Научная статья на тему 'От отрядного стандарта - к свободному развитию'

От отрядного стандарта - к свободному развитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / CHILDREN HEALTH CAMP / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СМЕНЫ / ORGANIZATIONAL FOUNDATIONS OF A CHANGE / ИНТЕРЕСЫ / INTERESTS / УВЛЕЧЕНИЯ / HOBBIES / КЛУБ / CLUB / СТЕПЕНЬ УВЛЕЧЁННОСТИ / DEDICATION DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доценко Ирина Георгиевна, Катаева Надежда Владиславовна

Организационные основы смены. Познавательные интересы детей доминанта при организации смены. «Педагогика интереса» как возможность каждому ребёнку проводить день в лагере в соответствии со своими увлечениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От отрядного стандарта - к свободному развитию»

ОТ ОТРЯДНОГО СТАНДАРТА к свободному развитию

Ирина Георгиевна Доценко,

доцент кафедры профессиональной педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, кандидат педагогических наук, г. Екатеринбург

Надежда Владиславовна Катаева,

начальник оздоровительного лагеря «Прометей» ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»

Познавательные интересы детей могут стать доминантой при организации смены. Для этого предлагается изменить подход к подготовке кадров и систему дел организационного периода. «Педагогика интереса» даст возможность каждому ребёнку проводить день в лагере в соответствии со своими увлечениями.

• детский оздоровительный лагерь • организационные основы смены

• интересы • увлечения • клуб • степень увлечённости

п

ри организации жизни детей в детском лагере основное противоречие связано с противостоянием по линии «коллективное — индивидуальное». Отрядная жизнь лагеря построена так, что индивидуальный ритм существования невозможен: общий подъём, зарядка и далее — привычная рутина дня в режиме общего быта и подготовки к единому для всех вечернему делу.

Разумеется, педагоги ищут выход, понимая, что личностный рост

ребёнка возможен в условиях выбора и индивидуальной ответственности. Кто-то заменяет отрядную организацию гостиничным типом проживания и предлагает множество дел и развлечений, среди которых каждый находит предпочтительные для себя. Другие наполняют день разнообразием клубов, студий, секций. Третьи к названным структурам добавляют свободное времяпрепровождение: доступны дартс, гигантские шаги, ходули и велосипеды; на пирсе —

рыболовецкие снасти; библиотека и игротека открыты от подъёма до отбоя; на спортивной площадке всегда дежурит физрук.

В лагере «Прометей» Свердловской области мы расширили возможности для индивидуальных увлечений посредством курсов Клуба успеха. Каждый ребёнок/подросток после оргпериода выбирает свой клуб и в течение смены посещает 10—12 занятий. Руководителями клубов являются все вожатые и воспитатели. Курсы клуба не заменили кружков и спортивных секций, которые действуют ежедневно в отведённое для них время, а составили им конкуренцию.

Клуб успеха имеет предысторию: это мастерские вожатых, объединявшие вокруг себя всех детей лагеря независимо от возраста и умений. Мысль о Клубе успеха пришла нам после знакомства с «орлятской» Школой лидерства, даже некоторые названия клубов мы позаимствовали у «орлят», например, «Спорт с умом». От мастерских вожатых курсы Клуба успеха отличает то, что в первых всегда лидирует мастер, курсы же спланированы так, чтобы ребёнок, получив первичные навыки, включился вместе с педагогом в организацию какого-то дела во второй половине смены.

За четыре года курсы Клуба успеха перетянули на себя внимание детей и вошли в противоречие с традиционным планом-сеткой, выстроенным в расчёте на приоритет отрядной деятельности. Итоговые анкеты показывают, что детям запомнилась деятельность по интересам, а не массовки, сколь бы яркими они ни были. Вот отзыв четырнадцатилетней Оли из г. Сысерти: «Самым плодотворным для меня оказался курс «Основы журналистики». Меня всегда очень увлекала общественная жизнь, я хорошо владела фотоаппаратом и имела неутолимое желание писать. Очень хотелось научиться доносить новости до людей, уметь правильно общаться с людьми разного социального статуса. Все мои увлечения и желания сошлись на журналистике. Я ничуть

не пожалела, что выбрала этот курс. Я получила такие навыки, которые повлияли на мою жизнь, буду журналистом в газете Сысертского района». Привлекательность для детей клубов и желание проводить в них больше времени приводит нас к необходимости пересмотра организационных основ смены.

Ориентация на самоосуществление ребёнка/подростка, на развитие его интересов меняет содержательное наполнение дня в лагере: подготовка всем отрядом к вечернему делу уступает место курсам в клубе днём и делам, организованным клубами, вечером. Таким образом, в вечерние часы появляется событийное разнообразие, благоприятное для индивидуального выбора.

Меняются и приоритеты подготовительного периода. В это время вожатые и воспитатели изучают «педагогику интереса», ищут способы активизировать увлечения детей, понимая, что «интерес — показатель стремления к развитию, ребёнок стремится развивать лишь те способности, которые не спят, а уже пробудились»1. Доказывая этот тезис, русский педагог В.П. Вахтёров разработал типологию детей в соответствии с их увлечениями. Представим некоторые типы:

• охотничий — мечтают стать охотниками и рыболовами. Когда им предлагают выбор, куда пойти, предпочитают зоопарк или цирк. Мечтают купить ружьё или хорошую собаку. Любимые книги: «Записки охотника», «Капитан Немо». Из игр выбирают: лазание по деревьям, игры в мяч. Из картин — те, где изображена охота. Из песен — военные, разбойничьи и про природу. Формы стремления к развитию: потребность развития мышечной силы, внешних сил (зрение, слух), наблюдательности, хитрости. Любят природу, гулять на берегу реки;

1 Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. — М.: Изд-во Т-ва И.Д. Сытина, 1913. — Т. 1. — С. 228.

• воинственный — похож на охотничий. Тоже есть инстинкты насилия, разрушения, жестокости, идущие иногда рядом с каким-нибудь великодушным порывом. Однако преобладают военные инстинкты. Хотят быть военными (мотивация разная: прославиться, польза войска для общества, павшие попадают в царство небесное). Любят военную историю и полководцев, таких, как Суворов, Кутузов. Самыми дурными людьми считают трусов и изменников: Мазепу, Гришку Отрепьева. Книги, песни, картины — о войне. Игрушки — оловянные солдатики, сабли, пушки. Игры: в солдаты, в пожарных, кошки-мышки, стрельба из ружья. Формы стремления к развитию: укрепляют тело физически, могут заступиться за младших. Никого не боятся;

• научно-любознательный — жажда знаний, любовь к книгам, опытам, изобретениям. Господствующие умственные способности требуют развития. Любят читать: приключения, про учёных, энциклопедии. Покупают лупы, слушают публичные лекции. Игрушки — волчок и компас. Самым несчастным считают того, кто

не может продолжить образование. Самый хороший поступок — решить трудную задачу;

• нравственно-общественный — задатки к состраданию и деятельной любви. Хотят быть врачами, учителями, помогать крестьянам, быть доброй феей и т.д. Если бы разбогатели, то построили приют для бездомных, бесплатную столовую, библиотеку-читальню. Хотят спасти утопающих, спасти кошку и т.д. Дурной поступок — обидеть маленьких... Преобладающая потребность развития — нравственные чувства и поступки. Книги: «Хижина дяди Тома», «Принц и нищий».

Другие типы детей по их увлечениям В.П. Вахтёров не описывает подробно, а только называет: религиозный, литературный, артистический, практический, физической силы. Детей, увлечения которых не однозначны и не постоянны, «можно было бы причислить разве только к смешанному типу: они увлекаются очень многим, но понемногу; их интересы разнообразны, но по-видимому слабы; и трудно найти у них такой центр, вокруг которого группировались бы какие-нибудь другие интересы и стремления»2.

2 Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. —

М.: Изд-во Т-ва И.Д. Сытина, 1913. — Т. 1. — С. 203.

Нам представляется, что подход Вах-тёрова к поиску доминанты развития ребёнка хорош для работы в условиях загородного лагеря. Наблюдая за детьми, задавая им простые вопросы, взрослые могут сориентироваться в том, чем интересуются их подопечные. Конечно, для начала типологию нужно осовременить: привести в соответствие с принятыми сегодня в педагогике и психологии терминами; изменить взгляд на интересы детей компьютерного века.

Интерес

Сегодня эта категория широко используется в контексте побуждения человека к активности. Психологи рассматривают интерес как потребность, отношение, склонность, любопытство. Не останавливаясь глубоко на этом вопросе, согласимся с Е.П. Ильиным: «интерес — это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, вызывающую у него удовлетворение от познания нового, неизвестного, от переживания загадочности, таинственности»3. Интересы могут служить основанием для определения направленности личности. Понятие «направленность личности» близко «типу по увлечениям» Вахтёрова, но судить за короткий период смены о направленности личности не совсем корректно. Поэтому мы говорим о типах увлечений, а не о типах детей по их увлечениям. Педагоги наблюдают за тем, в каких хобби проявляются интересы детей, и содействуют выбору увлечений, их устойчивости и совершенствованию в любимом деле.

Мы интегрировали типологию Вахтеро-ва с видами хобби из компьютерной игры The Sims, относящейся к жанру «симулятора жизни». В седьмом дополнении к игре — The Sims 2: Free

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Изд-во «Питер», 2000. — С. 173.

Time4 — персонажи могут заниматься своим хобби, собираться в клубы по интересам. В игре доступны десять видов хобби. В нашем перечне — четырнадцать типов увлечений:

• стремление к природе. Здесь и рыболовство, и садоводство, и наблюдения за птицами и насекомыми. В лагере «юные натуралисты» предпочитают прогулки по берегу реки или лесу, просятся на рыбалку. Поскольку в лагере запрещено выходить за территорию, зачастую не находят себя в лагерной действительности, поскольку трудно чем-то заменить удовольствия, получаемые при ловле рыбы или сборе ягод;

• армия. В лагере часто встречаются дети из кадетских корпусов, из среды казачества. Но и среди обычных мальчишек есть те, кто увлекается военной историей, мастерит оловянных солдатиков, готовит себя

к армии;

• наука. Наблюдения за планетами в телескоп, за микроорганизмами в микроскоп, включённость в научно-познавательные передачи, знание научно-популярных сайтов

в Интернете, участие в соответствующих интернет-форумах. Популярны у детей и исследования общественных отношений;

• литература и кино. Чтение по программе, заданной учителем, не удивительно — дети приезжают в лагерь со списками книг, которые нужно прочесть к школе. Но есть и увлечённые читатели. Кино мы отнесли

к этому же типу хобби, имея в виду кино как искусство, а не бездумное времяпрепровождение;

• театр. Сцена для детей связана не только с постановкой пьес и перформансов. Эстрада, КВН привлекательны не в меньшей степени. Дети обмениваются шутками из телевизионных шоу, разыгрывают сценки;

4 The Sims 2: Увлечения. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

• музыка. Среди детей много фанатов различных музыкальных направлений, готовых слушать музыку и спорить о ней. Есть и те, кто с воодушевлением играет на синтезаторе, скрипке или флейте, поёт сольно или в хоре;

• мода и танцы. Танцы можно было бы объединить с музыкой ещё лет пять назад. Сегодня танцы в тренде: различные танцевальные школы задают направление молодёжной моде;

• экономика и хозяйство. Не только игра в «Монополию», но и рассуждения об экономической политике государства являются показателем этого увлечения. В лагере «экономически» ориентированные дети обязательно знают, кто директор, а кто завхоз. Они приходят с предложениями,

а есть и те, кто предлагает свою помощь;

• спорт. Собственные увлечения футболом, баскетболом, боление за любимые команды, просмотр спортивного телеканала и др.;

• кулинария. Избыток кулинарных шоу на телевидении способствовал тому, что выросло поколение, в большей мере интересующееся приготовлением пищи, чем когда-либо. Таких детей радует, когда шеф-повар даёт мастер-класс. Они обмениваются рецептами и обсуждают пользу тех или иных блюд в столовой;

• техно-хобби. Отремонтировать старую машину в лагере вряд ли возможно.

Но чинить электроприборы или включиться в легоконструирование — удел технически продвинутой молодёжи. К этому же типу мы отнесли фото-и видеосъёмку, настройку телефонов, планшетов;

• игра. Игровые приставки и компьютеры, шашки и бильярд, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Компьютерная игра сегодня — массовое увлечение. Но есть настоящие знатоки игры, для них игра сопровождается познавательным удовольствием;

• прикладное искусство. Написание картин, гончарное производство, шитье, дизайн и многое другое;

• работа с общественностью (РК) — здесь и «бумажная» журналистика, и телевизионная, и реклама, и стремление учить и лечить. В лагере много традиционных «должностей» —

от редакции до сантройки, которые стремятся занять ребята с такими склонностями.

Организаторские способности детей порой заслоняют собственно предметную область. Если в лагере появляются дети, которым хочется руководить, неважно кем и чем, то руководство здесь — ещё один тип увлечения. Для таких детей нужно создавать многопрофильное объединение на принципах самоуправления.

Чтобы активизировать работу «по интересам», в подготовительный период смены педагоги анализируют практику прошлых лет и решают, как обеспечить все типы детских увлечений. Определяются внутренние ресурсы педагогического коллектива, которые позволят открыть курсы Клуба успеха. Ставится вопрос о дополнительном приглашении специалистов.

Организационный период смены в таком случае тоже пройдёт по другой схеме. Задачей становится не «погружение» детей в традицию «Прометея», а быстрое изучение того, к каким делам и событиям готовы они сами. Ориентируясь на предложенный выше перечень типов, педагоги вместе с каждым ребёнком определяет степень увлечённости.

Степень увлечённости

Это показатель готовности ребёнка к свободному выбору деятельности. Он важен для предлагаемой организации ДОЛ и соответствует одной из шести ступеней. Ступени, в свою очередь, находятся на трёх уровнях, которые отражают границы педагогического вмешательства.

Первый уровень. Интересы ребёнка/подростка выражены слабо. Педагог помогает поиску увлечения:

• 1-я ступень — отсутствие каких-либо приоритетов. Телевидение, сотовый, поболтать

с друзьями, поиграть на планшете при анкетировании называются как любимое времяпрепровождение;

• 2-я ступень — «иду за тем, кто позовёт». Имеется в виду побуждение

со стороны друзей или педагогов, внешнее, но характеризующее включённость в ту или иную деятельность.

Второй уровень. Требуется педагогическая поддержка:

• 3-я ступень — разбросанность интересов: многое нравится, приоритеты меняются;

• 4-я ступень — увлечён каким-то делом, но занимается от случая к случаю (от конкурса к конкурсу).

Третий уровень. Самостоятельность, увлечённость, организованность:

• 5-я ступень — посвящает хобби всё свободное время;

• 6 ступень — постоянные занятия

с самоорганизацией (ставит цель, знает, чего хочет).

Ещё один важный аспект наблюдения за детьми — проявление интереса в детском сообществе: готов ли ребёнок/подросток увлечь своим любимым делом других? Есть ли желание объединиться по интересам и продвигать свои интересы?

В организационный период смены педагог вместе с ребёнком или подросток самостоятельно заполняют страницы дневника (в «Прометее» каждому в начале смены выдаётся «Дневник личностного роста»), соответствующие характеристике интересов. И строят планы: чем бы хотелось заняться. Находят среди курсов Клуба успеха те, которые отвечают сегодняшним запросам ребёнка/подростка. Эффективности выбора способствует система дел оргпериода: конкурс «Круговерть знаний», игра-представление своих интересов «Живая книга» и пр. Уже в оргпериод проходят первые занятия в Клубе успеха, одно посвящено знакомству, другое —

планированию. Общий план лагеря, в таком случае, представляет собой набор заявок на проведение тех или иных дел, в основном, малой формы. В лагере всегда есть дети, высказывающие такие предложения, к которым взрослые изначально не готовы. В расчёте на таких детей не все педагоги заявляют курсы Клуба успеха. Некоторые становятся кураторами клубов, которые будут вести дети.

Час мифов

На сборе своего отряда Яна рассказала о себе как о знатоке мифов. Оказалось, что тема мифов близка ещё нескольким ребятам, особенно Славе. Подростки вышли с предложением на совете лагеря — провести что-нибудь по мифам для других детей. Речь шла о малой форме: Яна склонялась к тому, чтобы рассказать мифы младшим отрядам, Слава был за то, чтобы собрать желающих со всех отрядов, рассказывать самим и послушать других. Договорились о «Часе мифов» в библиотеке для желающих из 1—7-х отрядов (9—14 лет). Библиотекарь выступила куратором предстоящего дела. Слава вызвался написать объявления, что и сделал к концу дня. В назначенный час в библиотеку пришли семеро мальчишек из 6, 5, 4, 3 отрядов. И Слава задал подготовленный вопрос: все ли знают миф о Прометее? Конечно, ответили дети, но Слава всё-таки коротко повторил миф. Последовало множество дополнений. Руслан спросил: «А чей сын Прометей?» Ответа не последовало, и библиотекарь предложила поискать ответ в книге. Все кинулись к лежащим на столе книгам с мифами Древней Греции, и в словаре мифов нашли ответ.

Яна предложила вспомнить подвиги Геракла, каждый из мальчишек назвал

по одному подвигу. Не досчитались трёх подвигов, их тоже уточнили по книге. Следующие вопросы, такие, как, «Какое отношение к Прометею имеет мудрый кентавр Хирон» — оказались для аудитории слишком простыми. И тогда библиотекарь предложила детям закончить следующую фразу: «Знаете ли вы, что...». Здесь-то и пришло время для интеллектуального пира. Мальчишки по очереди начинали рассказ, а если их вступление наталкивалось на хор голосов, кричащих: «Знаем», искали другой факт и сообщали его. Вышли на разные мифы, на историю Троянской войны, перебивая друг друга уточняли детали. Затем стали задавать вопросы друг другу, и на три из них не нашли ответа. Договорились, что продолжат поиск, после чего сами сообщат ответ тем, кто задал трудный вопрос. Обменялись информацией о том, где найдут друг друга, и разошлись довольные. Вопроса о победителях и о «талантиках», которыми награждают в лагере за активность, не возникло. Дети предложили собраться ещё раз, мечтали о разговоре под звёздами.

Именно это дело показало: современные дети, посещающие в учебное время кружки и секции, музыкальные и спортивные школы, серьёзно занимающиеся своим образованием, готовы в летнем лагере к самостоятельным познавательным действиям. Нужно просто не бояться пойти за ними, помня, что «ни жить, ни творить «за других» нельзя. Жить и творить каждый должен сам»5. НО

5 Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. — М.: «Русская книга», 1993. — С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.