро. (История вятской школы. 1721-1917) // Эн-

циклопедия земли Вятской. Киров, 1999. Т. 9. С. 9-47.

40 Шумихин В. Г. Для жизни настоящей и будущей (Книжное дело Вятского земства). Киров, 1996. С. 68.

41 Хохлов А. В. Вятское земство и развитие музейного дела в губернии // Вятскому земству 130 лет: Материалы научной конференции. Киров, 1997. С. 68-70.

42 Мамаева М. А. Вятское земство и развитие музейного дела в губернии // Вятскому земству 130 лет. С. 63-68.

43 Гомаюнов С. А. Проблемы методологии местной истории. Киров, 1996. С. 121.

44 Богатырева О. И. Эволюция системы местного управления в Вятской и Пермской губернии (1861-1917 гг.): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 2004. С. 43.

45 Елисафенко Н. К. Земство и начальное образование на Урале (II половина XIX - начало XX вв.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 1996.

46 Юсупов М. Р. Культурно-просветительная деятельность земств Урала (1864-1917 гг.): Авто-

реф. дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 1999.

47 Ефимов Л. А. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и При-уралья последней трети XIX - начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 1998.

48 Субботина А. М. Земство в Удмуртии (1867-1918 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2000. С. 31.

49 Железникова Ю. Е. Земская школа Казанской губернии: 1865-1917 гг.: Дис. на соис. учен. степени канд. ист. наук. Казань, 2002.

50 Першина Ю. В. Деятельность органов управления и самоуправления Вятской губернии по развитию культуры региона (1900-1914 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2003.

51 Алметева И. В. Начальное школьное образование в Марийском крае во второй половине XIX -нач. XX в.: Дис. канд. ист. наук. Йошкар-Ола, 2003. С. 314.

52 Шестова Т. Ю. Становление и развитие здравоохранения на Урале в XVIII - начале XX в. (на материале Вятской, Пермской и Оренбургской губерний): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курган, 2004. С. 54.

53 Галлямова 3. В. Городское самоуправление II половины XIX - начало XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2005. С. 25.

54 Кутявин А. Н. Формирование и развитие системы общего и профессионального образования в Удмуртии II половины XIX - начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2006. С. 24.

55 Апкаримова Е. Ю. Сельское и городское самоуправление на Урале в XVIII - начале XX в. М., 2003. С. 380.

56 Шиляева Р. С. Вятские культурно-просветительские общества // Библиотечное краеведение в развитии провинциальной культуры России. Киров, 2004. С. 12-24.

57 Валеева Н. Г. Библиотечно-просветительская деятельность Казанского и Вятского земств. 18651917 гг. М., 2005. С. 320.

58 Помелов В. Б. Вятская земская учительская семинария: краткая история // Земские учреждения: организации, деятельность, персоналии: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2007. С. 102-112; Субботина А. М. Взаимодействие земства и государства в сфере народного образования. С. 121-124; Низамова М. С. К вопросу об участии земств Поволжского и Уральского регионов в развитии начального народного образования в период 1890-1913 гг. С. 129133; Сидорова А. П. Земская библиотека: преемственность и традиции. С. 154-157; Шамова Г. П. Земство в судьбе Орловской библиотеки им. А. Н. Кузнецова. С. 164-172; Вологжанина Н. Н. Земство и библиотеки Котельничского уезда. С. 172-175; Акшаков А. Г. Земский врач А. В. Бодров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 198-202 и др.

59 Насибуллин Р. А. Вопросы местного самоуправления в русской дореволюционной науке государственного права и современность // Земские учреждения: организации, деятельность, персоналии. С. 28-34; Горбачева Н. Г. Дореволюционная отечественная историография земства: основная проблематика и развитие. С. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.