Научная статья на тему 'Ценности и смыслы параллельной дипломатии в международных отношениях'

Ценности и смыслы параллельной дипломатии в международных отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
984
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ДИПЛОМАТИЯ ГОРОДОВ / НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / VALUES / SENSES / CITY DIPLOMACY / PUBLIC DIPLOMACY / CIVIL SOCIETY / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саямов Ю. Н.

В статье рассматриваются проблемы осмысления ценностей и смыслов параллельной дипломатии, под которой понимается деятельность на мировой арене участников международных отношений, не относящихся к сфере официальной дипломатии. Автор рассматривает параллельную дипломатию как совокупность народной дипломатии, дипломатии городов и гражданского общества с учетом того, что свою дипломатию реализуют также транснациональные корпорации. Говоря о ценностях и смыслах применительно к параллельной дипломатии, автор уточняет понятийные представления и обращает отдельное внимание на роль неправительственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers problems of the comprehension of values and senses of the parallel diplomacy understood as activities on the world arena of participants in international relations which do not belong to the sphere of the official diplomacy. The author approaches the parallel diplomacy as the complex composed of public diplomacy, city diplomacy and the diplomacy of civil society taking into account that transnational corporations also implement their own diplomacy. Speaking about values and senses, as related to the parallel diplomacy, the author provides qualifications of conceptual notions and pays a particular attention to the role of non-governmental organizations.

Текст научной работы на тему «Ценности и смыслы параллельной дипломатии в международных отношениях»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 101.1:316 Б 01: 10.24411/2071-6427-2018-10053

Ценности и смыслы параллельной дипломатии в международных отношениях

В статье рассматриваются проблемы осмысления ценностей и смыслов параллельной дипломатии, под которой понимается деятельность на мировой арене участников международных отношений, не относящихся к сфере официальной дипломатии. Автор рассматривает параллельную дипломатию как совокупность народной дипломатии, дипломатии городов и гражданского общества с учетом того, что свою дипломатию реализуют также транснациональные корпорации. Говоря о ценностях и смыслах применительно к параллельной дипломатии, автор уточняет понятийные представления и обращает отдельное внимание на роль неправительственных организаций.

Ключевые слова: ценности, смыслы, дипломатия городов, народная дипломатия, гражданское общество, неправительственные организации.

В настоящее время международные отношения отличаются большим разнообразием и неоднородностью. В своем выступлении на Совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации при международных организациях Президент Российской Федерации В. В. Путин указывал, что сегодня международные отношения «постоянно усложняются, происходит их стремительная трансформация» [5]. В них включаются

Ю. Н. Саямов

Профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем и возникающих социальных и этических вызовов для больших городов и их населения факультета глобальных процессов МГУ имени М. В. Ломоносова E-mail: y.sayamov@ yandex.ru

Yury N. Sayamov

Professor, Head of the UNESCO Chair on Global Problems and Emerging Social and Ethical Challenges for Large Cities and their Population, Faculty of Global Processes, Lomonosov Moscow State University, Russia

Как цитировать статью: Саямов Ю. Н. Ценности и смыслы параллельной дипломатии в международных отношениях // Ценности и смыслы. 2019. № 1 (59). С. 103-119.

сотни миллионов людей самых разных профессий, возрастов, занятий и интересов.

Начало формирования международных отношений относится к глубокой древности. Точкой их отсчета принято считать первую встречу цивилизаций около 36 веков тому назад, когда египетский фараон Тутмос I предпринял завоевательный поход и достиг междуречья Тигра и Евфрата, войдя в контакт с шумерской цивилизацией, которую многие исследователи считают древнейшей в мире. Дипломатия египетских фараонов и хеттских царей, зафиксированная в первом дошедшем до нашего времени дипломатическом соглашении 1278 года до н.э., сменилась дипломатией городов-полисов, государств и народов. Официальную дипломатию дополнили разнообразные международные контакты на неправительственном уровне, которые получили название параллельной дипломатии и заняли существенное место на мировой арене. Наряду с межправительственными организациями появлялись и развивались неправительственные международные союзы и объединения, политические и общественные движения.

Государства, оставаясь по-прежнему основными действующими лицами на арене мировой дипломатии, уже не могут претендовать на монополию в международных делах. Негосударственные участники играют возрастающую роль в международных отношениях. Они предлагают различные варианты формирования международных отношений: дипломатия городов, дипломатия глобального гражданского общества, народная, муниципальная дипломатия. Данные формы часто оказываются весьма эффективными, ведь они, по утверждению их сторонников, близки к потребностям народа и лучше представляют его интересы, чем официальная дипломатия.

По мере того как глобальные процессы во все большей степени определяют внутриполитическое развитие отдельных стран, городов, регионов, становится все менее определенной и заметной черта, разделяющая внутреннюю и внешнюю политику.

Говоря о ценностях и смыслах применительно к параллельной дипломатии, важно остановиться на основных понятиях. Понятие ценности относится к числу базовых категорий общественной мысли и включает в себя объекты, явления, идеи, которые отражают те или иные общественные идеалы и представления. Ценностью для человека в самом общем смысле этого слова является все, что представляет для него

важность и значимость. Ценностными критериями характеризуется индивидуальное и групповое поведение людей. Они определяют основу, на которой выстраиваются законы, обычаи и культуры народов. В силу этих обстоятельств понятие ценности имеет фундаментальное значение для мирового сообщества и международных отношений. Насколько известно, в мире не существует какого-либо полного и раз и навсегда составленного списка ценностей человечества. В разные времена и на разных этапах развития они могут отличаться и пониматься по-разному. В России «высшей ценностью является человек, его права и свободы», как провозглашает Конституция Российской Федерации [3].

Декларация Тысячелетия ООН провозгласила, что «существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей» — таких как свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе [1]. В Декларации заявляется о «решимости установить справедливый и прочный мир во всем мире» и подчеркивается, что «общая обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Центральную роль в этом должна играть Организация Объединенных Наций как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире» [1].

Аксиополитика — наука о соотношениях между политикой и духовными ценностями — все более широко используется применительно к геополитике и международным отношениям, которые непосредственно ориентируются на ценности и смыслы общественного сознания. Под смыслом в данном случае подразумевается содержание предмета, явления, сообщения или поведения, которое может быть иногда скрытым, неявным. В международных отношениях в целом и в параллельной дипломатии в частности участники сложных процессов могут подчас осознавать их поверхностный смысл, не постигая глубинного содержания, которое может быть причиной того или иного развития событий. Важно также, чтобы ориентирующая шкала ценностей и смыслов не была чужеродной, навязанной или внедренной посредством изменения моральных и духовных ориентиров.

Параллельная дипломатия представляет собой главным образом народную дипломатию и дипломатию городов. Народную дипломатию

осуществляют неправительственные организации, движения и участники гражданского общества. Дипломатия городов реализуется городскими и местными властями от имени жителей.

Международные отношения, которые в прямом значении должны быть отношениями между народами, на протяжении веков понимались как отношения между государствами. Это положение меняется, и международные отношения все более пронизываются ценностями и смыслами гражданского общества, которое сейчас в первую очередь озабочено общечеловеческой проблемой выживания на фоне множащихся вызовов и угроз современности. В этих условиях высшей экзистенциальной ценностью, активно продвигаемой параллельной дипломатией, в особенности народной дипломатией, выступает ценность мира и его сохранения на Земле. Приоритетное значение ценности мира подчеркивается всей историей международных отношений, лишь немногим более 5% которой были годами без больших войн. Остальное время заняло бесконечное кровопролитие, унесшее жизни не менее 3,5 миллиардов человек [1].

В разные периоды наиболее широкий и массовый характер приобретала народная дипломатия в защиту мира, против ядерной угрозы. Знаменитые «пасхальные марши», массовые манифестации за мирную жизнь на Земле вовлекали в свою орбиту многие миллионы людей на всех континентах, сдерживая агрессивные устремления и попытки Запада развязать новые войны и конфликты. В современных условиях защита мира не только не утратила своей ценности и смысла, но и приобрела особое значение перед лицом опасных авантюр современных адептов мирового господства. Важнейшей задачей народной дипломатии сегодня является необходимость поставить предел аппетитам и амбициям тех, кто возомнил себя «хозяевами мира» и вершителями судеб народов.

С движением в защиту мира всегда рука об руку шло движение за дружбу и сотрудничество между народами. Огромная работа, которую на протяжении многих лет проводили организации и движения народной дипломатии, формировала ценности дружбы и сотрудничества между народами, имеющие непреходящее значение и активно противостоящие ксенофобии, расизму и представлениям о превосходстве одних наций над другими.

Мощной и влиятельной силой в контексте современных международных отношений выступает народная дипломатия молодежи, которая реализуется не только в массовых общественных мероприятиях

(конференциях, фестивалях), но и в повседневном взаимодействии молодых людей в рамках образовательной и трудовой деятельности. Участие молодежных и студенческих организаций в международной деятельности на всех уровнях имеет большое значение, особенно в акциях и мероприятиях, где должен прозвучать голос молодого поколения.

В рамках народной дипломатии большое значение приобретает работа с соотечественниками за рубежом. В стремлении сохранить свою национальную идентичность соотечественники тянутся к культуре своей исторической родины, хотят говорить на родном для них языке и учить на нем своих детей и внуков, чувствовать свою сопричастность судьбам Отечества.

Все более пристальное внимание общественных сил и неправительственных организаций привлекают проблемы глобальной безопасности. Существует значительное количество международных неправительственных организаций, занимающихся народной дипломатией в области экологии и защиты окружающей среды, в области продовольственной безопасности, борьбы с голодом и нехваткой питьевой воды, а также в области новых вызовов и угроз, опаснейшей из которых выступает терроризм.

Не только народная дипломатия и дипломатия городов, но и дипломатия транснациональных корпораций выступает в поддержку идеи формирования широкого антитеррористического партнерства бизнеса и власти и продвижения этого проекта средствами параллельной дипломатии.

Из всего множества международных неправительственных организаций выделяются объединения, ведущие борьбу за сохранение мира и выступающие против ядерной угрозы. Ученые, медики, педагоги, журналисты, представители других творческих профессий, лучше других осознающие возможность гибели человечества в глобальной конфронтации, эффективно используют свой опыт и квалификацию для предотвращения катастрофы. Ценность и смысл существования движений гражданского общества определяются их реальным вкладом в поиск и достижение решения значимых международных проблем.

В то же время создание новых неправительственных организаций (НПО)нередко воспринималось как некая новая степень свободы, а их деятельность — как своего рода «градусник демократии». Однако в последние годы эти оценки пришлось пересмотреть.

Многие НПО, не имевшие достаточного финансирования, стали получателями зарубежных грантов, исполнителями по этим грантам зарубежных программ и проектов. Некоторые из них, превратившись, осознанно или неосознанно, в проводников чужой воли, занялись вместо развития демократии и поддержки демократических институтов по существу дестабилизацией социально-политической обстановки в своей стране.

Истинные цели и роль таких НПО стали понятны в контексте «цветных революций», когда они своими скоординированными действиями пытались скомпрометировать и ослабить правящие режимы с тем, чтобы обеспечить условия для перехвата власти лояльной Западу частью национальной политической элиты. История политических трансформаций последних десятилетий показывает, что в странах с неустоявшимися общественно-политическими структурами успешно применяются технологии смены власти в интересах иностранных государств. Общественные преобразования, проводимые с использованием НПО под лозунгом развития демократии, к которым подталкивают из-за рубежа, нередко прямо угрожают политической, социальной и культурной самобытности народов и государств.

Как считают многие исследователи, по результатам анализа содержания и методов деятельности таких НПО вполне можно вести речь о реализации ими на практике концепции «сетевых войн», разработанной зарубежными политтехнологами в качестве инструмента достижения и обеспечения глобального политического доминирования.

«Именно по сетевому принципу выстроены многие НПО, действующие в России, СНГ и других странах в интересах зарубежных заказчиков. Сегментами этой глобальной сети выступает прямое проамериканское или прозападное лобби политологов, экспертов, политтехнологов, которые окружают власть, а также многочисленные НПО, фонды, институты, правозащитные организации и т.п. В рамки этой деятельности укладывается концепция ненасильственных политических акций, лежащая в основе технологий бархатного перехвата власти» [6].

По мнению известного американского политтехнолога «цветных революций» Дж. Шарпа, неправительственные организации и другие общественные институты выступают «центрами общественного влияния, такими центрами общества, в которых локализуется, фокусируется и проявляется оппозиционное политическое воздействие на власть» [9].

Примечательно, что в период «оранжевых событий» на Украине были зарегистрированы около двухсот структурных ячеек НПО иностранных государств. Кроме того, к началу 2004 года в стране появилось более четырехсот благотворительных обществ с международным статусом и почти столько же международных организаций. Разветвленная сеть финансируемых из-за рубежа «демократических фондов» пронизывала все сферы политической жизни Украины — от информационных структур и парламента до разнообразных программ формирования и развития гражданского общества.

Таким образом, согласно сетевой концепции, сотни НПО выполняют тысячи различных проектов, суммарный вектор которых ведет к заданной цели. В совокупности они должны представлять собой рой, облепляющий, дезорганизующий и деморализующий власть. Эксперты — разработчики этой концепции из американской корпорации «Рэнд» — так и называют ее — «swarming principle», то есть «принцип роения». И пока люди не подозревают, что ими манипулируют, машина сетевой войны делает свое дело. Отрезвление наступает потом, когда после достижения нужных заказчикам целей простой человек остается у разбитого корыта.

«Дипломатия городов», возникшая как понятие в эпоху полисов и активно развивающаяся в ходе последних десятилетий, представляет собой заметное явление в практике международных отношений и требует определенного теоретического осмысления. В условиях диалога культур и цивилизаций города, в особенности мегаполисы, играют ключевую роль в решении глобальных проблем человечества: именно они определяют развитие отдельных стран и целых регионов. Увеличение экономического значения крупнейших городов мира, усиление их роли в международных отношениях во многом обусловлено процессом глобализации, характерным для современного этапа развития общества.

В процессах урбанизации сформировалось понятие мировых городов, в которых, согласно определению известного английского исследователя проблематики городского развития Питера Холла, «осуществляется непропорционально большая часть наиболее важных дел в мире» [11]. В глобализационных процессах современности мировой город, преодолевая рамки отдельного государства, становится в значительной степени самостоятельным субъектом мирового геополитического и геоэкономического пространства.

Свидетельства роли городов обнаруживаются в самом древнем до-

шедшем до нашего времени дипломатическом архиве — знаменитой Тель-Эль-Амарнской переписке, относящейся к периоду ХУ-Х1У веков до н.э. Дипломатия городов получила быстрое развитие, когда начало происходить становление городских образований и их вовлечение в процессы международного общения. В древнегреческих «полисах» — городах-государствах периода УШ-1У веков до н.э., утвердилась такая форма дипломатии городов, как проксения (греч. proxenía, от рго — в защиту и хепо$ — чужеземец). Она выполняла функции представительства интересов одного города в другом городе посредством услуг проксена. Проксен осуществлял посредничество между властями города, в котором он находился, и города, который он представлял. Проксены помогали обеспечивать межгородские контакты, организовывать и проводить дипломатические встречи и переговоры, подготавливать и заключать соглашения. Институт проксении внес заметный вклад в развитие дипломатии городов и международных отношений. Он продвигал нравственные ценности добрососедского сотрудничества, утверждал смысл межгородской дипломатии как инструмента развития и, несомненно, оставил существенный след в истории.

Не меньший интерес представляют и древнегреческие религиозные союзы — «амфиктионии». Стоявшие во главе амфиктионий руководители этих союзов — «иеромнемоны» — должны были следить за соблюдением «божьего мира». Договариваться по самым разным вопросам помогали международные посредники — «пилагоры». При их участии нередко формировались военно-политические союзы, которые назывались «симмахиями». Все это вместе взятое составляло картину удивительно высокого для того времени уровня развития международных отношений и их ценностных и смысловых ориентиров [2].

В процессе мирового развития городов их связи и дипломатия претерпевали существенные смысловые изменения. С исторической сцены сходили мегаполисы особого культурно-религиозного значения древнего мира — Вавилон, Рим, Афины, на смену которым на международную арену выдвигались новые мировые города. В их число в эпоху Возрождения вошли итальянские города Венеция, Флоренция, Генуя. В этих городах возникли и стали действовать первые дипломатические школы, подготавливая специалистов для нужд развивавшейся международной деятельности и создавая систему и принципы дипломатии.

После подписания в 1648 году Вестфальского мира внешняя полити-

ка становится прерогативой государств. Города во многом утрачивают политическую самостоятельность, дипломатия городов отходит на второй план. Самостоятельная роль в международных делах возвращается к городам с их современным возвышением как мегаполисов и ростом влияния в своих странах и на мировом уровне.

Процессы урбанизации и глобализации обусловили новое понимание содержания и объема понятия мирового города, который выходит за рамки своего государства и стремится к самостоятельной роли на международной арене. Этому движению способствуют межгородские связи и сотрудничество в достижении общих целей. Становление глобального сообщества городов задает иные геополитические координаты в международных отношениях. Крупные города все больше нуждаются в ресурсах для своего развития, поиск которых они в эпоху глобализации ведут по всему миру, выходя далеко за пределы национальной территории.

Города и муниципалитеты все более активно заявляют о себе как о реальных представителях интересов населения, которые, как они считают, им ближе и понятнее, чем официальной дипломатии на уровне государств. Осознавая свою растущую значимость в международном масштабе, города и местные власти выступают на мировой арене с собственными представлениями о ценностях и смыслах международного сотрудничества в контексте непосредственных забот и интересов населения и о своем участии, роли и месте в процессах мировой политики. Политологи, исследуя феномен возрастающей роли городов в международных отношениях, констатируют сосуществование двух миров дипломатии. Первый из них представляет собой официальную дипломатию государств, которую осуществляют государственные представители — президенты, министры, дипломаты. Второй является «полицентрическим миром», в котором действуют другие участники, в том числе города и местные власти [14].

Государства следуют в своей внешней политике по главной дороге мировой дипломатии, поскольку государства остаются главными игроками на международной политической сцене. Понятие «параллельной дипломатии» предполагает, что параллельно с главной дорогой дипломатии в международных отношениях существуют другие дороги, по которым продвигаются города и местные власти и негосударственные участники международных отношений [10].

Официальная дипломатия, дипломатия городов и народная, или гражданская, дипломатия, участвуя с множественными взаимосвязями

и взаимозависимостями в разных «весовых категориях и с разными, совпадающими или подчас противоположными, векторами и задачами» [7] в общей сфере международного общения, образуют так называемое пространство «многослойной дипломатической среды» [12].

Своего рода точкой отсчета в ценностной ориентации движения городов к большей безопасности на фоне роста насилия и террористической угрозы стала Первая Всемирная конференция дипломатии городов в Гааге в 2008 году. На конференции была принята «Гаагская повестка дня для дипломатии городов». В документе прозвучал призыв развивать инициативы городских и местных властей и меры по укреплению всеобщего мира и повышать роль городов в таком важнейшем деле, как предотвращение и урегулирование конфликтов на всех уровнях. По мнению участников конференции, было бы важно, чтобы дипломатия городов выступала как эффективный «инструмент местных властей для международной поддержки своих партнеров в конфликтных и постконфликтных зонах, для лоббирования международного сообщества, развития диалога, осуществления проектов сотрудничества и, более того, как инструмент предотвращения и преодоления конфликтов в своих городах» [16] (пер. Ю. Саямова). Было отдельно отмечено, что существует настоятельная необходимость улучшать само качество дипломатии городов и более активно использовать ее для продвижения культуры мира.

В параллельной дипломатии дипломатия городов сегодня играет существенную роль, являясь одним из ее ключевых компонентов, который оказывает большое влияние на все ее содержание, ценности и смыслы. На международном уровне наиболее представительным и влиятельным объединением городов считается Всемирная организация объединенных городов и местных властей (ОГМВ). Она была образована в 2004 году посредством слияния двух объединений — Международного союза местных властей, существовавшего в качестве одной из старейших неправительственных организаций с 1913 года, и Всемирной федерации породненных городов, возникшей в 1957 году. Позже в состав организации вошла Ассоциация крупных городов «Метрополис». ОГМВ сотрудничает с ООН. Она объединяет города подавляющего большинства государств — членов этой всемирной организации, главным образом через участие в региональных отделениях и в Ассоциации «Метрополис». Отдельным городам в силу их особой значимости предоставлено право индивидуального членства и прямого участия. В число этих немногих

городов в 2007 году была включена и Москва. Штаб-квартира ОГМВ находится в Барселоне по приглашению мэра этого города, который выступил одним из инициаторов создания организации.

Существующий при Совете Европы в качестве консультативного органа Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) уделяет большое внимание дипломатии городов, отмечая, что «дипломатия городов выражает растущую важность города как политического действующего лица на международной сцене» [15].

На европейском уровне более ста двадцати метрополий континента охватывает созданное в 1986 году объединение городов «Евросити» со штаб-квартирой в Брюсселе, осуществляющее европейскую дипломатию городов.

Организация городов всемирного наследия (ОГВН) включает в себя города, имеющие памятники всемирно-исторического значения.

Частью дипломатии городов со времен Второй мировой войны стало движение «городов-побратимов», идея которого родилась на волне и ценностных основах международного антифашистского единства.

Помимо универсальных и региональных объединений, появляются все новые и новые международные организации городов, внимание которых обращено на проблемы общественного развития, социальные и этические вызовы. Образованная по инициативе ЮНЕСКО Европейская коалиция городов против расизма поставила перед собой цель борьбы в городах против расовой дискриминации. С тем чтобы мобилизовать усилия самых разных городов — от больших до малых, страдающих от распространения наркотиков,— на борьбу с этой глобальной угрозой, была учреждена международная организация «Европейские города против наркотиков». Экологическая угроза и повсеместное загрязнение окружающей среды заставили местные власти разных стран объединиться в Международный совет местных экологических инициатив, образованный под эгидой ООН, который охватил более 500 органов местной власти из 70 стран, представляющих интересы примерно 300 миллионов человек во всем мире.

Результаты деятельности дипломатии городов вполне конкретны и ощутимы. Стамбульское соглашение по водным ресурсам поддерживают более тысячи городов из пятидесяти шести стран [4]. Программу ЮНЕСКО по всемирному культурному наследию активно продвигает Лига исторических городов со штаб-квартирой в Киото, которая объе-

диняет более 70 городов с историческими памятниками и сооружениями мирового значения. Движение «Мэры за мир», которое в 1982 году инициировал мэр пострадавшей от атомной бомбардировки Хиросимы, вовлекло в свою деятельность мэров почти полутора тысяч городов из ста двадцати государств [13].

Идущие из глубокой древности межцивилизационные контакты породили собственную ценность общения народов как инструмента их развития, которые определяли смысл и содержание их отношений.

После периода первых речных цивилизаций наступил период морских цивилизаций, который превратил пространства Средиземноморья и других торговых морей в древние инкубаторы развития, утвердил ценность международных отношений как инструмента прогресса, определил значение и смысл торговых связей.

Великие географические открытия и начавшийся с ними период океанических цивилизаций кардинальным образом изменили мироустройство. Открытие путей между ранее неизвестными друг другу цивилизациями обусловило распространение международных отношений, обретавших глобальное измерение. Формирование государств и непрекращающиеся кровавые конфликты между ними поставили в повестку дня вопрос о необходимости договориться о принципах их осуществления. После Тридцатилетней войны в Европе 1618-1648 годов, приблизившейся по количеству жертв и разрушений к будущим мировым войнам, была создана Вестфальская система международных отношений. Она утвердила в международных отношениях принципы государственного суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств, которые стали основой для всех последующих геополитических систем — Венской после наполеоновских войн, Версальско-Вашингтонской после Первой мировой войны, Ялтинско-Потсдамской после Второй мировой войны.

Эти Принципы Вестфаля, на которых строились международные отношения сначала в европейских странах, а затем и в глобальном масштабе, стали базовыми ценностями как для официальной, так и для параллельной дипломатии и остаются ими и в настоящее время.

Именно Вестфальские соглашения стали источником ценностных идей мирного сосуществования, стремления к общей безопасности, сотрудничества европейских государств с целью поддержания мира — задачи, в решение которой вносит заметный вклад параллельная дипломатия.

Определяющими содержание международных отношений и их ценностей применительно как к официальной, так и к параллельной дипломатии во многом явились принципы международного права.

Сегодня параллельная дипломатия способствует выработке и продвижению в мировом пространстве идей и ценностных ориентиров глобального управления. При этом собственные ценности и смыслы параллельной дипломатии, ее суверенность и независимость имеют особое значение для формирования и осуществления международных отношений, не позволяя официальной дипломатии определять их по собственному усмотрению, без учета мнения дипломатии городов, народной дипломатии и гражданского общества, представляющих широкие массы населения.

Демократические ценности и смыслы, пришедшие в международную жизнь после Великой французской революции 1789 года, не смогли переформатировать мир, исключив войны и конфликты. Напротив, западные державы, выступая за эти ценности на словах и называя себя демократиями, несут ответственность за развязывание двух мировых войн. К ценностным урокам периода между двумя мировыми войнами «следовало бы отнести в первую очередь трагическую ошибку западных демократий. Допустив возрождение милитаризма в побежденной Германии, они позорно заигрывали с нацистским режимом и пытались направить его агрессию на Восток, вместо того чтобы заняться созданием эффективной системы европейской безопасности, способной предотвратить новую мировую войну» [8].

С конца 60-х годов прошлого века глобализация становится преобладающей тенденцией мирового развития, оказывая непосредственное влияние на изменение структуры и содержание отношений на мировой арене.

Примерно к этому же времени относится и начало научного осмысления глобализационных процессов применительно к международным отношениям, сопровождавшегося соответствующей корректировкой практической деятельности, в том числе в контексте дипломатии городов и народной дипломатии.

Как компоненты общественного устройства и инструменты участия в международном общении, дипломатия городов и народная дипломатия не только испытывают на себе влияние глобализационных процессов, но и по определению включаются в национальные и международные,

двусторонние и многосторонние проекты управления.

Сегодня человечество живет в мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, где ни одна культура, ни одна цивилизация уже не может оставаться изолированной от других и не испытывать на себе их влияния. В этом мире взаимное понимание и диалог становятся не столько выбором, сколько необходимостью, историческим императивом совместного выживания перед лицом новых, невиданных ранее угроз.

XXI век ознаменовался небывалыми вызовами и возможностями. Появление новых научных отраслей и стремительное развитие технологий открывает перед человечеством многообещающие перспективы, однако они же таят в себе опасность, угрожая самим основам человеческой жизни. Глобальная экономика создает такие объемы материальных ценностей, о которых раньше нельзя было и мечтать, и в то же самое время в обществе резко усиливается имущественная дифференциация, которая создает пропасть между людьми и народами. Решение задач, которые глобализационные процессы ставят перед человечеством, выходит за пределы национальных границ и уже не может быть достигнуто усилиями отдельных государств.

Утвержденные Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году Цели устойчивого развития до 2030 года включают в себя самые актуальные проблемы человечества — голод, нищету, неравенство, доступ к питьевой воде, энергии и другие жизненно важные вопросы, образующие всемирную повестку дня. Эти проблемы являются «проблемами без границ», касающимися в большей или меньшей степени всех без исключения государств и народов мира. В этом списке находятся также такие глобальные вызовы, как распространение и угроза применения ядерного оружия и других средств и возможностей массового уничтожения, терроризм, организованная преступность, наркотрафик, торговля людьми, нарастающие угрозы для экологии и окружающей среды, опасные последствия генной инженерии. Приведенный далеко не полный перечень насущных проблем и вызовов, стоящих перед человечеством, требует самого активного и деятельного включения параллельной дипломатии и всего гражданского общества в борьбу за выживание.

Перед лицом тех трудностей, с которыми столкнулось человечество в настоящее время, очень важно преодолеть взаимные предубеждения и создать условия для диалога между культурами и цивилизациями.

Немаловажную роль в этом может сыграть параллельная дипломатия,

которая помогает участникам международных отношений осуществлять деятельность вне рамок официальной дипломатии. В этом контексте особое значение приобретает народная, или публичная, дипломатия, которая представляет собой международное взаимодействие общественных сил и организаций с самым разнообразным составом участников и выражает интересы и чаяния гражданского общества. В состав участников народной дипломатии могут входить негосударственные организации и движения как политического, так и профессионального, социального характера, объединения гражданского общества по культурным, религиозным, нравственным мотивам. Несмотря на подчас значительные различия в их идейной ориентации, участники народной дипломатии способны, как свидетельствует исторический опыт их деятельности, объединяться и действовать совместно, когда необходимо отстоять условия надежной глобальной безопасности и стабильности для развития и защитить общие ценности и смыслы борьбы за выживание и мирную жизнь человека.

Литература

1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года. Раздел I, п.п. 4, 6 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: [официальный сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl. shtml (дата обращения: 11.03.2018).

2. История дипломатии / под ред. В. П. Потемкина. М.: ОГИЗ, 1941. С. 35-40.

3. Конституция Российской Федерации, ст. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения: 06.12.2018).

4. Пермякова Л. Мэры городов-мегаполисов — новые «старые» участники дипломатических отношений [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/ blogs/diplomacy/32351 (дата обращения: 06.12.2018).

5. Путин В. В. Выступление на Совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации при международных организациях 9 июля 2012 г. // Международная жизнь. 2012. № 7. С. 2.

6. СаямовЮ.Н. А что в Сети? // Стратегия России [Электронный ресурс]. URL: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=123755 8999&archive=1237559476&start_from=&ucat=14& (дата обращения:_).

7. Саямов Ю. Н. Дипломатия городов // Международная жизнь: журнал для думающих людей [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/mate-rial/1574 (дата обращения: 06.12.2018).

8. Саямов Ю. Н. Ценности и смыслы международных отношений // Международная жизнь: журнал для думающих людей [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1914 (дата обращения: 06.12.2018).

9. Шарп Дж. От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения [Электронный ресурс]. URL: https://www.aeinstein.org/wp-content/ uploads/2013/10/FDTD_Russian.pdf (дата обращения: 06.12.2018).

10. Duchacek I. Perforated Sovereignties and International Relations. New York, 1988. 256 p.

11. Hall P. World Cities. New York, 1966. 256 p.

12. Hocking B. Localizing Foreign Policy: Non-Central Governments and Multi-layered Diplomacy. London: Palgrave Macmillan UK, 1993. 249 p.

13. Mayors for Peace [Электронный ресурс]. URL: http://www.mayorsforpeace. org/english/whatsnew/ (дата обращения: 06.12.2018).

14. Rosenau J. Turbulence in World Politics. Princeton, 1990. 504 p.

15. The Congress of Local and Regional Authorities of the Council of Europe. 14th Session. Resolution 251 on City diplomacy [Электронный ресурс]. URL: http://www.al-da-europe.eu/public/doc/320-Resolution_251_2008.pdf (дата обращения: 06.12.2018)

16. The Hague Agenda on City Diplomacy. First World Conference on City Diplomacy. The Hague, 2008 [Электронный ресурс]. URL: https://www.uclg.org/sites/ default/files/EN_474_fin_eng_the_hague_agenda_on_city_diplomacy.pdf (дата обращения: 06.12.2018).

VALUES AND SENSES OF THE PARALLEL DIPLOMACY IN THE INTERNATIONAL RELATIONS The article considers problems of the comprehension of values and senses of the parallel diplomacy understood as activities on the world arena of participants in international relations which do not belong to the sphere of the official diplomacy. The author approaches the parallel diplomacy as the complex composed of public diplomacy, city diplomacy and the diplomacy of civil society taking into account that transnational corporations also implement their own diplomacy. Speaking about values and senses, as related to the parallel diplomacy, the author provides qualifications of conceptual notions and pays a particular attention to the role of non-governmental organizations.

Keywords: values, senses, city diplomacy, public diplomacy, civil society, non-governmental organizations.

References

• Deklaraciya tysyacheletiya Organizacii Ob"edinennyh Nacij. Prinyata rezolyuciej 55/2 General'noj Assamblei ot 8 sentyabrya 2000 goda. Razdel I, pp. 4, 6 [Elektronnyj resurs] // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij: [oficial'nyj sajt]. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (data obrashcheni-ya: 11.03.2018). [In Rus].

• Duchacek I. Perforated Sovereignties and International Relations. New York, 1988. 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Hall P. World Cities. New York, 1966. 256 p.

• Hocking B. Localizing Foreign Policy: Non-Central Governments and Multilayered Diplomacy. London: Palgrave Macmillan UK, 1993. 249 p.

• Istoriya diplomatii / pod red. V. P. Potemkina. M.: OGIZ, 1941. S. 35-40. [In Rus].

• Konstituciya Rossijskoj Federacii, st. 2 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consti-tution.ru/10003000/10003000-4.htm (data obrashcheniya: 06.12.2018). [In Rus].

• Mayors for Peace [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.mayorsforpeace.org/english/ whatsnew/ (data obrashcheniya: 06.12.2018).

• Permyakova L. Mery gorodov-megapolisov — novye «starye» uchastniki diplo-maticheskih otnoshenij [Elektronnyj resurs]. URL: http://russiancouncil.ru/blogs/ diplomacy/32351 (data obrashcheniya: 06.12.2018). [In Rus].

• Putin V V Vystuplenie na Soveshchanii poslov i postoyannyh predstavitelej Rossijskoj Federacii pri mezhdunarodnyh organizaciyah 9 iyulya 2012 g. // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2012. № 7. S. 2. [In Rus].

• Rosenau J. Turbulence in World Politics. Princeton, 1990. 504 p.

• Sayamov Yu.N. A chto v Seti? // Strategiya Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: http:// sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=showfull&id=1237558999&a rchive= 1237559476&start_from=&ucat= 14& (data obrashcheniya: 06.12.2018). [In Rus].

• Sayamov Yu. N. Cennosti i smysly mezhdunarodnyh otnoshenij // Mezhdunarodnaya zhizn': zhurnal dlya dumayushchih lyudej [Elektronnyj resurs]. URL: https://interaf-fairs.ru/jauthor/material/1914 (data obrashcheniya: 06.12.2018). [In Rus].

• Sayamov Yu. N. Diplomatiya gorodov // Mezhdunarodnaya zhizn': zhurnal dlya dumayushchih lyudej [Elektronnyj resurs]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/mate-rial/1574 (data obrashcheniya: 06.12.2018). [In Rus].

• Sharp Dzh. Ot diktatury k demokratii. Konceptual'nye osnovy osvobozhdeniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.aeinstein.org/wp-content/uploads/2013/10/ FDTD_Russian.pdf (data obrashcheniya: 06.12.2018). [In Rus].

• The Congress of Local and Regional Authorities of the Council of Europe. 14th Session. Resolution 251 on City diplomacy [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.alda-europe. eu/public/doc/320-Resolution_251_2008.pdf (data obrashcheniya: 06.12.2018)

• The Hague Agenda on City Diplomacy. First World Conference on City Diplomacy. The Hague, 2008 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.uclg.org/sites/default/files/ EN_474_fin_eng_the_hague_agenda_on_city_diplomacy.pdf (data obrashcheniya: 06.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.