Научная статья на тему 'Роль науки в подготовке будущего учителя'

Роль науки в подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль науки в подготовке будущего учителя»

Ф.Ю.Ахмадуллина

РОЛЬ НАУКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Подготовка будущего учителя во многом зависит от научной квалификации того, кто его готовит. Поэтому наука является неотъемлемой и при этом важной частью деятельности кафедры преподавания русского языка в национальной (татарской) школе (ПРЯНШ), выделившейся в 1990 году как самостоятельная структура из состава кафедры русского языка. Сегодня на ней работает 12 преподавателей, 83% из них имеют ученые степени и звания, что говорит о довольно высоком научном потенциале кафедры. Все члены ее понимают, что наука господствует решительно над всем. Нельзя не согласиться с мнением французского ученого Бертло о том, что " ни одна человеческая личность, ни одно человеческое учреждение не будут иметь прочного авторитета, если не будут сообразовываться с указаниями науки".

Как известно, наука отличается от других форм общественного сознания своей направленностью. Филологическая и методическая науки, которым мы служим, ставят перед нами две взаимосвязанные задачи: 1) повышение качества подготовки будущего специалиста в области народного образования, в частности учителя русского языка, литературы, английского языка; 2) разработка системы и содержания обучения русскому языку как учебному предмету в школе и как учебной дисциплины в вузе. Здесь будут уместны слова академика П.Капицы: "Никогда человек не знает своего предмета, своей науки, если он ему никого не обучает. Хороший ученый, когда он преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи".

Задачи кафедры в области НИР определяются прежде всего спецификой кафедры: большая часть дипломированных специалистов (54%) - кандидаты педагогических наук. Поэтому во главу угла поставлены две взаимообусловленные проблемы, соотнесенные с запросами средней и высшей школы: содержание и система обучения русскому языку в национальной школе; преподавание лингвистических и методических дисциплин в вузе. Исследование этих двух стержневых направлений во взаимосвязи способствует определению содержания образования в школе и вузе, конкретного круга знаний и умений, необходимых для овладения русским языком как средством общения учащимся и как будущим предметом обучения в школе студентам, т.е. имеет явную практическую направленность и нацеленность на учебный процесс. Такой профессиональный подход не допускает, как показывает опыт работы кафедры, отрыва научных исследовании от непосредственного учебно-воспитательного процесса, имеет прямой выход в практику и дает возможность более успешно решать проблемы подготовки будущих учителей, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

В области НИР кафедрой за эти годы получены заметные результаты. В центральных и региональных издательствах опубликовано 515 работ общим объемом 754 п.л., среди которых есть кафедральные сборники ("Русский язык: теория и практика", "Актуальные проблемы преподавания филологии в

школе и вузе"), монографии, программы, учебники, учебные пособия, статьи, что является убедительным свидетельством результативности исследовательской деятельности ученых кафедры.

Научная деятельность кафедры осуществляется и через ежегодное участие преподавателей во многих конференциях разного уровня, проведение на базе кафедры всероссийской конференции, написание внешних отзывов на диссертации, авторефераты, монографии, выступление преподавателей в качестве оппонентов на защитах кандидатских диссертаций.

Важным звеном в системе вузовской науки кафедра считает внедрение ее результатов в практику. Именно поэтому вся научная продукция адресована учителю, ученику, студенту. Кафедра стала центром по созданию учебно-методических комплексов по русскому языку для национальной, в том числе татарской школы, столь необходимых для процесса обучения нерусских школьников русскому языку как второму государственному языку РТ, языку межнационального общения народов РТ и РФ, направленных на развитие лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции учащихся. Кафедра обеспечивает сегодняшнюю школу программами, учебниками для всех классов, методическими рекомендациями к ним, дидактическим материалом по классам, сборниками изложений, диктантов, пособиями по развитию речи "Русская речь", учебниками и хрестоматиями по литературе и т.д. Авторами многих компонентов комплекса являются профессора Л.З.Шакирова, Ф.Ю. Ахмадуллина, М.К.Бакеева, Л.Д.Умарова, доценты Ф.С.Камалова, Р.Ю.Закирова, Л.И.Коновалова и др.

Преподаватели, читая лекции, курсы по выбору, проводя практические занятия, используют материалы своих публикаций, знакомят студентов с методами своих исследований, вызывая тем самым у них интерес к научной работе. А студенты, анализируя школьные программы, школьные учебники, особенности организации материала в них, выполняя по ним упражнения, определяя методическую целесообразность того или иного вида работы, задания, оценивая воспитательные возможности дидактического материала, составляя аннотации на учебные пособия, авторами которых являются их преподаватели, обучаются приемам работы с этими пособиями в школе, т.е. получают хорошие профессиональные навыки. Нередко они делают критические замечания и предложения по их усовершенствованию. Доскональное знание структуры и содержания учебно-методических комплексов, которые в будущем станут для них средствами обучения, - залог успешной творческой работы в школе. Не в этом ли проявляется роль нашей науки в подготовке специалистов для народного образования?!

В основе научно-исследовательской работы многих преподавателей кафедры лежат научно-методические идеи проф. Л.З.Шакировой. Поистине вызывает восхищение объем всей ее научной продукции: более 300 наименований, включающих такие фундаментальные исследования, как "Научные основы методики обучения категориям вида и времени русского глагола в тюркоязычной школе"; "Виды глагола в русском языке"; "Основы методики преподавания русского языка в татарской школе"; "Практикум по методике пре-

подавания русского языка в национальной школе"; "Обучение русскому языку в татарской школе"; "Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ"), вузовские и школьные программы и учебники, учебно-методические пособия для учителей и студентов, многочисленные статьи, рецензии и т.д.

Высокую оценку педагогической общественности получили такие пособия для учителей, как "Методика обучения русским глаголам движения в татарской школе", "Картина как средство развития речи татарских школьников" (профессор Ф.Ю.Ахмадуллина), "Система внеклассных занятий по русскому языку в татарской школе", "Преподавание русского языка в нерусской школе", (профессор М.К.Бакеева), "Обучение русской лексике в 5-8 классах татарской школы" (доцент Ф.С.Камалова), "Сборник диктантов по русскому языку" для 5-7 классов и 8-11 классов татарской школы (коллектив авторов), сборник текстов для изложений "Мой край" (коллектив авторов) и т.д.

В опубликованных в республиканском журнале "Магариф" статьях учителя татарской школы получают методические рекомендации и необходимый практический материал для организации своих уроков.

Многочисленные учебные пособия и методические рекомендации к развитию тех или иных лингвистических и методических курсов предназначены для студентов: "Теория и практика современного урока русского языка в национальной школе" (Ф.Ю.Ахмадуллина, Л.В.Мирошниченко); "Словообразование. Морфология". Ч.1-2 (Л.И.Коновалова); "Современный русский язык: Фонетика, лексика, фразеология" (М.К.Бакеева); "Материалы к практическому курсу русского языка". Ч. 1-2 (И.И.Парамонова, Л.А.Макарова); "Общее языкознание: Семинарий: Методическое руководство к семинарским занятиям" (Т.Ю.Щуклина); "Русская диалектология: методические указания для студентов", "Тесты по морфологии современного русского языка: Именные части речи" (Л.А.Мардиева) и т.д., - представляют собой успешное соединение лингвистической" теории с развитием речи студентов, с их подготовкой к работе в школе. Чтобы подготовить учителей знающих, стоящих на уровне самой современной науки, нужно прежде всего, чтобы на таком уровне находились и книги, учебники, по которым учатся студенты.

Стремление преподавателей соединить результаты научной работы с практикой обучения в школе и вузе находит свое отражение и в разработанных ими курсах по выбору, дисциплинах специализации. Их тематика охватывает разные аспекты изучения языка. Большое внимание уделяется принципу учета особенностей родного языка при изучении грамматических категорий, а также вопросам методического мастерства будущего учителя.

На кафедре долгие годы (вплоть до 2003 года) функционировала аспирантура, возглавляемая доктором педагогических наук Л.З.Шакировой, создавшей собственную научно-методическую школу, развивающую традиции Казанской лингвистической школы. Ею сделан весьма значительный вклад в подготовку кадров высшей квалификации: под ее руководством защищены три докторские и 18 кандидатских диссертаций по двум специальностям (ме-

тодика преподавания русского языка в национальной школе и методика преподавания татарского языка в рускоязычной школе).

Мы считаем, что научный результат преподавателей педагогических вузов должен иметь профессиональную, практическую направленность, не допускать отрыва научных исследований от непосредственного учебно-воспитательного процесса. Поэтому мы стремимся организовать НИР так, чтобы каждый преподаватель занимался и вопросами методики своего предмета, и вопросами обеспечения студентов необходимыми учебно-методическими пособиями, рекомендациями по своим курсам. Только такой подход, на наш взгляд, сможет обеспечить в современных условиях существенное улучшение учебно-воспитательного процесса и повысить качество подготовки будущих учителей.

Наше участие в НИР и ее результаты имеют, кроме всего этого, и воспитательное значение. Видя в своем преподавателе ученого, имея дело с его работами при написании курсовых и квалификационных работ, докладов на семинарах, научных студенческих конференциях, присутствуя на конференциях профессорско-преподавательского состава, студент проникается к нему еще большим уважением, определяет для себя его место в научном мире, видит его желание помочь учителю, ученику, студенту, аспиранту, абитуриенту.

Наука - это особая сфера труда. По словам акад. Д.С. Лихачева, талант в науке есть прежде всего способность к упорному творчеству. Поэтому мы должны развивать в себе эту способность. Для этого следует много, внимательно и критически читать, заниматься самообразованием.

Переход на качественно новую ступень подготовки будущего учителя, естественно, повышает требования к знаниям, научной квалификации, творческой активности всех причастных к этому процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.