ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №3(45)
ТАЛАНТ БЫТЬ ПЕДАГОГОМ И НАСТАВНИКОМ (К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. Ю. АХМАДУЛЛИНОЙ)
© Гузель Нуруллина
HER TALENT TO BE TEACHER AND EDUCATOR (ON THE 80TH ANNIVERSARY OF F. YU. AHMADULLINA'S BIRTH)
Guzel Nurullina
Каждый человек талантлив по-своему, а учитель талантлив, наверное, вдвойне. Быть педагогом, учителем, наставником - это, скорее всего, не профессия, а великое призвание и огромный титанический труд. Именно служению преподавательской деятельности и педагогической науке посвятила себя видный ученый Республики Татарстан, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель школы РТ, Почетный работник высшей профессиональной школы, Заслуженный работник народного образования, Отличник образования, Отличник Просвещения - Фирая Юнусовна Ахмадуллина.
18 августа 2016 года ей исполнилось 80 лет. Весь ее творческий путь и вся жизнь были связаны с русским языком, с методикой его преподавания.
После окончания Казанского государственного университета в 1959 году Фирая Юнусовна начала свою трудовую деятельность в качестве воспитателя и учителя русского языка и литературы в школе-интернате, затем преподавала в вечерней школе и Казанском сельскохозяйственном институте. С 1972 г. по 2010 г. жизнь и деятельность Фираи Юнусовны были связаны с вузом (поменявшим за все это время свое название: сначала «Казанский государственный педагогический институт», затем «Казанский государственный педагогический университет» и «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»), в стенах которого она прошла аспирантуру под руководством доктора педагогических наук, профессора Лии Закировны Ша-кировой и затем путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой.
Будучи первой аспиранткой Л. З.Шакировой, Фирая Юнусовна в 1979 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Методика обучения русским глаголам движения в татарской школе» и продолжала исследования в области методики, внося свой вклад в разработку содер-
жания и системы обучения русскому языку в национальной (татарской) школе и вузе.
С 1991 года по 2005 год Ф. Ю. Ахмадуллина заведовала кафедрой преподавания русского языка в национальной школе Казанского государственного педагогического университета. Она зарекомендовала себя как творчески работающий, инициативный заведующий кафедрой. Держа под неослабным контролем учебно-воспитательный процесс на национальном отделении факультета русской филологии, она направляла усилия кафедры на дальнейшее совершенствование подготовки квалифицированных педагогических кадров - будущих учителей-словесников для национальной (татарской) школы, на результативную учебную и научно-исследовательскую деятельность. Имея опыт работы в школе, хорошо зная ее проблемы, Фирая Юнусовна успешно преподавала важный для педагогических вузов курс методики преподавания русского языка в национальной (татарской) школе, способствующий развитию профессионально-педагогического мастерства будущего учителя; много работала со студентами, воспитывая их в духе дружбы и взаимоуважения к народам разной национальности.
Как ученый-методист Ф. Ю. Ахмадуллина внесла значительный вклад в разработку содержания и системы обучения русскому языку в вузе и школе. Результатом многолетних исследований явилось большое количество публикаций по этой проблеме. Она является одним из авторов программ по русскому языку для 5-9 классов татарской школы, а также учебно-методического комплекса, включающего учебник, методическое руководство к нему, дидактический материал, пособие по развитию речи «Русская речь», сборник текстов для изложений, сборники диктантов для 5-7 и 8-11 классов (например, «Дидактический материал по русскому языку для 4 класса татарской школы», «Сборник письменных работ
ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА
по русскому языку», «Сборник текстов для изложений с грамматическими заданиями в 4-8 классах татарской школы» и др.). Ф. Ю. Ахма-дуллиной опубликован целый ряд пособий для учителей, студентов, учащихся педучилищ, СПТУ, некоторые из которых изданы в центральных издательствах «Высшая школа», «Просвещение». Непосредственно при активном участии Ф. Ю. Ахмадуллиной по заказу Министерства образования Республики Татарстан была составлена региональная программа «Русский язык в Татарстане».
В течение нескольких лет Ф. Ю. Ахмадулли-на была членом учебно-методической комиссии Министерства Просвещения РСФСР, участвовала в разработке различных учебных программ, в изучении и обобщении передового опыта работы педвузов. Кроме того, Фирая Юнусовна была председателем Учебно-методического совета по русскому языку при Министерстве образования Республики Татарстан.
Ф. Ю. Ахмадуллина всегда стремилась к совершенствованию своих знаний, к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. В 1970-е гг. она была направлена за границу для обучения русистов-зарубежников. Германия, Болгария, Чехословакия - каждая их стран запомнилась Фирае Юнусовне добрым отношением слушателей, приятными встречами, продуктивной работой. Не только хорошее знание своего предмета, но и такие личностные качества Фираи Юнусовны, как открытость и великодушие, пробудили у зарубежных коллег глубокое уважение и симпатию по отношению к известному методисту: еще долгое время иностранные преподаватели русского языка продолжали переписку с ней, поддерживали тесную связь.
В круг основных научных проблем Ф. Ю. Ахмадуллиной, которые она разрабатывала в течение более 50 лет своей научно-педагогической деятельности, входят исследования по методике преподавания русского языка в национальной (татарской) школе. В трудах ученого исследованы актуальные проблемы взаимосвязанного обучения русскому и родному (татарскому) языкам, вопросы развития билингвизма. Основой при разработке проблемы преподавания русского языка в национальной (тюркоязычной) аудитории явились традиции отечественного языкознания; постулаты корифеев Казанской лингвистической школы И. А. Бодуэна де Куртенэ, В. А. Богородицкого; достижения сопоставительного языкознания (тюркского и русского) (Н. К. Дмитриев); исследования по коммуникативной (функциональной) лингвистике, психолингвистике; наследия выдающихся методистов
преподавания русского языка как родного и неродного. Наиболее полно научно-методические идеи Фираи Юнусовны получили творческую реализацию в таких монографиях, как «Методика обучения русским глаголам движения в татарской школе» (1982), «Картина как средство развития речи татарских школьников» (1999), «Язык - зеркало народа» (2009), которые обогащают и синтезируют более чем вековой опыт преподавания русского языка в условиях двуязычия, способствуют воспитанию у учащихся культуры межнационального общения, помогают приобщить учащихся к духовно-нравственным ценностям, к достижениям мировой науки, к осознанию языка как культурной эстетической ценности [Ахмадуллина, 1982], [Ахмадуллина, 1999]; [Язык - зеркало народа].
Вклад Ф. Ю. Ахмадуллиной в развитие науки и образования неоценим. За успешную разработку вопросов теории и практики обучения, за совершенствование методов обучения и воспитания, культурного и нравственного развития личности, за существенный вклад в создание образцовых учебников и разработку учебно-методической литературы она была награждения медалью К. Д. Ушинского и орденом Дружбы.
Все работы Фираи Юнусовны отличаются опорой не только на методику, педагогику, дидактику, психологию, но и в большей мере на лингвистику. По мнению ученого, тесная связь лингвистической науки с методикой создает серьезную научно обоснованную базу для обучения русскому языку. Методика преподавания русского языка в Республике Татарстан, как ни в одном другом регионе, изначально имела серьезную лингвистическую базу - опиралась на достижения и традиции всемирно известных представителей Казанской лингвистической и тюркологической научных школ. Ф. Ю. Ахмадуллина в своих трудах по обучению русскому языку как неродному соблюдала, вслед за своим учителем Л. З. Шакировой, один из ведущих лингвомето-дических принципов - учет особенностей родного языка учащихся, опирающийся на результаты сопоставительно-типологического анализа, позволяющий предупредить интерферирующее воздействие родного языка и использовать его положительное влияние, то есть транспозицию [Шакирова], [Ахмадуллина, Мирошниченко].
Научно-методическая деятельность Фираи Юнусовны отражена в многочисленных публикациях на страницах журналов «Магариф» (ранее «Совет мектебе»), «Русский язык в национальной школе», в издательствах «Просвещение», «Татарское книжное издательство», «Магариф» и др., в выступлениях на конгрессах
ГУЗЕЛЬ НУРУЛЛИНА
МАПРЯЛ и разного уровня конференциях. Фи-рая Юнусовна общалась с такими ведущими учеными, как Н. М. Шанский, Е. А. Быстрова, Н. Б. Экба, М. В. Панов, Н. З. Бакеева, Л. Г. Сая-хова, К. З. Закирьянов, Г. А. Анисимов, и многими другими исследователями, посвятившими себя поиску решений актуальных вопросов преподавания русского языка как родного, неродного, иностранного.
В Казанском (Приволжском) федеральном университете, где работают коллеги и ученики Ф. Ю. Ахмадуллиной, бережно хранят и развивают бесценные методические идеи Учителя, талантливого исследователя, ученого-методиста, педагога, наставника. Пройденный ею путь для многих является образцом верного служения избранной профессии и высоким примером для подражания.
Глубокоуважаемая Фирая Юнусовна! Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, преподаватели, учителя, выпускники, студенты от всей души поздравляют Вас с 80-летием! Желаем Вам доброго здоровья, любви близких людей и всех жизненных благ!
Список литературы
Ахмадуллина Ф. Ю. Методика обучения русским глаголам движения в татарской школе. Пособие для учителей / под ред. Л.З.Шакировой. Казань: Таткни-гоиздат, 1982, 104 с.
Ахмадуллина Ф. Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников. Казань: Хэтер, 1999. 128 с.
Ахмадуллина Ф. Ю, Мирошниченко Л. Теория и практика современного урока русского языка в национальной школе. Учебное пособие для студентов
Нуруллина Гузель Миннезуфаровна,
кандидат педагогических наук, доцент,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. nuruШ[email protected]
национального отделения факультета русской филологии. КГПУ, 2003. 86 с.
Шакирова Л. З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) / Л. З. Шакирова, Р. Б. Сабаткоев. СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. 351 с.
Язык - зеркало народа - Тел - халыкньщ кезгесе: Преподавание русского и родного языков в 5-11 классах / Ф. Ю. Ахмадуллина, Л. В. Мирошниченко, Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казань: Магариф, 2009. 255 с.
References
Akhmadullina, F. Iu. (1982). Metodika obucheniia russkim glagolam dvizheniia v tatarskoi shkole [Methods of Teaching Russian Verbs of Motion in Tatar Schools]. Posobie dlia uchitelei /pod red. L. Z.Shakirovoi. 104 p. Kazan', Tatknigoizdat. (In Russian)
Akhmadullina, F. Iu. (1999). Kartina kak sredstvo razvitiia rechi tatarskikh Shkolnikov [Pictures as a Means of Developing Speech Skills in Tatar Schools]. 128 p. Kazan', Khate. (In Russian)
Akhmadullina, F. Iu., Miroshnichenko, L. (2003). Teoriia i praktika sovremennogo uroka russkogo iazyka v natsional'noi shkole [Theory and Practice of a Modern Lesson of the Russian Language in Ethnic Schools]. Uchebnoe posobie dlia studentov natsional'nogo ot-deleniia fakul'teta russkoi filologii. 86 p. KGPU. (In Russian)
Shakirova, L. Z. (2003). Metodika prepodavaniia russkogo iazyka (na materiale natsional'nykh shkol) [Methods of Teaching Russian (Based on Ethnic Schools Practices)] / L. Z. Shakirova, R. B. Sabatkoev. 351 p. St. Petersburg, Prosveshchenie; Kazan', Magarif. (In Russian)
Iazyk - zerkalo naroda [Language is a Mirror of the People] (2009) - Tel - khalyknyH kezgese: Prepodavanie russkogo i rodnogo iazykov v 5-11 klassakh / F. Iu. Akhmadullina, L. V. Miroshnichenko, F. F. Kha-risov, Ch. M. Kharisova. 255 p. Kazan', Magarif. (In Russian)
The article was submitted on 12.09.2016 Поступила в редакцию 12.09.2016
Nurullina Guzel Minnezufarovna,
Ph.D. in Pedagogy,
Associate Professor,
Kazan Federal University,
18 Kremlyovskaya Str.,
Kazan, 420008, Russian Federation.