Научная статья на тему 'Компьютерный лагерь - это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий'

Компьютерный лагерь - это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGY / КОМПЬЮТЕРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ / COMPUTER STUDIOS / ХОББИ-ЛАБОРАТОРИИ / ИКТ-ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / INFORMATIONAL PRODUCT / HOBBY-LABORATORIES / ICT-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушина Екатерина Викторовна

Лагеря информационных технологий. Компьютерные мастерские и хобби-лаборатории в детских компьютерных лагерях. Оздоровительные и досуговые программы, ИКТ-обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерный лагерь - это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий»

ком

ПЬЮТЕРНЫИ ЛАГЕРЬ — это прекрасная возможность сочетать активный отдых с освоением компьютерных технологий

Екатерина Викторовна Якушина,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

Сегодня практически все дети в той или иной мере увлечены компьютером. Одни родители это поощряют, другие недовольны тем, что подростки проводят за компьютером слишком много времени, общаясь в социальных сетях или играя в компьютерные игры. Так или иначе, хотим мы этого или не хотим, компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. С ним связаны профессии, которые выберут дети, с ним неразрывно связано будущее. Поэтому с ранних лет всё же лучше делать акцент на том, что компьютер — это прежде всего инструмент для работы, творчества, поиска полезной учебной информации, а не только средство для развлечения. Не всегда родители и даже школьные учителя могут научить ребёнка пользоваться компьютером как инструментом. Этому учат в компьютерных лагерях для школьников. Автор рассказывает о некоторых из них.

• информационные технологии • компьютерные мастерские • хобби-лаборатории

• ИКТ-обучение информационный продукт

Всесоюзный лагерь информационных технологий «КОМПЬЮТЕРиЯ» http://www.computeria.ru

«КОМПЬЮТЕРиЯ» — сана-торно-оздоровительный детский лагерь, который работает круглый год — в дни школьных каникул и в учебное время. Ежегодно сюда приезжают более двух тысяч детей из разных регионов России.

Одна из главных целей лагеря — создать максимально комфортные условия для отдыха и самореализации каждого: дети должны развиваться физически, быть здоровыми и счастливыми, обладать развитым интеллектом и творческим мышлением, больше времени прово дить на свежем воздухе и заниматься спортом.

Находится лагерь в Тверской области на территории одноимённого загородного

комплекса в 190 километрах от Москвы, в трёх километрах от автомобильной трассы Москва — Санкт-Петербург.

Великолепные природные факторы — сосновый бор, водоём (река Тверца), хорошая экология, развитая инфраструктура комплекса, квалифицированные врачи и педагоги делают детский лагерь прекрасным местом для отдыха, оздоровления и лечения ребёнка.

«КОМПЬЮТЕРиЯ» — это детская демократическая страна, прообраз развитого общества будущего. В ней есть своя конституция, работают парламент, министерства, выпускаются газеты, собственная валюта, есть своя парадная форма. Все дети получают паспорт и становятся гражданами страны «КОМПЬЮТЕРиЯ». Каждый из них может попробовать свои силы в разных профессиях: стать политическим деятелем, бизнесменом, спортсменом, артистом, журналистом. Участвуя в деловой развивающей игре, ребята получают юридический и экономический опыт, развивают коммуникативные способности и навыки работы в команде.

Детей ждёт насыщенная и интересная программа: спортивные мероприятия, праздники, игры, просмотр кинофильмов. Организуются познавательные экскурсии, встречи с ведущими специалистами 1Т-компаний. У каждого есть возможность научиться новому в хобби-мастерских.

«Компьютошки», младшие граждане страны «КОМПЬЮТЕРиЯ» — дети до 11 лет, в игровой форме на тропе сказок знакомятся с основами безопасности, в экономических играх «Весёлый бизнесмен» и «Монополия» учатся рассчитывать свой личный бюджет. В компьютерных лабораториях они создают электронные презентации о себе, своих увлечениях и друзьях, креативные макеты поздравительных открыток, дипломов и грамот. «Компьютошки» занимаются в хобби-мастерских: пластилиновой феерии, плетении фене-чек, гончарной мастерской и других, участвуют в спортивных состязаниях, увлечённо играют в «Поиск кладов».

Компьютерцы, старшие граждане страны «КОМПЬЮТЕРиЯ», — ребята 12—17 лет, сами формируют и политическую, и экономическую жизнь лагеря: выбирают членов парламента и министров, которые устанавливают бюджет своей страны, возглавляют работу избирательной и лицензионной комиссий, банка, пресс-центра.

Подростки проходят азы построения своего бизнеса в школе «Бизнес-инкубатор», средствами информационных технологий представляют свои достижения в экономической, политической и творческой деятельности на конференциях, на страницах газеты «Око страны

КОМПЬЮТЕРиЯ», в информационных листках. Ребята занимаются в театральной студии, танц-классе, вокальном коллективе, спортклубе, хобби-мастерских.

Все граждане страны «КОМПЬЮТЕ-РиЯ» занимаются в компьютерных лабораториях. В каждой из десяти лабораторий размещается от 10 до 12 компьютеров, объединённых в локальную сеть с выходом в Интернет. В первый день дети проходят собеседование и распределяются по компьютерным лабораториям в зависимости от уровня подготовки и своих интересов. Занятия в фото- и видеостудиях, 3DMax, сборка компьютеров, графическое проектирование продолжаются один-два академических часа в день (это зависит от возраста) под руководством квалифицированных преподавателей.

Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», организующий ИКТ-обучение, имеет 15-летний опыт работы (лицензия № 690293 от 05.10.2010 г.). За смену каждый ребёнок выполняет не менее одного проекта. Проектом может быть презентация, сайт, мультфильм, видеоролик или другой информационный продукт.

Компьютерный лагерь Международного детского компьютерного центра (МДКЦ)

http://icccamp.ru/

Международный детский компьютерный центр (Детский оздоровительно-образовательный компьютерный центр) Института программных систем РАН (г. Переславль-Залесский, Ярославская область) был открыт в 1986 году по инициативе академика Е.П. Велихова и Н.А. Велиховой — директора Института программных систем РАН, профессора А.К. Айламазяна. Именно здесь, на берегу знаменитого и исторически значимого для России Плещеева озера (юный Пётр I построил свою «потешную» флотилию — основоположницу Военно-морского флота России), начали вместе работать и отдыхать советские и американские дети, и объединил их компьютер. Все центральные СМИ Советского Союза и США осветили это памятное событие летом 1987 года.

В 1988 году МДКЦ (лагерь-школа) получает статус ассоциированной школы ЮНЕСКО. В 1989 году выходит Распоряжение Совета Министров СССР № 893Р «О создании Международного детского компьютерного центра при Институте программных систем Академии Наук СССР». Работая по проекту Ассоциированных школ, МДКЦ с 1995 года осуществляет одно из приоритетных направлений проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» — использование новых компьютерных технологий в образовании.

Лагерь расположен в 130 км от Москвы и в 8 км от Переславля-Залесского. Вблизи живописного Плещеева озера есть территория, называемая его обитателями островом Кухоморье — по имени заповедного местечка Кухморь.

Лагерь принимает детей из разных концов России и из других стран круглогодично, работают четыре смены по три недели. Основная специализация — компьютерные технологии, спорт, языки, отдых. Возраст прини-

маемых детей — от 7 до 17 лет. Лагерь существует более 20 лет. За эти годы не было ни одного случая, чтобы кто-либо не нашёл себе любимого занятия. Ребята настолько увлекаются, что не замечают, как подошёл конец смены. И каждый, уезжая, мечтает вернуться.

Во всех сменах работа идёт по направлениям: компьютерные технологии; естественно-научный блок; блок гуманитарного знания; блок декоративно-прикладного творчества; спортивный блок; блок «Досуг» также предлагает обширную программу — экскурсии в старинный город Переславль-Залесский, зал психологической разгрузки, студии народных музыкальных инструментов, бального танца, театральная студия и т.д.

Новички быстро осваиваются и выбирают кафедру, на которой они будут заниматься: в обычных лагерях есть кружки, здесь они называются кафедрами, и этому научному названию вполне соответствуют содержание курса и знания, которые ребята получают. Кафедр много, около 20, все они так или иначе связаны с компьютером. Но есть такие, где компьютер — главный предмет изучения, там обучают новым компьютерным технологиям. На кафедрах, которые относятся к естественно-научному направлению, изучают математику — курс, который поможет поступлению в вузы, а также теорию вероятности. Детей учат тому, чему они не учились в школе, но что вполне может пригодиться в жизни. Часто школьнику нравится один курс, потом второй и третий, и в итоге он занимается на всех трёх.

На кафедре «Компьютерная графика» всегда много желающих. Здесь учат использовать различные графические программы, с помощью которых можно обрабатывать фотографии: менять цвет волос, глаз, выражение лица, делать его более привлекательным, работать с видеофайлами, делать анимацию изображения. На кафедре «Электронная музыка» дети

учатся обрабатывать готовые аудиофрагменты, создавать миксы на основе известных композиций, свои собственные треки. На интернет-кафедре используют богатства Интернета для познания, общения, поиска информации, учатся создавать и представлять web-страницы и сайты.

В центре есть и гуманитарные кафедры. Одна из них — «Корабль искусств». Учат здесь не морским премудростям, а художественным промыслам. Ребята рисуют, лепят фигурки зверей и сказочных персонажей, расписывают ткань в стиле батик. Пишут сценарии, делают декорации, а затем создают мультфильмы.

Всю смену юные кухмари готовят проекты. Темы придумывают сами. Под руководством педагога кафедры работают над ними группами или в одиночку. В первые дни после приезда для них устраивают научно-практические мини-конференции, на которых авторы представляют идею проекта и свои наработки, которые уже есть.

Каждая смена в МДКЦ завершается отчётной научно-практической конференцией, на которой ребята делают доклады о том, чему они научились на кафедрах, демонстрируют свои проекты в электронном и печатном виде.

Компьютерный лагерь «Байтик», Республика Татарстан http://baytik-kazan.ru/

«Байтик» широко известен в Республике Татарстан, России и странах ближнего зарубежья. Здесь с 2000-го года собираются школьники и студенты, предпочитающие активный отдых: есть возможность повысить свой интеллектуальный потенциал в разных областях знаний, поделиться опытом, творческими находками и идеями.

Программа насыщена и разнообразна: смены для школьников, углубляющих свои знания компьютерных технологий и экономики (по международной программе «Достижения молодых»), республиканский проект IT-JUMP и республиканский конкурс «Юный программист», смены актива общественного клуба «Лидер» и актива «КВН», смены Школы эк-

ранного творчества «Теле-Байтик», смены актива детских и молодёжных общественных организаций и многое другое.

Компьютерный лагерь «Байтик» расположен в живописном месте вблизи Голубых озёр в 10 км от Казани. Во время летних каникул многие ребята вновь и вновь возвращаются в компьютерный лагерь «Байтик» учиться. И вот почему: им хочется идти вперёд и получить другие знания и новый опыт. В «Байтике» у них есть возможность научиться новому. Это и информационные технологии, и разговорный английский язык, и экономические международные игры. Проходят занятия в современных компьютерных классах, учебных площадках на свежем воздухе, в хорошо подготовленной кемпинговой зоне.

Возраст участников лагеря — от 6 до 17 лет. Работают с ними лучшие из лучших: учителя-победители республиканских конкурсов «Учитель года», разработчики книг и учебников, по которым обучаются ребята, преподаватели и талантливые студенты вузов, носители языка из Канады, Англии и США. Грамотно составленные программы определяют качественный процесс обучения как с теоретической, так и практической стороны.

Программа занятий строится на базе современного программного обеспечения, работающего под управлением операционных систем фирм Microsoft и Apple. Техническое оснащение учебных кабинетов включает компьютеры систем PC и iMac, ноутбуки, планшетные компьютеры iPad и HTC-Flyer, мультимедийные проекторы, смарт-доски и плазменные панели. Вычислительное оборудование объединено в единую локальную сеть с проводной и Wi-Fi связью с выходом в Интернет. Благодаря такой мощной технической базе можно разрабатывать программное обеспечение, выполнять сложные графические разработки, 3D-моделирование, монтаж видео

с любыми спецэффектами и многое другое. В первый день смены в каждом отряде про водится тестирование для определения уровня компьютерной подготовки и формирования учебных групп (начальный, средний и высокий уровень). В зависимости от контингента смен варьируется количество учебных групп и уточняется программа занятий каждой из них.

Учебные занятия проводятся со второго дня смены ежедневно, кроме воскресения, в первой половине дня, во второй — занятия в студиях по интересам. Расписание включает три занятия: два компьютерных (мастер-класс и практика) и спортивные игры или купание в бассейне. Ребята осваивают программу учебного курса и работают над проектами. На занятиях соблюдаются техника безопасности и требования СанПиН 2.2.2.542-96: время работы на компьютере, использование физкультминуток и упражнений для глаз.

Окончив курс, ребята защищают проекты в учебной группе и получают сертификаты. Наиболее интересные работы участвуют в Фестивале лучших проектов смены и отмечаются дипломами. Занятия проводятся на планшетных компьютерах iPad и iMac.

Выполняя проекты, ребята получают практические навыки работы с iPad, работая как индивидуально, так и в команде. Кроме того, для развития интеллектуальных способностей на IPad 2 проводятся викторины и конкурсы.

* * *

Мы привели лишь некоторые примеры детских лагерей, которые помимо насыщенной оздоровительной и досуговой программы ведут учебные занятия. Список лагерей вы можете посмотреть по адресу http://www.kid-club.ru/program/type/63 или поискать через вашу любимую поисковую систему. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.