Научная статья на тему 'Конференция «Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика»'

Конференция «Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
315
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика»»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №2(40)

ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА

КОНФЕРЕНЦИЯ «БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ И МИРОВАЯ ЛИНГВИСТИКА»

В 2014 году исполнилось 140 лет со дня начала работы И.А.Бодуэна де Куртенэ, который в 1874 году был приглашен историко-филологическим факультетом Императорского Казанского университета заведовать кафедрой сравнительного языкознания. Юбилейная дата вызывает интерес к наследию Казанской лингвистической школы не только в России, но за рубежом, поскольку Бодуэн де Куртенэ оказал влияние на многих языковедов, объединив вокруг себя последователей и сыграв существенную роль в созревании идей синхронного структурного языкознания.

А. И.Бодуэн де Куртенэ был не только крупным ученым, но и незаурядной творческой личностью: он создал свою школу в лингвистике, оказал огромное научное и нравственное влияние на учеников и окружавших его исследователей, высказал идеи, которые потенциально были способны трансформировать и развивать целые направления языковедческой мысли. Он одним из первых разработал ряд сложных проблем общего и индоевропейского языкознания (например, создал теорию фонемы и оказал непосредственное влияние на московскую, петербургскую и пражскую фонологические школы, разработал теорию морфемы, учение о статике и динамике, эволюции языка, внес неоценимый вклад в развитие типологических исследований, высказал много общетеоретических идей и др.).

Казанская лингвистическая школа признана в мировой лингвистике как непревзойденный образец прогнозирования кардинального направления отечественного языкознания ХХ столетия. Ключевыми тенденциями, на которых базировалась и на которые продолжает опираться лингвистика, следует считать такие понятия, как системность и функциональность. Последовательная работа, проделанная И.А.Бодуэном де Куртенэ в доказательство системности, привела к поискам закономерностей этой системности в функционировании языка в речевом его употреблении. В результате как в современной лингвистике, так в лингводи-дактике возрос интерес к освещению нейролин-гвистических проблем, теории языка и использованию в практике обучения функциональной стороны языковых единиц.

Тонкий знаток истории языка, блестящий славист, полонист, диалектолог, лексиколог, талантливый педагог Бодуэн де Куртенэ внес большой вклад в методику преподавания языка и оказал непосредственное влияние на современную Казанскую лингвометодическую школу.

В истории лингвистики можно назвать немного научных школ, которые дали бы такое количество плодотворных идей, так глубоко понимали бы задачи науки и перспективы ее будущего развития.

И.А.Бодуэн де Куртенэ приехал в Казань 12 октября 1875 г. и сразу же включился в учебную, научную и общественную работу. Он не ограничивался обязательными курсами лекций (а читал он много разнообразных дисциплин: введение в языкознание, сравнительную грамматику индоевропейских языков, сравнительную грамматику русского языка, сравнительную грамматику латинского языка, глоттологические (лингвистические) упражнения, санскрит, немецкий, итальянский, литовский языки). Для желающих три раза в неделю у себя дома (пер.Батурина, 5) ученый проводил дополнительные занятия по санскритскому, старославянскому языкам, различным теоретическим проблемам языкознания.

По воспоминаниям его учеников (С.К.Булич), это было светлое, молодое, наполненное кипучей деятельностью и научными мечтами время, в нем было много жизни, бескорыстного энтузиазма. Бодуэна отличал горячий интерес к науке, способность самому увлекаться и увлекать других своим примером - все это, безусловно, оказало огромное влияние не только на интеллектуальное развитие его учеников, но и на формирование их нравственных качеств.

Успешному развитию школы, которую отличала высокая степень научности, во многом способствовали личностные особенности ученого, а также созданная им особая атмосфера человеческих отношений. Важность непосредственного научного общения трудно переоценить: на своих семинарах он формировал лингвистическое мировоззрение учеников, воспитывал потребность к самостоятельным исследованиям и научному поиску. Не слепое подтверждение высказанных учителем положений, а их самостоятельное осмысление, вклад в общее дело школы - вот что

было главным. А это было связано с формированием у слушателей определенного стиля мышления и соответствующего мировоззрения. Не будь таких семинаров (до 15 часов в неделю), едва ли в столь короткий срок Казанская лингвистическая школа достигла бы такой широты взглядов и такой глубины обобщения.

Из Казанской лингвистической школы вышли блестящие языковеды: академик В.В.Рад-лов, член-корреспондент Российской Академии наук, профессор В.А.Богородицкий, профессора Н.В.Крушевский, А.И.Александров; прекрасный педагог, языковед, директор Учительского института Казани А.И.Анастасиев, У.Ф.Будде и многие другие.

Казанская лингвистическая школа была общетеоретической школой, представления которой о предмете и методах языкознания создали новую парадигму мировой лингвистической науки. Она определила облик языкознания XX века, положив начало многим научным проблемам и научным отраслям языкознания.

Казанская лингвистическая школа была первой в мировой науке социально-психологической школой языкознания, исследовавшей кроме психической стороны также и социальную сторону языка. Развивая идею социальной сущности языка, казанские ученые в качестве одного из своих основополагающих принципов считали признание равноправности всех языков, полную демократизацию объекта исследования, вели борьбу за необходимость изучения языков местных народов - татар, марийцев, чувашей и др.

Казанская лингвистическая школа обогатила мировую науку рядом новых исследовательских методов, в частности экспериментальным фонетическим методом, методом относительной хронологии языковых явлений, статистическим методом, дав тем самым начало таким разделам языкознания, как экспериментальная фонетика, квантитативная лингвистика и др.

Главное методическое решение ученых Казанской лингвистической школы - это разработ-

ка с позиций диалектики соотношения исторического (диахронического) и описательного (синхронического) изучения языка, языковой статики и динамики. Данный метод получил название «динамической синхронии».

Организаторы Международной научно-практической конференции, которая пройдет 12-14 октября 2015 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета, предлагают для рассмотрения следующие проблемы, отражающие постулаты Казанской лингвистической школы:

1) новый этап языковой реформы в России, реализация законов о языках; 2) культура родной речи, ее снижение из-за процессов влияния других языков, в том числе английского языка; 3) исследование роли и функций русского языка в современном обществе; 4) естественный и искусственный билингвизм; 5) роль эксперимента в языкознании.

Решение данных проблем невозможно без учета основных принципов Казанской лингвистической школы, таких как первоочередное внимание к живому языку и его диалектам, а не к древним памятникам письменности, отстаивание равноправия всех языков как объектов научного исследования, стремление к обобщениям, психологизм с отдельными элементами социологизма.

Мы надеемся, что работа исследователей позволит решить многие из нерешенных проблем, так как многие из научных идей Бодуэна де Кур-тенэ и его казанских учеников еще ждут своего полного развития - это нейрохирургия, поставляющая точные данные нейролингвистике, применение в широком аспекте математических методов и процедур в исследованиях языка и речи, дальнейшее сближение естественных наук с гуманитарными, изучение человека в его связи с внешней средой и особенностями психической деятельности и, конечно, собственно лингвистика во многих ее проявлениях: психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика и др.

Издание сборника докладов планируется до начала конференции.

Для участия в конференции необходимо прислать заявку и материалы выступлений в электронном варианте до 15 сентября 2015 г. в Оргкомитет конференции на электронный адрес: [email protected]

Телефон для справок: (843)2213409 (кафедра русского языка и методики преподавания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.