Научная статья на тему 'Кафедра русского языка: научное наследие и современность'

Кафедра русского языка: научное наследие и современность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
277
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра русского языка: научное наследие и современность»

Л.А.Андреева

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И

СОВРЕМЕННОСТЬ

Научно-исследовательская работа кафедры русского языка традиционно ориентирована на совершенствование подготовки учителя русского языка и оказание научно-методической помощи филологам школ республики. Как отмечал еще в начале XX века всемирно известный казанский лингвист профессор В.А.Богородицкий, школа нуждается в научных опорах, а вуз не может быть оторван от запросов школы. Это остается актуальным и сейчас.

Появление в последнее десятилетие школ нового типа, модернизация образования, введение в учебный процесс новых информационных технологий (интернет-технологий, мультимедиа-приложений, образовательных платформ и др.) ставят перед современной школой и педагогическим вузом много новых задач, тем более, что язык в школе - один из ведущих предметов. Это не только дисциплина со своей системой знаний, на основе которой формируются все практически важные умения и навыки, это - еще речевая и интеллектуальная база для изучения всех других дисциплин. Владение языком - важное условие успешной деятельности человека.

Наука о языке - лингвистика - одна из важнейших наук современного и будущего информационного общества. Это и одна из самых перспективных областей знания. Уже сейчас большое количество людей с лингвистическим образованием заняты во многих отраслях современного общества. Роль языка в обществе огромна: язык всегда был основой любого образования. Не случайно во всех европейских университетах, начиная со средних веков, были отделения словесности.

С момента открытия Учительского института (1876 г.) в нем как самостоятельный предмет изучался русский язык, хотя кафедра русского языка была сформирована намного позже. В 20-30-е годы XX века кафедра входила в состав словесно-исторического отделения общественно-литературного факультета, где были представлены и другие отделения: историко-экономическое, тюрко-татарского языка и культуры, марийского языка и культуры.

Научно-исследовательская работа на кафедре велась с самого ее возникновения. Основы ее были заложены учеными с мировым именем. В первые десятилетия прошлого века в вузе работали известные языковеды: В. А. Богородицкий, Е.Ф.Будде, В.П.Брюханов, А.И.Анастасиев, которые прекрасно соединяли научно-теоретическую и методическую работу.

В.А.Богородицкий - член-корреспондент Российской Академии наук, а позже - АН СССР, доктор сравнительного языковедения, профессор - был ярким представителем Казанской лингвистической школы, созданной в 18751883 гг. в Императорском Казанском университете, выдающимся ученым с европейским именем профессором И.А.Бодуэном де Куртенэ. В историю отечественного языкознания В. А. Богородицкий вошел как основатель первой в России лаборатории экспериментальной фонетики и создатель своей школы в этой области. В. А. Богородицкий был энциклопедически образованным человеком, он оставил многочисленные труды в области общего, индоевропейского и тюркского языкознания, общей и экспериментальной фонетики, со-

временного русского языка, его диалектов, стилистики. Он внес большой вклад в методику преподавания русского языка и обучение русскому языку как неродному, сформулировал теоретические и психологические основы методики обучения русскому языку в татарской школе. В своих многочисленных исследованиях доказал необходимость грамматических знаний для практического овладения русской речью и важность учета особенностей родного языка.

В своих трудах В. А. Богородицкий использовал факты 22 языков мира: классических, славянских, тюркских, балтийских, германских, романских, кавказских, финно-угорских, китайского, японского. Многократно в Казани принимал участие в педагогических курсах и конференциях. Все, кто к нему обращался, всегда получали в высшей степени ценные советы. Он подготовил сотни учителей для школ республики.

В середине 50-х годов при участии АН СССР в Казани, в доме, где жил ученый (Пушкина, 38), был торжественно открыт кабинет экспериментальной фонетики имени В. А.Богородицкого. В 50-70-е годы его посетили многие крупнейшие отечественные и зарубежные ученые.

А.И.Анастасиев, как и В.А.Богородицкий, развивал идеи школы И.А.Бодуэна де Куртенэ, был известным педагогом, внесшим большой вклад в подготовку учительства Поволжья. Его лекции на летних курсах учителей в Казани, Симбирске, Саратове и других городах пользовались большой популярностью. В течение ряда лет (начиная с 1894 г.) он издавал журнал "Городской и сельский учитель", который выходил сначала в Симбирске, а затем в Казани. Настольной книгой учителей была его "Народная школа. Руководство для учителей и учительниц", многократно переиздававшаяся.

А.И.Анастасиев развивал идеи русских педагогов и принципы Казанской лингвистической школы о воспитывающем характере обучения. С 1880 по 1885 год он преподавал в педагогическом институте русский язык. Под благотворным влиянием идей И.А.Бодуэна де Куртенэ и его школы написал работу "Отношение звуков русского языка к буквам русской азбуки" (Воронеж, 1880). А.И.Анастасиев - автор многих языковедческих работ, в том числе и в области методики преподавания русского языка в татарской школе. С 1896 года он - директор Казанского учительского института.

Член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Е.Ф.Будде - крупный ученый, много сделавший в области истории русского литературного языка, диалектологии (особенно южновеликорусской), а также методики преподавания русского языка. Работал в Императорском Казанском университете и Восточном педагогическом институте. Автор известных трудов - "Учебник грамматики русского языка" (Казань, 1913, 1920), "Элементы истории русского языка в применении к программе русского языка среднеучебных заведений" (Казань, 1915) и др. Он взял лучшее от научных школ, современником которых был - Московской и Казанской. В Восточном педагогическом институте он оказал влияние на последующие поколения лин-гвистов-филологов: В.П.Брюханова, В.В.Неболюбова и др. Методическая

деятельность Е.Ф.Будде была высоко оценена крупными отечественными учеными-методистами XX века, в том числе академиком А.В.Текучевым.

С конца 20-х до начала 40-х годов прошлого века на кафедре работал профессор В.П.Брюханов, который блестяще читал студентам курс лекций по методике преподавания русского языка и принимал участие в разработке программ и учебников, в том числе и для татарской школы.

Активное участие в научно-исследовательской и методической работе кафедры принимали доценты В.В.Неболюбов и И.И.Назаров.

В.В.Неболюбов начал работать на кафедре русского языка КГПИ в 30-е годы, а в послевоенный период он в течение ряда лет заведовал кафедрой. В соавторстве с Г.В.Зуевой в 1949 году опубликовал в "Ученых записках" института статью "Говоры Куйбышевского района ТАССР", в которой были представлены материалы диалектологической экспедиции 1946 года. Большой научный интерес представляет его работа "Структура слова в русской деловой и научно-педагогической речи первой четверти XVIII века". Значительное место в исследованиях В.В.Неболюбова занимали методические проблемы. Под его руководством написали и защитили кандидатские диссертации по методике преподавания русского языка в татарской школе М.Ш.Субаева, Р.Б.Гарифьянова, А.Ш. Асадуллин, Г.Г.Жданова.

Почти тридцать лет (30-60-е годы) проработал на кафедре доцент И.И.Назаров. Удостоенный боевых наград за участие в Великой Отечественной войне, он после возвращения с фронта в институт стал играть ведущую роль в работе кафедры русского языка, возглавлял ее в течение многих лет. В 1960 году по его инициативе было создано Казанское зональное объединение, в которое вошли десять вузов (Поволжье и ближайшие регионы), возобновилось издание кафедральных выпусков "Ученых записок", а вновь организованные зональные сборники "Вопросы теории и методики изучения русского языка" стали регулярными.

Несомненную научную ценность представляют исследования И.И.На-зарова в области истории языка деловых документов XVI века и прежде всего его работа "Тюрко-татарские элементы в языке древних памятников русской письменности", выполненные на большом языковом материале, извлеченном из летописей, писцовых книг, деловых и исторических документов и др. Свидетельством того, что эта работа И.И.Назарова вошла в научный обиход, являются ссылки на нее в специальной литературе.

Параллельно с исследованиями в области истории языка И. И. Назаров занимался разработкой содержания обучения русскому языку учащихся начальных и средних татарских школ. Его учебники положили начало комплексной подаче программного материала по русскому языку и чтению в начальных классах татарской школы.

В 1965 году кафедру русского языка возглавила доцент Л.З.Шакирова, которая была ее бессменным руководителем в течение 25 лет. Вся ее научнометодическая деятельность связана с разработкой содержания и системы обучения русскому языку в национальной (татарской) школе, которые базируются на прочных лингвистических основах. В своих многочисленных тру-

дах она разработала систему обучения русскому языку, учитывающую особенности родного языка, что обусловливает иную систематизацию и классификацию изучаемого материала, а также иную (по сравнению с русской школой) последовательность его подачи.

В 1974 году Л.З.Шакирова, имевшая к этому времени большое количество публикаций, защитила докторскую диссертацию и опубликовала монографию "Научные основы обучения категориям вида и времени русского глагола в тюркоязычной (татарской и башкирской) школе", где была разработана система обучения категориям вида и времени, отвечающая современному уровню лингвистической и педагогической науки. Позже она стала автором фундаментальных трудов: "Основы методики преподавания русского языка в татарской школе" (1984, 1990, 1999), "Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ): Пособие для учителя" (соавт. Р.Б.Сабаткоев) и др.

Действительный член Академии педагогических и социальных наук РФ, кавалер ордена Ленина, заслуженный деятель науки РФ и РТ, заслуженный учитель, доктор педагогических наук, профессор Л.З.Шакирова сумела превратить возглавляемую ею кафедру русского языка в ведущую кафедру Казанского зонального объединения. Опыт работы кафедры был одобрен научно-методическим советом при Минпросе СССР и рекомендован к внедрению. Л.З.Шакирова осуществляла научно-методическое обеспечение преподавания русского языка в татарских школах республики и национальных школах Федерации. Под ее руководством был разработан комплекс учебной и учебно-методической литературы, включающей программы, учебники, методические руководства, учебные пособия по развитию речи. Она создала свою Казанскую методическую школу, многие ее аспиранты стали профессорами и докторами наук. В своих научных трудах Л.З.Шакирова обобщила и синтезировала все, что было сделано в области методики преподавания русского языка в тюркоязычной школе, начиная от В.В.Радлова, Каюма Насыри,

В.В.Богородицкого вплоть до наших дней. Автор более трехста трудов, Л.З.Шакирова в течение более пятидесяти лет представляет научную продукцию, ведет большую научно-редакторскую и составительскую деятельность.

В 60-80-е годы кафедра русского языка представляла собой большой коллектив, плодотворно работавший в двух основных направлениях: научнотеоретическом и научно-методическом. Научно-теоретические исследования объединялись на базе единой фундаментальной проблемы - "Формирование грамматического строя русского языка", разработка которой велась как в плане диахронии, так и в плане синхронии. Современный аспект проблемы разрабатывался доцентами Л.А.Андреевой, Р.Д.Антоновой, Л.Д.Казбан, В.Л.Смир-новым, С.И.Снопковой, Г.К.Хамзиной. Исторический аспект был представлен прежде всего работами доцента С.П.Лопушанской, которая в 1975 году защитила докторскую диссертацию по истории глагола (в настоящее время она -директор Научно-исследовательского института истории русского языка Волгоградского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, действительный член Академии гуманитарных наук, доктор филологических

наук, профессор). В этом же направлении работали доценты А.И.Софронова, З.П.Данилова, Л.С.Андреева, Л.И.Коновалова, О.В.Салимзянова.

Это были годы большого творческого подъема. Вплоть до начала девяностых годов на кафедре ежегодно издавались сборники научных трудов, в которых принимали участие и преподаватели вузов, входящих в зональное объединение: "Вопросы теории и методики изучения русского языка" (1970, 1971, 1973, 1974, 1976, 1979), "Проблема содержания и методов обучения русскому языку в школе и вузе" (1977), "Вопросы формирования грамматического строя русского языка" (1978), "Русский глагол: Лексико-грамматические исследования" (1986), "Русский глагол: Формирование и развитие" (1989), "Современные требования к подготовке учителя русского языка для национальных школ" (1986) и др.

Наиболее результативным было методическое направление, возглавляемое профессором Л.З.Шакировой, под руководством которой кафедра стала центром по подготовке научно-методической литературы по русскому языку для национальной школы. В этом направлении работали будущие профессора Ф.Ю. Ахмадуллина, М.К.Бакеева, Л.В.Мирошниченко, Л.Д.Умарова, Н.Н.Фаттахова и доценты Н.А.Мунькова, Ф.С.Камалова, причем к методическим исследованиям были привлечены и "теоретики" кафедры (Л. А. Андреева, Л.С.Андреева, И.В.Кашина, Л.И.Коновалова, С.И.Снопкова и др.).

В 1988 г. в Москве в издательстве "Высшая школа" под научным руководством Л.З.Шакировой и в соавторстве с ней были опубликованы три учебных пособия "Русский язык для СИТУ" по трем специальностям: сельскому хозяйству (Ф.Ю.Ахмадуллина, Ф.С.Камалова), строительству (Л.А.Андреева,

С.И.Снопкова), машиностроению (И.В.Кашина, Л.И.Коновалова) и разработана программа по русскому языку для ПТУ с нерусским языком обучения.

В эти годы велась и большая организационно-методическая работа, регулярно проводились конференции Казанского зонального объединения, его председателем в течение пятнадцати лет была профессор Л.З.Шакирова (ученый секретарь - доцент Л.А.Андреева). Научные отчеты о конференциях публиковались в центральных журналах: "Вопросы языкознания", "Русский язык в школе", "Русский язык в национальной школе".

Кафедра русского языка КГПИ и бюро зонального объединения, куда входили все заведующие кафедрами русского языка, проводили большую работу по координации в вузах научно-исследовательской и методической работы: обсуждался и распространялся лучший опыт исследовательской и учебной работы, рекомендовались к печати наиболее важные в теоретическом и практическом отношении научные труды. На базе кафедры русского языка Минпросом РСФСР был проведен семинар для преподавателей вузов, в которых учились студенты-узбеки.

В работе зональных конференций принимали участие известные ученые страны: академики А.В.Текучев (Москва), В.В.Решетов (Ташкент), профессора А.И.Горшков, А.Н.Тихонов, И.В.Баранников, А.Ф.Бойцова (Москва), профессора В.И.Кодухов, Г.Н.Акимова (Ленинград), проф. В.М.Марков (Казань, КГУ), проф. Д.Т.Турсунов (Казахстан) и многие другие. Большую по-

мощь в работе Казанского зонального объединения оказывал ректор КГПИ доктор филологических наук, профессор М.З.Закиев.

В 1977 году в КГПИ на базе кафедры русского языка было проведено Выездное заседание Ученого совета по русскому языку при Министерстве Просвещения СССР, на котором обсуждался вопрос о совершенствовании преподавания русского языка на национальных отделениях педагогических вузов страны. В работе Ученого совета приняли участие академик Н. М.Шанский, известные ученые союзных и автономных республик, ректора вузов, заведующие кафедрами русского языка и преподаватели высших учебных заведений Москвы, Киева, Еревана, Кишинева Алма-Аты, Баку, Таллина, Саранска, Саратова, Йошкар-Олы, Таганрога и др.

Для чтения лекций на кафедру русского языка приглашались ведущие специалисты страны в области русистики (профессора А.И.Горшков, М.В.Панов, В.М.Марков, С.Г.Ильенко, В.И.Кодухов и др.). На этих лекциях присутствовали все преподаватели кафедры. Такое общение было хорошей школой повышения научно-педагогической квалификации всего коллектива кафедры.

С 1990 по 1991 год кафедрой русского языка заведовала доцент Ф.Ю. Ахмадуллина. В это время назрела необходимость разделить многочисленный коллектив кафедры: на кафедру русского языка (заведующей стала доцент Л.А.Андреева) и кафедру преподавания русского языка в национальной школе, которую возглавила доцент Ф.Ю. Ахмадуллина.

Исследовательская работа кафедры русского языка с 1991 года была направлена на теоретическое исследование актуальных проблем современной лингвистики, совершенствование преподавания вузовских лингвистических дисциплин (особое внимание обращено на речеведческие дисциплины: риторику, культуру речи, стилистику, лингвистический анализ текста) и подготовку учебной литературы для вуза и школы. Научно-исследовательскую работу преподавателей кафедры объединили три проблемы: 1) системная обусловленность языковых процессов (на материале русского языка), 2) преподавание лингвистических и методических дисциплин в вузе и школе, 3) содержание и система обучения русскому языку в татарской школе.

Первое направление отражает современный уровень отечественного и зарубежного языкознания. Особое внимание обращается на системную организацию языковых элементов в тексте и их функционирование на разных уровнях и разных этапах развития русского языка. Проблема органически преломляется в темах научных исследований преподавателей, получивших положительную оценку на международных, всероссийских и региональных конференциях, а также в отзывах и ссылках современных отечественных и зарубежных лингвистов. Ежегодно преподаватели кафедры выступают на 10-15 научных конференциях, большая часть которых - конференции высокого ранга.

Данная проблема отражает традиции казанской лингвистической школы как непрерывного научного направления в истории отечественной русистики: И.А.Бодуэн де Куртенэ - В.А.Богородицкий - А.И.Анастасиев - В.П.Брюханов

- Н.АШирокова - В.М.Марков и его ученики - преподаватели кафедры рус-

ского языка КГПУ (Л.А.Андреева, Л.С.Андреева, Т.П.Заиконникова, Т.А.Кор-неева, О.В.Салимзянова, И.Б.Серебряная). Доктор филологических наук, профессор В.М.Марков является научным консультантом кафедры.

Традиционно с момента создания кафедры осуществляется текстовое освоение научного наследия Бодуэна и его последователей с пристальным вниманием к вопросам взаимодействия и взаимосвязи языковых явлений разных уровней. С этой целью подготовлены учебные пособия "Казанская лингвистическая школа" (Л.А.Андреева), коллективный труд "В.А.Богородицкий

- выдающийся ученый и педагог", "Методическое наследие казанской лингвистической школы", которые нацеливают на осмысление указанных связей непосредственно в трудах казанских лингвистов. Это является научно-теоретической базой исследования комплексной проблемы кафедры. Свидетельством постоянного научного поиска коллектива кафедры является систематическое участие в международных конференциях КГУ "Бодуэновские чтения: традиции и современность".

Профессор Л.А.Андреева в течение многих лет исследует проблемы, идеи и методы казанской лингвистической школы (на материалах Национального архива РТ). Итоги этой работы представлены в нескольких публикациях монографического характера, а также в докладах на международных конференциях. Сферой ее интересов являются также общие проблемы языкознания, что нашло отражение в научных трудах ("Проблема языкового развития", "Лингвистика и психолингвистика" и др.).

Многолетний опыт теоретического обобщения взаимосвязей систем словообразования и словоизменения в русском языке и его истории осуществляется в серии статей, составляющих основу монографии доцента Т.П.Заиконниковой "Соотношение систем словообразования и словоизменения в русском языке". В целом ряде своих работ, в выступлениях на научных конференциях она разрабатывает вопросы воздействия словообразовательных процессов на характер и направление морфологических изменений в русском языке. Учет значимости и активности семантического словообразования дает ей возможность дать новое толкование многих традиционно сложных и неоднозначных явлений.

В традициях казанской лингвистической школы и современной историко-лингвистической школы профессора В.М.Маркова ведется исследование темы "Русская грамматическая лексикология в историческом аспекте" (доцент Л.С.Андреева), что отражено во многих статьях и докладах на научных конференциях ведущих вузов РФ и РТ. По этой же теме работает доцент И.Б.Серебряная, делая акцент на ортологию русского литературного языка XVIII-XIX вв. (развитие орфоэпических и грамматических норм). В поле ее интересов и развитие художественных стилей этого периода, а также грамматическая история отдельных лексем на фоне общих грамматических процессов.

На кафедре продолжаются исследования по экспериментальной фонетике на основе трудов В.А.Богородицкого, Л.В.Златоустовой, развиваются идеи и методы школы, созданной профессором В.А.Богородицким.

Идеи Бодуэна о зарождении и становлении сопоставительного метода в языкознании и методике преподавания языков практически реализованы в докторской диссертации Н.Н.Фаттаховой "Семантика и синтаксис народных примет в татарском и русском языках: сопоставительный аспект". По этой теме она опубликовала две монографии.

Развитие идей казанской лингвистической школы нашло отражение в проведенных кафедрой двух региональных конференциях, посвященных 150-летию И.А.Бодуэна де Куртенэ и 140-летию со дня рождения В.А.Богородицкого.

В исследовательской работе доцента И.В.Кашиной основное внимание уделено проблеме функционирования фразеологических единиц в текстах разных стилей. Она - автор интересной работы о структурно-семантической характеристике фразеологизмов со значением эмоционального состояния лица в современном русском языке. Кандидат филологических наук Т.А.Кор-неева - автор ряда работ по поэтическому новообразованию. Ею исследованы многие художественные тексты поэтов XVIII-XIX вв. Язык петровской эпохи исследует доцент О.В.Салимзянова.

На кафедре в течение многих лет ведутся и культурологические исследования (Л.С.Андреева, Р.Д.Антонова, И.В.Кашина, И.Б.Серебряная), что связано с активным сотрудничеством с музеями РТ (музей Е.А.Боратынского

- "Литературные чтения в усадьбе Боратынских", Литературно-мемориальный музей А.М.Горького, Национальный музей РТ).

Научная продукция преподавателей кафедры апробируется на международных, всероссийских конференциях, проводимых на базе ведущих университетов России. Кафедра поддерживает научные контакты с крупными лингвистическими центрами и вузами Федерации и СНГ, ежегодно дает внешние отзывы на диссертации, преподаватели выступают оппонентами на защитах диссертаций, рецензируют солидные научные труды, являются редакторами монографий, учебных пособий, учебников, различных сборников, методических разработок, входят в состав специализированных Советов, редколлегий журналов, публикуют статьи на страницах различных журналов, в том числе центральных: "Вопросы языкознания", "Русский язык в школе", "Русская речь", "Славяноведение", "Народное образование" и др.

Результативной стала и вторая научная проблема кафедры - преподавание лингвистических дисциплин в вузе и школе. Коллективом кафедры подготовлены две монографии: "Профессионально-педагогическая направленность преподавания лингвистических дисциплин в вузе", депонированная в НИИ Высшей школы, и "Обучающий модуль профессиональной ориентированности студентов-филологов в лингвистических курсах" (работа получила премию на конкурсе научных работ КГПУ).

Опубликованы учебные пособия для студентов: "Казанская лингвистическая школа" (Л.А.Андреева, 1996), "Стилистика русского языка: комментарий, задания, тексты" (Л.А.Андреева, Л.В.Мирошниченко, 2000), "Из истории отечественных лингвистических школ" (Л.А.Андреева, 2001), учебный сло-

варь "Русский литературный язык. Античные слова и выражения" (Л.А.Андреева, Ф.С.Занько, 2002).

На кафедре разработана система методического обеспечения преподаваемых лингвистических дисциплин, подготовлены десятки разработок и рекомендаций для студентов. Среди них методические указания к выполнению курсовых работ, контрольные работы и задания к ним, руководство по организации самостоятельной работы студентов. Л.А.Андреева и Н.Н.Фаттахова подготовили серию методических разработок по курсу современного русского языка, грамматическому анализу предложений, опубликованы справочные материалы к государственному экзамену. Н.Н.Фаттахова разработала методические рекомендации к синтаксису русского языка, О.В.Салимзянова

- к практикуму русского языка и старославянскому языку. И.В.Кашина опубликовала задания к контрольным работам по лексике и фразеологии. Т. П.Заиконникова издала методические пособия по истории русского литературного языка, по морфологии современного русского языка, пособие по польскому языку. И.Б.Серебряная напечатала разработку по теории языка (курс "Введение в языкознание").

Третья научная проблематика кафедры - пути и средства формирования языковой личности современного школьника. Преподаватели принимают активное участие в создании учебников и учебных пособий нового поколения. Доцент Л.С.Андреева в соавторстве с профессором Л.З.Шакировой издали учебное пособие "Русская речь", предназначенное для 10-11 кл. гимназий, лицеев, педучилищ, которое выдержало два издания.

Наибольшее количество публикаций по этой теме у профессора Н.Н.Фаттаховой. Она - соавтор учебного комплекса по русскому языку для 8 кл. татарской школы (учебное пособие "Русская речь", методические рекомендации, дидактические материалы), сборника диктантов для 10-11 кл. татарской школы и др. Проблеме формирования языковой личности школьника в условиях полилингвального образования посвящена кандидатская диссертация О.Н.Хрусталевой (2002). Она - автор ряда работ по этой тематике.

Преподаватели кафедры работают над монографиями по истории и современному состоянию русского языка: доцент Т.П.Заиконникова готовит монографию "Соотношение систем словообразования и словоизменения в русском языке", доц. И.В.Кашина - "Функционирование фразеологических единиц в текстах разных стилей". Профессор Л.А.Андреева продолжает лексикографическую работу, готовит к изданию учебный словарь "Библейские и античные слова и выражения в русском литературном языке".

Высокий уровень научной квалификации преподавателей кафедры обусловил их участие (Л.А.Андреева, Л.С.Андреева) в разработке целевой республиканской программы "Русский язык в Татарстане на 2001-2005 гг.", которая создавалась на основе федеральной программы, составленной специальной комиссией Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации. Программа получила положительную оценку на страницах журнала "Мир русского слова" (2001, №3). Коллектив кафедры принял непосредственное участие в реализации программы, обобщая ее результаты на рес-

публиканских совещаниях при Министерстве образования РТ, круглых столах, в процессе организации и проведения в Казани Всероссийской научнопрактической конференции "Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы" (13-15 марта 2001) и др.

Начиная с 1991 года, внимание кафедры было обращено на непрерывное повышение научно-педагогической компетенции всего коллектива. В 1999-2002 гг. прошла докторантуру и защитила докторскую диссертацию Н.Н.Фаттахова. Прошли переподготовку (по читаемым курсам) в разных городах Российской Федерации ряд преподавателей кафедры: по риторике -доцент И.В.Кашина (Санкт-Петербург), кандидат филологических наук О.Г.Гибадуллина (Москва), в Казанском техническом университете кандидат филологических наук Т.А.Корнеева: курсы "Новые технологии: Программа Ш;е1 "Обучение для будущего". Получены свидетельства о прохождении дополнительной профессиональной подготовки.

В настоящее время научно-исследовательская работа кафедры русского языка ориентирована на освоение новых информационно-коммуникативных технологий, современный уровень подготовки студентов, формирование у них пользовательских навыков, развитие умений моделировать в своей предметной области. Кафедра ставит задачу получения студентами базовых знаний по лингвистическим курсам как традиционными методами, так и с помощью современных технологий - Интернет-технологий, мультимедийных программ (обучающих, тренировочных, контролирующих), ведется работа по созданию образовательных платформ. Все это позволит создать комфортную обучающую среду. Диапазон применения новых информационных обучающих систем будет достаточно широким: от фрагментов занятий с компьютерной поддержкой предмета до системного использования современных технологий в исследовательской работе. Таким образом, кафедра русского языка ориентирована на современный уровень подготовки учителя-филолога - на данном этапе в направлении его готовности к работе в условиях новых информационных педагогических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.