Научная статья на тему 'Компьютерный контроль знаний: теория и практика, плюсы и минусы'

Компьютерный контроль знаний: теория и практика, плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1314
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Закир Гапизович

В статье рассматриваются основные аспекты внедрения компьютерной системы контроля знаний, главные факторы процесса ее применения, методы формирования заданий с учетом методического и организационного моментов. Важным вопросом также являются недостатки и преимущества компьютерной системы перед традиционной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерный контроль знаний: теория и практика, плюсы и минусы»

ПЕДАГОГИКА

З.Г. Алиев

КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В статье рассматриваются основные аспекты внедрения компьютерной системы контроля знаний, главные факторы процесса ее применения, методы формирования заданий с учетам методического и организационного моментов. Важным вопросом также являются недостатки и преимущества компьютерной системы перед традиционной.

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки учащихся. Особую роль в повышении качества образования призвана сыграть его компьютеризация, понимаемая, с точки зрения автора, не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание спроектированной с психо-лого-педагогической и методической точки зрения информационно-образовательной среды учебного заведения. Этот момент представляется одним из важнейших в рамках работы над данной проблемой, поскольку именно он раскрывает новизну и актуальность исследования: в связи с недостаточным до последнего времени уровнем развития и доступности компьютерных ресурсов в российских учебных заведениях, а также практически отсутствием возможности их применения в образовательном процессе идеи компьютерного контроля знаний не получили должного изучения.

Компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из факторов наилучшей организации обучения многими методистами такими, как: И.В. Роберт, С.В. Панюкова, К.Х. Ка-лугян, Т.В. Зайцева, В.Н. Владимиров, H.A. Урусов, Н.И. Фатеева, А.М. Фатеев и др.

Компьютерные программы в обучении — это реальность настоящего времени, а их оптимальное использование в учебно-воспитательном процессе — требование будущего. В ходе совершенствования процесса обучения идет разработка качественной системы контроля знаний, умений и навыков, основной целью которого являет-

ся объективная оценка знаний студентов, определение пробелов и методов их ликвидации. Анализ педагогической теории, передового и личного опыта применения информационных технологий в образовательном процессе позволили сформулировать некоторые дидактические условия эффективного применения данных технологий. К таковым относятся: своевременная диагностика и контроль профессионального роста обучаемых; организация качественного управления их познавательной деятельностью; психологическая и методическая подготовка преподавателей и учащихся к применению информационных технологий; формирование у обучаемых и преподавателей положительной мотивации.

Контроль знаний с использованием компьютерного программного обеспечения имеет значительные преимущества перед традиционной формой: такой контроль позволяет облегчить работу преподавателя, освободив его от рутинной проверки письменных работ, тем самым, потратив сэкономленное время на индивидуальные занятия. И самое главное - на лицо повышение объективности контроля знаний. В компьютерных программах, обеспечивающих такой контроль, осуществляется формирование индивидуального набора контрольных заданий каждому обучаемому, выводятся задания на экран, идет анализ ответов учащегося и выставляется оценка. Также предусмотрено сохранение результатов контроля и данных о работе ученика с компьютерной программой, что может быть использовано преподавателем в ходе дальнейшего процесса обучения.

Выделяя систему компьютерного контроля,

© З.Г. Алиев, 2008

15

принято рассматривать два аспекта: методический и организационный. Методический аспект характеризует решение педагогических и психологических задач, компьютерный контроль знаний рассматривается с точки зрения дидактики. Здесь речь идет о выборе заданий для проверки знаний учащегося, планирование проведения контроля знаний, определение требований к формированию набора контрольных заданий. При организации компьютерного контроля необходимо определить цели проводимого контроля на каждом этапе учебного процесса. Оценка качества знаний достигается использованием различных типов заданий [ 1, с. 366].

Важным методическим - собственно педагогическим — аспектом контроля принято считать формирование набора контрольных заданий, в зависимости от вида и цели контроля. Необходимо выделить следующие методы формирования заданий для контроля: комплекс заданий, предлагаемый в порядке возрастания уровня сложности; случайная последовательность вопросов различной сложности; специальный набор заданий разной сложности, сформированный для проверки определенного или комплексного уровня подготовки и предъявляемый в выбранной последовательности [2, с. 104].

Организационный аспект - это проблема реализации планируемого контроля знаний, с выбором необходимого алгоритма для оценки контрольных заданий, это формирование набора контрольных заданий на основе выбранного подхода (на основе выбранного метода формирования контрольных вопросов происходит автоматическая подготовка задания для контроля и выдача его обучаемому), выбор и использование в системе контроля параметров контроля знаний (к параметрам можно отнести тип задания, время на его выполнение, время выполнения задания студентом, количество используемых подсказок, количество заданий, количество ответов, количество правильных ответов, количество неправильных ответов, общее время, затраченное на выполнение задания и др.), выбор алгоритма для оценки знаний студентов (под алгоритмом понимается сбор и анализ данных, получаемых в процессе контроля и формирование оценки в виде суммы баллов, рейтинга).

Важным фактором в процессе компьютерного контроля знаний являются методы проведения контроля. Здесь речь идет, главным образом, о

степени адаптации к индивидуальным психологическим характеристикам учащегося и возможность применения оптимальных параметров проведения контроля знаний, т.е., например, о количестве и типе заданий, времени контроля, видах помощи. В ходе учебного контроля учащиеся могут проходить определенную создателем программы последовательность проверочных заданий. Эта последовательность не зависит от действий обучаемого во время контроля, в результате, всем ученикам выдаются контрольные вопросы одинаковой сложности либо в виде фиксированного набора, либо случайным образом. Число заданий здесь является постоянным для всех студентов, не зависимо от их уровня подготовки. Также используются методы, где частично или полностью учитываются особенности учащихся, уровни их подготовки, т.е. последовательность и число контрольных заданий различны для сильных, средних и слабых учащихся. В первом случае подбор заданий происходит с учетом ответов ученика или на основе подготовленного преподавателем сценария проведения контроля знаний [3, с. 343].

Для наглядности продемонстрируем несколько компьютерных программ, которые используются автором в повседневной работе для контроля знаний по английскому языку: English Check и EZ Memo Booster.

Программа-тренажер English Check включает в себя программный модуль (оболочку) и базу с предъявляемыми заданиями (данная база может редактироваться с учетом различных потребностей специфики предмета), т.е. возможно использование любого конкретного грамматического материала для его закрепления, отработки и контроля. На экране модуля последовательно выводятся предложения с пропущенными грамматическими формами и ниже — списком подставляемых вариантов вспомогательных, смысловых, модальных и неличных форм глаголов и конструкций всех наклонений английского языка. Программой ведется учет допущенных ошибок при выполнении задания. В целом, модуль рассчитан на итоговую работу по практическому грамматическому курсу английского языка, по завершению которой в соответствии с критериями в процентном соотношении выставляется оценка, с последующим определением основных недочетов, ошибок при использовании различных конструкций. Далее в ходе беседы идет ана-

16

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

Компьютерный контроль знаний: теория и практика, плюсы и минусы

лиз работы каждого учащегося, преподавателем ведется учет наиболее часто встречаемых пробелов (ведется условная статистика), рассматриваются и обсуждаются пути предупреждения выявленных ошибок. В итоге ученик должен уметь более четко разграничивать грамматические конструкции и использовать их, учитывая все правила их образования, легко ориентироваться в грамматическом пространстве изучаемого языка.

11рограмма-тренажер EZ Memo Booster предполагает работу с лексическим материалом и предусматривает следующие варианты работы:

Вариант - предлагается слово и несколько вариантов значений, только один из которых является верным (в программе также возможен просмотр транскрипции слов);

Мозаика - («выбор параллелей») в двух столбцах размещаются русские и английские эквиваленты, которые необходимо подобрать по значению. После правильного сопоставления угаданный вариант исчезает. Сопоставление производится перетаскиванием (Drag&Drop) русского варианта к английскому или методом щелчок-щелчок сначала на слово, потом на его перевод (или наоборот). И так до тех пор, пока не исчезнет количество слов, определенное преподавателем в настройках;

Написание - предлагается правильно написать перевод русского слова, причем на экран выводится подсказка о количестве букв в данном слове, возможно и включение опции «показывать первую букву». В ходе ввода эквивалента при допущении студентом ошибки возможно отображение правильной буквы или всего слова сразу;

Поиск — не является режимом обучения, но оказывается иногда очень полезным в затруднительных ситуациях, стоит просто набрать слово в строке над интересующим столбцом (русским или английским) и получите список слов, которые соответствуют введенному варианту.

В данной программе фиксируется количество пройденных лексических единиц, количество ошибок допущенных при выполнении задания, в соответствии с чем выставляется оценка за проделанную работу, в результате которой достигается определенный уровень владения лексическим материалом на данном этапе.

Итак, представленное исследование позволяет продвинуться в решении следующих проблем педагогической теории и практики: 1) конкретизированы общетеоретические представления об информатизации образования, а также нсихоло-го-педагогические требования к отбору автоматизированных программ контроля знаний; 2) раскрыты неоспоримые преимущества такого вида контроля: индивидуализация учебно-воспитательного процесса за счёт обеспечения интерактивного диалога и незамедлительной обратной связи, максимальною высвобождения времени для более продуктивной работы педагога, в немалой степени обеспечения объективности контроля знаний и повышения мотивации учащихся; 3) представлены организационно-методические аспекты контроля знаний учащихся в контексте автоматизации процесса образования; 4) на основе личного опыта применения компьютерной формы контроля знаний предложены некоторые оригинальные методические рекомендации для преподавателей по использованию компьютерных программ-тренажёров для диагностики знаний учащихся, обеспечивающие действенность на практике стратегии личностно-ориентированного подхода.

Библиографический список

1. ЗайцеваЛ.В., Прокофьева И.О. Проблемы компьютерного контроля знаний Г Proceedings. IEEE International conference on Advanced Learning Technologies (ICALT 2002). 9-12 September 2002. - Kazan, Tatarstan, Russia, 2002. -P. 102 106.

2. Прокофьева H. О. Методические аспекты компьютерного контроля знаний // Труды X научно-методической конференции ТЕЛЕМАТИКА 2003. Том2. СекцииD, Е.- СПб.,2003.- С. 366367.

3. Шкияъ A.C., Чумаченко С В., Напрасник С. В. Методика оценивания в компьютерной системе тестирования знаний // Образование и виртуальность-2002. Сборник научных трудов 5-й Международной конференции. -Харьков-Ялта: УАДО, 2003.-С. 340-345.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.