Научная статья на тему 'КОНФЕРЕНЦИЯ «МОДЕЛЬ ООН» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ: КРЫМСКИЙ ОПЫТ'

КОНФЕРЕНЦИЯ «МОДЕЛЬ ООН» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ: КРЫМСКИЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ ООН / МОДЕЛЬ ООН В КРЫМУ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмиль И.В.

В работе исследуются вопросы развития общественной дипломатии среди молодежи. Рассмотрены основные преимущества такого механизма как моделирование работы органов Организации Объединённых Наций (далее - ООН) для создания новых каналов общественной дипломатии. Автором проведен анализ основных, применяемых при моделировании работы органов ООН образовательных технологий, позволяющих сформировать средства общественной дипломатии в кругу молодежи. Также автором раскрыт опыт проведения Модели ООН в Республике Крым, показано применение новых образовательных технологий в процессе реализации проекта. В завершении исследования автором сформулированы выводы относительно роли конференции «Модель ООН в Крыму» в общественной дипломатии, в целях включения полуострова в международные процессы.The paper examines the issues of the development of public diplomacy among young people. The main advantages of such a mechanism as modeling the work of United Nations bodies (hereinafter referred to as the UN) to create new channels of public diplomacy are considered. The author analyzes the main educational technologies used in modeling the work of UN bodies, which allow to form the means of public diplomacy among young people. The author also reveals the experience of the UN Model in the Republic of Crimea, shows the use of new educational technologies in the process of project implementation. At the end of the study, the author formulated conclusions regarding the role of the UN Model in Crimea for the inclusion of the peninsula in international processes using public diplomacy mechanisms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНФЕРЕНЦИЯ «МОДЕЛЬ ООН» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ: КРЫМСКИЙ ОПЫТ»

членов ООН и международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения повестки дня. На Модели делегаты выражают не личную точку зрения, а официальную позицию представляемой ими страны. Цель каждого комитета — принять резолюцию по вопросу на повестке дня. Первый день работы Конференции - 21.10.2022, транслировался на канале ВК (https://vk.com/video-56606648_456239552). Только в период работы конференции, с 21 по 23 октября 2022 г., слушателями конференции на канале ВК стали более 6 тысяч человек.

Научные исследования в сфере моделирования деятельности международных организаций - одно из направлений изучения современной науки международного права. [4, c. 55] Методика моделирования (выделение наиболее значимых компонентов и исследование их возможностей в среде, максимально приближенной к реальной), является весьма перспективной.

В современных непростых геополитических условиях представляется особенно важным не утратить доктринальную и практическую ценность концепции уважения прав человека в международном и национальном правовом пространстве. По словам Президента РФ В.В. Путина права человека - это высший национальный приоритет: «...Этим приоритетом определяются все положения обновленной Конституции о защите семьи, о важнейшей роли родителей в воспитании детей, об укреплении социальных гарантий, развитии экономики, образования и культуры». [5] Правильное понимание прав человека, выработка компетенций по их добросовестному применению в жизни - это главная цель проекта «Модель ООН в Крыму». Все доклады участников посвящены актуальным вопросам защиты прав человека в национальном и международном праве.

Благодаря поддержке Заместителя Председателя Совета министров Республики Крым -Постоянного Представителя Республики Крым при Президенте РФ Г.Л. Мурадова заключительное пленарное заседание конференции прошло 23 октября 2022 г. в значимом историческом месте, где было принято решение о создании Организации Объединенных Наций в ходе Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 года - в Ливадийском дворце (Ялта).

В этом выпуске журнала собраны статьи победителей и лауреатов конференции, подготовленные на основе докладов. Думается, что читатели, после знакомства с содержанием статей, согласятся с тем, что все работы действительно написаны на качественном научном уровне, отражают большую проделанную работу и подтверждают лауреатский статус их авторов.

Пристатейный библиографический список:

1. Проекты. Модель ООН в Крыму. [Электронный ресурс] URL: https://крым.гранты.рф/public/application/item?id=fl27af2b-becc-4b49-af02-5d55029f87e3

2. Российская ассоциация содействия ООН. United Nations Association of Russia [Электронный ресурс] URL: https://una.ru/una_model

3. Принципы права народов на самоопределение, невмешательства во внутренние дела и уважения территориальной целостности государств в современном мире. Крымский опыт. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, МГИМО МИД России, 15 февраля 2022 года) 2022. 306 с.

4. Акимов А. В. Методология моделирования международных отношений // Документ. Архив. История. Современность. 2007. № 7. С. 53-74

5. Послание Президента Российской Федерации от 21.04.2021 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794

Хмиль И.В.

Магистрант 2года обучения Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Научный руководитель: Чернядьева Н.А., д.ю.н, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымский филиал ФГБОУВО «РГУП»

КОНФЕРЕНЦИЯ «МОДЕЛЬ ООН» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИИ: КРЫМСКИЙ ОПЫТ

Аннотация: В работе исследуются вопросы развития общественной дипломатии среди молодежи. Рассмотрены основные преимущества такого механизма как моделирование работы органов Организации Объединённых Наций (далее - ООН) для создания новых каналов общественной дипломатии. Автором проведен анализ основных, применяемых при моделировании работы органов ООН образовательных технологий, позволяющих сформировать средства общественной дипломатии в кругу молодежи. Также автором раскрыт опыт проведения Модели ООН в Республике Крым, показано применение новых образовательных технологий в процессе реализации проекта. В завершении исследования автором сформулированы выводы относительно роли конференции «Модель ООН в Крыму» в общественной дипломатии, в целях включения полуострова в международные процессы.

Ключевые слова: общественная дипломатия, образовательные технологии, Модель ООН, Модель ООН в Крыму, международное сотрудничество.

CONFERENCE "MODEL UN" AS A MECHANISM OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND PUBLIC DIPLOMACY: CRIMEAN EXPERIENCE

Abstract: The paper examines the issues of the development of public diplomacy among young people. The main advantages of such a mechanism as modeling the work of United Nations bodies (hereinafter referred to as the UN) to create new channels of public diplomacy are considered. The author analyzes the main educational technologies used in modeling the work of UN bodies, which allow to form the means of public diplomacy among young people. The author also reveals the experience of the UN Model in the Republic of Crimea, shows the use of new educational technologies in the process of project implementation. At the end of the study, the author formulated conclusions regarding the role of the UN Model in Crimea for the inclusion of the peninsula in international processes using public diplomacy mechanisms.

Keyword: public diplomacy, educational technologies, Model UN, Model UN in Crimea, international cooperation.

Современная ситуация на международной арене требует усиления деятельности не только государственных институтов, но и такого инструмента мягкой силы (softpower), как общественная дипломатия. Значимость общественной дипломатии, как ресурса достижения внешнеполитических целей и правильного позиционирования государства на мировой площадке обуславливает актуальность рассмотрения ее механизмов в практике моделирования работы органов ООН. Еще большую актуальность темы подчеркивает рассмотрение работы конференции «Модель ООН» (далее - Модель ООН), как механизма общественной дипломатии, на примере крымского опыта, учитывая геополитическую специфику Крыма.

Общественная дипломатия, как указывают Е.Ф. Парубочная, Н.В. Пискунов, путем подключения к государственным усилиям различных неправительственных организаций, представителей экспертного и академического сообщества, деятелей культуры и иных общественных деятелей способствует укреплению взаимопонимания между странами и народами, продвижению интересов государства, выработке основных решений по многочисленным проблемам международной повестки дня [1, с.200]. При помощи механизмов общественной дипломатии осуществляется распространение государственной культуры, национальных ценностей, что содействует реализации политики soft power, направленной на диалог в международных отношениях.

В свою очередь, одним из средств политики soft power, по мнению М.М. Лебедевой, Ж.Фора, А.В. Долинского является образование [2, с.159; 3; 4, с.56]. Обеспечение права на всеобщее и качественное образование включена в качестве одной из целей Устойчивого развития ООН [5]. Вместе с тем, образование позволяет знакомить, обучать и распространять среди молодых людей цели, идеи и основные направления деятельности ООН.

В этом аспекте представляется, что Модель ООН - это один из эффективных механизмов как обучения (в том числе международному публичному праву, сравнительному правоведению), так и общественной дипломатии. Этот вывод основан на следующих аргументах:

- Модель ООН позволяет, используя сравнительно-правовой метод, изучить интересы различных государств, их географию, культуру, традиции, национальную политику и законодательство;

- в процессе подготовки, участники изучают современную международную ситуацию, международно-правовые документы относительно повестке, основные направления деятельности, структуру ООН [6, с.233];

- Модель ООН также сочетает в себе различные образовательные и педагогические технологии: а) информационные технологии дистанционного участия; б) игровая технология -тренинговая и управленческая игра, позволяющая создать игровую модель, распределить ролевые позиции и т.д.; в) проблемно-развивающая технология - создание научной проблемной ситуации с целью поиска вариантов ее решения - формирование актуальной международной повестки дня и предложений от имени государств по ее решению, принятие резолюции) [7, с.29-30].

Роль Модели ООН в развитии общественной дипломатии можно рассмотреть с двух аспектов:

1. развитие образования при помощи современных и нестандартных технологий, что соответствует Целям устойчивого развития;

2. формирование и популяризация образа ООН, ее ценностей и идеалов [6, с.234].

Выработка каналов общественной дипломатии особенно для Крымского полуострова

является актуальной ввиду сложного политического положения полуострова. Именно проведение Модели ООН в Крыму, на территории принятия решения о создании ООН, способствует формированию таких каналов, а также включению Крыма в мировые политико-правовые процессы.

В сентябре-октябре 2022 года Черноморской Ассоциацией Международного Сотрудничества совместно с Государственным комитетом молодежной политики Республики Крым, Крымским филиалом ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

был реализован масштабный проект «Модель ООН в Крыму». Реализация проекта предусматривала несколько этапов.

Первый этап (сентябрь 2022 года) включал проведение цикла интерактивных образовательных занятий «Модель ООН Junior», охвативший более 3 000 учащихся 9-11 классов из 32 школ и 8 учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования (далее - учреждения СПО) на территории 9 районов Крымского полуострова. Интерактивные занятия предусматривали формат межличностного общения студентов университета и учащихся школ, учреждений СПО, в ходе которого, происходило знакомство с историей и деятельностью ООН. Такой формат позволяет использовать традиционные образовательные технологии как беседа, рассказ, информационные технологии, так и индивидуальные технологии «двустороннего обучения» в трансформированном виде [8 с.79]. Сущность такого «двустороннего обучения» заключается в совместной деятельности как преподавания, в рассматриваемом случае работы с классом, группой обучающихся, преподнесение им информации, так и учения. То есть студент, являющийся субъектом обучения, временно принимая на себя роль преподавателя, самостоятельно изучает материал для его дальнейшей передачи. Кроме того, рассматриваемый формат расширяет возможности общественной дипломатии посредством включения большего количества молодых людей к разрешению современных международных вопросов. Особенно стоит подчеркнуть отклик обучающихся как со стороны студентов к проведению таких мероприятий (участие приняло более 30 студентов), так и со стороны школьников и учащихся учреждений СПО.

Второй этап - 21-23 октября 2022 года проведение IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и школьников «Модель ООН в Крыму». Участие в конференции приняло более 300 участников из 18 ВУЗов, 3 учреждений СПО, 10 школ. Проведение конференции предусматривала моделирование нескольких секций (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Управление по наркотикам и преступности) по актуальным проблемам современности. Кроме того, работа секций предусматривала три языка: русский, английский и французский, что позволяло применить технологии «мультилингвального образования» [9, с. 110]. При проведении конференции также широко использовались дистанционные образовательные технологии, что предоставило возможность принять участие студентам из других регионов России. Также в конференции приняли участие иностранные студенты (как в русскоязычных секциях, так и в специальной специи на французском языке). Это способствовало ознакомлению с аутентичными позициями представляемых государств и иностранным языком. Заключительное пленарное заседание конференции состоялось в ГАУК «Ливадийский дворец-музей» - символическом месте для ООН, где в 1945 году на Ялтинской конференции было принято окончательное решение о ее создании [10, с.25].

Таким образом, формат конференции и применяемые в ходе ее проведения различные образовательные технологии позволили:

1. расширить субъектный круг каналов общественной дипломатии, включая в него как студентов ВУЗов, так и учреждений СПО и школ;

2. исследовать историю создания, структуру и деятельность ООН, проанализировать международно-правовые акты;

3. изучить и на своем опыте испробовать роль делегата представляемого государства, отстаивая его идеи;

4. ознакомиться с представителями иностранных государств, их историей, культурой и политико-правовой позицией;

5. путем диалога находить пути для достижения консенсуса для разрешения международной проблемы.

Все вышеперечисленное способствует развитию общественной дипломатии в среде молодых людей, формированию чувства патриотизма и уважения к представителям иных государств, ориентацию на диалог в международных отношениях при наличии противоположной позиции.

Подведем итоги:

Во-первых, общественная дипломатия является инструментом, «мягкой силы» (soft power) для реализации идей и продвижения интересов государства, его позиционирования, а также содействию международного взаимопонимания.

Во-вторых, одним из механизмов общественной дипломатии является образование. При этом, наиболее эффективным методом для обучения общественной дипломатии является моделирование работы ООН.

В-третьих, Модель ООН позволяет применить различные образовательные технологии, направленные как на теоретическое изучение истории, целей, принципов, идей, структуры и направлений деятельности ООН, международно-правовых актов, международной ситуации по повестке, так и практическое изучение в процессе работы особенностей каждого государства.

В-четвертых, опыт «Модели ООН в Крыму» (октябрь 2022 года) показал:

а) востребованность среди обучающихся подобных мероприятий;

б) возможность широкого применения новых образовательных технологий;

в) положительный опыт участия иностранных студентов, что позволило ознакомиться с аутентичной позицией представляемых государств, а также общению на иностранных языках;

г) развитие каналов общественной дипломатия среди молодых людей - студентов и школьников, вовлечение их в разрешение современных глобальных проблем, обучение взаимоуважению между государствами, достижению консенсуса при помощи «мягкой силы» и переговоров.

Библиографический список:

1. Парубочная Е.Ф., Пискунов Н.В. Общественная дипломатия как инструмент реализации российской «мягкой силы». // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т.23. №6. С. 197-207.

2. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России. // Вестник МГИМО Университета. 2009. №2 (15). С. 157-161.

3. Долинский К.П. Что такое общественная дипломатия и зачем она нужна России? // Российский совет по международным делам. 2012. // [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chto-takoe-obshchestvennaya-diplomatiya-i-zachem-ona-nuzhna-/?ysclid=lb2qzynmt2512563603

4. Долинский А.В. Образовательные обмены в публичной дипломатии: российский и зарубежный опыт. // Вестник МГИМО Университета. 2014. №2 (35). С. 56-62.

5. Резолюция Генеральной Ассамблеии ООН от 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка для в области устойчивого развития на период до 2030 года». Принята на 70-й сессии ООН, 21 октября 2015 года. // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ga/search/view doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R

6. Бардашевич-Шалыга В.Л., Качицкая К.С. Моделирование ООН, как средство обучения молодежи общественной дипломатии. // Русский язык как средство коммуникации в современном интернациональном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 26-27 ноября 2015 года. - Минск: РИВШ. С. 232-234.

7. Морковкин В.В., Сидоров С.В. «Модель ООН» как игровая форма обучения на уроках обществознания. // The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge. 2019. С. 27-33.

8. Кряклина Т.Ф. Новые технологии обучения и их роль в образовательном процессе. // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. С.77-82.

9. Малых Л.М. К вопросу о содержании понятия «мультилингвальное обучение» в российской системе образования. // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика». 2021. Т.31. Вып.1. С.108-119.

10. Чернядьева Н.А. Ялтинская конференция и становление современного международного права. // Крым - неотъемлемая часть России: государственно-правовая история и современность (к 5-летию референдума о независимости Крыма; 75-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских оккупантов; к 165-летию начала иностранной интервенции в Крыму): Материалы международно научно-практической конференции 10 сентября 2019, г.Симферополь. - М: «РГУП», 2020. С. 23-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.