Научная статья на тему 'Опыт организации компьютерного лагеря'

Опыт организации компьютерного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Галина Валентиновна, Кондратьева Татьяна Владимировна

Компьютерный лагерь сегодня – это современный вид детского отдыха. В основе деятельности лагеря лежит принцип гармоничного сочетания компьютерного и другого прикладного образования. В качестве одного из наиболее эффективных методов организации жизни детей в лагере используется проектно-исследовательский метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычева Галина Валентиновна, Кондратьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт организации компьютерного лагеря»

Опыт организации компьютерного лагеря

Сычева Галина Валентиновна (box0623@udm.net)

МОУ «Гуманитарно-юридический лицей № 86» (ГЮЛ № 86), г. Ижевск

Кондратьева Татьяна Владимировна (uc-it@idz.ru)

АНО «Учебный центр информационных технологий», г. Ижевск

Компьютерный лагерь сегодня - это современный вид детского отдыха. В основе деятельности лагеря лежит принцип гармоничного сочетания компьютерного и другого прикладного образования. В качестве одного из наиболее эффективных методов организации жизни детей в лагере используется проектно-исследовательский метод.

Начиная с 2005 года, Лицей № 86 и АНО «Учебный центр информационных технологий» ведут работу по организации компьютерного лагеря на базе лицея и ДОЛ «Заря». В течение 5 лет в компьютерных лагерях отдохнули и прошли обучение более 2500 детей и подростков со всей республики. Успешно проведены смены: «Театральный фестиваль», «Евровидение», «Магия кино», «Рождественские чудеса», «История великих изобретений XXI века», «РИО-двинутое рождество», «5 секретов МъМагии», «Легенды Fantazy мира», «ИнформТрэк», «Джуманджи», «Медиагород», лингвистические смены: «Путешествие в Австралию», «Путешествие в Диснейлэнд», географические смены - «Вокруг света за 5 дней», «Путешествие по реке времени»; «Виртуальное путешествие по миру - Африка».

Компьютерный лагерь сегодня - это современный вид детского отдыха, основная цель которого - обучение детей навыкам существования в современном информационном пространстве путем овладения современными компьютерными технологиями. Детям предлагается увлекательная проектная и творческая

деятельность, а для этого необходимо научить детей использовать компьютер не как игровую приставку, а как важнейший инструмент для повседневной деятельности.

Уникальность предложенного опыта в том, что с помощью разнообразной тематики лагерных смен значительно расширяется образовательное пространство учащихся. В основе деятельности лагеря лежит принцип гармоничного сочетания компьютерного и другого прикладного образования.

В качестве одного из наиболее эффективных методов организации жизни детей в лагере используется проектно-исследовательский метод. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования и реализации проекта. Разработка проектов проводится в группах и подразумевает постоянное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии. Непременным атрибутом обучения является итоговая защита проектов.

Компьютерные технологии в проектно-исследовательской деятельности обучающихся являются не просто новым инструментом, позволяющим получить доступ к большим массивам информации, автоматизировать процессы обработки данных, по-новому представить результаты исследования. Компьютерная среда обеспечивает условия для эффективного создания ситуаций личностного развития в новом образовательном процессе.

Основная деятельность детей в лагере осуществляется в компьютерных мастерских. Профессиональные педагоги на занятиях учат детей пользоваться различными программными продуктами - в зависимости от возраста - Paint, Word, ПервоЛого, Movie Maker для детей начальной школы, CorelDraw, Power Point, PhotoShop, 3DMax - для детей среднего и старшего возраста. На занятиях участники лагерной смены создают бейджи, визитки, открытки, календари, обрабатывают фотографии, создают мультики и фильмы, делают презентации. В течение смены дети с помощью педагогов разрабатывают свой творческий проект, который может быть интегрированным по двум или более предметам - английский язык, география и информационные технологии (смена «Путешествие в Австралию»); физика, история, биология и информационные технологии (смена «История великих изобретений») и т. д.

Одним из условий эффективности лагерной смены является использование воспитательного потенциала игры. Игра учит выстраивать отношения, игровые ситуации дают возможность каждому проявить свои способности. Компьютерный лагерь - это детская демократическая страна «Медиа территория», своеобразный культурно-образовательный центр, позволяющий детям получить опыт сотрудничества и реализации совместных проектов в области информационных технологий.

Все граждане «Медиа территории» работают в мастерских. В первый день смены проходит презентация мастерских, которую проводят преподаватели. Затем для каждого отряда проводятся вводные занятия или тестирование, в результате которых формируются группы: по возрасту, по выбранным проектам, а также по уровню подготовленности ребенка. В течение смены дети участвуют в 2-х конференциях. Первая конференция посвящена представлению своих отрядов - визитка, эмблема, рекламные проспекты. Вторая конференция проходит в конце смены и является настоящим смотром компьютерных технологий. Конференции проводятся в большом зале, с микрофоном и проектором. Участники выступают перед всеми гражданами страны и рассказывают о выполненной работе. Тем гражданам, которые выступили на одной конференции, присваивается звание «Мастер страны», а тем, кто выступал дважды - «Супермастер страны».

Все дни пребывания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом ролевой игры. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляет ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах создает условия для индивидуально-личностного развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

На всех этапах игры для каждого участника определены роли в соответствие с теми видами деятельности, которые интересны ребенку. Каждый день в лагере, вписываясь в общий сценарий игры, имеет свои особенные цели и задачи, свою «легенду», свою театрализованную подачу, свою атмосферу и логику. В зависимости от сюжета распределяются роли участников игры. Общую схему построения лагерной смены можно проследить через игровую программу «Джуманджи».

Старинная игра «Джуманджи» несет в себе истину древних цивилизаций. Играть в нее нужно по правилам. Путешествие осуществляется по карте - команды бросают кости, а фигурки сами передвигаются на определенную картинку, и она начинает оживать. Боги с Олимпа «просыпаются» и участники должны пройти их непростые испытания. Та команда, которая пройдет все испытания, сможет найти ключи и узнать тайну древних цивилизаций. Эта стержневая «легенда» позволяет связать воедино все дни лагерной смены, придавая лагерному существованию интригующую атмосферу романтики и приключений, открывая большой простор

воображению и творчеству как педагогов лагеря, так и детей. В ходе смены участники «экспедиции» отыщут игру «Джуманджи», сыграют в Олимпийские игры, отловят диких животных, окунутся всей командой в приключения Миссии Наруто, создадут декорации для пришельцев, сыграют в кукольном спектакле. А также, узнают историю человеческих цивилизаций, научатся взаимодействовать в команде, освоят уроки картографии и смогут составлять электронные карты местности, создадут свои творческие компьютерные проекты.

Все участники проекта работают в мастерских:

• Видеостудия - съемка сюжетов и видеомонтаж;

• Фотолаборатория - съемка и обработка цифровых изображений;

• Мультлаборатория - создание мультфильмов;

• Пресс-центр - выпуск газеты «Записки путешественника».

Игровая программа «Джуманджи» - увлекательное путешествие в мир полный разнообразия и неожиданностей. Проводники в этом мире - современный компьютер и инструктор-консультант, которые помогут достойно самопрезентоваться в виртуальном пространстве. С детьми проводятся занятия, на которых они узнают о том, что такое Интернет, какие формы общения возможны в нем, как сделать так, чтобы это общение было конструктивным, полезным и безопасным. Дети осваивают основы работы в различных программах, конструируют свое собственное интернет-пространство. Занятия проводят преподаватели, обладающие опытом работы в компьютерных программах и виртуальных средах. Несмотря на то, что план смены насыщен самыми разными мероприятиями, в лагере обеспечивается двигательная активность детей через подвижные игры и спортивные состязания, свободные прогулки на свежем воздухе и минутки разгрузки.

Создание компьютерного лагеря является не только необходимым условием успешного развития системы образования, но и важным фактором достижения ее главных целей - повышения уровня образованности и воспитанности детей, формирования у них нового научного мировоззрения, которое должно соответствовать условиям и проблемам развития общества в XXI веке. Этому способствуют практически неограниченные технологические возможности современных информационных и коммуникационных технологий.

Литература

Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: «Просвещение», 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.